Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Южно-УральскийГосударственный Университет
Кафедра:«Экономика и финансы»
Пояснительная записка к курсовому проекту
по курсу «Основы финансовой математики»ЭиУ-242.06.751.00.00.ПЗ
РуководительСоловьева И.А.
«___»__________2007г.
Автор проектастудент
гр. ЭиУ-242 Чуркина К.Е.
«___»___________2007г.
Проектзащищен
с оценкой__________
«___»__________2007г.
Челябинск
2007
АННОТАЦИЯ
Чуркина К.Е. Курсовая работа. –Челябинск:
ЮУрГУ, ЭиУ-242, 2007, 54 с.
Список литературы – 5 наименований.
В первой части моейкурсовой работы рассматривается как инструменты финансовой математики могутприменяться в области государственных финансов, а также рассмотрены пятьпримеров на применение инструментов финансовой математики в области финансовматематики. Во второй части работы составлены финансовые таблицы (таблицыдисконтных множителей) для интервала процентных ставок и сделано сравнение этихтаблиц. В третьей части работы была проведена работа с банком (Сбербанк РФ).Здесь представлены варианты кредитов, которые Сбербанк предоставляет физическимлицам, а также возможные графики погашения задолженности и отмечен вариантнаиболее выгодный банку.
Содержание
Введение
I. Применение инструментов финансовой математики в финансах государства
1. Государственный кредит
1.1. Социально-экономическая сущность государственногокредита
1.2. Государственный долг: содержание и основные формы
1.3. Управление государственным кредитом
2. Примеры применения инструментов финансовой математики вфинансах государства
II. Финансовые таблицы
III. Работа с банком
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Финансовые отношения посвоей сущности объективны, т. е. представляют собой элемент базиса общества. Вто же время они не являются обществу в готовом виде, а организуются надстройкойобщества (государством).
Выработанные государствомстратегия и тактика организации форм финансовых отношений, предназначенных дляуспешного выполнения собственных функций, представляют собой его финансовуюполитику, которая является исходной и главной стадией управления финансами.
Для того, чтобы понятькакую область финансовой политики государства нужно рассматривать в работе,обратимся к определению финансовой математики. Итак, финансовая математика– область знаний, предметом которой является количественный анализ условий ирезультатов финансово-кредитных операций, инвестиционных проектов, коммерческихсделок. Т. е. в своей работе я должна рассмотреть кредитные отношениягосударства, кому, какие и в каком виде государство может предоставлятькредиты, а также долг самого государства.
В первой части моейработе будет представлена информация о государственном кредите игосударственном долге с рассмотрением примеров в виде задач с решениями. Таккак мы живем в Российской Федерации, то представленная информация будет большекасаться нашей страны.
Во второй части работы япредставлю таблицы с расчетами множителя наращения и проанализирую их.
В третьей части своейработы я представлю информацию о кредитах Сбербанка и «возьму» кредит наопределенную сумму. Затем будут представлены варианты погашения долга и выбраннаиболее выгодный банку вариант.
I. Применениеинструментов финансовой математики в финансах
государства.
1. Государственныйкредит.
1.1. Социально-экономическаясущность государственного кредита.
Государственный кредитпредставляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду ивнебюджетными государственными фондами и входит в число основных способовпривлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения егофинансовых возможностей.
Государственный кредит следует разделять на собственногосударственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитныеинституты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуютразличные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежныесредства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталовдля финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственныеоблигации покупают население, юридические лица, различные предприятия икомпании.
Государственный кредит – это особая и во многомобособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, ихособое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичныхфинансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящийот латинского creditum (или credere — верить), буквально означает «ссуда», «долг». Втолковом словаре В. Даля кредит истолковывается как «доверие, вера в долг,забор, дача в прием денег или товаров на счет на срок». В экономическойэнциклопедии кредит определяется как «ссуда в денежной или товарной форме наусловиях возвратности и обычно с уплатой процента». Таким образом, сущностнаячерта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и еговозвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну изформ движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает навремя заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектамикредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чащевсего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физическиелица, иностранные государства, международные финансовые организации.
Государственный кредитпредставляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валовогообщественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает частьдоходов и денежных средств сформированных на стадии первичного распределения ивложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходовкредиторов обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., посути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще однопроявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственныйкредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношениявторичного распределения.
Существованиегосударственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансированиерасходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастаниемобщественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночногохозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредитагосударство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для ихосуществления.
Функции государственногокредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовойсистемы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую иконтрольную функции.
Распределительнаяфункциягосударственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданнойстоимости на особых принципах – срочности, возвратности, платности, целевогоназначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела рядизменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороныгосударства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитныхотношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты инерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъектаФедерации – иные государства, международные финансово-кредитные организации,консорциальные структуры и т. п. Изменились и инструменты, посредством которыхосуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальныеподсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствованиепосредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке.Соответственно меняется и сам характер государственного кредита – все в большейстепени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночныхотношений, в основе которых лежит равноположение сторон.
Регулирующая функция государственного кредита имеет двестороны – экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется преждевсего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных,отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку истимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, вчастности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов набезвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях ихограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит нетолько стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчаетциклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляетсягосударственное регулирование экономики. Социальная сторона государственногокредита связанна с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержкисоциальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование),создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналовпривлечения средств населения для участия в формировании государственногокредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.
Одной из функцийгосударственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональнымиспользованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством.Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.
Таким образом, государственныйкредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся междугосударством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами,иностранными государствами и международными финансовыми организациями – сдругой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности,возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовыхресурсов участников этих отношений.
Как экономическаякатегория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита ивоплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическоеотношение.
Так, государственныйкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежныхфондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементовфинансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования ииспользования осуществляется в специфической форме – привлечение денежных средствна временной и, как правило, на возмездной основе. Связь государственногокредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, этораспределительные отношения, отношения вторичного распределения части валовоговнутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним их участников отношений неизменноявляется государство – субъект с особыми правами, которые, как правило,используются при заимствованиях (например, принудительное размещениегосударственных займов или же особое право на гарантии при международномкредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечениегосударством дополнительных финансовых ресурсов.
Тем не менее от финансовкредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежатиные принципы организации:
· в отличие,например, от налогов и обязательных платежей привлечение иди предоставлениесредств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмезднойоснове;
· движение средствосуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежидвижутся лишь в одном направлении;
· государственныйкредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольныйхарактер, хотя отклонения могут иметь место;
· существованиекредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так,Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательстваРоссийской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретнымиусловиями займа, но не могут превышать 30 лет;
· кредит имеетситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в товремя как налоги и платежи осуществляются регулярно;
· государственныйкредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, вкоторые вовлечены практически все участники экономической системы.
Как способ финансированиярасходов правительства государственный кредит обладает рядом преимуществ иимеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с традиционнымиприемами – дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета засчет прямого повышения налогов. Государственный кредит служит одним из факторовулучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяягосударству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, ас другой стороны,«связывать» временно свободные денежные средства юридических ифизических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество иособенность государственного кредита и в том, что, как источник финансированияправительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку натрадиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяетравномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениямии соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателямигосударственных ценных бумаг и прочим населением.
Следует при этомуточнить, что государственные заимствования все-таки оказывают воздействие насостояние бюджетных средств, поскольку, как правило, обслуживаниегосударственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета.Поэтому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными,или взятыми наперед налогами. Государство таким образом отвлекает частьбюджетных средств от производительного использования и, кроме того,распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только междудержателями обязательств государства. В этом негативная сторонагосударственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средстваиспользовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые изсобственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средствабюджета.
Особым элементомпубличных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно оформленФедеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126 – ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», закреплен в Бюджетном кодексе РФ и предназначен дляпокрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционныхпрограмм. По основным признакам он совпадает с государственным кредитом, ноимеет другой уровень публичности и порядок его формирования, распределения ииспользования, ответственность по подобным обязательствам определяется местнымиорганами власти.
Таким образом, кредитноефинансирование государства и местных органов: представляет собой один из самыхгибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязкидоходов и расходов государства; позволяет равномерно и в известной мересправедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения междунынешним и будущими поколениями; позволяет воздействовать на социальную иденежно-кредитную политику; выступает реальным фактором ускорения темповсоциального и экономического развития страны.
Расширение границ государственногокредита должно осуществляться на основе развития рынка долговых обязательств,стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц,формирования эффективной системы управления долгом.
1.2. Государственныйдолг: содержание и основные формы.
Общее понятиегосударственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципыуправления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены вБюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяетсяна государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФи муниципальный долг. Под государственным долгом Российской Федерациипонимают ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами,иностранными государствами, международными организациями и иными субъектамимеждународного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и безусловий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом,составляющим государственную казну.
Под государственнымдолгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; онполностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственностисубъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгомсоответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципальногообразования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом,составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечаеттолько по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если онине были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долгаорганы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровняиспользуют все полномочия.
Согласно Бюджетномукодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутреннийи внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаютсяобязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежныеединицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующейоговорки. Оплачиваться они должны в Российской валюте. Под внешнимгосударственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностраннойвалюте.
