Роль и место референдума как одной из форм прямой демократии в системе народовластия

Содержание
 
Введение
Глава 1. Институт референдума в РФ и его развитие
1.1 Понятие и виды референдума РФ
1.2 Становление и развитиеконституционно-правового института референдума в РоссииГлава 2. Процедура проведения референдумав РФ
2.1 Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне
2.2 Особенности проведения референдума на региональном уровне
2.3 Особенности проведения референдума на местном уровне
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Тема курсовойработы выбрана не случайно. Она является очень интересной и актуальной внастоящее время.
Интересноотметить, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Этобыло обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелостинаселения, демократизацией политических режимов, наличием техническихвозможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобныхмероприятий.
Институтреферендума в России был известен еще Конституции СССР 1936 г. Правда,определялся референдум там как всенародный опрос, однако таким определениемвряд ли стоит пользоваться, ибо, как вытекает из понятия «опрос», результатголосования в данном случае, скорее всего не имеет обязательного значения нидля публичной власти, ни для граждан. Так же упоминается референдум и в КонституцииРСФСР 1978 г., однако стал применяться сравнительно недавно.
Наша странаотказалась от прежней организации государственного управления, режимная системапостепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуацииповышается роль институтов непосредственной демократии, в частности — референдума.
Первыйобщероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 г. Его формула содержаладва вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента в России. Наоба этих вопроса большинство россиян ответили положительно.
Вторым сталобщероссийский референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту и парламенту.
И, наконец, 12декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции РоссийскойФедерации. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированныхизбирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс.630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Этоозначало, что Конституция Российской Федерации принята[1].
Неотъемлемымпризнаком демократического правового государства является принадлежащий народусуверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободноосуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития Россиипредставляется необходимым исследование указанного правового института.
Посколькуреферендум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерацииявляется «высшим непосредственным выражением власти народа», является одним изважнейших средств прямой демократии, на референдуме могут решатьсяпринципиально важные вопросы жизни страны и всего народа, такие как принятиеновой Конституции – все это говорит, на наш взгляд, о большой практическойзначимости выбранной темы.
Целью даннойкурсовой работы является наше стремление показать, какую роль играет и какоеместо занимает референдум как одна из форм прямой демократии в системенародовластия.
В работеосновное внимание уделяется таким вопросам как право участия в референдуме,инициатива и назначение референдума, организация референдума, а также подведениеитогов и реализация решений референдума.

