Роль и значение малого бизнеса в развитии рыночной экономики. Понятие лизинга

Содержание
 
1. Место малого бизнеса в развитиисоциально-ориентированной рыночной экономики
2.Порядок регистрациималого предприятия
3.Лизинг и егоиспользование в малом бизнесе
Списокиспользованных источников
 

1. Место малого бизнеса в развитиисоциально-ориентированной рыночной экономики
 
Субъектымалого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют намногочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребностиразличных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малыхпредприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкостьпозволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Онидинамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательныедля крупного бизнеса.
Развитиемалого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелкихсобственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойныйуровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, чтообеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Малоепредприятие определяет свое место в хозяйственном механизме в тот момент, когдаопределяет собственную экономическую стратегию. Экономическая стратегия МПформируется на основе бизнес-идеи исходя из особенностей экономической среды, вкоторой будет действовать МП. Выделяются следующие типы хозяйственной стратегиикомпании, определяющие ее место в механизме воспроизводства национальнойэкономики: виолентная стратегия (силовая), патиентная стратегия (нишевая),комутантная стратегия (приспособительная), эксплерентная стратегия(пионерская).
Вклассическом варианте виолентная стратегия предполагает доминирование компаниина обширном сегменте рынка; для МП это не характерно. Виолентная стратегия МП вобщем виде — это конкуренция на основе низких издержек производства; этовозможно в отраслях с небольшим минимальным эффективным масштабом производства(МЭМП) либо с широким диапазоном МЭМП, позволяющим конкурировать по издержкаммалым и крупным предприятиям. Виолентная стратегия МП предполагает конкуренциюна рынке сравнительно дешевых товаров среднего качества.
Припатиентной стратегии МП специализируются на производстве продукции высокогокачества, ориентированного на специфический спрос, доминируют на узком сегментерынка.
Эксплерентнаястратегия характерна для инновационных фирм; стратегия МП ориентирована наразработку новых продуктов и технологий, внедрение их на рынок и получение наэтой основе высокой прибыли.
Комутантнаястратегия МП предполагает ориентацию на удовлетворение небольшого по объемукраткосрочного спроса, отсутствие постоянных клиентов, быструю смену не тольковидов производимой продукции, но и видов деятельности в соответствии сизменением спроса.
Вцелом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать последующим направлениям.
Вобласти хозяйственного механизма малый бизнес (МБ) позволяет бороться смонополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышениюскорости реагирования на изменение потребностей общества. МП как неотъемлемаячасть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия итем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности МПлучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш,которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимальногоэффективного масштаба производства. МП обеспечивают возможность специализациипроизводства крупных фирм в результате отказа в пользу мелкихспециализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.
Вобласти общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих исвязанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельнопринимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способнойк конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, МБ позволяет реализоватьсебя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложныезадачи.
Вобласти социальной структуры общества МБ является основой формирования такназываемого среднего класса, который в настоящее время составляет основуобщества рыночного типа.
МПявляются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируютосновную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений),обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодарядеятельности МП создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизацияматериальных, финансовых и природных ресурсов.
Малыепредприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболееэффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаютсяразработкой и внедрением технологических, технических, организационныхновшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новыхпредприятий.
Средиконкурентных преимуществ МП необходимо выделить следующие:
— большаядинамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого переливакапитала из-за небольших безвозвратных потерь;
— низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукциюи производство;
— короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве,ускорение оборачиваемости средств. Например, у мелкой фирмы оборот капитала в 2- 2,5 раза выше, чем у концерна; это повышает уровень доходов, которые получаетпредприниматель, позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровеньэкономического риска;
— более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации иуправления производства;
— устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;
— быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;
— высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малымфирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.
Экономическоезначение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия,традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг исельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем иточном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализациейи дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительноеповышение его эффективности. Эффект от деятельности малых предприятийдостигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупнымикомпаниями, это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкостьпроизводства.
Поинформации Министерства статистики и анализа, по состоянию на01.07.2008 г. в Республике Беларусь функционирует 50,7 тыс. малыхпредприятий (по состоянию на 01.07.2007 г. — 37,1 тыс.). Прирост составил13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%). Списочная численность работающих намалых предприятиях за I полугодие 2008 г. составила 450,7 тыс. человек (за I полугодие 2007 г. — 407,5 тыс. человек). По численности работающихлидируют промышленные предприятия — 38,6% от общего количества занятых на малыхпредприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,2%, встроительстве — 16,5%, на транспорте — 8,1%.
Удельныйвес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малогопредпринимательства, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению саналогичным периодом прошлого года на 0,9 процентных пункта. За I полугодие 2008 г. субъектами малого предпринимательства произведено 7,4 % от общего объема промышленногопроизводства (за I полугодие 2007 г.- 7,1%); 14,5% от общего объема розничного товарооборота (за I полугодие 2007 г.- 11,0%); 15,0% от общего объема внешнеторгового оборота. Удельный вес выручки, полученной за I полугодие 2008 г. малыми предприятиями, составил 17,6% и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 1,3 процентных пункта. Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции(работ, услуг) в I полугодии текущего года составила 17,6 %, удельный весубыточных малых предприятий составил 23,8% от общего их количества.
Отраслеваяструктура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество такихпредприятий занято в торговле и общественном питании — 40,2%, промышленности — 20,9%, в строительстве — 10,3%, в транспорте — 8,3%, в сельском хозяйстве — 4,3%, другие отрасли — 16 %.
 
