Ревизия кассовых операций

Содержание
Введение
1. Денежные средства и денежные документы — как объектфинансово-хозяйственного контроля
1.1 Денежные средства и денежныедокументы: экономическая сущность и задачи их контроля
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационноеобеспечение проверки кассовых операций
2. Организация и методика проведенияревизии кассовых операций
2.1 Планирование и организация проведения ревизии операцийс наличными денежными средствами и денежнымидокументами
2.2 Проверка организации материальнойответственности и состояния контроля сохранности наличных денежных средств иденежных документов
2.3 Проверка правильности документального оформления иучета операций с наличными денежными средствами и денежными документами
3. Документальное оформление материаловревизии операций с наличными денежными средствами и денежными документами
3.1 Направления совершенствованияконтроля кассовых операций в организации в условиях применения ЭВМ
Заключение
Список использованных источниковВведение
Взаимоотношения между организациями,возникающие в ходе осуществления хозяйственной деятельности, основываются на различныхденежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации товаров, продукции,работ или услуг. При этом денежные средства в организациях могут находиться в форменаличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных счетах, на специальных счетах,а также, использоваться в виде аккредитивов, лимитированных и других чеков.
Расчеты наличными деньгами между организацияминосят ограниченный и строго регламентированный характер.
Нарушение порядка ведения кассовых операцийможет привести к наложению на организацию крупных штрафных санкций и, как следствие,ухудшению ее финансового положения. Кроме того, сохранность наличных денежных средствво многом зависит от уровня постановки учета и контроля на предприятии. Поэтомунеобходимо уделять значительное внимание вопросам бухгалтерского учета и контроляза ведением операций с наличными денежными средствами.
Ревизия позволяет выявить существующиев организации недостатки в учете наличных денежных средств и денежных документов,устранить их и избежать в будущем. На основании заключений и рекомендаций ревизорбухгалтер имеет возможность внести исправления в регистры бухгалтерского учета ине повторить их в будущем.
Целью курсовой работы является изучение методики ревизии кассовыхопераций ООО «Сантарин», выявление недостатков в учете кассовых операцийисследуемой организации и разработка предложений по их устранению.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующиезадачи:
ревизия кассовая операция учет
исследовать экономическую сущность и определить задачи контроляденежных средств и денежных документов;
изучить порядок нормативно-правового регулирования и информационногообеспечения проверки операций с денежной наличностью и денежными документами.
изучить порядок планирования и организации проведения ревизииопераций с наличными денежными средствами и денежными документами;
провести проверку организации материальной ответственности исостояния контроля сохранности наличных денежных средств и денежных документов;
осуществить проверку правильности документального оформленияи учета операций с наличными денежными средствами и денежными документами;
рассмотреть порядок документального оформления материалов ревизииопераций с наличными денежными средствами и денежными документами;
определить направления совершенствования контроля кассовых операцийв организации в условиях применения ЭВМ.
Предметом данного исследования является методика осуществленияревизии операций с наличными денежными средствами и денежными документами.
Среднесписочная численность работников предприятия по состояниюна 1 августа 2010 составляет 20 человек.
Бухгалтерский учет в организации ведется с применением программы1С: Бухгалтерия версия 7.7.
При написании работы информационную базу составили учебные пособияотечественных и российских авторов, периодические издания, законодательные и нормативныеакты Республики Беларусь, а также отчетная документация организации.
1. Денежные средства и денежные документы — какобъект финансово-хозяйственного контроля1.1 Денежные средства и денежные документы: экономическаясущность и задачи их контроля
Деньги — это особыйтовар, служащий всеобщим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех другихтоваров. Деньги являются одним из величайших изобретений человечества, они имеютдлительную историю развития и оказывают огромное влияние на рыночную экономику.
В экономическойлитературе существуют несколько концепций происхождения денег. Одними из самых распространенныхявляются рационалистическая и эволюционная. Первая объясняет происхождение денегкак итог соглашения между людьми. «Деньги — это то, что общество признает деньгами».
Согласно второйконцепции, деньги появились в результате эволюционного процесса, который привелк тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место,стали выполнять функции денег [37, с.295].
Наиболее распространеннымсреди современных экономистов является функциональный подход к сущности денег. Длянего характерно отношение к деньгам как к определенному инструменту, стихийно выработанному(или, точнее, отобранному среди многих альтернатив) рыночной экономикой для решенияпроблем товарного обращения.
В качестве денегв экономике смогли удержаться только те платежные инструменты, которые оказалисьспособными наилучшим образом выполнять диктуемые рынком функции. Таким образом,сущность денег определяется выполняемыми ими функциями. Деньгами может быть все,что признается людьми за деньги и выполняет их функции [22, с.116].
Подавляющее большинствоэкономистов выделяют следующие три функции денег:
1) средство обмена;
2) средство измерениястоимости (учета)
3) средство накопления(сбережения, образования сокровищ).
/>
Рисунок 1 — Функцииденег в экономике
Источник: [37, с.93]
Принципиальных противоречийпо поводу определения функций денег у экономистов разных школ нет, просто в некоторыхтеориях денег рассматриваются дополнительные функции (например, в марксистской теории- средство платежа и мировые деньги), однако они могут быть определены как производныеот трех основных функций.
В экономическойлитературе выделяют две основные формы денег: полноценных и символических, или неполноценныхденег [37, с.93].
Полноценными деньгаминазывают деньги, стоимость товарного тела которых соответствует их номиналу, т.е.той стоимости, которая на них обозначена. Наиболее распространенным примером полноценныхденег являются золотые монеты.
Символическими(неполноценными) деньгами являются деньги, стоимость товарного тела которых нижеих номинала. Примерами неполноценных денег могут служить бумажные деньги, неразменныена золото.
К денежным документам относятся оплаченныепутевки в санатории, дома отдыха, марки госпошлины, почтовые марки, оплаченные авиабилетыи т.п. Поскольку все денежные документы имеют цену приобретения, их учету на предприятииследует уделить особое внимание. Ревизия операций с наличными средствами и денежнымидокументами способствует укреплению платежной дисциплины и повышению эффективностииспользования финансовых ресурсов в организации. Основными задачами ревизии операцийс наличными денежными средствами и денежными документами являются:
проверка соблюденияправил документального оформления операций по приходу и выдаче наличных денежныхсредств из кассы;
контроль за обеспечениемусловий хранения и сохранности наличных денег в кассе;
проверка соблюдениялимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственныенужды и другие расходы;
контроль за соблюдениемв организации Правил ведения кассовых операций и кассовой дисциплины;
проверка соблюденияустановленного порядка хранения чековых книжек, и получения по ним денег;
контроль за своевременными полным оприходованием денег, полученных из банка, при реализации товарно-материальныхценностей и услуг за наличный расчет;
соблюдение сроковвнезапных инвентаризаций кассовой наличности;
проверка законности,достоверности и целесообразности кассовых операций.
Таким образом, наличныеденежные средства играют важную роль в обеспечении платежеспособности организации.Проверки кассовых операций проводятся с целью контроля за правильностью ведениякассовых операций в организации и призваны выявлять существующие в организации недостаткив учете наличных денежных средств, устранить их и избежать в будущем.
1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационноеобеспечение проверки кассовых операций
Знание и грамотное использованиенормативной базы является неотъемлемой частью деятельности ревизора. Нормативно-правовыеакты, регулирующие вопросы учета и отчетности операций с денежной наличностью иденежными документами можно условно разбить на две труппы:
документы, устанавливающие основныеформы учета наличных денежных средств и денежных документов;
документы, регулирующие правила веденияопераций в наличных белорусских рублях и наличной иностранной валюте.
