Родина и природа в лирике СА Есенина

/>СергейЕсенин прожилкороткую жизнь(1895—1925), нов па­мятии сознаниинарода жив. Егопоэзия сталанеотъемлемойчастью духовнойкультуры нации.Есенин принадлежитк тем художникам, произведениямкоторых свойственнавеликая простота.Они понятнылюбому читателю.Стихи поэтавходят в душу, сливаются счувством любвик Роди­не.Быть может, именно эточувство нерасторжимойсвязи с род­нойземлей и естьсуть есенинскогопоэтическогомира.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнцав водах лонных,
Я хотел бызатеряться
В зеленяхтвоих стозвонных.
Россияв сердце поэта, и оттого такпронзительнои звонко этопризнаниев любви к родномукраю! Один изпродолжателейесенинскойтрадициив современнойпоэзии, НиколайРубцов, в точ­ныхи выразительныхстрочках передалэто качествотворчестваЕсенина:
Версты всепотрясеннойземли,
Все земныесвятыни и узы
Словно бнервной системойвошли
В своенравностьесенинскоймузы!

РодилсяЕсенин на Рязанщине, в привольнораскинувшемсясредишироких полейна крутом берегуОки селе Константиново.Но из рязанскойдеревни поэтуехал совсеммолодым, жилпотом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревнюприезжал времяот времени какгость.
Памятьдетства — «Родилсяя с песнями втравном одеяле»— питалакорни его поэзиии самой жизни.В одной изавтобиографийпоэтотмечает, чтоу него было«детство такоеже, как у всехсельскихребятишек»1.Оно оставилонеизгладимыйслед в еготворчестве.
Какхорошо,
Чтоя сберег те
Всеощущенья детскихлет.
Большуючасть жизниЕсенину сужденобыло провестив го­роде, только наездамибывал он в бесконечнодорогих местах, где прошлидетство и юность.Душа же осталасьнавечно привязаннойк отчемудому, роднойсемье, любимымрязанскимраздольям.Русскаяприрода, крестьянскийуклад, народноетворчество, вели­каярусская литература— вот истинныеисточники егопоэзии.Именно разлукас родной землейпридала егостихам о нейту теплотувоспоминаний, которая их отличает. Всамих описанияхприроды у поэтаесть та мера отстраненности, которая позволяетэту красотуострее увидеть, почувствовать.
Для поэтародная деревняв России — этонечто единое, родина для него, особеннов раннем творчестве- это преждевсего роднойкрай, родноесело, то, чтопозднее, ужена исходе XX века, литературные критики определиликак понятие«малой родины».С присущей С.Есенину лирическойсклонностьюодушевлятьвсе живое, всеокружающее его, он и к Россииобращаетсякак к близкомуему человеку:

Ой ты, Русь, моя родинакроткая,
Лишь к тебея любовь берегу…

Порой стихи поэта обретаютноту щемящейгрусти, в нихвозникаетчувство неприкаянности, лирическийгерой их — странник, покинувшийродную хижину, всеми отверженныйи забытый. Иединственное, что остается неизменным, что сохраняетвечную ценность- это природаи Россия:

А месяц будетплыть и плыть,
Роняя веслапо озерам…
И Русь всетакже будетжить,
Плясать иплакать у забора.

Именнонародныепредставленияо красоте идобре воплоще­ныв творчествеЕсенина. В егостихах поэзиясопутствуетчелове­куво всем — в нелегкомкрестьянскомтруде и в веселыхдеревен­скихпразднествах.
О пашни, пашни, пашни,
Коломенскаягрусть,
На сердцедень вчерашний,
А в сердцесветит Русь.
Самаяприрода — средоточиекрасоты. Есенинчерпал поэзиюиз этойкладовой. Итрудно назватьдругого поэта, поэтическоевосприятиекоторого былобы так непосредственнои глубоко свя­занос миром роднойприроды:
Я попервому снегубреду,
В сердцеландыши вспыхнувшихсил.
Вечерсинею свечкойзвезду
Наддорогой моейзасветил.

Человеки природа слитыв мироощущениипоэта. У нихоб­щаяжизнь и общийудел. Природав лирике Есенинадействительноживая, наделеннаяразумом и чувством, способнаяоткликнутьсяна боли и радостичеловека.
