Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Гадалейскаясредняя общеобразовательная школа»
Тулунскогорайона
РОЛЬКОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН ИПОЭЗИИ ПЕСТОВАНИЯ
В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГОФОЛЬКЛОРА
Реферат политературе
Выполнила:
ученица 10 класса
Говорина Анастасия
Руководитель:
Садовская С.А.,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория
Гадалей,2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности детского фольклора
Глава 2. Фольклорматеринства и детства
2.1 Колыбельные песни
2.2 Поэзия пестования
2.2.1 Пестушки
2.2.2 Потешки
2.2.3 Прибаутки
Заключение
Список использованнойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Состояние нашего обществав данный период времени характеризуется тем, что мы, пытаясь угнаться задругими странами и стараясь выглядеть на международной арене цивилизованными,совершенно забыли о том, что всегда отличало нас от других и составляло нашусущность, сущность русского человека – верность традициям наших предков ипамять о них. Мы очень часто говорили о том, что нам не нужно богатое наследиепрошлого России, что мы создадим свою собственную пролетарскую культуру.Сейчас приходится с горечью признавать, что все этикрасивые лозунги и решительные действия завели в тупик.
Именно поэтому теперьназрела необходимость возвращения к истокам культуры русского народа, котораяуходит корнями в глубокую древность. Не зная истории прошлого, нельзя познатьнастоящее и постигнуть будущее.
В каждом классе на урокахлитературы мы знакомимся с произведениями УНТ. Но для составления целостнойкартины жизни наших предков, постижения всего богатства русского фольклора необходимоболее глубоко знакомиться с ним.
Детский фольклоротносится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но,признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могутточно определить своеобразие данной разновидности фольклора.
Цель моей работы: дать представление о фольклорематеринства и детства как разновидности детского фольклора.
Исходя из поставленнойцели, можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть происхождение, содержание,сюжет, образную систему колыбельных песен и прибауток.
2. Проследить за механизмом действия пестушек.
3. Представить структуру потешек.
I. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Детский фольклорпредставляет одно из направлений устного народного творчества. Большой подбортекстов произведения бытует и во взрослой, и в детской среде, но методикаисполнения, лексический и стилевой составы существенно различаются.
Переходя в детскую среду,большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностямидетской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую иразвлекательную функции. Многие произведения детского фольклора перешли к детямтак давно, что память об этом утратилась, другие произведения перешли в детскийфольклор недавно.
Традиционно можновыделить два направления, по которым происходит пополнение детского фольклора.С одной стороны, фольклор взрослых приспосабливается к детской среде. С другой,самими детьми создаются произведения, учитывающие специфику мировосприятияребенка (страшные рассказы, садистские стихи). Но есть и третий путь — созданиевзрослыми произведений, специально предназначенных для детей (поэзияпестования, колыбельные песни).
Приспособление фольклоравзрослых предполагает упрощение сюжета, привнесение в конфликт большейзанимательности, создание ярких запоминающихся образов, упрощение языка. Частоиспользуется рифмованное изложение событий, тексты отличает несложный язык,понятные выражения и обороты.
Наблюдается прямоеперенесение из взрослой среды в детскую отдельных произведений, например,песен. В первую очередь это сатирические, скоморошные песни. Когда содержащаясяв произведениях сатира перестает быть понятной, уходят в прошлое породившие еесоциальные явления, тексты перестают повторяться и забываются взрослыми.Обрядовые песни переходят к детям в тех местах, где взрослое населениеперестает осознавать их как часть ритуала. Так, обычай колядования исчез средивзрослого населения, но сохранился среди детей, которые воспринимают его каксоставляющую праздника Нового года.
Нередко подобныепроизведения становятся основой для словесных игр. Детей привлекают их яркаяформа и интересный сюжет, необычные ситуации, передача животным функций людей.Произведения типа «Как у бабушки козел», «Сватовство совы», «Смерть комара»,«Война грибов» превратились в обычные игры. Со временем игры и народные драмыначинают бытовать исключительно в детской среде.
Согласновыводу М.Н. Мельникова, «детский фольклор представляет собой специфическуюобласть народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающуюцелую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».
Признакидетского фольклора:
— простотаконструкций,
— несложный, нодинамично развивающийся сюжет,
— запоминающиесяобразы,
— несложныесинтаксические конструкции,
— четкий внутреннийритм,
— кумулятивность,
— звукоподражания,аллитерации, ассонансы.
Текстырассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в нихповторяются одни и те же сюжетные мотивы.
Ребенокспособен запоминать информацию небольшими частями, поэтому для различныхжанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов ипонятий. Часто для рифмовки используют прием звукоподражания, средствмасс-культуры, одинаково воспринимают отдельные жанры детского фольклора (впервую очередь колыбельные песни, сказки, приговоры, а затем и дразнилки,страшилки, обрядовые формы).
Идеревенский ребенок, воспринимающий с раннего детства обрядовую сторонуфольклора благодаря общению с его носителями, и городской ребенок,формирующийся под воздействием средств масс-культуры, одинаково воспринимаютотдельные жанры детского фольклора (в первую очередь колыбельные песни, сказки,приговоры, а затем и дразнилки, страшилки, обрядовые формы).
