Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности учителя математики

Роль педагогической практики в формировании
профессиональной компетентности учителя математики

Е.М. Рейбан, О.П. Логинова, 3 курс

Канский педагогический колледж  

В
современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться
его профессиональная компетентность, то есть “осведомлённость и
авторитетность в той или иной сфере его деятельности” (словарь В. И.
Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность
определяется, как “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и
навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности,
педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных
ценностей, идеалов и педагогического сознания”.  

В
соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим
компетентностям относят следующие:  

·
Самостоятельно учиться;  

·
Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;  

·
Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;  

·
Принимать решения и нести за них ответственность;  

·
Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;  

·
Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их
оптимизации.  

Первыми
шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются
обучение “жизненным навыкам”
(справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим
временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию)
и “надпредметным умениям”
(обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать
тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным,
предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку
зрения.)  

Формирование
перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная
их часть формируется на практике.
Поэтому целью данной работы является анализ педагогической практики и ее
результатов, а так же рассмотрение роли каждого вида практики в формировании
личности учителя.  

В
Канском педагогическом колледже профессиональная практика студентов по
специальности “Математика” является составной частью учебного
процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в
процессе обучения, приобретения необходимых умений практической работы по
специальности.  

Профессиональная
практика проводится в соответствии с ГОС СПО и имеет свою специфику, она
включает следующие виды:  

·
Психолого-педагогическая практика;  

·
Практика для получения первичных профессиональных умений (учебная, практика
пробных уроков);  

·
Практика погружения;  

·
Практика преддипломная (квалификационная) для овладения первоначальным
профессиональным опытом.  

Психолого-педагогическая практика
проводится с целью включения студента в целенаправленный учебно-воспитательный
процесс; приобретения педагогических умений и навыков, формирования
методической рефлексии; приобретения навыков самостоятельных
психолого-педагогических исследований. Ее результатами являются формирование
системных представлений о педагогической деятельности; углубление и закрепление
теоретических знаний по педагогике, психологии и частным методикам; начало
формирования педагогического “Я”.  

Практика пробных уроков по математике (один
день в неделю – один урок) проводится с целью формирования у студентов
организационных и аналитических компетентностей; а так же личностного отношения
к педагогическому труду. В результате прохождения практики предполагается овладение
методом наблюдения, некоторыми приёмами и средствами проведения уроков
(занятий), навыками руководства познавательной деятельностью школьников в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.  

Организация
практики пробных уроков в подгруппе из 5-6 человек с одним руководителем
обеспечивает индивидуальный подход к практиканту и создает условие для связи
отдельных уроков практикантов и уроков учителя.  

Практика погружения (две недели
работы с отрывом от учебных занятий) ставит целью адаптацию студентов к
школьной жизни в течение двух недель, первичное формирование профессиональных
компетентностей. В итоге предполагается самоутверждение практиканта в образе
учителя: выбор собственного стиля общения, приемов учебной и внеучебной работы
в классе.  

Преддипломная практика (квалификационная),
цель которой – дальнейшее формирование профессиональных компетентностей
будущего учителя. (Этот этап должен стать настоящим экзаменом для каждого
студента на профессиональную пригодность). В итоге данной практики развиваются
и совершенствуются общепедагогические умения и навыки, формируется система
методов, средств и форм работы, соответствующая особенностям практиканта.
Особенностью данной практики является то, что студенты выполняют полную учебную
нагрузку педагога в течение четырех недель: обязанности учителя математики и
классного руководителя 5-9 классов.  

Рассмотренные
виды педагогической практики в целом играют важную роль в формировании
профессиональной компетентности учителя математики. Именно в ходе практики
начинается формирование практиканта как учителя, практика вскрывает успехи и
недочеты теоретической подготовки студента.  

Авторами
этой статьи пройдено уже три вида практики, остановимся на анализе результатов
последней из них, а именно практики погружения.  

Проблемным
для нас оказалось установление взаимоотношения с учащимися, и как следствие,
создание рабочей атмосферы на уроке. Среди причин, повлекших возникновение
проблемы, есть субъективные и объективные. К объективным мы относим незнание
учащихся, в том числе их индивидуальных особенностей. К субъективным причинам
относятся следующие:  


психологический переход практиканта от позиции ученика к позиции учителя;  


отбор форм взаимодействия, соответствующих особенностям учащихся и особенностям
учителя.  

Для
решения возникшей проблемы нам потребовалось дополнительно обратиться к
изучению психолого-педагогической литературы. На основе анализа литературы и
консультации с учителем и методистом нам удалось установить благоприятную
атмосферу уже к третьему (пятому) уроку. Эффективными оказались следующие
приемы:  


комбинирование различных форм организации учебной деятельности: сочетание
индивидуальной, фронтальной и групповой.  


применение разнообразных форм подачи учебного материала, в том числе для
самостоятельной работы;  


использование разно уровневых заданий;  


приемы создания ситуации успеха для каждого учащегося.  

Аналогичная
проблема возникает у 30- 35% студентов; 35-40% студентов отмечают
недостаточность знаний, точнее компетентностей перед началом практики.  

К
концу практики большинству студентов удается решить проблемы, и по данным
опроса практика в школе закрепляет у 80-94% студентов нашего педагогического
колледжа интерес к профессии. 80% студентов-практикантов выбирают демократический
стиль общения с учащимися, 73% опрошенных в качестве задач на урок определяют
руководство самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся.  

Приведенные
данные и успешное прохождение практики при продолжении обучения в Красноярском
Государственном педагогическом университете подтверждает эффективность системы
организации практики в Канском педагогическом колледже.  
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.avpu.ru/