Роль финансово-промышленных групп в формировании рыночной экономики

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Глава 1 Финансово-промышленныегруппы: общая характеристика
1.1 Понятие финансово-промышленнойгруппы
1.2 Типы финансово-промышленных групп
Глава 2 Нормативное регулированиедеятельности ФПГ
2.1 Целесообразность формированияфинансово-промышленных групп
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическаяполитика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана ссозданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигаетсявопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качествеорганизационно- хозяйственных форм которых выступают холдинги,транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ).
Отечественнаяпромышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примероммогут служить синдикаты и входившие в них тресты; объединения; производственныеобъединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-техническиецентры. С началом массовой приватизации совпадает время появления такихструктур интеграции, как холдинги.
Развитием процессасоздания интегрированных корпоративных структур является становление российскихфинансово-промышленных групп.
В формефинансово-промышленных групп реализуется схема интеграции финансовых,производственных и коммерческих структур при сохранении юридическойсамостоятельности каждого из участников группы. В процессе реализации основныхзадач ФПГ должны стать основой системы инвестирования экономики; ониформируются как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночныхусловиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную наразвитие приоритетных направлений производства.
В условиях рынкаформирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы ихсоздания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровняразвития экономики, степени еe коммерциализации, состояния финансового,фондового и товарного рынков.
Цель курсовой работы –роль финансово-промышленных групп в формировании рыночной экономики.
Задача курсовой работы –рассмотреть целесообразность формирования финансово-промышленных групп.
В данной курсовой работедана характеристика финансово-промышленных групп: понятие, типы, роль вформировании рыночной экономики.

ГЛАВА 1.ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 ПОНЯТИЕФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ
 
Экономику подавляющегобольшинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ – транснациональныекорпорации. Формирование крупных финансово- промышленных комплексов связано снеобходимостью проведения широкомасштабных научных исследований и разработок,более полного использования технологического потенциала, расширенияпроизводственной кооперации, а также со стремлением противостоять резкимколебаниям деловой конъюнктуры.
Финансово-промышленныегруппы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие всебя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные,инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ кфинансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболеенадежное и прибыльное размещение капитала.
Сегодня в мире накопленбольшой опыт создания развития финансово-промышленных групп, отработано многоподходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм,позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединенияпромышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединениепромышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установлениямежду ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделениятруда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственнойдеятельности
В ФПГ объединяютсяюридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности.Подавляющее большинство участников представляют собой приватизированные ичастные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальнойинтеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности. Восновном, направления деятельности зарегистрированных групп соответствуютприоритетам.
В целом совокупность ФПГотличается достаточно широкой диверсификацией и охватывает более 100направлений деятельности в самых разнообразных отраслях.
1.2 ТИПЫФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
Опыт, накопленный смомента создания первых ФПГ, позволяет сделать предварительные выводы обосновных тенденциях процесса их формирования.
Исходя из специфики экономикиКзахстана, группы можно
классифицировать последующим критериям:
способу создания,
-инициатору формирования
-организационномустроению
-форме производственнойинтеграции
-масштабам деятельности
Зачастую в каждой изсозданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее времяФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредствомрыночной консолидации активов.
В зависимости отинициатора создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается всягруппа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:
-банковские,
-промышленные,
-торговые.
Центром «банковской» ФПГявляется кредитно-финансовая организация.
Сегодня конкуренциябанков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерныйконтроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияниена рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГэтого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которыемогут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственнойкооперации, ни по другим хозяйственным интересам.
Главным условиемвозникновения «промышленных» ФПГ является необходимость обеспечитьпроизводственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическомвзаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий.
Если сотрудничествоучастников финансово-промышленной группы сводится к кооперации вснабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно занимаютторговые компании. Многие товаропроизводители осознали необходимость теснойкооперации с достаточно крупными и специализированными в области снабжения исбыта предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие нарынок посредством контроля не только над производственным, но ираспределительным циклом.
Возможны «мягкие» (консорциум,ассоциация, союз) и «жесткие» (холдингового типа) варианты организационногостроения финансово- промышленных групп. Выбор типа организационного строенияФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу междуее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств,целями создания и направлениями развития.
