Роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в контроле за целевым использованием бюджетных

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ»
Заочная форма обучения (дистанционные технологии)
Кафедра «Финансы»
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему «Роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в контроле за целевым использованием бюджетных средств»
Выполнил: гр.08101ДФР2С-01
Рафаенко О.А.
Проверил: доцент Седова М.Л.
Москва 2009 г.
Содержание
Введение
1. Роль и полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
1.1 Необходимость создания и роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
1.2 Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
2. Деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
2.1 Взаимодействие Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с другими контрольными органами
2.2 Характеристика контрольной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Заключение
Список литературы
Введение
Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Основной целью государственного финансового контроля является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.
Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы. Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом-законом, постановлением, положением о данном органе. Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была образована на основании Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым ей были переданы функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 было утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, а Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р Федеральной службе финансово-бюджетного надзора переданы в ведение контрольно-ревизионные органы и территориальные органы по валютному контролю Минфина России.
Актуальность темы. Проверка расходования госсредств всегда необходима, потому что эти средства слишком часто оседают в карманах чиновников, но сейчас, в связи с проведением приоритетных государственных проектов и, соответственно, выделением на них денег из бюджета, изучение роли Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как органа контроля за расходованием этих денег видится особо необходимым.
Цель работы – изучение роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в контроле за целевым использованием бюджетных средств. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
1) указать полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
2) определить роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
3) показать взаимодействие Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с другими контрольными органами;
4) охарактеризовать контрольную деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Объект исследования – деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Предмет исследования – контроль за целевым использованием бюджетных средств.
1. Роль и полномочия федеральной службы финансово-бюджетного надзора
1.1 Необходимость создания и роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Сама по себе функция финансово-бюджетного надзора всегда существовала и в России, и в СССР. Недавно органы финансового надзора отметили свое 80-летие. Раньше, до революции, этим занималась чуть ли не жандармерия. До весны 2004 года в структуре Минфина существовал Департамент финансового контроля, который назывался Контрольно-ревизионное управление — КРУ Минфина России. Но в ходе административной реформы было принято принципиальное политическое решение о том, что надзорные, контрольные и иные не правоустанавливающие структуры выделяются из министерств и преобразуются в независимые организации: соответственно, в федеральные службы (надзоры) и федеральные агентства — организации, оказывающие платные услуги населению. Поэтому было принято решение о выделении КРУ и Департамента валютного контроля из системы Минфина России и их преобразовании, слиянии в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Вот основной резон — фактически единственный — для выделения из Министерства надзорных департаментов, отделов и управлений и преобразования их в отдельную службу. В общем и целом направления работы остаются теми же, что были предыдущие 80 лет — это контроль за правильностью расходования средств федерального бюджета.
Итак, в ведении Министерства финансов Российской Федерации была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора1, с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функцией органа валютного контроля. Вновь созданная Служба объединила в себе функции, исполнением которых занимались департаменты Минфина России: департамент государственного финансового контроля и департамент валютного контроля. В непосредственном подчинении данных департаментов Минфина России до административной реформы 2004 года на территориях субъектов Российской Федерации существовали контрольно-ревизионные управления и управления валютного контроля.
На базе контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации были созданы Территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которые стали осуществлять функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что управления валютного контроля имели статус региональных управлений, они находились не в каждом субъекте Российской Федерации. Поэтому в первую очередь вновь созданные Территориальные управления Росфиннадзора столкнулись с проблемой, связанной с необходимостью комплектования своих штатов специалистами по валютному контролю. «Кадровый голод» не должен был повлиять на осуществление одной из основных функций территориальных управлений, поэтому многие руководители территориальных управлений приняли в то время решение о переподготовке и повышении квалификации имеющихся сотрудников.
Отличительной особенностью вновь созданных территориальных управлений Росфиннадзора от контрольно-ревизионных управлений Минфина России в части осуществления бюджетного контроля стало то, что территориальные управления Росфиннадзора перестали контролировать средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.
С 2004 года территориальные управления Росфиннадзора осуществляют финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов и ссуд.
За достаточно короткое время существования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора произошло довольно много изменений в нормативно-правовых актах, неизменным оставалось внимание государства к функциям Росфиннадзора по осуществлению им финансового и валютного контроля на всей территории России.
