–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–Факторы
Вес
Оценка
Взвешенная оценка
1. вследствие ограниченности внешних инвестиционных ресурсов, снизились НИОКР.
0,1
4
0,4
2. сокращение производства и рост издержек производства ведут к постоянному снижению уровня рентабельности.
0,3
5
0,15
3. платежеспособность потребителей может упасть из-за недостаточных инвестиций в станкоинструментальную промышленность.
0,2
4
0,8
4. высокие темпы роста инфляции могут привести к неплатежеспособности предприятия, так как повысятся цены на ресурсы, а следовательно увеличится себестоимость выпускаемой продукции. Потребитель продукции не сможет ее приобретать из-за неприемлемых цен.
0,2
5
1
5.вся продукция, выпускаемая на заводе, подлежит обязательной сертификации, поэтому изменения в политике могут привести к коренным изменениям в законодательстве, а также в налогообложении.
0,1
4
0,4
6. ЗАО «БИЗ» является полностью частным предприятием, станкоинструментальная промышленность России также все более приобретает частный характер, поэтому чем больше частных предприятий, тем более высокая конкуренция.
0,1
4
0,4
Итого
1
3,15
Наиболее значимыми для предприятия являются экономические, технологические, а также политические факторы, так как они оказывают непосредственное воздействие на производственные процессы и процессы распределения продукции предприятия. Социальный фактор оказывает наименьшее влияние, так как конечными потребителями продукции являются промышленные предприятия.
Из таблицы видно, что сокращение уровня рентабельности – это наиболее весомый фактор, так как если снизится уровень рентабельности, то предприятиям невыгодно будет производить инструмент, следовательно промышленность не будет развиваться.
Оцениваемое предприятие не является лидером рынка, но у него для этого есть все возможности. Для этого можно из штучного производства перейти в массовое, тем более, что рынок позволяет, улучшить качество производимой продукции, потому что российский рынок все более осаждают предприятия Юго- Восточной Азии, либо расширить номенклатуру выпускаемой продукции или типоразмерный ряд.
1.3 Анализ стратегических позиций на рынке
Для этого применим многофакторную модель анализа стратегических позиций. Горизонтальная ось – оценка конкурентного статуса конкретного бизнеса. Вертикальная ось – интегральное измерение привлекательности отрасли.
Лидер вида бизнеса
Стратегия усиления конкурентных преимуществ
Удвоить объем производства или свернуть бизнес
Стратегия роста
Продолжать бизнес с особой осторожностью
Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать бизнес
Стратегия генератора денежной наличности
Стратегия частичного свертывания
Стратегия свертывания бизнеса.
Рис. 1. Модель анализа стратегических позиций.
Для анализа определим, к какой части данной матрицы относится конкретный бизнес и почему.
Таблица 4.
Переменные, характеризующие конкурентоспособность предприятия (ось X)
Переменные, характеризующие привлекательность отрасли (ось Y)
Относительная доля рынка:
На территории г. Белгорода и Белгородской области нет больше инструментальных заводов.
Темп роста отрасли:
Объем производства продукции отрасли увеличился в 1,4 раза.
Охват дистрибьюторской сети:
Продукция завода реализуется как в России, так и в Казахстане, Беларуси, Украине.
Отраслевая норма прибыли:
Средняя рентабельность по отрасли приблизительно = 18%
Технологические навыки:
Хороший опыт в производстве металлорежущего инструмента, но устаревшее оборудование.
Приверженность покупателя торговой марке:
ЗАО «БИЗ» выпускает качественный инструмент, поэтому имеет ряд постоянных клиентов.
Эффективность производства:
Качественная продукция при малых объемах производства и высоком уровне издержек.
Технологические барьеры для входа в отрасль:
Для входа в отрасль необходима высокая точность производимого инструмента, широкий ассортимент и огромные финансовые вложения, что для некоторых конкурентов неприемлемо. А также высококвалифицированный персонал.
Производственные запасы:
Для хранения производственных запасов на предприятии созданы все требуемые условия, но благодаря хорошей работе отдела снабжения производственные запасы не залеживаются.
Влияние государства в отрасли:
Предприятие является частным, вся производимая продукция подлежит обязательной сертификации.
Качество продукции:
Высокое качество выпускаемой продукции обеспечено качеством сырья, а также навыками высококвалифицированного персонала.
Влияние поставщиков в отрасли:
Предприятие сотрудничает с постоянными поставщиками сырья.
Научно-исследовательский потенциал:
На предприятии ведутся разработки по улучшению качества, а также по скорости производства инструмента.
Уровень использования отраслевых мощностей:
Производственные мощности используются в полном объеме.
Послепродажное обслуживание:
Предприятие гарантирует качество производимого инструмента.
Имидж отрасли в обществе:
Имидж определяется качеством продукции, а также доступными ценами и известностью.