Глава1. Институт референдума в РФ и его развитие
1.1Понятия и виды референдума РФ
Всоответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации РоссийскаяФедерация есть демократическое государство. Термин «демократия» – производноеот двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводитсябуквально «власть народа». Демократия определяется как народовластие, формаполитического, государственного устройства, основанная на признании народа какисточника власти, его права принимать участие в решении общественных,государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и другихправ граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий ихреализации во всех сферах жизни общества.
В КонституцииРоссийской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственнымисточником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ(ч.1.ст.3). Это означает, что Россия провозглашается государствомнародовластия.
Каждая издвух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложнаи требует специального рассмотрения.
С юридическойточки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» иопределяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единогогосударства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образуетфизический субстрат государства.
Власть естьвозможность распоряжаться или управлять кем-либо, подчинять своей воле других.Власть как явление социальное возникает вместе с возникновением общества исуществует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления,которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.[2]
Свозникновением государства возникает и государственная власть как один изсущественных признаков государства. Государственная власть имеет в качествесвоих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинениеэтой общей воле всех членов общества.
Признаниенарода верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета.Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть,осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальныхсил, использует исключительно в своих собственных интересах.
КонституцияРоссийской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России навсю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем неделит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть вРоссийской Федерации. «Никто не может присваивать власть в РоссийскойФедерации, — указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоениевластных полномочий преследуются по федеральному закону».
Такимобразом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а такжесвободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с егосуверенной волей и коренными интересами.
В условияхнародовластия осуществление власти конституируется, легитимируется иконтролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает вформах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут наравных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способправления, превращается таким образом в организационный принцип обладаниявластью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственныхзадач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей отнарода или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечномпункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии[3].
В зависимостиот формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 КонституцииРоссийской Федерации различаются две формы демократии: прямая и представительная– осуществление народом власти через выборных полномочных представителей,которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весьнарод, население, проживающее на той или иной территории). Причем, некоторыеспециалисты в области конституционного права России считают, что нельзяговорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образомважны для реализации народовластия.
Непосредственнаядемократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа игосударственная власть должны быть тождественны, что сам народ долженнепосредственно участвовать в принятии важных политических решений,осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия являетсяформой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Принепосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:
· референдума;
· выборов;
· всенародныхи иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственнойжизни;
· правотворческойинициативы;
· участияв управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественныеорганизации, собрания и сходы граждан и др.;
· индивидуальныхили коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местногосамоуправления.
«Высшим непосредственнымвыражением власти народа» – указывается в Конституции Российской Федерации (ч.3ст.3), — являются референдум и свободные выборы.
Термин«референдум» происходит от латинского «referendum» — «то, что должно бытьсообщено».
Всоответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдумеРоссийской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом научастие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Законодатель,давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, аименно:
· референдум- это форма непосредственного осуществления народом своей власти;
· способвыявления воли большинства населения, то есть обладающих избирательным правом,на референдуме производится только путем голосования;
· законопроекты,принятые на референдуме, как правило, могут изменяться либо отменяться толькопутем принятия нового решения на референдуме;
· решение,принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом ивступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатовреферендума.
Самымиактивными и действенными формами народного участия в управлении деламигосударства и местного сообщества являются голосование на выборах иреферендумах.
Референдум ивыборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам,но различаются по объектам и результатам. Цель у них – выражение воли народа.Субъективный состав – граждане, которые имеют право принимать участие вреферендуме и в выборах.
Под выборамипонимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделенияиз своей среды путем голосования представителей для выполнения вгосударственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих имфункций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан,выраженными на выборах[4].
Основноеотличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объектеволеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутатыпредставительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объектволеизъявления – не человек (кандидат), а определенный вопрос – принятиезакона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаясягосударства, региона или территории.
На практикепроведение выборов является главным средством обеспечения состязательности иреальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формойполитической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить зарамки конституционных установлений. В Российской Федерации, как и во всехдемократических государствах, проведение выборов является основной формой испособом мирной борьбы за обладание государственной властью.
Выделяютследующие виды референдума:
· общегосударственный,региональный и местный референдум. В общегосударственном референдуме участвуютвсе граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональныереферендумы проводятся в федеративных государствах в пределах территориисубъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределахадминистративно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения,принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В Россиизаконодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдумсубъекта Российской Федерации и местный референдум;
· обязательныйи факультативный референдум. В первом случае конституция устанавливает, чторешение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума.Факультативный референдум означает, что решение по предлагаемому вопросу можетбыть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;
· конституционныйи обыкновенный референдум. В первом случае на референдум выносится проектконституции или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум поиным вопросам, не имеющим конституционного значения;
· допарламентский,послепарламентский, внепарламентский. Допарламентский референдум проводится допринятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данномувопросу путем голосования избирателей, послепарламентский — после того, какзакон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума,внепарламентский — когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или вобход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке;
· утверждающийреферендум (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) иотменяющий;
· решающийи консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляетсямнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, напримерпри принятии закона).
Есть и иныеклассификации: конституционный, законодательный, международно-правовойреферендум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях),административный референдум (по вопросам, не связанным с принятием, изменениемили отменой нормативно-правовых актов). Эти классификации часто переплетаются:один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным,послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д
Стоитобратить особое внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет правоучаствовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведенияреферендума Российской Федерации 18 лет.
ГражданинРоссийской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки ипроведения референдума Российской Федерации за пределами территории РоссийскойФедерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме РоссийскойФедерации.
Не имеетправа участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РоссийскойФедерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишениясвободы по приговору суда.
РеферендумРоссийской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации наоснове всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании.Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.
Важноотметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме РоссийскойФедерации лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным,контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдумаРоссийской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений иубеждений или отказу от них.
 
1.2Становление и развитие конституционно-правового института референдума в России
 
