Министерство образования Российской Федерации
Архангельское Высшее
педагогическое училище
(педагогический колледж)
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ФИГУРАХ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По методике математического развития
Содержание
Введение
Глава 1. Роль дидактических игр и упражнений в развитии
1.1 Значение дидактических игр и упражнений. Представления о геометрических фигурах
1.1.1 Значение дидактических игр и упражнений вовсестороннем развитии дошкольников
1.1.2 Значение дидактических игр и упражнений в умственномразвитии дошкольников
1.1.3 Значение дидактических игри упражнений в математическом развитии дошкольников
Глава 2. Игра как средство развития формы усвоенияпредставлений о геометрических фигурах
2.1 Классификация дидактическихигр
2.2 Структура дидактических игр
2.3 Требования к подбору и использованию дидактических игри упражнений
2.4 Методика организации и проведения дидактических игр иупражнений
2.5.1 Организация дидактической игры во ii младшей группе
2.5.2 Организация дидактическихигр в средней группе
2.5.3 Организация дидактических игр в старшей группе
2.5.4 Организация дидактических игр в подготовительнойшколе группе
Вывод
Глава 3. Экспериментальное подтвержение эффективностииспользования игр в развитии представлении о геометрический фигурах
3.1 Констатирующий эксперимент № 1
3.2 Констатирующий эксперимент № 2
3.3 Критерий оценок
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Последние годы тесно связаны с социально-экономическимипреобразованиями в обществе. На фоне этих событий меняется отношение квоспитанию и обучению. Сегодня, в эпоху компьютеризации, жизнь во всех еепроявлениях становится разнообразнее, сложнее. Все чаще от человека требуютсяне шаблонные, привычные действия, освещенные многовековыми традициями, аподвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решениюбольших и малых задач.
Организатором и руководителем процесса воспитания и обученияв д/с является воспитатель. Потребности нынешнего времени требуют от негоперестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поискановых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностейнервной системы и способности к усвоению знаний, активного использованиянаучных достижений в области педагогики и психологии.
А.В. Запорожец называл игру специфически детскойдеятельностью, а Л.С. Выгодский считал игру «девятым валом» вразвитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Без концаповторяет, что игра — ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именнопоэтому ведущая, что в ней, как отмечал А.Н. Леонтьев, «развиваются новыепсихологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательныймотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника- нет интереса к учебе у школьника» (15, 84).
Игра и учеба — это две разные деятельности, между нимиимеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской,что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подходк любой деятельности методами взрослого человека. Она недооцениваеторганизаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок,между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получаетсяничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». (9,11). Вкачестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная формадеятельности — учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте.К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно бытьинтересным, занимательным, но никогда — не развлекающим. (9,11).
Необходимость использования дидактической игры как средстваобучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещене потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детейидет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные снедостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественнонепроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психическихпроцессов.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическаяигра во многом способствует преодолению трудностей.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры,подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка». (9, 13).
Современные условия характеризуются гуманизациейпознавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших егокачеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этойзадачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитаниюдетей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, этоозначает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучениедолжно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственнойдеятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно,должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитаниядетей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения ивоспитания детей, в частности, дидактические игры.
Эта тема меня заинтересовала, и целью данного курсовогоисследования является на основе изучения психолого-педагогической литературы ипроведения собственных исследований доказать и подтвердить, что именнодидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучениядетей, в частности в формировании у них элементарных математическихпредставлений.
Объект исследования: процесс развития представлений огеометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние дидактических игр и упражненийв развитии представлений о геометрических фигурах.
Глава 1. Роль дидактических игр и упражнений вразвитии1.1 Значение дидактических игр и упражнений. Представленияо геометрических фигурах1.1.1 Значение дидактических игр и упражнений вовсестороннем развитии дошкольников
Основы всестороннего развития личности будущего гражданиназаключаются в первые годы жизни ребенка, в дошкольном детстве. Психолого-педагогическиеисследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут бытьсформулированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемыхобъектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейшихсвязей и их взаимозависимости.
У дошкольников формируются нравственные представления обережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам трудавзрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, оположительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственныхкачеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
Многие дидактические игры вызывают у детей интерес к трудувзрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают приизготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбираютиллюстративный, природный материал, изготовляют карточки, фишки, коробки,настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибут дляигры, они потом бережнее к ним относятся. Это является хорошим средствомвоспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
В воспитании эстетических качеств дидактический материалдолжен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Яркие,красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желаниеиграть с ними.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызываетхорошее самочувствие и, вместе с тем, требует определенного напряжения нервнойсистемы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенноважны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается иукрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается наумственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, кизобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
Многие дидактические игры формируют культурно-гигиеническиенавыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всесообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
Игра незаменима как средство воспитания правильныхвзаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение ктоварищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать вбеде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию- совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческойфантазии, яркой, проникновенной передаче образа.1.1.2 Значение дидактических игр и упражнений вумственном развитии дошкольников
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительноезначение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезнаяформа воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего», — говорилаН.К. Крупская. (18,5).
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающееособенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.
Очень велико значение дидактической игры для умственноговоспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками уребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складываяматрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер,форму, цвет и другие признаки предметов.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит внеразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражатьсвои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. Вречи формируется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается сосознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Развивающие игры идидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, каканализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон;сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либопризнаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение,мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровнеоперирования представлениями или словами, т.е. во внутреннем плане. Такимобразом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применятьсвои знания в разных условиях.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольниковинтерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия,преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышаетспособность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогаетбыстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важнымсредством подготовки детей к школе.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессыощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомлениедошкольников с цветом, формой величиной предмета позволяет создать системудидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных насовершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Такжеони развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируетсяправильность звукопроизношения, развивается связная речь, умение правильновыражать свои мысли.
Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет,проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействуетумственному и общему развитию.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобынаучить детей самостоятельно рассказы о предметах, явлениях в природеобщественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использованияродовых, видовых понятий, например: «Назови одним словом» или «Назовитри предмета».
Таким образом, в процессе многих игр развивается мышление. Например,в игре «Угадай, что мы задумали!» ребенок должен суметь так поставитьвопрос, чтобы другие дети ответили только двумя словами: «да» или«нет». Кроме того, в процессе игры активизируется речь: при общениидетей в игре, при решении спорных вопросов. Также в игре развиваетсяспособность аргументировать свои утверждения, доводы.1.1.3 Значение дидактических игр и упражнений вматематическом развитии дошкольников
Для умственного развития детей существенное значение имеетприобретение ими математических представлений, которые активно влияют наформирование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира ирешения разного рода практических задач.
