Роль объяснительно-иллюстративных методов обучения при изучении материала физики в 11 классе

Министерствообразования
Учреждениеобразования «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»
Кафедрапсихологии развития
Курсоваяработа
«Рольобъяснительно-иллюстративных методов обучения при изучении материала физики в11 классе»
Брест 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Роль объяснительно-иллюстративных методов обучения приизучении материала физики в 11 классе
2. Виды таблиц и методика их использования в учебномпроцессе
3. Описание таблиц по физике
4. Применение таблиц в школьном курсе физики 11 класса
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Демонстрационные таблицы нарядус демонстрационным экспериментом являются неотъемлемой частью изучения такихпредметов как физика, химия, так как именно используяобъяснительно-иллюстративный метод обучения можно быстро и прочно усвоить новыйматериал, фундаментальные законы и закономерности.
Исходя из вышесказанного,мы сформулировали цель и задачи выпускной работы.
Цель: обзор методикииспользования таблиц по физике в 11 классе.
Объект исследования:процесс школьного обучения физике в 11 классе в системе общего образования.
Предмет исследования:таблицы по физике для 11 класса общеобразовательной школы.
Гипотеза: использованиенаглядных таблиц будет способствовать формированию у учащихся болеекачественных знаний по физике, развитию познавательного интереса их к изучениюфизики.
Задачи работы: изучитьметодическую и научно- популярную литературу по вопросам структуры и содержаниятаблиц, а так же принципов, форм и методов их использования таблиц.

1.Рольобъяснительно-иллюстративных методов обучения при изучении материала физики в11 классе
Объяснительно-иллюстративныйметод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют)заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощьюразличных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют впамяти эту информацию. Роль учителя состоит в организации восприятия информацииили же способов деятельности (например, по решению задач). Если же ученик восприняли понял сообщенную ему информацию или способ действия и сумел связать их сосвоими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить обопределенной степени усвоения.
Сообщение информацииучитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение),печатного слова (учебник, хрестоматия, справочник и т.д.), наглядных средств обучения(демонстрации, кино-, видео, диафильмы, схемы и таблицы и т.д.), практическогопоказа способов деятельности (проведение лабораторной работы, решение задачи,составление плана к ответу и пр.).
Объяснительно-иллюстративныйметод — один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность егопроверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот методзавоевал себе прочное место в школах всех стран и на всех ступенях обучения.Очень важно, однако, при этом понимать, что использованиеобъяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятиеи запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь толькоэтим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целямобучения, воспитания и развития школьников. В то же время этот уровеньформирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процессаобучения [7].
Объяснительно-иллюстративныйметод обучения часто используется учителями на уроках физики в начале изучениякакой-либо новой темы или нового фрагмента учебного материала, когда у учащихсяотсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Задача учителязаключается в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, с чего лучшеначать формирование знаний — со словесного изложения, чтения текста учебникаили учебного материала или с организации наглядного восприятия (учебнойдемонстрации, таблицы, рисунка и пр.). Решение этих вопросов зависит отхарактера изучаемого материала и уровня подготовленности класса, т.е. знаний,которые уже накопились у учащихся к моменту изучения нового материала.Например, изучение электрических явлений в основной школе традиционноначинается с объяснения учителем электризации тел. Поскольку электрическиеявления на уроках физики еще не рассматривались, учитель использует в процессеизложения объяснительно-иллюстративный метод. Он может начать с рассказа,объяснить происхождение термина «электричество», привлечь элементыистории физики, а затем проиллюстрировать рассказ демонстрационными опытами.Возможно и другое построение изложения материала. Учитель начинает с опытов и,поскольку явления электризации тел могут быть в какой-то степени знакомышкольникам (из курсов природоведения, из повседневного опыта), опираясь назрительный образ и предшествующие знания, объясняет наблюдаемые явления иизлагает новый учебный материал.
В основной школеобъяснительно-иллюстративный метод используется всегда в сочетании с другимиметодами обучения [7].