В зависимости от срокапогашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственныйдолг. Под капитальным государственным долгом понимают всю суммувыпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включаяначисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственнымдолгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговымобязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которыхнаступил.
Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут существовать в форме:
· кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитнымиорганизациями, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями, в пользу указанных кредиторов;
· государственныхценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
· договоров опредоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоровпоручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательствтретьими лицами;
· переоформлениядолговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерациина основе принятых федеральных законов;
· соглашений идоговоров, в том числе международных, заключенных от имени РоссийскойФедерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РоссийскойФедерации прошлых лет.
Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными(от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). долговыеобязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиямизайма. По долговым обязательства Российской Федерации и ее субъектов срокипогашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальногообразования – 10 лет.
В подобных формах могутсуществовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований,за исключение международных соглашений и договоров на уровне муниципальногообразования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточноактивно.
Кредитные соглашения идоговоры в системегосударственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациямиразличного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всегоприбегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредитыПравительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качествекредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, атакже вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемыхежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального законаот 26 апреля 1995 г. № 65 – ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»,Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансированиегосударственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственныхвнебюджетных фондов.
Государственные ценныебумаги, т. е.обязательства, выпушенные от имени государства или гарантированные им, вэкономически развитых странах являются основным источником формированиягосударственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченныхвнутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90 %: в Германииони достигаю 40 %, в США – 70, в Великобритании – 90 %. В России долговыеобязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93 % всего внутреннего долга.
Мировой рынокгосударственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации,казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный видгосударственных ценных бумаг – облигации.
Облигация (от лат. Obligation – обязательство) – это долговаяценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором иэмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору(кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, атакже процентов по займу.
Государственные облигациивыпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расцениватькак особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными,поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешаетдаже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже,чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительстваи облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуютмуниципальные облигации, облигации акционерных обществ.
Облигационные займыклассифицируются по различным признакам:
· по виду эмиссии –на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займоввыпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
· по виду выплатдохода – на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либовыплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантируетполучение определенного товара или услуги (например, по целевым займам –телефонным, жилищным и т. п.);
· по характеруобращения – на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и сограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободнообращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумагине могут свободно переходить от одного владельца к другому (например,сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяютсятолько среди населения и перепродаже не подлежат);
· по характерудержателей ценных бумаг – на реализуемые только среди населения, средиюридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения средифизических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов»,предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственныхучреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены коплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;
· по срокампогашения – на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (допяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, илирентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а ихвладелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
· по методамразмещения – на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовомрынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства ипредусматривают ответственность за уклонение от подписки;
· по материальномуносителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записейна счетах);
· в зависимости отэмитента – облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектамиФедерации и местными органами.
Муниципальные ценныебумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются кгосударственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами.Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациямобщего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местныхналогов. Их назначение – финансирование строительства муниципальных больниц,школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, длястроительства которых они эмитировались – эстакад, мостов, жилых мостов и т. п.Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.
Казначейский вексель – основной вид краткосрочныхгосударственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6 и 12 месяцев (вСША, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия ипогашение осуществляются Центральным банком по поручению казначейства илиминистерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являютсявысоколиквидным финансовым инструментом.
Казначейские ноты – среднесрочные рыночные ценныебумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственнымифинансовыми органами.
Особое место в системегосударственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральнымправительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиесяподдержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигациисистемы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита вСША, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги вГермании, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростныемагистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.
Государственные ценныебумаги занимают определенное место на рынке финансовых активов и выполняютособую роль в общественном производстве. Прежде всего они выполняют фискальнуюи экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизациивременно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческихбанков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения ит. п.) и сосредоточения их в руках государства. Фискальная функцияобусловливает экономическую – привлеченные государством ресурсыпозволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального иэкономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т.п.).
Государственные ценныебумаги – важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Роль ихпринципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственныеценные бумаги использовались главным образом для покрытия бюджетного дефицита,вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихийными бедствиямии другими аналогичными событиями. Постепенно их выпуск приобретаетэкономическую направленность и они начинают играть существенную роль вгосударственном регулировании национальной экономики и денежного обращения.Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги(государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды – развитиепроизводства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решениезадач городского хозяйства.
В условиях рыночнойэкономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовыминструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способомформирования государственного долга; посредством государственных ценных бумагпроводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие намакроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е.купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулируетденежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовыевозможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у нихгосударственные ценные бумаги; наоборот – при излишках денежной массы,возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк«выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать»излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагамиобеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и другихкредитно-финансовых институтов.