При общем уменьшении ограничений в проведении валютных операций законодательством были пересмотрены санкции за нарушения валютного законодательства. Устанавливается конкретная ответственность за несоблюдение правил и норм при осуществлении валютных операций и представлении форм учета и отчетности по этим операциям, а также за нарушения единых правил оформления паспортов сделок.
Причем административная ответственность за нарушения валютного законодательства становится очень существенной, что заставляет участников внешнеэкономической деятельности серьезнее относится к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных нормами права. Для органов Росфиннадзора изменения валютного законодательства Российской Федерации обернулись увеличением количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях и, как следствие, увеличением нагрузки, что потребовало для отдельных территориальных управлений (находящихся в центрах внешнеэкономической активности резидентов) пересмотра штатных расписаний и усиления направления деятельности по валютному контролю.
1.2 Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
В полномочия Росфиннадзора, закрепленные Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, входит осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции валютного контроля. Это Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278.
Согласно этому документу Федеральная служба имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов. А также в организациях, которые используют материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.
При этом, конечно, надо иметь в виду, что ряд коммерческих фирм выполняет работы, оказывает услуги и поставляет товары для государственных нужд, которые оплачиваются из федерального бюджета. В этих случаях служба обязана проверить правомерное, в том числе целевое и эффективное расходование государственных средств.
В частности пункт 5.14.2 Положения о Федеральной службе непосредственно предусматривает осуществление проверок в организациях любых форм собственности. Правда, при условии, что они получили от государственной организации денежные средства, материальные ценности. Россфиннадзор анализирует документы таких компаний, сличает их записи с соответствующими данными, предоставленными проверяемой организацией. Это так называемые встречные проверки, которые ранее проводили контрольные органы Минфина России.
Необходимо отметить, что согласно указанному Положению Федеральная служба имеет также право осуществлять контроль и надзор за проводимыми резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями. Россфиннадзор проверяет, насколько эти операции соответствуют валютному законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также следит за соблюдением организациями нормативных актов органов валютного регулирования.
Несоблюдение компаниями негосударственной формы собственности установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов повлечет наложение административного взыскания.
Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:
1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;
2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;
3) осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;–PAGE_BREAK–
5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;
6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
С 2006 года в полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора входит контроль за проведением государственных закупок, осуществляемыми бюджетными учреждениями. Правительством РФ было разработано следующее разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти.
Территориальное органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1. осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
2. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального управления и реализацию возложенных на территориальное управление функций;
3. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
4. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. обеспечивает мобилизационную подготовку территориального управления;
6. организует профессиональную подготовку работников территориального управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
7. представляет в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора аналитическую информацию по результатам контрольных мероприятий и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, а также планы контрольной работы территориального управления и отчеты о деятельности территориального управления;
8. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности территориального управления информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;
9. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального управления;
10. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд территориального управления;
11. участвует в формировании и ведении единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
12. оказывает методологическую помощь контрольным и финансовым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
13. осуществляет по поручениям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.1
2. Деятельность федеральной службы финансово-бюджетного надзора
2.1 Взаимодействие Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с другими контрольными органами
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора тесно взаимодействует с правоохранительными органами.
Приоритетным направлением в деятельности Росфиннадзора во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
По мотивированным обращениям правоохранительных органов Росфиннадзор и его территориальные органы должны направлять своих специалистов для участия в проведении проверок и ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики (п. 3 Указа Президента РФ N 224).
Росфиннадзором проводятся ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности по мотивированным обращениям руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 268 БК РФ, а также п. 6 Приказа Минфина N 75н Росфиннадзор проводит ревизии и проверки:
в организациях, получающих средства федерального бюджета, а также средства государственных внебюджетных фондов;
в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности (например, организации, арендующие федеральное имущество);
в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемых организаций денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).
Согласно п. 8 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717 в постановлении (требовании) правоохранительных органов о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание — перечень конкретных и входящих в компетенцию Росфиннадзора вопросов ревизии (проверки).
