Введение
Доказано, что потребительскаякооперация региона является сложной открытой экономической системой. Онаобладает основными признаками системы — целостностью, иерархичностью,интегративностью. Целостность системы потребительской кооперации регионапроявляется в том, что она существует как организационно целостное образованиев форме союза потребительских обществ, специализирующихся на различных видахдеятельности и изменение в деятельности каждого из этих обществ, приводит кизменению функционирования союза в целом. Система потребительской кооперациизанимает большой сектор российской экономики. Потребительская кооперацияпозволяет решить проблемы бедности, занятости населения, рациональногоиспользования ресурсов, оказания помощи людям, оказавшимся в трудном положении.То есть она осуществляет важнейшие воспроизводственные и социальные функции.
Объект исследования –потребительская кооперация.
Предмет исследования –региональный рынок.
Цель данной курсовой работыявляется рассмотреть роль потребительской кооперации в развитии региональныхместных рынков.
Для раскрытия данной темынеобходимо решить ряд задач:
1. охарактеризоватьпотребительскую кооперацию региона как экономическую систему;
2. определить рольпотребительской кооперации в формировании регионального продовольственногорынка;
3. рассмотреть деятельностьпотребительской кооперации в рамках региона на примере Башпотребсоюза;
4. отметить особенности иперспективы развития потребительской кооперации для продовольственногообеспечения населения региона.
При написании данной работыиспользовались учебно-методические пособия, материалы научных конференций, рядпериодических изданий и интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
1.1Потребительская кооперация региона как экономическая система
Кооперативное движение в Россииформировалось в течении более 170 лет и представляет собой массовоежизнеспособное явление, объединяющее миллионы людей. Первичными кооперативнымиорганизациями были артели, специализирующиеся на охоте, рыбной ловле,производстве масла, выполнении строительных, кузнечных и других работ.
Стимулом для развитиякооперативного движения в России явилась отмена крепостного права в 60-х годах19 века. Возникновение организационных форм этого движения нашло отражение всоздании в 1898 году Московского союза потребительских обществ. В последующиегоды, вплоть до Октябрьской революции, кооперативное движение бурноразвивалось, вовлекая в него большие массы бедных людей. Создавая кооперативы,люди пытались решить свои задачи на основе взаимопомощи и сотрудничества.
В 1917 году в России было 47тысяч кооперативов с общим числом пайщиков 17 млн. человек. В их состав входилипотребительские, кредитные, сельскохозяйственные кооперативы. Кооперативныйсектор был важной составной частью экономики. Его доля в розничномтоварообороте страны достигала 35%.
После революции 1917 годакооперация была полностью подчинена государству. Через сеть потребительскихкооперативов осуществлялось распределение скудных запасов продовольствия, длячего население было «приписано» к конкретным кооперативам.Государственный диктат по отношению к кооперативам сменился относительнойсвободой лишь после перехода в 1921 году к новой экономической политике, предусматривающейдопущение частного предпринимательства и рыночных отношений.
В новых экономических условияхкооперативы сумели занять ведущее место во многих сферах экономической жизни.Однако со свертыванием новой экономической политики государство стало нарушатьприсущие кооперативам принципы — добровольности вхождения в кооператив ивозможность выхода из него, демократического участия в управлении деламикооператива и др.
В 90-х годах XX столетия вРоссии были сделаны попытки возродить кооперативное движение и за счет этогорешить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости. Однакона практике многие из вновь созданных кооперативов в условиях дефицитапрактически всех товаров на потребительском рынке ставили цель извлечениямаксимальной прибыли для узкого круга лиц. Они неоправданно поднимали цены напроизводимые товары и услуги, что привело к формированию негативногообщественного мнения, дискредитации кооперативной идеи.
В настоящее время системапотребительской кооперации находится в состоянии возрождения, формируютсязаконодательные основы ее деятельности, ведется интенсивный поиск путейдальнейшего развития этой важнейшей формы хозяйствования.
