МинистерствоОбразования и Науки РФ
КазанскийГосударственный Технологический Университет
КафедраЭкономики
Курсовая работа
покурсу
«Экономикахимической отрасли»
натему:
«Рольдиверсификации производства на предприятиях химической промышленности всовременных условиях»
Казань 2006.
СодержаниеВведение
1. Теоретические основы диверсификации производства1.1. Понятие и виды диверсификации
1.2. Стратегия диверсификации
2. Практическое исследование диверсификации производства вхимической и нефтехимической промышленности
2.1.Предпосылки перехода к реализации программ диверсификации деятельностипредприятий химического комплекса России в современных условиях
2.2. Создание на«Нижнекамскшина» собственных образцов покрышек, и «успешнаядиверсификация производства концерна «Стирол»
2.2. Красноярский завод цветных металлов диверсифицируетпроизводство, усиливая позиции на рынке
2.3. Диверсификация «Нэфис косметикс»ЗаключениеСписок литературы
Введение
Диверсификацияпроизводства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видовпроизводства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одногопредприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышенияэффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращениябанкротства.
Являясьинструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределенияресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельностипреследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.
Существенныеизменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельностипромышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобыприспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках,замедление экономического роста и технического прогресса потребовалипреобразования производства, для которого стало недостаточным приобретениепередовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим вомногом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространеннойформой концентрации капитала.
Способствовалоразработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенныйв традиционное производство.
Вопрос о ролидиверсификации производства на предприятиях химической промышленности всовременных условиях является актуальным в связи со следующимиобстоятельствами. Во-первых, „советская экономика боролась за одно изпервых мест в мире по уровню специализации производства“ и создалаогромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления кновым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодныесферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых,диверсификация производства является инструментом межотраслевого переливакапитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.
Целью курсовой работы является определение ролидиверсификации производства на предприятиях химической промышленности всовременных условиях. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы диверсификации производства, ее понятие,виды, основы стратегии.
2. Провести практическое исследование ролидиверсификации производства в химической и нефтехимической промышленности,определив предпосылки перехода к реализации программ диверсификациидеятельности предприятий химического комплекса России в современных условиях, атак же рассмотреть примеры диверсификации на химических предприятиях.
Структура курсовой работысостоит из двух глав, введения и заключении, где в первой главе рассмотрены теоретическиеосновы диверсификации производства, а во второй проведено практическоеисследование диверсификации производства в химической и нефтехимическойпромышленности. Во введении приведена актуальность изучаемой темы, цели изадачи, а в заключении – краткие выводы по двум главам.
При написании курсовойработы были использованы учебники, научная и методическая литература, изданияпериодической печати и материалы с сайтов агентства internet.
1.Теоретические основы диверсификации производства1.1. Понятиеи виды диверсификации
Всвязи с тем, что в экономической литературе под понятие «изменение впроизводственной составляющей объекта управления» попадает понятие интеграциипроизводства на фоне выявленной проблемы двойственности в пониманиидиверсификации и интеграции, необходимо уточнение понятия диверсификациипроизводства.
Диверсификацияпроизводства определяется как изменение производственной составляющей объектауправления в целях производства продукта, направленного на удовлетворениепотребительской потребности, отличной от той, на удовлетворение которойнаправлен уже выпускаемый продукт.
Изменениепроизводственной составляющей объекта управления путем диверсификациипроизводства предполагает два крайних варианта организационных изменений. Врамках связанной диверсификации производства предприятие осваивает такуютехнологию производства нового продукта, которая имеет общие элементы стехнологией освоенного производства. Процесс несвязанной диверсификациипроизводства означает освоение технологии производства нового продукта, котораяне имеет связующих звеньев с технологией производства уже выпускаемогопродукта.
Вусловиях глобализации и мирового разделения труда среди специализированныхпредприятий появляется новый уровень конкурентной борьбы, поэтому границыизменений производственной составляющей объекта управления, прежде всего,должны определяться областью специализации предприятиякак совокупностьюпроизводственных процессов, направленных на удовлетворение конкретнойпотребительской потребности. В этом случае предприятие переходит напроизводство нового способа удовлетворения текущей потребности потребителей.Данный вариант стратегического решения наиболее приемлем в том случае, когдаимеется технологически разработанный вариант производственного решения текущейпотребности потребителей. Поскольку предприятие, занятое производством выпускаемогопродукта, должно находится в постоянном поиске новых способов удовлетворенияобслуживаемой потребности, диверсификация производства выступает естественнымпроявлением активного развития в модели устойчивости и преследует цельобеспечения конкурентоспособности на «завтрашних» рынках.
Влияние связанной диверсификациипроизводства на конкурентоспособность предприятия происходит путем реализации эффектасинергии, который проявляется в сокращении удельных условно — постоянных затрати дает возможность ценового конкурентного преимущества предприятия на рынкевыпускаемой продукции. Несвязанная диверсификация производства являетсяпроцессом повышения конкурентоспособности предприятия, если выпуск новогопродукта позволяет аккумулировать большую норму прибыли и направлять ее напроизводство и реализацию прежнего продукта в периоды обострения конкурентнойборьбы и появления новых технологий. При связанной и несвязанной диверсификациипроизводства имеется возможность повышения конкурентоспособности за счет такназываемого эффекта смежной потребности, который реализуется с ростом объемовпродаж прежнего продукта за счет освоения выпуска сопутствующего продукта [14, с.5].
Чаще всего диверсификациюрассматривают как особый случай горизонтальной интеграции производств. Под диверсификациейпонимают проникновение предприятий или производств в разнородные,технологически не связанные отрасли. В качестве примера можно привести крупныйконцерн, имеющий в составе большое число разнообразных предприятийпромышленности, торговли, научных и финансовых организаций.
