Роль Центрального Банка России в условиях рыночной экономики

Содержание
ВведениеГлава 1. Сущность, функции и операции центральных банков1.1. Сущность центральных банков, их структура
1.2 Основные цели и функции ЦБ РФ в условиях рыночной экономикиГлава 2. Актуальные проблемы развития банковской системыРоссии в связи с мировым финансовым кризисом и роль ЦБ РФ в его преодолении2.1 Денежно-кредитная политика Банка России в условияхрыночной экономики
2.2 Роль Банка России вусловиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Сегоднятермин центральный банк, что называется, «на слуху». В прессе и потелевидению мы постоянно слышим сообщения вроде: «ЦБ собирается ограничитьвыдачу ипотечных кредитов физическим лицам», «ЦБ обвинил банктакой-то в отмывании грязных денег, что повлекло за собой его ликвидацию»,«ЦБ увеличил золотовалютные резервы страны на столько-то процентов», «ЦБвыпустил в обращение купюры нового образца», «ЦБ проводит политикуукрепления национальной валюты». Судя по всему, Центральный банк, или какего еще называют центробанк – это нечто значительное и могущественное.
И,действительно, это так. В большинстве стран властные полномочия ЦБ и сфера еговлияния весьма широки. Сегодня весь мир с жадностью ловит каждое слово главыцентробанка самого могущественного государства – Алана Гринспена. От того,какое направление своей политики изберет ФРС (центробанк США), зависит какбудет развиваться американская экономика. А значит и всего мира. Непредвиденноеизменение учетной ставки Гринспеном не раз приводило к обвалу валютных курсов ифондовых индексов в Токио, Сингапуре, Сеуле, Лондоне, Франкфурте-на-Майне иПариже.
Целью даннойработы является изучение роли Центрального БанкаРоссии в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели необходимопроанализировать и решить следующие задачи: сущность центральныхбанков, их структуру, функции и операции центральных банков в условиях рыночнойэкономики, особенности денежно- кредитной системы в России

1. Сущность,функции и операции центральных банков
1.1 Сущностьцентральных банков, их структура
Возникновениецентральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии вруках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческихбанков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитногоорудия обращения. ЦБможет называться по-разному, это мало меняет его суть. Он может именоватьсянародным — Народный банк Китая, государственным — Государственный банкВьетнама, эмиссионным или резервным — Федеральная резервная система США,национальным — Национальный Банк Украины, федеральным — Немецкий федеральныйбанк. Может быть просто Банком Англии — главное, в названии подчеркиваетсяособое место этого учреждения в жизни страны.
Центральныйбанк не всегда является стопроцентно государственным банком. Например, в США,Италии, Швейцарии государство не владеет ЦБ вообще, а в Бельгиигосударственными являются 50% ЦБ, в Японии — 55%.
Такимобразом, Центральный банк — банк-посредник между государством и реальной экономикойчерез остальные банки, фактически — орган регулирования, сочетающий черты банкаи государственного ведомства. У ЦБ есть свои важные функции, которые былисформированы исторически и инструменты, которые должны быть закреплены за ним взаконодательном порядке.
Центральныйбанк — важнейшая часть государственной машины, его состояние сигнализирует оздоровье экономики, а функционирование должно происходить скоординировано сдругими государственными институтами.

1.2 Основныецели и функции ЦБ РФ в условиях рыночной экономики
Центральныебанки разных стран выполняют примерно одинаковые функции, которые условно можнообъединить в следующие группы:
1)организация, проведение и регулирование денежного обращения;
2)обслуживание счетов правительства;
3) банковскоеобслуживание коммерческих банков;
4) надзор иконтроль за деятельностью коммерческих банков;
5) валютноерегулирование и валютный контроль.
