«Ритм»

1 день1. Торжественная линейка ( 5-11 кл)Открытие .Стихотворения о математике .а) Вступительное слово учителя .б)Театрализованное представление« Геометрический съезд» .в) Песня о дробях .2 день1.Презентация « Ученные математики» (8-11 кл).3день1.Кроссворды (5-11кл) .2. КВН ( команды «Ритм», «Геометр»).(7-8кл)4 день1. Игра «Железная дорога».(5-6 кл)5 деньМатематический вечер «История открытий»(.9-11 кл)^ В труде применяем сложеньеСложенью – и честь , и почетК уменью прибавим терпеньеА сумма успех принесет!Нельзя забывать вычитанье Чтоб зря не потратился день Из суммы старанья и званья мы вычтем безделье и лень!^ В труде умноженье поможетЧтоб дельной работа былаСтократ трудолюбье умножимУмножатся наши дела .Деленье нам служит на деле Оно нам поможет всегда Кто поровну трудности делит Разделит успехи труда .^ Помножит любое из действийОни нам удачу несут,ив жизни поэтому вместеШагают науки и труд.Шар(председатель) , Цилиндр ( секретарь)Шар Я открываю заседанье И должен вам сказать , что очень рад Приветствовать почтенное собранье. Спросим же гостей подряд и выясним их звания.( Перед Шаром останавливается точка)ТочкаЯ невелика . В этом суть моя…Хоть меня нельзя измерить, Настолько я ничтожна и мала ,Но все собрание я могу уверить,Что геометрии я пользу принесла:Двух линий я пересеченье,Служу всегда вершиною угла.^ Шар Хоть ты действительно мала,Но полезна, в этом нет сомненья!( Секретарю)Чья дальше очередь?Цилиндр По списку линия Прямая.ПрямаяЯ здесь ! Сейчас я вертикальна.Могу , однако же любой принять наклон.Могу и лечь горизонтально,Я между точек двух короче линий всех.При том одно имею лишь я измеренье.^ ШарЧто ты худа, нельзя считать за грех.А рядом кто с тобой ПрямаяМоя сестра родная .КриваяЗовусь я линия Кривая .В двух точках встретившись с прямой,Всегда тянусь над ней дугой.ПерпендикулярА я , почтенный шар ,- Перпендикуляр . Смотри внимательно за мной:Когда из точки вне прямойМеня отпустят на прямую И проведут наклонную любуюИз той же точки…^ ШарЧто тогда ?Перпендикулярдокажет всякий школьник без труда ,Что я всегда короче, чем наклонная любая.Горжусь изрядно я,Что в этом особенность моя.( подкатывается Окружность – девочка катит обруч)ОкружностьА я Окружность! Вам я, Шар , родня.^ ШарНе может в этом быть сомненья.ОкружностьПроизошли вы от меня При помощи вращенья.( Девочка вращает обруч)Внутри меня есть точка не простая.^ ШарА кто сей важный пункт?ОкружностьЗовется Центром он.От точек всех моих он удален.ШарВ каких же отношениях ты с прямой ?ОкружностьСмотря с какой ШарНу , если, например , тобой прямая В точках двух пересечется?ОкружностьВнутри меня ее отрезок хордою зовется.Чем ближе к центру, тем он длиннее…Еще скажу тебе: когда идет прямая,Меня в двух точках рассекая,Ее секущей линией зовут.ПрямаяУместно мне добавить тут, Что у окружности с прямой Быть может с точкой и одной,Когда прямая так окружности коснется ,Она касательной зоветсяОкружностьДобавлю я , что в древности глубокой, В дни первой юности моей,На 360 частей моя длина была разделена .Частями этими мне дуги измеряют, их градусами называют^ ШарТвой обстоятельный докладЯ выслушивать душевно рад.А чей сейчас черед?ТреугольникЗовусь я треугольник,Со мной хлопот не оберется школьник…По- разному всегда я называюсь , Когда углы или стороны даны.С одним тупым- тупоугольный ,Бывают острых два , а третий прям-Прямоуголен я.Бываю я равносторонним ,Когда все стороны равны.Когда ж все разные даны,То я зовусь разносторонним .И если , наконец, равны две стороны,То равнобедренным я называюсь.^ Прямоугольный треугольникМоих заслуг никто не перечислит.