ритуалы моего рабочего коллектива

Пермский государственный технический университет Кафедра культурологии Реферат на тему: «РИТУАЛЫ МОЕГО РАБОЧЕГО КОЛЛЕКТИВА» Студент: Васильев Д.А. Группа: ТМСУСК-07 Проверил: Шабалин В.В. 2007 г. СОДЕРЖАНИЕ: 1.Введение стр. 2.Основная часть стр. 3.Заключение стр.

1.ВВЕДЕНИЕ: Исторически первыми культурными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате многократно- го более или менее длительного применения входят в привычку людей и та- ким образом регулируют их поведение. В своей основе обычай представляет одобренный обществом массовый образец поведения людей, который рекоме- ндуется выполнять. «Поступай так, как поступают другие» – основное прави- ло обычая.

Обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социаль- но-значимых явлений. С обычаем тесно связаны и традиции. Традиции – это исторически сложив- шиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поко- ления в поколения, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение дли- тельного времени. Без сомнения, в основе традиций лежат обычаи. Обычай – это традиционно установленный образец поведения, закрепленный коллекти- вными привычками.

Таким образом обычай – это привычная нома поведения, воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Обычаи и традиции проявляются прежде всего в обрядах и ритуалах. Обря- ды и ритуалы – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства. Сила ритуала в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей, идей, но и со- переживание их участниками ритуальных действий. Ритуалы совершались и совершаются во многих особо значимых для человека и общества событиях личной и общественной жизни. Данная тема показалась мне интересной так как ,на мой взгляд, сколько коллективов столько и ритуалов. Даже на одном предприятии, или в отдельно взятом цехе, бывают совершенно разные ритуалы. К тому же я работаю стар- шим мастером на заводе, и знаю, или участвую
непосредственно в ритуалах , как у рабочих цеха, так и у ИТР. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Я работаю на ООО «Завод « Торгмаш» в качестве старшего матера цеха. Мой завод выпускает пищевое промышленное оборудование, например: тес- томесы, картофелечистки, рыбочистки, овощерезки и т.д. Нашими клиентами являются частные бары, кафе, столовые или проще говоря предприятия об – щепита.

Однако самым главным клиентом для нас является министерство обороны. Если вы служили в армии, и ходили в «наряд» на кухню, то могли лично лицезреть нашу продукцию. Мой завод также продает свою продукцию в ближнее зарубежье: Казахстан, Украину, Латвию и т.д. Хочу заострить ваше внимание на том что завод является промышленным лидером Прикамья. Об этом свидетельствуют два диплома за 2006 и 2007гг «Промышленный лидер

Прикамья» с числом работающих до 500 человек. На заводе я работаю три года, в ремонтно-механическом цехе. В нашем цехе делают капитальный ремонт металлорежущего оборудования. Мы входим в структуру энерго-механического отдела. В моем цехе работает порядка 60 че – ловек. Коллектив у меня, как говорят, «спетый и спитый». Надо сказать что у нас сильная «текучка кадров». За год обновляется порядка 20 – 30% людей, однако,

как ни странно, все привычки и ритуалы остаются старыми. В моем подчинении находятся слесаря-ремонтники. Именно про них, а так- же и про ИТР, я попытаюсь раскрыть свою тему. У меня работают люди разной «масти»: пьяницы и трезвенники, профес – сионалы и дилетанты, но все мы, поверьте мне, одна команда, одно целое. Есть у меня в бригаде и лидеры, и незаменимые «рабочие лошадки», но все эти люди так или иначе выполняют

ряд привычек или ритуалов. Какие же эти ритуалы и привычки – это, прежде всего ритуал чаепития, перекуров, игры в домино, обеда и самый главный – уход в отпуск. Начнем с самого утра: не успев прийти на работу, народ дружным коллек- тивом садиться играть в домино. Причем вначале игры за стол обычно садят- ся сторожилы нашего цеха, а уже потом «двигают плиты» и «забивают козла» другие члены бригады. Все это мероприятие проходит под громкий стук кос- тяшек об стол и дикий
хохот играющих. Хотите, верьте или нет, но если ты не играешь с ними в домино, или, хотя бы, не участвуешь в обсуждении того как поставили «козла», то тебя неправильно поймут и ты можешь оказаться лиш- ним в бригаде, как человек «не вошедший в доверие трудового народа и непо- нимающий ничего в жизни» (высказывание одного моего подчиненного). Надо сказать, что и начальник цеха, и главный механик завода, нет нет да и заходят в раздевалку для «подкалывания» проигравших и одобрительного упрека вы- игравших.

