Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВАФакультет психологииКафедра практической психологииКонтрольная работа по возрастной психологии”Роль игровой деятельности в психическомразвитии дошкольника”
                                                            
                                                            
                                                             
                                                             
                          Выполнила:                                                                Студентка 3/3 курса(2 потока)                        группа №2
                                 Петрушина Е.А.Москва 2005ПЛАН
1.Какпоявляется игра?…………………………………………….3
2.Психологическое значениеигры ……………………………….4
3.Психологические вопросыдошкольной игры ………………..5
4.Игра как ведущаядеятельность у дошкольника……………..7
5.Главныйвоспитатель  дошкольника – игра………………….10
6.Заключение………………………………………………………..12
7.Библиография…………………………………………………….13
1.Как появляется игра?
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многимкажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он,естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редкозадаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?
Детская игра – один из сложных теоретических вопросов.Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей,об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли детинаших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы наэти вопросы важны и потому что понять природу детской игры – это значит понятьприроду самого человека.
«Игра возникает в ходе исторического развития общества врезультате изменения места ребенка в системе общественных отношений».(Д.Б.Эльконин)
Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопроснепросто. Оказалось, что необходимо понять, что же такое человеческое детство?Когда появилось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?
В обществах, стоящих на низших уровнях развитияпроизводства и культуры, ребенок рано включался в производительный трудвзрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще невыделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляливоспитание детей. Основная задача воспитания – сделать детей участникамипроизводительного общественного труда. А основное средство воспитания –непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-тодетства не было, не было и игры.
Итак, детство существовало не всегда. О возникновениидетства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственноговключения детей в производительный труд взрослых.
Чем выше развитие общества, тем сложнее становится периодподготовки ребенка к взрослой жизни.
Вместе с постепенным усложнением форм производствапроисходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают приниматьнепосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Новсе больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копияхреальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать своюрезультативную производительную функцию. Игровые действия приобретают в группедетей соревновательный характер, возникают игры-соревнования, игры с правилами.Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новыхпроизводственных отношений приводят к тому, что возможность включения детей впроизводительный труд осложняется, возникает производство специальных предметовдля детей. Причем теперь это предметы не для формирования специальныхпрофессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общихзрительно-двигательных и других координаций. Возникают современные игрушки, ирождается сюжетно-ролевая игра. Возникновение игры связано не с действиемкаких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определеннымисоциальными условиями жизни ребенка в обществе.
2.Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитяживет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительнойжизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. Вдействительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакойсамостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре жедитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжаетсясвоими же созданиями».
Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятных доконца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всехстадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую иестественную особенность человеческой природы. Мало того, игра присуща нетолько человеку – играет и животный детеныш. Следовательно, этот факт должен иметькакой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то специальнобиологическое назначение, иначе она не могла бы существовать, получить такоеширокое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры,пытавших разгадать эту мысль. Одна из них сводила игру к разряду накопившейсяэнергии в молодом существе, которая не находит себе выхода и употребления наестественные надобности. Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву,но важную жизненную необходимость. 
Американский философ ГербертСпенсер считал, что игра является способом изживания накопившейся у ребенкаэнергии, которую некуда больше девать, потому что от деятельности поудовлетворению своих потребностей он освобожден взрослыми.
Другая теория, котораяусматривает биологическую полезность игры в том, что она – как бы естественнаяшкола воспитания.
Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие, котороеорганизм получает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра– это форма подготовки к будущей деятельности.Дьюи доказывал, что играпредставляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основеинстинктов, подражания и научения.
Австрийский психолог ЗигмундФрейд полагал, что игра – это способ символического удовлетворения ребенкомего реально неудовлетворенных желаний.
Советский психолог Л.С.Выготскийсчитал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностямии практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развитияего сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры – просто инстинктподражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности.  
Ребенок всегда играет, онесть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точносоответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы,которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем,убеганием и т.д., связан  с выработкой умения перемещать себя в среде иориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основныеи коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенокактивно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем жеотношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся емув будущей деятельности.
Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая изних представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий разновых и новых решений.
