Роль игры в формировании детского коллектива

Творческая работа
на тему:
«Роль игры в формировании детского коллектива»
МДОУ №50
Воспитатель I кв. категории
Волошина Елена Ивановна
Тирасполь, 2008 г.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежитигре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средствомформирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игререализуется потребность воздействия на мир. «Игра — это огромное светлоеокно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности». В игре формируются все стороны личностиребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающиепереход к новой, более высокой стадии развития.
Игра, являясь отражением социальной жизни, оказываетсущественное воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Игровой коллектив — это социальный организм с отношениямисотрудничества, соподчинения взаимного контроля.
Коллективизм — это сложное социальное понятие и естественноне все качества его мы можем воспитывать у ребенка дошкольного возраста. Специальныеисследования возможностей воспитания коллективизма у детей старшего дошкольноговозраста, проведенные группой советских ученых — Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской,В.Г. Нечаевой и Л.А. Пеньевской, позволяют включить в задачи воспитания детей вдетском саду такие качества, как дружеское расположение к детям, взаимопомощь, умениесчитаться с интересами, желаниями других, сообща играть и выполнять работу,заботиться о товарищах и младших, помогать им, стремиться удержать от плохихпоступков.
Воспитание коллективизма в дошкольном возрастеосуществляется главным образом в учебе, быту, труде, игре, в процессе общениясо сверстниками и взрослыми. Наиболее эффективной в воспитании чертколлективизма является игра, потому что, она самой природой своей способствуетобъединению детей. Играя, ребенок познает жизнь, проявляет большуюсамостоятельность, чем в других видах деятельности, так как из своихнаблюдений, из своего жизненного опыта он знает, что и как он должен отразить вигре; в ней же в большей степени, чем в любой другой деятельности, формируетсяи отношение его к товарищам, к событиям и явлениям внешнего мира. В игровомколлективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый можетпридумать и предложить что-то новое, ребята могут сами договариваться оборганизации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективевозникают первые традиции, свое коллективное общественное мнение, котороенаправляет поступки, регулирует отношения между детьми, служит как бы мериломоценки собственного поведения и поведения товарищей.
Потребность в общении у детей появляется рано. Улыбкой,голосовыми реакциями, движениями рук ребенок выражает радость от общения совзрослыми, которые являются первыми партнерами его игр. Взрослые помогаютмалышу осваивать окружающий мир, различать его краски, звуки и запахи. Уже враннем возрасте у ребенка наблюдаются избирательные игровые действия. Он судовольствием гремит игрушками, изображающими животных, птиц, человека. С тогомомента, когда малыш начинает ползать и сидеть, расширяются его игровыевозможности. У него возникает интерес к предметам, которые способствуютразвитию его движений. Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенкупроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие жедействия с другими предметами и игрушками, и 2-3 последовательных,взаимосвязанных действия с какой-либо игрушкой.
Руководя играми детей раннего возраста, взрослые помогают имв развитии сюжета и в завершении игровых действий: «Оля поела кашку, атеперь чай пьет. Пей, Оля, чай сладкий, вкусный. Ах, как хорошо Таня покормилаОлю, теперь покатаем ее в коляске». Своей искренней увлеченностью игрой,взрослый доставляет малышу огромную радость, удовольствие. Ласковый тон, заботливоеотношение педагога к ребенку и образу, который тот создает в игре, способствуетвоспитанию у детей чуткости, отзывчивости.
В совместной игре с взрослым ребенок учиться придумыватьигру, совершать необходимые игровые действия, используя при этом не толькоигрушки, но и их заменители, учится завершать игру. Следует развивать такиеиндивидуальные игры, в которых прослеживается несложный сюжет, используютсяпредметы — заменители. Важно, чтобы дети увлеченно действовали с игрушками,чтобы игра доставляла им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночкусравнительно длительно время 5-10 мин, можно обратить его внимание на играющегорядом сверстника, стараясь вызвать интерес к его игре.
Вначале в игре соседа ребенка заинтересовывает игрушка и тедействия, которые с ней можно совершать. Малыш хочет получить такую же игрушку ииграть с ней так, как это делает другой ребенок. Несогласованность действий,характерная для этого возраста является причиной многочисленных противоречиймежду детьми. Например, у одной куклы — две мамы, на одной машине два шофера,одна мама укладывает дочку спать, другая — поит чаем, один шофер в машинусажает кукол, а другой хочет использовать ее по-другому. Каждый ребенок хочетиграть по-своему, выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства.
