Роль неправительственных организаций в решении проблем наркомании в молодежной среде

–PAGE_BREAK–  Методика «Равный обучает равного», когда обученные представители уязвимых групп обучают других из этих же групп.  Он включает в себя, как один из основных элементов, интерактивные игры, глубинные интервью, которые помогают человеку понять: почему в определённой ситуации он поступает так или иначе и может ли он контролировать свои действия.
  Построение программы профилактики потребления ПАВ «Равный обучает равного» основано на гуманистическом подходе, на идеях А. Маслоу и К. Роджерса. Одна из идей, заложенных в этом подходе, предполагает, что «я» личности формируется в общении с другими людьми. Поведение человека рассматривается как результат перестройки представления о себе.

  Программа Равного Образования (Peer Education Program — сокращенно РЕР) начала свою деятельность в 1988 году в Лос — Анджелесе (США), с целью обучения молодежи вопросам профилактики ВИЧ — инфекции и подготовки из их числа инструкторов-добровольцев. Схема работы была простой: сначала волонтеры узнавали достоверные данные об инфекции и путях ее передачи, о методах профилактики, о стратегиях эффективного общения, проведении групповых занятий со сверстниками и т.д. Затем подготовленные подростки разрабатывали свои собственные профилактические занятия и проводили их с другими подростками в школах, молодежных организациях, делились полученной информацией со своими друзьями или же просто в собственной жизни применяли важные навыки.

            Обучившись по программе, молодые люди становились способными критически оценивать свои действия, выбирать для себя более здоровый образ жизни и говорить «Нет!» в ситуациях, когда имеет место давление со стороны сверстников к употреблениюнаркотиков.

         Применение метода «Равный обучает равного» не ограничивается только молодежной аудиторией и вопросами ВИЧ/СПИДа и наркомании. Он также эффективен и работает среди других социальных групп: медицинские работники, педагоги, социальные работники. Любая категория людей охотнее доверит расширение своих знаний, особенно на щекотливые темы, равному — другу, коллеге, человеку, которого уважает и который исповедует те же принципы и ценностивжизни.

         Многолетний опыт работы Программы показал ее высокую эффективность в области профилактики ВИЧ/СПИДа/ЗППП и наркомании. Из городской социальной программы РЕР расширилась и превратилась в интернациональную сеть организаций, осуществляющих профилактику ВИЧ- инфекции методом «равного обучения».

         В Казахстане существует много некоммерческих, муниципальных, государственных организаций, которые поддерживают и развивают идею привлечения молодежи к решению актуальных для нее социальных проблем.

         В организации разработана система привлечения, обучения и сопровождения деятельности добровольцев-волонтеров.Добровольцами могут стать старшеклассники (9 — 11-й класс) и студенты высших учебных заведений. Схема привлечения потенциальных добровольцев проста. У старшеклассников  проводятся профилактические информационные семинары, им предоставляется возможность научиться самим проводить подобные семинары. У студентов изначально существует профессиональный интерес к подобного рода мероприятиям, поэтому их можно привлечь возможностью попробовать себя в групповой работе.

Нужно >

Привлечение молодежи к профилактической работе объединяет людей, которые знают подростковую субкультуру изнутри, что позволяет гораздо легче установить доверительный контакт с целевой группой. Программы по профилактике потребления ПАВ оказывают огромное влияние на тех, кто включается в работу в качестве лидеров, — они получают навыки группового лидерства, опыт помощи другому человеку, опыт общения, управления группой, опыт ответственности за происходящее.  

Именно это дает подростку возможность удовлетворить свое стремление быть взрослым, получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым, расширить кругозор и сформировать гражданскую позицию по отношению к общественным проблемам. В итоге мы получаем активного члена общества, способного отстаивать свои интересы и помогать другим.