При этом надо иметь в виду, что такая игра являетсявеличайшей школой социального опыта.
В игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируетсямножеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, какнепременное ее условие умение координировать свое поведение с поведениемдругих, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общейсовокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опытребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимоеорудие воспитания социальных навыков и умений.
Последняя особенность игры – подчиняя все поведениеизвестным условным правилам, она первая учит разумному и сознательномуповедению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышлениевозникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудногостолкновения элементов среды.
Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная,социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведенияили затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущейему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
3.Психологические вопросы дошкольной игры
Игра по праву заняла в практике дошкольных учрежденийважное место. Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всегохода развития детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов,подтверждающих это положение.                    
Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведенряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значенииигры для развития психических процессов.
З.М.Истомина  подвергла  специальному  исследованию  процессывозникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследованияпоказало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобызадача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшегодошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли быпредпосылки для развития процессов произвольного запоминания.З.В.Мануйленков специальном экспериментальном исследовании убедительно показала, чтосознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем вдеятельности, осуществляемой по заданию.
Наконец, исследованиями А.В.Запоорожца и Я.З.Немерович,посвященными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшееотношение к формированию истории ребенка дошкольного возраста.
Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованиюигры у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.
Оба ряда фактов субедительностью показывают, что игра имеет значение не только для техпсихических процессов, которые в нее непосредственно включены, как например,воображение, мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут непринимать участия или во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.
В процессе игры не только развиваются отдельные психическиефункции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
Раскрытие психологической природы дошкольной детской игрызаключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собойпсихологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которогоявляется развитие отдельных психических процессов – мышления, воображения,восприятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видныи даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют болеесущественные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности исознания ребенка.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушноотмечают, что игра является наиболее свободной деятельностьюребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только втом, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия спредметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметовзначительной независимостью от конкретного значения этих предметов иопределяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.
Основной парадокс игры заключается в том, что, будучидеятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, онаявляется источником развития произвольности и сознания ребенком своих действийи своего я.
Решая вопрос о так называемой ”свободе” игры и попыткевыяснить: не содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняяськоторым ребенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения,все игры были разбиты на четыре группы. К первой группе исследователи отнеслиподражательно-процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к простомуподражанию известным действиям по образу; ко второй группе — драматические игрыпо определенному сюжету; к третий – игры с несложными правилами по сюжету;наконец, к четвертой – игры с правилами без сюжета и элементарные спортивныеигры.      Тип игры                                    возраст           3-4 года            5-6 лет           7 лет Подраж. — процесс.             20%                2%                – Драматические             53%              11%               3% По сюжету             20%              39%             29% Без сюжета               7%              48%             68%
Эта таблица показывает, что игра в дошкольном возрастеразвивается от игр подражательно-процессуальных через драматические игры соскрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета. Этотпсихолого-педагогический принцип, по-видимому, и лежит в основе распределенияигр по возрастам в дошкольном периоде развития ребенка.
Еще один существенный вопрос. Это вопрос о природе детскихжеланий в игре. Почему ребенок играет в летчика, офицера, часового, доктора?Обычно на этот вопрос мы отвечаем – у ребенка есть желание быть таким, как этотчеловек, его возможности ограничены, взрослая жизнь ему еще недоступна, и онвынужден реализовать эти свои желания в игре. Таким образом, игра является какбы формой осуществления желаний ребенка, возникающих из столкновения с детьми,из реальной жизни его в кругу определенных общественных отношений.
Поэтому в практике организации и стимулирования детскихигр большое значение принадлежит ознакомлению детей с общественными условиями,с ролью различных профессий в жизни общества. Насыщая роль содержанием, мыделаем ее более привлекательной, мы формируем желание ребенка. Эта возможностьформировать детские желания, управлять ими делает игру мощным воспитательнымсредством путем внесения в нее тех сюжетов, которые обладают наибольшимвоспитательным значением.