Рассмотрим основные нормативные актыкаждой группы.
1. Документы, устанавливающие основныеформы учета наличных денежных средств и денежных документов:
Приказом Министерства торговли РеспубликиБеларусь от 27.01.2008 г. № 12 «Об использовании специализированных форм первичныхучетных документов, применяемых в торговле» утверждены специализированные формыпервичных учетных документов, которые применяются в торговле, в том числе по кассовымоперациям — приходный кассовый ордер формы КО-1, квитанция формы КВ-1, расходныйкассовый ордер формы КО-2, талон формы 20-фс, журнал регистрации приходных и расходныхкассовых документов формы КО-3, журнал регистрации приходных и расходных кассовыхдокументов формы КО-3а (ведется по усмотрению министерства (ведомства) вместо журналаформы КО-3), кассовая книга формы КО-4, книга учета принятых и выданных кассиромденег формы КО-5.
Приказом Министерства финансов РеспубликиБеларусь от 29.10.1999 г. № 311 «Об утверждении бланков унифицированных формпервичной учетной документации» (в редакции постановления от 9.07.2004 № 108)утверждены бланки квитанции формы КВ-1, приходного кассового ордера формы КО-1,талона формы 20-фс, а также порядок их заполнения.
Постановлением Министерства финансовРеспублики Беларусь от 19.04.2001 г. № 43 «Об утверждении бланков унифицированныхформ первичной учетной документации» (в редакции постановления от 9.07.2004г. № 107) утверждены бланки приходного кассового ордера формы КО-1в, расходных кассовыхордеров форм КО-2, КО-2в, кассовых книг форм КО-4, КО-4в, а также порядок их заполнения.
Постановлением Министерства по налогами сборам от 3.09.2004 г. № 99/134 «О порядке приема наличных денежных средствпри продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассовых суммирующихаппаратов и (или) специальных компьютерных систем» (в редакции от 25.07.2006г. № 79/89) определен порядок приема наличных денежных с использованием первичныхучетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится вэлектронный банк данных налоговой инспекции.
Инструкцией о порядке регистрациив инспекциях Министерства по налогам и сборам кассовых суммирующих аппаратов, специальныхкомпьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ(буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами индивидуальными предпринимателямидля приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качествесредства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров,выполнении работ, и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства поналогам и сборам Республики Беларусь от 3.09.2004 г. № 100 (в редакции от 01.04.2009г. № 34) определены перечень и формы документов, необходимых для регистрации кассовыхсуммирующих аппаратов (специальных компьютерных систем) в инспекции по налогам исборам, случаи принудительного снятия кассовых суммирующих аппаратов (специальныхкомпьютерных систем) с регистрации. Установлены порядок регистрации приходных кассовыхордеров, отрывных талонов (билетов) в инспекции по налогам и сборам.
Также данным документом определенпорядок действий субъектов предпринимательской деятельности при ликвидации в случаеналичия неиспользованных приходных кассовых ордеров, отрывных талонов (билетов).
2. Документы, регулирующие правилаведения операций в наличных белорусских рублях и наличной иностранной валюте:
Правила ведения кассовых операцийв наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлениемПравления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2004 г. № 98 (в редакцииот 08.10.2008 г. № 145) определяют порядок ведения организациями, предпринимателямикассовых операций в наличной иностранной валюте; порядок установления уполномоченнымибанками организациям, предпринимателям лимитов в наличной иностранной валюте и сроковсдачи в уполномоченный банк наличной иностранной валюты, поступающей в кассу организации,предпринимателя; порядок осуществления уполномоченными банками контроля за ведениемклиентами кассовых операций в наличной иностранной валюте.
Правилами наличного денежного обращенияв Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банкаРеспублики Беларусь от 24.08.2007 г. № 166 утверждены порядок и сроки сдачи выручкиорганизациями, предпринимателями, порядок установления лимита остатка кассы. Такжедокументом установлены порядок и условия использования наличных денег из выручки,определен порядок расходования наличных денег на хозяйственные расходы, на выплаты,входящие в состав фонда заработной платы, за счет возвращенных средств, ранее выданныхна эти цели.
Инструкцией о порядке проведениявалютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусскихрублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусьот 17.01.2007 г. № 1 (в редакции от 30.06.2008 г. № 86) устанавливают единый порядокиспользования наличной иностранной валюты юридическими лицами — резидентами, индивидуальнымипредпринимателями — резидентами на территории Республики Беларусь.
Постановлением Правления Национальногобанка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовыхопераций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территорииРеспублики Беларусь от 17.01.2008 г. № 4 (в редакции от 13.10.2008 г. № 150) определенпорядок приема и выдачи наличных денег, оформления кассовых документов, ведениякассовой книги, хранения наличных денег, ревизии кассы, контроля за соблюдениемправил ведения кассовых операций. Утверждены формы журнала регистрации приходныхи расходных кассовых ордеров в белорусских рублях (формы 1 и 1а), книги учета принятыхи выданных кассиром наличных денег, примерная форма акта инвентаризации наличныхденег и других ценностей.
/>/>/>/>/>Статьей 11.7 „Нарушение порядка ведения кассовыхопераций“ Кодекса Республики Беларусь „Об административных правонарушениях“,утвержденного 21 апреля 2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009 г. № 29-З)установлено, что нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица либоиндивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций влечет наложениештрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. То же деяние, совершенноеповторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такоеже нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовыхвеличин.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушенияхот 21.04.2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009 г. № 26-З) является единственнымзаконом об административных правонарушениях, действующим на территории РеспубликиБеларусь и определяет, какие деяния являются административными правонарушениями,закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административныевзыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административныеправонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащимиадминистративной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях осуществления комплексных мер по защите экономическихинтересов Республики Беларусь разработан Указ Президента Республики Беларусь от15.11.1999 г. № 673 „О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельностиконтролирующих органов Республики Беларусь“ (в редакции от 28.05.08 г. № 286),которым утвержден порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственнойдеятельности.
Согласно Указу нарушение должностными лицами государственныхорганов и иных организаций, которые проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности,установленного порядка назначения, согласования проведения внеплановых проверокфинансово-хозяйственной деятельности либо информирования о проведении таких провероквлечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин
Указ Президента Республики Беларусь „О мерах по усилениюведомственного контроля в Республике Беларусь“ от 25.05.2000 г. № 293 (в редакцииот 23.01.2009 N 53) разработан в целях улучшения контрольно-ревизионной работы вминистерствах и иных республиканских органах государственного управления, государственныхорганизациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительныхи распорядительных органах.
В целях установления единого порядка регистрации проверок (ревизий)в книге учета проверок (ревизий), проводимых государственными органами и иными организациямив пределах их компетенции разработано Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь „О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямикнига проверок (ревизий) от 09.10.07 г. № 1284 (в редакции от 15.11.2008 г. № 1723).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны оформитькнигу учета проверок (ревизий) в соответствии с утвержденной настоящим постановлениемформой в течение одного месяца с даты их государственной регистрации.
Следует отметить, что нормативно-правоваябаза Республики Беларусь постоянно обновляется, вносятся изменения и дополненияв нормативно-законодательные акты. Приближение национального бухгалтерского учетак международным стандартам требует постоянного совершенствования нормативно-законодательныхактов в части государственного регулирования вопросов учета денежных средств.
2. Организация и методика проведения ревизии кассовыхопераций2.1 Планирование и организация проведения ревизии операцийс наличными денежными средствами и денежными документами
Планирование ревизионнойработы является неотъемлемой частью деятельности контрольной службы.