Анализ деятельностироссийских ФПГ показал, что организация сотрудничества предприятий-участниковгруппы остается одним из слабых мест финансово-промышленных групп. Претензии корганизации управления ФПГ возникают как с точки зрения управляемости развитиемгруппы, так и с позиций финансовой обеспеченности ее замыслов.
ФПГ могут различаться поформам производственной интеграции: вертикальные, горизонтальные иконгломераты. Вертикальные ФПГ ( это объединения, в которыхпредприятия-участники выпускают один вид изделия, участвуя в его производствена разных стадиях. Практически все промышленные предприятия-участники группылибо поставляют ему свою продукцию, либо получают от него сырье, обмениваютсязаказами, ресурсами
Финансово-промышленныегруппы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные,межрегиональные и транснациональные.

Глава 2.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ
 
Финансово-промышленные группы– активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленныхорганизаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Участникамифинансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор осоздании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компанияфинансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующиефинансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могутвходить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные,за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участиеболее чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Средиучастников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций,действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иныхкредитных организаций.
Дочерние хозяйственныеобщества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группытолько вместе со своим основным обществом.
В состав участниковфинансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты,негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участиекоторых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса вфинансово-промышленной группе.
Финансово-промышленныегруппы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся подюрисдикцией государств — участников
Содружества НезависимыхГосударств, имеющие обособленные подразделения на территории указанныхгосударств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения,регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
В случае созданиятранснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственногосоглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной)финансово-промышленной группы.
Для участниковмежгосударственной финансово-промышленной группы национальный режимустанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
В акционерных обществахфинансовые резервы формируются в законодательном порядке из чистой прибыли. Удругих хозяйствующих субъектов их образование регламентировано учредительнымидокументами.
Компетенция советауправляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о созданиифинансово-промышленной группы.
Центральная компанияфинансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всемиучастниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся поотношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договорана ведение дел финансово-промышленной группы.
Центральная компанияфинансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом.Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в формехозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Центральная компанияфинансово-промышленной группы в случаях, установленных законом илиучредительным договором группы:
— выступает от имениучастников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием идеятельностью финансово-промышленной группы;
— ведет сводные(консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы
— готовит ежегодный отчето деятельности финансово-промышленной группы
— выполняет в интересахучастников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции.
2.1ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
 
Сегодня идеятранснациональных финансово-промышленных групп все больше овладеваетпромышленниками и руководителями стран СНГ, которые рассматривают их какединственное средство восстановления единого экономического пространства,рационального использования всего созданного совместными усилиями, да и,наконец, как средство совместного выживания.
Несмотря на расхождения внациональных законодательных системах и разные уровни экономик и несмотря наразличия политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеютсявозможности для их наращивания.
Формированиемежгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп в странахСодружества является необходимым способом предотвращения захвата корпорацийиностранным капиталом.
С декабря 1994 года былозаключено около 50 контрактов на управление с отечественными и иностраннымикомпаниями. Масштабы передачи казахстанских предприятий в иностранноеуправление поражали даже зарубежных экспертов. Под иностранным управлениемоказались целые отрасли (вся химическая промышленность, вся черная и цветнаяметаллургия). В основном это были предприятия базовых отраслей экономики.
Несомненно, крупнейшимисточником частного накопления стал экспорт нефти, газа, металлов, другихсырьевых продуктов. Отсутствие должного государственного контроля зазаконностью в сфере экономики, контроля за государственным управленческимаппаратом открыло широкие каналы для легальной и нелегальной перекачкигосударственных средств в частный сектор.
Чиновники, как вцентральных, так и в региональных органах власти полностью использовали своинемалые возможности в неконтролируемом процессе. Таким образом, государственнаяфинансовая поддержка нарождающегося частного предпринимательства была довольнозначительной.
Ведущими группамиинтересов в Казахстане являются наиболее ресурсоемкие группы, которые уже саманеобходимость сохранения и приращения ресурсов, а также управления имизаставляет объединяться, разрабатывать корпоративную идеологию и добиватьсяполитического прикрытия и статуса в структурной власти.
Следует выделить такиекрупные бизнес-структуры, действовавшие на рынке Казахстана: КРАМДС (структураи аппарат которого формируются в 1988 г., довольно продолжительное времяполучавшая всевозможные льготы от правительства); в начале 90-х годов возниклакорпорация «Алтын Алма», которая занималась всевозможнойоптово-розничной торговлей, а также организацией культурного досуга в г.Алма-Ате; фирма «Акцепт» сложилась в 1994 г., куда вошли спиртоводочные заводы; в 1995 г. возникает «Сахарный центр»,занимающийся производством и торговлей сахаром.