4.Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра– это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра –это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияниена психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками иумениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитиеребенка, вне игры нет воспитания личности.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительнорасширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видовдеятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желаниевключиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, емуеще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельнаядеятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.  Ролевая или какее иногда называют творческая играпоявляется в дошкольномвозрасте. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людейи в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых иотношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеетсоответствующий образ – мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Образныйплан игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Нохотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена истановится для ребенка его действительной жизнью.
В конце раннего детства, игра с сюжетом ”вырастает” изпредметно-манипуляционнной деятельности. Первоначально ребенок был поглощенпредметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместнуюдеятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действуеткак взрослый.
В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета начеловека, благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не толькообъективно, но и субъективно.
Около трех лет ребенок становится гораздо болеесамостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинаетраспадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и посодержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения совзрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которыеребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки,в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог былегко использовать в качестве заместителей других.
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра ссюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кемугодно чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условиемразвертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенкапоразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводитто образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерскаяи образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевойигры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольноговозраста. Позже из нее выделяются игрыс правилами.Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностьюстарых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. Всюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли иотношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером,который тоже наделяется своей ролью.
В каждой игре свои игровыеусловия –участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание ихсущественно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время восновном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающихманипуляции с предметами.
Сюжет– та сфера действительности, которая отражается вигре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаныглавным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новыхобластей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты –производственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры настарые сюжеты, скажем в ”дочки-матери”. Кроме того, игра на один и тот жесюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 годаребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключитьсяна что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут.Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, анекоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которыевоспроизводятся ребенком, составляют содержаниеигры. Младшие дошкольники имитируют предметнуюдеятельность – режут хлеб, трут морковку,  моют посуду. Они поглощены процессомвыполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого ониэто сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключеныдублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольниковглавное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими  не радисамих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для старших дошкольниковважно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполненияэтих правил ими жестко контролируется.
В развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет)характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игрыявляются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируютсяреальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальныеотношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Как ужеговорилось игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказываетзначительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстникамиопределенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящемуобщаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится болееинтенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенкамобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Играпредъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он долженобъяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, ктокакую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его понялиостальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущийэгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных сролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодарявключению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Игра способствуетстановлению не только общения со сверстниками, но и произвольногоповедения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинениеправилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видахдеятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которомуследует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иныетребования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные сними цели.
В развитой ролевой игре сее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкийпростор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолеваетсятак называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре кореннымобразом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены однойпозиции на другую, координации разных точек зрения.
В дошкольном возрастеосновным средством сенсорного воспитания  считается дидактическая игра. На неепочти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство сформой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра какигровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущностизанятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное,познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель иливоспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет сними, а дети учатся играя.
5.Главныйвоспитатель  дошкольника – игра
 
Как хочется малышу принятьучастие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему.Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть? Зачем долго, мучительно долгождать, пока вырастешь, если уже сейчас можно «сесть» за штурвал корабля, взятьв руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо, игрушек – хоть отбавляй! Отпластикового молоточка до ракеты, от куклы до игрушечного театра. Корабли,машины, самолеты, простые и заводные, механические и электрические –  да ведьэто целый мир! Мир созданных человеком орудий и предметов, пусть уменьшенных иупрощенных, но зато таких доступных. Бери и пользуйся! Плыви по океанам!   
И дошкольник начинаетиграть. Вернее, начинает он раньше. Первые, самые простые игры возникают уребенка на 2-ом году жизни. Тут новый шаг в психическом развитии ребенка. Ведьон впервые осмысленно использует предметы как игрушки. Наряду с речевымисимволами в сознании малыша появляются символы предметные, возникаетвоображение как особая сфера психического. В действительности малыш не простоиграет: он косвенно обращает свои игровые действия к взрослому, стремитсяполучить одобрение и оценку.
Игра 3 – 5-летних сложнее.Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка: емухочется принять участие в настоящей жизни. Появляются роли, игра становитсяколлективной.
Для детей 3 – 4х летосновным становится  воспроизведение отношений между людьми. Мир открываетсядетям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, новступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делаетукол больному, но и общается с ним определенным образом. И именно эти отношенияи особенности общения между взрослыми и становятся центральным моментом в играхдошкольника.
