Риторика как наука. Предмет, структура и функции

Оглавление:
Введение
Основная часть.
1.        Предмет риторики как науки
2.        Структура риторики
3.        Функции риторики
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
 
Актуальностьтемы работы.
Риторика —классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дникак инструмент управления и благоустройства жизни общества, формированияличности через слово.
Риторика учитдумать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельностьмироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительныетексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современномуобществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Риторика –наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устногопубличного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использованиев риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, егоэкспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматриваетформирование различных умений (лингвистических, логических, психологических идр.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е.способности и готовности осуществлять эффективное общение.
Степень изученностипроблемы. Исследованию риторики посвящены труды таких ученых, как ДюбуаЖ., Перельман Х., Граудина Л.К., Миськевич Г.И., Топоров В.Н., Гаспаров М.Л. ит.д.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении риторики как науки.
Длядостижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.        определить предмет риторики как науки;
2.        рассмотреть структуру риторики;
3.        рассмотреть функции риторики.

1. Предмет риторики как науки
 
Риторика(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающаязакономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественноготекста.
В моментсвоего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значениитермина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднеговремени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступленияот риторики в широком смысле, для обозначения первой используется терминоратория.
Традиционнаяриторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определениюКвинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «наукео правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, вотличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. Отгерменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силетекста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силукомпонентам его содержания.
Методологическоеотличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических науксостоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненностиэтого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый рядсинонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошейречи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и,наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал иморально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой иискусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения кдобру, убеждения в хорошем посредством речи.
Морально-этическийкомпонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотянекоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение.Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя изопределений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики какнауки о порождении высказываний. Устранение ценностного аспекта исследованияречи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательныхфилологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного инепротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладноеиспользование (например, в преподавании иностранного языка, создании системавтоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладнымзадачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребностиречевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика,в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е.обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.
Различия вопределении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, посути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей икачественной. Сложились два основных направления.
Первоенаправление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагалосчитать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективностьтоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание(согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действоватьопределенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находитьвозможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Второенаправление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относятИсократа и некоторых других риторов. Представители этого направления былисклонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонамэстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была неединственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену,направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать«логическим», а от Исократа – «литературным».
В эпохуэллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» напериферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связисо снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального,торжественного красноречия после падения демократических форм правления вГреции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться.Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования,превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношенияхс гомилетикой – учением о христианском церковном проповедничестве.Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ееинструментарий для составления церковных проповедей, то вновь отгораживались отнее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического»представления о собственном предмете углубляло отрыв риторики от речевойпрактики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообщеперестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждениякого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилоськризисом риторики в середине 18 в.
Соотношениесил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в.,когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Еесоздатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину кактеорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составилатеория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявленаэффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этимнеориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речьидет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки.
Неориторикане отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Болеетого, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественноевнимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки охудожественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики,В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимномобогащении «логического» и «литературного» направлений при доминированиипервого.
Большинствоопределений, даваемых риторике различными ее исследователями на протяжениивеков, помещают дисциплину в русло одного из двух охарактеризованныхнаправлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современныхопределений риторики.
Определения врусле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения;наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языковоговоздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и вцелях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формахэффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт);наука речевых действий.
Определение врусле «литературного» направления: Филологическая дисциплина, изучающая способыпостроения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической иустной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров)[1].
Во всеммногообразии видов и родов произведений словесности риторика изучаетопределенный аспект словесного творчества — аргументацию.
Предметомсовременной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения,действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практическиевозможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Было бынеправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядамисловесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой,массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именнотакого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже вхудожественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, вкоторых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, чтоизучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.
Большинствонаук о слове, как сравнительная и теоретическая грамматика, лексикология,стилистика, история языка, теория литературы и другие, ограничивают свойпредмет фактами языка — они исследуют продукты речевой деятельности. Предметриторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоитсоздать.
Риторикастремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образомзаданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическуюинженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийнаясистема и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того илииного руководства, — риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражаетреальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически[2].
В системеязыкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучаютграмматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеетсясущественное методологическое различие. Грамматика или лингвистика,предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать егоединство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи долженбыть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основноетребование риторики: запрет на отсутствие новизны в сообщении.
Грамматика ириторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается какправильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторикаопирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:
1. СхемаКвинтилиана:
1)Изобретение;
2)Расположение;
3)Исполнение;
Эта схемаесть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схемабезразлична к содержанию речи.
2. СхемаАристотеля:
1) Этос;
2) Пафос;
3) Логос.
Затрагиваетсядействительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Феномен речи является нетолько тем, что составляет основной признак общества – общение, но и даетпредставление о динамике развития общества благодаря речи.
Риторика –учение о развитии мысли в слове. Сюда равно относится и инвенция (изобретение)и локуция (выражение изобретенного в словах).
В основеинвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий иобразов.
Опоройриторики (как учения о семантизации) является понятийная структура речи,которая дополняется эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействиемна слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структуройречи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмамиприменяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическа речь ивымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речиедины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.
Дидактическимцентром риторики является красноречие. Красноречие образует образ оратора, типкрасноречия, следовательно, определяет характер образа оратора. Воспитаниеобраза оратора – педагогическая цель риторики. Лучшим оратором являетсярассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей статьобщественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой,этика образуется через эстетику[3].
Эти характеристикирациональной риторики содержат в себе единую цель – формирование человека черезобучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать этокрасноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции,характерных для разных видов речи.
Такдостигается цель воспитания человека нового стиля для решения любых жизненных,в том числе риторических задач.
Принципыриторики происходят из диалектики. Характерно, что цивилизации Востока неразработали принципов риторики, так как диалектическая философская беседа небыла свойственна их культурам. Арабский исламский мир разрабатывал риторику погреческим образцам и главным образом как гомилетику и логико-философскиетрактаты, индуизм сосредоточился на философско-психологической проблематике;буддизм, разработав логику, использовал ее как гомилетику; китайская филологияиспользовала логику «Книги перемен» для композиционных формписьменно-литературных сочинений. Поскольку диалектика как диалог по особомуусловию не стала обычаем восточного общества, представлять человека каксоздателя и получателя речевой семантической информации как бы не было нужды.
Традиционносчитается, что риторика относится к ораторской прозе или к прозе документной,научной и пр., а поэзия – к поэтическим произведениям. Считается, что поэтика ириторика отвлекаются от разного эмпирического материала текстов, и поэтому ониразличны[4].
В риторикеважен логический анализ, прежде всего как инструмент риторической критики. Вриторике такой анализ можно произвести только через тезаурус.