Формированиеинститута референдума в нашей стране началось в советский период. Ст. 49Конституции СССР 1936 года гласила, что «Президиум Верховного Совета СССРпроизводит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованиюодной из союзных республик», т.е. референдум характеризовался лишь каквсенародный опрос. Однако практики проведения в СССР и таких референдумов небыло. Ст. 5 Конституция СССР 1977 г. предусматривала, что «наиболее важныевопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а такжеставятся на всенародное голосование (референдум) ».
Аналогичноеположение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Однако долгоевремя законодательство не определяло механизма применения этого института,несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятияспециального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародногоголосования. Делались и конкретные предложения по структуре и основнымположениям будущего акта. Например, В.Ф. Коток обстоятельно рассматривал вопросо содержании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принятьположение об общесоюзном референдуме. Эти предложения приобретали особуюважность в связи с тем, что Планом организации работ по приведениюзаконодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, принятымПрезидиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1977 года, были предусмотреныразработка и принятие этого акта. В последующие годы организация и порядокпроведения референдумов были регламентированы законодательством. В декабре 1990года Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме.
Однако,долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этогоинститута. В настоящее время организация и порядок проведения референдумарегламентированы законодательством. Появилась и практика их проведения.
Институтреферендума в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 года.Этот акт является во многом противоречивым. Он, например, предоставлял правотребовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан РоссийскойФедерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Законпозволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначенииреферендума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародномреферендуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он,обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в ихпроведении.
Все этопредопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то,что в начале 90-х гг. в стране проходили глубокие реформы, и власти серьезнонуждались в выявлении воли народа.
Необходимоотметить, именно законом «О референдуме РСФСР», принятым 16 октября 1990 года,было проведено 17 марта 1991 года всенародное голосование. Была поставленазадача выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственнойжизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерациисуверенных республик и введение поста Президента в России.
25 апреля1993 года состоялся всероссийский референдум, на который выносились следующиевопросы: «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?»,«Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ иПравительством РФ с 1992 г.?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочныхвыборов Президента РФ?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочныхвыборов народных депутатов РФ?». 5 мая 1993 г. Центральная комиссияВсероссийского референдума подвила его итоги и установила на основаниипротоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона «О референдумеРСФСР»:
1.Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся.
2. По первомуи второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половиныграждан, принявших учас¬тие в референдуме.
3. Потретьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосоваломенее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
12 декабря1993 года на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «Опроведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993года» состоялся всероссийский референдум. Особенность референдума, проведенного12 декабря 1993 года состояла в том, что одновременно с принятием новойКонституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще непринятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принятизбирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября 1993 года)издал Положение о федеральных органах власти на переходный период.Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база.Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатовГосударственной Думы и Совета Федерации в 1993 года) было установлено, чтовыборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составитне менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.
Избирательнаякампания 1993 года проходила в сложный период -трагический финалконституционного кризиса наложил отпечаток на
всюполитическую жизнь. Однако, несмотря на мрачные пророчества
оппозиции,все оппозиционные партии получили право
на ведение избирательнойкампании и участие в выборах, постепенно
возобновиливыпуск изданий антипрезидентские по своей направленности средства массовойинформации. Политический режим сохранял
прежнийдемократический характер, общество осознавало необходимость политическойстабильности и создания прочной конституционной законности.
Принятиеновой Конституции России 1993 года означало также легализацию тех действийпрезидента Б.Н. Ельцина, которые он совершил, выходя за рамки своих полномочий:приостановление действия Конституции 1978 года, по существу, роспуск высшегопредставительного органа – Съезда народных депутатов и созданного им ВерховногоСовета Российской Федерации, изменение порядка выборов во вновь создаваемыевысшие представительные органы и другие мероприятия такого рода, осуществленныеуказами Президента.
КонституцияРФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме.10 октября 1995 года Президентом РФ был подписан Федеральный конституционныйзакон «О референдуме Российской Федерации». Согласно этому Закону, референдумРФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законами другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободнымивыборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Отдельные,не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросыпроведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом от12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участиив референдуме граждан Российской Федерации .
28 июня 2004года был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме РоссийскойФедерации», регулирующий данный круг общественных отношений, связанных среализацией конституционного права гражданина на участие в референдуме. Данныйзакон существенно ужесточил и осложнил условия проведения референдума.
Всоответствии с Конституцией РФ и вышеуказанными нормативными актами, референдумв РФ проводится на всей территории на основе всеобщего равного и прямого волеизъявленияпри тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ обладает одним голосом.К участникам референдума РФ предъявляются те же требования, что и к избирателям(достижение 18-летнего возраста, дееспособность и т.д.). На референдум РФ вобязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституций РФ, еслиКонституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародноеголосование проекта новой Конституции РФ. Решение, принятое на референдуме РФ,является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Такоерешение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено неиначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ.
Такимобразом, можно сделать вывод, что референдум в любой стране будет политически иидеологически эффективен лишь в том случае, «…если он по природе своей каквесьма важный демократический институт, будет правильно понят и поддержанширокими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политическихвопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будетувлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, атакже ложными социальными ценностями…», и наконец, если будут созданы всенеобходимые организационно-технические и иные условия для подготовки ипроведения всенародных опросов.
 

