Роль иностранных инвестиций в современной российской экономике

–PAGE_BREAK–1.2. Важнейшие условия привлечения иностранных инвестиций в Россию.
Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока инвестиций, включают в себя 3 основные группы: базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата; правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов; специфические стимулы для притока инвестиций.

Стратегической целью политики в сфере привлечения иностранных инвестиций (ИИ) должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Приоритеты политики привлечения ИИ в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

— поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;

— приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний, но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;

— приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;

Политика в отношении ИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:

1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;

2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.

Понятно, что процесс формирования благоприятного инвестиционного климата является важнейшим условием сбалансированного развития финансового рынка России, повышения его эффективности и конкурентоспособности. Для этого, прежде  всего, необходимо  доверии иностранных инвесторов, стабильные правила ведения бизнеса и предсказуемость регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является, таким образом, комплексной задачей, в решении которого должны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях и деловое сообщество.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Роль иностранных инвестиций в экономике страны.
В условиях глобализации экономики, интеграции рынков, в том числе финансовых, значительно возросла роль иностранных инвестиций. Создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары.
2.1. Динамика поступления иностранных инвестиций в РФ

В процессе формирования рыночной экономики и активного включения России в систему мирового хозяйства возрастает интерес зарубежного капитала к емкому и перспективному российскому рынку.

В таблице 1 представлены  объемы вложения иностранных инвестиций в экономику России за период с 1995 по 2008 гг.
Таблица 1

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ТИПАМ

 

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Иностранные инвестиции –  всего

2983

10958

40509

53651

55109

120941

103769

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

прямые инвестиции

2020

4429

9420

13072

13678

27797

27027

портфельные инвестиции

39

145

333

453

3182

4194

1415

прочие инвестиции

924

6384

30756

40126

38249

88950

75327

Источник: Росстатежегодник 2009. с 671

В 2000 году российская экономика характеризовалась более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций по сравнению с предыдущими  годами.

Основная часть иностранных инвестиций в российскую экономику приходится на прочие инвестиции (формируемые в основном за счет кредитов международных финансовых организаций и средств, направляемых инвесторами на приобретение государственных ценных бумаг), объем которых в 2000 г. оценивается в 6, 384 млрд.долл.

Приток иностранных инвестиций в Россию в 2004 г вырос на 36,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 40,509 млрд. долл. Прямые инвестиции за 2004 год поступили на сумму 9,42 млрд. долл., что на 38,9 процента больше по сравнению с объемом 2003 г. Объем портфельных инвестиций составил 333 млн. долл. Прочие инвестиции поступили на сумму 30,756 млрд. долл. — на 36,6 процентов больше по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в РФ за 2004 г 75,9 процентов составляли «прочие инвестиции», 23,3 процента — прямые инвестиции и 0,8 процентов — портфельные инвестиции.

По темпам роста и объемам иностранных инвестиций в российскую экономику 2007 г. является рекордным: масштаб поступивших от иностранных инвесторов средств увеличился более чем вдвое по отношению к уровню предыдущего года. Объем поступивших прямых инвестиций в 2007 г. достиг 27,8 млрд долл., что превысило сумму поступлений за предыдущие два года. Динамичный рост прямых инвестиций поддерживался резким увеличением масштабов связанных торговых кредитов и кредитов прямых инвесторов. За 2007 г. прирост прочих инвестиций составил более 50 млрд долл., что, безусловно, оказало влияние на финансовые показатели государства. Вместе с тем фондовый рынок остается зоной высоких рисков,    что определило неустойчивость динамики портфельных инвестиций.              Сокращение объемов портфельных инвестиций, основную массу которых составляют инвестиции в акции, в период 2000–2004 гг. было прервано некоторым оживлением в 2005 г. и взрывным ростом в 7 раз в 2006 г. При замедлении динамики до 131,8% в 2007 г. Резкий всплеск активности иностранных инвесторов сменился вялой динамикой в 2008 г. По итогам 2008 г. объем иностранных инвестиций в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился на 14,8%. Ослабление динамики поступления иностранных инвестиций в основной капитал продолжалось в течение всего 2008 г.

По состоянию на конец марта 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 265,8 млрд.долларов США, что на 17,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 53,8% (на конец марта 2009 г. — 55,6%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (42,0%), портфельных — 7,5% (2,4%). [18, Об иностранных инвестициях в экономику России в I квартале 2010 года]

В таблице 2 представлены объемы поступлений иностранных инвестиций по основным странам – инвесторам.

Таблица 2

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ СТРАНАМ-ИНВЕСТОРАМ

 

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Все инвестиции

2983

10958

40509

53651

55109

120941

103769

в том числе из стран:

 

 

 

 

 

 

 

Кипр

40

1448

5473

5115

9851

20654

19857

Великобритания

183

599

6988

8588

7022

26328

14940

Нидерланды

85

1231

5107

8898

6595

18751

14542

Германия

308

1468

1733

3010

5002

5055

10715

Люксембург

4

203

8431

13841

5908

11516

7073

Франция

108

743

2332

1428

3039

6696

6157

Виргинские о-ва (Брит.)

