/>СергейЕсенин прожилкороткую жизнь(1895—1925), нов памятии сознаниинарода жив. Егопоэзия сталанеотъемлемойчастью духовнойкультуры нации.Есенин принадлежитк тем художникам, произведениямкоторых свойственнавеликая простота.Они понятнылюбому читателю.Стихи поэтавходят в душу, сливаются счувством любвик Родине.Быть может, именно эточувство нерасторжимойсвязи с роднойземлей и естьсуть есенинскогопоэтическогомира.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнцав водах лонных,
Я хотел бызатеряться
В зеленяхтвоих стозвонных.
Россияв сердце поэта, и оттого такпронзительнои звонко этопризнаниев любви к родномукраю! Один изпродолжателейесенинскойтрадициив современнойпоэзии, НиколайРубцов, в точныхи выразительныхстрочках передалэто качествотворчестваЕсенина:
Версты всепотрясеннойземли,
Все земныесвятыни и узы
Словно бнервной системойвошли
В своенравностьесенинскоймузы!
РодилсяЕсенин на Рязанщине, в привольнораскинувшемсясредишироких полейна крутом берегуОки селе Константиново.Но из рязанскойдеревни поэтуехал совсеммолодым, жилпотом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревнюприезжал времяот времени какгость.
Памятьдетства — «Родилсяя с песнями втравном одеяле»— питалакорни его поэзиии самой жизни.В одной изавтобиографийпоэтотмечает, чтоу него было«детство такоеже, как у всехсельскихребятишек»1.Оно оставилонеизгладимыйслед в еготворчестве.
Какхорошо,
Чтоя сберег те
Всеощущенья детскихлет.
Большуючасть жизниЕсенину сужденобыло провестив городе, только наездамибывал он в бесконечнодорогих местах, где прошлидетство и юность.Душа же осталасьнавечно привязаннойк отчемудому, роднойсемье, любимымрязанскимраздольям.Русскаяприрода, крестьянскийуклад, народноетворчество, великаярусская литература— вот истинныеисточники егопоэзии.Именно разлукас родной землейпридала егостихам о нейту теплотувоспоминаний, которая их отличает. Всамих описанияхприроды у поэтаесть та мера отстраненности, которая позволяетэту красотуострее увидеть, почувствовать.
Для поэтародная деревняв России — этонечто единое, родина для него, особеннов раннем творчестве- это преждевсего роднойкрай, родноесело, то, чтопозднее, ужена исходе XX века, литературные критики определиликак понятие«малой родины».С присущей С.Есенину лирическойсклонностьюодушевлятьвсе живое, всеокружающее его, он и к Россииобращаетсякак к близкомуему человеку:
Ой ты, Русь, моя родинакроткая,
Лишь к тебея любовь берегу…
Порой стихи поэта обретаютноту щемящейгрусти, в нихвозникаетчувство неприкаянности, лирическийгерой их — странник, покинувшийродную хижину, всеми отверженныйи забытый. Иединственное, что остается неизменным, что сохраняетвечную ценность- это природаи Россия:
А месяц будетплыть и плыть,
Роняя веслапо озерам…
И Русь всетакже будетжить,
Плясать иплакать у забора.
Именнонародныепредставленияо красоте идобре воплощеныв творчествеЕсенина. В егостихах поэзиясопутствуетчеловекуво всем — в нелегкомкрестьянскомтруде и в веселыхдеревенскихпразднествах.
О пашни, пашни, пашни,
Коломенскаягрусть,
На сердцедень вчерашний,
А в сердцесветит Русь.
Самаяприрода — средоточиекрасоты. Есенинчерпал поэзиюиз этойкладовой. Итрудно назватьдругого поэта, поэтическоевосприятиекоторого былобы так непосредственнои глубоко связанос миром роднойприроды:
Я попервому снегубреду,
В сердцеландыши вспыхнувшихсил.
Вечерсинею свечкойзвезду
Наддорогой моейзасветил.
Человеки природа слитыв мироощущениипоэта. У нихобщаяжизнь и общийудел. Природав лирике Есенинадействительноживая, наделеннаяразумом и чувством, способнаяоткликнутьсяна боли и радостичеловека.