Глава2. Процедура проведения референдума в РФ
 
2.1Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне
 
Статьей 2 Федеральногоконституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004года предусмотрены основные принципы проведения референдума[5]:
· референдум проводится на основе всеобщего равного прямого исвободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании;
· гражданеРоссийской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, а также от другихобстоятельств;
· гражданеРоссийской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях, каждыйучастник референдума обладает равным числом голосов.
· гражданинРоссийской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы)или против него (них) непосредственно;
· участиегражданина Российской Федерации в референдуме является свободным идобровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с цельюпринудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативыпроведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а такжепрепятствовать его свободному волеизъявлению;
· голосованиена референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля заволеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения зазаполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме вместе для тайного голосования.
В референдуме имеют правоучаствовать правоспособные граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18лет.
Не имеет права участвовать вреферендуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным илисодержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РоссийскойФедерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает вполном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатическиепредставительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаныоказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права научастие в референдуме.
Исходя из исключительнойважности вопросов, выносимых на референдум, для реализации основконституционного строя Российской Федерации, Федеральный конституционный законот 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации» запрещает участиеиностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц,международных организаций и международных общественных движений в осуществлениидеятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведениюреферендума.
Федеральным законом «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации»[6]установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормаминых федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, а такжезаконов субъектов РФ, уставов муниципальных образований Федеральному закону «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской федерации» применяются нормы названного Федерального закона (п.7,ст.1). Таким образом, чтобы не возникало пробелов и коллизий в праве, Законявляется своеобразным арбитром в решении вопросов, касающихся проведенияреферендума как на Федеральном, так и на местном уровне.
Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума:принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иныенормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только послеокончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).
Федеральный конституционныйзакон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года регулируетпредмет республиканского референдума исходя из принципа «можно все, что незапрещено законом».
В соответствии с названнойтенденцией на референдум согласно ст. 6 названного Федеральногоконституционного закона от 28 июня 2004 года не могут быть вынесены вопросы:
· об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации,закрепленного Конституцией Российской Федерации;
· о досрочном прекращении или продлении срока полномочий ПрезидентаРоссийской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации, а также о проведении досрочных выборов Президента РоссийскойФедерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
· об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении,приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации;
· о персональном составе федеральных органов государственной власти,иных федеральных государственных органов;
· об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении илипродлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых илиназначаемых на должность в соответствии с международным договором РоссийскойФедерации, а также о создании таких органов либо о назначении на должность такихлиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
· о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья ибезопасности населения;
· отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами к исключительной компетенции федеральных органовгосударственной власти.
Вопрос, выносимый нареферендум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации,ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека игражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.Обязательным условием является такая формулировка вопроса, выносимого нареферендум, которая бы исключала возможность его множественного толкования,чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключаласьнеопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Конституционное правограждан на участие в референдуме является комплексным правом, включающим в свойсостав ряд субъективных прав по участию в референдуме. При этом часть из нихзакреплена в Федеральном конституционном законе «О референдуме РоссийскойФедерации» от 28 июня 2004 года прямо, другая — косвенно.
К числу субъективных правгражданина по участию в референдуме, сформулированных в данном законе,получивших прямое закрепление, относятся: право на инициирование референдума(ст. 15, 17); право подписи в поддержку одной и той же инициативы проведенияреферендума (п. 6 ст. 17); право быть членом комиссии референдума с решающимили совещательным голосом (ст. 27); право на участие в финансированииреферендума (ст. 51); право на участие в агитационной деятельности (ст. 60,61); право быть наблюдателем на участке референдума (ст. 36); право бытьуполномоченным представителем инициативной группы (ст. 34); право обжаловатьрешения и действия (бездействие) органов государственной власти, органовместного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений,комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающих право на участие вреферендуме (п. 2, 4 ст. 44, ст. 87); право голоса, включая возможностьдосрочного голосования, получения открепительного талона (ст. 71, 73).
Косвенное закрепление вФедеральном конституционном законе «О референдуме» от 28 июня 2004 годаполучило право на информирование о ходе и результатах референдума. Оно вытекаетиз содержания ст. 34, 44, 82 анализируемого Федерального конституционногозакона, закрепляющих гласность как принцип организации и проведения референдумаРоссийской Федерации.
Центральная избирательнаякомиссия РФ направляет предварительные данные о результатах референдумаредакциям средств массовой информации по мере поступления этих данных в ЦИК РФ.Официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дняподписания ею протокола о результатах референдума. Одновременно Центральнаяизбирательная комиссия РФ опубликовывает данные, содержащиеся в протоколе орезультатах референдума.
Всоответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона «О референдумеРоссийской Федерации» от 28 июня 2004 года, инициатива проведения референдумапринадлежит не менее чемдвум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие вреферендуме, — при условии, что на территории одного субъекта РоссийскойФедерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерациинаходится место жительства не более 50 тысяч из них; Конституционному Собранию- в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РоссийскойФедерации; федеральным органам государственной власти — в случаях,предусмотренных международным договором Российской Федерации и вышеуказаннымФедеральным конституционным законом.
В случаеуспешной реализации инициативы проведения референдума гражданами РФ возникаетвозможность реализации остальных субъективных прав, вытекающих изконституционного права на участие в референдуме.
Всоответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона «О референдумеРоссийской Федерации» от 28 июня 2004 года, подготовку и проведениереферендума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдумеосуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постояннойоснове в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах иреферендумах, а также специальные территориальные комиссии референдума иучастковые комиссии референдума.
Системукомиссий референдума составляют следующие комиссии, перечисленные в порядке отвышестоящих к нижестоящим:
· Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации;
· избирательныекомиссии субъектов Российской Федерации;
· территориальныеизбирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований;
· участковыекомиссии референдума.
Решениевышестоящей комиссии референдума, принятое в пределах ее компетенции,обязательно для нижестоящих комиссий референдума. Решение комиссии референдума,противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции,подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этомвышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса илинаправить нижестоящей комиссии референдума, решение которой было отменено,соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящаякомиссия референдума повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данноговопроса вправе принять вышестоящая комиссия референдума. Комиссии референдума впределах своей компетенции независимы от органов государственной власти иорганов местного самоуправления.
Новеллой Федеральногоконституционного закона от 28 июня 2004 года в регулировании конституционногоправа гражданина РФ на участие в референдуме является появление возможностибыть членом нового вида комиссий референдума — специальных территориальныхкомиссий, которые не были предусмотрены ранее действовавшим Федеральнымконституционным законом от 10 октября 1995 года «О референдуме РоссийскойФедерации». Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либонесколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностьюучастковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованына судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. Такие специальныетерриториальные комиссии формируются с соблюдением общих условий формированиякомиссий, а также порядка формирования территориальных комиссий, установленныхзаконодательством Российской Федерации о выборах и референдумах[7].
Гарантиями реализации праваголоса гражданина на участие в референдуме являются возможность досрочногоголосования, получения открепительного удостоверения, а также голосования внеспециально отведенного для этого помещения.
Впервые Федеральнымконституционным законом от 28 июня 2004 года предусмотрена возможностьповторного голосования граждан на референдуме, если допущенные при проведенииголосования и подсчете голосов нарушения не позволяют с достоверностью определитьволеизъявление граждан РФ.
Необходимоотметить, что Федеральный закон регулирует порядок организации инициативнойгруппы и ее работу. Инициативная группа обращается в избирательную комиссиюсоответствующего субъекта РФ, на территории которого проживает большинствочленов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательнаякомиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы иприложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона,в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение орегистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство иизвещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссиитех субъектов РФ, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Отказ врегистрации может быть об жалован в суд или в Центральную избирательнуюкомиссию РФ. Однако основанием для отказа в регистрации инициативной группыможет быть только нарушение инициативной, группой положений Конституции РФ иФедерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
