Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Виды браков в системеримского права …………………………… 6
Глава 2. Формы заключения брака…………………………………………… 9
Глава 3. Прекращение брака и условияего законности …………………… 11
Глава 4. Участие государства взаключении брака в римском праве ……. 13
Глава 5. Личные и имущественныеотношения между супругами ……… 14
Глава 6. Когнатическое и агнатическоеродство …………………………… 18
Заключение…………………………………………………………………… 21
Список источников и литературы…………………………………………… 22
Примечания…………………………………………………………………… 23
Введение
Римский семейный стройГай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением»римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый планвыдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными – связькогнатическая, но связь юридическая – по римской терминологии агнатическая.
Изучение римскогобрачного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, посколькусовременное брачное право европейских стран также основывается прежде всего насоображениях юридического родства.
Римское брачное правовесьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношениямужчины и женщины признавались но римскому праву браком, рождающим правовыепоследствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участниковэтого союза.
Неоднозначное правовоепроисхождение института брака в целом определило сложность его юридическойконструкции в римском праве.
Цель данной работызаключается в изучении особенностей римского брачного права.
Задачи таковы:
1) проанализировать институты брака вримском праве;
2) изучить особенности различных видовбрака;
3) определить формы заключения брака.
Основными источниками дляизучения темы служат законы XII таблиц[1]и «Институции Гая».[2]
Появление первых писаных римскихзаконов – Законов XII таблиц – связывается с борьбой плебеев и патрициев около450 г. до н. э. Согласно традиционной версии, для их составления была созданапервоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах,текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острогоконфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так иплебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц сталиосновой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права,предназначенного исключительно для граждан Рима.
Законы XII таблиц были выполнены на12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание ихбыло обязательно. Первоначальный текст их не сохранился, их содержаниереконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римскихавторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного праваРима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов,некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.
Официально они были отменены в ходезаконодательных реформ византийского императора Юстиниана.
Важное место среди работ римскихюристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебныхцелях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н. э.), которыедавали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. ИнституцииГая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включаютряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделеноот процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты.
Помимо данных источников, принаписании контрольной работы был использован ряд работ по римскому частномуправу таких авторов, как А. И. Косарева,[3]И. Б. Новицкого,[4]О. А. Омельченко,[5]И. С. Перетерского,[6]З. М. Черниловского.[7]
Структура работыпроблемно-тематическая; в главах последовательно излагаются виды брака, формыего заключения, условия прекращения, рассматривается вопрос участия государствав заключении брака, а также личные и имущественные отношения между супругами.
В шестой главе мы кратко остановимсяна таких последствях брачного союза, как возникновение когнатического иагнатического родства, тем более что родственные отношения между матерью идетьми были глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cummanu или в браке sine manu.
Глава 1. Виды браков в системеримского права
Вплоть до Юстиниана римское семейноеправо различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами,имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права неимеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное(а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающеетребованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа,дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что вцелом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху могсостоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате сдругой.
В доюстиниановом праве различали двавида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержаниюимущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовоеположение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manumariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо подвласть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом.Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если добрака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu онастановилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своегоотца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или егоpaterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьимужа.[8]
Второй вид брака – sine manu mariti,при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо быласамостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличиеот последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь ивоспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив втечение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – подавности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшаяустановления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства,должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образомпрерывать годичное давностное владение ею.[9]По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когдаи как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробитаэта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании властиpaterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и браксовпадали.
Создавая различный строй отношениймежду мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг отдруга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовалособлюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sinemanu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическоесостояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, чтои процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первыймог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободномуволеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь поинициативе мужа.
Основные начала брака sine manuоказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясьпарализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода,Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установленауголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторыеимущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин ввозрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти инекоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu каксвободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну изинтереснейших черт римского брачного права.[10]
Глава 2. Формы заключения брака
Брак в Риме заключался неформально:достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, чтовсе условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если бракзаключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалосьсовершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское правознало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).[11]
Собственно заключение бракараспадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение исобственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. Вдревнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias безучастия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласияpaterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другойстороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому правунарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение прававыступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империисторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных еюподарков.
Основным моментом собственнозаключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного иимущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другиеобрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальнымиусловиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмиранияили ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходилоутверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, закоторым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domumnuptias.[12]
Глава 3. Прекращение брака и условияего законности
Прекращался брак, заключенный по всемправовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:
1. Смерть супруга.
2. Заявление об отказе от брачногосоюза – развод.
3. Утрата супругом его гражданскогоправового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более –утратой свободы, или изменением гражданства.[13]
Развод в классическую эпоху былсвободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и поодностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода разводабыла одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводовв конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводыпротиворечили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда небыла ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественныхпоследствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращенразводом.
Брак признавался ничтожным: междуродственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, изкоторых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичныеправила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законностибрака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру,провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.[14]
При всех правовых качествах бракапартнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте:мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемомполовой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху – 12 лет). Додостижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин брак полагался дляних обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческоговозраста заключение брачного союза рассматривалось в качествепредосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовомсмысле.[15]
Не мог признаваться в качестве бракасоюз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатороми артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностнуювласть. Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).
При намерении вступить в бракследовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой бракможет, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам однойрелигиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием длязаключения брака – правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для бракастепеней был существенно уже, нежели в христианскую.[16]
Глава 4. Участие государства взаключении брака в римском праве
Характеризуя институтбрака в римском праве, нельзя не остановиться на некоторых его особенностях,существенно отличающихся от современного понимания брака в правовой системе,установленной государством.