Детскоемировосприятие отличается от мироощущения взрослых, детский фольклорспособствует созданию собственного игрового мира. Очевидно также, что взависимости от возраста меняется характер детского творчества, круг интересоввосприятия и, следовательно, изменяется использование форм детского фольклора
Термин«детский фольклор» стал употребляться с середины XIX века. Издавая «Русскиенародные песни» П.В. Киреевского, П.А. Бессонов впервые выделил детские песни всамостоятельную разновидность фольклора. В 1848 году П.А. Бессонов подготовилсборник текстов «Детские песни», ставший первой публикацией детского фольклора.
Основноесодержание понятия «детский фольклор» установилось в двадцатые годы ХХ века.Стало очевидно, что к детскому фольклору относятся произведения устной народнойсловесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде.
Носителямидетского фольклора являются как сами дети, так и взрослые — матери, бабушки,няни и все те лица, на попечении которых находятся дети или которые в силу техили иных обстоятельств близки к детям.
Детскийфольклор является «арсеналом и почвой» русской детской литературы, постояннопитает и обогащает ее. Творчество каждого литератора, писавшего для детей,тесно связано с детским фольклором, освоением накопленного в нем опыта. В своюочередь, детские писатели оказывают заметное влияние на детскийустно-поэтический репертуар. В нем появляются устные реминисценциипроизведений, особенно малых форм, созданные профессиональными литераторами.
Проблемафольклоризма русской детской литературы имеет огромное теоретическое ипрактическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования.
II. ФОЛЬКЛОР МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
2.1 Колыбельные песни
Славянскиеназвания колыбельных песен восходят к глаголам колыбать, кохать, колебать,качать, зыбать. В северных губерниях России колыбельные песни назывались«байками» от байкать, убаюкивать.
Создателями и носителямиколыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребёнка вколыбели или на руках. Одновременно они обращаются к нему с песней. Умениеукачивать ребенка считалось настоящим искусством.
Колыбельныепесни исполнялись до тех пор, пока ребенок не засыпал. При необходимости песниследовали одна за другой, скрепляясь припевом или повторами (чаще всего обращениями):«спи, младенец», «спи да усни», «спи, Таня», «спи, дите».
Наименованияжанра связаны с назначением колыбельных песен, созданных для того, чтобы спомощью размеренного ритма и монотонного напева укачивать, убаюкивать ребенка.В колыбельный период ребенок воспринимает только ритмичную мелодию исоответствующее ей движение. Заметив, что при ритмичном покачивании ребенокзасыпает быстрее, человек создал колыбель. Утилитарно-бытовая функция песенвсегда дополнялась воспитательной и эстетической. Исполнитель песен выражалсвое отношение к окружающему его миру, сообщал некоторые полезные сведения,выражали свои потаенные желания.
Этнографыпоказали, что тексты колыбельных песен складывались постепенно, вначале онисостояли из цепочек междометий и побуждающих слов, повторяющихся в такт сдвижениями колыбели. К ним присоединялись и ритмичные поскрипывания еедеревянных частей. Подобные записи сделаны в разных частях земли от Африки доСеверной Америки. Постепенно развилась словесная составляющая и появилисьсобственно колыбельные песни.
Древнеепроисхождение колыбельных песен доказала А.Н. Мартынова. Она считает, чтоколыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд«первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить ребенкаот бессонницы, болезней, действий враждебных сил. А.Н. Мартынова показала, чтоантропоморфные образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах ипотом из них перешли в тексты колыбельных:
Ходитсон по сеням,
Адрема по терему,
ИщетВалю в пологу,
Нагибкомкачелю.
Сонговорит:
«НадоВалю усыпить».
Адрема говорит:
«НадоВалю удремить».
Сонда дрема,
Накатитесьна глаза!
Еслимладенец не засыпал, то винили Сон и Дрему. К ним обращались с упреками:
ГлупыйСон, Сон!
НеразумнаяДрема!
Мимоты ходишь,
Колыбелине находишь.
ТогдаСон и Дрему просили прийти к ребенку:
Сонда Дрема,
Придик Ване в голова.
Сонда Дрема,
Накатисяна глаза.
Встаринной карельской колыбельной песне мы находим и прямо выраженную просьбу.Она воспроизводит древний погребальный обряд:
Приходи-кодед-снотворник,
Дед-снотворник,бабка-дрема,
Сонс собою принеси,
Сладкийсон в корзинке медной,
Дремув чаше оловянной,
Лентойшелковою мягкой
Повяжиребенку глазки.
Лентоймягкой, золотою
тыприкрой ребенку веки.
Завяжиты глазки крохе
Лентойшелковою мягкой,
Тызакрой малютке уши
Золотойсвоей серьгою.
Особенностикомпозиции колыбельных песен напоминают заговоры. В некоторых текстахпредставлена типичная для заговора схема договора с представителями иного мира:им обещают подношение, а взамен просят сон и благополучие. Жертвой можетвыступать и ребенок:
Возьми,возьми маленькую
Туути,дочку, в край Туони,
Будетв Манале невеста”.