Росфиннадзор или его территориальные органы со дня получения мотивированного обращения правоохранительного органа в течение 10 дней обязаны подготовить и направить письмо инициатору проведения ревизии (проверки), в котором сообщается о возможности ее проведения и о дате начала предварительного изучения документов, подлежащих ревизии (проверке).1
При подготовке к проведению ревизии (проверки) Росфиннадзор осуществляет комплекс подготовительных мероприятий (подбор и изучение законодательных и иных нормативных документов) по вопросам, поставленным в мотивированном обращении правоохранительного органа, в том числе предварительное изучение документов ревизуемой организации. Под предварительным изучением первичных бухгалтерских документов ревизуемой (проверяемой) организации понимается проверка изъятых правоохранительными органами или имеющихся в организации документов с целью решения вопроса о достаточности и документальной возможности проведения намечаемой ревизии (проверки).
В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии (проверки) Росфиннадзором определяется наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документов бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов).
При этом к ревизии (проверке) принимаются подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством РФ.
В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов Росфиннадзор вправе принять и направить в правоохранительный орган материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а также мотивированное решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) до полного восстановления бухгалтерского учета.
По итогам предварительного изучения документов и в рамках постановления (требования) о проведении ревизии (проверки) Росфиннадзором составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении, и утверждается руководителем Росфиннадзора (его территориального органа). Кроме того, инициатору проведения ревизии (проверки) направляется письмо о сроках проведения контрольного мероприятия.
Правоохранительный орган, назначивший ревизию (проверку), привлекает специалистов и получает материалы их проверок с последующей передачей проверяющему (руководителю ревизионной группы) (п. 16 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717).
На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на ее проведение.
В соответствии с п. 5.14.9 Приказа Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» руководители проверяемых организаций обязаны создавать надлежащие условия сотрудникам территориальных органов Росфиннадзора для проведения контрольных мероприятий, а именно: предоставить необходимые помещения, оргтехнику, услуги связи, транспорта, канцелярские принадлежности, а также обеспечить работу по делопроизводству.
Приоритетным направлением в деятельности Росфиннадзора во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
По мотивированным обращениям правоохранительных органов Росфиннадзор и его территориальные органы направляют своих специалистов для участия в проверках и ревизиях по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики.
При проведении ревизии (проверки) правоохранительный орган обеспечивает поиск адресов местонахождения ревизуемой организации по запросам Росфиннадзора, присутствие должностных, материально ответственных лиц либо лиц, выполняющих управленческие функции ревизуемой организации, работающих как во время проведения ревизии (проверки), так и в другие периоды, и получение объяснений от них.
Росфиннадзор при необходимости и по согласованию с правоохранительным органом в рамках своей компетенции проводит встречные проверки в предприятиях и организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией.
В случае если такие проверки выходят за рамки постановлений (требований) правоохранительного органа, им выносится новое постановление (направляется требование).
Правоохранительный орган оказывает содействие в организации таких проверок, предоставляет необходимую информацию о местонахождении предприятий и организаций, организует взаимодействие специалистов Росфиннадзора в месте их проведения, при необходимости и наличии возможностей обеспечивает транспортом. Правоохранительный орган оказывает содействие в получении объяснений от должностных и материально ответственных лиц.
При необеспечении правоохранительным органом условий, указанных в п. 12, 17 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717, руководство Росфиннадзора вправе принять доводимое до правоохранительного органа решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) как в целом, так и относительно отдельных ее вопросов, до устранения препятствий.
Результаты ревизии (проверки), а также встречной проверки должны быть оформлены актом, который составляется в трех экземплярах.
Записи в акте ревизии (проверки) излагаются на основе: проверенных документов и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемой организации материалов; актов о результатах произведенных встречных проверок; фактических проверок действительности совершения операций, а также сведений, вытекающих из заключений специальных экспертиз.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), встречной проверки, должно быть указано: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.
Правоохранительный орган — инициатор ревизии (проверки) обязан оказывать содействие специалистам Росфиннадзора в техническом оформлении акта ревизии (проверки), а также в его подписании, обеспечивая присутствие должностных, материально ответственных и других лиц, выполняющих управленческие функции в ревизуемой организации.
В тех случаях, когда правоохранительный орган не обеспечил присутствие руководства ревизуемой организации для ознакомления и подписания акта ревизии (проверки), акт подписывается специалистами Росфиннадзора и с приложениями по описи направляется правоохранительному органу, по постановлению (поручению) которого проводилась ревизия (проверка).