О том всему известно свету.От древних египтян мне был большой почет,через меня Пифагор стал славен.Уж так и быть, открою свой секрет.Квадрат гипотенузы равен суммеКвадратов катетов.( Читает стихотворение « Теорема Пифагора»)Если дан нам треугольник,^ И притом с прямым углом,То квадрат гипотенузыМы всегда легко найдем:Катеты в квадрат возводим-И таким простым путемК результату мы приходим.ШарХоть правилен ответ, но ты заносчив,Мой дружок,И отвечаешь дерзко. Кто там еще?КвадратЗовут меня квадратом .Любую площадь я измерить рад,Ведь у меня четыре стороны,И все они равны.^ ШарНу это мы давно слыхали.КвадратНо у меня равны еще диагонали ,Углы они мне делят пополам, Ими на части разные разбит я.Прямоугольник ( Перебивая)И у меня равны диагонали!^ ШарПостой, дружок, тебя не вызывали.Ромб(вмешиваясь)Мои хотя и не равны ,Но под прямым углом пересекаются,Совсем как у квадрата.^ ШарДа постой! И ты черед не соблюдаешь свой Параллелограмм(перебивая)Я—параллелограмм. Хоть стороны моиПопарно и равны, и параллельны ,Все же я в печали ,что не равны мои диагонали.^ Квадрат( язвительно)Да и углы они не делят пополам.Шар( кричит)Нет, это просто срам!( звенит колокольчиком)К порядку , граждане, нельзя же так!Вы превратили заседанье в кавардак!^ ЦилиндрЯ думаю, вы утомлены,Пора бы закончить заседанье.ШарНу , что ж, друзья мои, не возражаю.Мы от собравшихся гостейДостаточно узнали новостей.Благодарю, что аккуратно вы явились И честно потрудились –Все ваши свойства съезду разъяснились.Теперь легко ребятам изложить Суть геометрии. Прощайте Но только ваших свойств не забывайте Когда для съезда срок мы изберем То вас опять повесткой созовемЯ благодарность свою вам изъявляю И съезд на этом закрываю.Песня « О дробях»1к.Дроби всякие нужны ,Дроби всякие важны Дробь учи , тогда сверкнет тебе удача.Если будешь дроби знать,Точно смысл их понимать,Станет легкой даже трудная задача .2к.Дробь свою « переверни»Повнимательней взгляни.Вдруг из правильной неправильную видишь,Эти дроби перемножь,Единицу ты найдешь,Их обратными зови и не обидишь .3к.Дробь на дробь чтоб разделить,Долго нечего мудрить.Дробь обратную делителю берите.И на эту дробь теперь вы умножайте поскорей Так искомое вы частное найдете Капитаны команд назначаются машинистами тепловозов. Им вручается маршрутные листы. каждая станция расположена в отдельных классах .Роль начальников станций играют другие учителя.^ Первая командавокзал Кроссвордная Переезд Фигурная дробная Вторая командавокзал Кроссвордная Переезд Фигурная дробная Команды отправляются в путь в разных направлениях.Вокзал Составим поезд из « вагонов» ( карточки с примерами) так, чтобы предыдущий ответ был первым числом в следующим примере.Задания одинаковы для обеих команд 4*18 72+25 97*3 291-104187+15 202+23 225 15-43-288(-4) 112-100 122 144-23После того как поезд составлен , надо « отремонтировать» тепловоз . Для этого следует решить примеры .Первая команда Вторая команда 44:4= 55:5=44,044:0,4 = 55,055:0,5=4,444:4,4= 5,555:5,5=4,444:0,44= 5,555:0,55=0,0044:4,4 0,0055:5,5=Далее каждая команда отправляется в путь по своему маршруту , делая остановку на станциях .^ Станция Кроссвордная. На этой станции предлагается отгадать кроссворд. В результате в выделенной части кроссворда получится ключевое слово .если задание выполнено правильно , то получится слово « математика» .Кроссворды одинаковы для обеих команд. 1. Число 2. То надо знать наизусть 3. Геометрическая фигура 4. Арифметическое действие 5.