Различают три видадиверсификации производства: горизонтальную, конгломератную и концентрическую.
Под горизонтальнойдиверсификацией понимается пополнение ассортимента продукцией, не похожейна товары предприятия, но интересной для традиционной клиентуры. Например, дляпредприятий по переработке нефтяного сырья к таким новым продуктам можноотнести кровельные и гидроизоляционные битумно-полимерные материалы. На такихпредприятиях получило широкое распространение производство кровельного битума,а битумно-полимерные материалы являются для них новой продукцией.
Конгломератнаядиверсификация – этопополнение ассортимента продукцией, не связанной с традиционной деятельностьюпредприятия. К таким новым химическим продуктам, производство которых освоено,например, в ООО КИНЕФ, можно отнести линейные алкилбензолсульфаты – продукт дляпроизводства синтетических моющих средств [№10стр.199].
При концентрическойдиверсификации товарный ассортимент пополняется продуктами, похожими натовары предприятия, но имеющими более высокие потребительские свойства, болеевысокое качество.
Создание крупныхинтегрированных компаний и объединений имеет ряд преимуществ по сравнению сболее мелкими организационными структурами. Они более стабильны и надежны, вменьшей степени подвержены влиянию случайных факторов. Благодаря объединениюкапитала они имеют возможность наращивания производства и расширения масштабовсвоей хозяйственной деятельности. Такие предприятия в состоянии сформироватьсобственные инвестиционные фонды, необходимые для реализации перспективныхпроектов. Важное преимущество крупных предприятий по сравнению с мелкими исредними – возможность выхода на мировой рынок. Кроме того, различаютпрогрессивную и реакционную диверсификацию. По пути прогрессивнойдиверсификации идут мощные зарубежные корпорации, первыми осваивающие новуюпродукцию.
К реакционнойдиверсификации относится освоение заводами несвойственной им продукции для«выживания» предприятия. Это свойственно заводам Российского оборонногокомплекса, потерявшим государственный заказ. Эта форма диверсификации ведет кпримитивизации материально-технической базы и ни одному заводу эта форма непозволила упрочить материальное благосостояние.
1.2. Стратегия диверсификации
Интенсивноеразвитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов,когда впервые дало о себе знать исчерпание внутренних источников ростаэффективности производства. Существенные изменения экономических, социальных инаучно-технических условий деятельности предприятий, постоянно изменяющаясявнешняя среда диктуют требования к управлению предприятием. Острая конкурентнаяборьба, низкий экономический рост, снижение прибыльности потребовалиреструктуризации производства. Этим объясняется тот факт, что диверсификациястала наиболее распространенной во всем мире формой концентрации капитала.
Напредприятиях отечественной промышленности сформировались различные предпосылкидиверсификации производства, поэтому в России наблюдается не эволюционный характерразвития явления (как на Западе), а наоборот, диверсификация осуществляетсяодновременно на различных этапах.
Можновыделить три основополагающие группы причин перехода к стратегиидиверсификации.
1. Внешниеусловия предпринимательской деятельности. Рынки для осуществляемогопроизводства находятся в состоянии насыщения, либо спрос на продукт находитсяна низком уровне в течение довольно длительного времени. Диверсификацияэффективна при благоприятной общей ситуации. Она может служить содействовать целямвыживания и развития предприятия. Несколько предприятий могут объединиться сцелью снижения налогов. Однако влияние внешних условий на эффективность работыпредприятия необходимо рассматривать отдельно для каждого конкретного случая.
2.Объективные причины, влияющие на повышение прибыли и снижение хозяйственныхрисков. Здесь можно выделить следующие факторы: экономия на масштабахпроизводства; укрепление конкурентных позиций на рынке; синергетический эффект- следствие объединения усилий в области снабжения, производства, маркетинга,сбыта, управления и финансирования. Кроме этого, действующее производство можетдавать превышающее потребности поступление денег. В этом случае такие денежныересурсы могут быть направлены на финансовые вложения в другие сферы бизнеса.
3. Политикауправленческого персонала. При расширении деятельности предприятия руководствополучает возможность усилить свою власть и увеличить собственные доходы.Диверсификация позволяет обеспечить стабильную занятость благодаря уменьшению рыночныхрисков. Также могут быть привлечены новые высококвалифицированные сотрудники.
/>
Рисунок 1.Приоритет целей диверсификации
Целидиверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния ивозможностей предприятия (Рисунок 1).
Убыточныепредприятия стремятся выжить за счет производства новой прибыльной иконкурентоспособной продукции; предприятия со средней нормой прибыли с помощьюдиверсификации стараются поддержать установившуюся финансовую стабильность, а упреуспевающих фирм приоритеты целей смещаются в сторону экономической экспансиии завоевания новых рынков [1, с.145].
2.Практическое исследование роли диверсификации производства в химической инефтехимической промышленности
2.1. Предпосылкиперехода к реализации программ диверсификации деятельности предприятий химическогокомплекса России в современных условиях
Сегодняшний этап развитияэкономических отношений в России характеризуется развитием лишь отдельныхсекторов экономики: производство строительных материалов, пищеваяпромышленность и так далее, что связано в первую очередь с особенностямиведения и развития бизнеса. Большинство отраслей народного хозяйствапо-прежнему испытывают ряд экономических и финансовых проблем. В связи, с чемследует говорить о необходимости поиска концепции повышения эффективностифункционирования стратегически важных направлений бизнеса. К таковым может бытьотнесена отрасль химической промышленности.
