Роль инфраструктуры в развитии экономики региона

Далисова Н.А., Терешонок В.П.

Эффективное функционирование и реализация динамизма и гибкости современной экономики обеспечивается состоянием ее инфраструктуры. Выделяют два методологических подхода к определению сущности и содержания инфраструктуры: отраслевой (определяется как совокупность отраслей хозяйствования, обеспечивающих общие условия воспроизводства) и функциональный (определяется как особая совокупность организационных, производственных и социальных функций). Учитывая эти два подхода можно согласиться со следующим определением: «Инфраструктура – это объективно сложившаяся в результате общественного разделения труда система общих условий обеспечения общественного воспроизводства в рамках народного хозяйства и каждого его звена, представляющая совокупность рациональных технологических, организационно-экономических, информационных, социальных и др. взаимосвязей по эффективному обслуживанию функционирования структурообразующих отраслей и жизнеобеспечения населения».

В свою очередь степень полноты и комплексности инфраструктуры влияет на характер и на особенности отраслевой и территориальной организации общественного производства, на условия жизни и деятельности населения регионов. Под воздействием инфраструктуры формируется экономический, социальный, демографический и рассе- ленческий облик территории. Низкий уровень инфраструктурного обеспечения сдерживает процесс размещения и развития производительных сил, вызывает дополнительные затраты на создание первоначальной производственно-технической базы. Поэтому ряд целевых программ регионального развития экономики и социальной сферы требуют учета сложившегося инфраструктурного потенциала территории.

Территориальная инфраструктура локального масштаба, адекватная местным условиям формируется в административных районах, в средних и мелких населенных пунктах. Все низовые структуры связаны с АПК и обуславливают его эффективное развитие. Для локальных территорий характерен свой состав инфраструктурных элементов, который отличается большим разнообразием предлагаемых услуг для конкретного потребителя.

Совокупность факторов, определяющих социально-экономические и пространственные особенности функционирования инфраструктуры, составляет потенциал ее развития. Потенциалом количественно характеризуется способность территориальной системы обслуживания выполнять ее целевую функцию – удовлетворять различные потребности населения территории и производства в услугах, поэтому необходимо учитывать величину инфраструктурного потенциала территории.

Исследование социально – экономического потенциала целесообразно проводить на основе факторного анализа. Сводным показателем при факторном подходе к оценке социально-экономического потенциала инфраструктуры может выступить сумма множества средневзвешенных оценок по всем факторам [4]

2 = 1 .

где Q- суммарная взвешенная оценка потенциала инфраструктуры (региона или отрасли);

xj – средняя балльная оценка j-го фактора для региона, отрасли;

PJ – вес j -го фактора.

Потенциал территории представляет собой совокупность материальных объектов по обслуживанию производства, населения и общества в целом, способных удовлетворить в процессе функционирования различные потребности в материальных и нематериальных благах и услугах в границах (пределах) данной территориальной общности людей. Этим потенциалом количественно характеризуется способность территориальной системы обслуживания выполнять ее целевую функцию – удовлетворять различные потребности населения территории и производства в услугах. Поэтому, одной из важнейших задач – становится определение величины инфраструктурного потенциала территории. Так, для сравнительного анализа уровня экономической освоенности территорий предлагается использовать индекс хозяйственного развития, который позволяет оценить экономический потенциал различных регионов с учетом их площади и населения [3].

где V – суммарная добавленная стоимость или иной показатель, характеризующий объем хозяйственной деятельности (руб.);

N – численность населения (тыс. человек);

S – площадь территории (тыс. кв. м.).

Пример расчета экономического потенциала районов Южной зоны Красноярского края представлен в таблице 1. Минусинский район занимает третью позицию в рейтинге по уровню экономической освоенности территории среди районов южной зоны края с учетом их площади и населения.

Таблица 1. Экономический потенциал территории районов южной зоны с учетом площади и численности населения

районы

показатель, характеризующий объем хозяйственной деятельности, млн. руб.

численность населения, тыс. чел.

площадь территории, тыс. кв. км.

индекс

хозяйственного

развития,

Iz

ранг

Ермаковский

109

22,1

17,7

5,503

8

Идринский

124

14,9

6,1

13,049

6

Каратузский

90

17,7

10,2

6,608

7

Краснотуранский

373

16,9

3,5

48,726

2

Курагинский

961

51,8

24,1

27,206

4

Минусинский

376

25,7

3,2

41,57

3

Новоселовский

434

16

3,9

55,133

1

Шушенский

495

35,8

10,1

26,001

5

Для более полной оценки уровня инфраструктурного и хозяйственного развития территории и сравнения со средним предлагаем использовать следующий показатель:

Y – индекс уровня инфраструктурного и хозяйственного развития территории (района);

nij – значение i-го показателя уровня инфраструктурного или хозяйственного развития j-й территории (района);

Шбаз – эталонное (лучшее) значение i-го показателя уровня инфраструктурного или хозяйственного развития территории (района) в исследуемой группе;

n – количество показателей уровня инфраструктурного или хозяйственного развития территории (района);

m -количество территорий (районов) в исследуемой группе.

В качестве базового следует выбирать наилучший показатель среди районов исследуемой группы.

С учетом этого индекса по общему уровню развития территории Минусинский район занимает четвертую позицию в южной зоне края.

Талица 2. Уровень инфраструктурного и хозяйственного развития территории

район

общее хозяйственное развитие территории, ранг

развитие

сельского

хозяйства,

ранг

развитие

социальной

инфраструктуры,

ранг

развитие

производственной

инфраструктуры,

ранг

Ермаковский

9

6

6

7

Идринский

8

7

8

8

Каратузский

7

8

2

6

Краснотуранский

5

3

5

5

Курагинский

1

1

7

2

Минусинский

4

4

1

4

Новоселовский

3

2

4

3

Шушенский

2

5

3

2

Эффективность использования ресурсного потенциала инфраструктуры не ограничивается экономическими рамками, она включает в себя и социальные аспекты, поскольку важным ее критерием выступает степень удовлетворения социально значимых потребностей.

Таким образом, развитие инфраструктуры на локальном уровне находится в компетенции местных органов. Она становится важным объектом региональной политики, в рамках которой решаются вопросы комплексного использования всех ресурсов, оптимального сочетания рыночных и административных методов, развития сельских территорий, а также расширения межрегиональных связей.

Список литературы

Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.,1999.

Далисова Н.А. Роль инфраструктуры в развитии рыночной экономики. Материалы конференции участников «Программы обмена профессорско-преподавательским составом» (FEP 1995-2002). Вашингтон, 2004. С. 31.

Лопатников Д.Л., Эстеров А.И. Возможности использования индекса хозяйственного развития территории в сравнительном экономико-географическом анализе//Изв. АНСер. Географ.1997. №2. С.85.

Федоров В.Н. Социально-экономический потенциал инфраструктуры: содержание, оценка и анализ развития. Ульяновск, 2000.

Яковлева С.И. Инфраструктура в системе территориальной организации старопромышленных районов России: Монография. Тверь, 2000.

Постановление Избирательной комиссии Республики Коми от 15 марта 2007 г. № 01-09/814.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnikurao.ru/

Дата добавления: 30.11.2013