У нас существуетпрезумпция в пользу небрачного сожительства. В наше время супружеская пара самадолжна доказать документами, свидетелями и т. д., что она находится в законномбраке. Наоборот, в Риме существовала презумпция в пользу брака. Всякоепостоянное половое сожительство полноправных мужчины и женщины рассматривалось,как брак. «В сожительстве со свободной женщиной нужно видеть брак, а неконкубинат», – пишет знаменитый римский юрист Модестин.[17]
Поэтому-то не стороныдолжны доказывать, что они находятся в браке, а третье, заинтересованное лицодолжно доказать, что существует какое-либо препятствие, которое не дозволяетвидеть в данном сожительстве брак. Оnus probandi (груз доказательства) лежал нена супругах, а на третьих лицах. Только тогда, когда было основание думать, чтов семейных или имущественных интересах сторон представить временноесожительство браком, поднимался вопрос о формальных признаках брака. Но и вэтом случае римское право довольствовалось минимумом. Для этого достаточнобыло, например, фактическое сожительство в течение года, показания свидетелей осогласии сторон именно на брак или о названии ими друг друга господином игоспожой, о совершении какого-либо брачного обряда, представления документов оприданом и т. д. Одним словом, выражаясь юридическим языком, в Риме участиегосударства в заключении брака могло иметь не конститутивный, а толькодекларативный характер.[18]
Глава 5. Личные и имущественныеотношения между супругами
Действительный брачный союзпредполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так иимущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского бракавыражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требованияобязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права вотношении жены.
Личные и имущественные отношениямежду супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.[19]
В браке cum manu жена, ставюридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципене отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребоватьпокинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать еев кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Также, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественныхотношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностьюпереходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все,чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправноеположение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейныхотношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, невыслушав совета родственников по этому вопросу.
Брак sine manu не менял юридическогоположения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовскойвласти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona suiiuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что иимущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остаетсяее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. Тоесть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержкисовместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, которыйприносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специальногоразрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или еепрежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявитьмужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводузлоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любуюимущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как необладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своимимуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное правовыступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась насупругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовнымпреступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическаяразобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, таки имущественных отношениях.
Независимо от формы брака на особомправовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное (dos) ибрачные дары (dos propter nuptias).[20]
Термином приданное обозначаются вещиили иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой илитретьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. Вдревнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu,специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, еслине было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось извсего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа.По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества,передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за два векадо н. э. стало входить в правило заключать устное соглашение, по которому мужпринимал обязательство возвратить приданное в случае прекращения брака.
В классический период приданоеполучает специальную регламентацию. О. Омельченко утверждает, что существовалособый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия иоговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно послесмерти жены мужу, после смерти мужа – жене, пределы возможных вычетов изстоимости приданого и т. п.) В случае прекращения брака приданое подлежитвозврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводусоглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгийиск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специальногосоглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давалсяжене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю насодержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.[21]
При Юстиниане привила о возвратеприданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперьнезависимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и еенаследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданоепередается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек.[22]
Брачные дары представляли собой какбы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с ихобщественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как быобеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правилаобщественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствиитаковых. Сначала это дарение совершалось до брака (т. к. дарения междусупругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром. Юстинианразрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatiopropter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течениебрака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжениябрака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалосьправо жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.[23]
Глава 6. Когнатическое и агнатическоеродство
Кратко остановимся на такихпоследствях брачного союза, как возникновение когнатического и агнатическогородства, тем более что родственные отношения между матерью и детьми были глубокоразличны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в бракеsine manu.
В состав агнатической семьи входили:его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящиев браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами былиподвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомствоподвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполнеправоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьиpersonae alieni iuris полной правоспособности не имеет.
По мнению З.Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родствоочень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальноеродство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж ипоступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своегоотца, братьев и т. д. [24]
Явившееся следствиемразвития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело ктому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемоекогнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.
Родство определялось по линиям истепеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками попрямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числомрождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын – агнат отцапервой степени, внук – агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно отдругого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии.Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двухданных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братьябыли агнатами второй степени.
Наследование по закону былопредопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законногоперехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое.Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений осоставе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не толькособственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властьюнаследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; историческиагнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование вранние периоды римского права преимущественно.[25]
Как уже отмечалось, родственныеотношения между матерью и детьми были глубоко различны в зависимости от того,состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu.
Мать, состоящая в браке cum manu, длядетей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа илиего paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери сдетьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своимиподвластными.
Наоборот, в браке sine manu мать вдревнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она-агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуютпосле нее и осуществляют над ней опеку.[26]
Взаимоотношений отца и детей былипостроены иначе, чем отношения матери и детей: для этих отношений былобезразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегданаходятся под властью отца, in patria potestas.[27]
Заключение
Правильный римский брак(в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой(cum manu mariti – или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manumariti – «брак без руки»).
Различия в этих двухформах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбыженщины в случае прекращения брака.
В христианскую эпохузаключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другиетребования к оформлению брачного союза сохранились.
Прекращался брак,заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям.Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза – развод,утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменениемсословного положения (тем более – утратой свободы) или изменением гражданства.Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепеннобыл запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже впреимущественной степени требованиями церковного права).
Жена в правильном бракеследовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейныйстатус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобреталнад нею власть домовладыки.
Список источников и литературы
Источники
1. XII таблиц //Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.,1996. С. 261 – 272.
2. Институции Гая //Черниловский З. М.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 – 281.
Литература
1. Косарев А. И. Римское право. М., 1986.
2. Новицкий И. Б. Римское право. М.,1993.
2. Омельченко О. А. Основы римскогоправа. М., 1994.
3. Римское частное право / Под ред.И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 1996.
4. Черниловский З. М. Лекции поримскому частному праву. М., 1991.
Примечания