Роль отрасли в национальной экономике

–PAGE_BREAK–Разграничение полномочий
Если говорить о соотношении доходов между федеральным и территориальными бюджетами, без учета поступления ЕСН и отчислений в Стабилизационный фонд, то в целом эти пропорции близки к тем, которые наблюдались ежегодно. Если в 2004 г. на территориальные бюджеты приходилось 43,9%, то в 2005 г. — 44,6%.

После распределения финансовой помощи доходы субъектов, как обычно, становятся больше доходов федерального бюджета. И эта пропорция сохраняется и в условиях разграничения. Доля закрепленных налоговых доходов существенно повышается в доходах бюджетов субъектов РФ. Тем самым, увеличивается стабильность бюджетов субъектов. Роль финансовой помощи будет связана, в основном, с выравниваем, что касается, в том числе, и муниципальных уровней власти.

Минфин РФ часто упрекают, что перераспределение доходов, отмена оборотных налогов, налога с продаж и мелких региональных налогов приводит к снижению доходов бюджетов субъектов РФ. Однако, по статистике, темпы роста доходов территориальных бюджетов с 1999 г. консолидировано нарастают. В 2004 г. по отношению к 1999 г. прирост доходов составил 334%. Даже с учетом нормативов отчисления в федеральный бюджет доходы субъектов все равно остаются достаточно высокими. Темпы прироста доходов регионов-доноров выше, чем регионов-реципиентов, поскольку в донорских регионах сконцентрирована промышленная база, на состоянии которой, прежде всего, отражается экономический рост.

С 2005 г. все установленные в результате разграничения доходные источники субъектов будут закреплены за ними надолго. Это означает, что налоговая система перестанет меняться ежегодно. По сути, создаются новые правила и большая заинтересованность всех субъектов в использовании своих внутренних или местных источников для приращения доходов.

Если в 2003 г. налог на доходы физических лиц и налоги на малый бизнес уменьшались, а налоги на имущество предприятий увеличивались и были выше уровня инфляции, то в 2004 г. они существенно растут и превышают темп роста инфляции. По новой системе налогообложения эти доходы закреплены за местными бюджетами и становятся очень стабильным источником.

Основными формами поддержки субъектов РФ, так называемыми межбюджетными трансфертами бюджетам других уровней, являются Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд регионального развития, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов и дотации на сбалансированность (то есть резерв в размере 30 млрд. руб.). Всего трансферты бюджетам других уровней составят в 2005 г. 367,7 млрд. руб. Если в предыдущие годы трансферты финансировались из расчета 14% от доходной налоговой части, то теперь, в связи со снижением налоговой базы и доходов бюджета, необходимо снижать фонд трансфертов. По решению Госдумы РФ, фонд трансфертов будет наращиваться не менее уровня инфляции.

Влияние разграничения полномочий на формирование расходов федерального бюджета осуществляется за счет предоставления субвенций из Фонда компенсаций для финансового обеспечения делегируемых субъектам РФ полномочий федеральных органов государственной власти в размере 33,1 млрд. руб., из Фонда софинансирования социальных расходов — 8 млрд. руб., а также за счет передачи в собственность субъектов РФ учреждений начального и среднего профессионального образования, содержание которых обходится в 24,8 млрд. руб.

В ведение федерального бюджета переходит финансирование организации воинского учета и призывной кампании (в размере 7,1 млрд. руб.) и финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы в связи с передачей на федеральный уровень полномочий субъектов РФ по геологическому изучению недр (в размере 9,5 млрд. руб.).

Ранее, когда водный налог поступал в бюджеты субъектов РФ, субъекты сами осуществляли работы по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся на их территории. В 2005 г. водный налог будет целиком поступать в федеральный бюджет, соответственно, финансирование ремонтных работ также переходит в ведение федерального бюджета (в размере 9,5 млрд. руб.). Это начало серьезной модернизации водных объектов по всей стране: дамб, плотин, шлюзов, береговых укреплений и пр.
Капитальные вложения и ФЦП
На рис. 3. показано распределение в 2005 г. расходов бюджета на федеральные целевые программы. Большая часть средств идет на субсидирование национальной экономики (41,2%) и региональное развитие (25%).

Структура финансирования ФЦП по сравнению с 2004 г. изменилась в сторону существенного увеличения расходов на капитальные вложения (с 22,2% до 50,9%), поскольку материальная база российской экономики требует серьезной модернизации и обеспечения оборудованием.

Общий объем расходов капитального характера, включая межбюджетные трансферты, возрастет в 2005 г. за счет перераспределения средств до 282,9 млрд. руб., что составит 9,3% к расходам федерального бюджета (против 231,5 млрд. руб., или 8%, в 2004 г.). Общие расходы капитального характера, а не только в рамках ФЦП, распределяются следующим образом: на национальную экономику — 21%, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности — 18%, на национальную оборону — 15%, на общегосударственные вопросы — 12%, на социальную сферу — 11%, в Федеральный фонд регионального развития — 23%.

Среди новых направлений финансирования национальной экономики государственная поддержка гражданской авиации составляет 6 млрд. руб. на лизинговые операции, на субсидирование кредитных ставок для поддержки экспорта продукции — 3 млрд. руб., на поддержку малого бизнеса — 1,5 млрд. руб., взнос в уставной капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 0,7 млрд. руб.

Финансирование перевода натуральных льгот в денежную форму составит в 2005 г. 203 млрд. руб., из которых 99,9 млрд. руб. будет перечислено в Пенсионный фонд на компенсационные выплаты, 50,8 млрд. руб. будет перечислено в Фонд обязательного медицинского страхования на обеспечение лекарственными средствами, 9,6 млрд. руб. будет перечислено в Фонд социального страхования на обеспечение санаторно-курортного обслуживания. В том числе, прямые расходы федерального бюджета составят 12,7 млрд. руб., а расходы на компенсационные выплаты военнослужащим и работникам правоохранительных органов — 30 млрд. руб.

Необходимо отметить, что осуществляется переход к системе страхования через рыночные механизмы. Если каждый льготник, получая денежную компенсацию, например, в 450 руб., будет выплачивать из них 350 руб. в месяц на страховку, то фактически он получает гарантию лекарственного обеспечения на любую прописанную врачом сумму — 5 тыс. руб., 10 тыс. руб. и т. д. В будущем году благодаря этой системе льготники будут дополнительно обеспечены лекарствами на сумму в 50 млрд. руб.

С 1 января 2005 г. планируется индексация заработной платы 2,27 млн. работников федеральных бюджетных учреждений в 1,2 раза, объем средств, выделенных для этой цели, составит 19,8 млрд. руб. С 1 сентября 2005 г. произойдет увеличение стипендиального фонда в среднем на 50%, т. е. на 2,6 млрд. руб. Индексация заработной платы работникам бюджетных учреждений регионального уровня должна проводиться в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ.

В следующем году сумма на обслуживание государственного внешнего долга возрастет на 17,7 млрд. долл. Высокие цены на нефть позволяют без серьезных проблем для бюджета осуществлять погашение долга, используя средства стабилизационного фонда. По мере снижения суммы долга проценты также снижаются, в 2005 г. их сумма составит 6,2%, что почти на 1 млрд. долл. меньше, чем в 2004 г. Очевидно, что лучше снижать основной долг, пока существует такая возможность, и не платить проценты.
    продолжение
–PAGE_BREAK–