Еслирассматривать ЦБ с бухгалтерской стороны, то к его активам можно отнестизолотовалютные резервы страны, кредиты, выданные ЦБ правительству икоммерческим банкам, государственные облигации. К пассивам — депозитыкоммерческих банков в ЦБ (обязательные резервы и дополнительные депозиты);наличные деньги, которые ЦБ выпустил в обращение; счета казначейства, которыеобслуживает ЦБ, капитал ЦБ.
1) БанкРоссии участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а,значит, и всей страны в целом. Председатель Банка России или, по его поручению,один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также прирассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой,кредитной и банковской политики может принимать участие в заседанияхГосударственной Думы.
2) БанкРоссии консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпускагосударственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственногодолга.
3) БанкРоссии по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, всефинансово-значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений иинструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими ифизическими лицами. Уставный капитал и иное имущество Банка России являютсяфедеральной собственностью (статья 2 Закона). Данное положение, как ни однодругое, позволяет вести разговоры о так называемом «государственномстатусе» Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом.В соответствии с Налоговым кодексом РФ Банк России уплачивает налоги и сборы. Доминированиецелей налогово-бюджетной политики над целями денежно-кредитной политикиобъясняет, почему Банк России регулярно показывает провальные результаты сточки зрения удержания инфляции. Заниженные показатели инфляции позволяютМинфину получать внеплановые налоговые поступления, а вина за провал плана поинфляции ложится на плечи Центрального банка.
В соответствии со статьёй 3 закона «О центральном банке РФ(Банке России)» целями ЦБ признаются защита и обеспечение устойчивостирубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного ибесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли неявляется целью его деятельности. Согласно пункту 2 статьи 75 Конституции РФосновной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита иобеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от другихорганов государственной власти. С неё-то мы и начнём.
Защита иобеспечение устойчивости рубля. Это самая «важнейшая» функцияЦентробанка, которая ставится агитаторами во главу угла всякий раз приупоминании данного учреждения. По своему содержанию она формирует такое широкорастиражированное ныне понятие, как противодействие инфляции.
Развитиебанковского сектора. Другая, не менее значимая функция ЦБ РФ, которую он упорноне желает осуществлять, — развитие банковской сферы. Сегодня ни для кого несекрет, что коммерческих банков в России катастрофически не хватает. Не хватаеткак в центре, так и на периферии. На периферии особенно. Что делаетгосударство? Правильно – создаёт центральное ведомство, которому и препоручаетзадачу увеличения численности коммерческих учреждений. Что делает ведомство?Правильно – раздувает численность своего собственного чиновничьего аппарата(Банк России вот уже несколько лет подряд лидирует по количеству своих служащихсреди всех прочих центральных банков) и наращивает филиальную сеть банков сосвоим участием, в которых для того, чтобы снять даже скромную (по меркам той жеАмерики) сумму, необходимо подавать заявку заблаговременно.

2. Актуальные проблемы развития банковской системы России всвязи с мировым финансовым кризисом и роль ЦБ РФ в его преодолении
2.1Денежно-кредитная политика Банка России в условиях рыночной экономики
банкнотныйэмиссия банковский кризис
Сегодня центральные банкипредпринимают неординарные эксперименты с денежно-кредитными инструментами ипытаются вытянуть экономику из финансового кризиса любыми средствами.
Банк России стоит на перепутье. Повсей видимости, 2009 год станет переломным в определении приоритетовденежно-кредитной политики. В «Основных направлениях единойгосударственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011годов», одобренных Центральным банком в октябре 2008 года, обозначенпереход к режиму таргетирования инфляции. Несмотря на кризис, никто принятоерешение не отменял — напротив, руководство банка России заявило о своейверности модному режиму. Однако, изъясняясь в любви к инфляционномутаргетированию, Центральный банк не утрудил себя объяснить нашим гражданам,какие выгоды оно принесет и насколько подходит под особенности нашей экономики.