Поэтическоевидение Есенинаконкретно, поэтому такзримы, звучныи многоцветныего стихи. Поэтсоздает гармоничныймир, где всесогласованои имеет своеместо:
Тихо, накорточках, впятнах зари
Слушаютсказ старикакосари…
Такаяяркая образностьможет бытьрождена толькоглубоким иистинным чувством.Есенин искали находил неожиданныеоб­разы, егоудивительныесравнения иметафоры приходили, как правило, из обыденнойкрестьянскойжизни: «вечерморозный, какволк, темно-бур»;«по равнинельется березовоемолоко»; «рассветрукой прохладыросной сшибаетяблоки зари».
Образникогда не былдля него самоцелью.Размышляя опоэ­тах, которые грешилиформотворчеством, он точно обозначилис­точниких заблуждений:«У собратьевмоих нет чувствародины вовсем широкомсмысле этогослова, поэтомуу них так инесогласованновсе».
Есенинбыл наделен, как отмечалиедва ли не всеписавшие онем, исключительной, феноменальнойвпечатлительностью.Он открывалв привычномпрекрасное, одухотворялсвоим словомкаждодневное:
Выткалсяна озере алыйсвет зари.
На бору созвонами плачутглухари.
И эта жеповышеннаявпечатлительностьне позволялаему проходитьмимо чужогогоря, наделилаего Музу отзывчивостью, распространявшейсядействительнона все живое:
Не далиматери сына,Перваярадость невпрок. Ина колу подосиной Шкурутрепал ветерок.
Поройего поэтическиеоткровения, точность виденияпредставляютсячудом, рожденнымне человеком, а самой природой.Неслучайно М.Горькийв своем очеркео Есенине подчеркивалименноэту мысль: «Есенинне столькочеловек, сколькоорган, созданныйприродойисключительнодля поэзии, длявыражениянеисчерпаемой«печали полей», любви ко всемуживому в миреи милосердия, которое — болеевсего иного— заслуженочелове­ком».
Да, природныйдар поэта огромен.Но было бы несовсем справедливосчитать Есенинанеким поющимна свирелибеспеч­нымдеревенскимпастушком, Лелем. Кстати, самому поэтувсегда былонеприятно такоетолкованиеего творчества.За каждым егопоэтическимозарениемстояла серьезнаялитературнаяработа. Есенинпришел в городне наивным«природнымчеловеком».Он хорошо зналклассическуюлитературу, свою поэтическуюродо­словнуювел от А. Кольцова.А в итоговойавтобиографии(октябрь 1925)подчеркивалогромное значениедля него Пушкина:«В смыс­леформальногоразвития теперьменя тянет всебольше к Пуш­кину».Интерес к русскойклассике проснулсяу Есенина ещев периодучебы в Спас-Клепиковскойучительскойшколе. И позжев Москвена занятияхв народномуниверситетеШанявскогоон продолжилее углубленноеизучение. Особеннопоэт любилГоголя.И так же, какавтор «Вечеровна хуторе близДиканьки», Есе­нинне просто органическичувствовали помнил услышанныев детствесказки, песни, частушки, пои вдумчивоизучал устноенародноетворчество.Поэт училсяу народа, в фольклоревидел «узловыезавязи» образноговыражения мира.
Известно, что Есенинсобрал и записалчетыре тысячичасту­шек.Уже это былосвоеобразной, но, несомненно, живой и серьез­нойпоэтическойшколой. В своеминтересе к этойформе народно­готворчестваЕсенин былнеодинок. В товремя частушкаактив­новходила впроизведенияБлока, Маяковского, Д. Бедного. В1918 году 107 частушекв записи Есенинапоявились настраницахмосковскойгазеты «Голос трудового крестьянства». А в 1920году он выпустилкнигу «КлючиМарии» — толкованиемиросозерцанияи творчестванарода.