Единица измерения6. Равенство, содержащее неизвестное 7. Геометрическая фигура , обозначенная одной буквой 8. Математический инструмент9. Геометрическая фигура 10 деление на измерительных приборах миллион правилотреугольник делениеметр уравнениеточка циркульквадрат шкала Станция « Переезд»На этой станции предлагаются различные занимательные задачи .1. Исключите лишнее слово: девять, двенадцать, восемь, пятнадцать.2. В школе 370 учеников. найдется ли среди них хотя бы два ученика, день рождения которых приходится на одну и ту же дату календаря .3. Решите анаграмму ДВАКАТРСтанция Фигурная На этой станции надо из данных геометрических фигур сложить квадрат. Для этого готовый квадрат разрезается на части, образуя различные фигуры. Участники игры должны собрать этот квадрат заново. Станция Дробная На этой станции решаются примеры на обыкновенные дроби. Задания для обеих команд одинаковы.Конечный пункт Вокзал . Обе команды возвращаются в класс, где начали игру.Математический вечер«История открытий»Ведущий О простом и сложном , Об истинном и сложном Правдивые истории, Серьезные , шутливые Про опыты начальные И про умы пытливые ,Про важные события-Великие открытия.Евклид ( 3 в. до н.э.) Древнегреческий математик , автор первого трактата по геометрии.Там, где с моремСливается Нил,В древнем жарком краю ПирамидМатематик греческий жил-Многознающий, Мудрый Евклид.Геометрию он изучал,Геометрии он обучал.Написал он великий труд,Эту книгу «Начала» зовут .Чтоб попасть к нему В ученикиИ постигнуть мудростьСтарика,Морем плыли Шли из далека…В вопросы были не легки :- Что есть точка?-Вопрошал Евклид,Взглядом обводя своих гостей.-Точка- это то, В чем нет частей,-Архелай кудрявый говорит.Правильно ответил,Молодец!-Улыбался ласково мудрец._ Ну, а в чем же линии секрет?- Есть длина,А ширины в ней нет!- Снова в точку.Я б хотел узнать ,Для чего ученым хочешь стать? Ведь дороги к знаньям непросты!-Я богатым стать хочу,Как ты!Я слыхал :наука –это клад !Я уверен : ты, Евклид , богат!Две монеты достает мудрей,Их берет юнец.-Все , ступай!-Ученый говорит .-Ты теперь богаче, чем Евклид.Ну ,а ты думаешь о чем?Что- то чертит, чем-то увлечен ._Что ты чертишь?-Линии черчу.Теорему доказать хочу,Но другим путем , не как Евклид,-Юноша упрямо говорит.Слезы на глазах у старика :Он нашел себе ученика_Кто же ты?И слышит он в ответ:-Я из Сиракуз. Я – АрхимедАрхимед( около 287-221 гг.до н. э.)Жил в Сиракузах мудрец Архимед .Был другом царя Гиерона.Какой для царя самый важный предмет?Вы все догадались : корона !Захотелось Гиерону сделать новую корону.Золота отмерил строго,Сколько нужно, в самый раз,Ювелиру дал заказЧерез месяц Гиерону ювелир принес коронуЮ,И царю узнать охота: честно ль сделана работа?- Вот корона , Архимед, золотая или нет?И задумался ученый:Как узнать состав короны?И однажды, в ванне моясь,Погрузился он по пояс.На пол вылилась вода: догадался он тогда,И помчался к Гиерону не обут и не одет…-Эврика! Раскрыт секрет!Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд.На весы кладем корону и теперь, такой же равно,Ищем слиток золотой.Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.Гиерон! Смотри сюда-В чаше поднялась вода!Ставлю черточку по краю,А корону вынимаю.В воду золото опустим.В воду золото опустим …Поднялась опять вода. Метку ставлю. я.Куда?Ну конечно же по краю.-Ничего не понимаю.Лишь две черточки я вижу.Эта выше, эта –ниже.-Но какой же вывод главный?Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.Тот закон совсем простой. Тело вытеснит…-Постой!Говоришь: объем неравный?Мастер мой мошенник явный!За фальшивую корону он ответит по закону!А ты за разгадку получишь дары.Альберт Эйнштейн (1879-1955гг.)Немецкий ученный , создатель теории относительности.Берлин , Нью-Йорк, Лондон и другие города.