Химическая инефтехимическая промышленность в России, как и практически во всех экономическиразвитых странах, является одной из базовых отраслей промышленности. По даннымГоскомстата РФ, доля продукции химии и нефтехимии в общем объеме промышленногопроизводства в 2005 году составила 8,1%. По этому показателю отрасль занимает пятоеместо после машиностроения и металлургии, топливной и пищевой промышленности.
Этому способствовалидостижения науки и техники в период 50-х — 80-х годов XX века, которые превратилихимическую промышленность в ведущую отрасль материального производства. Вотрасли был создан значительный производственный потенциал. Однако он былориентирован на цели командно-административной распределительной системы. Врезультате в 90-х годах XX столетия экономические реформы и структурнаяперестройка экономики страны особенно болезненно сказались на состоянии ифункционировании химической и нефтехимической промышленности. 44% крупных исредних предприятий закончили 2005 год с убытком 10891 млн.руб. (к 2004 году –31%); удельный вес убыточных предприятий вырос с 32,5% до 38,7%; кредиторская идебиторская задолженности за этот же период увеличились соответственно на 12% и14%. Рентабельность продукции в целом по отрасли составила в 2003 году 18,8% (в2003, 2004 годах соответственно – 12,8% и 17,2%). Этот процесс несколькосгладился экспортабельностью ряда подотраслей химического комплекса, чтопозволило сохранить производственную базу для дальнейшей реструктуризациипредприятий.
В используемыхтехнологических процессах преобладают устаревшие технологии, внедренные вбольшинстве в 60-х – 70-х годах. К 90 – м годам сформировалась тенденция нарастающегоотставания технического, технологического и экономического уровня химическихпроизводств от соответствующих показателей развитых стран на 10-20 лет. Этоявление проявилось в системе химической промышленности РФ в последние восемьлет.
Снижается числоинновационно-активных организаций в отрасли, а, соответственно, и объемтехнических и продуктовых нововведений.
Таким образом, можносказать, что производственный процесс в химической отрасли в настоящее времянаходится в состоянии неустойчивого и хрупкого равновесия. Доминирующие позициихимической отрасли, как реального сектора экономки России говорят о необходимостидальнейшего развития данного сектора экономики и в частности за счетдиверсификации детальности. Тем не менее, отрасль химии и нефтехимии (как имашиностроение) уже характеризуется широчайшей внутриотраслевой диверсификациейдеятельности, а также ассортиментного ряда внутри подотраслей. Одной из причинданного явления до сегодняшнего момента остается, то, что большая часть ассортиментапроизводимой продукции, поставляемой на экспорт, в том числе в страны ближнегозарубежья, является сырьем и возвращается в Россию в виде товаров производствахимической промышленности других стран. Только 32% хозяйствующих субъектовхимического комплекса на сегодняшний день освоили полный производственный циклпроизводимой продукции. Это способствует формированию и увеличению разрыва вцене внутреннего и внешнего рынка, ставит отечественного товаропроизводителя веще более неравное положение в конкурентной борьбе, следствием чего являетсяподавление отечественного химического производства. Рассматривая тенденцииразвития химического сектора, следует говорить о широкой конгломератнойдиверсификации деятельности предприятий отрасли. Многие хозяйствующие субъектыхимической отрасли входят в крупные промышленные и финансово-промышленныегруппы, которые и являются наиболее значимыми фигурами российской химии инефтехимии, во многом определяя тенденции и направления развития отрасли. Такиегруппы в России, как правило, находятся в зависимости от крупнейшегогазодобывающего предприятия РАО «Газпром» (или по крайней мере имеют тесныесвязи с ним).
Тем не менее, подобнуюдиверсификацию деятельности также нельзя назвать рыночно обоснованной, так каксоздание подобных стратегических альянсов не внесло никаких позитивныхизменений в финансовое и конкурентное состояние хозяйствующих субъектов химическойотрасли, а лишь укрупнили масштабы производства и сбыта аналогичных видовазотного и фосфорного сырья. Подобная ситуация связана в первую очередьотсутствием эффективных программ стратегического функционирования предприятий химическогокомплекса. Направления выхода из кризиса большинства из них предполагалифункционирование в старых подотраслях производства, за счет расширениятоварного ассортимента, а не реальной диверсификации деятельности. В результатеположительный экономический эффект носил временный, краткосрочный характер, ажелаемый эффект от управления риском от реализуемых бизнес-направлений не былдостигнут.
В связи с вышеперечисленнымипроблемами химического комплекса России, основными направлениями реформированияпредприятий химической отрасли должны стать:
– институциональныепреобразования; — реструктуризация активов предприятий, создание и укреплениемаркетинговых и других подразделений рыночной направленности; для преодолениякризиса неконкурентоспособности химической продукции и стимулирование их инновационно-инвестиционнойактивности;
– структурноепреобразование предприятий с учетом территориального фактора удаленности отсырьевых источников, потребителей, эффективности экспорта, переориентациядеятельности этих предприятий на региональный рынок;
– развитиевертикально-диверсифицированых структур с технологическим циклом от добычи ипереработки сырья до выпуска готовой продукции, позволяющих комплексно, свысокой степенью переработки, использовать региональные ресурсы и, какследствие, повышать эффективность своей работы.
Это, в свою очередь,требует укрупнения предприятий, расширения ассортимента выпускаемой продукции,создания новых перерабатывающих производств по выпуску товаров, пользующихсяспросом у населения и учитывающих ценовые и рыночные запросы потребителей.