Согласно п. 2 Указа N 224 Росфиннадзор, а также его территориальные органы в незамедлительном порядке обязаны информировать соответствующие органы прокуратуры РФ о выявленных в ходе проведения ревизий, проверок финансово-хозяйственной деятельности правонарушениях в сфере экономики.
Таким образом, при выявлении в ходе ревизий и проверок нарушений, содержащих признаки состава преступления в сфере экономики, Росфиннадзором, а также его территориальными органами должны быть приняты меры по информированию об указанных фактах органы прокуратуры РФ, которые, в свою очередь, осуществляют следственные действия и направляют дела в суды.
Необходимо отметить, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ст. 4 УК РФ).
Преступлениям в сфере экономики посвящен раздел 8 УК РФ. К указанным преступлениям, в частности, относится нецелевое использование средств бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, совершенное в крупном и особо крупном размерах.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Акты ревизий (проверок), проводимых в соответствии с планом контрольной деятельности Росфиннадзора, в которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в десятидневный срок после завершения их оформления (п. 31 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717).
В соответствии с п. 32 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717 передаваемые материалы должны содержать:
письменное сообщение за подписью руководителя (заместителя) Росфиннадзора или его территориального органа, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства РФ;
подлинник акта ревизии (проверки), оформленный и подписанный надлежащим образом, другие ревизионные материалы (приложения к акту), подтверждающие выявленные нарушения;
объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии (проверки);
письменные заключения проверяющих (при наличии возражений по акту).
В соответствии со ст. 144 УПК РФ правоохранительные органы при получении материалов по результатам проведенных ревизий обязаны проверить и принять по указанным материалам решение, предусмотренное ст. 145 УПК РФ, в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения, а также информировать Росфиннадзор о принятых мерах.
14 октября 2008 г. заключено Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.
Оно определяет общие принципы взаимодействия ФССП России, ее территориальных органов, их структурных подразделений и Росфиннадзора, его территориальных органов при исполнении постановлений, выданных Росфиннадзором, его территориальными органами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Что касается взаимодействия Федеральной службы с судебными органами, то здесь необходимо отметить следующее.
В области валютного контроля уже есть наработанная практика, т.к. Департамент валютного контроля Минфина России выступал в защиту государственных интересов по вопросам валютного контроля.
Что же касается вопросов в области государственного финансового контроля, то здесь ситуация несколько иная. Дело в том, что контрольно-ревизионные органы участвовали в судебных процессах, связанных с признанием недействительными уведомлений Федерального казначейства, оформленных по представлениям контрольно-ревизионных органов, только в качестве третьих лиц. Ответчиком по искам выступало Федеральное казначейство.
Теперь, в соответствии с Положением о Федеральной службе, Росфиннадзор представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
Поэтому одной из задач, стоящих перед нами, является повышение качества представления интересов государства по делам о нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере в судах. А также выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере на основе анализа правоприменительной практики.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора заключила соглашение №01-06/28509 о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля. Данное соглашение было заключено в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В тексте этого соглашения предлагается организовать взаимодействие Федеральной таможенной службы с территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В соглашении предлагается обеспечить ежеквартальное направление Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в Федеральную таможенную службу России информацию о результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами. Данная информация, в свою очередь, будет направляться в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные Федеральной таможенной службе России.
6 марта 2007 года Росфиннадзор и Федеральная антимонопольная служба подписали Декларацию о сотрудничестве и координации деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службы и заключили Соглашение о сотрудничестве и координации деятельности при осуществлении контрольных полномочий в установленных сферах деятельности.
Целью Соглашения является выработка сторонами Соглашения единой согласованной политики по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Исходя из поставленной Соглашением цели, деятельность сторон Соглашения направлена на выполнение следующих задач:
— повышение эффективности осуществления контрольных полномочий ФАС России и Росфиннадзора;
— предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов при размещении заказов;
— совершенствование и интеграция информационных ресурсов, используемых в сфере размещения заказов;
— установление общего порядка ведения учетной документации, периодичности предоставления и объема информации, направляемой Сторонами в рамках реализации Соглашения.
Предметом Соглашения является выполнение Сторонами поставленных задач путем:
— осуществления регулярного обмена информацией, связанной с осуществлением контрольных полномочий в установленных сферах деятельности;
— обмена иной информацией, представляющей взаимный интерес для Сторон;
— проведения взаимных консультаций для эффективной реализации полномочий Сторон в установленной сфере деятельности.