Дидактические игры математического характера позволяют нетолько расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей околичестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и вовремени.
Содержание игры способствует проявлению и становлению интересак познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов иявлений окружающего мира.
В результате освоения практических действий дети познаютсвойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и иххарактерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразиегеометрических форм.
Выполнение дидактических игр вызывает у детей живойестественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, аглавное — освоению способов познания.
Глава 2. Игра как средство развития формы усвоенияпредставлений о геометрических фигурах2.1 Классификация дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации ивзаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущивсем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
В разных сборниках указано множество дидактических игр, ночеткой классификации, группировки игр по видам еще нет.
Дидактические игры:
1) Классические 2) Развивающие 3) Логико — 4) Сюжетно-
Система игр математическое математические дидактические наразвитие развлечение:
сенсорных
способностей.
5) Обучающие
Для воспитания и обучения дошкольников элементарнымматематическим представлениям существуют математические игры. Эти игры нетребуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируютсятакие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такиезадачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольниковпростейших логических структур мышления и математических представлений.
Логико-математические игры позволяют развивать мыслительныепроцессы, память. Они способствуют развитию таких операций как классификация,группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета и т.д.
Обучающие игры — игры активизируют скрытые интеллектуальныевозможности детей, развивают их. Эти игры предназначены для формированияопределенных логических структур или для подготовки к усвоению определеннойматематической идеи. Можно заметить, что некоторые наиболее сложные из задач,решаемых детьми, в процессе игровой деятельности, заставляют порой задуматься ивзрослых. Большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессеигровой деятельности, — явно выступающая особенность обучающих игр, поэтому онидолжны сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущимметодом.
Развивающая игра, которая является активной и осмысленнойдля ребенка деятельностью (он добровольно и охотно включается в игру). Новыйопыт, приобретенный в игре, становится его личным достоянием. Развивающие игрыучат действовать «в уме», развивают воображение, творческиевозможности, формируют такие качества как самоконтроль, организованность,дисциплинированность.
Развивающие игры — игры нового типа, моделирующие самтворческий процесс, создающий свой микроклимат, помогающий развитию интеллекта.В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения — отпростого к сложному — с очень важным принципом деятельности. Эти игры могутдать толчок для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Заданияразвивающих игр создают условия, которые опережают развитие способностей.
А.И. Сорокина разработала иную классификацию дидактическихигр (18, 16):
Дидактические игры:
1) Игры — 2) Игры — 3) Игры-
путешествия поручения предположения:
4) Игры-загадки 5) Игры-беседы
(игры-диалоги)
Игры-путешествия. Это целевое движение куда-то, зачем-то. Этоможет быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства ивремени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «несходя с места» — путешествие мысли, воображения.
Эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествиеотражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное,простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — черезинтересное. Се это происходит в игре, в игровых действиях, становится близкимребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придатьпознавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить вниманиедетей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряютвнимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодолениетрудностей и достижение успеха.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовностиответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что иигры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. Воснове их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игры-предложения «Что было бы …?» или «Что быя сделал …», «Кем бы хотел быть и почему?». Эти игры требуютумения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. Игры,в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, чтодети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое.Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Онииспользовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключаетсяочевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадка, загадывание и отгадываниерассматриваются как вид обучающей игры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способыпостроения логических задач различны, но все они активизируют умственнуюдеятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимостьсравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственноготруда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общениевоспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общениеимеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Воспитательчасто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не толькосохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.
Детям нужно сделать открытие или в результате чего-то узнатьновое, а это в то же время активизирует эмоционально-мыслительные процессы. Игра-беседавоспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, детей, воспитывает бытьсосредоточенным, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Развивающие игры:
1) Восприятие
2) Речь и
3) Внимание
4) Память
мышление
цвета формы
качеств
величины
Игры, развивающие восприятие цвета. Осознанное,целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Тольковзрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить разнообразие цветовыхтонов, сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Задачи этих игротличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнениецветовых тонов выполняет вспомогательную роль и не осознается ребенком. Оченьважно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтомузнакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и спривлекательными для них предметами (полоски цветной бумаги, цветные коробочки,игрушки, окрашенные в чистые тона, разноцветные карандаши, флажки и т.д.).
Игры, развивающие восприятие формы. Восприятие формыпредметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Ребенканужно учить восприятию и выделению формы, начиная с младшей группы детскогосада. Играя, малыш осваивает рациональные приемы обследования формы руками иглазами. В процессе этих игр дошкольники осваивают геометрические фигуры.
Игры, развивающие восприятие качеств величины. У детейнеобходимо развивать умение воспринимать величину предметов путем сравнения подлине, ширине, высоте. Знакомство осуществляется на занятиях с использованиемраспространенных игровых приемов. В дополнение к этим приемам можноиспользовать игры на развитие восприятия величины и ее признаков при помощиигрушек, трафаретов, различных карточек. В играх ребенок осваивает рациональныеприемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Игры, формирующие целенаправленное внимание. Необходимоеусловие любой игровой, учебной, познавательной деятельности является внимание. Безустойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, нивыполнение им заданий воспитателя, поэтому детям необходимо своевременно помочьнаучиться управлять своим вниманием.
Игры, развивающие речь и мышление. Речь и мышление — двапсихических процесса, неразрывно связанные друг с другом. Усвоение значенияосновных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношенияпредметов, происходит при помощи увлекательных игр. Дети сравнивают предметы посовокупности признаков. Игра учит рассуждать и делать выводы.
Игры, развивающие память. Дети не рождаются с готовойпамятью, она развивается постепенно с развитием ребенка, и если у детей слабаяпамять, то это означает, что взрослые не уделяли ребенку должного внимания. Основнымусловием развития памяти является запоминание, а затем припоминание чего-либоребенком. При помощи игр у детей возникает необходимость в преднамеренномзапоминании и передаются рациональные приемы осмысленного запоминания иприпоминания средства овладения своей памятью.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежитвзрослому. Очень важно, чтобы педагог обладая эмоциональным общением с детьми,умел вовлечь в игру, мог дать четкую формулировку обучающей задачи, постоянноактивизировал умственную деятельность ребенка. Только при этих условиях игрыбудут способствовать развитию памяти у детей.