(Туони- повелитель Маналы, царства мертвых).
Вколыбельных песнях присутствуют и такие свойственные заговорам особенности, какобращения к животным: «Курица, возьми бессонницу у (имя), дай свой сон».(Выбор курицы не случаен. В верованиях большинства славянских народов онарассматривалась как воплощение женского и материнского начала. Отсюда возниклотрадиционное наименование ребенка цыпленочком).
Современем появилось аналогичное обращение к коту: «Кошки, коты, / Принеситедремоты».
Какночное животноекот считался носителем сна, поэтому его образ заместилкурицу, ритуальное значение образа которой было утрачено. Перед тем как ребенкапервый раз уложить в колыбель, туда помещали кота, чтобы на него пали возможныекозни злых сил. «Спивать кота» — у белорусов и украинцев означает убаюкиватьребенка пением.
Ународов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращенияк медведю и волку – важнейшим тотемным животным. С первых дней жизни ребенкамать просила их оказать покровительство.
Послепринятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционныхзащитников — ангелов, святых, господа Бога, которых призывают для помощи иблагословения. Чаще всего обращаются к Богородице с просьбой защитить младенцаот нечистой силы, уберечь, усыпить:
УспенияМать,
Уложимладеня спать
Натесову на кровать.
Вколыбельных песнях встречаются не только благопожелательные обращения. Известнытексты, в которых ребенку желают смерти.
Вподобных песнях три сюжета: описание будущих похорон ребенка, места егопогребения, поминок. Некоторые тексты похожи на формулы, них повторяются одни ите же слова и выражения:
Господи,благослови,
Вымылся,выпарился,
Сердецьноедитятко,
Насон, на рость,
Надобрую милось.
Спипо ноцям,
Арасти по цясам”.
Пожеланиесмерти выражается не только в повествовательной, но и в вопросительной форме: «Нетли местечка в раю?» (для ребенка).
Содной стороны, подобные тексты представляют собой пережиток древнего обычая,когда слабых, увечных и «лишних» детей убивали, избавляя от мук болезнии голода.
Баю,дитятко,
Качаютебя,
Чтобты спало,
Неплакало
Иматушке
Покойдало.
Бросимтебя в пруд,
ВДунай реку,
Хватайего водяной.
Обращение к смертиявляется одной из традиционных форм охранительной магии. Желая смерти своемуребенку, матери стремились обмануть злые силы. Аналогичную направленность имелии отрицательные охранительные прозвища. Тексты с подобными сюжетами появлялисьв периоды различных бедствий, неурожаев, эпидемий.
Входе эволюции колыбельные песни утратили магическую функцию, но текстыпродолжали сохраняться в памяти. По древнейшим моделям стали создавать новые иновые произведения, носившие чисто практический характер. Ежедневное исполнениепесен позволило сохраниться как древним текстам, так и новым, появлявшимся впрактике ухода за детьми.
В колыбельных песнях материрассказывали о радостях и горестях своей жизни, о своих хозяйственных заботах,о том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторыесведения об окружающем его мире, постигал особенности родной речи. Отвлекаясьот работы из-за ухода за ребенком, мать могла спеть такую песню:
Спи,поспи,
Амы потеряли денек,
Ане пряли простыньки,
Немотали мотки,
Неткали поставки.
Вколыбельной песне всегда отражались идеалы своего времени. В дореволюционныхзаписях встречаются пожелания богатства, общественного положения:
Спи,Ванюша, в камке,
Пробудисьв тафте,
Валом бархате.
Станешьв Питер ходить,
Серебро,золото носить.
Послепожелания богатства и обеспеченной жизни в колыбельной песне подробноописываются самые разнообразные занятия — рубка дров, приготовление пищи, уходза полем, ткацкие работы. Иногда встречается описание будущей жизни ребенка:
Вырастешьбольшой,
Недосугбудет спать,
Надоработу работать,
Орать,боронить,
Огородгородить,
Влес по ягоды ходить,
Покоровушку ходить.
Подвлиянием обрядовых, в частности величальных песен, в колыбельных песняхпоявляются описания идеальной колыбели, у нее: «огибочка шелкова», «рогзолотой», «подушечка перинка», «одеяльце соболье», «очепок вересовый». Частосравнивают колыбель и вещи кота; понятно, что у ребенка все оказывается лучше,чем у животного:
Укотика, у кота
Колыбельхороша,
Умоего Сашеньки
Лучшеего.
Укота, кота
Перинушкамягка,
Умоего Сашеньки
Мягчеего.
Укота, кота
Подушечкабела,
Умоего Сашеньки
Соболинаялежит.
Основнымприемом становится сравнение, сопоставляются не только предметы, но иокружающие, родственники, например, говорится, что «у кота мачеха лиха».В колыбельных может содержаться связный рассказ. Повсеместно распространенарусская песня о мужике (хозяине, барине, Федоре и т. д.), у которого полна хатаребят. Варьируются начало и конец, но основная часть текста сохраняется:
Баю-баюшки,баю.
Живетмужик на краю.
Онне беден, не богат,
Полнагорница ребят.