Тем не менее решение принято, ивласти всякий раз не устают подтверждать его незыблемость. Правда, для чистотыэксперимента в законодательство о центральном банке потребуется внестиизменения, ведь во всех странах — приверженцах нового режима — ценоваястабильность законодательно обозначена как конечная цель деятельностицентрального банка. В нашей Конституции, в 75-й статье, утверждается, что вовсене стабильность цен, а «защита и обеспечение устойчивости рубля»является основной целью Банка России. Разумеется, никто референдум по изменениюКонституции проводить не собирается. По этой причине руководство Банка Россиипредпочитает говорить, что инфляционное таргетирование — исключительнотехническое изменение в денежно-кредитной политике, не требующее никаких «телодвижений»со стороны законодателей.
Вопрос о том, чем должен заниматьсяБанк России, усугубляется Федеральным законом «О Центральном банке».В статье 3 помимо защиты и обеспечения устойчивости рубля сформулированы ещедве цели: развитие и укрепление банковской системы, а также обеспечение эффективногои бесперебойного функционирования платежной системы. Это как гоняться за двумязайцами: в сложные времена официальные цели Банка России противоречат другдругу.
Банк России, следуя европейскойманере антикризисной политики, влил в банки ликвидности почти на 3 трлн рублей,а потом пытался защищать курс рубля. Итог известен — перевод ликвидности ввалюту и обесценение рубля. Таким образом, за что в конечном счете долженотвечать банк России — в нашей стране с полной уверенностью не сможет ответить никто.Де-факто перед ним всегда стояло множество противоречивых целей — и курс рублязащищать, и инфляцию подавлять, и банки спасать, и экономический ростподдерживать.
Однако, предоставив «фору»традиционным отраслям, правительство сделало стратегическую ошибку: началораздавать бюджетные ресурсы, в результате чего бюджет вместо нулевого сальдогрозит получить в 2009 году дефицит в 10% ВВП. Размер государственной поддержкичастному сектору экономики в 2 трлн рублей оказался равен приросту выплат повнешнему долгу в связи с девальвацией. Если бы государство позволило бысамостоятельно «выплывать» из кризиса предприятиям, то девальвациястала бы похожа на «игру с нулевой суммой». Однако решения обеспрецедентной государственной поддержке привели к тому, что девальвацияпревратилась в игру с проигрышами для всех сторон. И бюджет дефицитен, иэффективность господдержки остается под вопросом. Сегодня Банк России обязуетсястабилизировать бивалютную корзину на отметке 41 рубль, что соответствует курсуприблизительно 36 рублей за доллар. Выбранный уровень действительно позволяетсбалансировать текущий счет платежного баланса. Достигается это в основном засчет импорта. Экспорт сырья в физическом выражении мало чувствителен к курсурубля, что говорит о том, что в период нефтяного процветания рост держался засчет вздутия цен на энергоносители. Девальвация рубля не привела кстимулированию экспорта. Напротив, ввоз иностранных потребительских товаровсократился, что и позволило сбалансировать текущий счет. Хотя данные поторговому балансу запаздывают на квартал, моделирование показывает, что исходяиз текущих нефтяных цен и реального эффективного курса рубля торговое сальдостабилизируется на положительной отметке в 8-10 млрд долларов в месяц (рисунок3). Однако будет ли этого достаточно для правительства? При сбалансированномтекущем счете экономический рост будет в лучшем случае нулевой. Прогнозы ростареального ВВП включают только печальные сценарии (рисунок 4): -2,2%(Минэкономразвития), -0,7% (МВФ), -1,2% (Банк Москвы) и др. — по возрастающей.Вопрос заключается в том, должен ли Банк России обеспечить нейтральнуювнешнеторговую позицию, или он должен также способствовать экономическомуросту? Вопрос скорее институционально-политический, ответ на который зависит отвлияния правительства на Банк России.
