Рольгосударства в регулировании экспортно-импортных операций в продовольственнойсфере
Введение
Цельюданной работы является теоретическое изучение вопроса импорта и экспортапродуктов питания. Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
— раскрытьсущность права, понятие правонарушений;
— определить значение продуктов питания в жизни общества и государства;
— обозначить роль государства в регулировании ввоза и вывоза продуктов питания;
— раскрытьзначение таможенной системы;
— выявитьналичие правонарушений в сфере импорта и экспорта продуктов питания, обозначитьих юридический состав.
Россияувеличила импорт продуктов питания по сравнению с прошлыми годами – об этомсвидетельствует таможенная статистика. Ввоз мяса в страну (кроме мяса птицы) вянваре вырос до 94,1 тысяч тонн (на 239,7 млн долларов). В январе 2007 годаимпорт составлял 89 тысяч тонн. Ввоз мяса птицы вырос за год с 67,1 до 76,5тысяч тонн. Стоимость поставок подорожала за год с 50,7 до 66 млн. долларов. Поданным ФТС, импорт рыбы увеличился с 55,9 до 63,4 тысяч тонн, кофе — с 2,8 до4,6 тысяч тонн, цитрусовых — с 153,8 до 173,4 тысяч тонн, сгущенного молока исливок — с 0,1 до 2,1 тысяч тонн, сообщает «Интерфакс» со ссылкой наФТС. Поставки сливочного масла выросли на 1,2 тысячи до 7,7 тысяч тонн,подсолнечного — с 5,5 до 6,6 тысяч тонн. Упал лишь импорт сахара-сырца с 188,8до 23,3 тысяч тонн. Всего стоимость импорта продовольствия и сельхозсырья вянваре 2008 года увеличилась на 16,2%.[1]
В настоящеевремя остро стоит проблема так называемой «продовольственной безопасности» РФ,неразрывно связанная с импортом и экспортом продуктов питания. По уровнюпитания Россия сейчас занимает 65-67-е место в мире. В процессе перехода отпланово-распределительной к рыночной экономике за последнее десятилетиепроизводство валовой продукции сельского хозяйства в России сократилось более,чем на треть, а готовых продуктов питания — наполовину.
Запоследние 10 лет среднестатистический россиянин с учетом энергетическойценности продовольствия стал на 30 проц. хуже питаться. Основными причинамиэтого являются поставки некачественного импортного продовольствия. За последниедва года в России было забраковано 58 % импортного мяса, 64 % масложировойпродукции, 70 % ликеро-водочных изделий, 12 % пива и 44 % чая.[2]
С другойстороны, имеются положительные тенденции, наметившиеся за последние три года вработе отечественного агропромышленного комплекса. В частности, среднегодовойрост сельскохозяйственного производства за этот период составил 6,2 %, в товремя как в предыдущие восемь лет падение составляло в среднем за год 5,5 %.Росту производства способствовала адаптация сельскохозяйственных производителейк рыночным условиям, улучшение общеэкономической ситуации в стране, рост спросана продукты питания.
Чтопроисходит в сфере импорта и экспорта продуктов питания, на каких законахстроятся эти процессы, как государство участвует в управлении ими, какиеправонарушения возникают при ввозе продуктов питания и как с ними можнобороться – тема данной работы.
1. Теоретико-методологическое основаниепроблемы правонарушений
1.1 Сущность права и его социальное назначение
Уже впервобытном обществе существовали определенные правила поведения людей, обеспечивающиевыживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство. Этиправила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти людей и выполнялисьдобровольно, по привычке, из уважения к памяти предков. Регулировались обычаямипрактически все виды отношений в общине: брачно-семейные отношения, распределениеобязанностей, процедуры разрешения споров между членами общины и др. Обычаи –это то, на основе чего возникло право. Право появилось не на пустом месте и невдруг, а возникло объективно на определенном этапе развития человеческогообщества.
Право –сложное и важное социальное явление, поэтому люди с древних времен пыталисьосмыслить его происхождение, выяснить причины возникновения права, понять, начем оно строится.
Правопостроено на трех китах. Это — нравственность, государство, экономика. Правовозникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования;государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – этоосновной предмет регулирования, первопричина возникновения права.
Всовременной юридической науке термин «право» используется в несколькихзначениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например,«право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязанияобусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.[3]
Во-вторых,под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле,ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
В-третьих,названным термином обозначают официально признанные возможности, которымирасполагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют правона труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагаютправами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной иобщественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права,т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. 309327
В-четвертых,термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений,включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесьего синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право,романо-германское право, национально-правовые системы. импорт экспорт продовольственный таможенный
Термин«право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права,право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие наосновании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятияправа, установить признаки и свойства отличающих его от других социальныхрегуляторов. В юридической науке выработано множество определений права,которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явленияхпринимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет обопределении сущности права.
Право имеетзакономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и играет большуюсоциальную роль, т.к. служит интересам всех без исключения людей, обеспечиваеторганизованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Правопринадлежит к числу наиболее сложных социальных явлений. В повседневной жизнилюди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные исанкционированные государством в виде законов, указов и т.д., хотя право – этоне только нормативные документы. Без развернутой системы права невозможныустановление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота очеловеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Объективнойзакономерностью современного мира является всемерное возрастание роли изначения права во всех основных сферах общественной жизни. Связано это с усложнениемсоциальных отношений, повышением уровня демократизма в экономической,политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности,его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод,заботой о экологической безопасности человечества.
1.2 Понятиеи виды правонарушений
импортэкспорт продовольственный таможенный
Существуетмножество различных определений правонарушения. В обобщенном виде они сводятсяк тому, что правонарушение представляет собой виновное, противоправное,наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее засобой юридическую ответственность.[4]
Любоеправонарушение – это всегда определенное деяние, находящееся под постояннымконтролем воли и разума человека. Не могут рассматриваться в качестве признаковправонарушения, например, черты характера, образ мыслей или личные качествачеловека. Однако если они проявляются в конкретных противоправных деяниях –действиях или бездействии, то в этом случае наступают юридические последствия. Судне может карать за неугодные господствующим кругам суждения, за образ мыслей,политические, религиозные или иные воззрения. Однако суд, вынося решение поконкретному делу, может карать и карает за обусловленное тем или иным образоммыслей противоправное деяние.