Предприятие является «Лидером вида бизнеса», об этом говорят следующие факты:
· предприятие является единственным в Белгородской области,
· производит качественную продукцию,
· использует только качественное сырье,
· осуществляет послепродажное обслуживание,
· растет объем производства в отрасли,
· ведутся разработки по улучшению качества и скорости производства продукции,
· хороший имидж в отрасли.
2.Описание предприятия как объекта исследования.
2.1 Краткая характеристика предприятия.
1) Полное и сокращенное наименование предприятия. Полное наименование предприятия: Закрытое акционерное общество «Белгородский инструментальный завод»
Сокращенное наименование предприятия: ЗАО «БИЗ»
2) Дата регистрации предприятия. Предприятие зарегистрировано регистрационной палатой 25 февраля 1998 года.
3) Почтовый и юридический адрес предприятия. Юридический адрес: Российская Федерация, 308036, г. Белгород, ул. Щорса,45
4) Подчиненность предприятия. Предприятие находится в подчинении ЗАО «Холдинговая компания «Инструментальные заводы»
5) Вид деятельности предприятия. Основными видами деятельности предприятия являются: – производство металлорежущего инструмента,
– оптовая торговля,
– внешнеэкономическая деятельность.
6) Организационно-правовая форма предприятия. Белгородский инструментальный завод является закрытым акцилнерным обществом.
7) Форма собственности. Форма собственности ЗАО «БИЗ» – частная.
8) Включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий — монополистов: – федеральный: не включено;
– местный: не включено.
2.2 Анализ внешней среды предприятия.
2.2.1 Анализ конкурентов.
Конкуренты – альтернативные товары, услуги, взаимоотношения, способные удовлетворить нужды и потребности клиента, а также юридические и физические субъекты, предоставляющие эти товары, услуги и взаимоотношения.
Основными производителями плашек в СССР были 6 инструментальных заводов:
Харьковский инструментальный завод – 61% общего выпуска по стране,
Томский инструментальный завод – 13% общего выпуска по стране,
Сестрорецкий инструментальный завод – 14% общего выпуска по стране,
Ташкентский инструментальный завод – 8% общего выпуска по стране,
Львовский инструментальный завод – 2% общего выпуска по стране,
Владивостокский инструментальный завод – 2% общего выпуска по стране.
В результате распада союза, 3 из них находятся за пределами России. Владивостокский завод полностью прекратил производство инструмента. Сестрорецкий и Томский заводы значительно снизили объемы выпускаемых плашек из- за нехватки оборотных средств. В результате вышеперечисленных причин в стране реально ощущается нехватка инструмента для нарезания резьбы.
Поэтому на данном этапе у предприятия имеется огромное поле деятельности. Производство металлорежущего инструмента просто необходимо для страны, так как оставшиеся заводы не могут удовлетворить весь покупательский спрос.
2.2.2 Анализ потребителей продукции.
Данное предприятие специализируется на выпуске режущего и слесарно-монтажного инструмента.
Заводом изготавливаются плашки для метрических резьб М8÷М24 с крупным и мелким (0,75 мм и более) шагом, а также плашки для трубной цилиндрической резьбы G1/2” и G3/4”.
Выпускаемая номенклатура токарных резцов включает в себя все виды резцов с державками 25х16, 32х20 и 40х25, оснащенные напаянными пластинами твердого сплава марок Т5К10, Т15К6, ВК8. Все виды резцов сертифицированы Госстандартом России.
Для комплектования торцовых фрез Ø125÷200 мм заводом производятся запасные ножи, оснащенные пластинами твердого сплава.
Слесарно-монтажный инструмент представлен воротками для плашек М3÷М42, G1/8”÷G11/4” и воротками для инструмента с квадратом a=4÷16 мм на хвостовиках.
Потребителей продукции можно классифицировать по следующим сегментам:
· рынок промежуточных продавцов;
· потребительский рынок;
· рынок государственных учреждений;
· международный рынок.
Рынок промежуточных продавцов – это организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их конечному потребителю с прибылью для себя. К рынку промежуточных продавцов компании относятся оптовые, посреднические и розничные компании, занимающиеся реализацией инструмента.