С моментаполучения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольнои самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведенияреферендума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы,содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесенияна референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлятьгражданину по первому его требованию текст этого законопроекта. Подписные листыпередаются в избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которогособирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет соблюдениетребований Федерального конституционного закона, принимает и в течение 15 днейнаправляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы икопию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РоссийскойФедерации.
Центральнаяизбирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документовтребованиям Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дняпоследнего поступления подписных листов направляет их со своим заключениемПрезиденту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палатыФедерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если врезультате проверки будет установлено, что число действительных подписей неотвечает требованиям Федерального конституционного закона, выноситсяпостановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведенииреферендума. В этом случае данная инициативная группа не может выступатьповторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправевынести на референдум проект новой Конституции РФ. Решение об этом принимаетсябольшинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания всоответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом оКонституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведенииреферендума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляетсяПрезиденту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «Ореферендуме Российской Федерации», референдум Российской Федерации назначаетПрезидент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент в течение10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в КонституционныйСуд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Судпроверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение,которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признанияКонституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ,Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления кнему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решенияКонституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральнымконституционным законом, прекращаются.
Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в которомопределяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено налюбой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликованияУказа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается.Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума РоссийскойФедерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и ихдолжностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведениюреферендума или в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии попроведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут бытьприостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этомвышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправепринять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).
Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющихправо на участие в референдуме образуются участки референдума. Эти участки образуетглава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальнойкомиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведенияреферендума с учетом административно-территориального деления и местных условийв целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие вреферендуме из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума.Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефоновучастковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательномуопубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведенияреферендума.
Список граждан, имеющих право на участие вреферендуме, по участку референдума составляется участковой комиссией попроведению референдума на основании данных, предоставляемых по установленнойформе главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право научастие в референдуме, глава местной администрации направляет в участковуюкомиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведенияреферендума. Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих идругих граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территориисвоего участка.
Федеральным законом «Об основных гарантияхизбирательных прав граждан Российской федерации» введено понятие «регистрацияучастников референдума» (статья 17). Согласно пункту 8 статьи 22 Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органамигосударственной власти, избирательными комиссиями субъектов РоссийскойФедерации, исполнительными органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления организует государственную системурегистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует восуществлении этих функций.
В целях устранения «двойного учета» уточненпорядок составления участников референдума. Так, в соответствии с пунктом 5статьи 18 Федерального закона основанием для включения гражданина РФ в этисписки на конкретном участке является факт его постоянного илипреимущественного проживания на территории этого участка, определяемый всоответствии с федеральным законодательством. Здесь необходимо отметитьзначение понятия «преимущественного проживания»: оно является дискуссионным,потому как, не совсем ясна его сущность. По-моему мнению, таких понятий следуетизбегать и не применять в законодательстве.
Федеральный закон «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие граждан в референдуме РоссийскойФедерации» достаточно четко регулирует процедуру образования участковреферендума, раскрывает процедуру составления списков граждан, участвующих вреферендуме.
Спискиграждан, имеющих право на участие в референдуме представляются для всеобщегоознакомления не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума. Каждомугражданину Российской Федерации предоставляется право заявить в участковуюкомиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющихправо на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности вуказанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранитьошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответв письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковойкомиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдумаили в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, аза три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума—немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие вреферендуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.
Такимобразом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру защиты праваграждан участия в референдуме Российской Федерации.
Следует отметить, что в главе V Федерального закона «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» закрепляются правила проведения агитации при проведениивыборов и референдумов. Запрещается проводить агитацию, распространять любыеагитационные материалы:
· федеральныморганам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ,органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполненииими служебных обязанностей;
· воинскимчастям, военным учреждениям и организациям;
· благотворительныморганизациям и религиозным объединениям;
· членамизбирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РоссийскойФедерации.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени наканунедня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В деньпроведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается.Запрещается также проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданамбесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключениеминформационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежным средств.Комиссии по проведению референдума, поставленные в известность ораспространении анонимных или подножных агитационных материалов либо об иныхнарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться всоответствующие органы с представлением о пресечении противоправнойагитационной деятельности. Запрещается вывешивание агитационных материалов напамятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющихисторическую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещенияхкомиссий по проведению референдума. Средства массовой информации, одним изучредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения иорганизации либо которые финансируются полностью или частично за счетгосударственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечитьравные возможности для агитации за ила против вопроса, вынесенного на референдум.
Такимобразом, необходимо отметить, чтозаконодатель вводит необходимые меры защиты, чтобы избежать использованияинститута референдума в неблагоприятных для народа целях.
Что касается финансирования организации ипроведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законезакреплен принцип исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствиябюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующимикомиссиями кредитов банков (пункты 4 и 5 статьи 46 Федерального закона).
Правовоеобеспечение равных условий доступа к агитации через средства массовойинформации содержится в статьях 39, 40, 41 Федерального закона: предоставлениебесплатного эфирного времени, равные условия доступа к платному эфирномувремени, печатным площадям периодических печатных изданий.
Федеральныйзакон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» в статье 61 закрепляет юридическуюсилу решения, принятого на референдуме. Принятое на референдуме решение и итогиголосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию(обнародованию) Центральной комиссией не позднее трех дней после определениярезультатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот жесрок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования покаждому субъекту РФ,
Решение,принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и ненуждается в дополнительном утверждении. Это решение действует на всейтерритории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе какпутем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если дляреализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительногоправового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенциювходит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силурешения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правовогоакта. Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет значимость,принятого на референдуме решения.
Необходимо отметить, что процедура референдума РФ закрепленазаконодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначенияреферендума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации,а также говорит о процессе голосования на референдуме и определениярезультатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственностьза нарушение законодательства о референдуме.
Однако, необходимо также отметить, что законодательство,касающиеся института референдума еще не достаточно совершенно.
2.2Особенности проведения референдума на региональном уровне
 