Не всякоедеяние – действие или бездействие – является правонарушением. А лишь то,которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.
Конкретнымвыражением противоправности деяния могут служить либо нарушения запрета, прямоустановленного в законе или любом ином нормативно-правовом акте, либоневыполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или заключеннымна его основе договором. Так, ст. 309 Гражданского кодекса РФ особооговаривает, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом всоответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовыхактов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаямиделового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».
Государственно-правоваятеория и практика в России и других странах исходят из того, что не всякоепротивоправное деяние следует считать правонарушением, а лишь то, котороесовершается умышленно или по неосторожности. Иными словами, происходит по винелица.
Винаотражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому импротивоправному деянию – действию или бездействию, а также к возникающим врезультате такого деяния последствиям. Она означает понимание или осознаниелицом противоправности (недопустимости) своего поведения и возникающих при этомпоследствий. Вот почему нельзя считать правонарушениями деяниянесовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом невменяемыми, даже если они ипротиворечат праву, поскольку они не способны осознавать и пониматьпротивоправность своих действий.
Причинение вреда имеет два аспекта –юридический и фактический. Юридическая сторона заключается в том, что нарушаютсясубъективные права участников правоотношений или же создаются такие условия,которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридическихобязанностей. Фактическая же сторона правонарушения состоит в причиненииучастнику правоотношения материального либо морального ущерба.
Несмотря на общность своих признаков правонарушениявесьма разнообразны. Относительно классификации правонарушений существуютразличные точки зрения. Обычно называют три вида проступков: гражданские,административные, дисциплинарные проступки, однако отдельные авторы выделяют вкачестве самостоятельной группы конституционные, процессуальные, трудовые инекоторые другие виды проступков.
В зависимости от сферы общественной жизни, гдеони совершаются, различают:
а) правонарушения в экономике;
б) правонарушения в управленческойдеятельности;
в) правонарушений в семейно-бытовой сфере.
В зависимости от характера стоящей передправонарушителем цели можно выделить:
а) правонарушения, направленные на достижениеконкретной, определенной цели;
б) правонарушения, направленные на достижениенеопределенной цели или нескольких целей.
Наиболее распространенной и социально значимойявляется классификация правонарушений в зависимости от степени их социальнойопасности (вредности). В этой связи все правонарушения подразделяются напреступления и проступки.
Преступления отличаются максимальной степеньюобщественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые,существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовнымзаконодательством. Объектами преступного деяния являются общественный игосударственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формысобственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие праваграждан.
Проступки отличаются меньшей степеньюобщественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественнойжизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связиони классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).
Гражданские правонарушения (проступки)отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Этоимущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемыенормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного,земельного права. Своё внешнее выражение данная разновидность правонарушенияполучает, как правило, в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорныхобязательств, в причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции заподобные правонарушения носят правовосстановительный характер и заключаются ввозмещении нанесенного имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, ввосстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
Административные правонарушения (проступки)представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового,земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства наустановленный порядок государственного управления, собственность, права изаконные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правилуличного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарнойбезопасности и др.
Содержание данной разновидности противоправногоповедения выражается в нарушении общеобязательных правил, устанавливаемыхадминистративными органами, в дезорганизации порядка государственногоуправления. Специфика посягательства предопределяет и характер наказания засовершенное деяние. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав идругие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальнымиорганами государства.
Дисциплинарные правонарушения (проступки)представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядокдеятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарныйпроступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовыхколлективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскуюдисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий,невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственностификсируются в санкциях правовых норм и выражается в замечании, выговоре,строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчисление из учебногозаведения и т.д.
Следует отметить, что все виды правонарушенийнаходятся в тесной связи и взаимообусловленности. Так, безответственностьдолжностных лиц, халатность и неэффектность работы правоохранительных органов,приводящие к безнаказанности, зачастую являются своеобразными стимуламиповышения общественной опасности правонарушителя и его деяний.
Административные проступки постепенно переходятв преступления против порядка управления, гражданские правонарушенияперерастают в преступления против собственности, дисциплинарные проступки – вдолжностные преступления.
Зачастую одним деянием человек совершаетнесколько правовых нарушений. Например, нарушение водителем автомобиля правилуличного движения может повлечь и административную, и гражданско-правовую,имущественную ответственность.
1.3Юридический состав правонарушения
Понятие «правонарушение» и «юридический составправонарушения» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Сталкиваясь сразличного рода вредными деяниями, люди первоначально фиксировали в своемсознании, а затем и в законе их непосредственно эмпирические признаки: чертысубъекта деяния, само деяние, отношение субъекта к содеянному, предметпосягательства, а также последствия совершенного антисоциального поведения. Темсамым постепенно выделялись элементы, составляющие содержание любого социальнозначимого поступка человека. Обобщение таких эмпирических признаков привело кпоявлению общетеоретической категории состава правонарушения.
Состав правонарушения – научная абстракция,отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельныхразновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточнадля привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотябы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности. Другимисловами, состав правонарушения — это совокупность закрепленныхнормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых можетповлечь применение мер ответственности.[5]
К числу обязательных элементов любого составаправонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторонаправонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объектом правонарушения являются теурегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которымпротивоправными действиями или бездействием причиняется ущерб. Совершаяправонарушение, лицо наносит определенный вред не только сложившемуся вобществе правопорядку, но и правосознанию граждан, а также их субъективнымправам.