Содержание планаконтрольно-ревизионной работы должно быть сориентировано на контроль максимальновозможного числа предприятий при высоком качестве ревизий и проверок с наименьшимизатратами, т.е. с соблюдением принципа экономичности контроля. Оно зависит от видови объема намечаемых работ, а также от индивидуальных качеств и навыков работниковконтролирующих органов. Наряду с этим при планировании контрольно-ревизионной работыследует учитывать ряд общих положений. Так, в план должна включаться вся предстоящаяработа, благодаря чему будет обеспечиваться его полнота. Поэтому в контролирующихорганах составляется несколько планов: план работы контрольно-ревизионной службына год (полугодие); план проведения комплексных ревизий на год (полугодие); планпроведения тематических проверок. Кроме того, при планировании контрольно-ревизионнойработы должен быть обеспечен комплексный подход. Это связано с тем, что в проведениикомплексных ревизий принимают участие специалисты различных функциональных отделови важно определить участки проверки и объем работ каждого из них, разграничить кругпроверяемых вопросов, установить сроки представления материалов ревизий [34, с.70].
Правильно организованноепланирование контрольно-ревизионной работы должно обеспечивать: сосредоточение усилийревизоров на основных направлениях развития национальной экономики; создание условийдля совершенствования деятельности ревизоров, обмена передовым опытом и повышенияквалификации; эффективное использование рабочего времени работников контролирующихслужб; ритмичное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельностисубъектов предпринимательской деятельности при высоком их качестве и действенностии др.
Для выполнения этихтребований контрольно-ревизионная служба органа государственного управления и другихконтролирующих организаций составляет план работы на год (полугодие). План содержитследующие примерные разделы: организация и проведение комплексных ревизий; организацияи проведение тематических проверок; подготовка и рассмотрение вопросов на коллегииминистерства (другого органа государственного управления); организация ведомственногоконтроля в подведомственных организациях; проведение семинаров и других форм повышенияквалификации работников контрольно-ревизионных служб; организация стажировки молодыхспециалистов; обобщение и распространение передового опыта организации и проведенияконтрольно-ревизионной работы в подведомственных организациях и на предприятияхи т.д.
Одновременно составляетсяплан проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельностиподконтрольных организаций и предприятий на год (полугодие). План проведения комплексныхревизий на год (полугодие) конкретизируется путем составления плана проведения комплексныхревизий на квартал.
При составленииплана проведения ревизий необходимо предусмотреть, чтобы хозяйствующие субъектыбыли обревизованы не менее одного раза в год, а предприятия, финансируемые из бюджета,- не менее одного раза в два года. Кроме того, должен быть реализован принцип непрерывностиконтроля — ревизуемый период должен начинаться от даты окончания предыдущей ревизиии заканчиваться датой составления последнего баланса и выведения результатов инвентаризации,проверкой которых завершается ревизия. Ревизуемый период, как правило, определяетсяколичеством календарных месяцев, а время проведения ревизии — дней. При определенииколичества дней, необходимых для проведения ревизии, необходимо учитывать такиефакторы, как объем документооборота, уровень автоматизации учета, способ проверкидокументов (сплошной или выборочный), ревизуемый период, условия работы ревизуемогообъекта, вид деятельности и др. Наряду с этим общий срок проведения ревизии (проверки)также определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностейпроверяемого субъекта предпринимательской деятельности и, в соответствии с действующимзаконодательством, регулирующим порядок организации и проведения ревизий, не долженпревышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем контролирующегооргана или его заместителем [34, с.71].
При составленииплана проведения комплексных ревизий необходимо предусмотреть равномерную загрузкуспециалистов контрольно-ревизионных служб, а также выделение резерва времени длявыполнения внеплановых проверок и заданий, контроля за выполнением решений, принятыхпо результатам ранее проведенных ревизий и проверок.
При планированииследует исходить из того; что каждый ревизор должен провести в течение года 6-8ревизий, т.е. не менее двух третей своего рабочего времени занимается непосредственнопроведением ревизий и проверок. Остальное рабочее время ревизора должно быть направленона участие в работе семинаров по изучению передового опыта организации и проведенияконтрольно-ревизионной работы, ознакомление с новыми нормативными документами иинструктивными материалами, повышение квалификации и т.п.
Наряду с вышеуказаннымипланами в контролирующей организации может составляться план проведения тематическихпроверок. Для составления этого плана необходима следующая информация: наименованиевопросов проверок (тем); наименование и местонахождение объектов проверок; срокипроведения; исполнители (фамилия, имя, отчество, должность). Вопросы проверки определяютсяруководителем контрольно-ревизионной службы совместно с руководителем контролирующейорганизации и зависят от целого ряда субъективных факторов, которые рассматривалисьнами ранее.
Планы контрольно-ревизионнойработы должны быть конкретными и составляться таким образом, чтобы можно было осуществлятьконтроль за их исполнением. Необходимо также, чтобы планы работы обеспечивали нормальныйрежим труда и отдыха специалистов контрольно-ревизионных и функциональных служб,привлекаемых к осуществлению контрольных действий.
Ревизия кассовых операций в ООО“Сантарин» может проводиться как в рамках комплексной проверки организации(Приложении А), так и как самостоятельная тематическая проверка.
Планы контрольно-ревизионной работы(Приложение Б) составляются в контрольно-ревизионном подразделении и утверждаютсяруководителем соответствующего органа государственного управления или иной контролирующейорганизации. Планы проведения ревизий и проверок хранятся как документы, не подлежащиеразглашению, в целях обеспечения внезапности контроля, — одного из общих принциповего осуществления.
Далее издается приказо проведении ревизии (Приложение В) и выдается предписание на проведение (ПриложениеГ) ревизии с указанием наименования контролирующего органа и субъекта; фамилии,имени, отчества проверяющего; его должности; цели проверки, сроков ее проведенияи задание, которое утверждается руководителем ревизионной работой — председателемревизионной комиссии или его заместителем [35, с.38].
Ревизору необходимооценить систему внутреннего контроля проверяемой организации.
Для оценки состояния внутреннего контроля сохранности наличныхденежных средств и денежных документов в ООО «Сантарин» ревизором могутбыть использованы следующие тесты.
 
Таблица 2.1 — Тесты для оценки внутреннего контроля сохранности наличных денежных средств и денежныхдокументов в ООО «Сантарин»Направления и вопросы тестирования Ответы Нет ответа Да Нет Примечание 1 2 3 4 5 Заключен ли договор материальной ответственности с кассиром + Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде + Используются ли при оформлении кассовых документов средства автоматизации + Программа 1С: Бухгалтерия Назначена ли приказом руководителя комиссия для проведения инвентаризации кассы + Соблюдались ли в проверяемом периоде сроки проведения внезапных инвентаризаций кассы + Производит ли предприятие реализацию продукции (товаров, работ, услуг) за наличные денежные средства + Ведется ли на предприятии журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров + Автоматизиро-ванным способом Оборудована ли касса предприятия надлежащим образом +
Источник: собственная разработка
На основании результатовтестов можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля сохранности наличныхденежных средств и денежных документов в ООО «Сантарин» находится на достаточновысоком уровне.
Организация работы на месте ревизии заключается в следующем:предъявление документов руководителю ревизуемого объекта; ознакомление с задачамипредстоящей ревизии; выявление дел с инвентаризацией товарно-материальных ценностей,предоставлением отпусков материально-ответственным лицам; выполнение ранее принятыхрешений по итогам предыдущих проверок и т.п.2.2 Проверка организации материальной ответственностии состояния контроля сохранности наличных денежных средств и денежных документов
В случае возникновенияу ревизора сомнений в эффективности системы внутреннего контроля на предприятии,целесообразно начинать проведение проверки наличных денежных средств и денежныхдокументов с инвентаризации кассы. При этом инвентаризация кассы не относится кчислу обязательных процедур, используемых ревизором для подтверждения достоверностиданных, числящихся по статье «Касса» актива баланса. Ревизор самостоятельноопределяет необходимость этого этапа проверки.