Представляется необходимым отметить тот факт, что эволюция профилактических программ, применяемых на Западе, идет от простого распространения медицинских знаний к целенаправленному формированию у подрастающего поколения сложных социальных и личностных навыков, а также к активной регуляции социальной среды с целью позитивного изменения социального окружения подростков. Однако требуется значительная адаптация этих социальных технологий применительно к казахстанскому социуму. Современные же социальные технологии не всегда научно обоснованы, трудоемкие в применении, требуют значительных материальных, человеческих и временных ресурсов. Кроме того, социальные технологии, предназначенные для профилактики непосредственно подросткового наркотизма, практически отсутствуют. Поэтому создающуюся в Казахстане систему профилактики наркотизма необходимо расширять идополнять, разрабатывая новые методики, программы, технологии, включающие всебя как превентивные меры, так и социальную диагностику.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ

2.1. Деятельность специалиста по социальной работе с указанной целевой группой

        

  Социальный аспект наркомании заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между человеком, употребляющим ПАВ, и разными уровнями его социального окружения.

Специалисты по социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ, как в организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц, нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им консультативную помощь и иную поддержку. На условном медицинском этапе, когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников, специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским персоналом. Они принимают участие в специальных тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют семейные группы и участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут пути решения накопившихся социальных проблем. На условном послемедицинском этапе специалист по социальной работе участвуют в дифференцированных программах реабилитации и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и инвалидизации.

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья» [38, с.301].

  Комплексная социальная помощь, включающая медико-психологические, социально-психологические и педагогические аспекты лицам, страдающим зависимостью, и членам их семей — основная цель медико-социальной работы с наркозависимыми.

Социальная работа в наркологии — это не просто появление дополнительных функций у наркологической службы, это кардинальная перестройка всего лечебно-профилактического процесса и профилактической работы. В систему отношений с пациентом в качестве полноправного его партнера, наряду с медицинским персоналом, включается специалист по социальной работе, координирующий деятельность нескольких социальных работников или консультантов.

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня адаптации и функционирования лиц с физической, психической и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Объектом медико-социальной работы в наркологии являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, вызванные злоупотреблением и зависимостью от ПАВ, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной профессиональной деятельности.

Особенность социальной работы с наркозависимыми состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей — здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна [38, с.308].

Еще одна первоочередная проблема – развитие медико-социальной работы в наркологии с учетом особенностей организации системы здравоохранения и социальной защиты, а также с учетом специфики социально-экономической ситуации в Казахстане. В настоящее время делаются только первые шаги в этом направлении.

   Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки и выбора специальных форм работы, которые позволяют объединить действия представителей разных специальностей в лице нового специалиста по социальной работе, получившего соответствующую медицинскую (в нашем случае наркологическую) специализацию.

Медицинские работники на практике вынуждены выполнять ряд функций социальных работников — отечественные дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в последние годы и их количество незначительно. В свою очередь, социальные работники в своей деятельности очень часто работают с клиентами, которые страдают и физической патологией, т.е. выступают и в роли врачевателей.

Чтобы обозначить место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов родственных профессий — врачей, психологов, педагогов, и других специалистов.

Модель организации социальной работы, в том числе в сфере наркологической помощи, наиболее прогрессивна и эффективна; ее нужно учитывать и осваивать в процессе подготовки кадров социальных работников в Казахстане. Таким образом, направления деятельности специалиста по социальной работе в любой сфере социальной помощи вытекают из его основных функций диагностической, прогностической, правозащитная, организационная, предупредительно-профилактическая, социально-медицинская.

Все больше число программ по реабилитации лиц, зависимых от ПАВ, разрабатываются и реализуются на практике при непосредственном участии специалистов по социальной работе, поэтому, деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении приобретает все более значимую роль.

Деятельность специалиста по социальной работе на медико-социальном этапе помощи наркоманам заключается в следующем:

·  решение организационных и терапевтических проблем в тесном взаимодействии с медицинским персоналом; 

·  организация и участие в специальных психологических тренингах, способствующих ранней реадаптации и реабилитации пациентов; 

·  организация семейной психотерапии и участие в ней; 

·  организация и участие в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов.