Потребительский рынок – это отдельные организации, приобретающие инструмент для личного потребления. Потребителями компании являются производственные предприятия машиностроительной, авиационной, оборонной, нефтегазовой, строительной, судостроительной и др. отраслей. Основные потребители:
Ø ЗАО «ЮКОС-СЕРВИС» Г. МОСКВА
Ø ЗАО «СЛАВНЕФТЬ-МАРКЕТ»
Ø ОАО «СЛАВНЕФТЬ-МЕГИОНЕФТЕГАЗ»
Ø ОАО «ЛУКОЙЛ»
Ø ЗАО «ТД»ФАМИЛЬНЫЙ»
Ø ООО «ЛУКОЙЛ-НИЖНЕВОЛЖСК»
Ø ОАО «ТНК» «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МТО»
Ø ОАО НК «РОСНЕФТЬ-ПУРНЕФТЕГАЗ»
Ø ЗАО «ТУЛАЖЕЛДОРМАШ»
Ø ГП «ЮВЖД», Г.ВОРОНЕЖ
Ø ОАО «ЭНЕРГОСТРОСНАБКОМПЛЕКТ РАО ЕЭС»
Ø ОАО «ЛИВГИДРОМАШ»
Ø ОАО «КОЛЬСКАЯ ГМК»
Ø ОАО „КРАСНОДАРСЕЛЬМАШ“
Ø »РУДГОРМАШ” Г.ВОРОНЕЖ
Ø ГП КОНЦЕРН «РОСЭНЕРГОАТОМ»
Ø АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Ø ОАО «АВТОВАЗ» Г.ТОЛЬЯТТИ
Ø ОАО «АВТОАГРЕГАТ» Г.КИНЕШМА
Ø ОАО «БМЗ И ОСНАСТКА»
Ø АО «МИНУДОБРЕНИЯ» Г.РОССОШЬ
Ø ОАО «ВИТЯЗЬ» Г. ИШИМБАЙ
Ø ОАО «ОЭМК» Г.СТ.ОСКОЛ
Ø СТАНКОЗАВОД Г.ЛИПЕЦК
Ø ОАО «ТАТЭЛЕКТРОМАШ»
Ø ЗАО УАМЗ Г.НОВОУРАЛЬСК
Ø ТИХОРЕЦКИЙ МАШЗАВОД ИМ.ВОРОВСКОГО
Ø ОАО «ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА»
Ø МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ Г.БЕЛОРЕЦК
Ø АЛТАЙИНСТРУМЕНТ
Ø «АБРАЗИВНЫЕ ЗАВОДЫ УРАЛА»
Ø ОАО «ВОРОНЕЖСИНТЕЗКАУЧУК»
и т.д.
Рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары для их последующего использования в сфере коммунальных услуг. Компания участвует в тендерах на поставку инструмента в государственные учреждения.
Международный рынок – это покупатели за рубежом страны. В настоящее время компания продает инструмент на рынках Беларуси, Украины и Казахстана.
На предприятии создана база данных потребителей. Наиболее значимых потребителей поздравляют с юбилейными и торжественными датами, поощряют подарками, рекламными сувенирами.
Каналы сбыта : дилерская сеть, личные продажи ( на предприятии 5 коммерческих отделов), активное участие в тендерах, представительство в Internet, магазин для розничной продажи непромышленного инструмента. Потенциальные потребители сегментированы по географическому признаку (область) и закреплены за каждым инженером коммерческого отдела.
Продукция завода имеет стабильный спрос на рынке и распространяется через сеть торговых представительств по всей территории России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран СНГ. Тенденции в сбыте резцов указывают на возможность увеличения продаж при условии сохранения себестоимости на конкурентоспособном уровне. В то же время сбыт плашек осложнен недостаточным ассортиментом по классам точности и номенклатуре. Кроме того, себестоимость плашек малых типоразмеров высока и это отрицательно влияет на общую рентабельность производства.
2.2.3 Анализ поставщиков.
У предприятия существуют долгосрочные прочные связи с постоянными поставщиками. Основные поставщики сырья это такие заводы, как:
¨ Днепропетровский завод стали;
¨ Запорожский сталеплавильный завод;
¨ ОАО «Шлифверст» Молдавия;
¨ Кобринский завод «Ситомо».
2.3 Определение масштаба бизнеса.
Для того, чтобы определить масштаб бизнеса составим таблицы 5 и 6. С помощью них мы оценим положение предприятия на корпоративном уровне и на уровне бизнес- единицы.
Таблица 5.
Анализ на корпоративном уровне.
Наименование рассматриваемого аспекта
Ответы на вопросы
Масштаб бизнеса
ЗАО «Белгородский инструментальный завод» занимается производством металлорежущего инструмента, а именно резцов, плашек, запасных ножей для фрез, воротков для плашек. На предприятии планируется производство расширенной номенклатуры плашек.
Координата заинтересованных сторон
Заинтересованными сторонами для предприятия являются:
– инвесторы: вложение финансов в рентабельный бизнес,
– поставщики: поставка сырья, материалов, комплектующих, тепло- и электроэнергии в больших количествах,
– областной бюджет: чем больше прибыль предприятия, тем больше налогов и сборов перечисляется в бюджет,
– конкуренты: чем больше конкурентов, тем быстрее развивается отрасль, тем выше стимул к инновациям и нововведениям.
Наименование рассматриваемого аспекта
Ответы на вопросы
Взаимосвязанность
Предприятие производит инструмент для нарезания резьбы, либо оснастку к нему, поэтому при покупке инструмента покупатель сразу приобретает и комплектующие к нему, что удобно для потребителя и выгодно для производителя.