2.2. Создание на „Нижнекамскшина“собственных образцов покрышек, и „успешная диверсификация производства концерна«Стирол»
ОАО “Нижнекамскшина» намерено вести конкурентную борьбу,развивая собственную науку. В советские времена все производители автопокрышекстраны пользовались разработками научно-исследовательского института шиннойпромышленности (НИИШП), который год назад прекратил свое существование. Теперьосновные шинные холдинги имеют собственные научно-технические службы. Например,в словацкой фирме «Matador» разработками занимаются 320 человек, афранцузская «Michelin» вкладывает в научные разработки 160 млн. евров год. На «Нижнекамскшине» всего 10 человек занимались работой по«доводке» конструкций и рецептур, полученных в НИИШП. Сейчас напредприятии разворачивается деятельность созданного в прошлом году научно-техническогоцентра (HTЦ), который, как сообщил корреспонденту rccnews.ru его директорАлександр Махотин, будет разрабатывать образцы новых шин, создавать своирецептуры резиновых смесей и собственные технологии.
Поставлена задача поднять до уровня запущенной в 2004 году линии«Кама Euro» качество остальных камских шин. Задачей является такжесоздание новых видов шин, например, цельнометаллокордных (ЦМК) для дорогих испортивных моделей автомобилей, для чего необходимы новое оборудование и новыетехнологии. Кстати, на «Нижнекамскшине» намерены не толькоприобретать импортное оборудование, но и производить часть оборудования на базе«Нижнекамского механического завода», также входящего внефтехимический холдинг «Татнефти». Проведены переговоры о созданиисовместных предприятий или участков по производству и модернизациисуществующего оборудования с компаниями «Matador» и«Skoda».
Одним из критериевзападных автопроизводителей является уровень шумности. Поэтому НТЦ предстоитрешать и эту совершенно новую для предприятия задачу. Поскольку у«Нижнекамскшины» пока нет своего испытательного полигона, будутиспользованы возможности научно-исследовательских служб «КАМАЗа» и«АвтоВАЗа»[29].Концерн «Стирол».
Деятельность концерна Стирол является наиболее ярким примеромдиверсификации химической промышленности в современных условиях.
«Стирол» характеризуется высокими операционными показателями и устойчивымфинансовым положением. Низкий уровень транспортных расходов, обеспечиваемыйблагодаря доступу к аммиакопроводу, является одним из наиболее важныхконкурентных преимуществ Стирола по сравнению с аналогичными украинскими ироссийскими компаниями. Кроме того, Стирол стремится к расширению номенклатурыпроизводимой продукции – компания выпускает не только минеральные удобрения, нои фармацевтические препараты, стирол и другие химикаты, а также экспортируетсвою продукцию в различные страны мира, что позволяет компенсировать негативныепоследствия, связанные с сезонными изменениями спроса. Следует отметить, чтонейтральная политическая позиция, которой придерживаются основные акционеры Стирола,фактически исключает вероятность реприватизации компании после проведениявыборов в стране.
Стирол является одной изкрупнейших промышленных компаний на Украине и занимает второе место попроизводству удобрений. Она находится в Донецкой области – наиболее развитомпромышленном регионе Украины. Хотя компания была основана еще в 1929 году,основные производственные мощности были введены в действие в 70-80-х годахпрошлого века. После реконструкции производства, проведенной в 2000 году,современное оборудование стало одним из основных факторов, определяющихконкурентоспособность компании.
В настоящее время концернСтирол располагает тремя агрегатами по выпуску аммиака, двумя установками попроизводству карбамида, одной – по производству аммиачной селитры, а такжерядом вспомогательных производств. К 2008 году компания планирует увеличитьвыпуск карбамида на 165 тысяч тонн в год, аммиака – на 171,6 тысяч тонн.[№13стр.52]
Стратегия развития. Стирол ставит пред собой рядстратегических задач:
v Укрепление лидирующих позиций средиукраинских производителей азотных минеральных удобрений. В настоящее времяконцерн контролирует 25-26% производства карбамида и аммиака в стране.
v Повышение конкурентоспособности засчет роста эффективности. Компания планирует построить две собственныегазотурбинные электростанции комбинированного цикла мощностью 50 МВт.
v Увеличение доли продукции с высокойдобавленной стоимостью в структуре реализации за счет сокращения доли аммиака.
v Снижение зависимости от конъюнктурына мировых рынках минеральных удобрений за счет развития других направленийдеятельности, которые не связаны непосредственно с производством аммиака идругих видов минеральных удобрений.
Ставка на диверсификацию
К сильным сторонамкрупнейшего на Украине производителя и экспортера аммиака и карбамида относятсяширокий ассортимент выпускаемой продукции и эффективная система логистики.Кроме того, Стирол выигрывает от сохранения высоких цен на минеральныеудобрения.
Имея доступ кмагистральному аммиакопроводу Тольятти – Одесса, компания получает ценовоепреимущество благодаря низким затратам на транспортировку, что обеспечиваетконкурентное превосходство украинской компании.
Стирол выпускает широкийассортимент продукции: аммиак, карбамид, полистирол, стирол, продуктыорганического синтеза, фармацевтическую продукцию. Диверсификация производствапозволяет минимизировать негативные последствия, вызванные циклическойволатильностью спроса на отдельные виды продукции.
В 2003-2004 годахкомпания доказала эффективность операционного управления и зафиксировалавысокие финансовые результаты деятельности. По итогам прошлого года выручкаСтирола по международным стандартам учета увеличилась на 43% при чистойрентабельности на уровне 20%.
Стирол считается одной излучших на Украине компаний с точки зрения стандартов корпоративного управления:компания регулярно публикует отчетность, составленную по международнымстандартам учета, демонстрирует информационную открытость, а ее коэффициентдивидендных выплат достиг 23% в 2004 году.
Рынок минеральныхудобрений по своей природе подвержен циклическим колебаниям, и в пределаходного цикла, обычно продолжающегося 2-3 года, цены могут подниматься иопускаться на 50-60%. Однако последние годы традиционная цикличность быланарушена с связи с повышением спроса на минеральные удобрения со стороныазиатских и американских заказчиков. Кроме того, росту цен на минеральныеудобрения способствовало сохранение высоких цен на природный газ.
