Тема: Роль антимонопольного законодательства в регулировании экономики
Содержание
Введение… 3
1. Сущность антимонопольной политикигосударства… 5
2. Правовое регулирование ограничениямонополизма в Украине 11
3. Сущность недобросовестной конкуренции… 14
Выводы… 23
Введение
Цельработы — рассмотреть роль антимонопольного законодательства в регулированииэкономики. Тема курсовой работы является актуальной в современных условиях.Антимонопольный контроль за экономической концентрацией и структурой рынка,направленный на предупреждение и устранение доминирующего положения субъектовпредпринимательской деятельности, является одной из важнейших сферантимонопольной политики, поскольку экономика Украины отличается высокойстепенью монополизма. Курсовая работа состоит из вступления, трех разделов,выводов и списка литературы.
Самойактуальной проблемой государственной экономической политики является ееспособность обеспечить условия стабильного экономического развития. Наиболееважная составляющая экономического развития — экономический рост. Поэтому цельюинтенсификации регуляторных усилий выступает максимизация объемов национальногопроизводства. Это – единственный путь для повышения уровня потребленияматериальных благ и удовлетворения, постоянно возрастающих человеческихпотребностей в рамках существующего технологического способа производства.Безусловно, проблематика экономического развития значительно шире, однако еерешение связано с четким определением потенциала существующих производственныхвозможностей, в Украине создана нормативная база по контролю за экономическойконцентрацией субъектов хозяйствования, в котором обосноновывается недопущениемонополизации товарных рынков или существенного ограничения конкуренции нарынке на законодательном уровне. Контроль за экономической концентрациейсубъектов хозяйствования на рынке закреплен в ст. 14, 15 Закона «Об ограничениимонополизма…», первая из которых регулирует контроль за созданием,реорганизацией (слиянием, присоединением), ликвидацией субъектовхозяйствования, а вторая — контроль за приобретением, передачей в арендуимущества. Это привело к обновлению правовой основы антимонопольного контроляза концентрацией. Повысить эффективность деятельности органов субъектовхозяйствования, которые осуществляются финансовыми посредниками на аукционах,фондовых биржах и иных организационно оформленных рынках является одной изосновных задач государственного регулирования экономики.
К 1995году была сформирована правовая база контроля за экономической концентрацией, ак 2000 году она была обновлена (однако обновление коснулось не всех нормативныхактов).
Нормы постановленияКабинета Министров Украины были конкретизированы в нескольких подзаконных ведомственныхнормативно-правовых актах, утвержденных приказами Антимонопольного комитета,основным из которых является Положение о контроле за экономическойконцентрацией, утвержденное в новой редакции распоряжением Антимонопольногокомитета Украины от 18.02.2000 г. № 31-р.
Всоответствии с законодательством Украины специальной целью антимонопольногоконтроля за экономической концентрацией субъектов хозяйствования являетсянедопущение монополизации товарных рынков или существенного ограниченияконкуренции на рынке.
Способомосуществления контроля за экономической концентрацией в Украине являетсяустановленное в законодательстве требование получения предварительного согласия(разрешения, согласования, выводов) органов Антимонопольного комитета наопределенные случаи концентрации Антимонопольный контроль за созданиемхолдингов, промышленно-финансовых групп, деятельностью инвестиционных фондов икомпаний имеет определенные особенности.
1. Сущность антимонопольной политики государства
Достаточнообширное антимонопольно-конкурентное законодательство характерно для развитых зарубежныхстран.
Именно законодательство, регулирующее экономическую конкуренцию,является одной из ключевых составляющих государственного регулированияэкономики. Например, в США основу антимонопольно-конкурентного законодательствасоставляют Закон Шермана (направленный на защиту торговли и промышленности отнезаконных ограничений и монополий) от 2 июля 1890 г., Закон Клейтона(дополняющий существующие законы против неправомерных ограничений и монополий,а также преследующий иные цели) от 15 октября 1914г. и Закон о Федеральнойторговой комиссии от 26 сентября 1914г. При этом наблюдается определеннаяспециализация в объектах правового регулирования данных нормативных актов. Воснову Закона Шермана положены наиболее характерные черты антитрестовского(антимонопольного) законодательства. В Законе Клейтона значительное вниманиеуделено понятию нечестных методов конкуренции. Закон о запрещении частной монополии и обеспечении честных сделокрегулирует развитие конкуренции в Японии; специальный раздел «Обантиконкурентной практике» содержит Ордонанс № 86-1243 от 1 декабря 1986 г. «Освободе цен и конкуренции» во Франции. К антимонопольно-конкурентномузаконодательству Германии относятся Закон против недобросовестной конкуренции,принятый 7 июня 1909г. (с последующими изменениями и дополнениями), Закон оснижении цен от 25 ноября 1933 г., Постановление о премиях от 9 марта 1932г., атакже Постановление о специальных продажах от 4 июля 1935г., которые исоставляют костяк классического немецкого конкурентного права. Украина с первых лет своего независимого развитиярассматривает создание предпосылок для развития состязательности в экономике ипротиводействие монополистическим злоупотреблениям как условия формированияразвитой рыночной экономики.