Объективная сторона правонарушения представляетсобой его внешнюю характеристику, внешнее описание совершенного лицомпротивоправного деяния. В качестве элементов, составляющих объективную сторонуправонарушения, обычно рассматривают:
а) само противоправное действие илибездействие;
б) вред, причиненный должным действием илибездействием для общественных отношений;
в) наличие причинно-следственных связей междусовершенным деянием и наступившим вредом;
г) время, место и иные обстоятельства, прикоторых было совершено противоправное деяние; д) приемы и средства совершенияправонарушения.
Субъектами правонарушения признаются физическиеи юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическуюответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность).
Субъективная сторона правонарушения указываетна психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения. Содержаниееё составляет одна из форм вины (умысел или неосторожность) субъектапротивоправного деяния, являющаяся обязательным условием или основаниемпривлечения его к юридической ответственности.
Вина – важнейшая составная часть субъективнойстороны правонарушения. В качестве её дополнительных элементов в научной иучебной литературе рассматривают цель и мотивы совершения правонарушения. Ихназывают факультативными, иными, не всегда необходимыми для признания того илииного деяния правонарушением.
2. Проблема вреда в сфере ввоза и вывозапродуктов питания
2.1 Продукты питания: социальное, экономическое и политическоезначение
Значениепродуктов питания в жизни человека и общества очень велико. Прежде всего пища ворганизме человека обеспечивает энергетику всех происходящих там процессов.Недостаток пищи является причиной различных болезней, характеризующихсяотставанием физического и умственного развития, снижением сопротивляемостиорганизма инфекционным заболеваниям и пр. Недостаточное и несбалансированноепитание является и причиной высокой смертности, особенно детской.
Уже сейчаспродовольственная проблема во всем мире сильно беспокоит ученых. Пищевыхресурсов недостаточно, чтобы прокормить все население планеты. Ученыепосчитали, что на Земле могут жить, не испытывая голода и не принося вредаприроде, только 5 миллиардов человек. Тогда как нас уже сейчас более шести.Трудно представить себе, что будет дальше, и если человечество не найдетконструктивного решения проблемы, пищевой кризис — реальная перспектива.
Историярасполагает убедительными данными о роли питания в жизни человека. В 1992 годув Риме 159 стран (в т.ч. Россия) приняли Декларацию, в которой подтвердили своюрешимость добиваться устойчивого благополучия в отношении питания для всехлюдей, и взяли на себя обязательства достичь этой цели.
Проблемапитания населения имеет выраженное социальное значение и относится к категориямглобальных, играющих существенную роль в обеспечении качества жизни человека,его здоровья и продолжительности жизни. Поэтому реализация положений принятойДекларации является не столько медицинской, сколько проблемой социальной.
Экономическоеи политическое значение питания населения также велико. В мире нет государства,в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не былибы заботой правительства. В то время как одни страны страдают от голода инедоедания, другие стремятся достичь гармоничного рациона питания; а некоторыевынуждены даже «бороться» либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточнымих потреблением.
Решениепродовольственной проблемы связано не только с увеличением производствапродуктов питания, но и с разработкой стратегий рационального использованияпродовольственных ресурсов, в основе которых должно лежать пониманиекачественных и количественных аспектов потребности человека в питании.
В странах снедостаточным обеспечением продовольствия первоочерёдной задачей являетсяудовлетворение энергетических потребностей организма. И только в долгосрочнойперспективе, когда будет решена задача продовольственного минимума в питании,возникнет вопрос о повышении качества питания.
Термин«продовольственная безопасность» все чаще встречается на страницахпериодической печати. Продовольственная безопасность — это обеспеченнаясоответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государствавне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребностинаселения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте,соответствующих принятым стандартам и нормам.
В такойтрактовке понятие «продовольственная безопасность» имеет два аспекта:социально-экономический (способность обеспечивать потребности) и политике — экономический (способность мобилизовать внутренние ресурсы и агропромышленныйпотенциал страны для обеспечения этих потребностей).
РоссийскаяФедерация, занимавшая в недавнем прошлом шестое место в мире по потреблениюпродуктов питания на душу населения, сейчас на 42-м месте. Расходы на покупкупродуктов питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйствпродолжают оставаться значительными по удельному весу и играют определяющуюроль в динамике конечного потребления. А поскольку значительная часть населениянаходится за чертой бедности, то она не может питаться даже по физиологическимнормам. На продовольственной обеспечении отрицательно сказываются задержки свыплатой заработной платы и социальных пособий.
Никогда еще(за исключением нескольких голодных лет) обеспеченность населения продуктамипитания не была такой острой, как сейчас. И речь не идет о нехваткепродовольствия. Все дело в том, что продовольственное обеспечение населенияпоставлено в зависимость от импорта, а также в резком ухудшении качествапродуктов питания.
В настоящеевремя продовольственной проблемой занимаются многие межгосударственныеофициальные и общественные организации и учреждения ООН, в том числе ФАО(Организация по продовольствию и сельскому хозяйству), созданная в 1945 году врамках ООН.
К этомуделу присоединились и влиятельные банки: Международный банк реконструкции иразвития (МБРР), региональные банки развития, специальный фонд ОПЕК(Организация стран-экспортёров нефти), которые финансируют многочисленныепроекты подъема сельского хозяйства в развивающихся странах.
Доступ кбезопасному и здоровому многообразию пищевых продуктов является одним из основныхправ человека. Оптимальное снабжение безопасной и питательной пищей являетсянепреложным условием и предпосылкой охраны и укрепления здоровья. Признаваяважную роль продуктов питания для сохранения и поддержания здоровья, ВсемирнаяАссамблея здравоохранения, принял в последние годы ряд резолюций в поддержкудеятельности по усилению продовольственной политики и стратегии в странах и намеждународном уровне.
2.2 Ввоз ивывоз продуктов питания: необходимость, значение, современный масштаб
Имеющийся дефицитотечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктовпитания из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Странеприходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.
При этомсущественно изменилась структура импорта. Начиная с 70-х гг., СССР был одним изкрупнейших импортеров зерна (в основном фуражного) в мире. В 90-х гг. вместоимпорта кормов Россия стала импортировать готовую животноводческую продукцию,так как отечественное животноводство оказалось менее конкурентоспособным, чемрастениеводство; причем ввоз мяса и, в особенности птицы, достиг особеннобольших размеров.