Всепо лавочкам сидят,
Кашкумасляну едят.
Концовкасуществует в двух вариантах, в одном перечисляются ребята:
ПервыйГришка,
ВторойМишка,
ТретийВанюшка сынок,
Сынокмилый паренек.
Вдругом тексте встречаем иную концовку:
Кашкамасляная,
Ложкакрашеная,
Ложкагнется,
Нострясется,
Сердцерадуется.
Вколыбельных песнях XIX века встречаются реалии, упоминания, не связанные скрестьянским бытом, называются такие предметы, которые в крестьянскойобстановке не встречаются. Дитя качают «нянюшки, мамушки, сенные девушки»,они «прилюлюкивают», что ребенок, когда вырастет, будет
Нянюшками мамушкам
Обновочкидарить,
Сеннымдевушкам –
Поплатьицу,
Старымстарушкам –
Подзатыльнички.
(Подзатыльничек- женское головное украшение).
Параллельноупоминаются терем, золотое монисто у маменьки, соболи и куницы у папеньки,камка, парча, алый бархат; колыбель ребенка декоративно украшена: «крюкизолотые, ремни бархатные, колечки витые». Очевидно, что подобные песнизародились в одной социальной среде и затем перешли в другую.
Втекстах, записанных в крестьянской среде, редко встречаются мечты о школе иобучении; попадаются редко, практически отсутствуют пожелания типа:
Станешьв школу ходить,
Станешькнижки учить,
Выучиссяв книжке,
Станетбатюшка женить…
Онипоявляются лишь с середины XIX века. Можно предположить, что подобная песенкасложилась среди крепостных, тем более что запись ее относится к 1857 году. Вфольклоре разных народов встречаются колыбельные песни, в которых говорится оработе членов семьи:
Баю,баиньки-баю,
Отецпошел за рыбою,
Аматушка дрова рубить,
Абабушка уху варить.
В колыбельных частовстречается описание покупок на ярмарке или в городе, одного из значительныхсобытий в крестьянской семье:
Байки,побайки,
Куплюматери китайки,
Отцукумачу,
Братцубархатцу,
Сестреленточку,
Дедке- сапоги,
Бабке– коты.
Ейк обедне ходить.
(Коты– вид женской валяной обуви).
Ребеноквсегда получает какой-нибудь подарочек или обновку:
Купимсынку валенки,
Наденемна ноженьки,
Пустимпо дороженьке.
Достанутсяребенку и гостинцы:
Подподушкой калачи,
Вруках прянички,
Вщечках яблочки.
Сюжетколыбельной песниразвивается динамично, в каждом стихе развертывается новая картинка, посколькуребенок не может долго задерживать свое внимание на одном предмете.
Дляколыбельных песен характерна персонификация предметов и явлений окружающегомира, наделение животных чертами и качествами людей. Главным персонажемславянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектомнаблюдения для ребенка — живет в избе, привлекает внимание своими движениями,игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими емувнешними признаками, повадками и привычками:
Котик,коток,
Серыйхвосток,
Шейкатвоя белогорлистая.
Вместес тем кот занят своими обычными делами:
Сирыйкит
Наколодку скик,
Зпиймавмышку,
Пустиву колыбку,
Мышкабуде грати,
Ванябуде спати.
Воспринимаякота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякиенаграды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редькихвост и великий пост», «сошьем тебе чоботы по самые животы», «хвостик вызолочу,лапки высеребрю» и т.д.
Котауговаривают не ходить к чужим детям:
Некачай ты, коток,
Чужихдеточек
Малолеточек.
Подик нам ночевать
ДаВанюшу качать.
Котосердился,
Напечку спать ложился,
Онучив голову клал
ИВанюшу не качал.
Приобретаячеловеческие качества, кот совершает обычные повседневные действия, выполняеттрадиционную домашнюю работу:
Кошкалыки дерет,
Котулапти плетет.
Или:
Выметисени,
Вымыйложки,
Погуляйтрошки.
Иногдакот ведет себя как воришка, слизывает сметану, творог. Описания проказ кота,напоминающие типичные детские шалости, часто заканчиваются нравоучениями:
Нелизь на колодку,
Боразобьешь головку.
Котне послушался,
Пошелпо водицу,
Тайупал в крыницю.
Вомногих песнях говорится о вороватом коте:
Повадилсякоток
Посметану, по творог.
Какувидели кота
Двалакея из окна,
Онихлопнули окном,
Побежализа котом.
Удариличоботом.
Иногдакот оказывается не виноват в случившемся, бывает и так, что
Поварпеночки слизал,
Наменя, кота, сказал.
Другиеживотные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик, а вколыбельных северных губерний можно найти соболей, куниц, лисиц.
Персонажамиколыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельныхпоявляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песняхрассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем быего накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующегоголубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов,повторение буквы «л» в словах передают их воркование:
Люли,люли, люлиньки,
Селигули налюлиньку,
Сталигули ворковать,
ЧемВанюшу нам питать?
Чайком,молочком, сахарком,
Залетелив уголок,
Зажигалиогонек,
Сталикашку варить,
СталиВаню кормить.