Государственные ценныебумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в качествезалога по кредиту, предоставляемому Центральным банком правительству, по ссудамЦентрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемымпредприятиям коммерческими банками.
Это уникальный инструменторганизации государственных займов, когда сам заемщик определяет условии итехнологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется ипогашение задолженности по государственным займам – так называемаяреструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды,«долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в томчисле и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.
Государственные ценныебумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумагдругих эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометраизменений в экономической и политической жизни страны.
В то же времягосударственные ценные бумаги, по мнению ряда специалистов, обладают рядомнедостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка; содержат возможностьпринудительного размещения займов (например, российские займы военных времен);в случае нерегулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид.
В Российской Федерациипорядок выпуска государственных и муниципальных займов регламентируетсяФедеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг» иФедеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136 – ФЗ «Об особенностях эмиссии иобращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а такжесоответствующими законодательными актами субъекта Федерации или муниципальногообразования.
Государственнымипризнаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством.Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производстве, нои особенности эмиссии, обращения и регулирования.
От имени государстваэмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступаетуполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или)исполнение федерального бюджета; в России – это Министерство финансов.Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальныхобразований являются соответствующие органы субъекта РФ и местногосамоуправления.
В качестве агентаМинистерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в своюочередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банкивыступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпускагосударственных бумаг. Он же либо по его усмотрению иная уполномоченнаяорганизация выполняют функции депозитария, включая функцию по хранению глобальногосертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет правразличных организаций на эти облигации. Функции субдепозитария по этимоблигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учетправ на облигации федеральных займов по счетам «депо» депонентов(инвесторов).
Распространяютсяоблигации внутренних государственных займов, как правило, через учрежденияСберегательного банка РФ, а местных займов – также и через фондовые биржи.
Функции по проведениюгосударственно политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролю задеятельностью профессиональных его участников через определение порядка ихдеятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумагосуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Можно выделить следующиевиды основных федеральных долговых обязательств:
· облигациифедеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ – ПД) имеют срокобращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядкеиспользованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам вфедеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 1июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитныхорганизаций;
· облигации федеральногозайма с фиксированным купонным доходом (ОФЗ – ФД) со сроками погашения 4 и 5лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного доходаначиная с 19 августа 1998 г. Купонный доход по данным облигациям начисляетсяначиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30 % годовых впервый год после 19 августа 1998 г, 25 % годовых – во второй, 20 % — в третий,15 % — в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплатыкупонных доходов производятся каждые три месяца;
· государственныекраткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев.Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации неимеют купонов. Размещаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукционпо размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
· облигациигосударственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объемвыпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500тыс. руб. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырехкупонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последнейофициально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ – ПК плюс премия,устанавливаемая Министерством финансов РФ;
· облигациигосударственного нерыночного займа (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарнойформе; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которуюустанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одногораза в год;
· государственныежилищные сертификаты (ГЖС); являются документарными именными необращаемымиценными бумагами и эмитируются по решению Правительства РФ для граждан РФ,лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.Номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению –1 год с момента выдачи;
· государственныедолгосрочные облигации (ГДО). Выпущены 1 июля 1991 г. со сроком обращения 30 лет, т. е. до 1 июля 2021 г. Выпускаются в бланковом виде с наборомкупонов; купонный доход – 15 % от номинала облигации, выплачивается 1 раз в год– 1 июля;
· облигациивнутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическимилицами. Валюта займа – доллары США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл.США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. пятью сериями со срокамипогашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются вбланковом виде с наборов купонов; купонная ставка – 3 % годовых выплачиваетсяодин раз в год.
В дальнейшем рынокфедеральных займов будет развиваться в направлении совершенствования ирасширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевлениязаймов, вовлечения новых категорий инвесторов. В июне 2001 г. Министерство финансов РФ выпустило государственные ценные бумаги со сроком погашения в 2004 г. Эти бумаги будут иметь четыре купона в год, и процентная ставка по ним будет более высокой,чем по ГКО, находящимся сейчас в обращении. В настоящее время готовится проектпостановления правительства, в соответствии с которым Минфин России выпуститценные бумаги для институальных инвесторов – пенсионных и инвестиционных фондовсо сроком обращения до 30 лет.