Интеллектуальные дидактические игры направлены прежде всегона развитие элементарных мыслительных операций, формирование общейинтеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованностьмыслительного процесса. Дидактические игры формируют способность находить впредмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов спротивоположными свойствами.
Классификация дидактических игр по Д.В. Менджерицкой (13, 19).
Дидактические игры (в зависимости от материала)
1) Игры с предметами
2) Настольно-печатные
3) Словесные игры
Игры
Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к они основанына непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать свещами и таким образом знакомиться с ними. В младшем дошкольном возрасте игры сигрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятияи мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать иправильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, показывают цветныешарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определенного цвета.
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, нов этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержаниенастольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомятдетей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами,фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонныхявлениях природы, о различных профессиях. Настольно-печатная игра хороша в томслучае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны снепосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперироватьпредставлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка,т.к в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, неполагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Помимо речевогоразвития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаетсяэмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываютсябыстрота реакции, умение понимать юмор.
2.2 Структура дидактических игр
Структура дидактических игр:
1) Дидактическая
2) Игровая
3) Игровые
4) Правила игры
5) Результат задача действия
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливообнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру какформу обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры — дидактическая игра,которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задачподчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания напроцессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяетсявоспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача,осуществляемая детьми в игровой деятельности. В отличие от прямой постановкидидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется черезигровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровая задача и познавательная направленность предстоящегоигрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесноммешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назоветпредметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игрычерез осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решенияобнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра можетвыполнить функцию обучения и, вместе с тем, будет развиваться как игроваядеятельность.
Игровые действия составляют основу дидактической игры: безних невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чемразнообразнее и содержательнее для детей сама игра, тем успешнее решаютсяпознавательные и игровые задачи. Игровые действия иногда и не являютсятождественными реальным: они раскрывают лишь как бы их внешнюю сторону даже приотражении реальных явлений и реальных действий.
Игровым действиям ребенка нужно учить. Лишь при этом условииигра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучениеигровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход,через показ действий при раскрытии той или иной роли. В игровых действияхпроявляется мотив игровой деятельности, активное желание решать поставленнуюигровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательногосодержания и игровой задачи.
Игровые действия — это не всегда практические внешниедействия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Этои сложные умственные действия. Выраженные в процессах целенаправленноговосприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственныедействия, выраженные в процессах мышления.
В разных играх игровые действия различны по ихнаправленности и по отношению к играющим.
В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковыероли, игровые действия одинаковые для всех. При разделении детей в игре нагруппы игровые действия различны.
Игровые действия не обязательно следуют один за другими вкакой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют,сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоенияпознавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младшей группеэто чаще всего повторяющиеся один-два действия; в старшей — уже пять-шесть.
Одним из основных элементов дидактической игры являютсяправила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачамиформирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием,игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правиласодержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению иминорм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.
Правила игры имеют обучающий, организационный,дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать. Правилаорганизуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать,сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательностьигровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношенияи реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальныеотношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения ивзаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны,дружелюбны, вежливы, уступчивы и внимательны, и вне игры в реальных отношениях,они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружескихотношений, заботы о товарище и др. Правила игры и должны быть направлены навоспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этомих воспитательное воздействие.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимостьпроявления умений, овладения способами общения в игре и вне игры и формированиене только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций итрадиций.
Нужно ставить детей в такие условия, при которых ониполучают радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженныйв оценке воспитателя, поощрения их усилий и достижения.
Игровые правила не всегда предъявляются в прямой формеуказания. Многие из них заключены в игровых действиях и могут играть своюрегулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развития.
«Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее,острее… Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можнорассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этимправило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которыхвообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мывстречаемся в школьном возрасте как с основным фактором». (Л.С. Выгодский)[3, 19].
Результат дидактической игры — показатель уровня достижениядетей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, ане просто в выигрыше, полученным любым путем.
Игровые задачи, действия, правила, результат игрывзаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ееценность, снижает воспитательное воздействие.2.3 Требования к подбору и использованию дидактическихигр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Крометого, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразныйматериал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая играпроводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию спредшествующим занятием.
Руководство дидактической игрой требует большогопедагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактическиезадачи, воспитатель должен сохранить игру — деятельность интересную, близкуюдетям, радующих их, содействующую общению детей, возникновению и укреплениюдружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детскогообщества».
В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные,словесные, практические. Дидактические игры кратковременные (10 — 20 минут),поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих,не падал интерес к поставленной задаче.
Основные требования к планированию дидактических игр: выбираяигру, педагог должен учитывать и содержание и степень сложности и новизны длядетей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования вмладшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития удетей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличиваетсязначение настольно-печатных и словесных игр.
Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения,которые вносятся в различные варианты одной и той же игры.
В игре проявляются особенности характера ребенка,обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуальногоподхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановкевопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого вниманиятребуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадатьзагадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитательпомогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу,старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.
Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования кдидактическим играм (13, 118):
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезныедя умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательнойзадачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторыхтрудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко:«Игра без усилий, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью,шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчаетвыполнение задачи.2.4 Методика организации и проведения дидактическихигр и упражнений
Организация дидактических игр педагогом осуществляется втрех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, еепроведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углублениеи обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психическихпроцессов (память, внимание, мышление, речь);
установление соответствия отобранной игры программнымтребованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведениядидактической игры;
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, немешать другим;
определение количества играющих;
подготовка необходимого дидактического материала длявыбранной игры;
подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить иосмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениямио предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическимматериалом, который будет использован в игре;
объяснение хода и правил игры;
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учитдетей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра неприведет к нужному результату;
определение роли воспитателя в игре, его участие в качествеиграющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень ихподготовки, игровых правил);
проведение итогов игры — это ответственный момент вруководстве ею, т.к по результатам, которых дети добиваются в игре можно судитьоб ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельнойигровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ееподготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижениипоставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволитвыявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит,правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководя игрой воспитатель осуществляет дидактические задачичерез привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровыеправила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения длясамих детей незаметен, т.к они учатся играть.