Режев колыбельных упоминаются другие птицы — куры, вороны, грачи:
Айкачи, качи, качи,
Прилетелик нам грачи.
Онисели на ворота
Ворота-то- скрып, скрып,
АКоленька спит-спит.
Вколыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. Врусском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», идругие страшные для ребенка существа:
Придетсеренький волчок,
СхватитКатю за бочок,
Утащитее в лесок,
Закопаетво песок.
СтанутКатеньку искать
Поболотам, по мохам…
Матьуговаривает ребенка спать: «Спи, сынок, спи, пёстышек. Спи, а то бука придет».Ребенок плачет. Тогда мать говорит: «Писаный ты мой, спи. И кошка спит, и Жучкаспит, и мама спит, и сыночку спать хочется-хочется». Ребенок продолжаетплакать: «Сыночек, бука идет. Вон, вон, слушай!»
Матьпоет грубым голосом:
Яна липовой ноге,
Наберезовой клюке.
«Слышь,бука идет — спи, спи!»
Опятьгрубым голосом:
Яна липовой ноге,
Наберезовой клюке.
Иземля-то спит,
Ивода-то спит!
Ребенокчто-то испуганно спрашивает. Мать: «Спи, спи. А то вон она, букарка-то, идет.Закрой глазки, спи!» Ребенок пытается разговаривать. Мать опять поет грубымголосом:
Всепо селам спят,
Подеревням спят,
Однабаба не спит
Данаш Ванюшка,
Ита бабочка не спит,
Моюшерсть прядет,
Моемясо варит.
«Спи,вон, вон бука-то за тобой идет. Не дадим тебе, бука, Вани». Ваня спит. «Иди,бука, прочь. Ванюшка спит»!
Обычнок ребенку обращаются с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатсяпросьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, неподнимать головы:
Абаю-баю, баю,
Неложися на краю.
Придетсеренький волчок,
Тебясхватит за бочок
Иутащит во лесок
Подракитовый кусток.
Тамптички поют,
Тебеспать не дают.
Кживотным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугатьребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы:«Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай».
Древниеколыбельные песни не имели рифмы, ее заменяли повторы однотипных слов илипобудительных междометий («Баю-бай, засыпай / Скоро глазки закрывай»). Позжепоявились припевы, основанные на междометиях («Баю-бай», «Люли-люленьки»,«А-а-а»), придавшие тексту монотонность и размеренность. «Они могут становитьсязачином, концовкой, связующим элементом песен, исполняемых последовательно, а такжевыступать в роли самостоятельных попевок.
Спомощью припевов создавался своеобразный ритмический рисунок, усиливаемыйпереносами, анафорами и эпифорами.
Закономерноечередование ударных и безударных слогов отсутствовало. Каждый стих имел по дваопорных ударения, вокруг которых свободно группировались безударные слоги.Рифма и размер прежде всего появились в запевах, припевах, концовках песен.Чаще всего в колыбельных песнях используется четырехстопный хорей с мужской илиженской рифмой.
Вколыбельных песнях XIX века, как правило, употребляется хорей с пиррихием илихорей и ямб. Дактилическая рифма встречается значительно реже. Данная рифмовкасближает песни с разговорной речью, делает их доступными для детей.
Кособенностям колыбельных песен можно отнести преимущественное употребление существительныхи глаголов. В колыбельных песнях встречаются различные повторы: аллитерации,ассонансы, синонимы, тавтологические слова и выражения, повторы слов в одномстихе, повторы начальных слов смежных стихов, цепевидных повторений словсмежных стихов, повторений целых стихов, местоимений с предлогами и безпредлогов, служебных слов, звукоподражаний. Одни участвуют в создании системыобращений, другие придают повествованию динамику и в то же время обеспечиваютоднотонный ритм.
Возможностиразвития колыбельных песен исследователи видят в использовании как колыбельныхсемейно-бытовых, социально-бытовых песен, баллад, усилении влияния литературы.
«Болееполовины современного репертуара колыбельных заимствовано из разных жанров — прибауток, потешек, песен, частушек, игровых приговорок, считалок. Можноговорить об использовании жанровой структуры народных колыбельныхпрофессиональными поэтами и композиторами», — считает М.Н. Мельников.
2.2Поэзия пестования
Еслив колыбельной песне большинство мотивов непонятны ребенку, то поэзия пестованиячетко связана с интересами, запросами и потребностями ребенка. Поэтому еесчитают собственно детским фольклором. Каждая из трех групп текстовпредназначена для детей определенного возраста. Самым маленьким адресованы пестушки,детям чуть постарше — потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могутне только понять обращение, но и ответить на него.
2.2.1Пестушки
Пестушкаминазывают короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения илифизические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение, поглаживание,подбрасывание, щекотание). Они помогали установить эмоциональный контакт совзрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитиеребенка, обучали языку и мелодике, давали первые представления о реалияхокружающей действительности».
Пестушкипомогают поддерживать в ребенке в период бодрствования хорошее настроение,удерживают его от слез и капризов. Одновременно проводится массаж или несложныефизические упражнения. Практическая медицина и народная педагогика выработалицелый комплекс упражнений, сопровождаемых исполнением пестушек с первых недельжизни ребенка.