Функции специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами подростковой наркомании, и объем знаний, необходимых им для эффективной деятельности, определены должностными обязанностями социального работника.

1. Специалист по социальной работе определяет систему социально — психологических и социально — правовых отношений в сфере профилактики и лечения наркомании.

2. В области профилактики: способствует проведению широкой информационно — просветительской работы по представлению наркомании как болезни, имеющей физиологические, психологические и социальные причины, проявления и следствия.

3. В области лечения: устанавливает первичный контакт с подростком, его семьей и школой, сообщает клиентам необходимую информацию о болезни, способах борьбы с ней, формирует установки на лечение; устанавливает связь подростка с лечебными программами Центра и группами самопомощи («Анонимные наркоманы»), осуществляет социально-психологическую помощь членам семьи и близким клиента, устанавливает их связь с лечебными программами для родственников и группами самопомощи.

4. В области реабилитации: координирует реабилитацию подростка в семье, в школе, помогает в решении социальных проблем, сотрудничая с государственными, общественными и частными организациями.

5. Специалист должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические и нормативные руководящие материалы по социальной работе в общей и наркологической практике, современные методы помощи наркологическим больным и их близким, передовой отечественный и зарубежный опыт работы специалистов по социальной работе в сфере помощи наркоманам [9, с.76].

Для социальных работников, не имеющих медицинского образования в области работы с подростками-наркоманаминеобходимы специальные знанияо био-психо-социальной модели химической зависимости, о зависимости и социуме в микро — и макропроявлениях, о моделях и принципах лечения наркотически зависимых подростков. Социальный работник должен использовать в своей работе знания о семье и созависимости, о личностных, этнических, социальных и культурных факторах образования и развития зависимости, о СПИДе и наркомании, а также о профилактике зависимости. Социальный работник должен учитывать этические особенности профессионального консультирования при работе с окружением, обществом, СМИ, анализировать результаты работы, иметь навыки их статистической обработки и   ведения документации.

Помимо требований к профессиональным умениям и навыкам специалистов, практическая деятельность в сфере социальной работы сопряжена с выполнением определенных условий в плане образа жизни и поведения, манеры общения, имиджа [9, с.25].

Специалист, принимающий участие в профилактической работе, должен не только хорошо представлять и понимать психологические особенности этапов развития детей и подростков, реальную специфику и интересы подростковой среды, но и владеть психокоррекционными технологиям, а также уметь терпеливо завоевывать доверие подростков. Рассмотрим несколько видов технологий, применяемых специалистом по социальной работе в профилактике наркомании:

·                   Технологи «выдавливания» наркоманов из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается. Применима для маргинальных и полумаргинальных районов, носящих характер гетто. Движущая сила этой технологии — родители наркоманов, прекративших употреблять наркотики, и родители погибших наркоманов.

·                   Волонтерское движение. Достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низких возможностей воздействия на распространителей и потребителей ПАВ. Применима в районах проживания интеллигенции. Движущая сила — благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем.

·                   Технология «натравливания».Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить  о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. Движущая сила этой технологии — родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.

·                   Группы поддержки, или группы созависимых,— традиционная и эффективная форма работы по третичной и отчасти вторичной профилактике наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Такие группы перестали быть новинкой, однако многим из них не хватает методической и организационной поддержки. Группы поддержки — это массовое движение. Если хотя бы 20%  родственников наркозависимых, состоящих на учете в наркологических диспансерах, примут участие в работе по созависимости, область получит 4-5 тысяч граждан поддерживающих антинаркотическую политику. Кроме того, психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых  друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества.

Один из эффективных способов заполнения информационного вакуума — широкое использование образовательных и просветительных программ по проблемам химической зависимости. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий.