2. Порядок регистрации малогопредприятия
Порядоксоздания и закрытия малых предприятий (МП) определяется Положением огосударственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектовхозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от16.11.2000 г. № 22.
Государственнаярегистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения.
Деятельностьбез государственной регистрации либо на основании недостоверных данных,представленных для государственной регистрации, или осуществление имидеятельности, не указанной в учредительных документах (свидетельстве огосударственной регистрации индивидуального предпринимателя), являетсянезаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности,взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.
Государственнаярегистрация МП осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом), которыевправе делегировать часть полномочий по регистрации местным исполнительным ираспорядительным органам. Если МП создается в свободной экономической зоне, егорегистрация производится администрацией СЭЗ. Государственная регистрацияпроизводственных предприятий осуществляется также Брестским, Витебским,Гомельским, Гродненским, Могилевским горисполкомами.
Доподачи документов в регистрирующий орган один из учредителей (участников)создаваемого МП должен согласовать с этим органом наименование предприятия.
Длягосударственной регистрации МП учредители представляют в регистрирующий орган:
— заявление;
— анкету установленного образца;
— копию решения о создании предприятия;
— учредительные документы;
— документы, подтверждающие внесение вклада в уставный фонд;
— документы, содержащие сведения о собственниках имущества;
— гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение МПпо месту нахождения;
— платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию. Плата за регистрациюсоздаваемого предприятия составляет 60 евро, за внесение изменений и дополненийв учредительные документы — 15 евро.
Вучредительных документах юридического лица, кроме сведений, установленных законодательством,предусматриваются:
— виды деятельности (в соответствии с Общегосударственным классификатором видовэкономической деятельности, перечнем видов деятельности, на осуществлениекоторых требуется специальное разрешение (лицензия), которые будутосуществляться (осуществляются) коммерческой организацией, индивидуальнымпредпринимателем;
— сведенияоб обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах,филиалах).
Еслиодним из собственников имущества (учредителей, участников) создаваемойкоммерческой организации неоднократно в течение года до подачи документов длягосударственной регистрации допускались нарушения налогового законодательства,а также если коммерческая организация намерена осуществлять виды деятельности сповышенным предпринимательским риском, отнесенные к таковым законодательством,регистрирующие органы вправе потребовать создания коммерческой организации ворганизационно-правовой форме, предусматривающей субсидиарную ответственностьее учредителей (участников).
Государственнаярегистрация субъектов хозяйствования производится в месячный срок со дня подачивсех необходимых документов. При необходимости получения дополнительных сведенийо собственниках имущества регистрирующий орган вправе продлить срок регистрациидо двух месяцев с уведомлением об этом собственников имущества.
Государственнаярегистрация МП для их производственной деятельности производится впервоочередном порядке.
Наосновании представленных документов и при необходимости дополнительных сведенийрегистрирующие органы принимают решение о государственной регистрации либо оботказе в ней с указанием причин отказа.
Причинойотказа могут служить следующие обстоятельства:
1) малое предприятие расположено в жиломпомещении без соответствующего решения местного исполнительного ираспорядительного органа или по месту нахождения другого юридического лица;
2) на момент государственной регистрацииуставный фонд не сформирован в соответствии с требованиями законодательства;
3) учредитель (участник) МП имеетнепогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере предпринимательскойи иной хозяйственной деятельности;
4) в отношении одного из учредителей МПне исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
5)на момент государственной регистрации учредитель МП:
— имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет, государственные целевыебюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества(учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такуюзадолженность;
– является собственником имущества(учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношениикоторого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.
3. Лизинг и его использование в малом бизнесе
Врыночных условиях существует объективная необходимость интеграции,взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могутиспользовать следующие основные договорные формы взаимодействия: субподрядныесоглашения, франчайзинговые соглашения, лицензионные соглашения, лизинговыесоглашения и механизм венчурного финансирования.
Лизингрешает проблему обеспечения МП основными фондами в случае высокого уровняединовременных капитальных затрат, а также позволяет крупнымкомпаниям-производителям оборудования организовать сбыт собственной продукции.