Особую активность нарынке облигационных заимствований РФ проявляют субъекты Федерации и местныеорганы власти. В российской истории заимствования местных органов власти(городских, земских) известны достаточно давно. Первый муниципальныйинвестиционный заем в Российской империи был осуществлен в 1871 г. в г. Ревеле (Таллине) на сумму 50 тыс. руб. сроком на 34 года, а уже в период с 1901 по 1910 г. их было выпущено на 286 млн. руб. Доходность муниципальных облигаций составляла 3 – 7 %годовых, сроки заимствования были в пределах 35 – 40 лет. Средства от займовнаправлялись в основном на развитие городского хозяйства (строительствогородских электростанций, мощение улиц, прокладку трамвайных путей и т. п.).Наиболее крупные российские муниципальные займы котировались на фондовых рынкахЗападной Европы. Только Москва в последнее десятилетие XIX в. разместила за рубежом 12 облигационных займов. Кначалу 1917 г. общая сумма муниципальных займов российских городов достигла 725млн. руб. Декретом СНК РСФСР от 9 октября 1919 г. институт муниципальных займов был аннулирован.
Современный рыноксубфедеральных займов начал складываться в 1992 г., когда были зарегистрированы первые займы администраций Хабаровского края, Нижегородскойобласти, Пушкинского района Московской области и Пермской области. Обращение ктакому финансовому инструменту было обусловлено рядом обстоятельств. Преждевсего, период начала 90-х годов XX в.был связан с оформлением политического и экономического устройства России,обретением реальной экономической самостоятельности территориальнымиобразованиями субфедерального уровня, получением ими возможности привлекатьсредства иных бюджетов, коммерческих банков в виде ссуд или же путем выпусказаймов на инвестиционные цели. Кроме того, существенно сократились возможностигосударственного финансирования бюджетов всех уровней, а стагнация, растущийвнутренний и внешний долг, инфляционные процессы привели к сужению федеральныхкредитных возможностей и неизбежности выхода территорий на рынок облигационныхзаимствований. Оживлению облигационного рынка способствовало также введение в 1996 г. Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48 – ФЗ «О простом и переводном векселе», согласнокоторому местным органам власти запретили выпускать и гарантировать векселя.
Всего в период с 1992 по 1997 г. было выпущено 466 региональных и муниципальных займов на сумму 49,5 млрд. руб. В займахприняли участие почти 80 субъектов Федерации и 50 муниципальных образований.Доли облигационных займов в структуре общих заимствований регионов имуниципалитетов в 1998 г. превысила 30 %. К моменту кризиса 1998 г. 12 регионов имели разрешение на эмиссию еврооблигаций, но воспользовались им лишь Москва (3выпуска), Санкт-Петербург и Нижегородская область.
Кризис 1998 г. нанес серьезный удар по финансовому рынку России. Он привел к ряду дефолтов регионов,невозможности обслуживать займы за счет собственных ресурсов. Причинами этогостало снижение бюджетных доходов, отсутствие возможности рефинансировать долг всилу кризиса доверия и падения котировок займов, а также резкого роста ихдоходности. Этому способствовало и то, что часть средств резервных фондов дляпогашения субфедеральных облигаций была размещена администрациями районов в ГКО– ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократил финансовые возможностирегиональных властей. Лишь три субъекта Федерации – Москва, Санкт-Петербург иЧелябинская область – продолжали обслуживать свои обязательства.Санкт-Петербург даже разместил новые бумаги, но раскупалось не более 10-16 %эмиссии.
В силу сложившихсяобстоятельств и сократившегося спроса инвесторов 1999-2000 гг. многиесубфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чемуспособствовало также увеличение доходов бюджетов всех уровней и соответственно– временное снижение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. Так, в 1999 г. в Министерстве финансов были зарегистрированы эмиссии 8 субъектов Федерации (в 3 раза меньше,чем в 1998 г.) и 6 муниципальных образований (в 1,5 раза меньше), в 2000 г. прошли регистрацию эмиссии облигации девяти субъектов Федерации и трех городов.
Некоторому «затишью» нарынке субфедеральных облигационных заимствований способствовало также известноеужесточение законодательства, регулирующего субфедеральные займы, которое наложилоряд ограничений на привлечение регионами заемных средств. В качестве причиныэтого ужесточения можно считать дефолт 1998 г., а также попытку правительства сориентировать территории на активизацию резервов и возможностей оздоровлениядоходной части бюджета, особенно в сфере неналоговых доходов. В то же времянынешние бюджетные доходы не в состоянии обеспечить потребности обновленияинфраструктуры муниципальных образований, реальный экономический рост исоциальное развитие, что неизбежно выведет регионы на рынок облигационныхзаимствований.
Оживлению государственныхи муниципальных заимствований может способствовать и ряд особенностейсовременного российского финансового рынка. С одной стороны, это возросшаяликвидность банковской системы, которая нуждается в новых инструментах иобъектах для инвестирования. С другой стороны, снижение процентных ставок нафинансовых рынках страны делает облигационные заимствования выгодными дляэмитентов и позволяет проводить их на более длительный срок (сейчаспрослеживается интерес к вложениям на срок до 3 – 5 лет против сроков вложенийдо одного года в докризисный период).