Вместе с тем, даже вусловиях циклических ценовых колебаний Стирол обладает определеннымипреимуществами. За счет диверсификации производства и выгодного положения сточки зрения затрат украинская компания имеет возможность компенсироватьпадение показателей основных видов деятельности и обеспечить стабильность результатовпри меньшем уровне рисков, чем в среднем по отрасли.
Стирол выпускает ипоставляет на экспорт два основных вида минеральных удобрений, что позволилокомпании в полной мере использовать благоприятную конъюнктуру на рынкеминеральных удобрений в 2004-2005 годах. Однако Стирол выпускает не толькоминеральные удобрения, но и полистирол, продукты органического синтеза,фармацевтическую и другую химическую продукцию. Компания производит 25%украинского объема выпуска карбамида и 26% — аммиака, а также являетсяединственным производителем стирола в стране.
Именно диверсификацияпроизводства имеет решающее значение с точки зрения сохранения стабильнойрентабельности и роста выручки. Учитывая это обстоятельство, Стирол разработалинвестиционную программу, в рамках которой компания в ближайшие 3 года вложит вразвитие свыше 100 миллионов долларов. Модернизация действующих мощностей истроительство новых объектов позволит компании в будущем стабильно генерироватьденежные потоки [7].
2.2.Красноярский завод цветных металлов диверсифицирует производство, усиливаяпозиции на рынке
Открытое акционерноеобщество «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова сегодняявляется лидером рынка переработки драгоценных металлов в России. Предприятиеперерабатывает 42% золота и 98,5% платиноидов. Но дело не только в валовыхпоказателях. За последние годы ОАО „Красцветмет“ провелореконструкцию производства и ввело в работу целый ряд новых направлений попереработке драгоценных металлов. На предприятии сформировалось новое ювелирноенаправление — в итоге „Красцветмет“ стал вторым по объемампроизводства ювелирных изделий в России. В прошлом году завод освоилпроизводство катализаторных сеток, разрушив монополию в стране. Полным ходомидут переговоры с западными компаниями о возможности создания на территориикрасноярского завода цеха по производству катализаторов для автомобильнойпромышленности. Все эти проекты принесли „Красцветмету“ репутациюмногопрофильного промышленного комплекса, уверенно проводящего собственнуюбизнес-стратегию.
Основное производство»Красцветмета” — аффинаж драгоценных металлов. В России работаютвсего четыре таких завода, и каждый из них имеет свою специфику. Так сложилось,что предприятия, производящие драгоценные металлы, традиционно делятся на дванаправления: те, что занимаются золотом и серебром, и те, что занимаютсяплатиновыми металлами. Главное преимущество красноярского завода: технологияпроизводства, обеспечивающая получение из всех видов сырья всех восьмидрагоценных металлов — платины, палладия, иридия, родия, рутения и осмия,золота и серебра. Сейчас в Красноярске перерабатывается 98,5% платиновыхметаллов России, 42% золота (72,5 тонны). «Красцветмет» выступаетглавным переработчиком российского промышленного гиганта — «НорильскогоНикеля». В Красноярске аффинируется сырье из Заполярного и Кольскогофилиалов, золотопромышленной компании «Полюс». Второе направлениесовместной работы с «Норникелем» — производство химических соединенийдрагоценных металлов. В ОАО «Красцветмет» изготавливают соединениядля химической, автомобильной промышленности и реализуют эту продукциюпотребителям на российском и зарубежном рынках.
В 2004 году на заводепоявился новый цех по производству катализаторной сетки из платинородиевогосплава по английской технологии «Джонсон Матти» для использования вазотной промышленности. Этот шаг разрушил монополию Екатеринбургского завода пообработке цветных металлов на этом рынке и у завода сразу появились новыеклиенты. Производство на «Красцветмете» открывалось пошагово: сначалабыла установлена машина для плетения сетки, потом сформирован комплекс попроизводству проволоки из платиновых металлов. В итоге этой осенью на заводебыл сформирован полный цикл по производству катализаторных сеток. Тем временемизучался и спрос на эту продукцию. У сеток красноярского производства естьпокупатели и их число будет увеличиваться, уверены на «Красцветмете».Доля этого направления уже заняла 2% в общих объемах завода.
Производство техническихизделий также является одним из интенсивно развивающихся направлений работы назаводе. Завод активно входит в рынок технических изделий из платиновыхметаллов. Речь идет о новых рынках высоких технологий, где будут использоватьсясоединения и продукция металлообработки. Сейчас «Красцветмет» ведетобсуждение с западными партнерами о возможности создания на собственнойтерритории комплекса по производству автомобильных катализаторов, — рассказалдиректор завода по развитию и внешнеэкономическим связям Дмитрий Шульгин.
Рассматривается нескольковариантов того, где может быть расположено это производство — либо в ВосточнойЕвропе, либо в России. Размещение в России более выгодное — в серединеконтинента, близко к производству соединений. В случае положительного решенияиностранных партнеров производство можно будет развернуть за полтора года и ужев 2007 году выпустить первую продукцию.
Параллельно на заводепредпринимаются шаги к совершенствованию технологий производства.
Все предприятия подобногопрофиля в мире отличаются друг от друга техническими особенностямипроизводственного цикла и оборудованием. Сегодня завод является наиболеетехнологически надежным и экономичным — аффинаж проходит с минимальнымипотерями, производство экологически чистое. Что касается реконструкциипроизводства, то сейчас завод немного меняет ориентиры. На красноярском заводеаффинажный комплекс был построен на титановом оборудовании, а это довольнодорого. Сегодня «Красцветмет» постепенно переходит на оборудование,созданное с использованием железа, покрытого специальным пластиком, чтоприведет к значительному снижению затрат на реконструкцию.