Поэтическоевидение Есенинаконкретно, поэтому такзримы, звучныи многоцветныего стихи. Поэтсоздает гармоничныймир, где всесогласованои имеет своеместо:
Тихо, накорточках, впятнах зари
Слушаютсказ старикакосари…
Такаяяркая образностьможет бытьрождена толькоглубоким иистинным чувством.Есенин искали находил неожиданныеобразы, егоудивительныесравнения иметафоры приходили, как правило, из обыденнойкрестьянскойжизни: «вечерморозный, какволк, темно-бур»;«по равнинельется березовоемолоко»; «рассветрукой прохладыросной сшибаетяблоки зари».
Образникогда не былдля него самоцелью.Размышляя опоэтах, которые грешилиформотворчеством, он точно обозначилисточниких заблуждений:«У собратьевмоих нет чувствародины вовсем широкомсмысле этогослова, поэтомуу них так инесогласованновсе».
Есенинбыл наделен, как отмечалиедва ли не всеписавшие онем, исключительной, феноменальнойвпечатлительностью.Он открывалв привычномпрекрасное, одухотворялсвоим словомкаждодневное:
Выткалсяна озере алыйсвет зари.
На бору созвонами плачутглухари.
И эта жеповышеннаявпечатлительностьне позволялаему проходитьмимо чужогогоря, наделилаего Музу отзывчивостью, распространявшейсядействительнона все живое:
Не далиматери сына,Перваярадость невпрок. Ина колу подосиной Шкурутрепал ветерок.
Поройего поэтическиеоткровения, точность виденияпредставляютсячудом, рожденнымне человеком, а самой природой.Неслучайно М.Горькийв своем очеркео Есенине подчеркивалименноэту мысль: «Есенинне столькочеловек, сколькоорган, созданныйприродойисключительнодля поэзии, длявыражениянеисчерпаемой«печали полей», любви ко всемуживому в миреи милосердия, которое — болеевсего иного— заслуженочеловеком».
Да, природныйдар поэта огромен.Но было бы несовсем справедливосчитать Есенинанеким поющимна свирелибеспечнымдеревенскимпастушком, Лелем. Кстати, самому поэтувсегда былонеприятно такоетолкованиеего творчества.За каждым егопоэтическимозарениемстояла серьезнаялитературнаяработа. Есенинпришел в городне наивным«природнымчеловеком».Он хорошо зналклассическуюлитературу, свою поэтическуюродословнуювел от А. Кольцова.А в итоговойавтобиографии(октябрь 1925)подчеркивалогромное значениедля него Пушкина:«В смыслеформальногоразвития теперьменя тянет всебольше к Пушкину».Интерес к русскойклассике проснулсяу Есенина ещев периодучебы в Спас-Клепиковскойучительскойшколе. И позжев Москвена занятияхв народномуниверситетеШанявскогоон продолжилее углубленноеизучение. Особеннопоэт любилГоголя.И так же, какавтор «Вечеровна хуторе близДиканьки», Есенинне просто органическичувствовали помнил услышанныев детствесказки, песни, частушки, пои вдумчивоизучал устноенародноетворчество.Поэт училсяу народа, в фольклоревидел «узловыезавязи» образноговыражения мира.
Известно, что Есенинсобрал и записалчетыре тысячичастушек.Уже это былосвоеобразной, но, несомненно, живой и серьезнойпоэтическойшколой. В своеминтересе к этойформе народноготворчестваЕсенин былнеодинок. В товремя частушкаактивновходила впроизведенияБлока, Маяковского, Д. Бедного. В1918 году 107 частушекв записи Есенинапоявились настраницахмосковскойгазеты «Голос трудового крестьянства». А в 1920году он выпустилкнигу «КлючиМарии» — толкованиемиросозерцанияи творчестванарода.