Конец 1910 года.Новая теория в газетах и журналах,Хвалят все. Понимают мало.«Нет, это поразительно!-С каких это времен?»« Часы замедляют ход!»«Всё весит меньше в холоде,В тепле наоборот».« А если ты со скоростьюПомчишься световой ,Все постареет вскорости,А ты все молодой !»Газетчик Теория Эйнштейна ! Новейшая самая,Покупайте газету! Господин с дамою!^ Дама Ах, Эйнштейн ! Это умопомрачительно!!!Господин Не знаю ! Не знаю! Все относительно.Дама Если мчаться быстрее света,Вернешься а прошлом. Правда ли это?Господин А что там, в прошлом?Дама Мой дорогой Я бы стала опять молодой!Господин А я бы еще сидел без наследства…Куда бы от этой физики деться?Газетчик От старой науки не осталось и следа.Покупайте газету, эй, господа!^ 1-й господин Смотрите ! Энергия связана с массой…Ешьте больше булки и масла…Если хотите быть энергичным.Эта формула очень логична!2-й господинОн пишет, если лететь по прямой ,Вернешься прямо к себе домой,Мне это трудно проверить на деле.Из дома попробуй уйти на неделю.Новая теория в газетах и журналах,Читают Все. Понимают мало.Евклид и Эйнштейн ( Фантастическая встреча)Ведущий Раз В гости К Эйнштейнуприходит Евклид.У древнего грекаРастерянный вид .Евклид Я знаю, что времяНе мчится назад ,И тридцать три векаМеж нами лежат.Но я перешел через этот порог, Поверь мне Альберт,Не прийти я не мог .Эйнштейн Да вы не волнуйтесь,-Эйнштейн говорит ,Я рад бесконечноПрисядьте Евклид.Евклид Я долго терпел,Восклицает мудрец,-Но я геометрии все же отец!Пусть, кроме моей геометрии, естьДругая- за то Лобачевскому честь!Наука на месте стоять не должна,Лишь только была быВ почете она.Лишь только парила б она в вышине,Как вольная птица ,По чьей же вине Пришлось ей с вершины на землю упасть ?ЭйнштейнНаука моя – только физики часть!Есть то, что зависитОт звезд и планет.^ ЕвклидА параллели мои ?ЭйнштейнБез сомненья,Тоже зависит от сил тяготения.Евклид Но почему? Ты скажи , почемуФизика править должна?Не пойму!Я жду объяснений,За этим пришел.Эйнштейн Поглядите на стол.Есть у стола ширина , высота.Грек усмехнулся.^ ЕвклидСогласен. Пусть так,С древности знали такие тела.ЭйнштейнНо нету, Евклид, ширины без стола.ЕвклидТак что ж, теоремы мои неверны ?ЭйнштейнНет , на Земле стол такой шириныостается точно таким же столом,хоть боком его положи, хоть вверх дном.^ ЕвклидА что, во Вселенной бывает не так?Эйнштейн Бывает, и это, Евклид, не пустякЕвклидНе ясен мне ход рассуждений твоих.Эйнштейн Все просто: наш мир не прямой из кривых.^ ЕвклидДавноЭйнштейнТак с рожденья Галактики было.ЕвклидА кто же его искривляет?ЭйнштейнСветило.Все солнца( все звезды)как будто магниты,Тянут планеты,Кривят орбиты ,Они заставляют планеты кружиться.^ ЕвклидА на Земле?На Земле что творится?ЭйнштейнЕвклидов здесь мир,Ведь доказывать тщетно,Что есть кривизна, Раз она незаметна.Чем ближе к светилу-Сильней искривленье.А там этот стол…^ ЕвклидВмиг сгорит,Без сомненья.ЭйнштейнНо если его все целым представить.И положить или на бокПоставить,-Вот тут бы менялась его вершина,Твоя геометрия там неверна.^ ЕвклидА чья в том вина?Эйнштейн Тяготенья вина .Время – пространство .Оно искривляетИ геометрию мира меняет.А если все звезды учесть То на практикеМы круг совершило б,Летя сквозь Галактики.Воскликнул Евклид:Как логично и стройно!Но где доказательство?Физик спокойно достал телеграмму.ЭйнштейнВот здесь подтвержденье:«Луч звездный близ солнцаПрошел с искривленьем».ЕвклидАх вот как! Спасибо!Теперь мне все ясно,Что тяготенье Над линией властно.Я поздравляю!Да, чудо- теория.На этом закончим наши история.