Крупными фигурамиотечественного бизнеса были Булат Абилов — президент фирмы «Бутя»,Козыкорпеш Есенберлин — сын классика казахской советской литературы — президенткомпании «Алемсистем», Мухтар Аблязов, Еркин Калиев, Нурлан Каппаров,потом к ним прибавился и целый ряд других лиц.
Начало формированиянового социального слоя и укрепление осознания предпринимателями собственныхинтересов постепенно подводили их к необходимости объединения для координацииэкономических и политических действий на корпоративной основе. Кроме того,мотивом, способствовавшим формированию союзов и ассоциаций промышленников, былоопасение реставрации старого порядка. Поэтому формирование лоббистских структурпроисходило по признаку форм собственности скорее по политическим, чемэкономическим причинам.
Исходя из этого,экономическая элита создает свое политическое движение «Новоепоколение», в состав которого вошли известные в стране предприниматели.Однако это попытка закончилась ничем, причинами чего послужили некотораяразобщенность участников движения, негативная бурная акция на его создание состороны старшего поколения научно-творческой элиты, неприятие со стороныконсервативно настроенной части правящей элиты и просто элементарная нехваткавремени у членов движения на занятие политической деятельностью.
Следующим фактором,поспособствовавшим становлению бизнес-элиты республики, явились представителибанковской сферы. Развитие банковского сектора Казахстана можно датировать 1994- 2000 гг.
К концу 1994 года вКазахстане насчитывалось 184 банка, что было избыточно для обслуживанияэкономики. Основным методом конкурентной борьбы становится «тарифнаявойна» — предложение более дешевых услуг, чем у конкурентов. Тогда жеактивизируется регулирование банковского сектора. В результате число банковстремительно сокращается.
За шесть лет число банковуменьшилось в четыре раза. Выделяются три достаточно универсальных банка,захвативших 60% рынка — «Народный сберегательный банк», который внастоящее время «поглотил» другой крупный субъект банковской сферы — «Казкоммерцбанк», «ТуранАлембанк». Они являютсясистемообразующими. Эти два банка + 9 банков входят в категорию крупных банковстраны — удерживают 80-90% рынка. 35 банков — 10-20% рынка. 18 банков (38% всехбанков) имеют участие иностранного капитала.
Одним из крупных банковявляется «Казкоммерцбанк», который был создан в 1991 году как«Медеу-банк» при активном участии молодого казахстанского бизнеса(«Акцепт», «Бутя», «Астана-Холдинг» и т.д.).Первым заместителем председателя правления, а с 1993 г. председателем правления стал Нуржан Субханбердин, сын известного писателя С.Субханбердина.Банк изначально специализировался на предоставлении особых услуг крупнымкорпоративным клиентам. Представителем банка в государственных структурах сталзаместитель председателя Сауат Мынбаев, назначенный в январе 1995 г. министром финансов. В том же году банк расширился благодаря объединению с«Астаной-Холдинг-банком».
В 1995 г. был создан «Алматинский торгово-финансовый банк», в том же году на банковском рынкеКазахстана появился «Евразийский банк», где производились финансовыеоперации предприятия КРАМДСа. Банк «ТуранАлем» возник в результате объединенияв 1997 г. «Алембанка» и «Туранбанка».
Однако укрепление группновой экономики при общем ослаблении старых экономических и неразвитости новыхполитических групп предопределяет прямую зависимость формирующегося«нового политического класса» от групп новой экономики.Государственная политика того времени была направлена на сохранение этогобаланса и достижение синтеза производственных и финансовых активов.
Административно-экономическимполем институционального закрепления доминантного положения новых экономическихгрупп стали ключевые финансовые ведомства. Введение представителей финансовыхгрупп в состав кабинета министров, равно, как и интеграция высших чиновников вэти группы позволили обеспечить различные государственные преференции банкам икомпаниям. Новый политический класс, составной частью которого являютсяответственные чиновники исполнительной власти, все больше манипулируют новымиэкономическими группами.