27 декабря 2006 г. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство, исходя из необходимости обеспечения совместной согласованной деятельности в этой сфере, заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии при осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, создания системы противодействия нарушениям валютного законодательства и исходя из необходимости обеспечения совместной согласованной деятельности в этой сфере, 3 мая 2006 года заключили Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии прри осуществлении валютного контроля.
2.2 Характеристика контрольной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2009 год проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, направленных Министерству обороны Российской Федерации (в части Военно-воздушных сил) для финансирования заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа на закупку вооружения, военной, специальной техники и оплату НИОКР за 2007 — 2008 годы.
Объем проверенного бюджетного финансирования составил 56692,8 млн. рублей. Проверкой выявлено нарушений бюджетного законодательства при расходовании 2577,7 млн.рублей средств федерального бюджета (5% от объема проверенного финансирования). В том числе неправомерное использование — 1021,6 млн.рублей, неэффективное использование — 96,0 млн.рублей, просроченная по обязательствам, в том числе неучтенная дебиторская задолженность — 1347,6 млн.рублей, нарушения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности — 74,6 млн.рублей, другие нарушения законодательства — 37,9 млн.рублей. Неправомерно использованы бюджетные средства при расходовании 1021,6 млн. рублей.1 При этом финансирование расходов по заключенным и оплаченным государственным контрактам по НИОКР превышает размеры выделенных лимитов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Просроченная дебиторская задолженность коммерческих организаций перед Министерством обороны Российской Федерации составляла 1347,6 млн.рублей, в том числе ОАО «ИЛ» в объеме 391,5 млн.рублей, ОАО «Камов» — 33,0 млн.рублей, ФГУП «ПО „УОМЗ“ — 32,2 млн.рублей, по прекращенным НИОКР — 176,3 млн.рублей. При планировании бюджетных ассигнований не соблюдались Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённые приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н. Расходы на закупку боеприпасов и летно-технического обмундирования были запланированы по виду расходов 224 „Авиационная техника“. Вместе с тем для этих целей предусмотрены виды расходов 230 „Боеприпасы“ и 232 „Прочая продукция производственно-технического назначения“.1
Проверкой установлены расхождения между данными отчетов об исполнении ГОЗ и представленными документами за 2007 — 2008 годы, что свидетельствует об отсутствии достоверного учета заключенных и исполненных контрактов.
ГОЗ-2007 и ГОЗ-2008 выполнены не в полном объеме. Предприятиям — поставщикам, несвоевременно выполнившим (не выполнившим) договорные обязательства, предъявлены претензии.
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в результате проверок использования средств федерального бюджета, выделенных в 2007 году на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта „Образование“, в субъектах Российской Федерации выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Образовательными учреждениями в ряде случаев допущено использование полученных средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их выделения.
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности посольств Российской Федерации в Австрии, Аргентине, Болгарии, Великобритании, Дании, Египте, Индии, Иране, Турции, Швейцарии, ЮАР, а также генеральных консульств Российской Федерации в городах Александрии, Женеве, Зальцбурге, Исфагане, Кейптауне, Мумбаи, Русе, Стамбуле, Эдинбурге за 2006-2007 годы и истекший отчетный период 2008 года. Выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
В нарушение пункта 37 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. № 101 „О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2006 год» и статьи 115 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» сумма авансов в 2006-2007 годах, перечисленных Посольством России в Индии по контрактам на выполнение строительных работ, превысила установленный предельный размер на 71,8 тыс. долларов США, Посольством России в Турции на приобретение автомобилей — на 122,1 тыс. долларов США.1
В нарушение пункта 5е Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. № 911, с отдельных сотрудников посольств Российской Федерации не взималась оплата эксплуатационных затрат по излишкам используемой площади жилых помещений.
