Роль маркетинговых
исследований в экономической безопасности предприятия
Евдокимов Ф. И., Бородина О.
А., ДонНТУ
Рыночная экономика меняет подходы планирования и
управления производст-венно – хозяйственной деятельности предприятия. На первую
роль здесь выдвигаются факторы конъюнктуры рынка: спрос, предложение, цена,
контрактные договоры, со-блюдение партнёрских отношений, экономическая
устойчивость предприятия, прогно-зирование будущего как собственного, так и
своих потребителей. В ведущих странах стало доминировать управление
предприятием по результатам. В разработку стратегических планов включают
определение общих ценностей, видение будущего и концепции развития.
Естественно, что переход на такое управление предъявляет соответствующие
требования к информации, её достаточности, к проведению различных, в том числе
и маркетинговых исследований. Предвидение изменения экономической ситуации как
для страны, так и для отдельного предприятия
залог успешного существования. Именно поэтому сегодня разрабатываются
теоретические основы экономической безопасности государства, региона,
предприятия.
В 1998г. в Украине принят нормативный документ в
области экономической безопасности “Концепция (основы государственной политики)
национальной безопас-ности Украины”[1, стр. 149 – 157]. В концепции определено
семь сфер, обеспечиваю-щих безопасность страны: политическая, экономическая,
социальная, военная, эколо-гическая, научно-техническая и информационная.
Экономической безопасности при-надлежит приоритетная роль в национальной
безопасности государства. Сущность эко-номической безопасности реализуется
комплексом критериев и показателей. Критери-ем выступает состояние и развитие
экономики. Среди показателей (индикаторов) наи-более важными являются: уровень
и качество жизни населения; дефицит бюджета; эко-номический рост; темпы
инфляции; норма безработицы; государственный долг.
Однако для оценки экономической безопасности страны,
региона предприятия важны не столько абсолютные величины индикаторов, сколько
их пороговые (критиче-ские) значения, т. е. предельные величины, несоблюдение
которых обуславливает дес-табилизацию экономической системы. Проблема
установления как абсолютных, так и пороговых значений не возможна без научных
исследований, разработки методологи-ческих подходов её решения.
К таким подходам в первую очередь следуем отнести
структурный и функцио-нальный анализ; методы математической статистики;
прогнозирование; оптимизацию параметров производственных процессов; управление
по ситуациям и другие. Каждый из научных подходов имеет свою область применения
управленческих решений на раз-ных уровнях управления экономикой.
Однако, сущность проблемы оценки экономической
безопасности, как на уровне страны, региона, так и на уровне предприятия
состоит в том, что не все индикаторы безопасности детерминированы и имеют
количественные измерители, получить досто-верную информацию о них весьма
проблематично по разным причинам как субъектив-ным, так и объективным.
К примеру, Г. Пастернак-Таранушенко [2, стр. 10 – 14]
предлагает систему оцен-ки экономической безопасности Украины, состоящую из
трёх показателей:
1-коэффициента финансовых возможностей государства;
2-синтезированного показателя-индикатора или
коэффициента обеспеченности населения доходами;
3-коэффициента обеспечения потребностей государства
собственными матери-альными ресурсами.
Получить достоверную информацию для расчёта этих
коэффициентов, а тем бо-лее на далёкую перспективу (3-5 лет) без специальных
сложных исследований не пред-ставляется возможным. Проблематичными являются и
предложения известных эконо-мистов А. Илларионова, В. Сенчагова, М. Ермошенко и
других.
Не менее сложной является и методология оценки
показателей экономической безопасности предприятия. Здесь проблемой является
как обоснование сфер факторов риска экономической безопасности, так и
установление пороговых значений их пара-метров. В нормативных документах и
методических рекомендациях для оценки эконо-мического состояния предприятия
сосредоточено внимание, главным образом, на рег-ламентации параметров
экономической платежеспособности предприятия. Определены критические значения
коэффициентов: маневренности (0,2), ликвидности (0,6), обора-чиваемости
оборотных активов (2,0), эффективности использования финансовых ре-сурсов
(0,6), рентабельности (0,2), независимости (0,6) и других. Анализ номенклатуры
этих показателей свидетельствует о том, что многие из них являются необходимым,
но не достаточным условием оценки экономической безопасности.