Уже впервых юношескихстихах, появившихсяв печати в январе1914 года, Есенин— незаурядныйпоэт, так богатои свежо егопоэтическоечувство, такточно и выразительнообразное виде­ние! Но его жизньв большой русскойлитературеначалась, пожа­луй,9 марта 1915 года, после знаменательнойвстречи с А.Блоком. Есенин, начинающийпоэт, не случайнопришел именнок Блоку. Онхорошо зналтворчествосвоего старшегосовременникаи ощу­щалопределенноепоэтическоеродство с ним.Впоследствии, осмысляясвой путь вискусстве, Есенин точнообозначил кругсвоихинтересов ипоэтическихистоков: «Изпоэтов-современниковнравилисьмне большевсего Блок, Белый и Клюев.Белый дал мнемного в смыслеформы, а Блоки Клюев научилилирично­сти».Блок мгновеннопочувствовалсамобытныйзвонкий дар«молодогорязанскогопарня» и говорилс ним как с собратомпо перу. Он необучал и наставлял, а приглашалЕсенина ксоразмышлениюо творчестве, словно предвидятрудную поэтическуюсудьбу молодогопоэта: «… я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит некороткий, и, чтобы с негоне сбиться, надо не торо­питься, не нервничать.За каждый шагсвой рано илипоздно придетсядать ответ, ашагать теперьтрудно, в литературе, пожа­луй, всего труднее».Блок делаетдля Есенина, быть может, самое необходимоеему в тот момент: помогает укрепитьсячувству уве­ренностив собственныхсилах и приближает, посредствомреко­мендательныхписем в журналы, встречу есенинскихстихов со своимчитателем.
Читателипетроградскихжурналов, вкоторых одноза другим сталипоявлятьсястихотворенияЕсенина, былибуквальнооше­ломленыискренностьюего поэзии.Порыв к людям, близость кприроде, любовь к Родине, поэтизацияпростых человеческихчувств— эти настроенияи мысли, прозвучавшиев есенинскихстихах, покорилисовременников.До революциивышла всегоодна книгапоэта — «Радуница»(1916), но известностьЕсенина былаогромной.Современникиждали его новыхстихов, ониотносилиськ ним как кбеспримерномужизненномудокументу, обращенномуиадресованномунепосредственнок каждому читателю.Поэт стремительносокращал расстояниемежду автором, лирическимгероем и читателем.Отдавая себяцеликом начитательскийсуд, делясьсокровеннымичувствами, онс полным основаниеммог написатьвпоследствии:«… что касаетсяостальныхбиографическихсведений,—они в моих стихах».
ПоэзияСергея Есенинаглубоко патриотична.Уже в первыхстихахс беспощаднойискренностьювоспел он высокуюграждан­скуюлюбовь к Родине:
Если крикнетрать святая:
«Кинь тыРусь, живи враю!»
Яскажу: «Не надорая,
Дайте родинумою».
Родина, в сущности, главная человеческаяи творческаятема поэта.Со всей неизбежностьюсыновняя любовьЕсенина кокру­жающемумиру переходитв большую любовьк Родине, еепрош­ломуи настоящему.ПоэтическоевосприятиеРодины поэтомтакже конкретнои непосредственно, как и изображениеим при­роды.В первую очередьэто крестьянскаяРусь, шири рязанскихполей, односельчане, близкие. Радостьот общения слюбимым краемне заслоняеткартин нелегкойкрестьянскойжизни.
Заглушилазасуха засевки,
Сохнет рожь, и не всходятовсы,
На молебенс хоругвямидевки
Потащилисьв комлях полосы.
Доскональноезнание крестьянскогобытия, чаянийсельских тружениковделает Есенинапевцом народа, Руси. Всей душойон желает, чтобы жизнькрестьян сталаболее радостнойи счастли­вой.В дореволюционнойРоссии поэтне может невидеть безот­раднойзабитости иобездоленностидеревни («Крайты мой забро­шенный, край ты мойпустырь»). Гневноне приемлетпоэт пер­вуюмировую войну, несущую народуновые беды. Но, пожалуй, большевсего угнетаетсострадательнуюдушу ощущениебезысход­ностипроисходящего:
И Русьвсе так же будетжить,
Плясатьи плакать узабора.
Остроесоциальноевидение позволяетЕсенину воспринятьФевральскуюреволюцию вразвернутойисторическойперспективе.К дальнейшемуи более глубокомуобновлениюстраны призываетон впервом же своемпоэтическомотклике послефевраля 1917года:
О Русь, взмахни крылами,Поставьиную крепь!