·                   Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов. Основная цель обучения  родителей — научить их выстраивать свои отношения с детьми. Избегая конфликтов. Программа включает освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней, формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей.

·                   Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.

·                   Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, действующих в образовательных учреждениях и центрах. Данный тип образовательных программ строится по принципу «тренинг тренеров». Здесь следует придерживаться специальных аспектов профилактики химической зависимости.

·                   Образовательные программы для учащихся школ, ПТУ, лицеев, техникумов, студентов вузов.Данные программы несут достаточно большой риск нонконформистских поведенческих реакций подростков. В ответ на информирование о химической зависимости происходит ускоренное вовлечение подростков в потребление ПАВ, поэтому программы профилактики наркомании  алкоголизма сред и молодежи и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами.

Многие исследователи пришли  к выводу, что сильнее всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди решают многочисленные задачи развития, гораздо более обширные, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из дома (символический, означающий полную личностную самостоятельность), достичь признания в своей возрастной группе (а еще лучше — не только в своей), завязать дружеские и партнерские отношения в микросоциальной среде, определить перспективу своей будущей профессии и жизни в целом, создать шкалу ценностей как основу собственного поведения.

Поэтому психологическая поддержка ребенка необходима именно в школьный период жизни. Данные зарубежных исследований показывают, что подростка необходимо удержать от употребления ПАВ до 20-21 года. При достижении этого возраста интерес и вероятность обращения к ним значительно снижается.

Строя отношения с подростком, важно учитывать необходимость возможностей индивидуального самовыражения, проявления его личностных качеств и инициатив. В доверительном личностном общении подростку легче разобраться в самом себе, критически осмыслить свое поведение, сохраняя общую положительную оценку себя.

Кроме того, необходимо помнить, что среди подростков бытует огромное количество мифов, разного рода толков и пониманий проблемы зависимости и употребления ПАВ. Это так называемые «уличные мифы», которые трудно поддаются коррекции путем беседы со взрослыми и легко меняются в своей группе. Поэтому, на наш взгляд, более результативными оказываются усилия, направленные на реальную помощь подросткам в решении их психологических задач взросления и создание условий для самореализации.

Учитывая специфику работы в образовательном учреждении, условия, диктующие взаимоотношения с подростками, можно констатировать, что вышесказанное относится к разряду желаемого и не всегда легко выполнимого. Но особенность профилактической деятельности определяет некоторые обязательные условия, от выполнения которых напрямую зависит эффективность всей проводимой работы.

При работе с подростками не следует использовать тактики «запугивания», ложной информации, искажения информации оПАВ, преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками, описания их воздействия, эффекта опьянения, упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков, ПАВ, «исторического» аспекта употребления ПАВ, оправдания потребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Таким образом, в обобщенной форме правила социальной работы с подростками — наркоманами можно представить так: признание, неосуждение, адресность (индивидуализация), эмпатия, партнерство, доверие. Запрещены манипулирование поведением пациентов, заведомый обман, избирательное отношение к клиентам разного характера, интеллекта, возраста, пола, обеспеченности, национальности, вероисповедания, то есть социальный работник должен быть гарантом соблюдения всех прав человека для подростков — наркоманов.

Социальная работа в наркологии находится на начальном этапе своего развития. Еще не закончено формирование программ социальной реабилитации больных, не до конца оформилась роль специалистов по социальной работе в общем процессе лечения и взаимодействия со специалистами смежных специальностей. При очевидной актуальности развития практики медико-социальной работы в наркологии, не менее актуальна разработка ее теоретических и организационно-методических основ.

Задачей первостепенной важности является создание системы уличной социальной работы, включающей мобильные группы специалистов, ориентированных на выявление неформальных подростковых объединений на уровне микрорайона, организующих каналы общения социальных учреждений с молодежной субкультурой, разрабатывающих социальные программы по коррекции и реабилитации.