Все в домино поиграли, пошли, кажись работать? А нет! Настает черед дру- гого ритуала, ритуала чаепития. Вот как это происходит. Люди с получки и с аванса «скидываются» на чай в общий котел. Затем утром один человек кипя- тит трехлитровую банку с водой и заваривает чай. Все остальные в это время усиленно обсуждают футбол, рыбалку, выборы и т.д.

Все чай вскипел, рабочий который заваривает чай, первым наливает себе в кружку, а потом уже, наста- 4 ет черед других. Чай пьют все, он как бы сближает людей, в это время народ говорит уже не о глобальных проблемах, как то – есть ли жизнь на марсе или когда растают ледники антарктиды, а о себе, своих проблемах, горестей и радостях. Именно в это время и узнаешь о людях что-нибудь интересное из их жизни. Хотя, честно говоря, чаще слышишь о проблемах, даешь людям выс- казаться, излить душу.

Именно в такие моменты ты становишься своим в их коллективе, или как они еще говорят, «своим в доску». После чаепития наста- ет время, чего бы вы думали, нет, не работы, а перекура. «Всякая большая ра- бота начинается с маленького перекура» – объясняют они мне с улыбкой на лице. И ничто: ни всемирный потоп, ни угроза лишения премии их в этом неразубедят, хоть ты тресни (цитата одного слесаря). Хочу отметить, что во время этого ритуала рабочие начинают говорить о производственных
делах, как лучше сделать ту или иную деталь, быстрее и качественнее. Дальше работа, работа, работа и еще раз работа; интересная и увлекатель- ная, с приколами и шутками, матом и ругательством. Работа интересна и ув- лекательна тем, что здесь приходится думать головой, «поломать уши», как говорят слесаря. К тому же начальство периодически подкидывает «шабаш – ки» над которыми тоже приходится «кумекать»: ремонт бетономешалок, из- готовление запчастей для снегоходов,

автомобилей, короче говоря все что сде- лано из металла и требует ремонта, несут нам, специалистам в области маши- ностроения. Все, время 9 часов утра, у нас в это время оперативка. На это время цех как буд-то замирает. Пока начальник учит нас, мастеров, как надо работать, в це- хе либо опять перекур, либо снова чаепитие. Эта привычка по словам сторо- жил цеха «была всю жизнь». И опять работа, работа и еще раз работа. Дело подходит к обеду.

И вот здесь опять начинается интересная история. Надо сказать, что обед у нас в цехе, сог- ласно, трудового соглашения, всего тридцать минут, а разве за это время успе- ешь сходить в столовую, затем покурить, а потом сыграть в домино или пар- тейку в шахматы ? Конечно же нет. И бригада каждый раз уходит на обед по-раньше. Вот как это происходит, причем все по одному сценарию, изо дня в день, что на мой взгляд это тоже является

неким ритуалом. Перед обедом на- род обычно перекуривает и обсуждает, вместе со мной чем займемся после трапезы. Затем видя что время обеда скоро настанет, самый авторитетный член бригады,( авторитет он заработал своим трудом и профессионализмом, на заводе отработал всю жизнь, и является лучшим токарем на нашем заводе, «висит» на доске почета завода) назовем его Володей, со словами типа: «А не пора ли нам заморить червячка?» встает с места и идет в столовую, по
пути окликая других рабочих. Хочу отметиь, что пока этот человек не окончит свой перекур или срочную работу до обеда, никому и в голову не прийдет уйти на обед раньше. Если же Володи нет на работе по каким-то причинам, увольне ние, больничный или отпуск, то него на обед коллектив ведет другой автори- тет, придерживаясь правил описанных выше. Вот я наконец подошел к самому любимому ритуалу моих подчиненных.

Это проводы коллег по работе в отпуск или отмечание дня рождения. Почему я объединил эти ритуалы, да потому что они проходят однотипно. Все дни 5 рождения и отпуска мои рабочие отмечают в «Обжорке», небольшой «забега- ловке» неподалеку от завода. Вот как это происходит. С самого утра над отпу- скником всячески подшучивают и «растыкают», типа ты сегодня последний день, поэтому должен сегодня пахать как лошадьи т.д.