Дидактическая игра представляет сочетание наглядности,слова, воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметамии т.д. Наглядность в виде игры прежде всего и представлена в предметах,которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры. Начальныйпоказ игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре,использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек — все этосоставляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуяигру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядномдействии, в движении. При объяснении игры, игровых действий и правил педагогнаглядно, на примере, показывает детям, особенно младшего возраста, как нужновыполнять то или иное игровое действие.
Огромное значение в руководстве играми имеет слововоспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которыераскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровыхдействий, вопросы к детям — все это раскрывает содержание игры и участие детейв ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач.
При помощи словесных пояснений, указаний, создания образныхпредставлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет ихпредставление, расширяет опыт. Речь должны быть понятной детьми, образной ивместе с тем, краткой, подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешаютразвитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленныенаправляющие вопросы воспитателя. Разрушает игру замечания, указания на ошибки,стремление воспитателя довести их до сознания детей, его желания выправить игру.
Дидактическая игра характеризуется разнообразными формамидеятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит детей целесообразнымигровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательныйанализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, т.к воспитательобозначает словом качества предметов, действия. Движения, и повторяя слово вразных условиях, закрепляет его в словаре ребенка. Для развития интереса кдидактическим игам у старших детей педагог включает более сложныеинтеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, апредлагает детям определить их самостоятельно. Практическая деятельность детейв игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижениерезультата, а не на сам процесс.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, ихнепринужденность, переживание радости от решения поставленных в ней задач.
Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенныеприемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем,направляющее игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то,на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, неожиданные для детейситуации в игре; элемент ожидания.
В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имееттемп. Он определяется темпом умственной активности, темпом речи, большей илименьшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игрыобусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностьюдетей.
Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей,неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Детикак бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быстрый темп игрывозбуждает детей.
Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкиевозможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самымусиливать моторно-двигательную активность. Контакт педагога с детьми, детеймежду собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком илиполукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся нагруппы, занимающие разные места, а иногда «едут путешествовать» ипокидают пределы группы.
В дидактических играх действующими лицами являются и педагоги дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности дляповышения инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детейвопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого времени — большоеискусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей являетсяусловием развития игры.
Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другимидетьми; это школа сотрудничества, в которой ребенок учится и радоваться успехусверстника, и стойко переносить свои неудачи.
Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумкаи фантазия — только в этом случае дидактические игры будут полезны для развитияребенка.2.5.1 Организация дидактической игры во ii младшей группе
При организации дидактических игр детей от 3-х до 4-х летвоспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенокстановится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастаетстремление утверждаться «Я сам». Но внимание малыша пока ещенеустойчиво, он быстро отвлекается.
Известные детям игры становятся более интересными, если в ихсодержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственнойработы. Поэтому рекомендуется повторить игры в разных вариантах с постепеннымих усложнением.
Для детей четвертого года жизни характерно преобладаниечувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбираеттакой дидактический материал (игрушки), который все дети могли обследовать иактивно действовать им.
При проведении дидактической игры с детьми младшего возраставоспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Соберипирамидку» воспитатель объясняет правило при сборе игрушки. У каждогоребенка в руках пирамидка. Дети собирают пирамидку по показу воспитателя. Играповторяется до тех пор, пока ее участники не усвоят основное правило. Можноввести и элемент соревнования: Кто быстрее соберет пирамидку?
Дидактические игры математического характера содержатбольшие возможности расширять и закреплять знания о количестве, о равенствепредметов, определить форму: круг, квадрат, треугольник. Игры могут проводитьсяв этом возрасте утром как вне занятия так и как часть его, и во второй половинедня.
Когда дети на занятиях получают знания о круге, квадрате,треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесныймешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынутьее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры,затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.
Каждая дидактическая игра, которую проводит воспитатель с цельюзакрепления у детей знаний о форме, может принести пользу только в том случае,если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачии правил игры. Например, знакомя детей с формой сначала предлагаем детямпростую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круг или треугольник) исложить их в коробочку. Выбирая из определенного количества разнообразных поформе фигур, только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, многораз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме. Следующеезадание в игре на закрепление представлений о форме дается на разнообразныхпредметах.
Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам,мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбкувоспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему. Приобъяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, тона другого играющего, чтобы каждому казалось, что ему рассказывают об игре.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре:обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, ихсвойствами, упражнениями на картинках.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель,как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, научилисьделать (указать конкретно что), убрали на место игрушки. Необходимо и умаленьких детей создавать интерес к новым играм: «Сегодня мы хорошо игралив „чудесный мешочек“. А в следующий раз в мешочке будут другиеигрушки. И мы их будет отгадывать». Интерес к игре усиливается, есливоспитатель детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, окоторых рассказывали дети во время игры.2.5.2 Организация дидактических игр в среднейгруппе
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большаяустойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенногозапоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое,осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формыпредметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов,развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинаютгруппировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливаютпростейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводитьсо всей группой. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найдисвой домик», дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикрепленаодинаковая по форме фигура. В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, аэто повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.
Роль воспитателя в организации игры детей средней группыменяется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Всечаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ееначала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно,эмоционально, как и в младшей группе.
В первые дни учебного года в средней группе целесообразнопроводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, сцелью закрепления знаний и умений и повторения по элементарным математическимпредставлениям в младшей группе.
Особое внимание следует уделить тем детям, которые непосещали дошкольное учреждение. С ними необходимо более широко использоватьдидактические игры в индивидуальной работе.
В процессе игры педагог внимательно следит за ее ходом,поведение детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет емупланировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видахдеятельности.
При проведении итогов игры акцентируется внимание ребенка наих успехах, если даже они были у кого-то незначительными. Например, у одногоследует отметить быстроту решения задания, у другого — старательность, настойчивость,у третьего — желание играть вместе с товарищами, договариваться, что будутвместе делать.
Анализ проведенной игры помогает воспитателю продуматьусложнение ее содержания за счет включения новых материалов, а также правилигры: объединять играющих детей в звенья.
Нужно добиваться, чтобы к концу года темп игры был болеебыстрым.
Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этойгруппе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитиесенсорных способностей ребят, психических процессов, восприятия ощущений,мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качестваотвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые напротяжении всего учебного года дидактические игры.2.5.3 Организация дидактических игр в старшейгруппе
Педагог, руководя играми воспитанников старшей группы,учитывает их возрастные возможности. В этом возрасте детям свойственналюбознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самомуотгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5 — 6 лет выполняют это с большим увлечением.
