Ревизия расчетов на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      3
РАЗДЕЛ 1. РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ ИПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ – ВАЖНЕЙШИЕ ОБЪЕКТЫ РЕВИЗИИ
1.1.                Необходимостьисследования методики ревизии расчетов с поставщиками и заказчиками в условияхразвития рыночных отношений.         6
1.2.                Методическиеприемы контроля, используемые при выполнении контрольных процедур в процессеревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками ипути их совершенствования     7
РАЗДЕЛ 2. РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ СПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.
2.1                 Задачи, источникии последовательность ревизии.                   10
2.2                 Методика ревизиирасчетов с поставщиками и подрядчиками   13
2.3                 Методика ревизиирасчетов с покупателями и заказчиками.      14
2.4                 Методикаоформления результатов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками,покупателями и заказчиками.                  16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                            20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                    22
ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                            23

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтемы курсовой работы. Аудит и ревизия – одна из профилирующих дисциплин всистеме обучения экономистов бухгалтерскому учету, контролю и анализухозяйственной деятельности. Аудит и ревизия – это основные формы контроляхозяйственной деятельности предприятий и ассоциаций. В то же время контроль являетсяодной из основных функций управления общественным производством. Велико егозначение для оценки выполнения планов, смет, прогнозов, динамикихозяйствования, результатов функционирования предприятий и ассоциаций, ихструктурных подразделений, выявление и мобилизация резервов экономического исоциального развития, внедрения в практику достижений научно — техническогопрогресса, выработки и принятия оптимальных управленческих решений. Аудит иревизия как наука располагает значительным арсеналом специальных методов иприемов исследования результатов функционирования предприятий и ассоциаций.Переход на новые прогрессивные методы хозяйствования, внедрение рыночныхотношений, аренды, коммерциализации, приватизации требует дальнейшего развитиятеории, методологии, методики и организации аудита и ревизии, совершенствованияих форм, методов и инструментария.
Тема курсовой работы:“Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками и подрядчиками, покупателями изаказчиками на предприятиях и в организациях в условиях развития рыночныхотношений”.
Объектом данногоисследования по изучаемой дисциплине являются теоретические и практическиеположения о ревизии расчетов.
Предметом исследования в курсовойработе является ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями изаказчиками на предприятиях и в организациях в условиях развития рыночныхотношений.
Цель исследования состоитв том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследованияпредопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
ü   дать понятие методическим приемам контроля,используемых при выполнении контрольных процедур в процессе ревизии расчетов споставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и пути ихсовершенствования;
ü   рассмотреть необходимостьисследования методики ревизии расчетов с поставщиками и заказчиками в условияхразвития рыночных отношений;
ü   изложить задачи, источники ипоследовательность ревизии;
ü   описать методику ревизии расчетов споставщиками и подрядчиками;
ü   раскрыть методику ревизии расчетов спокупателями и заказчиками;
ü    показать методику оформлениярезультатов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями изаказчиками.
Характеристика источниковдля написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых,опубликованная экономическая практика в официальных изданиях; во-вторых,специальная литература. Значительный вклад в разработку вопросов связанных с ревизиейрасчетов с поставщиками и подрядчиками и подрядчиками, покупателями изаказчиками на предприятиях и в организациях в условиях развития рыночныхотношений внесли выдающиеся экономисты, профессора, доценты в частности, СтуковС.А., Солодов А.К., В.И. Подольский и другие.
При разрешениипоставленных задач для достижения цели исследования использовались следующиеметоды: метод системного анализа, комплексного исследования.
Структура курсовойработы включает: титульный лист, содержание, введение, две главы с разделами кним, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на23 страницах компьютерного текста.

РАЗДЕЛ 1. РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИИ ЗАКАЗЧИКАМИ – ВАЖНЕЙШИЕ ОБЪЕКТЫ РЕВИЗИИ.
 
1.1     . Необходимостьисследования методики ревизии расчетов с поставщиками и заказчиками в условияхразвития рыночных отношений.
Необходимостьисследования методики ревизии расчетов с поставщиками и заказчиками в условияхразвития рыночных отношений заключается в том, что рыночная система развивается,появляются новые формы расчетов, совершенствуется законодательная база и т. д.,и в таком стремительном экономическом движении предприятия и организациидопускаю просчеты и ошибки (иногда обдуманно). А аудиторы в свою очередь должныидти в ногу со временем, поэтому и разрабатываются новые методики ревизиирасчетов с поставщиками и заказчиками.
1.2.    Методическиеприемы контроля, используемые при выполнении контрольных процедур в процессеревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками ипути их совершенствования.
 