Поэтому основнойпредпосылкой трансформации советского административно-политического режимаявилась возможность непрерывной конвертации власти в собственность исобственности во власть ограниченным кругом лиц. Административно-политическимполем закрепления финансовыми группами своих позиций в обществе и государствестали кадровые назначения на высшие государственные посты с учетом, преждевсего, «пожеланий» основных групп интересов плюс изменение самойструктуры исполнительной власти в пользу финансовых приватизационных ведомств.
Тем самым наиболеезначимая часть взаимоотношений бизнеса с государством переместилась в узкоесоциальное пространство, свободное от институциональных ограничений. Главнымисубъектами взаимодействия стали элиты, в которых центральное место занялинеформальные связи на высшем уровне.
Первый опыт вхождениябизнес-элиты во власть не для всех был удачным. Некоторым из них не удалосьпрочно закрепиться, основной конфликт возник как между новой молодойбизнес-когортой и старой политической элитой (последние считали для занятия техили иных должностей необходимо пройти все ступени властной иерархии) так имежду складывающимися группами интересов. К ним относятся такие лица, как ЕркенКалиев, Мухтар Аблязов и др.
В современной расстановкеказахстанских политико-экономических элит особое место занимает слой такназываемых «технократов», которые при поддержке президента страныстремительно ворвались на казахстанское политическое поле, заняв большинстворуководящих постов как в правительстве, так и в ряде крупных национальныхкомпаний.
Казахстанские «технократы»- это целая плеяда достаточно молодых, амбициозных людей, среди которых можновыделить З.Какимжанова, С.Мынбаева, К.Масимова и др. «Технократы»,взойдя на политический небосклон, буквально сразу стали играть ключевую роль вопределении экономической политики государства. Кроме того, они привнесли вправительство и такое явление, как лоббирование интересов крупного бизнеса,представителями которого они являются.
Одновременно с этимследует отметить еще одну особенность, есть отличие в механизмах проникновенияво власть бизнес-элиты. Наряду с продвижением в государственные структуры своихпредставителей, практикуется, когда сами бизнесмены становятся политиками,несколько отходя от бизнеса, например, президент компании «Бутя»Булат Абилов, ныне бывший депутат нижней палаты парламента — Мажилиса,баллотировавшийся от республиканской политической партии «Отан».Президент компании «Алси» Исахан Алимжанов — депутат нижней палатыпарламента.
Причинами рекрутированияполитической элиты из бизнес-элиты явились, прежде всего, защита и получениеопределенных льгот от государства, тогда как создание форумов, ассоциаций,которые могли бы оказывать влияние на решение правительства, не принеслиощутимых результатов.
В ходе начатых реформ встране быстро сформировалось несколько олигархических групп крупного капитала,тесно переплетенных с государственной властью. Если на начальном этапегосударство оставалась в стороне от рыночных процессов, то в последнее времяоно пересмотрело данный принцип. Об этом более подробно рассмотрим чуть ниже. Внастоящее время бизнес-группы во многих случаях базируются не на крупнойчастной собственности, а на смешанной собственности с достаточно большой долейгосударства.
Таким образом,объективные процессы привели к созданию в казахстанской бизнес-элите трехосновных групп: финансово-нефтяной, газовой и металлургической.
Состав групп не являетсяпостоянным, внутри групп и между группами происходят передвижения, созданиямини-групп, а также перераспределение властных полномочий и ресурсов. Даннаяструктура сложилась вокруг контроля над финансовыми и товарными потокаминефтяной промышленности Казахстана, естественных монополий и собственнобанковского сектора.
Металлургический секторпредставлен предприятиями, входящими в структуру «Евразийскойгруппы», лидером является Александр Машкевич. В 1999 году в ее составвошли предприятия, ранее входившие в КРАМДС. Тем самым в настоящее время группаобъединяет Павлодарский алюминиевый завод, Соколовско-Сарбайскоегорно-обогатительное производственное объединение, Актюбинский заводферросплавов, Донской ГОК (Хромтау), Ермаковский (Аксуский) завод ферросплавов,АО «Казахмарганец» и т.д.
Во время президентскихвыборов в 1999 году поддержали кандидатуру действующего ПрезидентаН.Назарбаева. Группа имеет политическую партию — Гражданская партия Казахстана,которая в нижней палате парламента имеет одну из многочисленных по составуфракцию.
Кроме того, А.Машкевичсоорудил Еврейский конгресс Казахстана, Федерацию конного спорта,«Евразийскую промышленную ассоциацию», последняя направлена насоздание собственного промышленно-политического лобби, способного более теснымобразом влиять на парламентскую деятельность, а также на профсоюзные ипредпринимательские организации.