Названиепестушка (пестюшка) происходит от глагола пестовать — нянчить, носить на руках,воспитывать, растить, ухаживать за кем-либо.
Движениеиграет особую роль в развитии ребенка раннего возраста. Еще в XIX веке один изпервых собирателей детского фольклора, доктор Е.А. Покровский замечал: «Этидвижения имеют некоторый воспитательный смысл как в физическом, так и в духовномотношении для приучения детей к необходимому движению, ловкости, сметливости».
Каждыйэтап развития ребенка сопровождался соответствующей пестушкой. Когдапроснувшийся ребенок потягивается и расправляет свое тельце, его поглаживают иговорят:
Потягунюшки,порастунюшки,
Поперектолстунюшки,
Ав ножки ходунюшки,
Ав ручки фатунющки,
Ав роток говорок,
Ав головку разумок.
Тексткак бы подсказывает нужные движения, помогает точнее дозировать времяупражнения.
Сводяи разводя ручки ребенка, произносят другую пестушку:
Тянихолсты,
Потягивай,
Вкоробочку
Покладывай.
Переваливаяголовку ребенка с ладони на ладонь, приговаривают:
Валяй,валяй коровай,
Пришелк бабе пономарь.
Дай,баба, теста,
Нетв печи места.
Когдаребенок пытается встать на ножки, ему помогают:
Дыбки,дыбок,
СкороСашеньке — годок!
Чтобыприучить ребенка стоять без опоры, припевают, взяв его за обе ручки:
Ай,деточка, попляши,
Твоиножки хороши,
Носсучком,
Головакрючком,
Спинкаящичком.
Когдаребенок делает первые шаги, то поется следующая потешка:
Ножки,ножки,
Кудавы бежите?»
Влесок на мошок
Избушкумшить,
Чтобне холодно жить.
Ребенокначинает бегать, делают вид, что догоняют его и приговаривают:
Яточу, молочу
Начужом гумне.
Комне курочка пришла,
Куропаточкапришла.
Ядевушку нагоню,
Якрасную нагоню,
Засебя ее возьму.
Большоеколичество текстов связаны с подбрасыванием ребенка на руках и качанием наколенях. Упражнения помогают воспитывать координацию движений и приучаютребенка владеть своим телом. Сопровождающие их пестушки отличаютсядинамичностью стиха и ритма в соответствии с движениями ребенка.
Пестушкиобычно начинаются со звукоподражания: «Скок, поскок», «Чики, чики, чикалочки»,«Тюшки, тютюшки». Последнее из этих звукоподражаний дало диалектное названиеэтому виду песенок «тютюшки», отсюда же происходит глагол «тютюкать», т.е.подбрасывать ребенка.
Тюшки,тютюшки,
Овсяныелепешки,
Пшеничныйпирожок,
Наопарушке мешон,
Высокохоньковзошел.
Произносяпоследние слова, ребенка высоко поднимают.
ВТобольской губернии, сажая ребенка на колени и подбрасывая его, напевают«Петровну»:
БабушкаПетровна,
Поехалапо бревна,
Вскачьпогонила,
Бревноуронила,
Ногуизломала,
Какстарику показать.
Шубнойрукав привязать.
Плачущего ребёнка обычноуспокаивали, показывая ему «козу», т. е. бодали, наставив на него вытянутыеуказательный палец и мизинец, при этом приговаривали:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая;
Ножками — топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Забодаю, забодаю.
К пестушкам иногдаотносят шуточные заговоры, которые произносят во время купания ребёнка («С гусявода, с Пети худоба»), вытирая его («На кота потягушки, / На дитя порастушки»),если ребёнок падает и ушибается:
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.
Поформе пестушки представляют собой простое распространенное или сложносочиненноепредложение. Диалогическая форма встречается редко. Употребляется обычно парнаярифма («подушки-подружки», «мыше-выше») или внутренняя («В лесок по мошок»).Созданию звуковой организации пестушек способствуют повторы («Лунь плывет, луньплывет»). Подобную же функцию выполняют звукоподражания:
Вышлакошка:
Тра-та-та,
Вышлакошка за кота!
Текстпестушки состоит из слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, используютсяразличные части речи.
2.2.2 Потешки
По мере усиления игровогоначала пестушки переходят в потешки, элементарные игры: «Ладушки»,«»Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них создаётся элементарная игроваяситуация, предусмартивающая осознанную ответную реакцию ребёнка.
Потешки обычно начинаютрассказывать на втором году жизни, когда ребёнок овладевает словарным запасом,произносит первые слова. Во время игры используют пальцы, руки или какие-либодругие части тела ребёнка и взрослого. Они обозначают самые разнообразныепредметы и действия. Самой популярной игрой, сопровождающейся соответствующимсловесным приговором, считаются «Ладушки». Обычно взрослый усаживает ребёнка наколени и, взяв его руки в свои, то сводит, то разводит их, изображая полётптиц. Действие завершается следующим образом:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Бабушкадобренька,
Кашкавкусненька,
Попили,поели
Шу-у-у!полетели,
Наголовку сели!