Возрастные ипсихологические особенности учащихся этого возраста требуют неоднократной сменывидов их деятельности для эффективной организации восприятия и усвоенияучебного материала. В старших же классах школы возможно использованиеобъяснительно-иллюстративного метода в течение целого урока, если урокизложения нового материала построен в форме лекции. Таким образом,объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод обученияявляется одним из самых распространенных методов обучения. В последние годы, всвязи с изменениями целей и задач обучения (приоритет отдается задачамвоспитания и развития учащихся через приобретаемые знания и умения), методистырекомендуют такую организацию усвоения информации, при которой учащиесяусваивают не только сами знания, но и их структуру, методы их получения.Большую роль при этом приобретает изложение вопросов методологии и историипознания в физике.
2.Виды таблиц и методикаих использования в учебном процессе
демонстрационныйфизика иллюстративный учебный
Неотъемлемой частьюлюбого учебного процесса являются таблицы. С их помощью учитель демонстрируетчасть материала на занятии, проводит контроль знаний и умений учащихся. Каждыйучитель знает, что существует огромное множество вариантов применения таблиц науроке.
Каждый день в течениевсей жизни мы постоянно работаем с таблицами. Естественно, что мы учили таблицуумножения, затем оценили удобство оформления результатов сравнения, наблюденияв виде таблиц, а в современном мире всё большее распространение получаютэлектронные таблицы, любой из нас работал или работает с табличным редактором MS Excel.
Мы решили найти ответ навопрос, что же такое таблица? Для этого обратились к различным литературнымисточникам.
Согласно Ожегову С.М. [4],таблица — сведения о чём-нибудь, расположенные по графам. Тиражная таблица,таблица умножения — перечень помножаемых друг на друга чисел в пределах первогодесятка, с произведением от каждой пары. Как таблицу умножения знать что-либо(назубок).
В педагогике принятдругой подход к рассмотрению таблиц. Прежде всего, таблицы относятся ксредствам реализации принципа наглядности. Принцип наглядности — один изстарейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучениязависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию ипереработке учебного материала [5]. Я.А. Коменский дал ему четкую формулировкув своем известном «золотом правиле» дидактики: всё, что возможно,предоставлять для восприятия чувствами: видимое — для восприятия зрением, и т. Д.«Нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях» [3], —писал он.
Таблицы учебные — наглядные пособия, содержащиецифры, тексты или графические изображения, иллюстрирующие темы и разделы учебныхпредметов. Различают таблицы: иллюстративные, графические, цифровые, текстовыеи смешанные [6].
Иллюстративные таблицысостоят из ряда отдельных рисунков, небольших картинок, портретов и др.изображений, сопровождаемых кратким пояснительным текстом. С их помощью можетбыть показано последовательное развитие какого-либо предмета, явления,процесса, взаимосвязь и соотношение предметов и явлений, группировка их покакому-либо признаку или принципу (напр., «Дисперсия света» из сериииллюстративных таблиц для темы «Оптика»).
Графические таблицысодержат схемы, чертежи, схематические рисунки, диаграммы, сопровождаемыекратким текстовым или цифровым материалом (напр., таблица «Линзы», «Механическиеволны»).
Цифровые таблицы состоятпреимущественно из цифрового материала, иногда сопровождаемого небольшимирисунками или графическими изображениями.
Текстовые таблицыотличаются преобладанием текстового материала сопровождаемого в тех случаях,когда это необходимо, небольшими рисунками или вспомогательными графическимизнаками — стрелками, дугами, линиями и др. («Законы сохранения в СТО»).
Смешанные таблицыпредставляют собой сочетание иллюстративного, графического, цифрового илитекстового материала (всех четырех видов или только некоторых из них) в болееили менее равной пропорции.
По основному назначению таблицыусловно можно подразделить на познавательные, инструктивные, справочные итренировочные (для упражнений).
Познавательные таблицы содержатпреимущественно новые сведения или материал углубляющий и дополняющие имеющиесяу учащихся знания («Оптические приборы» и т.п.).
Инструктивные таблицыпредназначаются для инструктажа учащихся при выполнении ими какой-либопрактической работы, для закрепления умений и навыков практического характера.В этих таблицах помещаются краткие указания, инструктивные рисунки, чертежи идр. данные, которые требуются для выполнения работы определённую тему. Ониимеют наибольшее применение трудовом обучении («Дифракция света» идр.).
Справочные таблицы даютсведения, уже известные учащимся и облегчающие выполнение определённых учебныхработ (Таблица периодической системы Д.И. Менделеева и т.п.).