Есть у«Красцветмета» и другие проекты, напрямую не касающиеся переработкидрагоценных металлов — бурно растущее непрофильное производство кремния. Еслиза последние годы по профильному ювелирному производству объемы выросли в 11раз, то по кремнию в 14 раз.
А ведь это предприятие,по которому еще 4-5 лет назад стоял вопрос: ликвидировать или сохранить.Ключевым шагом стало изменение направления развития: с электронных марок кремния- на кремний для солнечных батарей. Монокристаллический кремний«Красцветмета» сейчас используются в проектах по альтернативнойэнергетике в европейских странах, где каждый дом оснащается локальным солнечнымблоком.
Все эти действия поразвитию и совершенствованию многопрофильных производств на«Красцветмете» предпринимается для того, чтобы сделать бизнес заводаустойчивым. Нужно максимально диверсифицировать производство, но в рамкахпредприятия по переработке драгоценных металлов, говорят на заводе. В идеале напроизводственной площадке должны объединиться четыре вида работ: это аффинаж,производство химических соединений драгметаллов, ювелирное производство ипроизводство технических изделий. Очень важно, чтобы их доли в структуредоходности завода были равны. Сейчас же 35-40% приходится на аффинаж, 25% — наювелирное производство, на производство соединений из драгметаллов и натехнические изделия приходится 35%. Если все производства будут развиватьсятакже активно, то равновесие будет достигнуто уже в 2008 году.
Наибольшей проблемой дляпредприятий драгметальной отрасли становится вступление России в ВТО. Естьриск, что западные компании с их потенциальными мощностями могут простоуничтожить только становящийся на ноги российский рынок. Дабы сохранить своепреимущество перед конкурентами в условиях стремительно меняющегося рынка,«Красцветмет» намерен в ближайшее время увеличить объемы собственнойпереработки металлов и укрепить свои позиции на мировом рынке в качествевысокотехнологичного широкопрофильного комплекса по всему спектру работ сдрагоценными металлами [8].
Ранее КЗЦМпозиционировался на российском и международном рынке только как компания поаффинажу золота. Сейчас сформированы производства химических соединений икатализаторов. Это дало трехкратный рост производства с 2001 года.«Красцветмет» является поставщиком такой продукции на химические,нефтехимические, автомобильные, фармацевтические предприятия в стране и зарубежом. Причем, сам завод в свою очередь является покупателем патентов. Одинпатент даже был приобретен в Великобритании.2.3.Диверсификация «Нэфис косметикс»Казанский производитель бытовойхимии, косметики и соусов «Нэфис косметикс» диверсифицирует бизнес.15 августа компания начнет строительство завода по производству рапсовогомасла. Участники рынка косметики объясняют экспансию «Нэфиса» нанепрофильный рынок стагнацией нижнего ценового сегмента.«Нэфис косметикс»приступил к строительству казанского маслоэкстракционного завода 15 августа,сообщили в пресс-службе компании. Ранее назывались другие сроки. Переносначала строительства связан с решением правительства Татарстана оказатьподдержку проекту. «Нэфис косметикс» иГосударственный инвестиционно-венчурный фонд Татарстана учредили ОАО«Казанский МЭЗ» с уставным капиталом около 1,14 млрд руб. На долюгосударства в нем приходится порядка 35% акций, которые будут выкуплены послевыхода нового завода на проектную мощность. Стоимость строительства составит46,7 млн евро.По словам председателя советадиректоров Казанского жирового комбината Дмитрия Самаренкина, новый завод такжепозволит обеспечить сырьевую независимость жировому бизнесу «Нэфискосметикс».Сейчас Казанский жировой комбинатвынужден закупать масло-сырец в южных областях России, что снижаетрентабельность производства.Поэтому, по словам Самаренкина,компания пока делает основной упор на производство майонеза. Однако с вводом вдействие нового завода КЖК сможет претендовать и на 5-7% рынка растительногомасла. «Рапсовое масло — продукт будущего. В Европе его потребление выше,чем подсолнечного, а в мире рапса выращивают в полтора раза больше, чемподсолнечника,- поясняет Самаренкин.- В небольших количествах мы выпускаемрапсовое масло уже сейчас под маркой „Волшебная семечка“.Участники косметического рынка называютрешение „Нефис косметикс“ выйти в непрофильный рынок логичным. Выходкосметического игрока на другой рынок обусловлен тем, что нижнеценовой сегмент,основной для отечественных игроков, либо не меняется, либо сокращается. Авыходить в средний и высший сегменты сложно, там много транснациональныхкомпаний, конкурировать с их бюджетами практически нереально.Предполагаемый оборот заводасоставит 2,5 млрд руб. в год, там будет производиться 125 тыс. тонннерафинированного рапсового масла. По оценке владельца»Балтиморхолдинга” Алексея Антипова, если компания действительновыпустит заявленные объемы, она займет 5% российского рынка растительногомасла.Однако на раскрутку брэнда поподсчетам специалистов, потребуется около 10 миллионов долларов.Участники рынка продуктов питанияназывают проект перспективным. По словам директора Института конъюнктурыаграрного рынка Дмитрия Рылько, это перспективное направление, производстворапсового масла хорошо развито в Германии, Скандинавии, Франции. На российскомрынке его доля пока невелика, но в этом сезоне многие маслоэкстракционныезаводы начали загрузку именно с рапса.С ним соглашается пресс-секретарьхолдинга «Солнечные продукты» Наталья Полухина. «По даннымРосстата, доля рапсового масла не превышает 0,2% рынка растительного масла вРоссии, но этот рынок очень интересен. Рапсовое масло дешевле подсолнечного на2 тыс руб за тонну»,- говорит Полухина.Алексей Антипов настроен не такоптимистично. «Возможно, через пять-десять лет рапс и станет доминирующейкультурой, но чаще нишу подсолнечного масла занимает соевое, как, например, вСША»,- считает Антипов.Также на МЭЗе будет производитьсярапсовый шрот, на основе которого в компании планируют делать 1,5 млн тонндешевых высокобелковых комбикормов в год. «Рапс хорошо подходит для кормакрупного рогатого скота, а для свиней и птицы лучший комбикорм получается изсоевого шрота — рапсовый шрот содержит вредные для них вещества»,- говоритPR-директор «Черкизовского» Дмитрий Зубков.