Уже впервых юношескихстихах, появившихсяв печати в январе1914 года, Есенин— незаурядныйпоэт, так богатои свежо егопоэтическоечувство, такточно и выразительнообразное видение! Но его жизньв большой русскойлитературеначалась, пожалуй,9 марта 1915 года, после знаменательнойвстречи с А.Блоком. Есенин, начинающийпоэт, не случайнопришел именнок Блоку. Онхорошо зналтворчествосвоего старшегосовременникаи ощущалопределенноепоэтическоеродство с ним.Впоследствии, осмысляясвой путь вискусстве, Есенин точнообозначил кругсвоихинтересов ипоэтическихистоков: «Изпоэтов-современниковнравилисьмне большевсего Блок, Белый и Клюев.Белый дал мнемного в смыслеформы, а Блоки Клюев научилилиричности».Блок мгновеннопочувствовалсамобытныйзвонкий дар«молодогорязанскогопарня» и говорилс ним как с собратомпо перу. Он необучал и наставлял, а приглашалЕсенина ксоразмышлениюо творчестве, словно предвидятрудную поэтическуюсудьбу молодогопоэта: «… я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит некороткий, и, чтобы с негоне сбиться, надо не торопиться, не нервничать.За каждый шагсвой рано илипоздно придетсядать ответ, ашагать теперьтрудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».Блок делаетдля Есенина, быть может, самое необходимоеему в тот момент: помогает укрепитьсячувству уверенностив собственныхсилах и приближает, посредствомрекомендательныхписем в журналы, встречу есенинскихстихов со своимчитателем.
Читателипетроградскихжурналов, вкоторых одноза другим сталипоявлятьсястихотворенияЕсенина, былибуквальноошеломленыискренностьюего поэзии.Порыв к людям, близость кприроде, любовь к Родине, поэтизацияпростых человеческихчувств— эти настроенияи мысли, прозвучавшиев есенинскихстихах, покорилисовременников.До революциивышла всегоодна книгапоэта — «Радуница»(1916), но известностьЕсенина былаогромной.Современникиждали его новыхстихов, ониотносилиськ ним как кбеспримерномужизненномудокументу, обращенномуиадресованномунепосредственнок каждому читателю.Поэт стремительносокращал расстояниемежду автором, лирическимгероем и читателем.Отдавая себяцеликом начитательскийсуд, делясьсокровеннымичувствами, онс полным основаниеммог написатьвпоследствии:«… что касаетсяостальныхбиографическихсведений,—они в моих стихах».
ПоэзияСергея Есенинаглубоко патриотична.Уже в первыхстихахс беспощаднойискренностьювоспел он высокуюгражданскуюлюбовь к Родине:
Если крикнетрать святая:
«Кинь тыРусь, живи враю!»
Яскажу: «Не надорая,
Дайте родинумою».
Родина, в сущности, главная человеческаяи творческаятема поэта.Со всей неизбежностьюсыновняя любовьЕсенина кокружающемумиру переходитв большую любовьк Родине, еепрошломуи настоящему.ПоэтическоевосприятиеРодины поэтомтакже конкретнои непосредственно, как и изображениеим природы.В первую очередьэто крестьянскаяРусь, шири рязанскихполей, односельчане, близкие. Радостьот общения слюбимым краемне заслоняеткартин нелегкойкрестьянскойжизни.
Заглушилазасуха засевки,
Сохнет рожь, и не всходятовсы,
На молебенс хоругвямидевки
Потащилисьв комлях полосы.
Доскональноезнание крестьянскогобытия, чаянийсельских тружениковделает Есенинапевцом народа, Руси. Всей душойон желает, чтобы жизнькрестьян сталаболее радостнойи счастливой.В дореволюционнойРоссии поэтне может невидеть безотраднойзабитости иобездоленностидеревни («Крайты мой заброшенный, край ты мойпустырь»). Гневноне приемлетпоэт первуюмировую войну, несущую народуновые беды. Но, пожалуй, большевсего угнетаетсострадательнуюдушу ощущениебезысходностипроисходящего:
И Русьвсе так же будетжить,
Плясатьи плакать узабора.
Остроесоциальноевидение позволяетЕсенину воспринятьФевральскуюреволюцию вразвернутойисторическойперспективе.К дальнейшемуи более глубокомуобновлениюстраны призываетон впервом же своемпоэтическомотклике послефевраля 1917года:
О Русь, взмахни крылами,Поставьиную крепь!