Таблицы для упражненийимеют тренировочный характер. Они помогают закреплению приобретаемых учащимисязнаний. (таблицы для записи результатов практических работ).
Построение таблицдовольно разнообразно. Так, например, для цифровых и текстовых таблицхарактерно расположение материала колонками, столбиками, в вертикальных игоризонтальных графах, клетчатой сетке и т.п. Такая форма расположения материаланазывается табличной.
Таблицы благодаряразнообразию тематики, табличной форме построения материала, богатствуизобразительных средств располагают большими педагогическими возможностями,широко и эффективно применяются в учебной работе школы.

3. Описание таблиц по физике
Касательно методикипреподавания физики, таблицы по физике относятся к печатным пособиям. Наиболеераспространенные в школах средства обучения включают учебные таблицы,содержащие систематизированные числовые или другие данные по основополагающимвопросам курса физики, применению физических приборов в жизни человека;справочные и инструктивные данные, в том числе используемые при выполнениифизических экспериментов. Учебные таблицы так же служат для наглядногоизображения взаимосвязи между предметами и явлениями.
В учебном процессе ониприменяются на всех этапах обучения: при формировании новых знаний, приповторении и проверке усвоения материала.
Таблицы по физикеявляются наглядным пособием, которое удовлетворяет требованиям научно-техническогопрогресса как по содержанию, так и по оформлению и исполнению. Они содержатматериал справочного и исторического характера или имеют политехническуюнаправленность («Планетарная модель атома»). Содержащаяся в нихинформация изложена в доступной для ученика форме.
По дидактическомуназначению таблицы можно подразделить на пособия для формирования основныхпонятий, законов и явлений физики, представлений о важнейших свойствах веществ,представлений о принципах устройства и действия физических приборах, для решениязадач [6].
По характеру предъявленияих учащимся различают таблицы для работы со всем классом в течение всегоучебного года или полного курса физики — таблицы постоянного использования(Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, Таблица переводафизических единиц в систему СИ), в течение нескольких месяцев, недель илиодного урока — таблицы эпизодического использования.
Таблицы могут бытьпредставлены в окончательном виде или быть сборными – динамическими. Последниетребуют от учителя или учащихся целенаправленных действий для воссозданияизучаемого явления, процесса в целом.
Таблицы, используемые водной или нескольких темах курса физики, например инструктивные таблицы,таблицы по строению атома, то есть демонстрируемые эпизодически, затемдлительное время могут экспонироваться в кабинете физики. Таким образом,информация, представленная ими, лучше воспринимается учащимися.
Все таблицы по способу ихиспользования на уроке можно разделить на раздаточные и демонстрационные.Раздаточные таблицы служат для индивидуальной работы учащихся. Демонстрационныетаблицы применяют для работы со всем классом. Некоторые таблицы используются втечение изучения всего курса физики или в течение урока, другие — при изученииодной или нескольких тем программы.
Достоинство любой таблицыопределяется прежде всего скоростью и точностью восприятия учащимися еёосновного содержания.
Изучение обеспечения школучебными таблицами по физике в Бресте и Брестской области показало, что, какправило, в физических кабинетах нет полного комплекта необходимых таблиц иучителя вынуждены пользоваться самодельными таблицами. Самодельные таблицы вбольшинстве случаев плохо скомпонованы, перегружены материалом. Содержатбольшое количество надписей. Всё это приводит к тому, что многие такие таблицы,хотя и содержат материал, не наглядны, трудно воспринимаются учащимися.
4. Применение таблиц в школьном курсефизики 11 класса
Демонстрационные таблицыпо физике могут быть применятся практически на любых этапах проведения урока:при изучении нового материала, при закреплении уже изученного материала.Таблицы должны быть красочными, чтобы привлекать внимание учащихся, и иметьчеткую структуру, чтобы делать акцент учащимся на главных законах, понятиях,деталях.
Демонстрационные таблицыпо физике для 11 класса удовлетворяют этим требованиям и представляют собойтаблицы смешанного типа, содержащие рисунки, чертежи, формулы, текст. При этоминформация на них размещена в той последовательности, которая содействуетнаилучшему восприятию материала [8].