Формированиеэтих условий невозможно без создания правовой базы, адекватной новым экономическимусловиям. Современная система антимонопольно-конкурентного законодательствавключает в себя совокупность нормативных актов. Прежде всего, это КонституцияУкраины. Статья 42 Конституции устанавливает: «Государство обеспечивает защитуконкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотреблениямонопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции инедобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом». Вст. 92 Конституции закреплена необходимость исключительно законодательногоопределения правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования.
Принципыгосударственного регулирования находят свое отражение в специальной программе,которую разрабатывает Кабинет Министров Украины и утверждает Верховная РадаУкраины.
Первымзаконом, принятым в Украине с целью непосредственного правового обеспеченияразвития состязательности и предотвращения монополистических злоупотребленийстал Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестнойконкуренции в предпринимательской деятельности», принятый 18 февраля 1992г.Кроме того, систему антимонопольно-конкурентного законодательства Украинысоставляют законы Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О защите отнедобросовестной конкуренции»., «О защите экономической конкуренции». (Законвступает в силу через год после его опубликования, кроме пунктов, касающихсяобращения субъектов хозяйствования в органы Антимонопольного комитета Украины сзаявлением о предоставлении разрешения на согласованные действия, если такиедействия будут иметь место на день вступления в силу Закона). Некоторые нормыантимонопольного законодательства содержатся в других законах, в частности взаконах Украины «О предприятиях в Украине» и о «О предпринимательстве» судывправе обращаться как административные учреждения, так и компании, частные лица,считающие себя пострадавшими от нарушения принципа свободной конкуренции.
В СШАисполнительные органы власти, то есть практически все министерства и ведомства,осуществляют антимонопольную политику. Непосредственное же предотвращениеявлений монополизма возложено на Федеральную торговую комиссию иантитрестовский отдел Министерства юстиции. Однако имеет большое значение тотфакт, что все эти органы не могут самостоятельно пресекать нарушенияантимонопольного законодательства. Такая деятельность — исключительнаякомпетенция суда.
Федеральнаяторговая комиссия и антитрестовский отдел занимаются также профилактикойдействий, противоречащих конкуренции, контролируют соблюдение антитрестовскогозаконодательства правительственными органами. Остальные органы исполнительнойвласти в своей деятельности всемерно учитывают антимонопольный фактор.
Государственнаяполитика в сфере ограничения монополизма и содействия развитию конкуренцииосуществляется уполномоченными на это органами государственной власти, местногосамоуправления и органами административно-хозяйственного управления и контроля.Непосредственный государственный контроль за соблюдением антимонопольногозаконодательства, защитой интересов предпринимателей от недобросовестнойконкуренции осуществляет Антимонопольный комитет Украины в соответствии с егокомпетенцией. Это положение закреплено в ст. S Закона Украины «Об ограничениимонополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательскойдеятельности» от 18 февраля 1992 г., а также в ст. 2 Закона Украины «О защитеэкономической конкуренции» от 11 января 2001г.
В составАнтимонопольного комитета Украины входят его Председатель и десятьгосударственных уполномоченных. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 85)Председатель Антимонопольного комитета назначается на должность ПрезидентомУкраины с согласия Верховной Рады Украины. Государственный уполномоченныйАнтимонопольного комитета Украины является независимым в осуществлениивозложенных на него полномочий в отношении контроля за соблюдениемантимонопольного законодательства и при рассмотрении дел о его нарушении.
Антимонопольныйкомитет создает территориальные управления, то есть имеет право делегировать своиправа в отношении дачи предпринимателям и органам управления обязательных дляисполнения распоряжений. Территориальные отделения Антимонопольного комитетаУкраины созданы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве иСевастополе. Комитет и его территориальные отделения составляют систему органовАнтимонопольного комитета Украины.
Всоответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» основнымизадачами Комитета являются:
Дляразвития законодательства Украины, разъяснения порядка его примененияпредусмотрено принятие подзаконных нормативных актов. Решения по вопросамантимонопольной политики могут приниматься также органами местногосамоуправления, в пределах их полномочий, определенных законом.
Анализируясложившуюся систему государственного регулирования конкуренции за рубежомпрежде всего хотелось бы отметить, что в ее основе, как и в Украине, лежитсистема управления, которая включает в себяорганы, призванные осуществлять контрольно-управленческие функции.
Так, вСША система управления антимонопольной политикой включает: Конгресс,федеральные и местные суды, органы исполнительной власти. В обязанностиКонгресса входит разработка стратегических направлений антимонопольнойполитики, а также их корректировка в соответствии с изменяющимися условиямиразвития экономики. Одной из функций судов различных инстанций являетсяпризнание законности коммерческой практики той или иной корпорации. Ни одиндругой орган государственной власти этой прерогативой не обладает.
Явленияконкуренции и монополизма носят интернациональный характер. Поэтому органыгосударства, обеспечивающие антимонопольное регулирование в отдельно взятыхстранах, стремятся консолидировать свои усилия с целью обеспечениязаконодательного регулирования конкуренции на международных рынках. Реальнымвоплощением такой консолидации стали договоры, подписанные государствами ЕС 25марта 1957 г. и вступившие в силу после их ратификации государствами-членами 1января 1958 г. По месту их подписания они вошли в историю европейской интеграциипод названием «Римские договоры». Среди них Договор о ЕЭС стал главнымучредительным документом европейских сообществ.
ПравоЕвропейского сообщества влияет на законодательство против недобросовестнойконкуренции государств — участников Сообщества. В Договоре не дается понятияконкуренции. В то же время Договор определяет назначение разработки и осуществленияобщей политики конкуренции. Она состоит в необходимости гарантироватьнормальное развитие рыночных отношений, создании в рамках сообществ такогоединого внутреннего рынка, на котором обеспечивалось бы здоровое соперничествопредпринимателей. В частности, статьи 30 и 31 Договорапредусматривают ликвидацию правительственных барьеров на пути свободнойторговли. Правовая основа согласования национальных правовых систем заложенатакже в статьях 100 и 100а Договора о ЕЭС, предоставляющих полномочиягосударствам-участникам на унификацию правовых норм, имеющих значение длявнутреннего рынка.
Статья92.1 третьего раздела Договора о ЕЭС «Помощь, оказываемая государствами»закрепляет положение, согласно которому «за исключением случаев,предусмотренных настоящим Договором, является несовместимой с общим рынком, втой мере, в какой она затрагивает обмен между господарствами-членами, всякаяформа помощи, предоставляемая государствами или за счет государственныхресурсов, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию, благоприятствуянекоторым видам предприятий или некоторым видам продукции. При этом совместимойс общим рынком считается:
а)помощь социального характера, оказываемая индивидуальным потребителям при условии,что она предоставляется без дискриминации, связанной с происхождением товаров;
б) помощь,имеющая своей целью возместить ущерб, причиненный стихийными бедствиями иликакими-либо другими чрезвычайными событиями;
в) помощь,оказываемая некоторым районам ФРГ, пострадавшим от раскола Германии, в мере,необходимой для компенсации экономических минусов, причиной которых являетсяэтот раскол».
В то жевремя правовые системы различных государств акцентируют внимание и на решенииотдельных специфических вопросов, направленных на развитие конкуренции. Взаконодательстве Франции это выражается, в частности, в запрещении определенныхвидов коммерческой деятельности, например, продажи под премию. Запрещеннойконкуренцией считается также нарушение договорных обязательств о воздержании отконкуренции. В договор о продаже торгово-промышленного предприятия может бытьвключено условие о воздержании от конкуренции со стороны продавца. Подобногорода условия включаются в трудовые договоры, согласно которым служащийобязуется не допускать со своей стороны конкурентных действий по окончаниитрудового договора в отношении бывшего предпринимателя в течение определенноговремени и на определенной территории. Анализируяопыт стран ЕС, можно говорить не только о государственной политике в рамкаходной страны, но и о наднациональной регламентации процессов государственногорегулирования в рамках ЕС в целом. В настоящее время европейские государствапереживают новый виток интеграционных процессов. Так, 9—10 декабря 1991 г. вМаастрихте был подписан Договор о Европейском союзе. В то же времяинтерпретация многих его положений предполагает обращение к другим правовымактам, в частности к Парижскому и Римскому учредительным договорам.