Инвентаризация кассовойналичности должна проводиться внезапно, т.е. немедленно после прибытия ревизорана предприятие для проверки. Инвентаризация кассы позволяет проверяющему сделатьряд выводов о соблюдении на предприятии правил ведения кассовых операций и состояниикассовой дисциплины.
При проведении инвентаризации особоевнимание уделяется вопросам обеспечения сохранности денежных средств.
Порядок проведения инвентаризациикассовой наличности регламентируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств,утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007№ 180 и Инструкциейо порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами вбелорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлениемПравления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 № 4 (в редакцииот 13 октября 2008 г. № 150).
Учетной политикойООО «Сантарин» определено, что внезапная инвентаризация кассы проводитсяв организации ежеквартально (приложение Д). Для проведения ревизии кассы приказомруководителя организации назначена комиссия в составе бухгалтера, экономиста и специалистапо информационным технологиям (Приложение Е).
Во время ревизиипроизводятся полный полистный пересчет денежной наличности и проверки других ценностей,находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и другихценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежныедокументы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевкив дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
По итогам работы комиссия составляетакт инвентаризации наличных денег и других ценностей (Приложение Ж). Акт применяетсядля отражения результатов инвентаризации фактического наличия денег и других ценностей,находящихся в кассе организации. Акт составляется в двух экземплярах и подписываетсякомиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтериюорганизации, второй остается у материально ответственного лица.
До начала инвентаризации от кассираООО «Сантарин» берется расписка. Расписка включается в заголовочную частьформы.
При смене материально ответственныхлиц акт составляется в трех экземплярах (материально ответственному лицу, сдавшемуценности, материально ответственному лицу, принявшему ценности, и бухгалтерии).
При обнаруженииревизией недостач или излишков денежных средств или ценностей в кассе в акте указываетсясумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.
Поскольку ведениекассовой книги в ООО «Сантарин» осуществляется автоматизированным способомкомиссией производится проверка правильности работы программных средств обработкикассовых документов (с этой целью в состав комиссии включен специалист по информационнымтехнологиям).
Руководителям субъектов хозяйствования,физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица с применением наемного труда, при приеме на работу и назначениина должности, связанные с ведением кассовых операций, обслуживанием средств охранно-пожарнойсигнализации, охраной и транспортировкой денежных средств либо периодическом привлечениилиц к указанным выше работам рекомендуется обращаться в органы внутренних дел имедицинские учреждения для получения сведений об этих лицах, имея в виду, что кведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охранеи транспортировке денежных средств не допускаются лица:
ранее привлекавшиеся к уголовнойответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена илине снята в установленном порядке;
страдающие хроническими психическимизаболеваниями;
систематически нарушающие общественныйпорядок;
злоупотребляющие спиртными напиткамилибо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.
Кассир несет полную материальнуюответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненныйпредприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежногоили недобросовестного отношения к своим обязанностям. Поэтому после издания приказа(решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятияобязан ознакомить кассира с Правилами ведения кассовых операций и заключить договоро его полной индивидуальной материальной ответственности. Договор хранится у инспекторапо кадрам в личном деле кассира.
В ходе проверки особое внимание уделяетсяконтролю за обеспечением сохранности денег при доставке их из банка на предприятие.
Руководитель субъекта хозяйствования,физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица с применением наемного труда, должен предоставить кассиру охранупри транспортировке денежных средств и ценностей из учреждений банков или сдачев них и, в случае необходимости, — транспортное средство.
При транспортировке денежных средствкассиру, сопровождающим его лицам и водителю транспортного средства запрещается:
разглашать маршрут движения и размерсуммы доставляемых денежных средств и ценностей;
допускать в салон транспортного средствалиц, не назначенных руководителем предприятия для их доставки;
следовать пешком, попутным или общественнымтранспортом;
посещать магазины, рынки и другиеместа;
выполнять какие-либо поручения илюбым иным образом отвлекаться от доставки денег и ценностей по назначению.
Ревизор должен проверить обеспечиваетсяли сохранность денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе предприятия,для чего проверяется, отвечает ли касса следующим требованиям.
1. Изолировано ли помещение кассыот других служебных и подсобных помещений.
2. Располагается ли она на промежуточныхэтажах многоэтажных зданий. В двухэтажных домах кассы размещаются на верхних этажах.В одноэтажных зданиях окна касс оборудуются внутренними ставнями, металлическимиили деревянными, обитыми с двух сторон листовым металлом.
3. Имеются ли капитальные стены,прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки.
4. Закрывается ли помещение кассына две двери:
а) внешнюю, открывающуюся наружу,дощатую, однопольную, имеющую изнутри металлическую цепочку, смотровой глазок, запирающуюсяна два внутренних врезных замка;
б) внутреннюю, открывающуюся вовнутрь,изготовленную в виде стальной решетки и закрывающуюся на навесной замок в сторонувнутреннего расположения кассы, а также металлический засов.
5. Оборудована ли касса специальнымокошком для проведения операций с работниками хозоргана или клиентами, закрывающимсяизнутри на деревянную дверцу, обитую с двух сторон листовым металлом. С внутреннейстороны дверца должна запираться на металлическую накладку с надежным навесным замком.
6. Укреплена ли касса металлическимирешетками на оконных проемах между рамами либо с внутренней стороны помещения, втеплопроводах, дымоходах, вентиляционных каналах, тонкостенных перегородках и другихместах кассы, доступных для проникновения в нее с внешней стороны.
7. Имеется ли сейф (металлическийшкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленныйк строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.
8. Имеется ли исправный огнетушитель.
Кассы должны оборудоваться охранно-пожарнойсигнализацией, которая выводится на пульт ведомственной охраны.
Выдача денег в кассовых пунктах должнапроизводиться только через специальное окошко, оборудованное в соответствии с требованиями,установленными для всех касс.
Оставлять денежные средства в кассовыхпунктах в нерабочее время категорически запрещается. До окончания рабочего дня вседеньги и ценности под надежной охраной должны быть сданы в главную (центральную)кассу хозоргана.
Учтенные дубликатыключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. должны храниться у руководителейсубъектов хозяйствования. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка.При обнаружении утраты ключа руководитель субъекта хозяйствования сообщает о происшествиив органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлическогошкафа.
Хранение в кассеналичных денег и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту хозяйствования,запрещается.
В исследуемой вданной работе организации ООО «Сантарин» инвентаризация наличных денеги иных ценностей, находящихся в кассе, проводится регулярно на основании приказаруководителя (Приложение Д) не реже одного раза в квартал. В результате проверкиактов внезапной ревизии денежной наличности (Приложение Е) не установлены признакиформального отношения к ее проведению: имеется приказ руководителя о периодичностипроведения инвентаризаций, состав комиссии с течением времени изменяется, не осуществляетсяпроведение проверок кассы на отчетные даты и т.п.).
С кассиром ООО«Сантарин» заключен договор о полной материальной ответственности. В практикуорганизации введено ознакомление сотрудников с основными нормативно-правовыми документами,связанными с их должностными обязанностями. Кассир предприятия ознакомлен с Правиламиведения кассовых операций в Республике Беларусь под роспись.
Контроль за сохранностьюденежной наличности на предприятии осуществляется следующим образом. Для доставкиналичных денег из банка в кассу организации используется служебный автомобиль. Наосновании письменного распоряжения директора предприятия, при получении в учреждениибанка наличных денежных средств, водитель сопровождает кассира из банка к транспортномусредству.