Через игровое действие, правила дидактических игр необходимоподводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делатьобобщения, уточнять представления.
В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, импредставляется большая самостоятельность как выборе игры, так и в творческомрешении ее задач.
При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Нои здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием,правилами и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с нимиучаствуют в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затемпредлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит заходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, ихбольше и по количеству. Поэтому педагог, прежде чем предложить детям игру, долженсам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.
Важно, как будет закончена эта игра (для того, чтобы детивновь захотели в нее поиграть): разыгрыванием фантов, чествованием победителей,сообщением о новом варианте игры, которая будет в следующий раз.
Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачноли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения игратьв нее, все ли было предусмотрено в организации обстановки и достаточно лиактивны были в игре все дети, какие нравственные качества проявились: умениеподчинить свое поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками.
В конце игры воспитатель оценит как правильные решениядетьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметитуспехи, поддержит тех, у кого еще что-то не получилось.
Организация дидактических игр детей старшей группы требуетот воспитателя, таким образом, большой, продуманной работы и в процессеподготовки к их проведению: обогащение детей соответствующими знаниями, подборматериала, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организацию обстановкидля игры, и в процессе проведения самой игры, где нужно четко определить своюроль от начала и до конца.2.5.4 Организация дидактических игр в подготовительнойшколе группе
Особенностями умственного развития детей седьмого года жизниявляются их взрослые способности к более углубленному анализу и синтезу: умениявыделить как общие так и индивидуальные признаки предметов и явлений,сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения,умозаключения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желаниеучиться в школе.
Руководя дидактическим играми детей 6 лет, воспитательопирается на возрастные особенности. Чаще отбирают игры, в которых дети учатсясвязно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которыхразвиваются математические представления, сообразительность, выдержка, воля.
Роль ведущего в играх поручается кому-либо из участвующих,они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организация обстановки,подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случаенадобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельнойигровой деятельности.
Дети в этом возрасте с удовольствием играют в дидактическиеигры как на занятия, так и в свободные часы. Воспитатель может делать новыеигры в том случае, если у ребят имеются необходимые для решения игровых задачзнания. Принципы отбора игр остаются постоянными: доступность правил,материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.
При анализе проведенной игры педагог обязательно отмечаетнравственное поведение детей, как они помогали друг другу во время игры,хвалились ли за свои успехи, были ли нетерпеливыми, не перебивали ли своихтоварищей.
К изготовлению дидактических игр воспитатель можетподключить детей этого возраста, очень важно педагогу продумать, какойиллюстративный материал будет нужен, какие предметы предстоит детям сделать. Припомощи этой работы у детей воспитывается трудолюбие, развиваются навыки ручноготруда и, может быть, самое главное, формируется чувство ответственности запорученное дело, а это очень важно при учебе в школе.
Дидактические игры являются одним из путей создания игровогозамысла в творческой игре. Предметы, атрибуты, эмблемы, с которыми детизнакомятся в дидактической игре, они используют затем в своих самостоятельныхиграх, а это, в свою очередь, повышает интерес к другим занятиям.
Таким образом, и в подготовительной группе воспитательактивно руководит дидактической игрой. Здесь игра шире используется: каксредство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения нетолько в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениямокружающей жизни.Вывод
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иныезадачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственногоусилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодолениятрудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность,сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различныхигровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляютэмоциональную радость ребятам — в этом их развивающая роль.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет:«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра, она не толькоформой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общемуразвитию ребенка, служила формированию его способностей». (7, 318).
Игра содействует решению задач нравственного воспитания,развитию у детей общительности, воспитанию правильных взаимоотношений междудетьми (воспитание коллективизма).
Дидактические игры четкой классификации и группировки повидам пока не имеют. Их различают по обучающему содержанию, познавательнойдеятельности детей, игровым действиям и правилам, организации ивзаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Но эти игры имеют четкую структуру:дидактическая задача, игровая задача — цель игры для детей, правила игры,игровые действия, результат.
Дидактические игры создает педагог — в этом характернаяособенность этих игр. Они помогают усвоению математических представлений.
Глава 3. Экспериментальное подтвержение эффективностииспользования игр в развитии представлении о геометрический фигурах
Цель: определить и выявить значимость использованиядидактических игр и упражнений в развитии геометрических представлений устарших дошкольников.
Гипотеза: Я предполагаю, что правильно подобранная системадидактических игр и упражнений является эффективным средством в развитиипредставлений о геометрических фигурах.
Задача:
Выявить уровень знаний по определению выявлять свойствагеометрических фигур, используя специально подобранную систему дидактическихигр и упражнений;
Подобрать и провести серию дидактических игр и упражнений поформированию выделять форму в пространстве.
Изучить полученные результаты наблюдений и продуктивнойдетской деятельности, оформить их в соответствующие таблицы.
Определить эффективность проделанной работы.
Продолжать учить дошкольников видеть геометрическую фигуру вокружающих предметах.
База исследования — Подготовительная группа д/с.
Сроки исследования — с 04.12.09. по 17.02.10 г.
Методы исследования:
наблюдения;
эксперименты;
изучение продуктивной деятельности.
3.1 Констатирующий эксперимент № 1
Цель: Выявить уровень знаний и умений детей по определениювыявлять свойства геометрических фигур.
Задача:
Определить уровень умений выявлять и абстрагировать свойства.
Выявить умения сравнивать предметы по их свойствам.
Выявить уровень практических умений в определенииклассификации и обобщения; способностей к логическим действиям и операциям.
Методы исследования:
проведение дидактических игр и упражнений;
обследование продуктивной деятельности детей;
наблюдение.
Организация детей:
В свободное, отведенное для игры время (утренние часы дозавтрака, во второй половине дня);
Небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально. Фамилия, имя ребенка Дата рождения
Б. Никита
Г. Рая
Т. Саша
Ч. Рома
С. Саша
М. Леня
В. Настя
К. Вика
Р. Арина
К. Паша
04.05.2003.
13.11 2003.
16.01.2003.
30.03.2003.
22.02.2003.
17.01.2003.
22.10 2003.
24.03.2003.
01.07.2003.
30.07.2003.