Разнообразны сюжеты детскихигр. Тут и «дочки-матери», семья, быт, и трудовые будни папы и мамы, и приключения.
Чем старше дошкольник, темсложнее и романтичнее сюжеты игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовыхсцен. Все то новое, что прочитали ему в книжке, что он увидел в кино, потелевизору, в цирке, — все знакомый хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести,принять в событиях личное, действенное участие. В этом причудливом сюжетномкалейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста, таксиста иохотника, космонавта и средневекового рыцаря.
И вот что интересно: хотяигра – модель реальной жизни, хотя она отражает реальность взаимоотношенийлюдей, она в то же время полна чудес, волшебных превращений. В игре бурноразвивается воображение, ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры иимпровизируя по ходу ее выполнения. Малыша не очень заботит то, что вместоракеты у него – пара стульев, а вместо шлема – картонный цилиндр. Игровыепредметы «добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют», что нужно маленькомуфантазеру, и охотно «подыгрывают» ему. Фантазия малыша оживляет все, даже неживые,предметы. Ребенок играет не только роли людей, животных; скрипящая дверь,паровоз, ветер – все достойно перевоплощения, во все малыш может вдохнуть душу,психику, жизнь. Игровые законы вовсе не препятствие тому, чтобы неодушевленныйпредмет ожил, а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображениеребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит.
В дошкольном возрастеначинается дифференциация в предпочитании   игр, игрушек и связанная с этимотработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологическиеособенности детей как представителей того или иного пола. Девочки  лучшеприспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новыеусловия, устанавливают контакты.
Мальчики взрывные, создаютбольше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детейразного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности,связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиковсосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можнореализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных,смелых и инициативных сверстников. Девочки любят сверстниц с мягким нравом,веселых и уступчивых.
Дошкольный возрастсправедливо называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы, и, это ниудивительно, ответы на многие из них заключены в самой игре.
Родителям надо запомнить,что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он неможет создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такогомалыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра – это особая,необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самоесерьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологиназывают игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именноиграя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать иприпоминать то, что  нужно в данный момент. В игре у детей развиваетсяфантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первыйвзгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенкупредоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживаниюнепосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному,произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшиепсихологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей егодальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детскойигре./> Не случайно педагоги давно отметили, что,каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Играспособствует развитию подлинно творческого воображения, направленного наконкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.
Игра – это серьезно длясамого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность,иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегдамилая забава, часто – это труд, преодоление себя. Игра – это целый мир… Ируководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именноздесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умениенаблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка, и конечно жеумение любить.
Родители сами могут прийтик выводу, что не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игресвоих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровойдеятельности – как орудия самовоспитания ребенка.
             
6.Заключение
 
В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том,что игра – это форма деятельности в условных ситуациях,направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного всоциально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметахнауки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественнойпрактики воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинениекоторым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности,интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненныхситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленноммире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение кжизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость вобщении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности удетей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность – такая форма поведения ребенка, всвязи с развитием которой развивается психические качества, подготавливающиепереход ребенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типовдеятельности возникают новые виды занятий. Ребенок начинает учиться в игре.Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному ицеленаправленному обучению.
Ведущая деятельностьформирует и перестраивает отдельные психические  процессы. Только в игревозникает способность к активному воображению, формируется произвольноезапоминание и многие другие психические качества.
Ведущая деятельность такжеопределяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Играучит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийсясоветский психолог Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.
Это позволяет сделать вывод – игровая деятельность имеетбольшое значение  и  играет огромную роль в психическом развитии дошкольника.
   БИБЛИОГРАФИЯ
1.Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. –М.:1992. – 272с.
2.Выготский Л.С.  Педагогическая психология / Под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.
3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитиедошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.
4.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебноепособие. – Мн.: Харвест; М.: 2000. – 896с.
5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология:Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. –М.: ТЦ Сфера,2004. – 464с.
6.Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагогика, 1988. – 256с.
7.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие длявоспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение,1981. – 192с.
8. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика,1981. – 144с.