РФ

Введение В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, кото¬рые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические ос¬новы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приоб¬рели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство
РФ, суды РФ. Одной из ба¬зовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года. На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др.
В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и есть государство. Государство- это организация политической власти доминирующей
части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом. Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы. Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства . Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что со¬временный государственный аппарат
в России проходит стадию реконст¬рукции, становления и развития. В это время очень важно осознание обще¬ством места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвиже¬нием общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечествен¬ных теоретиков права.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение поня¬тия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства. Глава I.Понятие механизма (аппарата) государства §1.Понятие механизма государства Механизм государства, охватывающий все государственные органы, не¬посредственно олицетворяет государство,
представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства. Понятие “механизм государства” тесно связано с понятием “государственный аппарат” . Последнее принято употреблять в двух смыс¬лах — широком и более узком. В широком смысле понятие государствен¬ного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государствен¬ного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности испол¬нительно- распорядительных, управленческих органов государства, исполь¬зуется понятие “государственный аппарат” в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется,
по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства. Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от не¬государственных структур в политической системе общества, так и от от¬дельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем. Во-первых, механизм (аппарат) государства – это система государствен¬ных органов, проникнутая единством
принципов его организации и дея¬тельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основах госу¬дарственной службы Российской Федерации” и других федеральных зако¬нах. Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней раз¬личные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соот¬ношение
и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основопо¬лагающий система образующий фактор (принцип) структуры государст¬венного механизма закреплен в конституции данного государства в кон¬кретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с кон¬ституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг таким определяющим, система обра¬зующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру меха¬низма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом дан¬ного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами. Следует заметить, однако, что практическое осуществление лозунга “вся власть Советам” означало не что иное, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла
содержание и основные направления дея¬тельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии. В перестроечный и после перестроечный периоды, в процессе демокра¬тизации Российского государства, в Конституцию
РСФСР 1978 г согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституци¬онного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовмести¬мым с принципом всевластия
Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполни¬тельной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обо¬стрение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу го¬сударства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, со¬держащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР. Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее измене¬ний провозглашала, что “народ осуществляет государственную власть че¬рез Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Рос¬сийской Федерации, и непосредственно”. При этом, однако, не упомина¬лось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти. В столь же резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст.
104 упомя¬нутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государ¬ственной власти Российской Федерации является Съезд народных депута¬тов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать лю¬бой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви вла¬сти, не может быть места в условиях реализации | демократического прин¬ципа разделения властей.
Эти противоречия устранила Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней впервые в конституци¬онной практике России последовательно проводится принцип осуществле¬ния государственной власти на основе разделения на законодательную, ис¬полнительную и судебную Данный принцип основан на самостоя¬тельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и проти¬вовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное
Усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не до¬пустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, ус¬тановления диктатуры. В ст. 11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего система образующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства: I. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Прези¬дент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Рос¬сийской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществ¬ляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу¬дарственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Кон¬ституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”. Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти. В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции со¬временного Российского государства осуществляются при помощи госу¬дарственного механизма, посредством деятельности всей системы объеди¬няемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма – они непосредственно
влияют на возникновение, развитие и со¬держание деятельности тех или иных органов государства. В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социаль¬ные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так на¬зываемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные мате¬риальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсоб¬ные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необхо¬димые для функционирования государственных органов. Например, при¬менительно к органам
Вооруженных Сил РФ – это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п. Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного Российского государства – это пронизанная еди¬ными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделе¬нии властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных
органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соот¬ношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной
взаимосвязи и со¬подчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресур¬сами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент прави¬тельство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губерна¬торы, администрации краев и областей и т.п.); 2) государственные организации – это такие подразделения механизма го¬сударства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.); 3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма госу¬дарства, которые властными полномочиями (за исключением их админист¬раций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую дея¬тельность
по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликли¬ника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.); 4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма го¬сударства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их ад¬министрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют
различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); 5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему право¬вому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие долж¬ности,
связанные с непосредственным исполнением полномочий государ¬ственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, совет¬ники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государствен¬ными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппа¬рата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета); 6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические,
уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотноше¬ний государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государ¬ство имеет большую территорию, то и система управления им будет соот¬ветствующей, включающей общую структуру механизма государства (об¬щефедеральные органы государственной власти и управления и органы го¬сударственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии,
спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение при¬обретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в ус¬ловиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д. Глава II.
Органы государства и их классификация Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства. 0рган государства— это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое . Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки: 1. Все органы государства образуются в законодательном порядке. который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе. 2. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.