С особымэнтузиазмомв «Небесномбарабанщике»поэт выра­зитсвое отношениек преобразующейсиле Октябрьскойреволю­ции.Ее подлиннонародный характер, масштаб социальныхизме­ненийне могут непривлечь к нейбунтарскуюдушу поэта.Даже егобогоборческиепоэмы тех лет«Преображение»,«Иорданскаяголубица»,«Инония», пронизанныерасплывчатымпониманиемреволюции, наивным представлениемо грядущем«крестьянскомрае», были все жеощутимым ударомпо старомумиру. ГолосЕсенина, воспевающегореволюцию, звучит в унисонс поэтиче­скимгимном революциив поэме Блока«Двенадцать», с револю­ционнымистихами Маяковскогои Д. Бедного.Рождаетсядействи­тельноновая — советскаяпоэзия.
И, тем неменее, бессмысленно, да и не нужноотрицать слож­ностьи противоречивостьвосприятияпоэтом кореннойломки пат­риархальногоуклада жизни.Есенин в автобиографииотмечал: «Вгоды революциибыл всецелона сторонеОктября, нопринимал всепо-своему, скрестьянскимуклоном».
Размышленияо судьбахсовременногокрестьянстваприводят Есенинак истории. Онобращаетсяк крестьянскойвойне XVIIIве­каи создаетпронзительнуюдраматическуюпоэму о выдающемсявождекрестьянскихмасс ЕмельянеПугачеве. Стихиянародного бунтамощно выплеснуласьв строчках«Пугачева».Героя поэмыонрисует великимсострадальцемнародным бедствиям, но при этомисторическиобреченнымполитическимдеятелем.
В периодгражданскойвойны и первыепослевоенныегоды странапереживаетколоссальныеперемены, деревняпреобразует­сяна глазах.Неслыханнаяглубина перестройкивременамипу­гаетпоэта. Особеннозначительныэти колебанияв 1919—1920 го­дах.Деревня кажетсяему принесеннойв жертву чуждомугороду. Щемящезвучат строкипоэта в «Сорокоусте»:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель онне знает, чтоживых коней
Победиластальная конница?
И все-такиновое неотвратимозахватываетдушу поэта. Ончувствует, что патриархальныеустои уже немогут воспринимать­сякак безусловноеи единственноеидеальноеначало. Времярождаетиные ценности.
До концапонять правомерностьи перспективностьсоциаль­ногопереустройствастраны помогаетпоездка с женой, известнойамериканскойтанцовщицейАйседоройДункан, по странамЕвро­пыи СоединеннымШтатам Америки(1922—1923). Подлинныйпатриот, Есенин не можетбез боли видетьнеопровержимыесви­детельстватехническойотсталостиРоссии. В то жевремя он остропочувствовалубогость духовнойжизни Запада, всепогло­щающуювласть денег.В сердце рождаетсягордость заграндиоз­ностьпроисходящихна Родинереволюционныхпреобразований.В настроенияхпоэта происходитперелом, появляетсяустойчивоежеланиеоткрывать какбы заново собственнуюстрану:
Издательславный! В этойкниге
Я новым чувствампредаюсь,
Учусь постигнутьв каждом миге
КоммунойвздыбленнуюРусь.

/>СергейЕсенин — сынРоссии. Ее новь, социальныйвыбор большинстванарода становятсяродным и длянего. Поэтувнятно то, «очем крестьянскаясудачит оголь», он вполне разделяетре­шениеодносельчан:«С Советскойвластью житьнам по нутрю».Прощаниесо старой деревнейнеизбежно:
ПолеваяРоссия! Довольно
Волочитьсясохой по полям.
Нищету твоювидеть больно
И березами тополям.
Как ощутимав этих строчкахболь за Россиюдуховнаяпреемст­венностьесенинскоготворчестварусской классике!