Таким образом,облигационные заимствования можно расценивать как реальный инструментфинансирования федерального, регионального и муниципального развития, особеннопри усилении их инвестиционной ориентации. В то же время нельзя не учитывать исуществование такого конкурентного финансового инструмента, как прямые,реальные инвестиции. Необходимо найти оптимальные пропорции в использованиивсех этих инструментов привлечения денежных средств.
Государственныегарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполненияобязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной гарантией вБюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения гражданско-правовыхобязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальноеобразование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечатьза исполнение лицом – получателем гарантии – своих обязательств перед третьимилицами полностью или частично. Получателем государственных (муниципальных)гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица.Назначение гарантий – обеспечение исполнения обязательств получателей гарантииперед третьими лицами.
Гарант в этом случаенесет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника погарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицомограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.
Общая суммапредоставленных гарантий включается в состав государственного (муниципального)долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. В зависимости отвалюты, в которой предоставляются государственные гарантии, они включаются всостав государственного внутреннего или внешнего долга. При исполненииполучателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующуюсумму сокращается долг гаранта, что отражается в отчете об исполнении бюджета.
Государственные (муниципальные) гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, после проверкифинансового состояния получателя гарантии. В договоре о предоставлении гарантииуказывается обязательство, которое ею обеспечивается. Срок гарантииопределяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.
В законе о бюджетесоответствующего уровня на очередной финансовый год устанавливается верхнийпредел общей суммы государственных (муниципальных) гарантий, а также переченьгарантий, размер которых превышает один миллион МРОТ по государственнымгарантиям Российской Федерации в валюте РФ; 10 млн. долл. США погосударственным гарантиям РФ в порядке обеспечения обязательств в иностраннойвалюте; 0,01 % расходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования.
Специфика этой формыфинансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут кросту потенциального или скрытого долга. Задолженность возникает в этом случаене в момент предоставления гарантий, а лишь в случае возникновения неплатежа.Давая гарантии, государство берет на себя риск непогашения или несвоевременногопогашения всей (или части) суммы займа и процентов по нему. При благополучноскладывающейся конъюнктуре реальная сумма долга может и не возрасти.
В мировой практикегосударство гарантирует займы местных органов управления, национализированныхпредприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а такжекредиты банков, предназначенные для муниципального жилищного строительства,экспортные кредиты и операции. В последнем случае государство берет на себяриски не только экономического характера (задержка платежа,неплатежеспособность должника), но и политического (неплатежи в результатереволюции, национализации и т. п.). Гарантии – это форма государственногорегулирования в условиях неустойчивости экономической конъюнктуры, обостренияконкурентной борьбы, поэтому операции такого рода постоянно расширяются.
Деятельность РоссийскойФедерации как гаранта сводится к следующим направлениям. Прежде всего государствотрадиционно выступает гарантом по вкладам населения в Сберегательном банке. Приэтом государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежныхсбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательном банке РФ и ворганизации государственного страхования Российской Федерации по договорным(накопительным) вкладам личного страхования в период до 1 января 1992 г. Такого рода сбережения признаются государственным внутренним долгом РФ. Восстановления иобеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производится путемперевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственнымиценными бумагами.
В последние годыгосударство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различныххозяйственных обществ и групп, стимулируя, в частности, их создание идеятельность путем привлечения различного вида инвестиционных ресурсов.Государственные гарантии предоставляются различного рода народнохозяйственнымпроектам и программам, например РАО «ВСМ» по выпускаемому этим обществом займу,под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком идругими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками дляобеспечения оборотными средствами экспортно ориентированных предприятий иорганизаций, гарантирования и страхования экспортных кредитов для организациизащиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политическихрисков.
В рамках бюджетнойполитики на 2002 г. предусматривались некоторые изменения в системе гарантий, вчастности отказ от кредитования предприятий и предоставления им финансовыхгарантий за счет средств федерального бюджета и полную передачу этих функцийспециализированным агентствам, страховым компаниям и банкам с государственнымучастием.
Переоформлениедолговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации – еще одна форма долговыхобязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ.
Так, в 2001 г. Правительство РФ и Центральный банк РФ переоформляли принадлежащие по состоянию на 1 января 2001 г. Центральному банку РФ векселя Минфина РФ со сроками погашения до 31 декабря 2001 г. и причитающиеся к оплате по ним проценты, исчисленные на 1 января 2001 г., в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2019 по 2023 г. с выплатой дохода один раз в год начиная с 2002 г. в размере 1% годовых.