Удельный весимпорта в продовольственных ресурсах в 1997 г. в сравнении с 1992 г. возрос помясу и мясопродуктам с 8 до 30%, по маслу животному — с 12,9 до 38%, маслурастительному с 31 до 34%, сахару с 60 до 63%. Особенно велика доля импортнойпродукции в продовольственном снабжении крупных городов и промышленных центров(в Москве — около 70%).
В 1999 г. внашу страну ввезено 540 тыс. тонн мяса и 748 тыс. тонн птицы, чтосоответственно в 1,9 и 16,2 раза больше, чем в 1992 г. Западные фирмы расширяютэкспорт в Россию экологически опасных продуктов. Так, в 1995 г. из проверенныхимпортных товаров забраковано 58% колбасных изделий, 57% консервов, 36% масла.В последние несколько лет постоянно то гаснет, то разгорается с новой силойскандал о некачественных куриных окороках, поставляемых из США в Россию. Околополовины потребляемого в России продовольствия поставляется из-за рубежа. Этосерьезно подрывает экономическую безопасность страны.[6]
Россия систематическизакрывает импорт из ряда стран продуктов питания, однако политический аспектданного вопроса возник только в ситуации с США. Об этом говорил журналистамзамминистра сельского хозяйства РФ Сергей Данкверт. Он напомнил, что впоследнее время запретительные меры вводились относительно Аргентины, Уругвая,а с 15 марта будет введен запрет на ввоз мяса из КНР.
По словамС.Данкверта, на переговорах, начавшихся накануне между российской иамериканской сторонами по вопросу поставок мяса птицы, будет пересматриватьсямеханизм поставок данной продукции в РФ. Основная проблема, возникшая в областисанитарно-эпидемиологических норм, во многом связана с тем, что подобныенарушения появлялись при наличии санитарных сертификатов у американскихпоставщиков, отметил С.Данкверт. В то же время он подчеркнул, что обсуждениевопросов торговли мясом птицы проходит в рабочем режиме. Большая частьнарушений в поставках мяса птицы из США действительно была выявлена в ходемассированных проверок. По его словам, при стандартном режиме работы такиеработы осуществляться не могли бы как по техническим, так и по финансовымусловиям. Каждая проба на соответствие качеству, осуществляемая ветслужбой РФ,оценивается в 200-300 долл.
Однако безимпорта население РФ не будет обеспечено необходимым количеством продуктовпитания, т.е. ввоз продовольствия в страну является необходимой мерой.
Главныйинструмент захвата российского рынка — демпинговые цены, которые выдают замировые. На импортируемое в Россию продовольствие они фактически в 3-4 разаниже, чем в странах-импортерах. Эти цены не соответствуют реальной стоимостипродовольствия в странах-экспортерах благодаря наличию экспортных субсидий,скидок для крупных оптовиков, а также дешевым распродажам продовольственныхзапасов, накопленных в результате государственной скупки излишковсельскохозяйственной продукции. И очень часто низкая цена соответствует низкомукачеству продукта.
Чтобыоценить современный масштаб проблемы ввоза и вывоза продовольствия в России,приведу такие цифры. В 1995 г. на закупку продуктов питания за границей былозатрачено валютных средств столько же, сколько поступило от импорта нефти затот же период.
2.3 Роль идеятельность государства по регулированию ввоза и вывоза продуктов питания в РФ
Первыйсигнал о недопустимости и экономической и политической нецелесообразностипродолжения реализуемой политики («импорт-импорт-импорт») в областипродовольственного рынка поступил в октябре 1994 г., в период некоторогоэкономического «отрезвления», спровоцированного резким ростомвалютного курса доллара на российском рынке («черный вторник»). Асобытия, последовавшие за 17 августа 1998г. окончательно убедили всех внедопустимости такой политики.
В условиях«плавания» валют такие непредсказуемые ситуации с неизбежностью вызываютлибо рост внутренних цен, либо сокращение импорта в результате егозначительного удорожания. Последнее происходит при возможности быстрогозамещения импорта со стороны национального производства. Если же национальнаяпромышленность находится в деморализованном состоянии, то потребителю неостается ничего лучшего, кроме как либо приобретать подорожавшую импортнуюпродукцию, либо вовсе отложить приобретение данных товаров до лучших времен. Нопродовольствие — товар особый. Его покупка и потребление происходит ежедневно,вне зависимости от, погодных условий, удаленности рынков или «склонности ксбережениям» населения. Поэтому если страна допустила высокую зависимостьот импорта продовольствия, то в условиях падения валютного курса национальнойденежной единицы она не только будет вынуждена больше средств тратить напокупку валюты для приобретения продовольствия за рубежом, но и поставит себя взависимость от любых капризов мирового продовольственного рынка.
Последствиядля страны, «посадившей» себя на импорт продовольствия, могут бытьнепредсказуемыми. Именно поэтому велика роль государства по регулированию ввозаи вывоза продуктов питания. Неслучайно все высокоразвитые страны защищают своипродовольственные рынки от импорта. Например, США не допускают, чтобы импортпродовольствия превышал 17%. В Швейцарии — стране с огромным положительнымплатежным сальдо — действует закон о продовольственной безопасности. И только вРоссии общие концептуальные положения об экономической, и в том числепродовольственной безопасности, остаются хотя и привлекательными, но лозунгами.13 ноября 1996г. в Риме подписана (в том числе и представителями России)Декларация о продовольственной безопасности, в соответствии с которойправительства стран приняли на себя обязательства в первоочередном порядкеинвестировать сельскохозяйственное, лесное и рыбное производства длянаращивания объемов продовольствия. Но при составлении бюджетов 1997, 1998 и1999 гг. этот документ в России был проигнорирован.