Подписание14 июня 1994 г. в Люксембурге Соглашения о партнерстве и сотрудничестве междустранами ЕС и Украиной открыло новую страницу в отношениях ЕС и Украины.Основной целью Соглашения является обеспечение правовых основ длявзаимовыгодного экономического, социального, финансового, научно-техническогосотрудничества Украины и стран ЕС.
Конкурентноезаконодательство в разных странах имеет свои особенности. Общим является подходк регулированию конкурентных отношений в современных развитых странах. Все, чтосопровождает развитие экономики и полноценное удовлетворение потребностейлюдей, должно поощряться правом, а все, что не сопровождает это развитие, —ограничиваться или запрещаться правом. Следует особо подчеркнуть, чтогосударство решает поставленные задачи путем правового регулирования отношенийконкуренции. Приоритет права в регулировании процессов конкуренции и экономикив целом свидетельствует о стремлении большинства развитых стран к построениюправового государства. Украина в данном случае не является исключением.
2… Правовое регулирование ограничения монополизма в Украине.
Правовыеосновы пресечения злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентныхсогласованных действий и других нарушении антимонопольно-конку рентногозаконодательства в основном регулируются законами Украины «Об ограничениимонополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательскойдеятельности» от 18 февраля 1992 г. и «О защите экономической конкуренции» от11 января 2001 г— в иных случаях — с момента вступления в силу соответствующихдоговоров.
В ЗаконеУкраины «О защите экономической конкуренции» срок давности привлечения кответственности за нарушение законодательства о защите экономическойконкуренции составляет пять лет со дня совершения правонарушения, кромеправонарушений, касающихся не предоставления или несвоевременногопредоставления информации в органы Антимонопольного комитета Украины (ст. 42).Признаками рыночной власти являются: способность предпринимателя, неявляющегося единственным производителем (поставщиком) соответствующего товара,диктовать свои условия при продаже товара, заключении договора о поставке,навязывать потребителю невыгодные условия; способность предпринимателяпосредством монополизации рынка поставки производственных ресурсов ограничиватьконкуренцию, вытеснять с рынка других предпринимателей, которые производятсоответствующие товары с применением этих производственных ресурсов, илисоздавать барьеры вступления на рынок; способность предпринимателя сокращатьили ограничивать выпуск товаров и поставку их на рынок сбыта с целью полученияодносторонней корысти при купле или продаже товаров, при заключении договоров исоглашений о поставке товаров, а другие предприятия, являющиеся егоконкурентами, не способны компенсировать созданный дефицит товаров;способность предпринимателя повышать цены на товары и поддерживать их науровне, который превышает уровень, обусловленный конкуренцией на рынке (пункт 4Методики).
Всоответствии с законодательством Украины само по себе обладание субъектомхозяйствования монопольным положением не является противоправным. Таковымявляется лишь злоупотребление доминированием на рынке.
Всоответствии со статьей 4 Закона Украины «Об ограничении монополизма…»злоупотреблениями монопольным положением считаются:
—навязываниетаких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, илидополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том численавязывание товара, не нужного контрагенту;
—ограничениеили прекращение производства, а также изъятие из обращения товаров, которыепривели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на рынке либоустановлению монопольных цен; частичный или полный отказ от реализации илизакупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта,которые привели или могут при вести к созданию или поддержанию дефицита нарынке либо установлению монопольных цен;
—иныедействия, которые привели или могут привести к созданию препятствий доступу нарынок (выходу с рынка) других субъектов хозяйствования;
—установлениедискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих праваотдельных потребителей;
—установлениемонопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело илиможет привести к нарушению прав потребителей;
—установлениемонопольно низких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или можетпривести к ограничению конкуренции.
Переченьправонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным положением на рынке,расширялся в Законе, и если первоначально в законодательстве было указано 5нарушений, то затем их число возросло до 7. Однако при этом, несмотря нарасширение перечня правонарушений, этот перечень, как и в первоначальнойредакции Закона, является исчерпывающим.
Из-заотсутствия действенной конкуренции и эффективных средств правовой защитыпотребителей резко усиливается давление производителя (поставщика, продавца) напокупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в том числе приустановлении цен на продукцию. При монополии производства потребитель не можетреально осуществить право выбора производителя (продавца) и попадает вэкономическую зависимость от производителя-монополиста, который нечестными способамипытается воспользоваться своим монопольным положением.