С детьми был проведен констатирующий эксперимент, с помощьюкоторого выявила уровень знаний по определению выявлять свойства геометрическихфигур. Для этого использовались следующие дидактические игры и упражнения«Построй дорожку», «Коледоскоп», «Отремонтируй робота»,«Домино», «Чем похожи домики», «Из каких фигур сложеныпредметы», «Закрась лишнюю фигуру», «Какая геометрическаяфигура лишняя?», «Где чей гараж», «Где спрятался мышонок?»,«Придумай свой орнамент».
Д/и «Построй дорожку»
Цель: Развитие умений выявлять свойства в предметах,абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам прирешении практических задач.
Материал: логические блоки, таблица с правилами построениядорог. См. Приложение № 1.
Ход игры:
Ребята, давайте построим дорогу из дворца Снежной Королевы,чтобы помочь убежать Каю и Герде. Правила построения дороги записаны в таблице,в ней стрелки показывают, какая за какой: по форме т по цвету; по форме ивеличине, или по форме и толщине блок должен идти.
Д/у «Коледоскоп»
Цель: Выявление умений воспринимать и воспроизводить рисунокиз фигур, соблюдая определенное их сочетание и расположение; пользоватьсясловом «внутри» и предлогом «в».
Материал: см. Приложение № 2.
Ход игры:
Рассмотрите калейдоскоп и скажите, из скольки и каких фигурсоставлен его рисунок?
Возьмите фигуры и составьте такой же рисунок.
Проверьте, получился ли у вас точно такой же рисунок?
Д/у «Отремонтируй робота»
Цель: выявление проявлений догадки в процессе воссозданияфигур из элементов, умения устанавливать связи между элементами и целой фигуры.
Материал: Робот, таблица с изображением фигур деталей.3цветных фломастера. См. Приложение № 3.
Ход игры:
Ребята, роботу необходима ваша помощь. Три важных детали: локоть-шарнир(круг), пульт управления (шестиугольник) и башмак (четырехугольник) раскололисьпополам на три части каждая. Их нужно восстановить — склеить суперклеем «моментом».Детали нарисованы сверху, а их элементы (части) — слева. Рассмотрите их. Используйтеэлементы для сборки целых деталей. Раскрасьте фломастером одного цвета детали иего части, фломастером другого цвета раскрасить следующую деталь и ее часть и т.д.
Д/у «Домино»
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму,размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: логические фигуры.
Ход игры:
Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игрыуказываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими поразмеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурамидругого цвета, размера и формы.
Д/у «Чем похожи домики?»
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, вумении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа группфигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.
Материал: См. Приложение № 4.
Ход игры:
Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур онипостроены.
Чем они похожи?
Д/у «Из каких фигур сложены предметы?»
Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путемсопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.
Материал: См. Приложение № 5.
Ход игры:
Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которыхсложены дом, машина, ракета, качель.
Д/у «Закрась лишнюю фигуру»
Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.
Материал: См. Приложение № 6.
Ход игры:
Закрасьте лишнюю фигуру.
Почему закрасили именно ее?
Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили?
А как называются остальные фигуры?
8. Д/у «Какая геометрическая фигура лишняя».
Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие,на нахождение пропущенной фигуры.
Материал: См. Приложение № 7.
Ход игры:
Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
9. Д/и «Где чей гараж»
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материал: Логические фигуры, таблицы с изображением дорог игаражей. См. Приложение № 8.
Ход игры:
Ребята, у вас у каждого таблица и блоки. Таблица — этогараж, а блоки — машины. Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки наразвилке дорог показывают, на какую дорогу должна свернуть машина.
Д/и «Где спрятался мышонок?»
Цель: Развитие логического мышления, умение кодироватьинформацию о свойствах предметов с помощью знаков — символов.
Материал: фланелеграф, логические блоки, карточки собозначением свойств, мышонок. См. Приложение № 9.
Ход игры:
Я с помощью карточек обозначаю три свойства того блока, подкоторым спрятался мышонок. Свойства блока я обозначаю перечеркнутыми инеперечеркнутыми знаками.
Д/и «Придумай свой орнамент»
Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей,составлять фигуры — силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: набор фигур к игре «Танграм»; образец См.Приложение № 10.
Ход игры:
Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты, которые составленыиз 7 фигур. Из каких геометрических фигур они составлены?
Возьмите фигуры и составьте свой орнамент.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: Закрепить и расширить знания детей по определениювыявлять свойства геометрических фигур.
Задачи:
Закрепить и расширить знания и умения выявлять и абстрагироватьсвойства.
Продолжать учить и закреплять умения сравнивать предметы поих свойствам.
Продолжать обучать детей практическим умениям в определенииклассификации и обобщений; способности к логическим действиям и операциям.
Методы исследования:
дидактические игры;
дидактические упражнения;
Организация детей:
на занятиях;
в свободное для игры, время;
небольшими подгруппами до пяти человек и индивидуально.
Для формирования знаний по определению выявлять свойствагеометрических фигур были проведены следующие дидактические игры и упражнения.
«Построй дом», «Две дорожки», «Найдикошку», «Засели домики», «Игра с двумя обручами»,«Загадки без слов», «Найди и закрась», «Закрасьправильно», «Чудесный мешочек», «Выложи предмет».
Д/и «Построй дом»
Цель: Развитие способности к абстрагированию, анализу,декодированию.
Материал: логические блоки, мешочек, карточки-домики,прямоугольники по размеру клеток на карточке. См. Приложение № 11.
Ход игры:
Сейчас мы с вами будем строителями. У каждого из васкарточки-домики и прямоугольники-«кирпичики». Ваша задача — построитьсвой дом. Я по очереди буду вынимать фигуры из мешочка, а тот кто найдетсоответствующее обозначение на своей карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком».
Д/и «Две дорожки»
Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравниватьпредметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: логические блоки.
Ход игры:
Каждый участник берет себе из набора 12 разных фигур,перемешивает и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своихфигур. Сначала первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная сверхней в стопке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуресоперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если оннаходит отличие от его собственной тремя свойствами (формой, цветом и размером),то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.
Д/у «Найди кошку»
Цель: Учить решать логическую задачу путем зрительного имыслительного анализа рядов фигур и из 6 предложенных фигур. Упражнять вдоказательстве решения.
Материал: См. Приложение № 12.
Ход игры:
Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована. Втретьем ряду, нижнем, одно кошки не хватает, на ее месте стоит знак вопроса. Будемнаходить кошку по признакам: форме туловища, головы, количество усов инаправления головы.
А теперь выберите из 6 предложенных изображений.