Деятельностьгосударства по регулированию ввоза и вывоза продовольствия сводится кследующему:
— оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен напродукты питания для того, чтобы не возникал дефицит продовольствия илиимпортные товары были коммерчески привлекательнее наших;
— регулирование объемов импорта по основным стратегическим видам продовольствия:зерну, мясу и молоку (в т.ч. таможенное);
— созданиеединого продовольственного рынка стран СНГ с постепенным отказом от таможенныхпошлин и сборов и согласованием ценовой политики (при этом запретитьбеспошлинный ввоз в Россию через страны СНГ товаров из третьих стран);
— последовательное сокращение ввоза в страну тех продуктов питания, производствокоторых может быть осуществлено в России;
— активноегосударственное регулирование уровня и структуры розничных цен напродовольствие с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышенияконкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем, а вперспективе и на внешнем рынке;
— проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социальнонезащищенных слоев населения;
— реконструкция сводов таможенного права.
Государственноерегулирование в сфере импорта и экспорта продуктов питания осуществляется всоответствии с международными договорами РФ, ФЗ и другими нормативными актами,которые постоянно совершенствуются. Принят новый Федеральный закон «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данныйзаконопроект принимался с целью создания благоприятных условий для российскихэкспортеров и производителей товаров. Согласно документу, вводятся специальныезащитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров длязащиты экономических интересов российских товаропроизводителей. Импорт иэкспорт продуктов питания будет осуществляться без количественных ограничений,кроме случаев, предусмотренных положениями данного закона. В частности,Правительство РФ может в исключительных случаях устанавливать временныеограничения или запреты экспорта для предотвращения либо уменьшениякритического недостатка продовольственных или иных товаров, которые являютсясущественно важными на внутреннем рынке РФ. Лицензирование в сфере внешнейторговой деятельности осуществляется при введении временных количественныхограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров, а также припредоставлении исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.
Крометого, Правительство РФ узаконило беспрецедентные в российской практике меры посдерживанию цен на основные виды продуктов питания по специальному перечню. Ссписок вошли злаковые культуры, мука, масло, молоко, сливки и др. продуктыпитания. В исключительных случаях Правительство России может устанавливатьвременные ограничения или запреты на экспорт этих товаров для предотвращениянедостатка их внутри самой страны. На ввоз продуктов питания также могут бытьналожены государственные санкции. К примеру, с начала 2008 г. В связи собнаружением в партии индийского кунжута капрового жука, являющегося одним изсамых опансых насекомых-вредителей, введены временные ограничения на ввозрастительной продукции из Индии. В III квартале 2007 г. в Россию, по даннымФедеральной таможенной службы РФ, было импортировано из Индии 10,3 тыс. т кофена общую сумму $2,4 млн, 77,7 тыс. т ($32,1 млн) черного и 31,2 тыс. т ($61,8млн) прочего чая, а также 119,4 тыс. т риса ($47,2 млн). Т.е. индийские чай икофе имеют значительную долю на российском рынке, то участники рынка обещаютрост цен и увеличение импорта продуктов питания других производителей –Вьетнам, Индонезию, Южную Америку.[7]
2.4 Рольтаможенной системы РФ в сфере государственного регулирования ввоза и вывозапродуктов питания
В Россииистория таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования ипрослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых илиобмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древнихторговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых«гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складированиятоваров. Их появление историки относят к VШ веку. Большое влияние на развитиетаможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот периодв оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошлислова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке илирынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — служилый человек,взымавший тамгу.
Картиныразвития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многомсходны. Его основная цель и направленность всегда была в удовлетворениипотребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин исборов и в регулировании внешнеторговых связей. А по мере того, какскладывалось само понятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов заправо купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры ихвзимания или невзимания (т. е. формировались таможенные правила), создавалась иразвивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти мерыполучили свое организационное, правовое и дипломатическое(международно-правовое) закрепление.
В новыхрыночных условиях, когда российская экономика стала открытой, а государственныеграницы прозрачными или во многих местах размытыми, гораздо более сложной имасштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности РФ.Ответственность за ее обеспечение лежит на таможенной системе. Таможеннаясистема РФ является важнейшая сфера экономической политики государства,инструментом регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.
Правоохранительные цели таможенного дела (в т.ч. относительноввоза и вывоза продуктов питания) заключаются в защите государственнойбезопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей,нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охранеживотных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересовроссийских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом черезтаможенную границу Российской Федерации.
Натерритории Российской Федерации действует единое таможенное законодательство.Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенциии, соответственно, регулированием его только нормами единого федеральногозаконодательства.
Термин«таможенное законодательство» следует рассматривать в широком смысле этогослова, когда «законодательство» охватывает не только Конституцию РФ и еезаконы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. Ктаким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановленияПравительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенногокомитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральнымиорганами исполнительной власти.
Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печатьс изображением Государственного герба Российской Федерации и со своимнаименованием, иные печати и штампы, текущие счета по федеральному бюджету,сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях.Финансируется таможня за счет средств федерального бюджета, а также иныхпредусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Кроме всегоперечисленного таможня является правоохранительным органом РоссийскойФедерации, а также обладает правом оперативного управления в отношениизакрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственнойсобственностью.[8]
Основными задачами таможни являются:
1. Непосредственное осуществление таможенного дела на территорииподведомственного региона. Осуществление мер по реализации таможенной политикиРоссийской Федерации на территории подведомственного региона.
2. Реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионемер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РоссийскойФедерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейсяк таможенному делу.
Обеспечение в пределах своей компетенции в подведомственном регионезащиты экономических интересов Российской Федерации.
Применение в подведомственном регионе средств таможенного регулированияэкономической деятельности.
3. Обеспечение соблюдения в подведомственном регионе законодательстваРоссийской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации о таможенном деле и других законодательных ииных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органыРоссийской Федерации, нормативных и иных правовых актов ГТК России.
4. Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля.
5. Применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма вчасти налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границуРоссийской Федерации. Взимание таможенных платежей.
6. Осуществление в пределах компетенции таможенных органов РоссийскойФедерации и своих полномочий валютного контроля.
7. Участие в ведении таможенной статистики.
8. Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сферетаможенного дела, с нарушениями таможенных правил.
9. Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностьюнижестоящих таможенных постов.
10. Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РоссийскойФедерации, юридических и физических лиц.
11. Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечениесвоей деятельности и деятельности нижестоящих таможенных постов.[9]
Перечень внешних функций более широк. В первую очередь нужно отметить,что таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономическийи организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации.Подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможеннойполитики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностейподведомственного региона. Выявляет наличие в подведомственном регионе проблем вобеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономическойбезопасности Российской Федерации и участвует в реализации мер, направленных наурегулирование таких проблем. Участвует в разработке и реализует программыразвития таможенного дела на территории подведомственного региона.
Таможня применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящимитаможенными постами средств таможенного регулирования экономическойдеятельности; обобщает и анализирует практику применения таких средств иподготавливает предложения об их совершенствовании. Принимает меры, направленныена создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможеннуюграницу РФ. Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенныхрежимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границуРоссийской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможеннойтерритории Российской Федерации.
Важной функцией таможни является борьба с контрабандой продовольствия. В соответствиис законодательством Российской Федерации таможня осуществляет дознание по деламо контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскнуюдеятельность.
Участвуя вгосударственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляяфискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственныйбюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышениюблагосостояния населения.
3. Основные правонарушения, их виды имасштаб вреда в сфере ввоза и вывоза продуктов питания
3.1 Роль права в государственном регулировании ввоза и вывозапродуктов питания
Правоявляется важнейшим государственным регулятором. Оно регулирует отношения междулюдьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от другихсоциальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оноедино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный регулятор,регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для ихучастников определенные юридические последствия.
Право –особый государственный регулятор ввоза и вывоза продуцкто питания в РФ.Регулируя отношения, возникающие в данном направлении, оно тем самым придает имправовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество иособый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественнымирегуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте стем цивилизованный регулятор.
Предметом таможенного права являются общественные отношения,возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров (в т.ч. продуктов питания)и транспортных средств через таможенную границу РФ. В рамках таможенного праваключевым понятием является «перемещение», в соответствии с которым участниктаможенных правоотношений либо уже переместил товары и транспортные средствачерез таможенную границу, либо перемещает их в настоящее время, либо имеетнамерение переместить их в будущем. Кроме того, участник таможенныхправоотношений может не осуществлять экспорт либо импорт груза, но все равнобудет связан с перемещением товаров и транспортных средств каким-либо инымобразом (например, таможенный перевозчик, таможенные органы). В соответствии сост. 11 Таможенного кодекса перемещение через таможенную границу товаров и (или)транспортных средств — это совершение действий по ввозу на таможенную территориюРоссийской Федерации либо вывозу с этой территории товаров и транспортныхсредств любым способом. При этом под незаконным перемещением товаров и (или)транспортных средств через таможенную границу понимается совершение действий поввозу и вывозу с таможенной территории Российской Федерации товаров итранспортных средств с нарушением порядка, установленного законодательством овнешнеторговой деятельности.
Таможенное право — это комплекснаяотрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовыхнорм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствоми предназначены для регулирования общественных отношений, связанных сперемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.[10]
В статье 19 ТК указывается на то, что все лица на равныхоснованиях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию, а также и вывоз из неетоваров, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Никтоне может быть лишен этого права или же ограничен в нем, за исключением случаев,предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актамиРоссийской Федерации.
В системе отраслей таможенное право тесно связано с другимиотраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификойпредмета правового регулирования.
Конституционное право выступает,бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенноеправо преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений,изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всеготаможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиесяк области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.
Административное право нередконазывают управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правовогорегулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти,функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву,таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме того,нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административныхправонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащиетаможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административныхправонарушениях.
Финансовое право изучает общественныеотношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства имуниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительными,осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельностьвыражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы отвнешнеторговой деятельности — немалая составляющая казны Российской Федерации.Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путемиспользования положений, установленных в нормах важнейших источниковфинансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральныхзаконов.
Уголовное право включает в себя нормы,характеризующие общественно опасные деяния, именуемые преступлениями, а такжеосновы и условия привлечения к ответственности данного рода. Основной источникданной отрасли Уголовный кодекс РФ содержит гл. 22 «Преступления в сфереэкономической деятельности». В ней изложены составы неправомерных деяний,совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.). Сотрудникитаможенных органов, осуществляя предварительное расследование по даннымпреступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуальногозаконодательства.
Гражданское право, являющеесяодной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную областьимущественных и личных неимущественных отношений. В области таможенного дела субъектывнешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданскогозаконодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранениитовара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданскогоправа. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц кобласти цивилистики.
Таможенное законодательство — одна из новых и динамичных отраслейзаконодательного регулирования. Государство, регулируя общественные отношения всфере внешнеэкономической деятельности, облачает свои решения в «правовыеодежды», используя различные формы права. Источниками таможенного праваявляются правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органовгосударственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в областитаможенного дела.
Ввоз и вывоз продуктов питания, как уже было отмечено,регулируется таможенным правом. Ввоз продовольствия на таможенную территорию РФ— это фактическое пересечение товарами границы РФ и все последующие действия сэтим грузом до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров с таможеннойтерритории РФ — это подача декларации или совершение иных действий,непосредственно направленных на вывоз с таможенной территории, а также всепоследующие действия с грузом до фактического пересечения ими таможеннойграницы Российской Федерации.
3.2Основные правонарушения в сфере ввоза и вывоза продуктов питания
Определениеправонарушения в сфере таможенных правил закреплено в ст.230 Таможенногокодекса РФ. В ней содержится закрытый перечень объектов нарушений таможенныхправил, которыми являются:
— порядокперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (включаяприменение таможенных режимов);
— порядоктаможенного контроля;
— порядоктаможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых черезтаможенную границу РФ;
— порядокобложения таможенными платежами и их уплаты;
— порядокпредоставления таможенных льгот и пользования ими.[11]
Уголовнымзаконодательством РФ предусмотрено пять составов преступлений в сферетаможенного дела. К ним относятся контрабанда (ст.188 УК РФ), незаконныйэкспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых присоздании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УКРФ), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического иархеологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК РФ),невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ) иуклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).