Ведущий Внимание! Внимание! Перед вами две команды самых веселых, остроумных и находчивых ребят. команда «Ритм» ( Девиз « Решай, ищи, твори, мысли») и команда « Геометр» ( Девиз «В геометрию тропинку одолеем без запинки!»)Этот конкурс будет оценивать наше строгое , но справедливое жюри.А теперь команды должны поприветствовать друг друга.( домашнее задание )Ведущий Команде « Ритм»Вот вам лапти – скороходы,Ее искали чтобы брода,А бежали бы впередС математикой на взлет.Не дать детям обогнатьНу и нам чтоб фору дать!Команде « Геометр» Как первопроходцам открыть Камчатку,Открыть математику помогут вам лапти ребятки!И вечно вперед, как бы трудно не сталось!Чтоб уйма задач вам на радость досталасьЧтоб гордость и счастье в сердцах бы зажглисьКогда « осенит вас решением» мысль!11. Какой город самый сердитый?2. Может ли аист назвать себя птицей?3. Какую страну –государство носят на голове ?4. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу ?5.Почему черная курица умнее белой ?6.Сколько рыбешек за день есть бегемот?2. 1К. У отца 5 дочерей и каждая дочь имеет брата. Сколько детей у отца.2к. Две колхозницы шли в город и встретили на дороге еще 5-х . Сколько всего колхозниц шло в город?1к. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья . Сколько воробьев осталось на грядке?2к. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?3.1. капитану 1. Сколько хвостов у семи котов?2. Сколько пальчиков у 4-х мальчиков ?3. Сколько ушек у 3-х старушек?4 Раз зайчихе на обед прискакал дружок сосед на пенек зайчата сели и по две морковки съелиКто считать, ребята , ловок?Сколько съедено морковок?5. Сколько горошин можно положить в пустой стакан?2. капитану 1.Сколько ушей у 5-ти малышей?2.Сколько хвостов у 7-ми псов?3. Сколько гребешков у 5-ти петушков?4. В снег упал Сережа, а за ним Алеша А ним Марина, а за ней Иринаа потом упал Игнат Сколько на снегу ребят? 5. Записать нуль тремя 2-ми?4конкурс ( домашнее задание : стихи ,песни о математике)51. Сколько окон в нашей школе ?2. Сколько ступенек на пути в кабинет математики?3. Какова высота здания школы ?4. Какова масса учебника математики?5. Оцените на глаз расстояние о т окна до противоположной стены?6. Сколько понедельников в одном месяце7. Сколько воскресений во время летних каникул?8. Восстановить пословицы а)Все за одного, …за всех б) Не имей … рублей , а имей … друзейв) … раз примерь,… раз отрежьг) За … зайцами погонишься , ни … не поймаешь д) Ум хорошо, а … лучше6.1.Два участника встают спиной друг к другу, описывают портреты соперника71. Какую песенку пел колобок?2. Что пела коза своим 7-м козлятам?3.Кто может позвать Сивку –Бурку?4. Что пели 3 поросенка?8.1. Рядом стоят 2 барана – один головой к северу, другой к югу.Могут ли они увидеть друг друга не поворачивая головы?2. Задача с яблокамиНам из Гомеля тетя Ящик яблок прислала В этом ящике яблок Было в общем немало. Начал яблоки эти Спозаранок считать я. Помогали мне сестры, Помогали мне братья… И пока мы считали, Мы ужасно устали, Мы устали присели И по яблоку съели И осталось их — сколько? А осталось их столько, Что пока мы считали Восемь раз отдыхали, Восемь paз мы сидели И по яблоку ели. И осталось их — сколько?.В. Жилин Гуси с юга к нам летели На зеленом лугу сели. Их увидел Елисей: — Добрый день вам, сто гусей. — Нас не сто,— сказал вожак, Уважаемый гусак. — Сколько ж вас,— он вопрошает. — Кто сметливый,— отгадает. Если к нам добавить столько ж И полстолько с четверть столько Да гуся, что сел на стог, То нас будет ровно сто. Вот скажите-ка, друзья, Какова гусей семья ?4.Горело 5 свечей. Две из них потушили сколько свечей останется ?Жюри подводит итоги . Объявляются победители .