В сфере средств массовойинформации интересы группы представляет популярная ежедневная газета«Экспресс-К» (бывший орган ЦК ЛКСМ Казахстана), еженедельник«Новости недели».
Нефтяная сферапредставлена «Национальной нефтегазовой компанией „Казахойл“,созданной в марте 1997 года, владеющей всеми без исключения государственнымипакетами акций предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности.Компания была создана для эффективного управления отраслью в интересахгосударства. Президентом являлся Нурлан Балгимбаев, бывший премьер-министр республики.
Газовым сектором с 2001 г. руководит ЗАО „Национальная компания “Транспорт нефти и газа», в которуюпереданы госпакеты «КазТрансГаза», «КазТрансОйла»,международного аэропорта «Атырау», «Мунай-Импекса»,«КазТрансСвязи», «Актобенефтесвязи»,«Казмортрансфлота». В 2002 г. произошло слияние двух крупныхкомпаний, в результате которого возник «Казмунайгаз», президентомназначен Л.Киинов.
В настоящее время вКазахстане все больше отмечается успех менеджеров, который определяется ихстатусом на государственной службе. Правда, карьеру самых первых, когогосударство рекрутировало в свои ряды, трудно назвать успешной. Многиеобъясняют это конфликтом интересов с «агашками». Тогда им не хваталоопыта, чтобы найти консолидирующую идею. Сегодня казахстанская олигархия, пустьеще крайне немногочисленная, уже сложилась, у нее есть свой стиль.
Причинами прогнозируемогоувеличения управленцев называются:
В экономику вливаетсяновая генерация управленцев, владеющих базовыми знаниями менеджмента, прошедшихшколу в базовых компаниях.
Бизнес стабилизируется.Управленец-собственник может быстрее решать стратегические задачи.
Укрупнение бизнеса.
Нынешние собственникизавоевали предприятия в условиях борьбы без правил, и это было до некотороговремени нормой. Однако в настоящее время именно это обстоятельство породилопроблему доверия между национальными компаниями и правительством.
1999 год — периодперелома в ранее гармонично развивающихся отношениях между исполнительнойвластью и олигархами, в мае — июне было ясно о начале повышения ролигосударственного начала в регулировании общенациональных процессов.
Ранее приоритетностьотдавалась иностранным компаниям, в них видели локомотив, который потянет засобой становление рыночных структур. На фоне иностранных компаний,контролирующих производство в отдельных стратегических областях, весьманеопределенное положение испытывают национальные компании, несущие на себедополнительную нагрузку по поддержанию социальной сферы. Однако в силустановления отечественной бизнес-элиты и управленцев, которые заявили о своемжелании взять управление этими предприятиями в свои руки, идет процессимпортозамещения.
В настоящее времяАгентством по стратегическому планированию разработан проект стратегическогоплана развития РК до 2010 года. Предложенная модель развития предполагаетпревращение государства в локомотив экономического роста через создание крупныхсистемообразующих компаний, конкурентоспособных на региональном и мировойуровнях.
Опыт прошлых лет показал,что частные инвесторы не могут обеспечить долгосрочных вложений в экономику,прежде всего, в новые технологически сложные отрасли промышленности. Неоправдались надежды на активное привлечение иностранных инвестиций в модернизациюперерабатывающих отраслей экономики.
В условиях глобализациимировой экономики, концентрации капиталов ресурсов обостряется конкурентнаяборьба. Исходя из этого государству необходимо в предстоящие годы акцентироватьвнимание на правовом и организационном содействии формированию в странекорпоративных структур (холдингов, консорциумов, финансово-промышленных групп).Именно такие структуры будут эффективны в плане развития производств, инновацийи менеджмента, экспансии на внутреннем и внешнем рынках и в целом обеспеченияконкурентоспособности отечественных производств.
Корпоративные структуры,осуществляющие свою деятельность в важнейших отраслях экономики, должнынаходиться под государственным патронажем и контролем. Конечная цель — созданиесистемообразующих компаний с участием государства в ключевых секторахэкономики.
Участие государства всистемообразующих компаниях, которые в перспективе должны трансформироваться втранснациональные корпорации, может варьироваться от владения «золотойакцией» до стопроцентного владения акциями в зависимости от отраслиэкономики и общей экономической обстановки.