В результате недобор средств федерального бюджета составил 43,4 тыс. долларов США, в том числе: Посольство России в Австрии — 4,4 тыс. долларов США, Посольство России в Болгарии — 6,4 тыс. долларов США, Посольство России в Великобритании — 14,0 тыс. долларов США, Посольство России в Дании — 4,9 тыс. долларов США, Посольство России в Иране — 9,7 тыс. долларов США, Посольство России в Швейцарии — 4,0 тыс. долларов США.2
Посольством России в Болгарии при экономии по сметам расходов в целом и по отдельным статьям экономической классификации, в I полугодии 2008 г. допущен перерасход по статье 226 «Прочие услуги» за страхование объектов недвижимости в сумме 36,0 тыс. долларов США. Посольством России в Индии не отражены в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) 15,5 тыс. долларов США, полученные от реализации двух автомобилей, что является нарушением пункта 64 приказа Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности». Указанные денежные средства списывались на уменьшение расходов по статье «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования».
В нарушение статьи 59 Консульского устава допускались случаи необоснованного освобождения от уплаты консульских сборов сотрудников российских загранучреждений и членов их семей. В результате недобор средств федерального бюджета составил 19,1 тыс. долларов США, в том числе: в консульском отделе Посольства России в Швейцарии и Генконсульстве России в г. Женеве — 6,7 тыс. долларов США, консульском отделе Посольства России в Великобритании и Генконсульстве России в г. Эдинбурге — 12,4 тыс. долларов США. В нарушение Тарифов сборов за совершение консульских действий, утвержденных руководителями загранучреждений, недоплата консульских сборов в консульском отделе Посольства России в Австрии и Генконсульстве России в г. Зальцбурге составила 0,5 тыс. долларов США, консульском отделе Посольства России в Иране и Генконсульстве России в г. Исфагане — 0,9 тыс. долларов США, консульском отделе Посольства России в Египте — 0,6 тыс. долларов США.1
Выявлены неиспользуемые объекты недвижимости. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с пунктом 16 Плана деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2008 год проведены проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Федерального и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2007 год.
Контрольными и надзорными мероприятиями выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Территориальными фондами в ходе проверок возмещены средства, использованные с нарушением законодательства Российской Федерации, на общую сумму 33948,9 тыс. рублей, внесены изменения в данные бухгалтерского учета на сумму 1709102,7 тыс. рублей.
Федеральному фонду обязательного медицинского страхования направлено предписание для принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации. О результатах проверки проинформированы Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Материалы проверки ФОМС переданы на рассмотрение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Заключение
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора занимает ключевой положение в системе органов государственного финансового контроля. Она осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного финансового контроля законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Также она осуществляет в пределах своей компетенции деятельность в сферах валютного контроля и государственных закупок.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.
Цель ревизии определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора взаимодействует с: правоохранительными органами, Службой судебных приставов, Федеральной таможенной службой, Федеральной антимонопольной службой, Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой и т. д. Федеральной службе финансово-бюджетного надзора переданы в ведение контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина РФ. Бюджетный кодекс определил следующие основные направления деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора:
1. осуществление финансового контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов;
2. осуществление финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора контролирует расходование бюджетных средств по Федеральным целевым программам, по обращениям граждан, в фондах медицинского страхования и пр., в Министерстве обороны и т. д. Немаловажное значение имеют контрольные ревизии территориальных управления Росфиннадзора. Все нарушения, выявленные в ходе контрольной деятельности, как правило, заканчиваются возвратом нецелевым образом использованных средств в бюджет государства.
Но также случаются и проблемы, вследствие которых Росфиннадзор проигрывает судебные дела. Очевидно, необходимо стремиться к тому, чтобы отношение общего количества дел об оспаривании действий и решений Федеральной службы в области финансово-бюджетного контроля и надзора к количеству таких дел, выигранных Федеральной службой, достигало своего максимального значения.
Список литературы
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 24, ст. 2335, N 31, ст. 3230, N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 20; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 8; N 50, ст. 5303
Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями на 22 сентября 2009 года
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»
Приказ Минфина РФ от 04 Сентября 2007 г. N 75н «Об утверждении регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств Федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в Федеральной собственности „
Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278)
Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора“ (утв. приказом Минфина РФ от 11 июля 2005 № 89н с изменениями от 20 сентября 2005 г. // Бюджетный учет, N 1, январь 2005 г.
Декларация о сотрудничестве и координации деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/770
Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службой от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/769
Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной налоговой службой при осуществлении валютного контроля от 3 мая 2006 года
Арзуманова Л. Л. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009
Репин А. Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности // N 4, 5, апрель, май 2008 г.
Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора / www.rosfinnadzor.ru/ Ссылки (links):
www.rosfinnadzor.ru/