Д/и «Засели домики»
Цель: Развитие классификационных умений.
Материал: Логические блоки, карточки с изображением домов. См.Приложение № 13.
Ход игры:
Перед вами — таблица. На ней нарисован новый дом в городелогических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем.И добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки подсказки.Знаки показывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждомподъезде дома.
Назовите, какие фигуры оказались в каждой клеточке.
Д/и «Игра с двумя обручами»
Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом«и», классификация по двум свойствам.
Материал: игровой лист с двумя пересекающими обручами,логически блоки. См. Приложение № 14.
Ход игры:
Перед вами игровой лист с двумя пересекающимися обручами иблоки. Сначала надо выяснить, сколько получится мест?
Давайте превратим обручи в клумбы, а блоки в цветы. Внутрикрасного обруча — клумбы все блоки — цветы красного цвета, а внутри синего — все круглые блоки — цветы.
Какие блоки-цветы лежат внутри двух обручей?
Какие блоки-цветы оказались вне обоих обручей?
Д/и «Загадки без слов»
Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информациюо наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по ихзнаково-символическим обозначениям.
Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.См. Приложение № 9.
Ход игры:
Сейчас мы будем отгадывать необычные загадки. Это загадкибез слов. Я буду показывать карточки знаками. Знаки подсказывают, какие фигурызагаданы. А вы отгадайте эти фигуры. Загадывать буду сразу три совместныхсвойства.
Д/у «Найди и закрась»
Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез; закреплятьзнания о геометрических фигурах: круг, треугольник, овал.
Материал: см. Приложение № 15.
Ход игры:
Из каких геометрических фигур состоит неваляшка?
Из каких геометрических фигур состоит рыбка?
Из каких геометрических фигур состоит заяц?
Раскрась тот рисунок, который составлен из нарисованныхвнизу геометрических фигур.
Какой предмет закрасили и почему?
Д/у «Закрась правильно»
Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез.
Материал: см. Приложение № 16.
Ход игры:
Закрасьте справа геометрические фигуры, из которых составлензайка.
Какие геометрические фигуры остались не закрашенными?
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: Учит детей выбирать фигуры на ощупь по осязательновоспринимаемому образцу.
Материал: мешочек, 2 набора геометрических фигур: объемный иплоскостной (шарики, конусы, цилиндры, овал, прямоугольные полоски, квадраты,треугольники).
Ход игры:
Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы наощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе.
Дети по очереди выполняют задание. Если ребенок правильноназвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенокдостает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе.
Д/и «Выложи предмет»
Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей,составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: см. приложение № 17.
Ход игры:
Из зоопарка пропали звери. Злой колдун превратил всех зверейв кусочки картона. Давайте вернем зверюшкам прежний вид. Но сначала рассмотрим кусочкикартона. На какую игру они похожи?
Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты. Из скольки частейони составлены?
Возьмите фигуры и выложите животных по силуэтнымизображениям. Может кто-то самостоятельно составит силуэты других зверей,которые могли бы жить в зоопарке.3.2 Констатирующий эксперимент № 2
Цель: Выявить уровень знаний и умений детей по определениювыявлять свойства геометрических фигур.
Задача:
Определить уровень умений выявлять и абстрагировать свойства.
Выявлять умения сравнивать предметы по их свойствам.
Выявлять уровень практических умений в определенииклассификации обобщения; способностей к логическим действиям и операциям.
Методы исследования:
проведение дидактических игр и упражнений;
обследование продуктивной деятельности детей;
наблюдение.
Организация детей:
В свободное, отведенное для игры время (утренние часы дозавтрака, во второй половине дня);
небольшими подгруппами до пяти человек, индивидуально.
Были проведены следующие дидактические игры и упражнения длявыявления уровня знаний детей по определению выявлять свойства геометрическихфигур. «Необычные фигуры», «Найди пару», «Где чейгараж», «Помоги фигурам выбраться из леса», «Превратигеометрические фигуры в предметы», «Продолжи ряд», «Разделиблоки-3», «Найди недостающий домик», «Игра с тремя обручами»,«Сложи узор».
Д/и «Необычные фигуры»
Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умениястрого следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческогомышления, воображения.
Материал: набор логических фигур; таблица с правиламипостроения фигур. См. Приложение № 18.
Ход игры:
Ребята в городе логических фигур состоится карнавалнеобычных фигур. Надо помочь простым фигурам превратиться в необычные, сложные(построить из простых фигур сложные). При составлении необычных фигуриспользуются правила, которые требуют учета стразу трех свойств, правилазаписаны в таблице.
Д/и «Найди пару»
Цель: Развитие восприятия, умения анализировать и сравниватьпредметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: логические фигуры.
Ход игры:
У каждого из вас блоки — это зайчата-мальчики, а у менязайчата-девочки. Давайте поможем каждому зайчику — мальчику найти своюсестренку. Будем находить сестренок на основе сходства и различия, по тремсвойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые поформе, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по формеи цвету.
Д/и «Где чей гараж»
Цель: Развитие умений классифицировать.
Материал: логические блоки, таблица с изображением дорожек игаражей. См. Приложение № 19.
Ход игры:
У вас у каждого таблица и блоки. Таблица — это причал длякораблей, а блоки — корабли. На море разыгрался шторм, надо помочь капитанамвывести их корабли из бушующего моря. Знаки на развилке реки показывают, покакой реке должен плыть корабль.
4. Д/и «Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.
Материал: логические фигуры, таблица. См. Приложение № 20.
Ход игры:
Перед вами таблица. На ней изображен лес, в которомзаблудились фигуры. Каждая фигура — Красная шапочка, и ей нужно помочьвыбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропахрасставлены знаки.
Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но приэтом рассуждать вслух.
5. Д/у «Преврати геометрические фигуры в предметы»
Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительновоспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры,преобразовывая их в изображение похожих предметов.
Материал: См. Приложение № 21.
Ход игры:
Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке.
Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.
6. Д/у ” Продолжи ряд”
Цель: Развивать умения осуществлять последовательныеумственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленнодумать.
Материал: См. Приложение № 22.
Ход игры:
Уловив закономерность в следовании предметов, надопродолжить ряд.
7. Д/и «Раздели блоки-3»
Цель: Развитие умений разбивать множества по тремсовместимым свойствам, производить логические операции «не», «и,»или”, доказательности мышления.
Материал: логические блоки, таблица См. Приложение № 23.