Такие специалисты призваны выполнять функции посредников между детьми и подростками «группы риска» и оперативными службами территориально управления и самоуправления [23, с.63].    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.2 Современные методики и программы профилактики

наркомании в подростковой среде
Использование различных методов и методик значительно расширяет возможности активного профилактического воздействия и может существенно повлиять на результат антинаркотических мероприятий.

Разработка программ профилактики подросткового наркотизма должна основываться, прежде всего, на данных научных исследований. Рекомендованы к реализации и распространению могут быть только те программы, результаты которых были подвергнуты контролю. Оценку программ должны осуществлять государственные органы в рамках единой антинаркотической государственной политики.

>>

Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, «круглые столы», совещания.

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика — прерогатива медиков и близких больному людей.

Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих наркотизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики подросткового наркотизма [50, с.31].

Основные задачи образовательной программы состоят в проведении просветительской работы с детьми, родителями и преподавателями, определении групп риска, профилактической работе с такими подростками совместно с родителями, правоохранительными органами и представителями социальной сферы. Цель профилактической работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту спроса, и злоупотреблению какими бы то ни было интоксикантами.

В ходе выполнения профилактических программ учащимся должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Информация должна быть направленной, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения подростковой группы. Стратегия антинаркотического просвещения предусматривает участие в нем родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребенка очень важно.

Содержание мероприятий профилактической программы для детей разного возраста должно строиться с учетом накопленных ими знаний о наркотиках и формирования отрицательного отношения к ним:

·дети 10 — 12 лет. Их интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способы употребления; о последствиях злоупотребления ими дети уже слышали, но всерьез не воспринимают. Сами не употребляют наркотики (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов;

·подростки 12-14лет. О наркотиках знают немало, в основном из опыта знакомых; многие сведения недостоверны; пробовали наркотики немногие — в основном из любопытства; многие знакомы с потребителями зелья. Опасность злоупотребления недооценивается. Основной интерес — к возможности употребления «легких» наркотиков; говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие;

·     подростки 14-16лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы:

— употребляющие и сочувствующие — их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров;

— радикальные противники — «сам никогда не буду и другу не дам погибнуть», большинство членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности;

— группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может приобщиться к их употреблению под влиянием друзей.

·подростки 16 – 18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся по отношению к наркотикам значительно уменьшается.

Качественно изменяются знания о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления наркотиков и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий по преодолению детской, подростковой и молодежной наркомании.

Работая в области антинаркотического просвещения, следует избегать тактики запугивания, поскольку она неэффективна. Нецелесообразны разовые антинаркотические мероприятия, поскольку такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам. Каждому специалисту, занимающемуся профилактикой, необходимо занимать стойкую антинаркотическую позицию, позволяющую пресекать любые попытки аудитории оправдывать немедицинское употребление наркотических средств.

Групповые формы работы активно используются как наиболее выполняющие обязательное условие профилактики злоупотребления ПАВ: строить работу таким образом, чтобы недирективно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с подростками и вызвать при этом определенный благотворный, активизирующий личность эффект.

Необходимым условием успешности профилактических методов является применение в групповых занятиях различных подходов в работе: это могут быть развивающие и диагностические программы, групповые дискуссии, ролевые игры и другие психотерапевтические методики.

Рассмотрим несколько современных подходов к профилактике употребления наркотиков.

        Первый подход информационный — является наиболее  распространенным  типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной  информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

            Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном)  обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его  навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на  том,  что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих  трудности в определении выражении  эмоций,  c  низкой  самооценкой  и  слабо развитыми навыками принятия решений.

            Третий подход, основанный на учете роли социальных  факторов  исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя  или  препятствуя  началу   наркотизации.   Поведение  индивида формируется  в  результате  положительных  и  негативных  последствий   его собственного поведения и воздействия примеров  поведения  окружающих  и  его последствий, т.е. среда-источник обратной связи — поощрений и наказаний.

        Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения, — позволяет людям контролировать  и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими  и вносить изменения в окружающую среду.

            Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.

            Сторонники данного  подхода  предполагают,  что  значимая  деятельность альтернативна алкогольной и наркотической зависимости от ПАВ.

        Формы работы по профилактике наркозависимости в подростковом коллективе могут быть самыми разнообразными. Для работы с группой эффективнее использовать групповые методы. Существует достаточное количество способов предоставления необходимой информации: лекция, чтение, аудио — визуальные средства, использование наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия, выступление в роли обучающего, тренинг.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.

 Профилактический тренинг развивает коммуникативные навыки. В процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Но главной функцией такого тренинга все же является информирования и формирование жизненных навыков.

Цель группового профилактического тренинга — помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыков защитного поведения.

Особого внимания достойны такие коллективные групповые задания как дискуссия, «мозговой штурм», «ролевые игры».

Можно выделить следующие критерии оценки эффективности групповых методов работы: повышение уровня информированности аудитории по обсуждаемым вопросам и темам; формирование установок на изменение поведения; оценка занятия как процесса.

По результатам оценки эффективности групповых методов  выяснилось, что молодежь практически единодушно считает наиболее эффективным средством профилактики наркотизации демонстрацию фильмов, рассказывающих о последствиях употребления наркотических веществ.

В качестве эффективных средств профилактики потребления ПАВ учащиеся называли создание различных «телефонов доверия», центров психологической поддержки молодежи (в которых нуждается каждое учебное заведение), открытие дворовых клубов для занятий по интересам, секций, спортивных залов.

Таким образом, просто лекционная подача материала, даже специалистами, или тренинг сами по себе не оказывают должного влияния на личность в плане изменения поведения. Для совершенствования информационных программ требуется введение психологических и психотерапевтических технологий. Нельзя забывать, что умение преподнести информацию является определенного рода искусством и требует от тренера не только достаточных знаний по проблеме, но и личностных, природных данных. При совокупности многих моментов повышается эффективность информационных, когнитивно-поведенческих программ.

Одним из основных средств воздействия на наркозависимых подростков является социальная реабилитация.

Cоциальнаяреабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.

Для более эффективного воздействия на больного, лечение и социальная реабилитация наркоманов должна проводиться в учреждениях закрытого типа, и в течение длительного периода времени (до двух лет). При этом они должны строиться на неукоснительном соблюдении следующих принципов:

·        максимальная индивидуализация;

·        комплексный подходк лечению и реабилитации;

·        принцип добровольности.

О принципе добровольности следует сказать отдельно: по отношению к больным с наркотической зависимостью данный принцип может применяться условно, в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей индивида.

Рассмотрим проблему технологий реабилитационной работы с наркозависимыми по следующей схеме:

·                        уровень воздействия;

·                        основные мишени воздействия;

·                        тип терапии;

·                        основные методы и средства воздействия.

Тип терапии на биологическом уровне- биологически ориентированное воздействие, основными методом и средством которого является медикаментозноелечение, то есть использование препаратов, регулирующих нейромедиацию: нейролептики, антидепрессанты, нейропетиды, антиконвульсанты, блокаторы рецепторных систем, транквилизаторы, а также немедикаментозные методы — рефлексотерапия, электростимуляция.

На психическом уровне воздействия основной мишенью является патологическое влечение к наркотическому веществу. Тип применяемой терапии — «психотерапевтически ориентированное воздействие» [25, с.15].

Основные методы и средства в целом можно подразделить на две главные группы, различающиеся по характеру психотерапевтического воздействия:

·  методы, использующие преимущественно манипулятивные стратегии, которые адресованы главным образом к патологическим процессам; (суггестивные методы (внушение), гипнотерапия, игровые методы (ситуационно-психологический тренинг), групповые дискуссионные методы);

·  методы, использующие развивающие личность стратегии (гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, «терапия решения проблем», методика системной интервенции).