Помещение кассыизолировано от других служебных и подсобных помещений. Для хранения денег используетсясейф. Касса оборудована охранной сигнализацией, после окончания рабочего дня дверьв кассу закрывается и сдается на ведомственную охрану. Однако прием и выдачу денегкассир производит непосредственно в помещении кассы, специальное окошко для проведенияопераций с наличными денежными средствами отсутствует. При этом денежная наличностьдля расчетов с персоналом извлекается кассиром из сейфа непосредственно в присутствиисотрудника. Указанный недостаток необходимо устранить, так как при подобной организацииприема и выдачи наличных денежных средств в значительной степени возрастает вероятностьсовершения хищений на предприятии.2.3 Проверка правильности документального оформленияи учета операций с наличными денежными средствами и денежными документами
Ревизор должен тщательнопроверить правильность отражения данных о наличии и движении наличных денежных средствв бухгалтерском балансе и регистрах бухгалтерского учета предприятия.
Информация о наличии денежных средствна начало и конец отчетного года содержится в балансе ООО «Сантарин» формы№ 1 (Приложение И). По строке 250 отражаются денежные средства по счетам 50, 51.52,55,57. Согласно требованиям, предъявляемым к годовой отчетности, баланс заполняетсяпредприятием в миллионах рублей.
Для проведения проверкиправильности заполнения баланса в ООО «Сантарин» необходимо на 1 января2009 года сверить данные бухгалтерского баланса, кассовой книги, кассового отчета,учетного регистра по счету 50 «Касса». Остаток наличных денежных средствв кассе ООО «Сантарин» на 1.01.10 отсутствует, что подтверждается даннымианализа счета 50 за декабрь 2008 г. и кассовой книги.
В балансе ООО«Сантарин» на 1 января 2010 года сумма денежных средств по строке 260составляет 8,8 млн. руб. Данная сумма совпадает с остатком денежных средств на текущемсчете предприятия, что подтверждается данными выписки банка на 1.01.10 и регистрамиучета по счету 51 «Расчетный счет». Результаты осуществление указаннойпроверки отражаются проверяющим в следующей вспомогательной таблице.
 
Таблица 2.2 — Проверка соответствия остатков по счету 50,отраженных в балансе, кассовой книге, анализе счета 50 на 1.01.10 г.Дата Сальдо на начало периода по Отклонения данных Примечание балансу кассовой книге анализу счета 50 баланса от кассовой книги баланса и анализа счета 50 Кассовой книги и анализа счета 50 На 1 января 2010 г. – – – – – – –
Источник: собственная разработка
В ходе проверкиревизор контролирует правильность оформления первичных документов по учету кассовыхопераций (расходных и приходных кассовых ордеров, платежных ведомостей), в которыхдолжны быть указаны номера документов, даты, подписи кассира.
В ООО «Сантарин»оформление приходных и расходных ордеров (Приложения К, Л) осуществляется с применениемсредств вычислительной техники. Организацией используются приходные ордера, зарегистрированныев электронной базе данных учетных документов.
Кассовые документыООО «Сантарин» проверены на предмет незаполнения отдельных реквизитов(номер, дата и др.). Подобные нарушения могут допускаться с целью повторного использованиядокументов для присвоения наличных денег.
Реквизиты кассовыхордеров заполнены в полном объеме, приходные и расходные ордера имеют раздельнуюнумерацию и выписываются в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции.Для их регистрации используется журнал регистрации приходных и расходных кассовыхордеров. Заполнение журнала автоматизировано. Поскольку пропуски в нумерации ордеровмогут свидетельствовать об уничтожением документов или других злоупотреблениях,очередность номеров тщательно проверена. Все ордера в журнале расположены в порядкеочередности, пропусков нет.
В ООО «Сантарин»кассовая книга ведется автоматизированным способом. При этом обеспечена полная сохранностькассовых документов и защита программных средств, выполняющих функции обработкикассовых документов от несанкционированного доступа. Листы кассовой книги формируютсяв виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» (Приложение М). Одновременноформируется машинограмма «Отчет кассира» (Приложение Н). Обе названныемашинограммы составляются к началу следующего рабочего дня, имеют одинаковое содержаниеи включают все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги за год. Нумерациялистов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядкевозрастания с начала года. Нарушения при оформлении кассовой книге не выявлены.
ООО «Сантарин»ежегодно заключает договоры с банком на расчетно-кассовое обслуживание. Банком неустановлен организации лимит остатка кассы на 2010 год. В связи с этим вся денежнаяналичность сдается организацией в банк для зачисления на рублевый счет.
В процессе проверкисоблюдения лимита остатка кассы составлена следующая вспомогательная таблица.
 
Таблица 2.3 — Проверка соблюдения лимита остатка денежныхсредств в кассеДата Фактический остаток Отклонения от лимита 01.02.2010 нет нет 02.02.2010 нет (Приложение М) нет …. …. ….
Источник: собственная разработка
Организацией неполучено разрешение банка на использование наличных денежных средств при проведениирасчетов между юридическими лицами в пределах пятидесяти базовых величин.
Использование наличныхденег в организации по целевому назначению проверено путем сопоставления данныхо полученных в банке деньгах с данными об их расходовании (балансовым методом).
Для проверки свереныданные в отчете кассира и приложенных к нему документах, журнале регистрации приходныхи расходных кассовых документов, а также в учетных регистров по дебету и кредитусчета 50 «Касса».
С целью проверкиполноты и своевременности оприходования в кассу денег, полученных со счетов организациив банке, проведена встречная и взаимная сверка данных банковских выписок со счетоворганизации, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовойкниге. Расхождения не выявлены.
Чековые книжки,корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки хранятся у главногобухгалтера предприятия в сейфе. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано»хранятся подклеенными к корешкам чеков.
Однако в нарушениеПравил ведения кассовых операций, в чековой книжке обнаружен предварительно подписанныйнезаполненный чек. Как правило, подобные действия практикуются на предприятии сцелью облегчения работы кассира в случае обнаружения банком недочетов в заполненномчеке. Однако подобные действия со стороны главного бухгалтера и руководителя являютсянедопустимыми, поскольку могут способствовать хищениям наличных денежных средств.
Информация по проверкеоприходования в кассу полученных в банке денег систематизируется в таблице следующейформы.
 
Таблица 2.4 — Контроль полноты и своевременности оприходованияналичных денег, полученных со счетов ООО «Сантарин» в банкеНомер чека Дата выписки чека Сумма по чеку, руб. По выписке банка Оприходовано по кассе Отклонения дата полу-чения сумма, руб. дата № ордера сумма, руб. дни сумма, руб. 307469 05.02.10 26750 05.02.10 26750 05.02.10 1556715 При-ложение К 26750 нет нет . . . . . . . . . .
Источник: собственная разработка
Одновременно с проверкойполноты оприходования полученных из банка денег устанавливают правильность отраженияпо кассе наличных денег, внесенных в банк и зачисленных на счета предприятия. Сэтой целью составляют отдельную ведомость с указанием даты, номера и суммы расходногокассового ордера, суммы и даты зачисления денег на счет предприятия согласно выпискебанка, в которой отражено поступление денег. Указанные сведения следует группироватьв ведомости следующей формы (таблица 2.5).