Средство для изменения масштабов
Анализируемое предприятие не является отдельным предприятием на рынке, а входит в крупную Холдинговую Компанию «Инструментальные Заводы», которая включает в себя заводы не только в России, но и за рубежом, а именно в Беларуси, Казахстане, Украине, а также сеть торгово- сбытовых предприятий.
Стратегические вопросы
Инвестирование завода сокращать не стоит, а наоборот, только увеличивать, так как ожидается ускорение развития данной промышленности.
При разработке ценовой политики предприятия учитываются такие моменты, как затраты на производство, цены конкурентов, затраты на рекламу и стимулирование сбыта.
Стратегические вызовы
Ценность для потребителей отдельных видов бизнеса компании может повысить расширение производства различных типоразмеров продукции, производство продукции на заказ, а также определенные условия скидок для постоянных клиентов и при покупке крупных партий товара.
продолжение
–PAGE_BREAK–Таблица 6.
Анализ на уровне бизнес- единицы Наименование рассматриваемого аспекта
Ответы на вопросы
Ассортимент продукции
Компания выпускает следующий ассортимент продукции:
– плашки круглые для метрической резьбы правые М8- М24,
– резцы напайные с твердосплавными пластинами (отрезные прямые, проходные отогнутые, проходные прямые, проходные упорные изогнутые, подрезные отогнутые, расточные для глухих отверстий, расточные для сквозных отверстий, резьбовые для внутренней резьбы, резьбовые для наружной резьбы, проходные упорные прямые),
– воротки для плашек,
– воротки для метчиков,
– ножи запасные к торцевым фрезам.
Охват потребителей
Предприятие обслуживает:
· рынок промежуточных продавцов;
· потребительский рынок;
· рынок государственных учреждений;
международный рынок.
Географическая координата
Предприятие реализует свою продукцию на территории России, а также стран Восточной Европы. Для укрепления своих позиций на рынке необходимо развивать сеть сбытовых компаний также и на территории Западной Европы.
Вертикальный охват
Компания долгое время работает с постоянными, надежными поставщиками, покупает сырье по разумным ценам, поэтому нет потребности в новых поставщиках сырья. Список потребителей постоянно пополняется.
Наименование рассматриваемого аспекта
Ответы на вопросы
Средства для изменения масштаба
Чтобы изменить масштаб предприятия необходимо расширять рынок сбыта, либо ассортимент производимой продукции.
Стратегические вопросы
Инвестировать следует во все виды продукции, так как они все пользуются большим спросом на рынке инструментов. Компании следует развивать долгосрочные отношения с потребителями своей продукции, расширять дилерскую сеть, предлагать новые варианты взаимовыгодных отношений, производить более качественную продукцию, чем у конкурентов.
Проанализировав некоторые аспекты, определяющие масштаб бизнеса данного предприятия, можно сделать выводы о том, что у предприятия существует огромный потенциал для развития своей деятельности.
2.4 Анализ конкурентного облика компании.
Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между соперниками по бизнесу. Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий.
Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.
В целях своевременного наличия приоритетов и эффективной стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и основанной на сильных сторонах деятельности предприятия, любая фирма должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества (превосходства) на рынке, на котором она и конкурирующая фирма предлагают аналогичные по потребительскому спросу товары или услуги. Чтобы определить конкурентный облик компании заполним таблицу 7.
Таблица 7.
Анализ конкурентов.
Наименование рассматриваемого аспекта
Предприятия- конкуренты
ООО «Томский инструментальный завод»
ЗАО «Сестрорецкий инструментальный завод»
ОАО «Харьковский инструментальный завод»
Ширина товарной серии
Выпускает сверла, развертки, зенковки, метчики, плашки, ролики резьбонакатные, фрезы концевые, дисковые, червячные, зуборезные, инструмент оснащенный сменными твердосплавными пластинами, деревообрабатывающий инструмент.
Производит сверлильные фрезы, метчики, плашки, а также специальный режущий инструмент для оснастки станков с ЧПУ (числовым программным управлением) и автоматических линий.
Является крупным изготовителем круглых плашек для метрических, трубных, дюймовых, конических, трубно- конических резьб, а также специальных резьб, резцов сборных и напайных, наборов инструмента, отверток и метчиков.
Характеристика продукции
Хорошее соотношение цена- качество
Высокое качество товара за счет автоматизации технологических процессов.
Очень широкий ассортимент, что позволяет предприятиям закупать весь инструмент в одном месте.
Функциональность продукции
Функциональность продукции предприятий одинакова, производство осуществляется по государственным стандартам качества.
Имидж и репутация
Хороший имидж благодаря разумным ценам, быстрому обслуживанию, возможности рассрочки платежа.