Психотерапевтическая работа с наркоманами — работа трудоёмкая и серьёзная. Самое главное, непременное условие успеха — чем активнее роль самого больного в этом процессе, тем значительнее будет результат. Во многом успех лечения и социальной реабилитации будет зависеть от скоординированности усилий и врача — нарколога, и специалиста по социальной работе, и самого клиента, а также от правильности выбора технологий лечебно — реабилитационной работы в каждом конкретном случае, от умения эти технологии рационально сочетать.

На социальном уровне воздействия основной мишенью является созависимость (под созависимостью понимают деформацию взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения больного наркоманией — супругов, детей, родителей и других), тип терапии — социально — ориентированное воздействие. Основной методы и средства терапиигруппы само — и взаимопомощи, разработанная в их рамках программа «12 шагов», запатентованная методика реабилитации наркоманов. Конечно, не все в этих шагах к нормальной жизни можно сразу понять, поэтому с вновь прибывшими на группу работает тренер — человек, сам прошедший эти шаги и избавившийся от наркозависимости.

Следует отметить, что, несмотря на лечение наркоманов вышеуказанными методами, их эффективность остаётся низкой, а интегрированность больных в эти программы минимальна. Из всего этого следует, что необходимо разрабатывать и внедрять новые инновационные программы социальной реабилитации или «реанимировать» программы, которые с успехом применялись в прошлом, но их использование, к сожалению, прекратилось во времена «расцвета демократии» в нашем государстве.

Как пример можно привести развитую сеть лечебно — трудовых мастерских при лечебно — профилактических учреждениях. Трудовая терапия, как форма социальной реабилитации и реадаптации наркоманов, несомненно, эффективна, но она должна применяться по отношению к ним в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей больного.

Трудотерапия — лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности. Это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека. При этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. Данная методика играет большую роль в системе социально — трудовой реабилитации больных. Методика привезена с Польши, где опыт «Терапевтических коммун» практикуется с 1978 года неправительственной организацией «Монар». Называется — программа польских монаров. Люди, находящиеся в центре занимаются физическим трудом, участвуют в трудовых субботниках, помогают облагораживать и убирать территорию центра, восстанавливать испорченный инвентарь, ухаживают за животными. В отделении составлен распорядок дня, распорядок недели и режим стационара. При поступлении каждый пациент и его опекуны получают информацию о данных правилах. Как показывает практика, польская система трудотерапии эффективна. Из пяти больных, как правило, трое наркозависимых одерживают победу над собой [20, с.144].

Реабилитационные центры для наркоманов во всем мире работают по разным программам. Есть чисто медицинские, есть христианские, некоторые опираются на трудотерапию (например, польский монар), известна также программа «12 шагов» для анонимных наркоманов. Существуют и авторские программы. А в некоторых центрах предпочитают использовать сразу несколько методик. Например, такие как: арт-терапия (психотерапевтическое воздействие посредством художественных образов); музыкотерапия; медитация; телестноориентированная терапия (психотерапевтическое воздействие через осознание процессов, происходящих внутри тела); рационально — поведенческая терапия (психотерапия через осознание причинно-следственных механизмов поведения человека); тренинги общения; сказкотерапия (психотерапевтическое воздействие через специальные психотерапевтические  сказки посредством идентификации со сказочными персонажами); семейная психотерапия.

Необходимо отметить тот факт, что занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с наркоманией. Этаработа строится по следующим направлениям.

1.      Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс ребенка.

2.      Дополнительное образование. Воскресные школы (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж знаний, требуют не только времени, но и внимания подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяетподнять позитивный потенциал детей и их родителей.

3.      Временное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, районах, где проживает много неквалифицированных рабочих. Где концентрируются маргинальные и полумаргинальные личности. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.

Таким образом, выдвинутая  гипотеза о том, что вовлечение подростков в деятельность по профилактике потребления ПАВ  является эффективным методом противодействия наркопотреблению, подтвердилась.    продолжение
–PAGE_BREAK–