2.Структура риторики
Риторикавключает два основных раздела — общую риторику и частную риторику.
Общаяриторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построенияхорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частнаяриторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связис условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. Всовременной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одноиз направлений новой риторики. Начало использованию этого термина положил выходв свет книги Дюбуа Ж. и др. Иногда «общая риторика» используется как синоним«неориторики»[5].
Строениеобщей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла кзавершенному тексту. Общая риторика содержит:
·         учениео риторе;
·         учениеоб аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой ониобращены и которая принимает решение об их приемлемости;
·         учениео риторическом построении, то есть о создании произведения слова.
В учебномизложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе итеорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкийпроцесс обучения.
Риторическоепостроение представляет собой учение о так называемом «внутреннем слове», или«внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается на уровне общего замысла(семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровнесловесного воплощения (прагматики — отношения слова как выразительного средствак получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторикина изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).
Частнаяриторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально вчастной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владетьвсякий образованный человек:
·         письмапо предметам общежития и литературные;
·         документыи деловая корреспонденция;
·         диалоги,в основном литературные, но дающие представление о правилах построения иведения дискуссии;
·         повествовательная(историческая) проза;
·         устноеслово в виде политической, судебной, академической ораторики, проповеднической(духовной), педагогической и пропагандистской речи;
·         научно-философскаяпроза.
В античныхучебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная(склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) иторжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая)речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должнабыла исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речьосновывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная –на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим видомкрасноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного инеугодного Богу.
В новое времястатус различных сфер социальной коммуникации относительно уравнялся. Ктрадиционным видам красноречия – политическому, судебному, торжественному ибогословскому добавились новые – академическое, деловое и публицистическоекрасноречие.
Ныне можноразличать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации,функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелкихфункциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступленияявляется подразделом публицистической риторики).
Наибольшеевоздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие видыречевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекаютнаибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации,политическая и деловая (коммерческая) риторика.
Среди другихподразделений риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическуюриторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правилпостроения качественной речи, а прикладная использует найденные правила изакономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практикеобучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научнойи учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различныхвидов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Онаполучила распространение в США.

3. Функции риторики
Главнаяфункция риторики: практическая — владение искусством целесообразного слова.Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтомуосвоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Не существуетлегких путей к трудным целям.
Но у риторикиесть и образовательная функция, быть может, не менее важная. Освоение искусстваслова невозможно без свободного владения литературным языком, безсистематического образования — знания богословия, истории, философии, права,художественной литературы. В противном случае искусство слова становитсяпустословием[6].
Изучениериторики предполагает совершенное знание русского литературного языка —инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постояннообращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковыми энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьногокурса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточнымобразом.
Чтобынаучиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо:
·         понимать,как устроена аргументация, то есть знать теорию;
·         читатьи понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строениепроизведения и замысел его автора;
·         упражнятьсяв построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыкисамостоятельной творческой работы со словом;
·         говоритьи писать публично.

Заключение
Итак,мы определили предмет риторики как науки, рассмотрели структуру риторики,функции риторики.
Вперспективе, по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современнойсемиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерийточности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредствомдетального количественного и качественного описания закономерностей устройствавсех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробныхкаталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описаниевсех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интереснотакже исследование прогностического потенциала риторики – насколько исходя извозможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи свозникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типовтекстов.
Риторика при правильном ее использовании являетсяэффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией,манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знаниеоснов дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивныепропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватнойкоммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.

Список используемойлитературы:
1.        ВолковА.А. Курс русской риторики. – М., 2006. – С. 480.
2.        ДюбуаЖ., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. Общая риторика. – М., 2006. – С. 360.
3.        ГраудинаЛ.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. – С.310.
4.        ТопоровВ.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. М., 1990. – С. 420.
5.        ГаспаровМ.Л. Цицерон и античная риторика. – М., 2005. – С. 478.
6.        ЗарецкаяЕ.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. – С. 480.
7.        ИвинА.А. Основы теории аргументации. М., 2005. – С. 352.
8.        АннушкинВ.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002. – 416.
9.        РождественскийЮ.В. Принципы современной риторики. – М., 2003. – С. 176.
10.      РождественскийЮ.В. Теория риторики. – М., 2006. – С. 512.