Репутацию обеспечивает качество продукции, а также возможность рассрочки платежа.
Хороший имидж благодаря широкому ассортименту предлагаемой продукции и гибкой ценовой политике.
Цена
Среднеотраслевые.
Несколько выше среднеотраслевой
Цены немного ниже среднеотраслевых, но предприятие находится за границей.
Вокруг анализируемого предприятия создался определенный круг конкурентов, со своими положительными и отрицательными моментами, поэтому ЗАО «БИЗ» необходимо разработать такую стратегию, чтобы можно было конкурировать и на уровне ценовой политики, и по качеству, и по доступности, и по широкому ассортименту предлагаемого товара.
2.5 Анализ внутренней среды предприятия.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели предприятия в то случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования предприятия.
2.5.1 Организационно- управленческий анализ.
Организационная структура предприятия отражает взаимоотношения руководства с подчиненными, а также между структурными подразделениями. Организационная структура ЗАО «БИЗ» представлена на рисунке 2.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис. 2. Организационная структура ЗАО «БИЗ»
Генеральному директору непосредственно подчиняются заместитель директора, главный бухгалтер, инспектор по кадрам, а также проектный отдел. Главный бухгалтер руководит бухгалтерией.
В подчинении у заместителя генерального директора находится главный инженер. Ему в свою очередь подчиняются главный технолог, главный механик, инженер-энергетик. Также главный инженер руководит складом готовой продукции.
В подчинении у главного технолога состоит начальник цеха, который возглавляет инструментальный цех и цех закалки.
Главному механику подчиняются слесарь-ремонтник и механик по автотранспорту, который управляет автопарком.
Инженер-энергетик руководит отделом энергетической службы.
Белгородский инструментальный завод входит в состав Холдинговой Компании «Инструментальные заводы», которая образована на основе объединения заводов – изготовителей инструмента (ЗАО «Кировский завод «Красный инструментальщик», ЗАО «Белгородский инструментальный завод», ЗАО «Слесарно- монтажный инструмент», ЗАО «Карагандинский механический завод») и торгово- сбытовых предприятий России, Беларуси, Украины и Казахстана, как непосредственно принадлежащих компании, так и являющихся ее дилерами.
2.5.2 Анализ персонала предприятия.
Большое внимание на предприятии уделяется подбору кадров. Прежде, чем взять работника, он проходит 3-х месячный испытательный срок. Также на предприятии проводятся курсы повышения квалификации, так как для производства качественной продукции необходимы высококвалифицированные специалисты.
Генеральный директор предприятия закончил БГТУ им. В. Г. Шухова в 1985 году.
Возрастной состав работающих в основном до 40 лет.
Чтобы оценить движение кадров используются показатели, характеризующие текучесть кадров, оборот по приему, оборот по выбытию и другие коэффициенты. Расчеты, связанные с движением персонала приведем в таблице 8.
Таблица8.
Показатели движения кадров.
Показатель
Порядок расчета
2004г.
2005г.
Списочная численность на начало отчетного периода, чел.
–
84
92
Принято, чел.
–
11
10
Уволено, чел., в т.ч.
–
3
4
— по собственному желанию
–
2
2
— за нарушение трудовой дисциплины
–
1
2
Списочная численность на конец отчетного периода, чел.
–
92
98
Коэффициент текучести кадров, %
Ктек = (Чувол+ Чсоб.жел)./ Чср. Спис
3,41
4,21
Коэффициент оборота по приему, %
Коб.прием = Чпринят / Чср. спис
12,50
10,53
Коэффициент оборота по выбытию, %
Коб.выб = Чувол / Чср. спис
3,41
4,21
Коэффициент общего оборота кадров, %
Кобщ.об. = (Чувол+ Чприем)./Чср. спис
15,91
14,74
Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод о том, что списочная численность работников увеличилась, это говорит о том, что предприятие растет, расширяя свои производственные мощности. Коэффициент оборота по выбытию вырос, это может говорить о том, что используется более новое оборудование, где увеличилось число автоматизированных процессов. Увеличение коэффициента оборота по приему говорит о модернизации оборудования, а если анализировать одновременно коэффициенты оборота по выбытию и приему, можно сказать о хорошей подготовке приходящих на работу специалистов.
Проведем анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда. Для того, чтобы провести данный анализ составим следующую таблицу:
Таблица 9.
Показатели использования трудовых ресурсов.
Показатель
Порядок расчета
2004 г.
2005 г.
Абс. откл-е
Среднегодовая численность работников ППП, чел.
−
88
95
7
Объем продаж продукции в сопоставимых ценах, т.р.
−
16792
27507
10715
Отработано часов одним работником за год в среднем
Кол.раб.дней * Прод. смены
2184
2330,5
146,5
Средняя продолжительность рабочего дня, час.
−
7,8
7,9
0,1
Фонд рабочего времени за год, дн.