 
Таблица 2.5 — Контроль своевременности и полноты зачисления денег на счетав банкеСписано по кассе Зачислено на счет согласно выписке банка Отклонения дата № расходного ордера сумма, руб. дата сумма, руб. дни сумма, руб. 1 2 3 4 5 6 7 16.02.10 7
18300
Приложение П 16.02.10 18300 – – … … … … … … …
Источник: собственнаяразработка
Тщательной проверкеподлежат операции по оприходованию выручки за реализованную продукцию и оказанныеуслуги работникам предприятия за наличный расчет, так как по данным операциям чащевстречаются злоупотребления, связанные с полным или частичным неоприходованием поступившихв кассу денег.
ООО «Сантарин»не производит реализацию товарно-материальных ценностей за наличный расчет. В организациях,осуществляющих данные операции для выяснения полноты оприходования денег за реализованныетоварно-материальные ценности необходимо проверить отчеты об их движении, а такжезаписи по счетам их учета и реализации. При этом дебетовые записи по счету реализации(в части реализации за наличный расчет) должны сверяться с кредитовыми записямипо счетам учета материальных ценностей, а кредитовые записи по счету реализации(за наличный расчет) — с дебетовыми записями по счету «Касса».
В случае расхожденийследует проверить указанные операции по существу и установить причины отклонений.При наличии задолженности работников или других лиц за купленные материальные ценностинеобходимо проверить реальность возникновения такой задолженности.
Контролируя кассовые операции, нужноустановить соответствие корреспонденции счетов действующим положениям и правиламведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциямна основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов,а также записей в учетных регистрах. Он позволяет выявить хозяйственные операциис неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение учетной и отчетной информацииили списание похищенных сумм. В ООО «Сантарин» для проведения указаннойпроверки в ООО «Сантарин» использованы анализ счета 50, карточка счета50.
При проверке записейпо счету 50 «Касса» в ООО «Сантарин» установлено, что бухгалтерскиезаписи, не соответствующие Типовому плану счетов отсутствуют.
В случае обнаружениянетипичных записей, для контроля за ними ревизору следует составить следующую вспомогательнуюведомость (таблица 2.6).
 
Таблица 2.6 — Нетипичные проводки, требующие дальнейшейпроработкиНаименование, номер документа Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции Вопросы, рекомендуемые проводки Дальнейшая проработка 1 2 3 4 5 6 … … … … … … … … … … … …
Источник: собственнаяразработка
В процессе контроляза учетом денежных документов следует убедиться в равенстве остатков данных аналитическогоучета остатку по синтетическому счету 50-3 «Денежные документы». По данныманалитического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходованияденежных документов в количественном и суммовом выражении на счет 50-3 «Денежныедокументы». В ООО «Сантарин» денежные документы не числятся.
При контроле правильностивыплаты денег по платежным ведомостям в ООО «Сантарин» установлено, чтовсе внесенные в расчетно-платежные ведомости лица фактически работают в организациии среди них нет подставных, на которых выписывается заработная плата с целью ееприсвоения. Платежные ведомости сверены с показателями учета личного состава и табелей,с приказами о зачислении на работу и увольнении, с данными первичных документово начислении заработной платы.
Проверены итогив платежных ведомостях, так как нередко допускаются факты умышленного завышенияитогов в графе «К выдаче на руки» на предполагаемую сумму присвоения.Итоги подсчитаны верно, дописанные суммы, подчистки, неоговоренные исправления отсутствуют.
Во всех ведомостяхпроверена подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостяхсопоставлены с подписями в других. Поправки и подчистки отсутствуют.
Таким образом, в ходе проверки правильностидокументального оформления и учета операций с наличными денежными средствами и денежнымидокументами в ООО «Сантарин» нарушения не выявлены.
3. Документальное оформление материалов ревизииопераций с наличными денежными средствами и денежными документами
Качество ревизии зависит не только отуровня ее организации и правильности проведения, но и от оформления обобщающих материалов:основного акта комплексной либо тематической ревизии, частного (промежуточного)акта ревизии, справок, накопительных ведомостей, приказов, издаваемых по результатамрассмотрения ревизий. На основании этих документов принимаются меры к ликвидациинедостатков и нарушений; разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий,способствовавших выявленным нарушениям; привлекаются к дисциплинарной, материальнойи уголовной ответственности виновные должностные и материально ответственные лица.Содержание и качество оформления этих документов позволяют также судить об уровнепроведенной проверяющими работы, их квалификации и компетентности.
По результатам ревизии, в ходе которойвыявлены факты нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения,руководителем ревизионной группы (ревизором) на основании справок специалистов,включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии (ПриложениеР). Если же в процессе проведения комплексной ревизии не установлено фактов нарушенийдействующего законодательства в сфере экономических отношений, бесхозяйственностии т.п. — руководитель ревизионной группы оформляет результаты ревизии путем составлениясправки.
Акты и справки подписываются руководителемревизионной группы (ревизором), руководителем и главным бухгалтером (финансовымдиректором) ревизуемого субъекта предпринимательской деятельности либо индивидуальнымпредпринимателем.
В случае отказа должностных лиц проверяемогосубъекта хозяйствования от подписания акта ревизии в нем делается соответствующаязапись. Отказавшиеся от подписи имеют право изложить в письменной форме мотивы отказа.
При наличии возражений по содержаниюакта ревизии (справки) подписывающие его должностные лица ревизуемой организациилибо индивидуальный предприниматель делают об этом записи перед своей подписью ине позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта должны представить в ревизующуюорганизацию возражения в письменной форме по тем аспектам, с которыми они не согласныили возражают по их существу. В случае непредставления таких возражений в установленныйсрок замечания должностных лиц ревизуемой организации не принимаются во внимание.В случае представления возражений в установленный срок их обоснованность проверяетсяруководителем ревизионной группы (ревизором), проводившим ревизию, и по ним составляетсязаключение в письменной форме, с содержанием которого знакомят соответствующих должностныхлиц ревизуемой организации (заинтересованных лиц).
Руководитель ревизионной группы вправепотребовать представление письменных объяснений должностных лиц ревизуемого предприятияи лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях.Данные объяснения прилагаются к основному акту ревизии и являются его неотъемлемойчастью.
Промежуточный акт ревизии имеет такуюже структуру, как и основной акт ревизии. Единственное отличие состоит в том, чтов результативной части излагаются результаты исследования только одного участкафинансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Он подписывается руководителемревизионной группы, соответствующими должностными лицами ревизуем организации, атакже лицами, причастными к выявленным нарушениям и злоупотреблениям, от которыхв обязательном порядке изымаются письменные объяснения. Факты, изложенные в промежуточномакте, включают в основной акт ревизии, а сам он является приложением к нему.
Один экземпляр промежуточного акта передаетсяруководителю ревизуемой организации, второй является приложением к сопроводительномуписьму, с которым материалы ревизии передаются в правоохранительные органы для возбужденияуголовного дела и предъявления гражданского иска. Такие материалы должны передаватьсяправоохранительным органам в оригиналах в десятидневный срок. За своевременностьих передачи, полноту и надлежащее качество персональную ответственность несет руководительконтролирующей организации.
Выявленные факты однородных нарушениймогут отражаться в накопительных ведомостях, прилагаемых к каждому экземпляру актаревизии, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения:размер причиненного ущерба (при его наличии), период, на протяжении которого совершалосьнарушение, даты и номера документов. В основном акте комплексной ревизии приводятсятолько итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующиеприложения, в которых приводятся накопительные ведомости по однородным нарушениям.Группировка нарушений способствует сокращению объема акта ревизии, а также делаетего более компактным.