Если отвечать на него, исходя изпредыдущего опыта, то для стимулирования роста Банку России предстоит ещеобесценить рубль от стабильных уровней, достигнутых в феврале 2009 года.Конкурентные девальвации в других странах и инфляция «съедают»положительные эффекты нашей девальвации. Если мы хотим вернуться кэкономическому росту на уровне первой половины 2000-х годов (до 4%), когданефть в среднем стоила «всего» 31 доллар за баррель, то рубльцелесообразно обесценивать, пока его эффективный реальный курс не придет всоответствие с предыдущими ценами на нефть (рисунок 5). Новый равновесный курсрубля может составить 40-42 рубля за доллар (таблица). Конечно, это условноеравновесие, которое зависит от инфляции, поведения других валют и цен на сырье.И в дальнейшем оценки справедливой цены рубля должны пересматриваться, чтоподразумевает регулирование границ валютного коридора. Возможно, что границыкоридора целесообразно пересмотреть в апреле, когда будет известна статистиказа первый квартал и будет возможно оценить эффекты девальвации. Аргументомпротив продолжения девальвации может быть стабилизация девальвационных иинфляционных ожиданий, которые оказывают серьезное влияние на рубль. Переход наполностью плавающий курс рубля, что предлагают некоторые экономисты и чтонеобходимо для полноценного таргетирования инфляции, невозможен по несколькимпричинам. Период финансовой нестабильности и экономического спада является несамой благоприятной средой для самоустранения Банка России с валютного рынка. Влюбом случае свободное плавание рубля не позволит сохранить международныерезервы из-за выплат по внешнему долгу. Вне зависимости от того, какой режимвалютного курса будет выбран, плавающий или фиксированный, резервы будут идти напогашение внешних долгов.
Кроме того, в условиях нестабильностисвободное плавание приведет к гиперреакции валютного рынка. На примере Исландиии Украины, где валюты обесценились вдвое после того, как центральные банки ушлис валютного рынка, можно увидеть, что делают с курсом спекулянты и паникующеенаселение. Наконец, макроэкономические условия должны отвечать требованиямустойчивого плавания. В частности, сбалансированный бюджет, устойчивыйбанковский сектор, невысокая внешнеторговая открытость, низкая инфляция и пр. — все это позволяет сохранять стабильный валютный курс даже в условиях плавания.В настоящее же время макроэкономические условия не соответствуют требованиямустойчивого плавания.
Укрепление рубля, которое можетначаться, по различным причинам (вхождение России в состав ОПЕК, рост цен нанефть, восстановление нормальной работы международного финансового рынка,долларовый кризис и др.), в среднесрочной перспективе позволит Центральномубанку отказаться от целевых ориентиров валютного курса и перейти к плаванию.Однако оно будет представлять собой «квазиплавание» в рамках широкогокоридора, размах которого будет превышать 15 рублей.
Политика Банка России, по всейвидимости, станет напоминать политику ряда центральных банков в ВосточнойЕвропе, которые хотя и перешли на инфляционное таргетирование, в то же времядолжны поддерживать стабильный обменный курс к евро, рассчитывая на скороевхождение в состав Еврозоны. Когда рубль войдет в «квазиплавание», аденежно-кредитная политика окажется без номинального якоря (ранее им былвалютный курс), встанет вопрос о том, посредством чего денежные власти намеренырегулировать макроэкономическую конъюнктуру. Инфляционное таргетированиепредполагает управление денежным рынком через процентные ставки. Готов ли кэтому Банк России? Вплоть до последнего времени он игнорировал потребностимежбанковского рынка, обходясь либо формальными мерами по его поддержке(компенсация части убытков по межбанковским кредитам крупнейшим банкам), либоопирался на госбанки, предоставляя им наибольший объем ресурсов. Властямнеобходимо создавать условия институционального характера, способствоватьповышению глубины и ликвидности рынка, добиваться роста эффективностипроцентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковскогосектора, развивать межбанковский рынок и макроэкономический анализ. Несмотря нато что все эти задачи официально провозглашены, никаких конкретных шагов дляподготовки таргетирования инфляции не предпринимается, а программы перехода нановый режим не существует.