−
280
295
15
Среднегодовая выработка одного работника, т.р./чел.
Объем продаж /Ср.год. числ. ППП
190,82
289,55
98,7292
Среднечасовая выработка одного работника, р./чел.
Объем продаж /Ср.кол-во час/год
87,37
124,24
36,8716
Среднегодовая з/п на 1-го работающего
−
7000
7500
500
Трудоемкость одного рубля продукции, час/р.
1/ Ср.час. выработка одного работника
0,011
0,008
-0,0034
Экономия трудовых ресурсов, чел
Чппп2005 – Чппп2004*Iвал.пр-ва (=1,03)
4,36
По показателям, рассчитанным в таблице 8, можно сделать следующие выводы. Среднегодовая численность работников увеличилась на 7 человек, также объем продаж вырос на 10715 т. р., средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 0,1, следовательно, за 1 год работник работает на 146,5 часов больше, чем в 2004 году. Среднегодовая выработка одного работника увеличилась почти на 99 тысяч рублей, что говорит о повышении эффективности работы предприятия. В свою очередь среднечасовая выработка 1 работника увеличилась на 38 рублей. Так как предприятие стало эффективнее работать, то повысили и заработную плату работникам. Увеличение среднегодовой выработки произошло из-за снижения трудоемкости 1 рубля.
Эффективность трудоемкости работников в значительной мере зависит от оплаты их труда, таким образом, для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо стимулировать работников возможностью карьерного роста, заработной платой, премиальными поощрениями. Также необходимо проводить аттестацию работников, следить за их фондом рабочего времени, выявлять возможность экономии за счет снижения трудоемкости продукции и роста производительности труда.
2.5.3 Анализ состояния и использования основных средств предприятия.
Обеспеченность промышленных предприятий основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование является одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции.
Основные фонды предприятия делятся на производственные и на непроизводственные. Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. В свою очередь производственные фонды определяют промышленно — производственные фонды. Производственные фонды подразделяют на активную и пассивную части, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначение, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, транспортные средства и т.д.) Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности использования основных фондов на основе оптимизации их структуры. Большой интерес при этом представляет соотношение активной и пассивной частей, так как от их оптимального сочетания во многом зависят фондоотдача, фондорентабельность и финансовое состояние предприятия.
продолжение
–PAGE_BREAK–Исходными данными для анализа состава, структуры и динамики основных фондов является форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Таблица10.
Анализ состава, структуры и динамики ОФ за 2005 год.
Наименование показателя
Порядок расчета
Абсолютное изменнение, т.р.
Удельный вес,%
Измен-е уд. веса, %
Темп прироста, %
на нач.г.
на кон.г.
на нач.г.
на кон.г.
Здания
Ф.5 стр.070
2204
1862
26,99
18,61
-8,37
-15,52
Сооружения и передаточные устройства
Ф.5 стр.075
974
1175
11,93
11,75
-0,18
20,64
Машины и оборудование
Ф.5 стр.080
4153
6117
50,85
61,15
10,30
47,29
Транспортные средства
Ф.5 стр.085
126
161
1,54
1,61
0,07
27,78
Производственный и хоз. инвентарь
Ф.5 стр.090
78
92
0,96
0,92
-0,04
17,95
Земельные участки и объекты природопользования
Ф.5 стр.115
624
594
7,64
5,94
-1,70
-4,81
Прочие основные средства
Ф.5 стр.110
8
2
0,10
0,02
-0,08
-75,00
Итого основные фонды, в том числе:
Ф.5 стр.130
8167
10003
100,00
100,00
–
22,48
Активная часть
Ф.5 стр.080 + стр.085
4279
6278
52,39
62,76
10,37
46,72
Анализируя структуру основных фондов, заметно, что удельный вес зданий и сооружений снизился на 8,37% за счет увеличения удельного веса машин и оборудования на 10,30%. Основные фонды выросли на 22,48%, а их активная часть на 46,72% с двойным опережением. Также снизилась доля производственного и хоз. инвентаря на 0,04%, земельных участков и объектов природопользования на 1,07%, прочих основных средств на 0,08%.
Проанализируем движение и техническое состояние основных фондов. Данные о наличии, износе и движении основных средств служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.
Анализ движения основных фондов производится на основе коэффициентов обновления и выбытия. Для характеристики технического состояния основных фондов рассчитываются коэффициенты износа и годности.
· Коэффициент обновления показывает долю новых фондов в общей их стоимости на конец года.
· Коэффициент выбытия показывает долю выбывшего оборудования в общей их стоимости на начало года.
· Индекс роста показывает темп роста основных средств.
· Срок эксплуатации показывает средний срок эксплуатации основных средств, при сложившемся уровне коэффициента выбытия.
· Коэффициент износа показывает степень изношенности основных средств.
Результаты расчета показателей движения и технического состояния основных фондов занесем в таблицу 11.
