Роль отца в психическом и эмоциональном развитие детей

–PAGE_BREAK–
1.        Психологические аспекты влияния отца на развитие детей                                1.1  Роль отца в развитии детей

В отличие от проблем классической науки, где можно говорить об относительной неизменности объекта изучения и возможности открытия устойчивых закономерностей, психологические проблемы, в том числе проблема значения отца для развития ребенка, напрямую зависят от культурного контекста. Так, различия в западной и восточной культурах приводят к совершенно разной трактовке роли отца для развития ребенка. До недавних пор японская семья отличалась своеобразным для человека западного мира ритуалом: после родов мать с ребенком жила отдельно от мужа в доме своих собственных родителей. Она возвращалась в дом к мужу только спустя несколько месяцев. Отец, фактически, не принимал участие в воспитании: мать и младенец спали вместе, часто на одной кровати, пока ребенку не исполнялось 3-5 лет. При этом отец считался безусловным семейным лидером [1]

С точки  зрения Э. Фромма,  отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная»,  условная, которую ребенок должен заслужить. [2].

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации [8].
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская, говорит о том, что «воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли».[2]

Д.С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. «Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину» [3].
Г. Крайг замечает, что отцы, у которых установились сильные эмо­циональные связи с грудными детьми, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют.

Такие отцы имеют большее влияние на своих детей, дети чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них благодаря ус­тановившимся между ними тесным, разнообразным отношениям (Крайг Г., 2001).

Положительную роль отцов в раннем детстве различные авторы связывают с тем, что:отцы играют заметную роль в формировании своего ребенка в
ситуациях, когда ему неясно, как вести себя в данный момент;

отцы, которые чутко реагируют на сигналы ребенка и скорее становятся значимыми фигурами в детском мире, скорее проявляютсебя как действенные посредники социализации; когда ребенок становится старше, отец превращается для него важную ролевую модель;

отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника
, его успехов.[9]

   Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.»[3]
 Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребенка — их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал».

Если отцы,  воспитывая ребёнка, будут делать замечания, запрещать и наказывать то в результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения, в отличие от матери), низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и, в конечном счете, он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечаются напряженность, отсутствие спонтанности.

С воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что-либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем, проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.
Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме того, он является «архитектором» окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей».[4]
 

«Еще одна чрезвычайно важная функция отца — организация сексуального воспитания мальчика.Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов.Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу..

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс по Фрейду — стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы — от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит — все это временно. Обычно к 5 — 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем»[6]
                         1.2.Модели отцовского поведения

Отцовство — действительно сложная миссия. Отцовство еще более усложняется тем миром, в котором семья: его экономикой, стрессами, требованиями и т.п. Отцовство усложняется также отношением с собственными отцами, многие из которых или отсутствовали вообще, или были эмоционально далеки от своих детей. Существует следующая характеристика типичных моделей отцовского поведения:

Традиционный отец. Традиционно роль отца, хотя и весьма различающаяся в разных культурах, сводится к следующим главным функциям: 1) обеспечение семьи/детей; 2) защита семьи/детей; 3) утверждение родительской власти как средству воспитания детей, приучение детей к дисциплине, порядку, в случае необходимости — наказание детей [10].

Традиционная «правильная» модель мужчины, прежде всего, связана с его работой и успехом как кормильца семьи: мужчина должен работать без устали и усталости, делать карьеру, зарабатывать деньги, по возможности иметь успех и в семье. Но, главное, кормить ее. Сознательно или подсознательно мужчины следуют данной модели, она руководит ими. При этом ограничиваются возможности мужчин для освоения других моделей ролевого поведения. Другой важный аспект традиционной роли отцовства — это руководящие функции в семье. «Традиционный» отец заботится о своей семье как руководитель, наставник. Такой отец всегда эмоционально сдержан, часто суров и строг. Традиционные отцы, ни при каких условиях в своих занятиях или карьерных планах не идут на жертвы ради семьи. Традиционные модели отцовства сохраняются в нашем обществе, более того, они активно поддерживаются и насаждаются [11].

«Отсутствующий отец» — это отец, который практически не включен в повседневную жизнь своего ребенка/детей, либо утратил контакт с детьми вследствие развода; другими словами отсутствующий отец — это мужчина, не имеющий психологического или физического контакта со своими детьми. Феномен отсутствующего отца наиболее широко был представлен в нашей стране в советское время.

«Ответственный отец». Ответственное отцовство — это составная часть явления «ответственное родительство». «Ответственный и заботливый отец — одна из главных ипостасей «нового мужчины»» [12]. Основными показателями такого отцовства являются: эмоциональная близость с детьми; вовлеченность в непосредственный уход, общение и игры с ребенком; забота о детях; ответственность за их физическое и личностное развитие.

Определенная группа мужчин, принадлежащих к успешным и активным социальным слоям, достигнув определенного уровня личного — материального и духовного — развития, начинают менять свое отношение к семейной жизни и проявляют активный интерес к воспитанию детей [14]. Они становятся равноправными участниками процесса подготовки к рождению ребенка — во многом нового аспекта семейных отношений и поведения будущих отцов. Самим отцам становится важно и интересно находиться в «информационном пространстве» процесса беременности. Будущие отцы помогают женам готовиться к родам, присутствуют при рождении детей, что, по мнению специалистов, формирует их эмоциональную связь с детьми, осуществляют повседневный уход за маленькими детьми [13]

«Новый отец».Новый отец — наименее распространенный тип поведения по сравнению с предыдущими моделями, и в большей мере характерен для западной, чем для отечественной культуры.  Всевозможные меры социальной политики, ориентированные на «активизацию» отцовства, активное конструирование образа «нового» — любящего, заботливого отца способствовало увеличению участия мужчин в новых для мужчин сферах родительского поведения [11]. Отличительной особенностью поведения таких отцов является реализация принципа эгалитарности во всех аспектах родительской роли. Такие отцы осуществляют постоянный контакт со своими детьми, они включены в их дела и проблемы, проводят с детьми много времени, играют с ними и помогают в учебе. Особенно заметен вклад таких отцов в воспитание детей до трех лет; если у традиционных отцов этот вклад ничтожен, то у новых отцов он примерно равен материнскому вкладу.

Главная отличительная особенность такой модели отцовского поведения заключается в том, что отец признает, что домашняя работа может быть альтернативой заработка. Поэтому в определенные периоды жизни семьи он готов оставить свою профессиональную деятельность и быть так называемым домашним отцом, поскольку «… тепло, заботливость и близость одинаково благотворны для ребенка, независимо от того, практикует ли их отец или мать» [14,].

    продолжение
–PAGE_BREAK–