Реторсия шаг в будущее или регресс

Реторсия: шаг в будущее или регресс?
Термин «реторсия» был заимствован русскими юристами из латинского языка и в переводе означает «обратное действие». Реторсия – это довольно новый, ещё не разработанный учёными – правоведами институт права. Поэтому нельзя с однозначностью определить сущность, принципы, функции и задачи данного понятия.

В российской правовой базе нет ни одного нормативно – правового акта, закрепляющего или хотя бы затрагивающего правовое положение реторсии. Исключение составляет лишь Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно статья 1194, понимающая под реторсиями установленные Правительством РФ ответные меры ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Исходя из данного определения, мы можем сказать, что данный кодекс предусматривает возможность некоторых ограничений правоспособности иностранных граждан по сравнению с правоспособностью российских граждан. Но при этом в России успешно действует принцип национального режима. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане, и в первую очередь постоянно проживающие в РФ, ставятся в равное положение с российскими гражданами, они пользуются те ми же правами и должны нести те же обязанности, что и граждане нашей страны. Таким образом получается, что предоставляя гражданам иностранных стран национальный режим, российское законодательство в это же время предусматривает и некоторые изъятия из него в виде реторсий.

В сложившейся ситуации возникает ряд вопросов:

нужна ли реторсия для современной России и не оттолкнет ли она от нашего государства иностранных партнёров?

можно ли считать реторсию частью дискриминации?

Итак, попытаемся ответить на первый вопрос.

С одной стороны, наше государство неизменно выступает за укрепление экономических, научно – технических, культурных и иных связей с другими странами, поскольку и они стоят за укрепление деловых связей с Россией. Обе стороны должны стремиться к развитию партнёрских отношений на началах равноправия. Без этого сотрудничество между странами невозможно.

Но с другой стороны, если по отношению к нашему государству, нашим организациям и нашим гражданам будет применяться какое – либо ограничение дискриминационного порядка, то в РФ также может быть применена ответная мера ограничительного характера по отношению к гражданам и юридическим лицам данного государства. Введение ответных ограничений отнесено в России к компетенции исполнительного органа — Правительства РФ. Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические и политические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.

До введения ответных мер Правительство Российской Федерации может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).
На сегодняшнее время российское законодательство также не отказывается от применения реторсий. Приведём примеры некоторых из них:

в части 4 статьи 56 Воздушного кодекса РФ мы можем найти положение о том, что «в состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации».

согласно части 1 статьи 56 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации иностранные лица, входящие в состав экипажа судна, не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Статья 15 Земельного кодекса РФ ограничивает право иностранных граждан на обладание земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании ино-

странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

которому при введении иностранным государством порядка, в соответствии с которым обязательным условием въезда на его территорию граждан Российской Федерации является осуществление на время их пребывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан этого государства в Российскую Федерацию.

Российское законодательство предусматривает возможность принятия ответных мер и в области внешнеторговой деятельности. Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические либо политические интересы Российской Федерации, а также экономические интересы субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц, Правительство РФ вправе вводить ответные меры в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц.

Таким образом, в современном правовом обществе реторсия является не только ответным действием на действия другого государства, но и понимается в каком – то роде в качестве одной из мер справедливости. Российское государство не ограничивает правоспособность иностранных лиц по своему велению, оно лишь рационально «урезает» его. Поэтому, мы считаем, отказываться от реторсий не стоит. И не стоит бояться, что это, например, отпугнёт от РФ партнёров по бизнесу. Это вовсе не заросток агрессии и это не ущемление иностранных граждан в их правах, так как основная и единственная цель реторсии – это прекращение недружелюбных действий со стороны иностранного государства и предотвращение их в будущем.

Отвечая на второй вопрос, является ли реторсия частью дискриминации, необходимо упомянуть о Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Статья 47 данного международного документа гласит, что не является дискриминацией, «если государство пребывания применяет какое – либо из положений настоящей Конвенции ограничительно ввиду ограничительного применения этого положения к его представительству в аккредитующем государстве». А в соответствии с положениями международного права применение ограничительных мер в отношении иностранного государства в качестве реторсии не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

Из всего выше сказанного следует, что практика применения реторсии не значительна, а сам институт ещё слишком молод, чтобы с уверенностью давать ему положительную либо отрицательную оценку. Данный институт права необходимо тщательно изучать и преобразовывать в соответствии с государственными и личными интересами граждан. Стоит лишь чётко помнить, что по степени тяжести реторсии должны быть соразмерными, то есть пропорциональными. А если же мы будем считать реторсию регрессивной мерой и относить её, например, к принципу талиона, то весьма возможно, что мы спровоцируем некую вседозволенность иностранных государств по отношению к гражданам РФ. Завершая данную статью, нам хочется надеяться, на то, что институт реторсии достигнет положительных результатов в скором будущем.