Ход игры:
Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надоразделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки — всебольшие, у обезьяны — все синие.
Какие фигуры оказались общими для всех животных?
Какие фигуры оказались только у медведя?
Какие, только у собаки?
Какие, только у обезьяны?
Какие фигуры общие для медведя и собаки?
Какие, для медведя и обезьяны?
Какие, для собаки и обезьяны?
Какие фигуры никому не подошли?
Д/у «Найди недостающий домик»
Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, вумении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа группфигур, сопоставления обобщенных признаков одной или другой групп.
Материал: См. приложение № 24.
Ход игры:
Рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какогодомика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будемнаходить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна ичердачного окна.
9. Д/и «Игра с тремя обручами»
Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом«и», классификация по трем свойствам.
Материал: логические блоки, игровой лист с тремяпересекающими обручами. См. Приложение № 25.
Ход игры:
Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами иблоки. Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего — всемаленькие блоки, а внутри желтого — все квадратные.
Какие блоки лежат внутри трех обручей?
Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча?
Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча?
Какие блоки лежат вне всех обручей?
10. Д/и «Собери узор»
Цель: упражнять детей в умении осуществлятьзрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяяего на практике.
Материал: набор фигур «Вьетнамской игры», образецСм. Приложение № 26.
Ход игры:
У каждого из вас набор «Вьетнамской игры» имозаичное панно, обнаруженное в развалинах древнего храма. На нем сохранилисьлишь силуэтные изображения животных, рыб. Давайте восстановим панно, используянабор «Вьетнамской игры».3.3 Критерий оценок
Высокий: ребенок правильно выполняет задание, сравнивает,выделяет признаки предметов на основе соответствия его с другими, обозначает ихсловом, устанавливает соотношение между несколькими предметами, показываетдостаточно высокий уровень практических умений в определении форм.
Средний: ребенок выполняет задание, но путается в понятиях,в объяснении своих действий.
Низкий: ребенок выполняет задания неправильно, не умеетвыделять признаки предмета, обозначать их словом, не владеет практическиминавыками.
Данные констатирующего эксперимента № 1Фамилия, имя Умение выявлять и абстрагировать свойства Умение сравнивать предметы по их свойствам Умение в определении классификации и обобщении Умение к логическим действиям и операциям 1.Б. Никита Высокий Высокий Средний Высокий 2.Г. Рая Средний Средний Средний Средний 3.Т. Саша Средний Средний Средний Средний 4.Ч. Рома Низкий Средний Низкий Низкий 5.С. Саша Высокий Высокий Средний Средний 6.М. Леня Низкий Средний Средний Низкий 7.В. Настя Низкий Средний Низкий Средний 8.К. Вика Средний Высокий Высокий Средний 9.Р. Арина Низкий Средний Низкий Средний 10.К. Паша Средний Высокий Средний Средний В 20% 40% 10% 10% С 40% 60% 60% 70% Н 40% 0% 30% 20%
высокий уровень; — средний уровень; — низкий уровень
Данные констатирующего эксперимента № 2Фамилия, имя Умение выявлять и абстрагировать свойства Умение сравнивать предметы по их свойствам Умение в определении классификации и обобщения Умение к логическим действиям и операциям 1.Б. Никита Высокий Высокий Высокий Высокий 2.Г. Рая Высокий Высокий Высокий Высокий 3.Т. Саша Средний Высокий Средний Средний 4.Ч. Рома Средний Высокий Средний Средний 5.С. Саша Высокий Высокий Высокий Высокий 6.М. Леня Средний Высокий Высокий Высокий 7.В. Настя Средний Высокий Средний Высокий 8.К. Вика Высокий Высокий Высокий Высокий 9.Р. Арина Высокий Высокий Высокий Высокий 10.К. Паша Высокий Высокий Высокий Высокий В 60% 100% 70% 80% С 40% 0% 30% 20% Н 0% 0% 0% 0%
высокий уровень; — средний уровень; — низкий уровень.Вывод
Проанализировав данные констатирующего экспериментов, можносказать, что данные исследования могут служить основанием для подтверждениявыдвинутой гипотезы.
Констатирующий эксперимент №1 показал низкий уровень знанийи умений детей старшего дошкольного возраста по определению выявлять свойствагеометрических фигур. Для формирующего эксперимента была подобрана системадидактических игр и упражнений. Проводя дидактические игры и упражнения, детиповторяли и закрепляли свои знания и умения по определению выявлять свойствагеометрических фигур. После этого был проведен констатирующий эксперимент №2,который выявил, что уровень знаний по определению выявлять свойствагеометрических фигур у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом№1.
Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полноеоснование говорить, что использование в обучающем процессе дидактических игр иупражнений положительно сказываются на формирование представлений у детей огеометрических фигурах. Дети стали проявлять интерес к подобной деятельности,вносить ее в совместную игровую деятельность.
Таким образом, дидактические игры и упражнения действительноявляются ведущим методом обучения детей в формировании элементарныхматематических представлений.
Заключение
Итак, подводя общий итог на основании изученияпсихолого-педагогической литературы и собственных исследований, можно сказать,что дидактическая игра — наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. Вдидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенкаразличным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству,величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накоплениесенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включениедидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарныхматематических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач поразвитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимыхдля усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей назанятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе. Созданиеспециальных уроков, где дети по собственному желанию и интересам могут выбратьту или иную игру, обеспечивает развитие самостоятельности, инициативы,открывает большие возможности для творчества, приобщает детей к сложномуинтеллектуальному труду. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкаяорганизация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в такомслучае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.
Список использованной литературы
1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль:Академия развития, 1997. — 240 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшегодошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение,1991. — 160 с.
4. Бочкачера Я. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7.
5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6лет. — М.: Просвещение, 1998. — 144 с.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1978.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение,1986. — 415 с.
8. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.- 191 с.
9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. — Ярославль:Академия развития, 1997.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2001.- 416 с.
11. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Я считаю додвадцати. — М.: Творческий центр «Сфера», — 2002.
12. Математика от трех до семи / Авт. — сост. З.А. Михайлова. — СПб.: Детство-пресс,1999. — 176 с.
13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
14. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание.- 1997. — № 3.
15. Сай М.К., Удальцева Е.И. Математика в детском саду. — Минск: Народнаяасвета, 1990.
16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение, 1993. — 95 с.
17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1982.- 96 с.
18. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 1976.