Зная индивидуальные особенности детей, нужно постаратьсяувлечь детей совместными игровыми действиями с одной игрушкой или переключитьвнимание на игру с другими предметами.
В некоторых случаях целесообразно развивать активностьодного ребенка и несколько затормозить действия другого: «Леночка, подождибудить Лялю, она недавно заснула. Пойди пока приготовь колясочку, вместе с Олейповезешь дочку гулять. Оленька, укрой потеплее Лялю, скоро она проснется, ейнадо платье надеть и чаю дать попить, сейчас мы с тобой все приготовим».
У малышей нередко возникает стремление не только подражатьигровым действиям своих сверстников, но и выполнять ту же роль.
Катя с удовольствием играла с куклой. Она ее покормилаобедом, уложила спать, а сама в это время убрала кукольную посуду в шкафчик,аккуратно расставила стулья возле стола, затем разбудила свою «дочку»и одела ее на прогулку. Когда Катя вышла погулять с дочкой, ее заинтересовалаигра Миши: он с увлечением возил на грузовике кубики, мишку, зайку. Кате тожезахотелось покатать куклу на машине, но Миша не согласился. Воспитатель,который строил с Андрюшей и с Таней гараж для Мишиной машины, сказал: «Миша,твоя машина устала работать, ей пора отдохнуть. Вот мы ей, какой гаражпостроили, вези сюда свой грузовик. Катенька, сейчас машина отдохнет, а Мишасделает в кузове скамеечки, чтобы твоей дочке было удобно сидеть и приедет заней. Миша, давай сделаем скамеечки, иначе людей в кузове возить нельзя. Сделалив кузове скамеечки, заехали за Катиной дочкой и поехали гулять. Катя везлагрузовик вместе с Мишей, другие дети тоже принесли своих кукол и всех усадили вмашину. Так удалось поддержать интерес детей к играм сверстников и вызыватьжелание играть вместе.
В играх формируются навыки коллективной жизни: умениедоговариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательноотноситься к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.
Дети постепенно накапливают определенные знания обокружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы,папы, воспитателя, повара, врача и др. Их интересуют не только действияокружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленныезнания позволяют разнообразить тематику игр: в доктора, в парикмахера, вмагазин, в самолет. Однако, в этом возрасте интерес к сюжету еще не устойчив, идети легко переходят из одной игры к другой. Следовательно, маленькие детимогут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющейроли взрослого.
Трехлетняя Катя первый раз была с мамой в парикмахерской. Придяна следующий день в детский сад, девочка решила подстричь кукол, мишек, зайцев.Она собрала все игрушки, посадила их перед зеркалом, вытащила расческу и сталастричь. Поиграв немного, Катя сказала: „Все подстриглись, все сталикрасивые, а теперь уходите домой, бросила игрушки и пошла строить домик.
Воспитатель, видя, что некоторые дети заинтересовались этойигрой, решила ее подержать и развить: “Катя, ты парикмахер? А почему же тыбросила стричь? Смотри-ка, заяц Степашка пришел в парикмахерскую, и у куклы Зоикосички расплелись. Давай мы будем с тобой работать. Это вот ножницы. Это мое — у меня тоже все есть. Кто же следующий? /Пришли Вова с Мишуткой/. Здравствуйте,как подстричь вашего ребенка? Садись на стул, а Мишутку посади перед зеркалом. Унас отличный парикмахер Катя. Она красиво стрижет. А ко мне кто придет прическуделать? Леночка с Лялей, ей нужно косички заплести и уложить красиво вокругголовы». Дети разобрали все игрушки и сели ожидать своей очереди впарикмахерскую.
В данном случае воспитатель стремился не только подержатьинтерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Подражаярядом работающему «парикмахеру» — воспитателю и в речи и в игровыхдействиях, ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания о трудевзрослых, но и перенимает манеры вежливого обращения и интонациидоброжелательности.
Игры должны быть наполнены разнообразным содержанием,обязательно затрагивающим их чувства и мысли. При этом в играх необходимовоспроизводить не только действия людей, но и их доброе заботливое отношениедруг другу, товарищескую взаимопомощь.
Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, мы всвоей работе используем различные методические приемы: беседы с детьми опрофессии родителей, экскурсии, подбираем иллюстрации о работе врача,парикмахера, продавца, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с темойигры. Также используем дидактические игры — драмматизации, чтениестихотворений, рассказов; произведение К.И. Чуковского «Доктор Айболит».Дети старшей группы изготавливают игрушки — самоделки, дарят их малышам, назанятиях по лепке лепят для игр в «Магазин» фрукты, овощи, печенье,лепешки, пирожки, а затем их ярко и красочно раскрашивают, чтобы с этимиигрушками было интересно играть. Малыши очень любят строить и организуют многоигр со строительным материалом. Но в начале им необходимо привить определенныеконструктивные умения, воспитывать устойчивый интерес к конструктивном процессу.На занятиях дошкольники усваивают навыки коллективной строительной игры.
Задача воспитателя — помочь детям организовать игру: закрепитьза каждым определенный участок работы, отобрать вместе с малышами необходимыйстроительный материал.
«Таня, Лиля, Диана, Ваня, Тимоша — давайте с вами построимбольшой пароход. Смотрите, как будем строить. А теперь продолжайте строитьсами, только давайте договоримся, кто какую часть парохода будет строить».Когда работа закончена, обращаю внимание на то, какой большой и красивыйполучился пароход. Затем выбираем капитана и приглашаем всех малышей кататься,составляем маршрут путешествия и рассказываем детям обо всем, что встречаетсяна пути.
Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиямкакого-то человека, но и его отношению к своим обязанностям, к людям, егопереживаниям. Увлеченность ролью способствует искренней передаче чувств самогоребенка. У малышей наблюдается сравнительно устойчивый интерес к одной и той жероли, но отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для созданияправдивого игрового образа, может привести к прекращению игры. Воспитательдолжен поддержать интерес к определенной роли и в ходе игры обучать ихнеобходимым умениям, подсказывать действия, сообщать нужные знания. Хорошо знаяиндивидуальные способности, игровые возможности и интересы каждого ребенка,воспитатель может установить тесный внутренний контакт с детьми, завоевать ихдоверие, привязанность.
Вовлечение в совместные игры должно проходить постепенно иочень осторожно: легче всего усваиваются навыки коллективной игры детиобщительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определенной теме; ребятазамкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу.
Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста,содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляютсяличные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиесянравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружескихвзаимоотношений.
Развитие же игровых и реальных взаимоотношений в совместныхиграх зависит от индивидуальных игр детей. Ребенка, умеющего самостоятельнопридумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища.
В средней группе у детей уже накоплен опыт совместной игры. Возникшиеигровые группировки становятся более длительными и устойчивыми. Дети убеждаютсяв том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость,удовлетворение тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом,когда все помогают друг другу и не ссорятся.
Дети старшего дошкольного возраста способны уже понятьсущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес к различнымпрофессиям и к взаимоотношениям людей.
Они умеют оценивать поступки литературных героев, у нихимеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понятьнормы поведения в коллективных играх и выполнять их.
Выполнение норм поведения зависит от внутренних побужденийребенка, т.е. от того, какие чувства испытывает он в данной роли, и от контролясо стороны окружающих. В маленьком игровом коллективе, где основой объединенияявляются личные симпатии и привязанности, детям легче усвоить требуемые нормыповедения, т.е. установить реальные дружеские взаимоотношения.
Однако и в игровых коллективах старших дошкольниковвозникают трудности.
Основная задача — воспитывать коллектив, в котором отношениямежду детьми должны базироваться на основе гуманизма и товарищества.
В старшей группе дети стали вежливее, послушнее. Но до техпор, пока я сними. Стоило оставить их без внимания в часы самостоятельнойдеятельности, как ребят как — будто подменили: распределяя роли в игре,ссорились, с неохотой помогали товарищам. Особенно в этом плане отличалсяАндрей. И что примечательно: группа в большинстве одобряла его поступки, дажезаискивала перед ним. Совсем иной была Оксана: тиха, скромна. Неконтактностьдевочки я старалась объяснить ее серьезностью. А вот Лена, наоборот, излишненавязчивой. И порой ее приходилось наказывать за ссоры с товарищами: играйодна, если не умеешь ладить.