Среди сфер производственно-хозяйственной деятельности
предприятия, обеспечи-вающих экономическую безопасность следует выделить:
• технико-технологическую – уровень освоения
производственной мощности, инно-вационную политику предприятия, своевременное
обновление основных производ-ственных фондов, технический уровень производства;
• ресурсную – обеспеченность производства основными
ресурсами: финансовыми, материальными, трудовыми;
• финансовую – уровень рентабельности, доступ к
кредитам, оптимальная структура капитала, доля рынка;
• интеллектуальную и кадровую – корпоративная
культура, интеллектуальность, по-тенциал персонала;
• информационную – создание информационной системы
поддержки решений;
• социальную – наличие социальных программ
предприятия, уровень оплаты труда, статус предприятия.
Каждая из сфер характеризуется системой качественных и
количественных индика-торов (параметров), значимость которых для оценки
экономической безопасности не равнозначна. Задачи маркетинговых исследований
состоят в том, чтобы из множества индикаторов выбрать ключевые. Анализ
многочисленных статистических исследова-ний свидетельствует о том, что с
достаточной для практики точностью решаемых задач количество ключевых
параметров может быть ограничено 5-6. обоснование этого коли-чества может быть
выполнено методами главных компонент, регрессионного и струк-турного анализов,
имитационного моделирования. Исходной информацией для расчёта текущих и перспективных значений могут служить
инновационные проекты, материа-лы бизнес-планов, плановые и фактические данные
о производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Так, например, методом главных компонент могут быть
сформированы факторы одной сферы влияния – технической, экономической,
социальной. Ключевые факторы могут быть выявлены методом АВС, основанном на
структурном анализе. Смысл мето-да состоит в том, чтобы в группе факторов,
формирующих интегральный показатель влияния в данной сфере. Выявить количество
факторов, определяющих 75 % величины этого показателя
Расчёт значений прогнозных показателей может быть
выполнен методом статисти-ческого имитационного моделирования. Он основан на
применении вероятностных мо-делей, позволяющих создать множество сценариев
согласующихся с заданными усло-виями, законами распределения прогнозируемых
параметров. Последовательность дей-ствий при реализации этого метода состоит в
следующем:
1.Создание математической модели прогнозируемого параметра
соответствую-щей сферы экономической безопасности предприятия.
2. Выявление ключевых параметров одним из указанных
методов.
3. Установление закона распределения вероятностей
ключевых факторов внутри законных границ, их пороговых и максимальных значений.
Для решения маркетинго-вых задач в качестве типового может быть использовано
бета-распределение.
4. Генерирование множества случайных сценариев,
основанных на заданном законе распределения и других ограничениях.
5.Статистический анализ результатов имитационного
моделирования, проверка уровня надёжности полученных результатов.
Одним из показателей надёжности является сравнительный
анализ расчётного и требуемого количества реализации имитационной модели,
определяемого по формуле:
(1)
где σ- среднеквадратическое отклонение случайной
величины от её математи-ческого ожидания, p- нормируемый параметр, значение
которого зависит от вели-чины доверительной вероятности, E – допустимая ошибка
в расчётах.
Такой подход будет полезен при оценке стратегии
развития предприятия, инно-вационных и инвестиционных проектов, бизнес планов.
Он позволяет оценить будущее предприятия. В зависимости от динамики изменения
рассчитанных величин индикато-ров безопасности предприятия может оцениваться
как:
– оптимальное, когда индикаторы находятся в зоне
оптимальных или регламентированных значений;
– предкритическое, когда индикаторы находятся в
пределах их по-роговых значений;
– кризисное, когда один или несколько индикаторов
находятся в зоне пороговых значений.
Однако такая классификация не является общепризнанной
и требует до-полнительных маркетинговых и экономических исследований.
Маркетинговые исследования здесь играют немаловажную, но не исключительную
роль.
Список литературы
1. “Концепция (основы государственной политики)
национальной безопасности Украины”. Ведомости Верховной Рады, 1997г., №10;
2. Г. Пастернак – Таранушенко Индексы безопасного
финансирования и обеспече-ние экономической безопасности Украины. Персонал,
1999г., №6.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://masters.donntu.edu.ua/