Дляподготовки и проведения комплексной ревизии, приказом руководителя вышестоящейорганизации назначается ревизионная группа, в составе работниковконтрольно-ревизионного аппарата. Также привлекаются высококвалифицированныеспециалисты со стороны
В ревизиювключаются:- проверка соответствия наличию материальных средств учету данных.Законность их использования, расходования и списания — проверка правильности исоответствия законодательству ведения бухучета и отчетности. В ходе ревизиипроводятся фактическая инвентаризация и документальная проверка сплошным иливыборочным методом. По результатам ревизии составляется акт[[1]].
Ревизияодного и того же субъекта хозяйствования могут проводиться не более 1 раза вгод, за исключением проводимых по поручению правоохранительных органов и судов.Срок проведения ревизии определяется в приказе и не должен превышать 30 рабочихдней. Указанный срок может быть продлен руководителем контролирующего органа.Проверка хозяйственной деятельности предприятия проводится путем:- изучениядействующей системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономическогоанализа;- проверка документов в целях установления законности ицелесообразности, проведенных хозяйственно-финансовых операций;- проверкидействительности совершения сделок;- сопоставления данных бухгалтерского учетас данными отчетности, с плановыми данными (сметой и т.д.);- проведениевстречных проверок;- проверка копий платежных документов с документами,хранящимися в банке;- контроль объема выполненных работ, обмер сырья,материалов и готовых изделий: — контроль запуска сырья и материалов впроизводство;- проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдениянорм естественной убыли при хранении и транспортировки.
Анализлитературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы:общенаучные методы и специфические контрольные методы. Общенаучные методическиеприемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагированиеи конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.
Анализ (от гр. аnаlуsis — разложение) — прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного илипрактического расчленения его на составные объекты (по его признакам,свойствам, отношениям.
Синтез (от гр. synthesis — соединение,сочетание, составление) — метод изучения объекта в его целостности, единстве ивзаимной связи его частей. В ревизии расчетов синтез связан с анализом,поскольку он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа,установить их связь и познать предмет как единое целое.
Индукция (от лат. inductio — выведение изчастного к общему) — прием исследования, при котором общий вывод о признакахмножества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, аотдельных конкретных элементов данного множества, т. е. умозаключение отчастных факторов к общим.
Дедукция (от лат. deductio — выведение изобщего к частному) — исследуется состояние объекта в целом, и на основелогических рассуждений делаются выводы о его составных элементах.
Аналогия (гр. analogia) -прием научногоумозаключения, посредством которого достигается познание одних объектов наосновании их сходства с другими.
Абстрагирование(от лат. abstrahere — отвлекать) — прием мысленного отвлечения путем абстракции переходить отконкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам Конкретизация (от лат.соncretus — густой, уплотненный) — исследование определенных объектов во всейих разносторонности, в качественном многообразии реального существования Системныйанализ — изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующихсистему. Системный анализ в ревизии расчетов предусматривает оценку поведенияобъектов как системы со всеми факторами, влияющими на их функционирование.
Собственные методическиеприемы ревизии расчетов представляют собой специфические приемы контроля,выработанные

РАЗДЕЛ 2. РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ,ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
 