Таблица 11.
Показатели движения и технического состояния основных фондов.
Наименование показателя
Порядок расчета
Значения
Изменение
2004г.
2005г.
Индекс роста ОФ
ОФ к.г./ОФ н.г.
0,98
1,22
0,25
Коэффициент обновления ОФ
ОФ поступ./ОФ к.г.
0,036
0,23
0,20
Коэффициент выбытия ОФ
ОФ выбыв./ОФ н.г.
0,06
0,06
0,00
Средний срок эксплуатации ОФ
ОФ н.г./ОФ выбыв.;1/Квыб.
16,58
16,01
-0,57
Коэффициент износа основных фондов по состоянию на конец года
Износ к.г.(Амортиз.О.С.) /ОФ к.г.
0,43
0,32
-0,11
Коэффициент годности основных фондов по состоянию на конец года
(ОФ к.г.-Износ к.г.)/ ОФк.г.;1 — Ки
0,57
0,68
0,11
Обновление основных фондов одна из главнейших задач предприятия, обновление позволяет улучшить производительность труда, улучшить качество продукции, снизить простои оборудования. Долю новых фондов в общей их стоимости на конец года характеризует коэффициент обновления, который в отчетном году увеличился на 0,2 по сравнению с прошлым годом. По данным таблицы видно, что коэффициент обновления в 2005 году больше коэффициента выбытия, это свидетельствует о том, что постепенно происходит обновление фондов.
Коэффициент годности основных фондов по состоянию на конец года отчетного в сравнении с годом предыдущим увеличился на 0,11. В то же время наблюдается уменьшение коэффициента износа, по которому возможно предположить, что на предприятии происходит обновление технической базы производства.
Анализ эффективности использования основных фондов.
Важнейшими показателями эффективности основных фондов являются показатели фондоотдачи, определяемые отношением реализованной продукции в денежном выражении к среднегодовой величине основных фондов по остаточной стоимости в сопоставимых ценах.
Наряду с фондоотдачей применяется и показатель фондоемкости – как обратный фондоотдаче.
Фондоотдача (фондоемкость) в стоимостном выражении завися от: уровня цен на продукцию, структуры цен на продукцию, оценки основных производственных фондов, структуры фондов, их технического уровня и состояния, степени использования. Фондоотдача – показывает, какое количество продукции приходится на один рубль основных фондов. Фондоёмкость – это показатель обратный фондоотдаче, который показывает стоимость основных фондов приходящихся на один рубль выпускаемой продукции.
Рентабельность производственных фондов по прибыли до
налогообложения – это отношение прибыли до налогообложения к ОПФ.
Относительная экономия показывает, количество сэкономленных или перерасходованных ОПФ.
Таблица 12.
Показатели эффективности использования основных фондов.
Наименование показателя
Порядок расчета
Значения
Изменение
2004г.
2005г.
Объем продаж продукции в сопоставимых ценах, т.р.
Х
16792,00
27507,00
10715,00
Среднегодовая величина основных фондов по остаточной стоимости в сопоставимых ценах, т.р.
½ (ОФн.г.+ОФк. г)
15807,00
22149,50
6342,50
Фондоотдача основных фондов, р./р.
Выр / ОФ
1,06
1,24
0,18
Фондоемкость продукции, р./р.
ОФ / Выр
0,94
0,81
-0,14
Рентабельность основных фондов по прибыли до налогообложения
Прдо н. / ОФ(п.2)
-0,03
0,07
0,10
Относительная экономия (перерасход) ОФ, т.р.
ОФ отч.г. – ОФ прош.г. * I в.п.(1,03)
5868,29
Несмотря на то, что фондоотдача увеличилась, существует перерасход основных фондов. Снизилась фондоемкость продукции, возможно было введено новое более производительное оборудование. Увеличилась рентабельность по прибыли до налогообложения на 10%. Несмотря на то, что возросла выручка и величина основных фондов, существует перерасход основных фондов, но в целом предприятие стало работать эффективнее.
2.5.4Анализ использования материальных ресурсов предприятия.
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).
Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость ее может при этом и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных затрат.
Для характеристики использования материальных ресурсов применяют следующие показатели:
Материалоотдача характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.
Материалоемкость продукции показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции.
Таблица 13.
Анализ использования материальных ресурсов.
Наименование показателя
Порядок расчета
Значения
Изменение
2004г.
2005г.
Объем продаж продукции в сопоставимых ценах, т.р.
−
16792
27507
10715
Материальные затраты в сопоставимых ценах, т.р.
(Ф5) мат. затр. / Iцен на сырье (1,014)
7071
14016
6945
Материалоотдача, р./р.
Vпр. / МЗ. сопост. цены
2,37
1,96
-0,41
Материалоемкость продукции, р./р.
МЗ / V пр.