Своими наблюдениями поделилась с методистом. Онапосоветовала провести своеобразную игру «телефон». Сформулироваливопросы о желаемой дружбе, партнере для игр и труда. Ответ следовало сообщатьпо телефону. Если называлось одно и то же имя, приходилось спрашивать: «Аесли сегодня не было бы Сережи, Ани, Димы, кого б ты назвал еще?»
Тем самым получалось, что каждый участник выбирал себе трехпартнеров. Одиннадцать голосов набрали Андрей и Света, шесть — Аня, шестеродетей по четыре голоса. Так удалось определить, «кто есть кто» внашей группе.
За что же попал в лидеры Андрей? За фантазию, веселыйхарактер, знание техники, марок машин. И эти положительные качества оставили втени отрицательные. В играх Андрей претендовал только на главные роли, подавляясверстников. На основе этих данных мне, следовало, создавать такие игровыеситуации, в которых наиболее выгодно оттенялись достоинства других детей,приучать своих детей внимательно оценивать поступки товарищей с позицийусвоенных ими норм.
Так, однажды предложила разыграть игру «Правиладорожного движения». Конечно же, Андрей захотел роль инспектора ГАИ. Норешили обсудить назначение. Дети должны были понять: тот, кто контролируетдвижение, обязан знать правила. Обязан, но оказалась, что эту роль Андрею поручитьнельзя. Или другой сюжет «На площадке». Здесь в центре вниманияоказался не Андрей, а Сережа; он лучше всех прыгал, бегал, бросал мяч в цель. Так,постепенно, дети имели возможность видеть истинные возможности Андрея и,главное, оценивать своих сверстников.
Совсем иным было положение девочек Оксаны и Лены. Но еслиОксана сама сторонилась детей, то Лену ребята почему-то неохотно принимали вигры. Попыталась разобраться. Выяснилось, что тяжела обстановка у Оксаны всемье. Девочку воспитывала бабушка. Очень помогла мне бабушка, оказывается,Оксана хорошо поет и танцует. Теперь на занятиях музруководитель поручал ейсольные номера. А когда в детский сад пришел преподаватель музыкальной школы,то она назвала ее среди лучших, посоветовала определить ее в музыкальную школу.Так рос авторитет девочки в глазах товарищей, так соответственно росла ееуверенность и общительность.
А что же Лена? Оказывается детей раздражала еенеаккуратность, неопрятность.
В результате наблюдения, я открыла детей не только длясверстников, но и для себя. Возможность проявить себя в коллективе повышалаинтерес детей друг другу. Теперь они стали объединяться в небольшие группы ивходе самостоятельной деятельности и в ходе трудовых поручений и игр.
Но еще следовало скорректировать эти группы, выявить направленностьсимпатий. Работа потребовала максимум внимания.
В конце года провела повторный опрос; с кем бы хотелось моимребятам дружить, играть, трудиться? ответы показали: резко пала популярностьпрежних лидеров. Теперь половина из тех, кого прежде выбирали, редко получалабольшее число голосов, у Оксаны и Лены появились товарищи, но в большие группыони так не вошли.
Успеха можно добиться, если с раннего возрастаприсматриваться к маленькому человеку, видеть в нем личность. Очень многое вплане формирования межличностных отношений зависит от воспитателя.
«Детская игра — это не забава» П.Ф. Лесгафт любилповторять это выражение, т.к видел в игре детей своеобразную формудеятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретаютопределенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себечерты будущего характера. Детская игра — это не бесполезное препровождениевремени, а умный педагогический прием воспитания юной личности”.
П.Ф. Лесгафт постоянно обращал внимание на необходимостьиспользования детских игр в педагогических целях: приучать детей владеть собой,учить их сдерживать свои расходившиеся чувства, подчинять свое поведение волеразума, соблюдать правила игры, быть правдивыми, понимать права личностидругого.
При организации игры очень важно установить, из какихпобуждений ребенок стремится получить главную роль: либо из тщеславия «Ялучше всех, я всегда капитан, меня все слушаются», либо ему действительнонравится быть капитаном, так как он знает об этой работе много интересного,нового, чего другие дети не знают.