Если намерения ввести таргетированиеинфляции озвучиваются всерьез, то работа должна вестись по несколькимнаправлениям:
· повышениенезависимости денежно-кредитной политики в плане самостоятельного назначенияцелевых ориентиров, которые не должны заимствоваться из планов Министерствафинансов или Минэкономразвития и быть реалистичными и достижимыми;
· расширениетранспарентности деятельности Банка России (финансовая отчетность Центральногобанка, публикация стенограмм и протоколов совета директоров, комитета поденежно-кредитной политике и комитета банковского надзора, обнародованиеоперативных прогнозов инфляции, ключевых макроэкономических и финансовыхиндикаторов, а также прогноза ставок Центрального банка, раскрытиеэкономико-математического инструментария и др.);
· повышениеэффективности денежного рынка (создание централизованного электронногомежбанковского кредитного рынка, ликвидация региональных диспропорций ииерархической структуры межбанковского рынка, развитие сегментов рынка с большейсрочностью);
· развитиепроцентной политики (назначение целевых процентных ориентиров, подгонкаденежно-кредитного инструментария для их достижения, сужение коридорапроцентных ставок);
· увеличениеответственности Центрального банка за промахи в достижении целевых ориентировинфляции (в настоящее время Банк России не несет никакой ответственности, еслиего цели остались невыполненными).
2.2 Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисныемеры
В актуальныезадачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с деятельностью БанкаРоссии, входят:
— снижениериска инфляционного давления в конце 2010 – начале 2011 года;
—предотвращение неадекватного ценообразования на финансовые активы вследствиеизбыточной ликвидности в банковском секторе;
— избежаниегиперреакции валютного курса рубля;
— и, наконец,устранение риска безответственного поведения участников рынка.
Всякийрегулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия наразъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего — рыноквоздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынкаиспытывают доверие к регулятору. Однако похоже, что Банк России являетсяисключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будетделать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранитьмолчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях,когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менеецентральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий вусловиях неопределенности собственных действий: «веерные» диаграммы,сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр. Банк России остается встороне от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнемуполагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результатеэкспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежныевласти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисныхмер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним ивозможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.
Что можнопредложить денежным властям и чего ожидать от них в свете предстоящегосворачивания антикризисной политики? В конце 2009 года на встрече министровфинансов и управляющих центральных банков стран G-20 были приняты международныерекомендации, касающиеся exit policy. В целом они носят достаточно общийхарактер и ориентированы прежде всего на фискальную консолидацию и сокращениедефицита бюджета, а также прекращение действия нестандартных инструментовденежно-кредитной политики. В развивающихся странах и России масштабыантикризисной политики, как и сам кризис, были скромнее, и денежным властям непотребуется разрабатывать изощренные программы завершения антикризисных мер.Тем не менее exit policy в России затронет процентную политику и измененияденежно-кредитного инструментария.
В течениекризиса 2008–2009 годов процентная политика Банка России пережила несколько фазразвития. Осенью 2008 года регулятор произвел экстренное снижение процентныхставок по инструментам рефинансирования для повышения ликвидности в банковскомсекторе и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре2008 – феврале 2009 года ему пришлось пойти на временное повышение процентныхставок для противодействия оттоку капитала и атаки на курс рубля. С апреля 2009года по настоящее время Банк России осуществляет снижение процентных ставок длястимулирования кредитной активности и экономического роста.
В свете завершенияантикризисных мер процентная политика Банка России сталкивается с рядомсреднесрочных задач. К ним относятся:
— поддержаниетекущего экономического восстановления;
— плановоеснижение инфляции до 5–6%;
— поддержаниеприемлемой волатильности эффективного курса рубля; снижение процентных ставокпо кредитам.