Длядетей в возрасте четырех-шести лет придумывали другие забавы, вводили в потешкиэлемент неожиданности, подвоха, которые ребенок должен был разгадать: Сложивкрест-накрест указательные пальцы обеих рук, взрослый предлагал ребенкузасунуть пальчик в образовавшийся «колодчик»: «Сунь пальчик в колодчик» или«Сунь пальчик, там зайчик!» В последнем случае взрослый сжимал руки в «замок» иподжимал большие пальцы, как бы обозначая заячьи уши. Смысл игры заключался втом, чтобы опередить взрослого и вовремя выдернуть палец.
Потешкипредставляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которогопроисходит вовлечение ребенка в игру.
Потешка«Сорока-ворона» разбивается на отдельные части. Взрослый вертит пальцем поладони ребенка, изображая помешивание каши. Когда каша «сваривается», следуетее раздача детям, которых изображают пальчики ребенка. Касаясь каждого пальца,взрослый говорит: «Этому дала». В некоторых вариантах называется посуда, вкоторой дается каша: «Этому на ложке, этому в чашке, этому в поварешке» и т.д.Все детки-пальцы получают кашку, исключая меньшого — мизинчика. Иногда отказнакормить мотивируется: «за водицей не ходил, дров не рубил, каши не варил».
Следующийэтап игры — обделенный мизинчик идет искать работу. Теперь действие переходитна всю руку, мизинчик «толчет, мелет, по воду ходит» и т.д. Рука как быизображает дорогу, по которой идет мизинчик. Ребенка щекочут на сгибе кисти, улоктя и под мышкой, говорится, что мизинчик находит здесь «пень, колоду,криницу и теплую водицу». Игра заканчивается щекотанием ребенка под мышкой,вызывающим смех.
Сорока-ворона
Кашкуварила,
Напорог скакала,
Гостейсозывала.
Гостине бывали,
Кашкине едали.
Всесвоим деткам
Отдала.
Этомудала (перебираются все пальцы),
Этомуне дала (трогают мизинец).
Зачемдров не пилил,
Водуне носил.
Пошелсам искать,
Здесьводица холодненькая,
Здесьтепленькая,
Здесьгоряченькая,
Здеськипяток, кипяток.
Вдругих потешках объектом игры являются не пальцы, а нос или спинка ребенка.Берут нос ребенка и говорят:
— Чей нос?
— Савин.
— Где был?
— Славил.
— Что выславил?
— Копеечку.
— Что купил?
— Калачик.
— С кем съел?
— Один (Вариант: Съел с тобой.)
Припервом варианте ответа теребят ребенка за нос, как бы в наказание за то, что онпоступил не по-товарищески и не поделился с другими.
Каждаяигра содержит наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» птица щедрокормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе совсеми: «Этот мал, не дорос, / Он воды не принес. / Шшу, шшу, полетели!» Такребенок постепенно приготавливается к самостоятельной жизни в детскомколлективе, познает окружающий его мир и приспосабливается к нему.
Общениес ребенком происходит в виде диалога, подразумевающего непосредственныйконтакт. Ребенок должен был повторять за взрослым отдельные команды. Во времяигры ребенок также обучался элементам счета и подходил к пониманию некоторыхабстрактных понятий (аллегории: пальцы — сорочата).
Основнойчастью речи, способствующей созданию динамики действия, становится глагол, он«выносится в окончание стиха, ставится под логическое ударение, выделяетсяинтонационно, скрепляется рифмой» (Мельник., с. 44).
Насыщенностьпотешек экспрессивно-эмоциональными словами, рефренами, то и дело возвращающимиребенка к определенной мысли, обуславливает наличие большего количествавариантов (Сл., с. 267-268). В собраниях чаще других представлены вариантысюжетных схем «Ладушки», «Сорока-воровка».
Средидругих особенностей потешек можно отметить наличие звукоподражаний, междометий,повторов, Постоянный словообразовательный процесс на основе речи ребенка — словотворчество, изобразительность. Потешки, как и пестушки, отличаетритмичность.
Потешкивходят как составляющая самостоятельной игры. Похлопывая ребенка по спинкемежду лопаток, приговаривают:
«Чтов горбу?»
— Денежка.
«Ктонаклал?»
— Дедушка.
«Чемон клал?»
— Ковшичком.
«Каким?»
— Позолоченным.
2.2.3Прибаутки
Третьюгруппу поэзии пестования составляют прибаутки — небольшие рассказы или сказки,не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом,мелодией.
Прибауткаминазывают «маленькие, элементарно построенные сказочки, доступные детям в раннемвозрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом:например, «скачет галка по ельничку-березничку, плачет: наехали разбойники,сняли черные сапоги — не в чем теперь скакать по городу, не в чем плясать».
«Песенкии прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходноеположение между фольклором пестования и детским»,- замечает А.Н. Мартынова.
Исследователисвязывают форму бытования с функцией прибауток: песенки и прибаутки исполняютсявзрослыми для детей и самими детьми. «Матери и няни забавляли детей, напевая иприговаривая им перед сном или в часы бодрствования складные, рифмованныезабавушки». Дети также складывали подобные тексты, развлекая и себя самих, иокружающих.