Большое значениеобразованию новых организационных структур типа финансово-промышленные группы(ФПГ) придает президент страны. На состоявшемся 9 февраля 2000 года расширенномзаседании Правительства он отметил: «Надо серьезно задуматься о созданииФПГ и, учитывая опыт эффективности работающих банков, шире привлекать их дляуправления производством».
Финансово-промышленныегруппировки (ФПГ) в Казахстане выступают как одна из форм (составляющих) группвлияния, специфика которой заключается в том, что она строится на основеинтеграции различных бизнес-структур — промышленных, финансово-кредитных,торговых и иных предприятий, а также представителей элит и кланов. Как правило,ФПГ отстаивает корпоративные интересы.
Формирование группвлияния и системы их воздействия на властные структуры является общейзакономерностью развития любого общества. В этом плане Казахстан не являетсяисключением: принятая в республике модель реформирования — переносстратегических акцентов на экономическое развитие при сохранении авторитарнойполитической системы — порождает конкуренцию между элитами.
Характерными чертамиконкуренции являются:
-сильные традиции родовыхотношений, которые продолжают оказывать серьезное влияние на систему патронажаи форму лоббирования
— сходство экономическихи политических интересов у разных групп влияния
-соперничество исотрудничество между группами определяются, прежде всего, доступом к ресурсам иих отношением к тактическим вопросам проводимой политики.
Данные особенностиопределяют существование принятых «правил игры» во взаимодействиигрупп влияния с государственной властью и между собой.
К активам могут бытьотнесены:
-тесные бизнес-контакты свлиятельными зарубежными группами (в том числе, транснациональными компаниями);
— политическое влияние и«легитимность» за рубежом.
При этом особеннопринципиальны связи по линии основных внешних центров силы, присутствующих в РК— России, США, Китая, ряда стран Европейского Союза и некоторых исламскихгосударств.
Все вышеуказанныересурсы, как правило, «персонифицированы», что отражается вполитической системе Казахстана. Каждый ресурс выступает не только какабстрактная сила, но имеет конкретное воплощение в персоналии, что и позволяетсуществовать патронатно-клиентной системе.
К настоящему моментуотдельные группы влияния достигли критического ресурсного потенциала,достаточного если не для открытого, то для негласного оппонирования власти.Уровень совокупного потенциала этих групп таков, что верховная власть можетуничтожить отдельную ГВ, но не может решающим образом влиять на систему.
Следы существованияскрытой бизнес-группы можно увидеть в регулярных конфликтах в крупнейших банкахи корпорациях Казахстана между менеджерами из числа людей Президента именеджерами из числа лидеров ГВ. Как правило, конфликты заканчиваются в пользулюдей Президента. Подобные сюжеты наблюдались в Народном банке,Казкоммерцбанке, КазМунайГазе, Казахмысе, Казцинке и других компаниях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе былиизложены основные аспекты финансово- промышленных групп, дано основное понятиефинансово-промышленной группе согласно законодательству РК, рассмотренанормативно-правовая база и роль
Можно заключить, что ФПГ- бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур,позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределятьсвои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. Сдругой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянногоконтрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовоеобслуживание его нужд.
Укрупнениепроизводственных комплексов, все большая необходимость использования эффектаэкономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовыересурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опытемеждународных финансово-промышленных групп, которые в течение последнегодесятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии ицентрализации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационнойструктуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговыеаспекты менеджмента. Многие мегакорпорации сейчас следуют общей тенденции,давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельнымибюджетами и т. д.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные нормативно-правовые акты
1.  Закон обакционерных обществах.
2.  Закон о рынкахценных бумаг.
3.  Закон о частномпредпринимательстве
4.  Закон олицензировании
5.  Закон о банках ибанковской деятельности
6.  Налоговый кодексРК
7.  Кодекс обадминистративных правонарушениях
8.  Административныйкодекс
9.  Трудовой кодекс
Учебники
1.  Кадыржанов Р.Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. А.:Институт философии и политологии МН и ВО РК, 1999 г.
2. Келимбетов К. Стратегическое планирование в РеспубликеКазахстан в условиях глобализации // Транзитная экономика. – 2001 г.
3. Киреев А. Международная экономика – 1999 г.
4. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения ифинансовые отношения. 2001 г.
Периодические издания
1.  Деловая неделя
2.  Курсивъ
3.  Панорама