2.1. Задачи, источники и последовательность ревизии
 
Задачиревизии — установитьзаконность, достоверность, экономическую целесообразность совершенныхфинансово-хозяйственных операций.
Для ревизииважно выявить и установить:
— контроль засоблюдением государственной дисциплины;
— правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками;
— правильность ведения расчетов с покупателями и заказчиками;
— правильность использования государственных средств;
— сохранностьденежных средств и материальных ценностей;
— правильность ведения бухгалтерского учета;
— выявитьфакты бесхозяйственности, расточительства, хищений;
— установитьвиновных для возмещения вреда государству.
До началаревизии необходимо изучить материалы, относящиеся к данному предприятию порасчетам с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками;ознакомиться с результатами предыдущей ревизии, ознакомиться с балансом иотчетами, выяснить в следственных органах: не имеется ли данных о нарушениифинансовой дисциплины, о фактах или имело место хищения. Затем составляется программаревизии, утверждается руководителем, назначившим ревизию. Затем составляется рабочийплан с указанием конкретных сроков и участков работ для каждого члена ревизионнойгруппы[[2]].
Следуетотметить, что ревизиибывают:
а)ведомственная и вневедомственная,
б) плановая ивнеплановая,
в) полная инеполная,
г) сплошная ивыборочная,
д) тематическая,
е)комплексная,
ж)комбинированная,
з) сквозная,
и)дополнительная,
к) повторная.
Планированиеи учет контрольно-ревизионной работы осуществляет контрольно-ревизионноеуправление Минфина и контрольно-ревизионные органы различных ведомств иминистерств. Планирование ревизионной работы проводит председатель ревизионнойкомиссии.
Последовательностьревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчикамивключает следующие этапы:
1.Подготовительная работа.
2.Установление делового контакта.
3. Общееознакомление с объемом контроля.
4.Организация и проведение ревизии.
5.Документальное оформление результатов.
6. Реализациярешения по результатам.
7.Организация контроля, за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.
2.2.Методика ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками
Аудитор проверяет наличиедоговоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторскойзадолженности необходимо установить дату ее возникновения и причинуобразования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшимсроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины ее возникновения, атакже уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности[[3]].
При наличии зарубежныхпоставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту,необходимо уточнить, как велся учет курсовых ризниц, и как эти курсовые разницысписывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 напервое число соответствующего квартала.
Пи проверке расчетов споставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма учета,аналитический и синтетический учет по счету 60 “Расчеты с поставщиками иподрядчиками” ведется в журнале-ордере № 6.
В журнале по каждомурегистрационному номеру (счету) приведены данные об оплате, поступленииматериалов или оказанных услугах, суммы налога на добавленную стоимость испециального налога. В конце месяца подсчитываются соответствующие итоги, ивыводится сальдо по регистрационным номерам, которое переносится в журналследующего месяца.
2.3.Методика ревизии расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты с покупателями изаказчиками ведутся на одноименном счете 62. Этот счет широко используется напредприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализациипродукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров ипредъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. В настоящее время,поскольку большинство предприятий и организаций перешли на этот метод ведениябухгалтерского учета, рекомендуется применять счет 62. Учет расчетов ведется посубсчетам: 62-1 “Расчеты в порядке инкассо”, 62-2 “Расчеты плановымиплатежами”, 62-3 “векселя полученные” и др[[4]].
На субсчете 62-1 “расчетыв порядке инкассо” учитываются расчеты по предъявленным покупателям изаказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженнуюпродукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
На субсчете 62-2 “Расчетыплановыми платежами” ведут расчеты с покупателями при установлениихозяйственных длительных связей, если такие расчеты носят постоянный характер.
На субсчете 62-3 “Векселяполученные” учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками,обеспеченная полученными векселями.
Аудитор проверяет, какоформлены договора поставки продукции, (условия оплаты), выясняет реальнуюзадолженность покупателей (на основании данных инвентаризации), как ведетсяаналитический учет по покупателям, правильность составления бухгалтерскихпроводок, соответствие записей аналитического учета по счету 62 даннымжурнала-ордера № 11 или регистрам, полученным на ПЭВМ.
2.4. Методикаоформления результатов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками,покупателями и заказчиками
 