Беззаветностьчувства любвик Родине приводитЕсенина креволюционнойтеме. Появляетсяудивительныйреволюционныйэпос«Песнь о великомпоходе», написанныйв форме частушки.Онвоздает благодарнуюдань героямреволюции(«Баллада одва­дцатишести», «Капитанземли» и др.), преклоняясьперед само­отверженнымиборцами завеликую идею, перед людьми, открыв­шимиРоссии новыегоризонты. Ихжизнь для поэта— пример гражданскогослужения Отчизне:
Я тем завидую,
Кто жизньпровел в бою,
Кто защищалвеликую идею…
Осмыслениереволюции исоциальныхпреобразованийв стра­недостигаетподлинногоисторизма впоэме «АннаОнегина» (1925).И в освоенииэтой темы Есенинснова в одномряду с Маяковскими Д. Бедным. В«Анне Снегиной»прозвучалиудиви­тельноточные и выразительныеслова о Ленинекак действитель­нонародном вожде:
Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звонголовы:
«Скажи,
Кто такоеЛенин?»
Я тихо ответил:
«Он —вы»…
Революционнаятема в поэзииЕсенина объективновводилапоэтав общий с народомкруг, давалажизненнуюперспективу.Однакопоиск местав новой действительностиоказался длянего оченьсложным. Тоновое, что стакой художественнойсилой во­плотилосьв его искусстве, с трудом утверждалосьв собственнойсудьбе.Новое принятои воспето, ногде-то в тайникахдуши прячетсятоска, поэтатяготит ощущениедушевной усталости:
Я человекне новый!
Что скрывать?
Остался впрошлом я однойногою,
Стремясьдогнать стальнуюрать,
Скольжу ипадаю другою.
Сложноскладываетсяи личная жизнь.Всегда окруженныйпоклонникамии друзьями, Есенин, в сущности, одинок. Горькаястрочкавырываетсяу него — «Ни вчьих глазахне нахожу приют»,—а как нуждаетсяон в «дружьейулыбке»! Всюжизнь Есенинмечтал о семье, о «своем доме».Семьи не получилось.Долгиегоды его бытбеспорядочен.Натуре поэтатакой образжизничужд. «С небывалойжестокостьюк самому себе»(П. Оре­шин)Есенин обнажаетсвои заблужденияи сомнения вцикле «Москвакабацкая». Неупоение разгуломв этих стихах, а мучи­тельныефилософскиераздумья надсмыслом жизни, над собст­веннойсудьбой.
Он искалспасения от«мрачных сил, терзающих игубящих» вобразах роднойприроды, в обращениик дорогим емулюдям — матери, сестре, любимымженщинам, друзьям.В посланияхЕсе­нинапоследних летоткрываютсяновые возможностиэпистоляр­ногостихотворногожанра, традиционногов русской литературе.Этапоэтическаяформа доверительногообращениянаполняетсяособойлирическойисповедальностьюи патриотическимзвуча­нием.За обликомдорогой емуженщины встает«иконный истро­гий лик»Родины, любимаясестра сравниваетсяс березкой,«что стоитза родимымокном». Напряженнаяисповедь Есенина, во многихстихах обращеннаяк конкретномуадресату, оказываетсяобщезначимой.Из личногопереживаниявырастаетобщечеловеческое.Слияние личногои общественногов поэзии Есенинаприво­дит ктому, что в лирикеон выступаеткак поэт «сбольшой эпи­ческойтемой», а в поэмах, особенно в«Анне Снегиной», полноцен­нозвучит еголирическийголос.
Знаменитыестроки «Письмак женщине»говорят нетолько осложностисудьбы поэта, но и о драматизмеистории:
Не зналивы,
Что я в сплошномдыму,
В развороченномбурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму—
Куда несетнас рок событий.
Действительно, в каждом образе, в каждой строкемы чувст­вуемобнаженноеесенинское«я». Для такойискренностинеобхо­димымудрость имужество. Есенинрвался к людям, погружениев себя,«пустыня иоткол» былидля него тупиком, творческими человеческим(об этом — одноиз его последнихпроизведений— трагическаяпоэма «Черныйчеловек», законченная14 ноября 1925 г.). Поэтнадеялся обрестиновую творческуюжизнь:
И пусть инаяжизнь села
Меня наполнит
Новой силой.
Как раньше
К славе привела
Родная русскаякобыла.