17

137

805

1211

2054

2140

3529

Швейцария

436

784

1558

2014

2047

5340

3062

Ирландия

61

34

362

595

986

5175

2903

США

832

1594

1850

1554

1640

2839

2773

другие страны

909

2717

5870

7397

10965

16447

18218

Источник: Росстатежегодник 2009. с 671
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Великобритания и Нидерланды, на долю которых приходится соответственно 21, 20 и 18% всех накопленных инвестиций в стране. Далее в первую десятку крупнейших инвесторов входят Германия, США, Ирландия, Франция, Виргинские острова, Швейцария. Значительная часть иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом. Риски для них существенно снижаются за счет понимания местной специфики, налаженных хозяйственных связей. Крупные международные проекты в России осуществляются при участии транснациональных корпораций.

 В 2005 году лидерами поступления инвестиций в Россию стали Люксембург (13,841 млрд долл.), Нидерланды (8,898 млрд), Великобритания (8,588 млрд), Кипр (5,115 млрд) и Германия (3,010 млрд).

Примечательно, что Люксембург, который в 2005г. довольно неожиданно стал единоличным лидером с 23,8% притока капиталов, в период с 2006 – 2008гг. заметно сдал свои позиции, а в 2009г. вновь стал в числе первых инвесторов. Безоговорочные лидеры 1995г. — Германия и США — также все больше отходят на второй план. Хотя 2006г. наши немецкие партнеры вполне могут занести себе в актив: их доля в притоке впервые за несколько лет выросла сразу более чем в 1,5 раза. Доля американских инвесторов стабилизировалась на уровне 3% притока. Относительно стабильными, остаются позиции Швейцарии и оффшорных инвесторов с Виргинских островов.

Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009года — Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1 % общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

  В таблице 3 представлен объем поступления ИИ по видам экономической деятельности с 2003 по 2008 год.

Таблица 3

ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Иностранные инвестиции –

29699

40509

53651

55109

120941

103769

всего

в том числе по видам экономической деятельности:

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

154

121

156

325

468

862

рыболовство, рыбоводство

38

43

22

23

49

27

добыча полезных ископаемых

5737

9934

6003

9152

17393

12396

обрабатывающие производства

6522

10236

17987

15148

31948

33914

строительство

101

234

228

713

2911

3387

оптовая и розничная торговля;

10527

13037

20461

13089

47310

23905

гостиницы и рестораны

23

29

52

32

59

188

транспорт и связь

1114

2033

3840

5297

6703

4861

из них связь

688

1377

3287

4701

3295

1320

финансовая деятельность

781

1001

1813

4698

4450

4977

операции с

недвижи­мым имуществом, аренда и предоставление услуг

4583

2572

2602

5998

8414

15378

образование

0,1

0,3

0,1

1

3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

7

10

15

52

68

20

Источник: Росстатежегодник 2009 с 674
В обрабатывающие производства в 2004 г поступили иностранные инвестиции на сумму 10,236 млрд долл, в добычу полезных ископаемых — 9,934 млрд долл; в сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники — 13,037 млрд долл; в сферу операций с недвижимостью — 2,572 млрд долл, в транспорт и связь — 2,033 млрд долл; в госуправление, обеспечение военной безопасности и обязательное соцобеспечение — 1,059 млрд долл, в финансовый сектор экономики — 1,001 млрд долл.

В 2005 г. сохранилась тенденция к концентрации иностранных инвестиций в двух сферах российской экономики: в промышленности (45,3% от общего объема иностранных инвестиций) и сфере торговли -38,1%. Вместе с тем следует обратить внимание, что динамика и изменение доли инвестиций в промышленность находится под усиливающимся влиянием повышения инвестиционной привлекательности новых сегментов рынка услуг. В частности, повысилась с 3,4% в 2004 г. до 6,1% в 2005 г. доля инвестиций в связь как один из наиболее динамично развивающихся видов деятельности.

В то же время, в последние годы идет более активная, чем раньше, иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети. Больше всего иностранных средств было направлено в сферу добычи полезных ископаемых ($2 млрд. 935 млн.) и обрабатывающие производства ($2 млрд. 216 млн.). Также зарубежные вложения направлялись в сферу оптовой и розничной торговли, в транспорт и связь, в сектор финансовой деятельности и в сферу операций с недвижимым имуществом.

За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей, и, видимо, эта тенденция продолжится. Аналитики консалтинговой компании считают, что Россия все еще сохраняет свою привлекательность и рыночная экономика продолжает испытывать рост, поэтому те розничные сети, которые еще задумываются о том, чтобы использовать Россию в качестве своей стратегической цели — должны действовать немедленно[2,c.20].

России иностранные инвестиции крайне необходимы, учитывая, что ей необходимо активно обновлять и развивать инфраструктуру, трубопроводный транспорт и электроэнергетику. На все это необходимы триллионы долларов. В настоящее время накопленный объем иностранных инвестиций в экономику РФ составляет 262,4 млрд. долл.

Анализ показал, что остро стоит проблема отраслевого «перекоса» привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.

Что касается прямых иностранных инвестиций, которые как раз способствуют развитию экономики России, то их объем в результате кризиса в январе-сентябре 2009 г. сократился почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как портфельные инвестиции показали снижение лишь на 20%. Для того чтобы привлечь в нашу страну «полезные» инвестиции, по словам экспертов, прежде всего, необходимо улучшить инвестиционный климат.

    продолжение
–PAGE_BREAK–