3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить
на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора. §1. Понятие, признаки и виды государственных органов Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельно¬сти его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя во¬вне, функционирует как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм
государственные органы и работающих в них государственных служащих. Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государст¬венного органа. Он отличается от партий, массовых и других обществен¬ных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа. Орган государства – это часть государственного механизма, его основ¬ная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее сущест¬венных признаков государственного органа относятся следующие: 1. Государственный орган наделен государственно-властными полномо¬чиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять госу¬дарственную власть, принимать от имени государства юридически значи¬мые решения и обеспечивать их реализацию.
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) по¬рядок формирования и деятельности государственного органа, его струк¬тура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержа¬щих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивиду¬альные правовые предписания; в) установленные этими актами предписа¬ния обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощре¬ния, организации и охраняются от нарушений
возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых пред¬писаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью еди¬ного фонда государственной собственности в пределах своей компетенции. В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, ме¬ханизма государства в целом и отдельного государственного органа.
Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечислен¬ных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это госу¬дарственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обла¬дание ими – важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки. 2. Государственный орган как часть механизма государства обладает опре¬деленной экономической и организационной обособленностью и самостоя¬тельностью. 3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государствен¬ные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществ¬ляются посредством реализации функций отдельных государственных ор¬ганов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно
участвует в выполнении различных функций госу¬дарства. 4. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, “вещественными придатками”, к каковым можно отнести разного рода ма¬териальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организа¬ции, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государст¬венную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.
5. Представление о государственном органе было бы неполным без указа¬ния на то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный орган, — отдельное лицо или группа, коллектив людей. “Существование государственной власти писал К. Маркс находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название”. Распространяя на орган государства обязательный признак всякой
орга¬низации как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, име¬ются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государ¬ственные должности, являются государственными служащими. Согласно федеральному Закону “Об основах государственной службы Российской Федерации”, государственные должности подразделяются на: 1) государственные должности категории “А” – государственные должности Российской Федерации, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые конституциями, уставами субъектов Федерации для непо¬средственного исполнения полномочий государственных органов (Прези¬дент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат
Федераль¬ного Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнитель¬ной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.); 2) государственные должности категории “Б”, учреждаемые в установлен¬ном законодательством Российской Федерации порядке для непосредствен¬ного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории “А”. К категории “Б” относятся государственные должности в
Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и ис¬полнительной власти субъектов Российской Федерации и др.; 3) государственные должности категории “В”, учреждаемые государствен¬ными
органами для исполнения и обеспечения их полномочий. В рассмат¬риваемом федеральном Законе содержится определение государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обес¬печению исполнения полномочий государственных органов. К ней отно¬сится исполнение, должностных обязанностей лицами, замещающими го¬сударственные должности категорий “Б” и “В” (п. 1, ст. 2). В соответствии с этим в данном
Законе решается вопрос о понятии государственного слу¬жащего. Государственным служащим является гражданин Российской Фе¬дерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Фе¬дерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральных органов го¬сударственной власти, органов государственной власти субъектов Федера¬ции, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим федеральным Законом государ¬ственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3). Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы государственных служащих,
например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в от¬дельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, за¬нимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Пре¬зидент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Гене¬ральный прокурор РФ. Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности
и ор¬ганической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позво¬ляют сформулировать его определение. Орган государства — это юридиче¬ски оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть го¬сударственного механизма, состоящая из государственных служащих, на¬деленная государственно-властными полномочиями и необходимыми мате¬риальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства. Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению
задач и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на ос¬нове различных научно обоснованных критериев. Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в за¬висимости от того, что они представляют собой – коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность имеются и другие основания их классификации. По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделя¬ются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными за¬конами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации); б) органы, учреждаемые в установленном законо¬дательством Российской Федерации порядке для непосредственного обес¬печения исполнения полномочий, функционирования указанного в преды¬дущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания
РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Госу¬дарственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко вто¬рому— вторичными, производными от первых. На основе принципа разде¬ления властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, госу¬дарственные
органы делятся на законодательные, исполнительные, судеб¬ные. По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на ко¬торую распространяется деятельность государственных органов, они под¬разделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По действию во времени государственные органы делятся на постоян¬ные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Рос¬сийской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Рос¬сийской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Феде¬рации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят времен¬ный
характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных за¬дач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения). Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаи¬мосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых
других основа¬ний их классификации. §2.Структура государственного аппарата РФ Тесная взаимосвязь функций и механизма государства обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению струк¬туры государственного механизма. Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего системного анализа, основу которого состав¬ляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи.