0,42
0,51
0,09
Экономия (перерасход) материальных ресурсов, т.р.
МЗ. отч.г.-МЗ. пр.г.∙ I роста
6732,43
Данные вышеприведенной таблицы показывают, что объем продаж продукции значительно увеличился, но также увеличились и материальные затраты почти в 2 раза. снизилась материалоотдача, но увеличилась материалоемкость, т. е. на производство единицы продукции приходится 0,51 р/р материальных затрат. Перерасход материальных ресурсов составляет 6732,43 тысяч рублей.
2.5.5 Анализ затрат на производство и реализацию продукции.
Оценка вклада отдельных факторов производства в себестоимость и на этом основании определение характера производства.
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции, работ, услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Таблица 14.
Анализ состава, структуры и динамики затрат.
Наименование показателя
Порядок расчета
Абс. значение, тыс. руб.
Уд. вес, %
Изменения
Темп прироста, %
2004 г.
2005 г.
2004 г.
2005 г.
абс. знач., т. руб.
уд. веса, %
Материальные затраты
Стр. 710 ф.5
7170
14212
0,63
0,77
7042,00
0,14
98,21
Затраты на оплату труда
Стр. 720 ф.5
357
610
0,03
0,03
253,00
0,00
70,87
Отчисления на социальные нужды
Стр. 730 ф.5
270
314
0,02
0,02
44,00
-0,01
16,30
Амортизация
Стр. 740 ф.5
3512
3201
0,31
0,17
-311,00
-0,13
-8,86
Прочие затраты
Стр. 750 ф.5
102
97
0,01
0,01
-5,00
0,00
-4,90
Итого по элементам затрат
Стр. 760 ф.5
11411
18434
1,00
1,00
7023,00
–
61,55
По данным таблицы видно, что материальные затраты увеличились на 7042т. руб., а затраты на оплату труда выросли на 253 рублей. Удельный вес заработной платы в общей сумме элементов затрат остался прежним. Для прочих затрат в абсолютном отношении снизилась на 5 т.р. Предприятие можно отнести к типу материалоемких.
2.5.6 Анализ показателей рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель доходности. Коэффициенты рентабельности (доходности) представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина затрат. Существует много разновидностей коэффициентов рентабельности в зависимости от того, рентабельность чего мы хотим оценить.
Показатели рентабельности можно классифицировать по трем группам:
· Рентабельность затрат по определенной деятельности.
· Рентабельность продаж.
· Рентабельность ресурсов.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Оценим рентабельность данного предприятия. Данные занесем в таблицу 15 Таблица 15.
Анализ показателей рентабельности.
Наименование показателя
Порядок расчета
Значение
Изменение
2004 г.
2005 г.
Окупаемость затрат по чистой прибыли
Чистая пр. Ф.2 с.190. Ф.2 с.20+30+40
-0,02
0,06
0,08
Рентабельность продаж по прибыли от продаж
Пр. от прод.Ф.2 с.50. Выр.Ф.2 с.10
-0,01
0,11
0,12
Рентабельность продаж по чистой прибыли
Чистая пр.Ф.2 с.190. Выр.Ф.2 с.10
-0,02
0,05
0,08
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения
Пр. до нал.Ф.2 с.140. Ср.год.ст-ть СовА
-0,01
0,05
0,07
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли
Ф.2 с.190. Ср.год.ст-ть СК
-0,87
0,93
1,80
Оценка показателей рентабельности говорит о том, что предприятие вышло из кризиса и стабильно работает, показатели улучшились, это свидетельствует об эффективности производства.
2.5.7 нализ финансовой структуры баланса.
Проведение любой аналитической работы, в том числе и изучение бухгалтерской отчетности, предполагает определенную последовательность или этапность действий, включающих:
подготовку источников информации для анализа, проверку ее достоверности;
изучение и аналитическую обработку экономической информации — составление аналитических таблиц, графиков и т.п.;
установление и оценку влияния факторов на изучаемые показатели, обобщение и оформление результатов анализа;
разработку конкретных мер по улучшению изучаемых показателей, оценку перспектив развития, обоснование принятых управленческих решений.
Анализ бухгалтерской отчетности предполагает использование конкретных приемов или методов, одним из которых является «чтение» баланса, или изучение абсолютных величин. «Чтение», или знакомство с содержанием, баланса позволяет установить основные источники средств (собственные и заемные); основные направления вложения средств; соотношение средств и источников и другие характеристики, позволяющие оценить имущественное положение предприятия и его обеспеченность. Но информация, представленная в абсолютных величинах, не всегда позволяет точно определить динамику показателей и недостаточна для обоснования решений. Поэтому наряду с абсолютными величинами при анализе бухгалтерской отчетности используются различные приемы анализа, предполагающие расчет и оценку относительных показателей. К ним относятся горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный анализ и расчет коэффициентов.
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–