КонституцияРоссийской Федерации (ст. 138), а также Федеральный закон РФ от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»предусматривают местный референдум как форму непосредственной демократии[8].
В указанномФедеральном законе закреплены только основные принципы проведения местногореферендума, тогда как порядок его назначения и проведения, принятия иизменения его решений должен устанавливаться уставами муниципальных образований(ст. 22). Положительно оценивая этот факт, необходимо отметить, что очень важнонайти разумный правовой баланс между региональным и местным правотворчеством,соблюсти принцип равноправия граждан. При этом следует учесть, что большинствополномочий в сфере нормативно-правового регулирования этих отношений нарегиональном и местном уровне сосредоточено, в соответствии с современнымподходом к организации федеративных отношений и местного самоуправления,закрепленным действующей Конституцией РФ, в руках представительных органоввласти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Учитываяогромную важность развития института местного референдума в России, отсутствиецентрализованного федерального закона, регламентирующего принципы егопроведения, а также наличие автономно развивающегося региональногозаконодательства, целесообразно подробнее остановиться на характеристикерегионального законодательства о местных референдумах.
Возможностьпроведения местных референдумов закрепляется в нормативно-правовых актах всехсубъектов РФ, но степень проработанности этого вопроса различна. Большинствосубъектов РФ предусматривают существование специального закона,регламентирующего порядок проведения местных референдумов. При этом необходимозаметить, что, исходя из двойственной природы городов федерального значения —субъектов федерации и территорий муниципальных образований, на их территорииприняты и действуют законы, регламентирующие проведение как региональных, так иместных референдумов.
Запретомвыносить на местный референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и одосрочных выборах органов местного самоуправления не ограничивается правограждан на осуществление контроля за деятельностью органов местногосамоуправления и их должностных лиц в установленных законом формах, включаяотзыв населением депутата, члена выборного органа или выборного должностноголица местного самоуправления, если возможность такого отзыва предусмотренауставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации.
Вопросы,выносимые на местный референдум, не могут ограничивать или отменятьобщепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантииих реализации, а также должны исключать возможность их множественноготолкования. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так,чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. Эти вопросы не должныпротиворечить законодательству Российской Федерации и законодательствусубъектов Федерации.
Важные моментыпри проведении местного референдума – от кого исходит инициатива его назначенияи кем производится его назначение, то есть кто выступает субъектом назначения.
Инициаторовместного референдума можно подразделить на три группы.
Первая группа– инициативная группа граждан.
Вторая группасубъектов права назначения местного референдума — представительный органместного самоуправления.
Третья группа- главы городов федерального значения.
Инициативапроведения местного референдума в принадлежит органу местного самоуправления.
Согласноисследуемому законодательству, право назначения референдума принадлежит: главеместного образования и главе местной администрации (главе местногосамоуправления); представительному органу, представительному органу местногосамоуправления, и решение о проведении местного референдума принимает районноесобрание, выполняющее полномочия представительного органа в районной управе.
В связи справом местных образований самостоятельно устанавливать положения оборганизации местного самоуправления, порядка деятельности их органов идолжностных лиц при анализе законодательства о местных референдумах выявленызакономерные различия.
Если нареферендум выносится вопрос об отрешении от должности мэра, Дума принимаетпостановление о проведении городского референдума не менее чем 2/3 голосов отобщего числа депутатов.
Федеральнымзаконом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[9] закреплены толькоосновные принципы вступления в юридическую силу решения, принятого нареферендуме: решение, принятое на местном референдуме, не нуждается вутверждении какими-либо органами государственной власти, государственнымидолжностными лицами или органами местного самоуправления; принятое на местномреферендуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию(обнародованию): орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данныйвопрос, обязан принять нормативно-правовой акт, требуемый для реализациирешения, принятого на местном референдуме.
Следуетотметить, что действующее законодательство субъектов РФ о местных референдумахне вполне отвечает потребностям сегодняшнего дня, месту, занимаемомуреферендумом в механизме обеспечения народовластия, а также уровню развитиятеоретических исследований в данной области.
 