С особымэнтузиазмомв «Небесномбарабанщике»поэт выразитсвое отношениек преобразующейсиле Октябрьскойреволюции.Ее подлиннонародный характер, масштаб социальныхизмененийне могут непривлечь к нейбунтарскуюдушу поэта.Даже егобогоборческиепоэмы тех лет«Преображение»,«Иорданскаяголубица»,«Инония», пронизанныерасплывчатымпониманиемреволюции, наивным представлениемо грядущем«крестьянскомрае», были все жеощутимым ударомпо старомумиру. ГолосЕсенина, воспевающегореволюцию, звучит в унисонс поэтическимгимном революциив поэме Блока«Двенадцать», с революционнымистихами Маяковскогои Д. Бедного.Рождаетсядействительноновая — советскаяпоэзия.
И, тем неменее, бессмысленно, да и не нужноотрицать сложностьи противоречивостьвосприятияпоэтом кореннойломки патриархальногоуклада жизни.Есенин в автобиографииотмечал: «Вгоды революциибыл всецелона сторонеОктября, нопринимал всепо-своему, скрестьянскимуклоном».
Размышленияо судьбахсовременногокрестьянстваприводят Есенинак истории. Онобращаетсяк крестьянскойвойне XVIIIвекаи создаетпронзительнуюдраматическуюпоэму о выдающемсявождекрестьянскихмасс ЕмельянеПугачеве. Стихиянародного бунтамощно выплеснуласьв строчках«Пугачева».Героя поэмыонрисует великимсострадальцемнародным бедствиям, но при этомисторическиобреченнымполитическимдеятелем.
В периодгражданскойвойны и первыепослевоенныегоды странапереживаетколоссальныеперемены, деревняпреобразуетсяна глазах.Неслыханнаяглубина перестройкивременамипугаетпоэта. Особеннозначительныэти колебанияв 1919—1920 годах.Деревня кажетсяему принесеннойв жертву чуждомугороду. Щемящезвучат строкипоэта в «Сорокоусте»:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель онне знает, чтоживых коней
Победиластальная конница?
И все-такиновое неотвратимозахватываетдушу поэта. Ончувствует, что патриархальныеустои уже немогут восприниматьсякак безусловноеи единственноеидеальноеначало. Времярождаетиные ценности.
До концапонять правомерностьи перспективностьсоциальногопереустройствастраны помогаетпоездка с женой, известнойамериканскойтанцовщицейАйседоройДункан, по странамЕвропыи СоединеннымШтатам Америки(1922—1923). Подлинныйпатриот, Есенин не можетбез боли видетьнеопровержимыесвидетельстватехническойотсталостиРоссии. В то жевремя он остропочувствовалубогость духовнойжизни Запада, всепоглощающуювласть денег.В сердце рождаетсягордость заграндиозностьпроисходящихна Родинереволюционныхпреобразований.В настроенияхпоэта происходитперелом, появляетсяустойчивоежеланиеоткрывать какбы заново собственнуюстрану:
Издательславный! В этойкниге
Я новым чувствампредаюсь,
Учусь постигнутьв каждом миге
КоммунойвздыбленнуюРусь.
/>СергейЕсенин — сынРоссии. Ее новь, социальныйвыбор большинстванарода становятсяродным и длянего. Поэтувнятно то, «очем крестьянскаясудачит оголь», он вполне разделяетрешениеодносельчан:«С Советскойвластью житьнам по нутрю».Прощаниесо старой деревнейнеизбежно:
ПолеваяРоссия! Довольно
Волочитьсясохой по полям.
Нищету твоювидеть больно
И березами тополям.
Как ощутимав этих строчкахболь за Россиюдуховнаяпреемственностьесенинскоготворчестварусской классике!