В этом случае нужно предложить детям обратиться к капитанамс просьбой, рассказать, куда они, хотят плыть: тот, кто интереснее придумаетмаршрут, тот и будет капитаном. Такой прием возможен, однако, если у детей равныевозможности. Если же претенденты имеют различный уровень развития, следуетраскрыть пред ними сущность выполняемой роли, показать необходимость проявлениявыдумки и вместе с ними определить, кто может сыграть ведущую роль. Важновоспитывать у детей интерес и к второстепенным ролям, приучать их в любом делепроявлять находчивость, быть полезным для общества.
В старшем подростковом возрасте заметно развиваютсяпознавательные наклонности детей. Особенно ярко это проявляется в игре. Ребенок,стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы,чтобы найти необходимый для данной игровой ситуации.
Более высокий уровень познавательных интересов, творческийхарактер воображения ребенка способствует развитию длительных игр, однако недостаточноразвитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести кразрушению налаженных дружеских контактов.
С помощью различных методических приемов можно стимулироватьигровое творчество детей, прививать им навыки коллективной игры.
Беседа приучает детей к целенаправленности в выборе темыигры. Необходимость сговариваться между собой, спокойно выслушивать каждого ивыбирать самые интересные для реализации замыслы, воспитывает у детей уважениек товарищам, а также умение отстаивать свое мнение. Не менее важен для развитияколлективного творчества и другой прием — разговор с детьми в конце игры. Разговорыс детьми после игры развивают способность мыслить не только самостоятельно, но иперспективно.
Во время бесед, чтения рассказов, стихотворений можноиспользовать соответствующие фотографии, иллюстрации игрушки. Экскурсии инаблюдения рекомендуется проводить таким образом, чтобы дети могли усвоитьнеобходимые знания в определенной системе и последовательности, чтобы им былпонятен смысл человеческих коллективных взаимоотношений.
Объединенные подгруппы играющих детей — новый этап развитияколлектива.
Устанавливая связь между такими подгруппами, воспитатель самрасширяет сферу игрового общения, что дает возможность распространить нормыдружеских взаимоотношений на более широкий круг сверстников. Постепенноеусложнение игровых взаимодействий способствует воспитанию у ребят представленийо чуткости, отзывчивости, товариществе.
Дети старшего дошкольного возраста могут длительное времяиграть интересно и увлекательно, самостоятельно развивать сюжет игры.
Предложила детям старшей группы устроить «концерт длямалышей». Эта идея детям понравилась, и некоторое время ею жил веськоллектив. Ребята готовились к концерту, самостоятельно выбирали любимые номера,часть ребят решили драмматизировать сказку, приготовили шапочки, декорации.
Дети сами распределили роли с учетом возможностей, желаний иинтересов своих товарищей. Смена ролей происходила в ходе игры.
Ребята заранее планировали, что необходимо для игры,советовались между собой, как лучше сделать ту или иную игрушку, договорились,как расставить декорации.
В игровом коллективе длительное время увлеченном интереснойдеятельностью устанавливались свои «законы»: всё делить поровну, а нехватает — сделать; если товарищ не справился с заданием, окажи помощь, в нашейгруппе — все дружные, внимательные к новичкам. Дети на практике усваивали нормыколлективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с другом материалами иигрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появилосьстремление своими силами, коллективно воздействовать на поведение своихтоварищей, нарушающих дисциплину.
Систематическое наблюдение за играми детей позволяетопределить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявить егоумение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степеньинициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистическихпроявлений ив соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода. Ребят,которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнутьна необходимость проявлять на нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Детизамкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых,так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное,в работе с таким детьми — теплый, ласковый тон воспитателя, его заботливое,внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребенка сосверстниками.
Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для ниххарактерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты стоварищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить своижелания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом запорученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со сторонывзрослых. Но в каждом ребенке есть что-то свое, особенное и это надо выявить идать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности.Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенкаспособствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладеваютнормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями,подчиняться требованиям товарищей и в то же время отстаивать свою правоту,защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других,согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам. Умениесовместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношенийдетей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые длядальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружескиевзаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активномуобщению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенныена занятиях по конструированию.