Заключение
Диверсификацияпроизводства определяется как изменение производственной составляющей объектауправления в целях производства продукта, направленного на удовлетворениепотребительской потребности, отличной от той, на удовлетворение которойнаправлен уже выпускаемый продукт.
Различают три видадиверсификации производства: горизонтальную, конгломератную и концентрическую.Под горизонтальной диверсификацией понимается пополнение ассортиментапродукцией, не похожей на товары предприятия, но интересной для традиционнойклиентуры. Конгломератная диверсификация – это пополнение ассортиментапродукцией, не связанной с традиционной деятельностью предприятия. При концентрическойдиверсификации товарный ассортимент пополняется продуктами, похожими натовары предприятия, но имеющими более высокие потребительские свойства, болеевысокое качество.
Кроме того, различаютпрогрессивную и реакционную диверсификацию. По пути прогрессивнойдиверсификации идут мощные зарубежные корпорации, первыми осваивающие новуюпродукцию. К реакционной диверсификации относится освоение заводаминесвойственной им продукции для «выживания» предприятия.
Можновыделить три основополагающие группы причин перехода к стратегиидиверсификации.
1. Внешниеусловия предпринимательской деятельности. Рынки для осуществляемого производстванаходятся в состоянии насыщения, либо спрос на продукт находится на низкомуровне в течение довольно длительного времени. Диверсификация эффективна приблагоприятной общей ситуации. Она может служить содействовать целям выживания иразвития предприятия. Несколько предприятий могут объединиться с целью сниженияналогов. Однако влияние внешних условий на эффективность работы предприятиянеобходимо рассматривать отдельно для каждого конкретного случая.
2.Объективные причины, влияющие на повышение прибыли и снижение хозяйственныхрисков. Здесь можно выделить следующие факторы: экономия на масштабахпроизводства; укрепление конкурентных позиций на рынке; синергетический эффект- следствие объединения усилий в области снабжения, производства, маркетинга,сбыта, управления и финансирования. Кроме этого, действующее производство можетдавать превышающее потребности поступление денег. В этом случае такие денежныересурсы могут быть направлены на финансовые вложения в другие сферы бизнеса.
3. Политикауправленческого персонала. При расширении деятельности предприятия руководствополучает возможность усилить свою власть и увеличить собственные доходы.Диверсификация позволяет обеспечить стабильную занятость благодаря уменьшениюрыночных рисков. Также могут быть привлечены новые высококвалифицированныесотрудники.
Целидиверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния ивозможностей предприятия. Убыточные предприятия стремятся выжить за счетпроизводства новой прибыльной и конкурентоспособной продукции; предприятия сосредней нормой прибыли с помощью диверсификации стараются поддержатьустановившуюся финансовую стабильность, а у преуспевающих фирм приоритеты целейсмещаются в сторону экономической экспансии и завоевания новых рынков.
Рассматривая тенденцииразвития химического сектора, следует говорить о широкой конгломератнойдиверсификации деятельности предприятий отрасли. Многие хозяйствующие субъектыхимической отрасли входят в крупные промышленные и финансово-промышленныегруппы, которые и являются наиболее значимыми фигурами российской химии инефтехимии, во многом определяя тенденции и направления развития отрасли. Такиегруппы в России, как правило, находятся в зависимости от крупнейшегогазодобывающего предприятия РАО «Газпром» (или по крайней мере имеют тесныесвязи с ним). Тем не менее, подобную диверсификацию деятельности также нельзяназвать рыночно обоснованной, так как создание подобных стратегических альянсовне внесло никаких позитивных изменений в финансовое и конкурентное состояниехозяйствующих субъектов химической отрасли, а лишь укрупнили масштабыпроизводства и сбыта аналогичных видов азотного и фосфорного сырья.
Подобная ситуация связанав первую очередь отсутствием эффективных программ стратегическогофункционирования предприятий химического комплекса. Направления выхода изкризиса большинства из них предполагали функционирование в старых подотрасляхпроизводства, за счет расширения товарного ассортимента, а не реальной диверсификациидеятельности. В результате положительный экономический эффект носил временный,краткосрочный характер, а желаемый эффект от управления риском от реализуемыхбизнес-направлений не был достигнут.
В связи свышеперечисленными проблемами химического комплекса России, основнымнаправлениям реформирования предприятий химической отрасли должно статьразвитие вертикально-диверсифицированых структур с технологическим циклом отдобычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции, позволяющихкомплексно, с высокой степенью переработки, использовать региональные ресурсыи, как следствие, повышать эффективность своей работы.
Например концерн «Стирол»выпускает и поставляет на экспорт два основных вида минеральных удобрений, чтопозволило компании в полной мере использовать благоприятную конъюнктуру на рынкеминеральных удобрений. Однако Стирол выпускает не только минеральные удобрения,но и полистирол, продукты органического синтеза, фармацевтическую и другуюхимическую продукцию.