Беззаветностьчувства любвик Родине приводитЕсенина креволюционнойтеме. Появляетсяудивительныйреволюционныйэпос«Песнь о великомпоходе», написанныйв форме частушки.Онвоздает благодарнуюдань героямреволюции(«Баллада одвадцатишести», «Капитанземли» и др.), преклоняясьперед самоотверженнымиборцами завеликую идею, перед людьми, открывшимиРоссии новыегоризонты. Ихжизнь для поэта— пример гражданскогослужения Отчизне:
Я тем завидую,
Кто жизньпровел в бою,
Кто защищалвеликую идею…
Осмыслениереволюции исоциальныхпреобразованийв странедостигаетподлинногоисторизма впоэме «АннаОнегина» (1925).И в освоенииэтой темы Есенинснова в одномряду с Маяковскими Д. Бедным. В«Анне Снегиной»прозвучалиудивительноточные и выразительныеслова о Ленинекак действительнонародном вожде:
Дрожали, качались ступени,
Но помню
Под звонголовы:
«Скажи,
Кто такоеЛенин?»
Я тихо ответил:
«Он —вы»…
Революционнаятема в поэзииЕсенина объективновводилапоэтав общий с народомкруг, давалажизненнуюперспективу.Однакопоиск местав новой действительностиоказался длянего оченьсложным. Тоновое, что стакой художественнойсилой воплотилосьв его искусстве, с трудом утверждалосьв собственнойсудьбе.Новое принятои воспето, ногде-то в тайникахдуши прячетсятоска, поэтатяготит ощущениедушевной усталости:
Я человекне новый!
Что скрывать?
Остался впрошлом я однойногою,
Стремясьдогнать стальнуюрать,
Скольжу ипадаю другою.
Сложноскладываетсяи личная жизнь.Всегда окруженныйпоклонникамии друзьями, Есенин, в сущности, одинок. Горькаястрочкавырываетсяу него — «Ни вчьих глазахне нахожу приют»,—а как нуждаетсяон в «дружьейулыбке»! Всюжизнь Есенинмечтал о семье, о «своем доме».Семьи не получилось.Долгиегоды его бытбеспорядочен.Натуре поэтатакой образжизничужд. «С небывалойжестокостьюк самому себе»(П. Орешин)Есенин обнажаетсвои заблужденияи сомнения вцикле «Москвакабацкая». Неупоение разгуломв этих стихах, а мучительныефилософскиераздумья надсмыслом жизни, над собственнойсудьбой.
Он искалспасения от«мрачных сил, терзающих игубящих» вобразах роднойприроды, в обращениик дорогим емулюдям — матери, сестре, любимымженщинам, друзьям.В посланияхЕсенинапоследних летоткрываютсяновые возможностиэпистолярногостихотворногожанра, традиционногов русской литературе.Этапоэтическаяформа доверительногообращениянаполняетсяособойлирическойисповедальностьюи патриотическимзвучанием.За обликомдорогой емуженщины встает«иконный истрогий лик»Родины, любимаясестра сравниваетсяс березкой,«что стоитза родимымокном». Напряженнаяисповедь Есенина, во многихстихах обращеннаяк конкретномуадресату, оказываетсяобщезначимой.Из личногопереживаниявырастаетобщечеловеческое.Слияние личногои общественногов поэзии Есенинаприводит ктому, что в лирикеон выступаеткак поэт «сбольшой эпическойтемой», а в поэмах, особенно в«Анне Снегиной», полноценнозвучит еголирическийголос.
Знаменитыестроки «Письмак женщине»говорят нетолько осложностисудьбы поэта, но и о драматизмеистории:
Не зналивы,
Что я в сплошномдыму,
В развороченномбурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму—
Куда несетнас рок событий.
Действительно, в каждом образе, в каждой строкемы чувствуемобнаженноеесенинское«я». Для такойискренностинеобходимымудрость имужество. Есенинрвался к людям, погружениев себя,«пустыня иоткол» былидля него тупиком, творческими человеческим(об этом — одноиз его последнихпроизведений— трагическаяпоэма «Черныйчеловек», законченная14 ноября 1925 г.). Поэтнадеялся обрестиновую творческуюжизнь:
И пусть инаяжизнь села
Меня наполнит
Новой силой.
Как раньше
К славе привела
Родная русскаякобыла.