2.3Особенности проведения референдума на местном уровне
 
Местныйреферендум — это осуществляемое в пределах муниципального образованияпосредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границахмуниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум)или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения,отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований[10].
Понятиеместного референдума, равно как и понятие других форм осуществления местногосамоуправления, обладает своими отличительными признаками.
Первыйпризнак — это непосредственное осуществление гражданами муниципальныхобразований власти, источником которой в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путемпрямого волеизъявления посредством голосования. При этом каждый гражданин,имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично.
Второйпризнак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те граждане,которые проживают на территории данного муниципального образования.
Третийпризнак указывает на локальность территории, где проводится местный референдум.
Четвертыйпризнак ограничивает сферу влияния референдума вопросами местного значения. Ибозаконодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямоуказывает, что на местных референдумах решаются (обязательный референдум) илиобсуждаются (консультативный референдум) вопросы местного значения[11].
Принципыпроведения местных референдумов установлены Конституцией РФ, Федеральнымизаконами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРФ». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятогоГосударственной Думой 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.),гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщегоравного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина вреферендуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказыватьвоздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию вреферендумах, а также на их свободное волеизъявление. Закон в ст. 5 закрепляетза всеми гражданами равное право на участие в референдуме. Учтены в законепринципы гласности и законности.
· Правограждан на участие в местном референдуме является непреложным правилом при егопроведении. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе голосоватьна местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимыхзаконными методами иных действиях по подготовке референдума. При этом гражданинможет участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
· Неимеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судомнедееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
· Непосредственноеучастие граждан в референдуме. Этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 22 названногоФедерального закона. В соответствии с указанной статьей «граждане участвуют вместном референдуме непосредственно». В данной норме закреплен механизм прямоговолеизъявления, который предоставляет каждому гражданину право участвовать вовсех мероприятиях по подготовке и проведению местного референдума лично.
· Принципдобровольного участия граждан в местном референдуме закреплен в ч. 3 ст. 22Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации». В соответствии с указанным законом граждане участвуют вместном референдуме на добровольной основе.
· Принципсвободного волеизъявления означает, что каждый гражданин, обладающий правом научастие в местном референдуме, голосует по своему собственному усмотрению,руководствуясь внутренним убеждением. Никто не вправе принуждать гражданголосовать вопреки их воле.
· Принциптайного голосования тесно связан с принципом свободного волеизъявления. Тайноеголосование обеспечивает гарантию реализации свободного волеизъявления.
· Принципгласности осуществляется всеми органами и на всех этапах подготовки ипроведения местного референдума.
· Осуществлениепринципа гласности при проведении референдума означает, что вся деятельность ведетсяоткрыто и что граждане муниципального образования систематически и всестороннеинформируются о решениях, принимаемых различными органами. Реализация принципагласности способствует обеспечению законности при проведении местногореферендума.
· Принципзаконностиозначает, что местный референдум проводится в строгомсоответствии с действующим законодательством. Законодатель выступает одной изглавнейших гарантий подлинного народовластия, имеет огромное значение дляобеспечения конституционного права граждан на участие в управлениигосударственными и общественными делами
Решение опроведении местного референдума, согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,принимается представительным органом местного самоуправления по собственнойинициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципальногообразования.
Часть 3 ст. 1Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет норму, согласнокоторой местный референдум назначается органом местного самоуправления. Приэтом не указывается, каким именно органом — представительным илиисполнительным. Эта коллизия, созданная федеральным законодательством, даетоснование органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать в законахо местном самоуправлении, о местном референдуме свой порядок назначенияместного референдума. Назначение местного референдума представительным органомместного самоуправления предусмотрено в законах о местном самоуправлениибольшинства субъектов Российской Федерации[12].
Дляподготовки и проведения местного референдума формируются комиссии местногореферендума и участковые комиссии.
Такимобразом, в соответствии сдействующими конституционными нормами концепция государственного устройстваРоссийской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти.Народ Российской Федерации непосредственно осуществляет свои властныеполномочия путем федеральных, региональных и местных выборов, референдумов,иных форм прямого волеизъявления. В РФ, наряду с общегосударственнымиинтересами признаются общие интересы населений отдельных территориальнообособленных частей государства (субъектов РФ и муниципальных образований) игарантируется защита этих интересов. При этом из норм Конституции огосударственном устройстве РФ следует, что интересы населения субъектов РФ имуниципальных образований признаются и гарантируются в качестве самостоятельныхинтересов, не являющихся ни соподчиненными, ни подчиненными общефедеральныминтересам.