Особенностьюэтого вида нарушения антимонопольного законодательства является осуществлениесубъектом хозяйствования, занимающим монопольное положение на рынке, такихдействий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции нарынке. Это, в частности, полз7чение прибыли, обусловленной неэффективностью деятельности или высокой производительностью, а неправомернымиспользованием им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание илиусиление такого положения посредством устранения с рынка конкурентов либоограничения их доступа на рынок.
ВУкраине злоупотребление монопольным положением на рынке являлось одним из самыхраспространенных нарушений антимонопольного законодательства на протяжениипоследних нескольких лет. По результатам рассмотрения дел об уклонении отсогласования концентрации, кроме применения вышеуказанных штрафных санкций,может быть также вынесено решение о восстановлении первоначального состояния, втом числе о продаже (возвращении) излишнего количества акций, паев, активов, орасторжении соглашения и о совершении иных действий по устранению либоизменению отношений контроля между отдельными субъектами хозяйствования.
3.Сущность недобросовестной конкуренции
Недобросовестнаяконкуренция нарушает права и законные интересы субъектов хозяйствования. Первыепопытки правового оформления понятия недобросовестной конкуренции относятся кконцу XIX в., когда во Франции этим понятием стали оперировать суды в целяхзащиты интересов предпринимателей, вступившихв конкурентную борьбу на рынке. Сэтого времени оно получило широкое распространение и стало общепринятым.
Понятиенедобросовестной конкуренции развивалось исторически. Профессор Г. К. Гине под недобросовестнойконкуренцией понимал «пользование принадлежащим каждому правом соревнования,которое сопровождается способами морально недопустимыми, понижающими деловуюпорядочность купцов в отношении друг к другу и подрывающими доверие к купцам состороны потребителей». Из этого определения нетрудно заключить, что уже тогда кнедобросовестной конкуренции относили именно недопустимые, противозаконныеметоды, а не действия, которые просто не удовлетворяют одну из сторон торговогооборота. В этом заключается ключевое положение в понимании поняти»недобросовестная конкуренция». Система зарубежного законодательства,направленного на пресечение недобросовестной конкуренции, развиваетсядостаточно динамично. Среди нормативных актов, регулирующих процесс пресечениянедобросовестных конкурентных действий, следует назвать Федеральный закон онедобросовестной конкуренции 1923 г. (в редакции 1980г.; Австрия); Закон № 14 опредотвращении недобросовестной конкуренции 1934г. (в редакции 1990г.; Япония);Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции 1952—1953гг. (в редакции1976 г.; Канада); Закон о запрещении недобросовестной коммерческой практики от20 ноября 1990г. (Венгрия); Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией от16 апреля 1993г. {введен в действие 8 декабря 1993г.), ст. 28 (с 1 января1995г.; Польша); Закон о запрещении недобросовестной конкуренции от 2 сентября1993г. (с 1 декабря 1993г.; Китай). Безусловно, данный перечень не являетсяисчерпывающим. В советском законодательствеположения, направленные на пресечение проявлений недобросовестной конкуренции,впервые появились в постановлении Совета Министров СССР «О мерах подемонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. (п. 2в). К нимотнесены такие действия, как введение в заблуждение потребителей (покупателей)относительно наименования изготовителя товара и его местонахождения, характераи способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товара;использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товарабез разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;использование или разглашение конфиденциальнойнаучно-технической, производственной или торговой информации. В Украинском законодательстве основы правового регулированияпресечения недобросовестной конкуренции первоначально были заложены в ЗаконеУкраины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренциив предпринимательской деятельности» Статья 7 этогоЗакона под недобросовестной конкуренцией подразумевала «неправомерноеиспользование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, атакже копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитацию, копирование,прямое воспроизведение товаров другого предпринимателя, самовольноеиспользование его имени; умышленное распространение неправдивых или неточных сведений,которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересамдругого предпринимателя; получение, использование, разглашение коммерческойтайны, а также конфиденциальной информации с целью причинения вреда деловойрепутации или имуществу другого предпринимателя». В настоящее время понятие, виды недобросовестной конкуренции,ответственность за совершение недобросовестных конкурентных действий и правовыеосновы защиты от недобросовестной конкуренции определены Законом Украины «Озащите от недобросовестной конкуренции» Согласно ст. 1 этого Законанедобросовестной конкуренцией «являются любые действия в конкуренции,противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям впредпринимательской деятельности». 8 ЗаконеУкраины «О защите экономической конкуренции» законодательство о защите отнедобросовестной конкуренции определено как составная часть законодательства озащите экономической конкуренции. В то же время наметившаяся ранееобособленность законодательства о защите от недобросовестной конкуренциипродолжает сохраняться, поскольку подавляющая часть Закона Украины «О защитеэкономической конкуренции» посвящена предупреждению и пресечению монополистических злоупотреблений, а не регулированиювопросов пресечения недобросовестной конкуренции. Таким образом, данный Закон разграничивает законодательство, регулирующеезащиту субъектов хозяйствования от недобросовестной конкуренции, иантимонопольное законодательство.