В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по вы¬полнению государственных функций. Структурно-функциональный анализ механизма современного Россий¬ского государства означает изучение роли и места в нем образующих его элементов государственных органов и их системных образований, как они закреплены в
Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональным назначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход). Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая вы¬полняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе струк¬турно- функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Рос¬сийского государства. 1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не отно¬сится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федераль¬ной Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Рос¬сийской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней поли¬тики государства. Он как глава государства представляет
Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верхов¬ным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен
Президент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на че¬тыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого из¬бирательного права при тайном голосовании.
Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы го¬сударства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики. 2. Органы представительной и законодательной власти. Представитель¬ным и законодательным постоянно действующим органом Российской Фе¬дерации является Федеральное Собрание. Это— первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь фор¬мально назывался парламентом, но никогда по существу им не был. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федера¬ции и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых – издание
федеральных законов. Интересно вспомнить, что в процессе обсуждения проекта новой Конституции его противники утверждали, что в нем будто бы узаконива¬ется диктатура Президента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Государственной Думы. Но, во-первых, такое право закреплено в конституциях многих демократических государств, а во-вторых, право рос¬пуска
Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются усло¬вия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В то же время Федеральное Собрание РФ наделяется правом в указанных в Конституции РФ случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить
Президента РФ от долж¬ности. Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь, предоставляется право при повторном рассмотрении федерального закона одобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух тре¬тей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госу¬дарственной Думы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию
Президентом РФ в установленный срок. Та¬ким образом, Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры Президента РФ, так и диктатуры парламента. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государ¬ства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законо¬дательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации. 3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполни¬тельную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Рос¬сии. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Пред¬седателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство
РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представ¬ляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюд¬жета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финан¬совой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Рос¬сийской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; е) осуществляет меры по обеспечению за¬конности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, воз¬ложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента
России. Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством раз¬личных федеральных органов исполнительной власти. Структура этих го¬сударственных органов включает в себя: 1) федеральные министерства (Министерство по атомной энергии, Министерство внешних экономических связей, Министерство иностранных дел,
Министерство культуры, Министерство образования, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, Министерство путей сообщения, Министерство связи, Министерство сельского хозяйства и про¬довольствия, Министерство финансов, Министерство экономики и др.); 2) государственные комитеты Российской Федерации (Государственный Комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, государственный Комитет по высшему образованию, Государст¬венный Комитет по оборонным отраслям промышленности, Государственный Ко¬митет по управлению государственным имуществом и др.); 3) комитеты Российской Федерации (Высший аттестационный комитет, Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму,
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по кинематографии, Ко¬митет по машиностроению, Комитет по печати и др.); 4) иные федеральные органы исполнительной власти (Государственная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безо¬пасности и др.).
Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительст¬вом и другими федеральными органами исполнительной власти, охватыва¬ются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Рос¬сийской Федерации. Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы,
учреждаемые в установленном законодатель¬ством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конститу¬цией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государствен¬ного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая вхо¬дящие в нее соответственно ее подразделениям государственные
органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституцион¬ного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов за¬конодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отметим, что в специальной литературе, в том числе и по административ¬ному праву, до последнего времени не уделялось должного внимания этой разновидности исполнительных органов государства. Такое положение должно быть исправлено, ибо ныне трудно переоценить значение данной группы органов государственного управления для обеспечения эффектив¬ного функционирования механизма Российского государства в целом. Осо¬бенно важно принять меры к нормативно-правовому обеспечению леги¬тимности этих органов, к развитию и совершенствованию правового регу¬лирования их деятельности. 4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка.