С целью рассмотрения данного вопроса возьмем заоснову нарушения, которые на данный период времени являются наиболеераспространенными при ввозе и вывозе на таможенную территорию РоссийскойФедерации продуктов питания.
Пункт 3 статьи 16.1. КоАП РФ “Незаконноеперемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границуРоссийской Федерации” гласит следующее:
“… 3.Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест,об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытиина таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможеннойтерритории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо дляполучения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения,либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представлениянедействительных документов, а равно использование для этих целей поддельногосредства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося кдругим товарам и (или) транспортным средствам, — влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пятиминимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметамиадминистративного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметовадминистративного правонарушения; на должностных лиц — от пятидесяти до стаминимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до однойтысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихсяпредметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискациюпредметов административного правонарушения…”
Статьей16.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за наиболееопасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий суголовным преступлением (ст.188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее– УК РФ) «Контрабанда») — незаконное перемещение товаров и (или)транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Если товарыи транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, относятся кперечню товаров, определенных частью 2 статьи 188 УК РФ, то в этих случаяхнаступает уже не административная, а уголовная ответственность по статье 188 УКРФ.
Противоправными,применительно к данному составу правонарушения, признаются деяния, выразившиесяв сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовыхмест, об их маркировке, о наименовании, весе и об объеме товаров при прибытиина таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров,либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для егозавершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путемпредставления недействительных документов, а равно использование для этих целейподдельного средства идентификации или подлинного средства идентификации,относящегося к другим товарам.
Под недействительными документами понимаютсяподдельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы,содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим, и иныедокументы, не имеющие юридической силы.
Еслираскрыть более широко понятие “недействительные документы”, то можно сказать,что под недействительными документами понимаются:
а)поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы илиподлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путемисправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительныхданных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целойстраницы на другую страницу, с текстом отличным от исходного и т.п.);
б)документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядкаих выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания дляих выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либов результате злоупотребления должностным лицом служебным положением илисовершения им халатных действий при выдаче этого документа;
в)документы, содержащие недостоверные сведения, — документы, которые фактическиявляются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности.При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется наофициальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны егоподписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные)являются ложными;
г) документы,относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, — документы, отвечающиеустановленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения черезтаможенную границу других товаров и транспортных средств;
д) иные неимеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, неимевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданныенеправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, вкоторой не указана дата ее совершения, и т.п.).
В статьях 73 и 81 ТК РФ прямо указано, какиедокументы и сведения должны быть представлены таможенному органу примеждународной перевозке товаров автомобильным транспортом. Это сведения огосударственной регистрации транспортного средства; наименовании и адресаперевозчика товаров; наименовании страны отправления и страны назначениятоваров; наименовании и адресе отправителя и получателя товаров; о продавце иполучателе товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видахупаковки товаров; наименовании и кодах товаров в соответствии Гармонизированнойсистемой описания и кодирования товаров или с Товарной номенклатурой внешнеэкономическойдеятельности (далее – ТН ВЭД) на уровне не менее 4-х знаков; о весе бруттотоваров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), заисключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых натаможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте идате составления международной товаротранспортной накладной.
Данный перечень документов и сведений являетсяисчерпывающим для целей таможенного оформления и в абзаце 3 части 1 статьи 72ТК РФ прямо указано, что таможенный орган не вправе требовать от перевозчикаиных сведений, кроме указанных в статьях 73-76 ТК РФ. В статьях 74-76 ТК РФуказываются документы и сведения, которые необходимо предоставлять таможенномуоргану при перевозке товаров другими, отличными от автомобильного, видамитранспорта.
Кроме указанного выше перечня необходимых длятаможенного оформления документов и сведений существует ряд отдельных процедурперевозки продуктов питания по таможенной территории Российской Федерацииавтомобильным транспортом. Это такие процедуры, как перевозка товаров итранспортных средств в соответствии с Таможенной Конвенцией о международнойперевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975г.), перевозкатоваров и транспортных средств с применением Таможенной Конвенцией о КарнетеАТА, перевозка товаров и транспортных средств с применением Конвенцией от 26июня 1990 года “О временном ввозе”, перевозка товаров и транспортных средств сприменением Конвенцией о Договоре международной перевозки грузов и т.д. Вкаждом из вышеуказанных документов существуют определенные порядки составлениядокументов и порядки их предоставления таможенным органам для целей таможенногооформления, но все эти условия составления документов и порядки ихпредоставления уже содержаться в статьях 73-76 ТК РФ.
Прибытие натаможенную территорию РФ продуктов питания в количестве меньшем, чем указано впредставляемых таможенному органу документах, не является административнымправонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 16.1КоАП РФ, поскольку указанная в документах часть товара фактически не ввозитсяна таможенную территорию Российской Федерации. При отсутствии товара,подлежащего таможенному оформлению и таможенному контролю, не возникает вредныхпоследствий, общественная опасность такого деяния отсутствует.
В случаеприбытия продуктов питания в количестве большем, чем указано втоваросопроводительных документах, предметом правонарушения является только неуказанная в документах часть товара.
Наряду спредставлением таможенному органу недействительных документов объективнуюсторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконногоперемещения продуктов также средств идентификации, перечисленных в части 3статьи 16.1 КоАП РФ.
Сообщениетаможенному органу недостоверных сведений о маркировке или о странепроисхождения продуктов питания может быть квалифицировано по части 3 статьи16.1 КоАП РФ только в том случае, если это влечет несоблюдение запретов на ввозтоваров на таможенную территорию РФ или их транзит через таможенную территориюРФ в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ.