Именно диверсификацияпроизводства имеет решающее значение с точки зрения сохранения стабильнойрентабельности и роста выручки. Модернизация действующих мощностей истроительство новых объектов позволит компании в будущем стабильно генерироватьденежные потоки.
Красноярскийзавод цветных металлов позиционировался на российском и международном рынкетолько как компания по аффинажу золота. Сейчас сформированы производствахимических соединений и катализаторов. Это дало трехкратный рост производства с2001 года. «Красцветмет» является поставщиком такой продукции на химические,нефтехимические, автомобильные, фармацевтические предприятия в стране и зарубежом.Казанский производитель бытовойхимии, косметики и соусов «Нэфис косметикс» диверсифицирует бизнес.Компания начинает строительство завода по производству рапсового масла. Участникирынка косметики объясняют экспансию «Нэфиса» на непрофильный рынокстагнацией нижнего ценового сегмента. Выход косметического игрока на другойрынок обусловлен тем, что нижнеценовой сегмент, основной для отечественныхигроков, либо не меняется, либо сокращается. А выходить в средний и высшийсегменты сложно, там много транснациональных компаний, конкурировать с ихбюджетами практически нереально.
Наоснове всего вышеизложенного в данной курсовой работе можно сделать вывод. Вусловиях конкуренции любая компания стремится упрочить свое положение на рынкеи пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощистратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются вмногоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют междусобой функциональных связей.
Экспансиянефтяных компаний в химическую отрасль связана с диверсификацией их бизнеса.
Засчет диверсификации производства можно решить целый комплекс задач: поддержатьили стимулировать рост производства, увеличить размеры и стоимость компании,получить дополнительные прибыли. Списоклитературы:
1. Агапова М.П. Стратегия диверсификациина предприятии: цели и мотивы / Тульский государственный университет, г. Тула, 2005
2. Александров С. С.Стратегия диверсификации производства как основное направление стратегическогоразвития предприятия. // Проблемы теории и практики управления. № 1/2004
3. Аронов А. М. Причины диверсификациипроизводства / Науч. зап. кафедры прогнозирования и планирования экон. и соц.систем / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. 2000.
4. Егоров.В.И.,Золотникова Л.Г., Экономика нефтеперерабатывающей и нефтехимическойпромышленности .-М.: Химия, 1974,-290с.
5. Зайцев И.Л.Экономика промышленного предприятия: учебник для вузов. 3-е издание переработанное.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 358с.
6. Залевский А.А.,Экономика химической промышленности: Учеб.пособие для вузов .-М.: Химия,1986.-192с.
7. Концерн«Стирол» // Эксперт, №16, 2004 г.
8. Красцветмет:Универсальная драгоценность // Коммерсантъ-Власть/ № 11, 2005.
9. Меньшова В.П,Тобелько И.Л, Экономика химической промышленности: Учеб. пособие. — М.: Высш.школа, 1982. –303с.
10. Немченко Г.В., ДонецкаяС.С., Дьяконов К. Р. Диверсификация производства: цели и направлениядеятельности / Дальневосточное отделение РАН. — Благовещенск, 2001.
11. Садчиков И.А., Сомов В.Е, КолесовМ.Л., Балукова В.А. Экономика химической отрасли: Учеб. пособие для вузов / Подред. Проф. И. А. Садчикова. – СПб: Химиздат, 2000. – 384 с.
12. Экономика предприятия: учебноепособие / Е.А. Татарников. – М.: издательство«Экзамен», 2004. – 256с.
13. Экономикапредприятий химических отраслей промышленности: Учебное пособие. Изд. 2-е,перераб. и доп. / В.Д. Григорьев; Казанский Государственный ТехнологическийУниверситет. Казань, 2004. – 352с.
14. Сабурова М. М. Диверсификация какфактор устойчивого развития предприятия. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соисканиеученой степени кандидата экономических наук. Ульяновск. 2006.
15. Современнаяэкономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие – Ростов-на-Дону:издательсво «Феникс», 2002 – 544с.
16. Сомов В.Е.Стратегическое управление нефтеперерабатывающими предприятиями. СПб: Химиздат,1999. 264c.
17. Суркова Т.В. Предпосылки перехода креализации программ диверсификации деятельности предприятий химическогокомплекса России в современных условиях. / Новомосковскй институт Российскогохимико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. 2005г.
18. Химическая инефтехимическая промышленность России на мировом рынке /И.А.Садчиков,М.Л.Колесов, В.А. Булакова и др .: Под ред.И.А Садчикова. СПб: Изд. СПбГИЭА,1998. 115c.
19. Экономика предприятия.Пелих А.С., Ростов н/Д.: Издательство: Феникс. 2002. – 416с.
20. Экономика предприятия:учебник. Грещак М.Г., Колот В.М., Наливайко А.П. Издательство: экономическийуниверситет, 2002г. – 384с.
21. Экономика химическойотрасли. Колесов М.Л., Сомов В.Е., Балуков В.А. Издательство: Химиздат, 2004. –384с.
22. Экономикахимической отрасли: Учеб.пособие для вузов /Под.ред.проф. И.А.Садчикова-СПб:Химиздат, 2000.-384c.
23. Экономикахимической промышленности: Учеб.пособие для химико-технологических вузов/ В.Л.Клименко, Л.С.Глухарев, С.Н.Иванова и др.: под.ред. В.Л.Клименко. Л.: Химия,1990. 287c.
24. www.chemindustry.ru
25. www.
26. www.kommersant.ru
27. www.product.ru
28. www.rid.ru/
29. www.shina-kama.ru
30. www.stirol.net
31. www.24rus.ru/