В то же времяБанку России при принятии решений о процентных ставках необходимо обращатьвнимание на несколько рисков. В конце 2010-го и в 2011 году может возникнутьугроза роста инфляции из-за возобновления положительного сальдо текущего счетаи роста расходов федерального бюджета, которые традиционно возрастают к концугода. Кроме того, реализуя политику низких ставок, Банк России должен учитыватьвозможность формирования финансовых «пузырей» и накопления избыточнойликвидности в банковском секторе.
Ожидается,что в середине 2010 года денежный рынок достигнет «дна» процентныхставок. Для Банка России это будет сигналом к необходимости пересмотрапроцентной политики. Однако в целом процентная политика не может бытьпредопределена до конца 2010 года по ряду причин. Во-первых, Банк России непридерживается формальных правил денежно-кредитной политики, которыепредпочитают некоторые центральные банки за рубежом. Во-вторых, процентнаяполитика во многом ориентируется на курсовую политику. Ставка рефинансированияобладает чувствительностью как к процентным ставкам ведущих иностранныхцентральных банков, так и к курсу рубля. В результате процентная политикадрейфует вслед за ценами на беспоставочные валютные форварды. По всейвидимости, регулятор предпочтет инерционное поведение. Ставка рефинансированиябудет снижаться с запаздыванием, так и не достигнув оптимального «дна»летом 2010 года (которое оценивается в 6,5–7%). По всей видимости, нампредстоит увидеть еще пару снижений ставки на 0,25% в месяц, и на этом эпопеясмягчения процентной политики завершится. Цена инерционного поведения будетсостоять в укрепляющемся рубле и слабом экономическом восстановлении.
Идет многоразговоров о том, что ставка рефинансирования не может быть адекватно снижена всвязи с угрозой инфляции во второй половине 2010 года. Однако нужно иметь ввиду, риск инфляции проистекает не из-за снижения процентных ставокЦентрального банка, а из-за возможного быстрого восстановления мирового спросана сырьевые товары. Это, в свою очередь, приведет к существенному притоку денегв российскую экономику и росту совокупного внутреннего спроса, а такжеувеличению цен в «неторгуемых» секторах с наименьшим уровнемконкуренции. Низкие процентные ставки выступают не главным фактором инфляции.
Как нистранно, финансовый кризис значительно ускорил модернизацию денежно-кредитнойполитики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие как аукционыбеззалоговых кредитов и временные гарантии по межбанковским сделкам. Впоследующем они могут оказаться востребованными при возникновении новыхпериодов финансовой нестабильности. Во-вторых, произошла перенастройка целевыхоперационных ориентиров денежно-кредитной политики. Стоимость бивалютнойкорзины стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось.В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертнымсообществом, что добавило понимания денежно-кредитной политики и определенностирыночным ожиданиям. Антикризисные меры, таким образом, приблизилипреобразования денежно-кредитной политики, связанные с более свободнымкурсообразованием рубля и повышением эффективности процентной политики, которыев последующем позволят реализовать инфляционное таргетирование.
Все эти изменениядолжны быть подкреплены адекватной информационной политикой. Ее цель должнасостоять в предотвращении дестабилизации финансового рынка в связи снепредсказуемостью сворачивания антикризисной поддержки. В задачиинформационной политики Банка России в ходе завершения антикризисных мер должнывходить:
— управлениеожиданиями изменения ставки рефинансирования; сглаживание колебаний процентныхставок денежного рынка;
—предотвращение шоков на рынке облигаций (фондовый риск);
— минимизацияпроцентного риска банков; помощь банкам в управлении риском ликвидности.
Банку Россиицелесообразно принять информационный меморандум о завершении антикризиснойполитики, который в общих чертах определял бы предстоящие задачи и мерыденежных властей.