Вероятно,песенки и прибаутки вошли в детский фольклор из фольклора взрослых: шуточных,игровых, хороводных, плясовых, сатирических песен, песенок из сказок, загадок,частушек. Сравним игровой приговор и прибаутку:
Коза,коза, бя,
Гдеты была?
— Коней стерегла.
— И где кони?
— Они в лес ушли…
Изколыбельных песен заимствована образная система, встречаются близкие и знакомыедетям животные: кошка, курочка, мышка, барашек и другие. Повсеместнораспространена песенка:
Тили-бом,тили-бом,
Загорелсякошкин дом.
Бежиткурочка с ведром –
Заливатькошкин дом.
Чащедругих встречаются прибаутки про козу и сороку:
— Ты коза, коза, коза,
Лубяныеглаза,
Где,коза, была?
— Жеребят пасла.
— Где жеребята?
— В гору ушли…
Самойпопулярной О.И. Капица считает сказочку о курочке-рябе и приводит следующийвариант, записанный ею в Новгородской губернии:
Быласебе курочка рябенька,
Снеслаяичко беленько,
Дедушкабил, бил — не разбил,
Бабушкабила, била — не разбила,
Толькомышка-норушка
Ударилахвостиком и разбила.
Дедплачет, баба плачет,
Курочкакудкудахчет,
Амышка-норушка
Шмыгв норку и — ушла, ушла, ушла.
Животныечасто совершают несвойственные им действия, они поют, плачут, играют намузыкальных инструментах, занимаются хозяйственными делами. Нередко встречаютсяи фантастические образы.
Приписываниеживотным необычных свойств приводит к появлению нетрадиционных ситуаций:
Танцеваларыба с раком,
Апетрушка — с пастернаком,
Ацибуля — с чесноком,
Краснадевка — с казаком,
Аморковка не хотела,
Потомучто не умела.
Содержаниепроизведений определено М.Н. Мельниковым следующим образом: прибаутка «призванамаленький, замкнутый мирок ребенка превратить в «разомкнутый» и бесконечноразнообразный мир, подвести ребенка к пониманию социальных проблем, классовыхотношений и некоторых философских категорий».
Классификацияразновидностей предложена М.Н. Мельниковым. Он относит к прибауткам короткиепесенки (без элемента комического):
Нашадоченька в дому,
Чтооладушек в меду,
Чтооладушек в меду,
Сладкояблоков саду.
Прибауткивторой группы названы исследователем прибаутками-шутками, таковыми он считаетпесенки, в которых говорится о нечистой силе, животных и насекомых, занятыхповседневной работой:
Кикиморкана печке
Ширинкушьет,
Петухв сарафане
Овестолчет.
Курочкав сапожках
Избушкуметет,
Блохана пороге
Отриноги.
Исследовательтакже отмечает диалогические прибаутки, прибаутки-притчи, прибаутки-приговорки.Он видит сходство между ними в построении сюжета по вопросно-ответной схеме,тяготении к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, иногдарифма, ассонансы).
Содержаниеприбауток обусловило и их особенности: «динамично развивающийся сюжет,употребление формул («Как у бабушки козел», «Жили-были», «В некоторомцарстве»), ограниченный круг действующих лиц, простота фабулы, примитивностьпостроения, незамысловатость словаря, четкость синтаксиса».
Можнотакже отметить использование риторических вопросов и обращений, обуславливающихособую манеру исполнения, повторы, приемы звукописи, смежную рифмовку. Часто«сказочки» создаются в стихотворной форме:
Хорош,хорош дворец,
Соломенныйкрылец.
Живетстарик да бабушка,
Паренекда девушка,
Коровушкас теленочком,
Лошадьс жеребеночком
Дасемь овечушек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фольклор ввоспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет вопределённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм,уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоениеморально-нравственных норм поведения в обществе.
Приобщениеребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основныепонятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения впоколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Колыбельныепесни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрамизаключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольноговозраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержатширокий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которыеблизки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например,»заинька”.
Грамматическоеразнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строяречи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать этипесни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образкота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К томуже положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом,делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная,как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большиевозможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особаяинтонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленныйтемп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания,осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельнаяпесня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательныхвозможностей.
Потешкиявляются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развиваячувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтическойречи и формируем интонационную выразительность его речи.
Созданныйнародом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой.Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народныхигр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению роднойречью. Например, игра – забава «Ладушки — хлопушки», где взрослыйзадает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационнымидвижениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкаямоторика, что готовит руку ребенка к письму.
Фольклор материнства и детстваявляется уникальным средством для передачи народной мудрости детям на начальномэтапе их развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. АникинВ. П. Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969 год.
2. КапицаФ. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С.Капица, Т. М. Калядич. – Флинта: Наука, 2002 год.
3. КравцовН. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972 год.
4. ЛойтерС. М., Неелов Н. М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. –Петрозаводск, 1995 год.
5. Русскоеустное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие /Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. –М.: Высш. шк., 2003 год.