Правительство иЦентральный банк РФ осуществляли обмен облигаций Государственногореспубликанского внутреннего займа РСФСР 1991 г., принадлежащих Центральному банку на дату переоформления, на облигации федерального займа с постоянным купоннымдоходом с выплатой процентного дохода один раз в год в размере 1 % годовыхначиная с 2002 г. со сроком погашения в 2005 г.
1.3. Управлениегосударственным кредитом.
Управлениегосударственным кредитом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное собеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Этосовокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашениемгосударственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержаниемвторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственногокредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ иЦентральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объеми характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитнуюполитику и ее институциональное обеспечение.
Управлениегосударственным кредитом направленно на достижение экономических, социальных иполитических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса исовременным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей –обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание егоконкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумеваютобеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические целиформулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционированияполитической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этихцелей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, вособенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, вомногом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранениеее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.
Соответственноопределяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить системауправления государственным кредитом в России переходного периода: минимизациястоимости долга для заемщика; эффективное использование привлеченных средств,создание соответствующей системы учета и контроля; усиление инвестиционногохарактера займов; регулирование объемов заемных обязательств государства иподдержание их курса; привлечение средств на самых выгодных для эмитентаусловиях; определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечениесвоевременного возврата предоставленных кредитов.
В системе действий поуправлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашениегосударственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются засчет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, анесвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафныхсанкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашениеобязательств осуществляются за счет доходов от проекта.
Обслуживание государственного долга предполагает,во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств,во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашения долга полностью иличастично согласно плану или осуществление взносов в фонда погашения. Погашениедолга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему,а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
Обслуживаниегосударственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, еслииное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функциигенерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплатауслуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долгаосуществляется за счет средств федерального бюджета.
С точки зрения инвестора,наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа,расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условияхзначительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицитаправительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. Ктаким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию,унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.
Рефинансирование – это погашение старойгосударственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия – традиционно это изменениедоходности займов (понижение – в целях снижения расходов по управлениюгосударственным долгом или повышения доходности для кредиторов).
Консолидация – изменение срока действия ужевыпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагаетоблегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможносовмещение консолидации с конверсией.
Унификация займов – это объединение нескольких займов водин, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации новогозайма. Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценныхбумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживаниюдолга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе сконсолидацией, но может быть проведена и вне ее.
В ряде случаевправительство может провестиобмен облигаций по регрессивному соотношению,т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новойоблигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценныхденьгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций),размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.
Отсрочка погашениязайма отличается отконсолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, нои, как правило, прекращается выплата доходов.
Конверсия, консолидация,унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычноосуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочкипогашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешнейзадолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится посогласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательна предусматриваетприостановку выплаты процентов по займу.
Под аннулированиемгосударственного долга понимается полный отказ государства от обязательствпо выпущенным займам.
Основная задачауправления государственным долгом России – изменение долговой стратегии ипереход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силусложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу.И здесь целесообразно обратиться к своевременному мировому опыту конверсионныхфинансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких иадекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.
Финансовый механизмконверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ееобмена на национальные активы – национальную валюту, облигации, акции, товары,финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующиеварианты.
Долг в обмен наэкспорт. Имеется ввиду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяетподдержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваиватьновые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечиватьпоступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций.Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал(космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые ужесейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могутспособствовать росту экономики в целом.
Долг в обмен насобственность. Этотвариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а такжепредполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий ипривлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценкустоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мировогорынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться повыгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) всобственности при конверсии долга.
Долг в обмен наналоги. В этомслучае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот дляинвесторов – держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям.Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществленииинвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будетпогашаться за счет будущих доходов.
Выплата процентныхплатежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировойпрактике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному длякредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется наспециальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этихсчетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций вэкономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами отэтих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного вдоговоре конверсии срока (как минимум – через год).
Долг в обмен наналичные.Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговыхобязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономияна будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительствоназначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешнихдолгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт кноминалу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные имдолги.
Реструктуризациядолга. Этот способрегулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Подреструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременнымосуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) вобъемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условийобслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может бытьосуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Многие из описных приемовнашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как: реструктуризация облигационных займов воблигации с более поздним сроком погашения; ведение переговоров с кредиторами сцелью отсрочки платежей; использование различных схем взаимозачетов дляснижения задолженности по займам; привлечение кредитов банков для платежей пооблигациям; прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищныесертификаты и т. п.; выкуп своих обязательств с дисконтом; досрочный выкупсвоих обязательств.