Документальноеоформление и реализация документов ревизии.
Основные требования,предъявленные к акту ревизии. В акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками,покупателями и заказчиками должны быть соблюдены: объективность, ясность,точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на соответствующиенормативные акты и законы[[5]].
Выявленные факты,однородных, многочисленных нарушений группируются в ведомость, котораяприлагается к акту ревизии и подписывается руководителем и главным бухгалтером.В акте не должна приводится оценка действий различных должностных лиц. Актревизии не следу6ет загромождать описанием структуры предприятия, а такжеотчетами и плановыми данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.
Содержание акта ревизии:
а) общие данные овыполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;
б) выявленные фактынарушений законодательства и нормативных актов;
в) факты не полноговыявления договорных обязательств, неправильного расходования средств, другихнарушений финансовой дисциплины;
г) факты неправильноговедения бухгалтерского учета и состояния отчетности;
д) фактыбесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальныхценностей;
е) размеры причиненногоматериального ущерба с указанием виновных, а также с изложением обстоятельств,способствующим этим нарушениям;
ж) скрытые при ревизиидополнительные возможности и резервы предприятия.
Методическаясистематизация материалов, включаемых в акт ревизии, может производиться двумя способами:
а) по мере завершенияпроверки первых вопросов составляются промежуточные или разовые;
б) акт ревизиисоставляется после завершения всей работы.
Оформленные промежуточныеакты могут иметь самостоятельное хождение, а так же они являются приложением косновному акту. Кроме этого приложением являются:
— экспертное заключение;
— подлинные документы;
— копии документов;
— выписки;
— объяснительные записки.
В приложении данныегруппируются по видам нарушений и по значимости для ревизуемого предприятия.
Следует отметить, что основныемероприятия по реализации результатов ревизии включают:
а) принятие мер поустранению выявленных недостатков. Руководитель ревизионной группы в 10-дневныйсрок после окончания ревизии принимает меры по устранению нарушений и привлечениювиновных лиц к ответственности;
б) руководительпредприятия со специалистами разрабатывает план мероприятий по устранениювыявленных нарушений и сообщает об этом руководителю ревизионной группы;
в) мероприятияоформляются в виде приказов, распоряжений, указываются сроки их выполнения илиц ответственные за это.
Контроль за выполнениемрешений по материалам ревизии осуществляется в трех формах:
а) информированиеруководства ревизионной организации о выполнении предусмотренных мероприятий;
б) выезд ревизоров наместо осуществления проверки;
в) проверка устранениянедостатков при проведении последующей ревизии.
Порезультатам ревизии составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявленынарушения законодательств. Результаты ревизии, в ходе которых не выявленонарушений актов законодательства — оформляется справка. Акт или справкаподписываются ревизором, руководителем, юридического лица (ИП) и главнымбухгалтером проверяемого предприятия. (Приложение 1)
Контролирующиеорганы, проводившие ревизию, обязаны не позднее 30-дневного срока вынестирешение о применении к предприятию экономических санкций. Это решение можетбыть обжаловано субъектом хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган в5-дневный срок со дня получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующегооргана обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок со дня его поступления.Суммой экономических санкций, не отнесенной субъектом хозяйствования,списываются в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа сосчетов правонарушителя или со счетов его дебитора. Не подлежит исполнениюрешение контролирующего органа об экономических санкциях, если со дня еговынесения прошло 3 или более месяца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написавкурсовую работу на тему “Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками иподрядчиками, покупателями и заказчиками на предприятиях и в организациях вусловиях развития рыночных отношений”, сделаем краткие выводы.
1)            для подготовки ипроведения комплексной ревизии, приказом руководителя вышестоящей организацииназначается ревизионная группа, в составе работников контрольно-ревизионногоаппарата. Также привлекаются высококвалифицированные специалисты со стороны;
2)            методическиеприемы контроля, используемые при выполнении контрольных процедур в процессеревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчикамивключают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование иконкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ;
3)            задачи ревизии — установить законность,достоверность, экономическую целесообразность совершенныхфинансово-хозяйственных операций;
4)            планирование иучет контрольно-ревизионной работы осуществляет контрольно-ревизионноеуправление Минфина и контрольно-ревизионные органы различных ведомств иминистерств. Планирование ревизионной работы проводит председатель ревизионнойкомиссии;
5)            следует отметить,что аудитор проверяет наличие договоров на поставку продукции и правильность ихоформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату еевозникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено назадолженность с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснитьпричины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканиюзадолженности;
6)            расчеты с покупателямии заказчиками ведутся на одноименном счете 62. В настоящее время, посколькубольшинство предприятий и организаций перешли на этот метод ведения бухгалтерскогоучета, рекомендуется применять счет 62. Учет расчетов ведется по субсчетам:62-1 “Расчеты в порядке инкассо”, 62-2 “Расчеты плановыми платежами”, 62-3“векселя полученные” и др;
7)            в акте ревизиирезультатов расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчикамидолжны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленныхфактов нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные акты и законы.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1)        Нормативныйдокумент «Порядок организации и проведения проверок (ревизий)финансово-хозяйственной деятельности и применение экономических санкций»,Указ Президента РБ от 15.11.1999 г. (с изменениями от 06.12.2001 г.).
2)        Андреев В. Д.практический аудит / Справочное пособие. М.: Экономика, 1994.
3)        Аренс Э. А.,Лоббек Дж. К. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1995.
4)        Аудит и ревизия /Справочное пособие (под ред. Белого И. Н.). Мн.: ООО “Мисанта”, 1994.
5)        Белый И. Н.Аудит. Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
6)        Иткин Ю. М.Проблемы становления аудита. М.: Финансы и статистика, 1992.
7)        Стуков С. А.,Голышев В. Д. Введение в аудит. М.: Тарвер, 1992.
8)        Шеремет А. Д.,Суйц В. П. Аудит: Учебн6ое пособие. М.: ИНФРА-М,1995.
9)        Макоед И. А.аудиторская школа в Республике Беларусь. Мн.: Аудиторская палата республики Беларусь,1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ
СПРАВКА
Старшимконтролером – ревизором контрольно-ревизионного отдела управления сбытом Брестскогооблисполкома И. И. Ивановым проведена проверка правильности расчетов спокупателями и заказчиками.
Проверканачата:05.02.2003 г.
Закончена21.02.2003 г.
ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Проверка правильности расчетовс покупателями и заказчиками проведена за период с 01.04.2000 г. по 01.01.2001.г. с 01. 10. 2001 г. по 01.01.2003 г.
Направление работырасчетов оформляется по установленной форме.
На счете 62 расчеты с поставщикамии заказчиками нарушения не обнаружено.
Ст. контролер-ревизор КРОУО
Брестского облисполкома                                                   И.И. Иванов
Гл. бухгалтер отделасбыта
Администрации Ленинского
Района г. Бреста                                                                   П.П. Петров