Также народ высказы- вает свои пристрастия в области горячительных напитков, и каую бы закуску хотели бы люди видеть сегодня вечером на «проводах» в «Обжорке». Отпуск- ник одобрительно качает головой и делает в уме себе пометки. Как правило в забегаловку ведут, или как говорят мужики «ставят», все члены коллектива: и трезвенники-язвенники, и любители выпить, и больные. При мне не было ни одного случая, чтобы ветеран цеха или новичок,

пропустил этот ритуал, либо не «поставил» бы за свой отпуск или день рождения. Ведь именно в нем выражается вся преданность и уважение к коллективу. Надо сказать, что из всех выше сказанных ритуалов, я особо активных действий не принимаю, так как считаю что мастер должен в меру и курить,и пить,и играть, короче говоря поддерживать дисциплину в цехе. Зато в ритуалах работников ИТР нашего це- ха, я принимаю активное участие.
Наш цех небольшой, поэтому и инженерно-технических рабочих в нем тоже немного – шесть человек. Четыре мастера, кладовщик и инженер-нормиров- щик. Как таковых у нас ритуалов – два. Это утреннее кофепитие и конечно же отмечание дня рождения. Хочу отметить, что в кофепитие принимают участие лишь четверо: я, кладовщик, мастер электроучастка и нормировщица. Другие два мастера не принимают в нем участие в виду отдаленности их участков от нашего

цеха – это котельная и строительный участок. Вот как это все происходит. Утром, выдав инструмент рабочим и сделав по- быстрому свои дела, наша кладовщица заваривает кофе. Потом она обзвани – вает нас, участников ритуала, и приглашает к себе в кладовую. За чашечкой кофе мы обсуждаем новости, всевозможные сплетни, «перемываем кому-нибудь косточки», одним словом что угодно только не производство или рабо- ту.

Этот ритуал нас сблизил, мы стали теперь друг за друга горой, хотя бывает и ругаемся, а как без этого на производстве. Надо сказать что этот ритуал за- родился у нас около двух лет назад, когда к нам пришла новая кладовщица. С тех пор мы каждое утро собираемся у нее в кладовой и делимся своими проб- лемами и радостями. Когда же Натальи (имя кладовщика) нет, то бывает и ко- фе не пьем, либо разговор не вяжется. То есть она обладает какой-то энергией притяжения, которая сближает людей и делает их дружнее.

Другой ритуал – празднование дня рождения. Тут уже принимают участие все ИТР включая начальника цеха. За день до торжества мы собираем деньги на подарок имениннику. Затем один из нас, как бы невзначай спрашивает у него чтобы он хотел видеть в качестве подарка, в пределах той суммы кото- рую мы насобирали. Ну и согласно этих пожеланий покупается подарок. День рождения проходит всегда в кабинете начальника цеха.
И первое поздравле- ние звучит тоже от него. Начальник цеха также дарит подарок. Потом уже свои тосты и поздравления говорим мы – мастера. В этом ритуале мне нравит- ся атмосфера, которая там стоит, «домашняя», если можно так выразиться. Именно в такой обстановке рождаются крепкие отношения в коллективе, и человек ходит на работу как на праздник. 6 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключении хотелось бы отметить следующее: на мой взгляд, все риту- алы

в моем цехе являются объединяющими людей, они сплачивают людей. Я бы даже сказал делают их чуть добрее и отзывчивее. И мне кажется люди на- чинают это понимать. У меня в коллективе появилась взаимовыручка, дру- жеский смех и в конце концов теплые отношения. Ритуалы, на мой взгляд так и должны действовать, объединять людей, сплачивать их, а не на оборот. Ведь если бы они разъединяли людей, то сами ритуалы бы вымерли.

Не было бы коллективных чаепития и кофепития, походов в «Обжорку» и игр в домино, не было бы душевных бесед и радостного смеха. В конце концов вся наша жизнь – это большой ритуал. Все мы выполняем какие-либо ритуальные дей- ствия, направленные, прежде всего на объединение, дружбу или любовь к дру- гим людям, а не наоборот. 7