Кроме того,положительно воспринималось бы обнародование плана завершения антикризисных мерс объяснением критериев завершения каждой операции; публикация укрупненногографика со сроками и последовательностью поэтапного завершения антикризисныхмер; раскрытие прогнозов изменения ставки рефинансирования и инфляции в формевеерных диаграмм без четких обязательств Банка России (для минимизациипроцентного риска и риска ликвидности в банковском секторе). В случае успешнойреализации информационной политики Банк России сможет добиться несколькихрезультатов. В их числе снижение неопределенности будущего и предсказуемостьпредстоящих событий для участников рынка, минимизация риска обвала и паники,рост доверия к политике Банка России и рост понимания действий денежныхвластей.

Заключение
Независимо отсценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствованиемеханизма обязательного резервирования, включая механизм усреднения, инормативной базы, применяемой при формировании банками обязательных резервов.Банк России продолжит политику, направленную на снижение общего уровняобязательных резервных требований по мере увеличения спроса на деньги состороны экономических агентов.
В областиполитики обязательных резервных требований Банк России будет продолжатьиспользовать обязательные резервные требования в качестве прямого инструментарегулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагается сохранитьтенденцию к относительному снижению обязательных резервов кредитныхорганизаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения.
Такимобразом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована наобеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способностинациональной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньевроссийской банковской системы

Списокиспользованных источников
1. Методология основных принциповэффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору(Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. — 19 апреля 2009г.- №23.
2. Федеральный закон «О банках ибанковской деятельности» — текст, комментарий / Под общ. ред. ЛубенченкоК.Д. — М.: 2000.
3. Федеральный закон от 10 декабря2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» //Вестник Банка России. — 29 декабря 2003г. — №71.
4. Федеральный закон от 10 июля 2002г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 июля 2002г. — №28. — Ст.2790.
5. Федеральный закон от 2 декабря1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомостисъезда народных депутатов РСФСР. — 6 декабря 1990г. — №27. — Ст.357.
6. Федеральный закон от 23 декабря2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 декабря2003г. — N 52.
7. Приказ ЦБР от 11 сентября 1997 г.N 02-394 «О введении в действие Инструкции „О порядке осуществлениянадзора за банками, имеющими филиалы“ // Вестник Банка России. — 2009. — №59.
8. Заявление Правительства РФ и ЦБРот 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 „О Стратегии развитиябанковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года“ //Вестник Банка России. — 13 апреля 2005г. — №19.
9. Письмо ЦБР от 31 января 2003 г.№04-15-3/371 „Об эксперименте по внедрению в надзорную практику институтакураторов кредитных организаций“ // Вестник Банка России — 5 февраля2003г. — №7.
10. Положение о Комитете банковскогонадзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004г., протокол N 21) // Вестник Банка России. — 25 августа 2004г. — №51.
11. Вишневский А.А. Банковское право.Краткий курс лекций. — М.: Статут. — 2004.
12. Отчёт о развитии банковскогосектора и банковского надзора в 2007г.
13. Кредитные организации в России:правовой аспект / Отв. ред. Е.А. Павлодский. — М.: 2010г.
14. Тадеев А.А. Банковское право. — М.: 2009
15. Правовое регулирование банковскойдеятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие. М., 2007.
16. Ерпылева Н.Ю. Банковскоерегулирование и надзор: новеллы российского законодательства //Законодательство и экономика.-2005.-№3, 4.
17. Калантырский Д.Я. Путисовершенствования правового регулирования банковского надзора в РоссийскойФедерации // Юридическая работа в кредитной организации — №1 — 2008 г.
18. Ларина Л. Мегарегулятор: Festinalente // Банковское дело в Москве. — №9. — 2009 г.
19. Мурычев А.В. Банковский надзор:каким ему быть? // Деньги и кредит. — 2007. — №4.
20. Риск-менеджмент, банковскийнадзор и Базель II: „pro“ и „contra“ банкиров // Банковскоедело в Москве — №9 — 2005г.
21. Смирнов И.Е. Подготовлензаконопроект о мегарегуляторе финансовых рынков // Управление в кредитнойорганизации. — №6. — 2006 г.