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в строительнойигре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Стремление ребенкапринять участие в окружающей жизни осуществляется через сюжетно-ролевую игру. Еёсодержание непрерывно связано с переживаниями дошкольника, с теми явлениями иобразами, которые произвели на него наиболее глубокое впечатление. «Иградает ребенку новую форму желаний, т.е. учит его желать, относя желания кфиктивному „я“, к роли в игре и ее правилу, поэтому в игре возможнывысшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем,его моралью». Сюжетно-ролевая игра возникает на третьем году жизниребенка, когда он начинает выполнять в игре определенную роль и переноситфункции одного предмета на другой: кубик может быть чашкой, из которой пьют чай;стулья, поставленные соответствующим образом — грузовой машиной или пароходом,а сам играющий берет на себя роль шофера, мамы, моряка.
Определяя истоки игры детей дошкольного возраста,действительный член АПН А.Н. Леонтьев отмечает, что творческая сюжетно-ролеваяигра — это специфическая для дошкольника деятельность, в основе которой лежитсвоеобразная форма отражения действительности. Игра возникает, как результатпротиворечия между желанием ребенка принять участие в окружающей жизни иневозможностью сделать это в силу особенностей его физического и психическогоразвития. Например, ребенок хочет готовить обед, стирать, но он еще мал, неможет сделать это. Тогда он изобретает игру, стремится отразить в ней своипредставления о действиях мамы, подражает ей: заботится о «дочке»; стараетсябыть к ней внимательным, добрым, демонстрируя тем самым свою «взрослость».В игре он удовлетворяет таким своеобразным путем потребность в полезнойдеятельности.
Так творческая сюжетно-ролевая игра превращается вдеятельность, дающую возможность ребенку осуществить свое желание участвовать вокружающей действительности, воплотить в своих действиях представления о трудевзрослых, о событиях окружающей жизни. И потому, что творческая сюжетно-ролеваяигра так тесно связана с реальной жизнью, наблюдениями и переживаниями ребенка,значение ее для приобретения навыков жизни в коллективе трудно переоценить.
Воспитательные возможности хорошей содержательной сюжетно-ролевойигры многообразны, в ней ребенок получает большие возможности для упражнения внравственных поступках, их усвоения и применения в своих практических целях. Практическоедейственное усвоение норм и правил поведения дошкольником, является наиболееэффективным, прочным фундаментом, на базе которого идет дальнейшее воспитаниеподрастающего человека.
Рассматривая значение творческой сюжетно-ролевой игры длявоспитания чувств коллективизма, следует подчеркнуть, что руководство воспитаниемдетей старшей группы в игре является преимущественно опосредованным. Если вдругих видах деятельности указываем ребенку, как надо поступить в определеннойситуации, то в игре ребенок поступает в соответствии с тем, что он видел изнает.
Содержание игры, выполняемая ребенком роль, характерскладывающихся в игре взаимоотношений, придает ей исключительно важное значениев нравственном воспитании детей, делает ее наиболее эффективным средствомформирования личности.
В воспитании у детей коллективизма решающее значение имеетсодержание игры. От ее уровня зависит и качество складывающихся взаимоотношений.Особого внимания требуют также игры, возникающие на основании личного опытаребенка и игры, к содержанию которых формируется у детей интерес в процессевоспитательной работы. В игре ребенок на практике усваивает нормы поведения,приобретает навыки жизни в коллективе.
Литература
1.        Андросова М. Народная игра как средство формирования готовностидошкольников к речевому общению /ж. Д/в 2007г. №3 с.113/
2.        Андреева Л. Развивающие игры для детей раннего возраста /Педагогическийвестник 2000г. №8 с.10/
3.        Бакина М. /Современные дети, современные игры /ж. Д/в 2005г. №4 с.58/
4.        Малахова Н.Е. Игры раннего возраста Семинар для родителей /УправлениеДОУ 2006г. №4 с.103/
5.        Меленко В. Нужно ли учить детей играть /ж. Д/в 2005г. №4 с.119/
6.        Печора К. /ж. Д/в 2005г. №4 с.13/
7.        Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности /ж.Д/в 2002г. №4 с.70/
8.        Саянцева О. Играем в сюжетные игры /ж. Д/в 2005г. №4 с.33/
9.        Туманова Г.А. «Учите играя» /книга с.18-20/
10.     Федотова Н. Развитие игровой деятельности /ж. Д/в 2003г. №5 с.25-27/
11.     Фопель К. Игры с детьми /ж. Д/образ. 2005г. №7 с.7/
12.     Фопель К. Играйте вместе с детьми! /из опыта работы психолога ж. Д/в1996г. №5 с.27/