Обращаясь к сочетанию структурного и функционального подходов в системе этих органов представляется воз¬можным определить два блока органов. Первый из них охватывает органы, структурно выделенные и закрепленные в качестве таковых в главе 7 “Су¬дебная власть” Конституции РФ. Второй блок составляют органы, которые, будучи структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительной власти, одновременно по функциональному назначению представляют собой
ор¬ганы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка. К первому блоку относятся установленные Конституцией РФ органы судеб¬ной власти и прокуратуры. Судебная власть — одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Со¬гласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного,
гражданского, администра¬тивного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Россий¬ской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему ниже¬стоящие суды общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ и под¬надзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по граждан¬ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам об¬щей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъ¬яснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбит¬ражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъ¬яснения по вопросам судебной практики. Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия,
отвечающего требованиям правового государства способного обеспечить действенную защиту прав граждан. Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет еди¬ную, централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим Генеральному прокурору РФ. Принятая в соответствии с Конституцией РФ новая редакция федераль¬ного Закона “О прокуратуре Российской Федерации” подтвердила статус прокуратуры
РФ как важнейшего независимого органа право охраны и обеспечения законности в стране Согласно этому документу, прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов и иные функции, в том числе уго¬ловное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Новый вариант закона в первую оче¬редь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор
за со¬блюдением прав и свобод человека и гражданина, а кроме того, подводит черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов госу¬дарственной власти под попытками ликвидировать прокуратуру как орган надзора за исполнением законов Второй блок государственных органов рассматриваемого вида состав¬ляют органы отдельно не выделенные в Конституции РФ и структурно от¬несенные к исполнительной власти, но по своему функциональному при¬знаку непосредственна стоящие на страже законности и правопорядка. К ним относятся Министерство внутренних дел РФ, включая милицию, внут¬ренние войска и другие его структуры, Федеральная служба безопасности РФ, Государственный таможенный Комитет РФ^ Департамент налоговой полиции РФ, а также соответствующие подконтрольные им органы в субъ¬ектах Федерации. Соответственно их принято именовал правоохранительными органами. В связи с этим следует сказать о существующих ныне различных трактов¬ках термина “правоохранительные
органы”, о круге государственных орга¬нов, которые под этот термин подпадают. Одни ученые и практические работники-юристы предлагают употреб¬лять данный термин применительно ко всем без исключения органам, непо¬средственно стоящим на страже законности и правопорядка, учитывая, ра¬зумеется, их особенности в зависимости от того, к какому из рассмотрен¬ных выше “блоков” они принадлежат. Другие же высказываются за более узкую трактовку термина “правоохранительные органы”, полагая, что
суд под него не подпадает. Судя по тому, что в “Положении о координации деятельности правоохра¬нительных органов по борьбе с преступностью”, утвержденном Президен¬том РФ" имеется отдельный раздел о взаимодействии правоохранительных органов с судами и органами юстиции, точка зрения о том, что суд не явля¬ется правоохранительным органом, получает официальную поддержку. Но дело, конечно, не в терминологии. Главное — улучшение работы всей системы рассмотренных в данном
разделе органов, оптимальная от¬дача каждого из них, что является необходимым условием поддержания за¬конности и правопорядка на уровне современных требований, охраны прав граждан и всех форм собственности, повышения эффективности мер про¬тив преступности и иных правонарушений. 5. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и ор¬ганы. Как установлено федеральным Законом “Об обороне”, Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской федерации. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, на¬правленной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты цело¬стности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения за¬дач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил
РФ осуществляется на основании Конституции РФ в соответствии с федеральными конституционными зако¬нами, федеральными законами, и прежде всего законами об обороне, о Вооруженных Силах РФ и другими законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральным законом “Об обороне” определено, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объедине¬ний, соединений, воинских
частей и организаций, которые входят в виды и роды войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и роды войск Вооруженных Сил РФ. Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обо¬роны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооружен¬ных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления
Вооруженными Силами РФ. Наряду с созданными в целях обороны Воору¬женными Силами РФ, согласно рассматриваемому федеральному Закону, к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Мини¬стерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска Феде¬рального агентства правительственной связи и информации при
Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются ин¬женерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней раз¬ведки РФ, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и др. Хотя органы Воору¬женных Сил РФ и другие, упомянутые здесь, привлекаются к выполнению задач в области обороны и структурно отнесены Конституцией РФ к ис¬полнительным органам государственной власти, их функциональное назна¬чение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма. В ежегодных президентских посланиях Федеральному Собранию РФ выполнение задач обеспечения свободы и демократии как условий движе¬ния к прогрессу и процветанию
в нашей стране непосредственно связыва¬ется с необходимостью всемерного укрепления российской государствен¬ности, механизмов властвования в рамках права. К первоочередным мерам в этом направлении относятся: дальнейшее улучшение структуры и повы¬шение эффективности функционирования механизма государства в целом и каждого из составляющих его органов в отдельности, слаженность и взаи¬модействие в их работе, нормативно-правовое обеспечение данного про¬цесса. Глава III. Принципы организации и деятельности государственного аппа¬рата
Российской Федерации §1. Принципы государственного аппарата РФ Принципы, о которых пойдет речь это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, ор¬ганизации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государ¬ства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и част¬ные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые
звенья государственного механизма, отдельные органы или группы орга¬нов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на преду¬смотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” принцип организации и деятельности прокура¬туры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномо¬чия в строгом соответствии с действующими на территории России зако¬нами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов мест¬ного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя вни¬мание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей госу¬дарственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято разде¬лять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституцион¬ном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре
Российской Федерации” и др.). Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные прин¬ципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.