Поэты кругаС.Есенина тоговремени — этоН.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надеждыэти выраженыв словах Н.Клюева- близкого другаи поэтическогонаставникаС.Есенина: «Мужицкаяныне земля, /Ицерковь ненаймит казенный».В есенинскойпоэзии в 1917 году появляетсяновое ощущениеРоссии: «Ужсмыла, стерладеготь/ ВоспрянувшаяРусь». Чувстваи настроенияпоэта этоговремени очень сложны и противоречивы- это и надежды, и ожиданиясветлого и нового, но этои тревога засудьбу родногокрая, философскиераздумья навечные темы.Одна из них — тема столкновенияприроды и человеческогоразума, вторгающегосяв нее и разрушающегоее гармонию- звучит в стихотворенииС.Есенина«Сорокоуст».В нем центральнымстановитсяобретающееглубоко символическийсмысл состязаниемежду жеребенкоми поездом. Приэтом жеребеноккак бы воплощаетв себе всю красотуприроды, еетрогательнуюбеззащитность.
Паровоз жеобретает чертызловещегочудовища. Весенинском «Сорокоусте»вечная темапротивостоянияприроды и разума, техническогопрогрессасливается сразмышлениямио судьбах России. В послереволюционнойпоэзии С.Есенинатема родинынасыщена нелегкимидумами о местепоэта в новойжизни, он болезненно переживаетотчуждениеот родногокрая, ему труднонайти общийязык с новымпоколением, для которогокалендарныйЛенин на стене заменяет икону, а «пузатый»Капитал” — Библию. Особенногорько поэтусознание того, что новое поколениепоет новыепесни: «Поют агитки БедногоДемьяна». Этотем более грустно, что С.Есенин справедливозамечает: «Япоэт! И не четакаким-то тамДемьянам».
Поэтому такгорестно звучатего строки:«Моя поэзияздесь большене нужна, /Даи, пожалуй, самя тоже здесьне нужен». Нодаже желание слиться с новойжизнью не заставляетС.Есенина отказатьсяот своего призванияроссийскогопоэта; он пишет:«Отдам всю душуоктябрю и маю,/Но только лирымилой не отдам».
Сегоднянам, живущимв России, труднодо конца понятьсмысл этих строк, а ведьнаписаны онибыли в 1924 году, когда самоназвание — Русь- было едва лине запретным, а гражданамполагалосьжить в «Ресефесере».С темой родиныу С.Есенинасвязано пониманиесвоей поэтическоймиссии, своейпозиции «последнегопевца деревни», хранителя еезаветов, еепамяти. Однимиз программных, важным для понимания темыродины, у поэтастало стихотворение«Спит ковыль»:
Спит ковыль.
Равнинадорогая
И свинцовойсвежести полынь!
Никакаяродина другая
Не вольетмне в грудь моютеплынь.
Знать, у всеху нас такаяучасть,
И, пожалуй, всякого спроси-
Радуясь, свирепствуяи мучась,
Хорошо живетсяна Руси.
Свет луны, таинственныйи длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никтопод окрик журавлиньй
Не разлюбитотчие поля.
И теперь, когда вот новымсветом
И моей коснуласьжизнь судьбы,
Все равноостался я поэтом
Золотойбревенчатойизбы.
По ночам, прижавшиськ изголовью,
Вижу я, каксильного врага,
Как чужаяюность брызжетновью
На мои поляныи луга.
Но и все женовью той теснимый,
Я могу прочувственнопропеть:
Дайте мнена родине любимой,
Все любя, спокойно умереть”.
Стихотворениеэто датировано1925 годом, относитсяк зрелой лирике поэта. В немвыражены егосокровенныемысли. В строке«радуясь, свирепствуяи мучась» трудныйисторическийопыт, которыйвыпал на долюесенинскогопоколения.Стихотворениепостроено на традиционнопоэтическихобразах: ковылькак символрусского пейзажа и одновременносимвол тоски, полынь с еебогатой символикойи журавлиныйкрик как знакразлуки. Традиционномупейзажу, в которомолицетворениемпоэзии являетсяне менее традиционный«свет луны», противостоит«новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенныйпоэзии. И впротивоположностьему звучитпризнание лирическогогероя есенинскогостихотворенияв приверженности вековомудеревенскомуукладу. Особеннозначим у поэтаэпитет «золотой»:«Все равноостанусь япоэтом /Золотойбревенчатойизбы».