Заключение
 
Проведенное исследование общественныхотношений конституционно- правового института референдума в современной России,позволяет сделать следующие основные выводы и предложения.
Вдемократических государствах, к числу которых относится и Россия, проведениереферендума является одной из основных форм участия народа в контроле заосуществлением государственной власти.
Референдумявляется, одним из важнейших средств прямой, непосредственной демократии и даетвозможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования.Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые нареферендум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со сторонырядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствийпринимаемого решения. Проведение референдума требует полной гласности,справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы поразъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такомусложному вопросу, как принятие Конституции, проводимый без предварительногообсуждения населением в парламенте или в иных органах, образованных изпредставителей различных групп населения, может дать отрицательный результат:на референдуме может быть одобрена реакционная конституция.
Действующийв настоящее время Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года «Ореферендуме Российский Федерации» ужесточили осложнил условия проведения референдума. Данный закон сохраняет требование ст. 10 Закона «О референдуме РСФСР» от 16 октября1990 года о необходимости сбора инициативной группой двух миллионов подписейграждан для инициирования процедуры референдума, однако население РоссийскойФедерации за прошедшие 14 лет неуклонно сокращается и число граждан, которыемогут быть инициаторами референдума, не должно оставаться неизменно высоким. Всвязи с вышеизложенным, считаю необходимым внести поправку в ст. 8 Федеральногоконституционного закона «О референдуме Российский Федерации» о численностиграждан — инициаторов референдума Российской Федерации на уровне не болееодного миллиона человек.
Такжевышеуказанный закон устанавливает, что гражданеРФ, желающие поставить вопрос о проведении референдума, должны образоватьинициативную группу по проведению референдума, состоящую из региональныхподгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. Вкаждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдумадолжно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которыхнаходится на территории того субъекта Российской Федерации, где образованарегиональная подгруппа[13]. Однако в реальности в субъектах РоссийскойФедерации численность населения неодинакова. Для малонаселенных с некомпактнымпроживанием граждан субъектов Российской Федерации требование о численностиинициативной группы в 100 граждан трудно выполнимо. Поэтому предлагаю в ст. 15ФКЗ «О референдуме Российский Федерации» установить численность региональнойподгруппы инициативной группы по проведению референдума в 50 человек.
Беспрецедентным в историиправовой регламентации институтов непосредственной демократии в России являетсятребование п. 5 ст. 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004года о необходимости нотариального удостоверения подписей указанных участниковреферендума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы,поэтому считаю, что данное требование необходимо отменить.
В соответствии со ст. 29Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», членамикомиссий с правом решающего голоса не могут быть: лица, не обладающие правом научастие в референдуме; депутаты законодательных (представительных) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления; выборные должностные лица; судьи,прокуроры; члены и уполномоченные представители инициативных групп попроведению референдума; лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые всудебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства ореферендумах — в течение одного года со дня вступления в силу решения(постановления) суда о назначении административного наказания. Кругограничений, предъявляемых к членам комиссий референдума с совещательнымголосом, установленных статьей 27 Федерального конституционного закона от 28июня 2004 года, значительно уже. В нем не упомянуты лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, подвергнутые всудебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства ореферендумах, таким образом, исходя из смысла данного закона, данные лица могутбыть членами комиссий с правом совещательного голоса, используя которое они всостоянии влиять на характер решений, принимаемых комиссиями референдума.Подобное решение вопроса представляется неаргументированным и нецелесообразным.Я считаю, что требования, предъявляемые к членам комиссий референдума с правомкак решающего, так и совещательного голоса, должны быть идентичны.
Федеральный конституционныйзакон от 28 июня 2004 года впервые предусматривает необходимость созданияинициативной агитационной группы, в которую должно входить не менее 500участников референдума[14].Участник референдума может входить только в одну инициативную агитационнуюгруппу. При этом участник референдума, входящий в инициативную группу попроведению референдума, не может входить в инициативную агитационную группу.Последнее правило представляется не вполне логичным и обоснованным. Получается,что гражданин, являющийся инициатором проведения референдума, не может входитьв агитационную группу по поддержке этой инициативы, гражданин, который не вошелв состав инициативной агитационной группы не имеет права на агитацию. Думается,что эти отношения должны быть предметом саморегулирования общественных объединений,к числу которых можно отнести инициативную агитационную группу.
Таким образом, институт референдума занимает особое место вполитической жизни, его исход во многом определяет дальнейшее развитиегосударства на несколько лет. Референдум может изменить если не характергосударственной власти, то характер и направление ее деятельности. Нареферендуме могут решаться ключевые вопросы жизни и одобрение на референдумекакого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу, ибо речь идет опрямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержкусуществующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения еесоответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения. В современных условиях стержнем для формирования и эффективногодействия института референдума, должно стать обеспечение политической свободыкаждого гражданина, его права выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдумзаменял институты политического представительства и противопоставлялся им какпрямое выражение воли народа ее искаженной передаче парламентариями.

Списокиспользованной литературы
 
1. КонституцияРоссийской Федерации. – М.: Юрид.лит., 2006.
2. КонституцияРоссийской Федерации. Официальный текст.- М.: Юрид. лит., 2006. — 64 с.
3. Федеральныйконституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме РоссийскойФедерации» // СЗ РФ. -1995.-№ 42.- Ст. 3921.
4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «Ореферендуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, № 27, ст. 2710
5. Федеральныйзакон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от30 марта 1999 года) // СЗ РФ.1997.№ 38.
6. Федеральныйзакон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от25.02.2004)// СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
7. Федеральныйзакон от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления Российской Федерации»//СЗ РФ. -2003. № 40.- Ст. 3822
8. Конституционноеправо России. Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – 408 с.
9. Народовластиев России – очерк истории и современного состояния. / Под ред. Дмитриева Ю.А.Гл. З. – М., 1997. С.142.
10.  Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2003. – 800с.
11.  Козлова Е.И., КутафинО.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 520с.
12.  Габричидзе Б.Н., ЕлисеевВ.Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М.,2001.
13.  Комарова В.Ф. Формынепосредственной демократии в России. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. – 208с.
14. Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России:конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. N9. С. 49.
15.  Научно-практическийкомментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Лазарев В.В. – М.:Юристъ, 1998. – 220с.
16.  Чиркин В.Е.,Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2001. – 568с.
17.  Выдрин И.В., Кокотов А.Н.Муниципальное право России: Учебник для вузов- М., 2003.