Воспользовавшись низкимуровнем цен на свои обязательства и ростом доходов своих бюджетов, процедурувыкупа еврооблигаций осуществили Москва и Санкт-Петербург. Так, в 1999-2000 гг.Москва выкупила еврооблигации с погашением в 2000 г. на сумму 220 млн. долл., Санкт-Петербург также произвел досрочный выкуп своих еврооблигацийна сумму 80 млн. долл., а в 2001 г. – на сумму 100 млн. долл.
Российскоезаконодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает рядорганизационных методов управления государственным долгом. Право осуществлениягосударственных внешних заимствований Российской Федерации и заключениядоговоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительствадругим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РоссийскойФедерации или от ее имени – Правительству РФ либо уполномоченномуПравительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Право осуществлятьгосударственные внешние заимствования первоначально имели и субъекты РФ,бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетнойобеспеченности. На данный момент введен запрет на внешние заимствования длясубъектов РФ (для муниципалитетов они и не были предусмотрены) –соответствующая поправка к Бюджетному кодексу вступила в действие 1 января 2002 г. Внешние заимствования разрешены лишь регионам, уже имеющим внешнюю задолженность, для еерефинансирования в пределах финансового года.
В настоящее времяопределяются предельные объемы долга и заимствований различных бюджетныхуровней. Так, предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга,пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый годутверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Предельный объемгосударственных внешних заимствований Российской Федерации не долен превышатьгодовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнегодолга страны. Предельный объем государственного долга субъекта РоссийскойФедерации, муниципального долга не должен превышать объем доходовсоответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровнейбюджетной системы РФ.
В качестве инструментауправления долгом предлагаются программы внешних и внутренних заимствований,предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указаниемцели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленныхкредитов.
В стране вводится единаясистема учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ,муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерствефинансов РФ. Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внешнегодолга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации) возложена наМинфин России. Все названные инструменты и методы призваны обеспечитьэффективное управление государственным долгом Российской Федерации.
2. Примеры примененияинструментов финансовой математики в
финансах государства.
Задача 1.
Правительство РФ получилокредит от некой кредитной организации на один год в размере 15 млн. руб. сусловием возврата 20 млн. руб. Рассчитать процентную и дисконтную ставки.
Решение.
r = FV-PV/PV
r = 20 млн. руб.-15 млн. руб./15 млн.руб. = 0,33
d = FV-PV/FV
d = 20 млн. руб.-15 млн. руб./20 млн.руб. = 0,25
Ответ: r = 33 %, d = 25 %.
Задача 2.
Казначейский вексельстоимостью 50 000 тыс. руб. со сроком погашения 17.09.2000 учтен23.07.2000 по учетной ставке 18 %. Определить дисконтированную величину векселяи дисконт.
Решение.
PV = FV*(1-n*d) = FV*(1-n*T/k)
PV = 50 000 руб.*(1-0,18*56/360) = 48 600 руб.
D = FV-PV
D = 50 000 руб.-48 600 руб. = 1 400 руб.
Ответ: PV = 48 600 руб., D = 1 400 руб.
Задача 3.
Россия выдала кредит СШАна сумму 4 млн. долл., срок кредитной операции – 3 года 250 дней, процентнаяставка 17 % годовых. Сколько Россия получит денег от США по окончании кредитнойоперации?
Решение.
Метод сложных процентов:
n
FV = PV*(1+r)
3*365+250/365
FV = 4 млн. долл.*(1+0,17) = 7,13 млн. долл.
Смешанный метод:
n1
FV = PV*(1+r)*(1+r*n2)
3
FV = 4 млн. долл.*(1+0,17)*(1+0,17*250/365)= 7,15 млн. долл.
Ответ: по методу сложныхпроцентов – 7,13 млн. долл., по смешанному методу – 7,15 млн. долл.
Задача 4.
Какой величины достигнетдолг США в 2 млн. долл. через 2 года при росте по сложной ставке 16 %? Процентыначисляются каждые полгода.
Решение.
n*k
FV = PV*(1+i/k)
2*2
FV = 2 млн. долл.*(1+0,16/2) = 2,72млн. долл.
Ответ: FV = 2,72 млн. долл.
Задача 5.
Центральный банк выдалкредит в 1 млн. руб. с 20 января по 5 октября включительно под 18 % годовых. Какуюсумму получит Центробанк в конце срока при начислении простых процентов(проценты точные с точным числом дней ссуды)?
FV = PV*(1+i*n)
FV = 1 млн. руб.*(1+0,18*258/365) = 1,127млн. руб.
Ответ: FV = 1,127 млн. руб.