ВоФранции, в отличие от Украины, специального закона о пресечении недобросовестнойконкуренции, нет. Различные виды актов недобросовестной конкуренции, условияответственности и санкции за это правонарушение разрабатываются судебнойпрактикой. Примерный перечень актов недобросовестной конкуренции,сгруппированный по признаку однотипности действий, направленных противконкуренции, включает: незаконное использование чужой репутации; использованиенезаконных коммерческих приемов; дискредитация конкурентов; дезорганизацияпредприятия конкурента. Во многих судебных и научныхисточниках подчеркивается трудность точного и всеобъемлющего определенияпонятия недобросовестной конкуренции во французском праве. В частности,указывается, что в качестве недобросовестной конкуренции должныквалифицироваться любые действия, состоящие в использовании обманных средств вэкономическом соперничестве. При этом подчеркивается, что недобросовестнаяконкуренция является необходимым дополнением к правовой регламентации любоговида промышленной собственности. Отсутствиечетких формулировок является особенностью мировой практики при определениипонятия недобросовестной конкуренции. Зачастую оно является чрезвычайно широкими размытым, что дает значительный простор для его толкования национальнымисудебными системами за счет применения таких широко используемых выражений, как«добрые нравы», «добрая совесть», «честные обычаи гражданского оборота». Так, вШвейцарии согласно ст. 2 Закона о недобросовестной конкуренции преследуется«всякое поведение или коммерческая практика, вводящие в заблуждение иликаким-либо иным образом противоречащие обычаям торговой практики или имеющиеместо в отношениях между конкурирующими субъектами или в отношениях субъектовкоммерческой деятельности с клиентурой».
Подобныекритерии используются также в законодательстве других стран, в частности вГермании и Румынии.
Германия,в отличие от Франции, относится к странам, в которых действует специальноезаконодательство в области пресечения недобросовестной конкуренции. Статья 1Закона о пресечении недобросовестной конкуренции определяет, чтонедобросовестной конкуренцией являются действия, совершаемые в деловом оборотев сфере конкурентных отношений и нарушающие при этом добрые обычаи.
Своеобразнымявляется правовое регулирование недобросовестной конкуренции в США. Для Акта оФедеральной торговой комиссии, также как и для Закона Шермана, характернанеопределенность основных юридических терминов и конструкций. Закон, вчастности, не расшифровал понятия «нечестные методы конкуренции».
Важностьвопроса об ответственности в механизме пресечения недобросовестных конкурентныхдействий обусловлена тем, что санкции, закрепляемые нормами, определяютпоследствия, наступающие за несоблюдение и нарушение этих норм, выполняя вопределенной мере функцию повышения защищенности субъектов хозяйствования от недобросовестнойконкуренции.
Всоответствии с зарубежным и национальным законодательством совершениенедобросовестных конкурентных действий влечет за собой различные видыответственности: хозяйственно-правовую, гражданско-правовую, уголовную иадминистративную. Однако в разных государствах соотношение использования техили иных ее видов, как и выбор этих видов, различны.
Различнои размещение норм, предусматривающих ответственность в нормативных актах тойили другой страны. Так в Австрии, Германии, Швейцарии, Японии соответствующиенормы закреплены в законах о пресечении недобросовестной конкуренции, в товремя как в Италии они предусмотрены уголовными кодексами и специальнымизаконами.
ВУкраине ситуацию можно охарактеризовать как пограничную. Нормы, предусматривающиеответственность за недобросовестную конкуренцию, заложены как в специальномзаконе («О защите от недобросовестной конкуренции»), так и в различныхкодексах. Хозяйственно-правовая ответственность предусмотрена статьями 21, 25 и26 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Данные статьипредусматривают, что в случае нарушения правил конкуренции Антимонопольныйкомитет Украины вправе принять решение о наложении штрафа (ст. 21), изъятиитоваров и копий изделий другого хозяйствующего субъекта (ст. 25), опровержениинеправдивых, неточных и неполных сведений (ст. 26). За совершение указанныхдействий хозяйственный суд вправе изъять незаконно полученную прибыль.