Записи в ведомости производят по установленнымфактам нарушений, применительно к разделам акта комплексной ревизии. Ведомости подписываютсяруководителем ревизионной группы (ревизором) и главным бухгалтером ревизуемой организациис целью подтверждения выявленный фактов нарушений, злоупотреблений и бесхозяйственности.3.1 Направления совершенствования контроля кассовыхопераций в организации в условиях применения ЭВМ
Внедрение компьютерной обработки данныхсубъектами предпринимательской деятельности на базе современных ПЭВМ вносит существенныеизменения в организацию и методику проведения ревизии кассовых операций. Бухгалтерскийучет в условиях применения ПЭВМ является не только информационной, но и контрольнойподсистемой. Ее функция — обеспечить все уровни управления необходимой информациейдля непрерывного контроля за различными сторонами финансово-хозяйственной деятельностиуправляемого объекта. Создание информационного банка плановых, нормативных и фактическихданных позволяет использовать в любой период времени большие объемы экономическойинформации для контроля за выполнением плановых (прогнозных) заданий, выявленияи устранения нарушений и недостатков в расходовании ресурсов.
Применение компьютерной обработки данныхрасширяет круг задач ревизии кассовых операций. Прежде всего, в тщательном изучениинуждаются используемая на предприятии программа автоматизации бухгалтерского учетаи ее применение в части учета кассовых операций, достоверность носителей входящейинформации и выходных документов на машиночитаемых носителях. Неотъемлемым элементомпроверки кассовых операций становится изучение качества самой программы и предусмотреннойею системы контроля, регистров аналитического и синтетического учета, выявлениеи исправление ошибок, возникающих при выверке исходной информации. В процессе проверкинеобходимо установить, насколько эффективна применяемая система текущего контроляна следующих сталях технологического процесса обработки учетно-аналитической информациипо затратам производства:
приемка и регистрация первичной документациипо учету кассовых операций;
арифметическая обработка документов(таксировка);
создание учетных регистров по кассовымоперациям.
При проведении проверки кассовых операцийв системе компьютерной обработки данных сохраняются основные элементы его методологии.Использование ПЭВМ существенно влияет на процесс изучения ревизором системы учетакассовых операций субъекта предпринимательской деятельности и сопутствующих емусредств внутреннего контроля.
Применение ПЭВМ в учетно-аналитическойработе проверяемого предприятия приводит к изменению отдельных элементов организациибухгалтерского учета и внутреннего контроля:
для проверки правильности кассовых операцийнаряду с традиционными первичными документами используются и первичные документына машиночитаемом носителе;
постоянные нормативно-справочные показателимогут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемыхносителях информации (например, заноситься в константы);
вместо журналов ордеров по счетам счетаналичных денежных средств могут формироваться автоматизированные учетные регистры(например, анализы, карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам).
Субъект предпринимательской деятельностиобязан предоставить контролирующей организации необходимый доступ к системе компьютернойобработки данных. Если это условие проверяемой организацией не выполняется, ревизоримеет право потребовать представления необходимых ей документов на бумажных носителяхинформации, чтобы не было ограничения объема проверки.
При проведении ревизии кассовых операцийв условиях применения ПЭВМ проверяющий должен иметь представление о техническом,программном и математическом обеспечении компьютеров, а также системах обработкиучетно-аналитической информации.
В процессе проверки кассовых операцийв качестве одного из основных источников информации используются машинограммы посчетам учета расчетов по оплате труда, созданные в результате обработки учетно-аналитическойинформации и использования ПЭВМ. Необходимыми условиями, придающими машинограммеюридическую силу, являются:
соблюдение требований стандартов, предусмотренныхпрограммами автоматизации учета;
наличие таких реквизитов, как дата созданиямашинограммы, наименование и местонахождение создавшей ее организации, подписи ответственныхлиц.
Если в машинограмме обнаружены сделанныеот руки исправления, то она должна содержать дату и подпись внесшего их должностноголица, а также необходимые пояснения. Обоснованность этих исправлений (замена однихпоказателей другими, внесение дополнительных данных и т.п.) нужно выяснить в ходепроверки. В условиях использования ЭВМ для обработки учетно-экономической информацииперенос данных с первичных документов на магнитные носители сопровождается их кодированиемна основе предварительно разработанных программ и алгоритмов.
В условиях применения в учете ПЭВМ значительноснижается трудоемкость проверок, так как отпадает необходимость производить арифметическиепроверки множества накопительных документов, учетных регистров и отчетных таблиц,составленных c помощью компьютеровв виде машинограмм. Достоверность арифметических подсчетов в них обычно сомненийне вызывает. Тщательного изучения требуют только сделанные в машинограммах исправления:замены одних показателей другими, внесение дополнительных данных и т.п. При проверкемашинограмм важно выяснить правильность их оформления: наличие заголовка, подписьработника, составившего данный документ.
Ревизору необходимо убедиться в том,что информационная база внутри компьютера обеспечивает сохранность информации, ееархивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование информации, ограничениенесанкционированного доступа к ней. Актуальность данных обеспечивается регламентированиемисточников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления ииспользования.
При проверке кассовых операций в условияхприменения ПЭВМ следует обращать внимание на следующие вопросы:
необходимость сверки регистров кассовыхопераций, получаемых с помощью ПЭВМ, с данными первичного учета;
наличие несанкционированных измененийпрограммного обеспечения. Изменения, вносимые в программное обеспечение проверяемойорганизацией в связи с изменением законодательства, должны быть документированы,согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.
Источниками получения доказательствпри проведении проверки кассовых операций являются данные, подготовленные в системекомпьютерной обработки данных субъекта предпринимательской деятельности в виде таблиц,ведомостей, регистров бухгалтерского учета проверяемой организации по кассовых операций.Ревизор имеет возможность применять их, их копии, в том числе фотокопии, в качестверабочей документации, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками,специальными символами. В случае работы проверяющего непосредственно в системе компьютернойобработки данных субъекта предпринимательской деятельности (без вывода на печать)рабочие документы, подтверждающие факт сбора доказательств, составляются ревизоромсамостоятельно.
Для повышения эффективности проверки ревизору целесообразно изучитьосновные программы бухгалтерского учета, наиболее широко применяемые предприятиямиРеспублики Беларусь. Знание программы позволит проверяющему самостоятельно формироватьнеобходимые учетные регистры по учету кассовых операций, наиболее полно отражающиеинформацию, проверяемую в данный момент. При этом сократиться время, затрачиваемоена ожидание документов, их распечатку.
В условиях использования ПЭВМ при проверке кассовых операцийприменение такого способа получения доказательств, как проверка арифметических расчетовклиента, становится бессмысленным. Расширяется сфера применения способа прослеживания.Прослеживание — это процедура, в ходе которой ревизор проверяет некоторые первичныедокументы по учету кассовых операций и их отражение в регистрах синтетического ианалитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждаетсяв том, что соответствующие операции отражены в учете правильно (или неправильно).
Для использования возможностей программы ревизору необходимополучить разрешение руководства организации на ее использование в целях проверки.
Помимо использования бухгалтерских программ,ПЭВМ может применяться ревизором для получения нормативно-правовой, справочной идругой информации, необходимой для качественной проверки правильности кассовых операцийв проверяемой организации. Проверяющими сегодня широко используются возможностиинформационно-аналитических систем «Консультатн-плюс», «Эксперт»,«Главбух-инфо» и других.
Таким образом, применение средств автоматизацииповышает эффективность проверки кассовых операций, сокращая при этом время на еепроведение и трудоемкость.
Заключение
В ходе исследования, проведенного вданной курсовой работе, рассмотрена методика ревизии кассовых операций в обществес ограниченной ответственностью «Сантарин».
На основании материалов, изложенныхв работе, могут быть сделаны следующие выводы.
Использование юридическимилицами наличных денежных средств носит ограниченный характер. В современных условияхорганизациями предпринимаются меры по сокращению наличного денежного оборота.