Поэты кругаС.Есенина тоговремени — этоН.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надеждыэти выраженыв словах Н.Клюева- близкого другаи поэтическогонаставникаС.Есенина: «Мужицкаяныне земля, /Ицерковь ненаймит казенный».В есенинскойпоэзии в 1917 году появляетсяновое ощущениеРоссии: «Ужсмыла, стерладеготь/ ВоспрянувшаяРусь». Чувстваи настроенияпоэта этоговремени очень сложны и противоречивы- это и надежды, и ожиданиясветлого и нового, но этои тревога засудьбу родногокрая, философскиераздумья навечные темы.Одна из них — тема столкновенияприроды и человеческогоразума, вторгающегосяв нее и разрушающегоее гармонию- звучит в стихотворенииС.Есенина«Сорокоуст».В нем центральнымстановитсяобретающееглубоко символическийсмысл состязаниемежду жеребенкоми поездом. Приэтом жеребеноккак бы воплощаетв себе всю красотуприроды, еетрогательнуюбеззащитность.
Паровоз жеобретает чертызловещегочудовища. Весенинском «Сорокоусте»вечная темапротивостоянияприроды и разума, техническогопрогрессасливается сразмышлениямио судьбах России. В послереволюционнойпоэзии С.Есенинатема родинынасыщена нелегкимидумами о местепоэта в новойжизни, он болезненно переживаетотчуждениеот родногокрая, ему труднонайти общийязык с новымпоколением, для которогокалендарныйЛенин на стене заменяет икону, а «пузатый»Капитал” — Библию. Особенногорько поэтусознание того, что новое поколениепоет новыепесни: «Поют агитки БедногоДемьяна». Этотем более грустно, что С.Есенин справедливозамечает: «Япоэт! И не четакаким-то тамДемьянам».
Поэтому такгорестно звучатего строки:«Моя поэзияздесь большене нужна, /Даи, пожалуй, самя тоже здесьне нужен». Нодаже желание слиться с новойжизнью не заставляетС.Есенина отказатьсяот своего призванияроссийскогопоэта; он пишет:«Отдам всю душуоктябрю и маю,/Но только лирымилой не отдам».
Сегоднянам, живущимв России, труднодо конца понятьсмысл этих строк, а ведьнаписаны онибыли в 1924 году, когда самоназвание — Русь- было едва лине запретным, а гражданамполагалосьжить в «Ресефесере».С темой родиныу С.Есенинасвязано пониманиесвоей поэтическоймиссии, своейпозиции «последнегопевца деревни», хранителя еезаветов, еепамяти. Однимиз программных, важным для понимания темыродины, у поэтастало стихотворение«Спит ковыль»:
Спит ковыль.
Равнинадорогая
И свинцовойсвежести полынь!
Никакаяродина другая
Не вольетмне в грудь моютеплынь.
Знать, у всеху нас такаяучасть,
И, пожалуй, всякого спроси-
Радуясь, свирепствуяи мучась,
Хорошо живетсяна Руси.
Свет луны, таинственныйи длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никтопод окрик журавлиньй
Не разлюбитотчие поля.
И теперь, когда вот новымсветом
И моей коснуласьжизнь судьбы,
Все равноостался я поэтом
Золотойбревенчатойизбы.
По ночам, прижавшиськ изголовью,
Вижу я, каксильного врага,
Как чужаяюность брызжетновью
На мои поляныи луга.
Но и все женовью той теснимый,
Я могу прочувственнопропеть:
Дайте мнена родине любимой,
Все любя, спокойно умереть”.
Стихотворениеэто датировано1925 годом, относитсяк зрелой лирике поэта. В немвыражены егосокровенныемысли. В строке«радуясь, свирепствуяи мучась» трудныйисторическийопыт, которыйвыпал на долюесенинскогопоколения.Стихотворениепостроено на традиционнопоэтическихобразах: ковылькак символрусского пейзажа и одновременносимвол тоски, полынь с еебогатой символикойи журавлиныйкрик как знакразлуки. Традиционномупейзажу, в которомолицетворениемпоэзии являетсяне менее традиционный«свет луны», противостоит«новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенныйпоэзии. И впротивоположностьему звучитпризнание лирическогогероя есенинскогостихотворенияв приверженности вековомудеревенскомуукладу. Особеннозначим у поэтаэпитет «золотой»:«Все равноостанусь япоэтом /Золотойбревенчатойизбы».