Лизинг- это контрактное соглашение, в соответствии с которым арендодатель передаетарендатору право использовать определенное имущество на определенный срок вобмен на согласованные, периодические платежи. В лизинговой сделке участвуюттри основных субъекта: компания, производящая оборудование (крупноепредприятие), лизингодатель (специализированные лизинговые компании,подразделения коммерческих банков), лизингополучатель (малое предприятие).
Лизингпредоставляет МП ряд важных преимуществ:
1) возможность получить оборудование иначать собственное производство без несения крупных единовременных затрат.Часто для малых компаний лизинг является единственным способом обеспеченияосновными фондами ввиду высокой чувствительности малых фирм к постояннымзатратам и недоступности банковских кредитов соответствующей величины;
2) возможность совмещать в рамках однойсделки операции купли-продажи оборудования и кредитного соглашения, хотяпроценты за кредит по лизинговой сделке несколько выше.
3) снижение риска морального износаоборудования, поскольку по окончании сделки объект лизинга возвращается клизингодателю. В отдельных случаях договор лизинга может предусматривать правоарендатора досрочно прекратить аренду и вернуть оборудование; это условиестрахует МП на случай непредвиденного морального старения оборудования,позволяет своевременно освобождаться от арендуемого имущества, если в нем нетпотребности;
4)дополнительные возможности в области налогового планирования (по налогу наприбыль, налогу на недвижимость).
Выделяютсядва основных типа лизинга:
Финансовыйлизинг — период лизинговогодоговора охватывает период полной амортизации арендуемого имущества. Размерлизинговых платежей включает возмещение арендодателю полной стоимости имуществаплюс проценты за кредит и прибыль; возмещение осуществляется путемпериодических платежей и имеет форму арендной платы.
Оперативныйлизинг — периодлизингового договора меньше периода полной амортизации объекта лизинга.
Длякрупных компаний-производителей лизинг обеспечивает дополнительный рынок сбытаи удовлетворение потенциального спроса, при лизинговых операцияхкомпания-производитель может использовать дополнительныеналогово-амортизационные льготы, крупная компания имеет возможность получитьдоход от временно простаивающих производственных мощностей.
Развитиелизинговых операций — это лишь одно из направлений привлечения иностранныхинвестиций в экономику Республики Беларусь. Данная отрасль способна развиватьсятолько при наличии определенных факторов и предпосылок: политическаястабильность, постоянство правительства в области проведения экономическихреформ и реальные шаги по их осуществлению, а также многое другое. Но основнойпроблемой Республики Беларусь, на мой взгляд, является ее неспособность четкоопределить приоритеты во внешне и внутренней политике: строим мы“гражданско-правовое общество, ориентированное на общечеловеческие ценности”или “рыночный социализм”.
Преимуществализинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, чтопредприниматель может начать дело, располагая лишь частью (примерно 1/3)средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования (имущества).Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованнымрасходом которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства,необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. При этомлизинг стимулирует аккумулирование средств частных инвесторов.
Лизингобладает высоким потенциалом экономического сотрудничества с зарубежнымистранами, в связи с чем международный лизинг получает все более широкое распространение.
Вместес тем успешному развитию лизинга в Республике Беларусь препятствует рядобстоятельств, основные из которых сводятся к следующему:
1)нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний. Лизингпозволяет предпринимателю начать дело, располагая одной третью средств, дляприобретения у лизинговой компании необходимого оборудования. Однако лизинговаякомпания должна приобретать оборудование у производителя за полную стоимость,для чего ей требуется кредит. Лизинговым компаниям банки дадут кредиты охотнее,чем множеству лизингополучателей, с этой точки зрения становление финансовоголизинга содействует снижению риска кредитования;
2)недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как у потенциальныхлизингодателей, так и предпринимателей — потенциальных лизингополучателей;
3) отсутствие инфраструктуры лизинговогорынка, развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которыеобслуживали бы всех участников лизингового рынка;
4)отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала быналичие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях лизинговыхуслуг;
5)отсутствие опытных кадров для лизинговых компаний.
Сучетом существующей в настоящее время в Беларуси нормативно-правовой базылизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга вобщем объеме инвестиций до 30 %.

Список использованныхисточников
 
1.        Базылев Н. И.,Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. — Мн.: Мисанта, 2003. — 253 с.
2.        Германович Г.,Пятишсин С. Малоепредпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы // Белорус.банк. бюл. 2003. № 7.
3.        Мазоль С. И.Совместные предприятия в экономической системе общества. – Мн.: Элайда,2002. — 176 с.
4.        Мазоль С. И.Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. — Мн.: Книжный дом, 2004. — 272 с.
5.        Экономика малогобизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005. — 231 с.
6.        www.economy.gov.by