Он один изнаиболее частовстречающихсяв лирике С.Есенина, но обычно онсвязан с цветовымпонятием: золотой- то есть желтый, но непременнои с оттенкомвысшей ценности:«роща золотая»,«золотою лягушкойлуна». В этомстихотворенииоттенок ценностипреобладает: золотой нетолько цветизбы, сколькосимвол еенепреходящей ценности каксимвола уклададеревенскойжизни с присущейей красотой, гармонией.Деревенскаяизба — это целыймир, ее разрушение не искупаетсядля поэта никакойзаманчивойновью. Финал стихотворениязвучит несколькориторически, но в общем контексте поэзии С.Есенинаон воспринимаетсякак глубокоеи искреннее признаниеавтора.
В последниегоды жизниприходит кпоэту человеческаяи творческаязрелость. 1924—1925годы, быть может, наиболее зна­чительныпо тому, чтобыло им создано.С сентября1924-го по август1925-го Есенинпредпринялтри довольнодлительныепоезд­кипо Грузии иАзербайджану.В результатеэтих поездокродил­ся, в частности, удивительныйцикл стихов«Персидскиемотивы». Грузинскийпоэт ТицианТабидзе отмечал, что «… Кавказ, как ко­гда-тодля Пушкина, и для Есенинаоказался новымисточникомвдохновения.В отдалениипоэту пришлосьмногое передумать…Ончувствовалнаплыв новыхтем…». Укрупняетсямасштаб виденияпоэта. Егогражданскоечувство способновоспеть нетолько роднойрязанскийуголок, но всю«шестую частьземли» — боль­шуюРодину:
Я буду воспевать
Всем существомв поэте
Шестую частьземли
С названьемкратким «Русь».
ПоэзияЕсенина живетво времени, взываетк сопереживанию.Егостихи дышатлюбовью ковсему, «чтодушу облекаетв плоть». Земнаяпростота предметаизображенияпревращаетсяв высокую поэзию:
Каждый трудблагослови, удача!
Рыбаку —чтоб с рыбойневода.
Пахарю —чтоб плуг егои кляча
Доставалихлеба на года.
Поэтстремился кполноте бытия, отсюда родиласьэта жизне­любиваястрочка: «Оверю, верю, счастьеесть!» И дажеживопис­ностьмногих егопроизведений, особенно враннем творчестве, обусловленаэтой жаждойвключить всемногообразиеокружаю­щейжизни в свойпоэтическиймир. Есенинпостигаетглубинныезаконыжизни человекаи природы имудро благословляетвсе, что«пришло процвестьи умереть». Вего проникновенном«Счаст­ливтем, что я дышали жил» — щедраяблагодарностьмиру, на­полнившемудушу неиссякаемымивпечатлениями.
СергейЕсенин всегдажил и писал накрайнем напряжениидушевныхсил. Такова егоприрода. Преисполненныйлюбви к Родине, к человеку, природе, Есенинне щадил толькосебя. Дру­гогопути для художникаон не знал:
Быть поэтом— это значитто же,
Еслиправды жизнине нарушить,
Рубцеватьсебя по нежнойкоже,
Кровью чувствласкать чужиедуши.
Читатель, ощущая этущедрую самоотдачупоэта, покоряетсяэмоциональноймощи есенинскихстихов.
Сегодняпоэзию Есенинахорошо знаюти любят во всехрес­публикахнашей страны, во многих зарубежныхстранах. Такаяглубокорусская, с огромнойлирическойсилой воспевающаярод­нуюприроду, роднуюстрану —онаоказаласьдействительноин­тернациональной.И поэтому такорганичны словалитовскогопи­сателяЮстинасаМарцинкявичюсао русском поэте: «Есенин — чудопоэзии. И како всяком чуде, о нем трудноговорить. Чудонадопережить. Инадо в неговерить…»
Такимобразом, темародины в поэзииС.Есенина развиваетсяот безотчетной, почти по-детскиестественной привязанностик родному краюк осознанной, выдержавшейиспытания трудным временемперемен и переломовавторскойпозиции.