Он один изнаиболее частовстречающихсяв лирике С.Есенина, но обычно онсвязан с цветовымпонятием: золотой- то есть желтый, но непременнои с оттенкомвысшей ценности:«роща золотая»,«золотою лягушкойлуна». В этомстихотворенииоттенок ценностипреобладает: золотой нетолько цветизбы, сколькосимвол еенепреходящей ценности каксимвола уклададеревенскойжизни с присущейей красотой, гармонией.Деревенскаяизба — это целыймир, ее разрушение не искупаетсядля поэта никакойзаманчивойновью. Финал стихотворениязвучит несколькориторически, но в общем контексте поэзии С.Есенинаон воспринимаетсякак глубокоеи искреннее признаниеавтора.
В последниегоды жизниприходит кпоэту человеческаяи творческаязрелость. 1924—1925годы, быть может, наиболее значительныпо тому, чтобыло им создано.С сентября1924-го по август1925-го Есенинпредпринялтри довольнодлительныепоездкипо Грузии иАзербайджану.В результатеэтих поездокродился, в частности, удивительныйцикл стихов«Персидскиемотивы». Грузинскийпоэт ТицианТабидзе отмечал, что «… Кавказ, как когда-тодля Пушкина, и для Есенинаоказался новымисточникомвдохновения.В отдалениипоэту пришлосьмногое передумать…Ончувствовалнаплыв новыхтем…». Укрупняетсямасштаб виденияпоэта. Егогражданскоечувство способновоспеть нетолько роднойрязанскийуголок, но всю«шестую частьземли» — большуюРодину:
Я буду воспевать
Всем существомв поэте
Шестую частьземли
С названьемкратким «Русь».
ПоэзияЕсенина живетво времени, взываетк сопереживанию.Егостихи дышатлюбовью ковсему, «чтодушу облекаетв плоть». Земнаяпростота предметаизображенияпревращаетсяв высокую поэзию:
Каждый трудблагослови, удача!
Рыбаку —чтоб с рыбойневода.
Пахарю —чтоб плуг егои кляча
Доставалихлеба на года.
Поэтстремился кполноте бытия, отсюда родиласьэта жизнелюбиваястрочка: «Оверю, верю, счастьеесть!» И дажеживописностьмногих егопроизведений, особенно враннем творчестве, обусловленаэтой жаждойвключить всемногообразиеокружающейжизни в свойпоэтическиймир. Есенинпостигаетглубинныезаконыжизни человекаи природы имудро благословляетвсе, что«пришло процвестьи умереть». Вего проникновенном«Счастливтем, что я дышали жил» — щедраяблагодарностьмиру, наполнившемудушу неиссякаемымивпечатлениями.
СергейЕсенин всегдажил и писал накрайнем напряжениидушевныхсил. Такова егоприрода. Преисполненныйлюбви к Родине, к человеку, природе, Есенинне щадил толькосебя. Другогопути для художникаон не знал:
Быть поэтом— это значитто же,
Еслиправды жизнине нарушить,
Рубцеватьсебя по нежнойкоже,
Кровью чувствласкать чужиедуши.
Читатель, ощущая этущедрую самоотдачупоэта, покоряетсяэмоциональноймощи есенинскихстихов.
Сегодняпоэзию Есенинахорошо знаюти любят во всехреспубликахнашей страны, во многих зарубежныхстранах. Такаяглубокорусская, с огромнойлирическойсилой воспевающаяроднуюприроду, роднуюстрану —онаоказаласьдействительноинтернациональной.И поэтому такорганичны словалитовскогописателяЮстинасаМарцинкявичюсао русском поэте: «Есенин — чудопоэзии. И како всяком чуде, о нем трудноговорить. Чудонадопережить. Инадо в неговерить…»
Такимобразом, темародины в поэзииС.Есенина развиваетсяот безотчетной, почти по-детскиестественной привязанностик родному краюк осознанной, выдержавшейиспытания трудным временемперемен и переломовавторскойпозиции.