Рассмотрим подробнее, накаких уроках применяются те или иные таблицы, для этого воспользуемсякалендарно-тематическим планированием (КТП) по физике для 11 класса на2010/2011 учебный год [2].
Изучение физики в 11классе начинается с темы «Механические колебания и волны». По этойтеме представлены следующие таблицы:
1.Механические колебания— применяется на 1 и 7 уроках согласно КТП.
2.Механические волны — на9 уроке.
3.Звуковые волны — на 10уроке согласно КТП [2].
Представленные таблицы поэтой теме могут использоваться в большей степени при объяснении новогоматериала.
Следующая тема дляизучения — это «Электромагнитные колебания и волны». По этой темеиспользуются следующие таблицы:
4.Электромагнитныеколебания — на 12 уроке согласно КТП [2].
5.Переменный ток — на 14и 15 уроках
6.Закон Ома для цепипеременного тока — на 14 и 15 уроках согласно КТП.
7.Электромагнитные волны— на 18 уроке.
Следующей темой является— «Оптика». В этом разделе можно использовать следующие демонстрационныетаблицы:
8.Интерференция света —на 22 уроке.
9.Дифракция света — на 24уроке.
10.Законы распространениясвета — на 27 уроке согласно КТП.
11.Линзы — на 30 уроке.
12.Оптические приборы —на 33 уроке согласно КТП [2].
13.Дисперсия света — на35 уроке.
«Основы специальнойтеории относительности». Для реализации принципа наглядности на урокеприменяются следующие таблицы:
14.Эксперементальныеосновы ТСО — на 40 и 41 уроках согласно КТП.
«Фотоны. Действиесвета». В этом разделе используются следующие таблицы:
15.Фотоэффект — на 43уроке.
16.Корпускулярно-волновойдуализм — на 46 уроке согласно КТП.
«Физика атома».В этом разделе можно использовать следующие демонстрационные таблицы:
17.Планетарная модельатома — на 48 уроке.
18.Модель атома водородапо Бору — на 49 уроке согласно КТП [2].
19.Соотношениянеопределенностей — на 50 уроке.
20.Спектры — на 51 уроке.
21.Лазеры — на 54 урокесогласно КТП.
Следующий раздел — «Ядернаяфизика и элементарные частицы».
22.Атомное ядро —используется на 57 уроке согласно КТП [2].
23.Ядерные реакции — на58 уроке.
24.Радиоактивность — на60 и 61 уроках согласно календарно-тематическому планированию.
25.Методы регистрациичастиц — на 66 уроке.
26.Дозиметрия — на 66уроке согласно КТП [2].
27.Фундаментальноевзаимодействие — на 67 уроке.
Используя данный дидактическийматериал можно на высоком уровне организовать процесс приобретения новых знанийучащимися.

Заключение
В процессе рассмотрениявопроса об использовании демонстрационных таблиц по физике мы выяснили, чтоданный метод обучения является очень эффективным. Он имеет большое значение приобъяснении нового материала, так как экономит время и, выделив самое главное вновом материале, позволяет заострить внимание учащихся на этом.
А также рассмотревметодику применения таблиц можно сделать вывод, что их использование являетсяактуальным не только при объяснении нового материала, но и на всех этапахизучения физики.
На основании этого можносказать, что использование демонстрационных таблиц способствует формированию уучащихся более качественных знаний по физике, развитию познавательного интересау них к изучению физики.

Используемаялитература
1. Бугаев А.И.Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. Основы: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. — М.: Просвещение, 1981. — 288 с., ил.
2. Календарно-тематическоепланирование по учебному предмету «Физика» на 2010/2011 учебный год.
3. Коменский Я.А.Великая дидактика. – Избр. пед. соч. – М.: Учпедгиз, 1955. с. 168-182.
4. Ожегов С.М.Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.-19-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1987.- 750 с.
5. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
6. Педагогическийсловарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПНРСФСР, Москва, 1961г.-264с.
7. Теория методикаобучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений /С.У. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н. Е. Ваниевская и др.; Под ред.С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия»2000. — 368 с.
8. Учебноеоборудование по физике в средней школе. Пособие для учителей. Под ред. А.А.Покровского. — М.: Просвещение, 1973. — 480 с.