Ревизия операций с наличными денежными средствами и денежнымидокументами способствует укреплению платежной дисциплины и повышению эффективностииспользования финансовых ресурсов в организации.
Внезапная инвентаризациякассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей,находящихся в кассе проводится ООО «Сантарин» соответствии с Правиламиведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в РеспубликеБеларусь в сроки, установленные руководителем организации, но не реже одного разав квартал. В ходе инвентаризаций, проведенных в ООО «Сантарин», недостачии излишки денежных средств в кассе не выявлены.
При проверке движенияденежных средств в кассе в ООО «Сантарин» сверены данные бухгалтерскогобаланса, кассовой книги, кассового отчета, учетного регистра по счету 50 «Касса».Расхождения не обнаружены.
При проверке записейпо счету 50 «Касса» в ООО «Сантарин» установлено, что бухгалтерскиезаписи, не соответствующие Типовому плану счетов отсутствуют.
В ООО «Сантарин»оформление приходных и расходных ордеров осуществляется с применением средств вычислительнойтехники. Организацией используются приходные ордера, зарегистрированные в электроннойбазе данных учетных документов.
Кассовые документыООО «Сантарин» проверены на предмет незаполнения отдельных реквизитов(номер, дата и др.). Реквизиты кассовых ордеров заполнены в полном объеме, приходныеи расходные ордера имеют раздельную нумерацию и выписываются в бухгалтерии предприятияв момент совершения операции. Для их регистрации используется журнал регистрацииприходных и расходных кассовых ордеров. Заполнение журнала автоматизировано. Посколькупропуски в нумерации ордеров могут свидетельствовать об уничтожением документовили других злоупотреблениях, очередность номеров тщательно проверена. Все ордерав журнале расположены в порядке очередности, пропусков нет.
В ООО «Сантарин»кассовая книга ведется автоматизированным способом. При этом обеспечена полная сохранностькассовых документов и защита программных средств, выполняющих функции обработкикассовых документов от несанкционированного доступа. Нарушения при оформлении кассовойкниге не выявлены.
ООО «Сантарин»ежегодно заключает договоры с банком на расчетно-кассовое обслуживание. Банком неустановлен организации лимит остатка кассы на 2010 год.
В ООО «Сантарин»в проверяемом периоде наличные денежные средства в иностранной валюте, денежныедокументы не учитывались.
Результаты проверкиопераций с наличными денежными средствами и денежными документами отражены в актеревизии.
В качестве нарушенияв акте отмечено то, что о прием и выдачу денег кассир ООО «Сантарин» производитнепосредственно в помещении кассы, специальное окошко для проведения операций сналичными денежными средствами отсутствует. При этом денежная наличность для расчетовс персоналом извлекается кассиром из сейфа непосредственно в присутствии сотрудника.Указанный недостаток необходимо устранить, так как при подобной организации приемаи выдачи наличных денежных средств в значительной степени возрастает вероятностьсовершения хищений на предприятии.
Список использованных источников
1. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 года № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакцииот 26.12.07 № 302-З) // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо».
2. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8ноября 1994 г. № 3373-XII (в редакции от 8.07.08 г. № 369-З) // Аналитическаяправовая система «Бизнес-Инфо».
3. Инструкция о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборамкассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающихмашин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемыхюридическими лицами индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежныхсредств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществлениярасчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ,и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам РеспубликиБеларусь от 3.09.2004 г. № 100 (в редакции от 01.04.2009 г. № 34) // Аналитическаяправовая система «Бизнес-Инфо».
4. Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»,утвержденного 21 апреля 2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009 г. № 29-З)// Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо».
5. Правила наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденнымипостановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007 г.№ 166 // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо».
6. Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличнойиностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением ПравленияНационального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 г. № 1 (в редакции от 30.06.2008г. № 86) // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо».
7. Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территорииРеспублики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка РеспубликиБеларусь от 28.06.2004 г. № 98 (в редакции от 08.10.2008 г. № 145) // Аналитическаяправовая система «Бизнес-Инфо».
8. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 27.01.1997 г. № 12«Об использовании специализированных форм первичных учетных документов, применяемыхв торговле» // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо».
9. Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 г. № 311«Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации»(в редакции постановления от 9.07.2004 № 108)
10. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 19.04.2001 г.№ 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации»(в редакции постановления от 9.07.2004 г. № 107) // Аналитическая правовая система«Бизнес-Инфо».
11. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Обутверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличнымиденежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь от 17.01.2008г. № 4 (в редакции от 13.10.2008 г. № 150) // Аналитическая правовая система»Бизнес-Инфо”.
12. Постановление Министерства по налогам и сборам от 3.09.2004 г. № 99/134«О порядке приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполненииработ, оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальныхкомпьютерных систем» (в редакции от 25.07.2006 г. № 79/89) // Аналитическаяправовая система «Бизнес-Инфо».
13. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007г. № 166 «Об утверждении Правил организации наличного денежного обращения вРеспублике Беларусь» // Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо».
14. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008г. № 4 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетовналичными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь»// Аналитическая правовая система «Бизнес-Инфо».
15. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типовогоплана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансовРеспублики Беларусь № 89 от 30.05.2003 г. // Аналитическая правовая система«Бизнес-Инфо».
16. Аудит: Учебник. Под редакцией В.И. Подольского. — М.: Экономистъ, 2004.- 494 с.
17. Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учебное пособие. — Мн.: Мисанта, 2004.- 265 с.
18. Камышанов П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественнаясистема и международные стандарты. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 520 с.
19. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: Учебное пособие. — Мн.:Книжный дом, 2005. — 686 с.
20. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для ВУЗов. — М.: Омега-Л, 2004. — 656 с.
21. Междунарожные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособ. / И.И. Бочкареваи др.; под общ. ред. И.А. Смирновой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 671 с.
22. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособ.; Под общ. ред.А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова. — М.: Кнорус, 2004. — 592 с.
23. Николаева О.Е. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: ЕдиториалУРСС, 2005. — 239 с.
24. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Инфра-М,2004. — 470 с.
25. Плотницкий М.И. Экономическая теория: Учебное пособие. — Мн.: ООО «Современнаяшкола», 2006. — 392 с.
26. Проданова Н.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. — Ростов — н/Д.: Феникс,2006. — 320 с.
27. Прокопович И. «Правила ведения кассовых операций, расчеты наличнымиденежными средствами на территории Республики Беларусь» // «Главный бухгалтер.ГБ». 2005. № 38.
28. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебник. — Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005.512с.
29. Рахман З., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. — М.: Инфра-М,1996. — 272 с.
30. Рыбак Т. «Учет кассовых операций и наличной иностранной валюты»// «Главный бухгалтер. ГБ». 2005.45.
31. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Учеб. — методич. пособие.- Мн.: Книжный дом, 2004. — 432 с.
32. Харламова О.И., Бабына В.Ф., Панова Т.И. Ревизия и аудит: Учебно-методическийкомплекс. — Гомель: ГГУ им.Ф. Скарины, 2005. — 172 с.
33. Хижевская Ю. Порядок определения в строительных организациях фонда оплатытруда рабочих-сдельщиков. // Главный бухгалтер. Строительство. 2002. № 3. // Информационно-правоваясистема «Главбух-Инфо».
34. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебный комплекс. — Мн.: Книжный дом, 2005.- 479 с.
35. Шидловская М.С. Финансовый контроль и аудит. — Мн.: Вышейшая школа, 2001.- 495 с.
36. Экономика, организация, планирование промышленного производства: Учеб. пособие./ Под общ. ред. Т.В. Карпей. — Мн.: Дизайн Про, 2003. — 272 с.
37. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. — Мн.:ООО «Современная школа», 2006. — 392 с.