Пока неясно, каким образом соотносятся нормы об ответственности, закрепленные в ЗаконеУкраины «О защите экономической конкуренции», с нормами, закрепленными в ЗаконеУкраины «О защите от недобросовестной конкуренции». Исходя из содержаниязаключительных положений нового закона, они носят обособленный характер.
Однако,несмотря на приоритеты, в большинстве стран, среди которых и Украина, приопределении виновности того или иного субъекта анализируется относительнооднотипный круг вопросов. В Японии санкции за недобросовестную конкуренциюподразделяются на три вида: возмещение причиненного вреда, запрет дальнейшегоправонарушения и восстановление деловой репутации истца. Можно говорить, что вделе возмещения вреда истец должен доказать вину ответчика в форме умысла илинеосторожности. Размер причиненного ущерба исчисляется, как правило, исходя изприбыли, полученной ответчиком в результате своих противоправных действий.
Взарубежном законодательстве одним из распространенных способов восстановленияделовой репутации истца является публикация ответчиком так называемогоизвинительного письма в средствах массовой информации.
ВоФранции, помимо обычных условий ответственности (виновное действие, вред и причинно-следственнаясвязь), для возложения ответственности за недобросовестную конкуренциютребуется специальное условие — конкурентная ситуация.
Вина принедобросовестной конкуренции проявляется прежде всего в недобросовестностиповедения правонарушителя. Критерием определения такого поведения служатобычаи, установленные в каком-либо спектре предпринимательства. Иногда речьидет о противоречии правилам торговой порядочности или торговому этикету(лояльности). При установлении вреда судыруководствуются общими принципами: подлежащий возмещению вред должен бытьдостоверным и прямым. Однако их применение в области ответственности занедобросовестную конкуренцию имеет свои особенности, поскольку допускаетсяналичие вероятного (будущего, возможного) вреда.
ВГермании вопрос об установлении вины зависит от вида иска, предъявляемого всуде. Так, иски о прекращении противоправного действия, запрете дальнейшегоправонарушения, публикации судебного решения разрешаются независимо от виныправонарушителя, в силу самого факта правонарушения. В таких случаях такженеобязательно наличие вреда, поскольку он может наступить для потерпевшеготолько в будущем. В то же время в делах о возмещении вреда для примененияответственности необходимы все условия, в том числе вред и вина (в форме умыслаи неосторожности). Специальным условием ответственности за многиенедобросовестные конкурентные действия, как и во французском законодательстве,выступает наличие конкурентных отношений между истцом и ответчиком.
Встранах англосаксонской системы права круг условий ответственности определенболее детально, применительно к отдельным правонарушениям.
ВУкраине, как и в ряде европейских стран, за совершение противоправных действийпротив конкуренции, наряду с гражданско-правовой и хозяйственно-правовой,предусмотрена также уголовно-правовая ответственность. Она наступает всоответствии со статьями 231 и 232 Уголовного кодекса Украины в случаенеправомерного сбора, разглашения и использования коммерческой тайны.
ВГермании такой вид ответственности применяется в строго определенных случаях заправонарушения, относящиеся к недобросовестной конкуренции. Большинствопредусмотренных уголовных правонарушений — это дела по частному обвинению, тоесть дела, возбуждаемые только по ходатайству потерпевшего. Темне менее деломожет быть возбуждено и органами уголовной юстиции, если они считают этоцелесообразным вследствие особого общественного интереса.
Польскимзаконодательством предусмотрена уголовная ответственность за недобросовестнуюконкуренцию (за разглашение или использование для собственных целей информации,являющейся производственным секретом, копирование внешнего вида изделия спомощью технических средств, воспроизведение или выпуск такого изделия воборот, умышленное введение клиентов в заблуждение, если такие действияпричиняют существенный вред предпринимателю). Наличие существенного вредаявляется при этом обязательным условием наступления ответственности. В Японии уголовно-правовым санкциям посвящены статьи 5 и 5-2Закона № 14. В соответствии со ст. 5 предусмотрена ответственность в видетюремного заключения на срок до 3 лет или штрафа до 200 тыс. иен. Следуетотметить, что уголовно-правовые санкции в Японии, в отличие от большинствазарубежных стран, играют важную роль в пресечении недобросовестной конкуренции.