Итак,основным правонарушением в сфере вооза и вывоза продуктов питания являетсяконтрабанда. В современном уголовном праве контрабанда относится к разделу преступленийв сфере экономической деятельности. Контрабанда (ст. 188 УК) наносит вредфинансово-экономической системе государства, поскольку в государственный бюджетне поступают таможенные пошлины и сборы, установленные на ввозимые товары, атакже создает угрозу общественной безопасности, если предметом контрабанды являютсянекачественные или зараженные продукты питания.
3.3 Юридический состав основных правонарушений в сфере ввоза ивывоза продуктов питания
Объектомпреступления является внешнеэкономическая деятельность.
Субъектомправонарушения, попадающего под действие статьи 16.1 КоАП РФ являютсягражданин, индивидуальный предприниматель (который в целях привлечения кответственности выступает как должностное лицо – статья 2.4 КоАП РФ),юридическое лицо, фактически перемещающие продукты питания через таможеннуюграницу, а также должностное лицо организации, привлекаемой к ответственностиза данное правонарушение. Лицом, фактически перемещающим продовольствие, можетвыступать лицо, перемещающее товары, или перевозчик товаров.[12]
В случаесовершения правонарушения гражданином, перемещающим товары для собственныхнужд, он одновременно является и перевозчиком, и лицом, перемещающим товары.
Объективнаясторона правонарушений в сфере импорта и экспорта продуктов питания заключаетсяв перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров при наличиихотя бы одного из указанных в данной статье признаков: помимо или с сокрытием оттаможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможеннойидентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Субъективнаясторона правонарушения, совершенного физическим лицом (гражданином илидолжностным лицом), характеризуется прямым умыслом.
Непосредственныйобъект контрабанды — общественные отношения, регулирующие товарооборотпродуктов питания через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенныхпошлин и сборов.
Дополнительныеобъекты при контрабанде продуктов питания: общественная безопасность и здоровьенаселения.
Состав правонарушенияимеет место, если перемещение продуктов питания осуществлено в крупном размере,т.е. если их стоимость превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Заключение
Проблемаправонарушений в сфере импорта и экспорта продуктов питания в РФ стоитдостаточно остро. Во многом она обусловлена состоянием таможенной системы вцелом по стране. К примеру, многие таможенные посты, которые стали пограничнымисо странами СНГ, не оборудованы для надлежащего выполнения таможенного ипограничного контроля. Не хватает помещений служебно-производственногоназначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании итехническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооруженийтаможенные органы арендуют.
Наличиеэтих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможеннойинфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД.
Крупнойпроблем для таможенных брокеров и таможенных перевозчиков является слишкомвысокая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей, а также страхования.
Одной изосновных проблем существования и развития таможенной инфраструктуры являетсянизкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие.
Созданиетаможенной и околотаможенной инфраструктуры должно быть одной из приоритетныхзадач таможенной службы и участников внешнеэкономических связей, прежде всего –государтсва. Они призваны обеспечить сотрудничество и партнерство друг с другомдля реализации их общих интересов – ускорения и нормализации движения товаров.
Для этогонеобходимо:
1. Развитие объектов околотаможенной инфраструктуры на коммерческойоснове (складов для таможенных грузов, магазинов беспошлинной торговли, стоянокдля автотранспорта).
2. Создание системы информационно-консультационного обслуживанияучастника ВЭД.
3. Оказание услуг по декларированию внешнеторговых грузов
4. Обеспечение максимальной доступности информации о таможенныхправилах.
5. Защита прав экспортеров и импортеров.
6. Упрощение процедуры обжалования действий таможенных органов.
Россия — мощнаяиндустриально-сырьевая страна. Однако сегодня, когда граница фактически сталапрозрачной и открытой, все большее число недобросовестных физических июридических лиц пытаются подорвать экономическую безопасность России, совершаяправонарушения в сфере импорта и экспорта продуктов питания. Сложившеесяположение дел в данной сфере не является критическим, но повсеместнаяконтрабанда может помешать процессу вступления РФ в ВТО.
Дляпресечения в области импорта и экспорта продуктов питания через таможнюнеобходимо:
1. Четкоопределить и нормативно закрепить требования к оформлению документов,предъявляемых таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию РФс целью исключения возможности их двоякого толкования, соответственно, с цельюисключения возможности “ухода” от административного наказания лиц, совершившихадминистративные правонарушения.
2. На основечеткого разграничения функций разработать методику координации и взаимодействиятаможенных органов с другими правоохранительными органами при проведении имисовместных операций по пресечению правонарушений в области таможенного дела.
3. Винтересах ускоренного становления таможенных органов как правоохранительнойструктуры организовать интенсивную подготовку профессионалов административногорасследования на собственной учебно-методической базе Российской таможеннойакадемии и по программам, отвечающим требованиям таможенной специфики.
Созданиесистемы таможенной службы, оснащенной современными средствами связи итранспорта, будет способствовать максимальному снижению ввоза товараконтрабандным способом или с административными правонарушениями.
Список литературы
1. Лазарев В.В. Липеив С.В. Общая теориягосударства и права. Учебник для вузов М., Спарк, 2000 г.
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридическихвузов. – М.: Юриспруденция, 2000.
3. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающихв юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарийофициальными документами коллектива специалистов Государственного таможенногокомитета Российской Федерации.- М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты»,2004.-703 с.
5. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник/Отв. Ред. Н. И. Химичева.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Юрист, 2007.- 504 с.
6. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224с.-(Серия «Завтра экзамен»).
7. Настольная книга импортера & экспортера.Выпуск1.- Таможенный
кодексРФ.«Инкотермс-90».М.: Инфра-М,1993.
8. Козырин А.Н. Комментарии к Таможенному кодексу РФ.
М.: Спарк,1996.
9. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. — ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.
10. Контантинов А., Дикселиус М. Бандитская Россия.-СПб.; БИБЛИОПОЛИС;ОЛМА-ПРЕСС, 1997г.
11. Контрабанда и контрабандисты: наркотики, антикрвариат, оружие./Авт.-сост. Т.И. Ревяко.- Мн.: Лит-ра. 1997г.