Особенностьюукраинского законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции являетсятакже значительное распространение, по сравнению с рядом европейскихгосударств, административной ответственности. Административная ответственность,предусмотренная ст. 23 Закона, устанавливается путем наложения на субъектхозяйствования административного взыскания за совершение действий, определенныхнастоящим Законом как недобросовестная конкуренция. Административнуюответственность предусматривает ст. 164 Кодекса Украины об административныхправонарушениях, в которой указаны виды административных нарушений и размерыштрафных санкций.
ЗаконодательствомУкраины, наряду с понятием «недобросовестная конкуренция», применяется понятие«недобросовестная реклама». В отличие от недобросовестной конкуренции,пресечение которой регулируется Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»,недобросовестная реклама определяется Законом Украины «О рекламе».Недобросовестная реклама — это реклама, которая вследствие неточности,недостоверности, двузначности, преувеличения, умолчания, нарушения требований вотношении времени, места и способа распространения, а также иных требований,предусмотренных законодательством Украины, вводит или может ввести взаблуждение потребителей рекламы, причинить вред лицам и государству. Согласност. 10 Закона Украины «О рекламе» недобросовестная реклама, как инедобросовестная конкуренция, запрещена.
Необходимымэлементом состава правонарушения «недобросовестная реклама», в отличие от«недобросовестной конкуренции», является возможность причинения вреда лицам илигосударству. Вместе с тем недобросовестная конкуренция и недобросовестнаяреклама имеют много общего. Достаточно сказать, что до принятия Закона Украины«О защите от недобросовестной конкуренции» недобросовестная реклама входи всостав действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией. При этом долнедобросовестной рекламы в общем числе правонарушений, квалифицировавшихся какнедобросовестная конкуренция, составляла в среднем более 50 процентов.
Выводы
Такимобразом, проведенное исследование о роли антимонопольного законодательства вгосударственном регулировании экономикой показало, что правовые основыпресечения злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентныхсогласованных действий и других нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства в основномрегз’лируются законами Украины «Об ограничении монополизма и недопущениинедобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» от 18 февраля1992г. и «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001г — в иныхслучаях — с момента вступления в силу соответствующих договоров. Конкурентноезаконодательство в разных странах имеет свои особенности. Общим является подходк регулированию конкурентных отношений в современных развитых странах. Все, чтосопровождает развитие экономики и полноценное удовлетворение потребностейлюдей, должно поощряться правом, а все, что не сопровождает это развитие, —ограничиваться или запрещаться правом. Следует особо подчеркнуть, чтогосударство решает поставленные задачи путем правового регулирования отношенийконкуренции. Приоритет права в регулировании процессов конкуренции и экономикив целом свидетельствует о стремлении большинства развитых стран к построениюправового государства. Украина в данном случае не является исключением.
Правовыеосновы пресечения злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентныхсогласованных действий и других нарушении антимонопольно-конкурентногозаконодательства в основном регулируются законами Украины «Об ограничениимонополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательскойдеятельности» от 18 февраля 1992 г. и «О защите экономической конкуренции» от11 января 2001 г— в иных случаях — с момента вступления в силу соответствующихдоговоров.
В соответствиис зарубежным и национальным законодательством совершение недобросовестных конкурентныхдействий влечет за собой различные виды ответственности: хозяйственно-правовую,гражданско-правовую, уголовную и административную. Однако в разных государствахсоотношение использования тех или иных ее видов, как и выбор этих видов,различны.
Литература
1. ЗАКОН УКРАЇНИ Про Державний бюджетУкраїни на 2007рік. Праця і зарплата. №1, 2007. С.3-11.
2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф.Макроэкономика: Учебник. -М.э 2000.
3. Башнянин Г. Політична економіка. К.:Нікацентр, Ельга, 2000.
4. Гальчинський А. Основи економічнихзнань. К.: Вища школа, 1999.
5. Мочерний С. Основи економічноїтеорії. К.: Знання, 2000.
6. Мельникова В.І., Климова Н.І.Макроекономіка. — К., 2004.
7. Основи економічної теорії:політекономічний аспект. За ред. Климка Г. К.: Знання, 2004.
8. Політична Економія. За ред… д.е.н.Башнянина Г.І., Навчальний посібник. Видавець СПД ФО В.М. Піча « Магноліяплюс», Львів-2006.
9. Экономика Украины №6, 2006, стр.31-40
10.Хозяйственныйкодекс Украины — Харьков: Одиссей, 2004. — 252 с.