В связи с этим представляетсяважным раскрытие потребительской кооперации как экономической системы. Нопрежде, чем это сделать, следует раскрыть содержание понятия кооператив.
Русский экономист М.И.Туган-Барановский дает следующее определение кооперативов: «Кооперативесть такое хозяйственное предприятие нескольких добровольно соединившихся лиц,которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченныйкапитал, а увеличение, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов егочленов или сокращение последних».
В декларации «Окооперативной идентичности», принятой Конгрессом Международногокооперативного альянса в 1995 году, дано следующее определение кооператива: «Кооператив- это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с цельюудовлетворения общественно-экономических, социальных и культурных потребностейс помощью совместно владеемого и демократически управляемого предприятия».
Сравнивая приведенные вышеопределения, можно сделать вывод, что в них подчеркивается важность полученияобщего блага. У Туган-Барановского это благо проявляется в увеличении доходовили снижении расходов. То есть, кооперативная форма хозяйства позволяетэффективнее использовать ресурсы, находящиеся у отдельных людей. В декларацииКонгресса целевая установка кооператива состоит в удовлетворенииобщественно-экономических, социальных и культурных потребностей. При этом особоподчеркивается демократичность управления. Современные экономисты, занимающиесяпроблемами кооперации, пытаются найти черты кооператива с позиций современныхусловий общественной жизни. Так, например, Захаров И.В. дает следующееопределение кооператива: «Кооператив — сознательное, добровольноеобъединение относительно малоимущих слоев общества с целью преодоления илиослабления зависимости от окружающего их экономического мира путем совместноговедения хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение массовыхпотребностей, социальных и культурных нужд».
Думается, что автор совершенноверно обратил внимание, что кооператив является буфером между процессами,происходящими в окружающем экономическом мире, и положением в социальномобеспечении бедных людей.
В связи с различиями в подходахк определению кооперации, совершенно правильно, пишет В.Н. Титаев:«Кооперация — это понятие собирательное сложное, означающее совокупностьотдельных коопераций, включающее в себя три необходимых компонента:
1) Кооперация — форма труда;
2) Кооперация — хозяйственноепредприятие;
3) Кооперация — общественноедвижение».
Разновидностью кооперацииявляется потребительская кооперация. Гражданский кодекс РФ дает следующее ее определение:«Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан,юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иныхпотребностей участников, осуществляемое путем объединения его членамиимущественных паевых взносов».
В данном определенииподчеркнуто, что цель деятельности состоит не в получении прибыли и наживы, а в«удовлетворении материальных и иных потребностей участников». Снаучных позиций представляется полезным раскрыть потребительскую кооперацию регионакак экономическую систему.
Система в философском смысле — это совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостностьобразования, благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству егоэлементов.
Главными чертами экономическойсистемы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательноесть системообразующие, связи и взаимодействия элементов, целостность ихсовокупности, сочетание и соответствие свойств элементов и совокупности вцелом. Каждый из элементов вносит свой вклад в характеристики целого.
Экономическая система имеет своицели, функции, принципы функционирования, параметры, характеристики.
Потребительская кооперациярегиона как экономическая система включает различные потребительские общества исоюзы. На уровне региона они объединены в Областной потребительский союз,который следует считать системообразующим элементом. Входящие в областнойпотребительский союз районные потребительские общества являются элементами илиподсистемами. Последние делятся еще на более мелкие подсистемы — отдельныесельские потребительские общества. Между ними формируются связи, осуществляетсяорганизация взаимодействия и распределение полномочий.
Областной потребительский союзучреждается потребительскими обществами, расположенными на его территории, научредительном собрании. В дальнейшем он действует на основе принятого устава.Он является, в свою очередь, подсистемой Центросоюза Российской Федерации.
Для осуществления своих функцийобластной союз формирует имущество. В его собственности находится имущество,образованное за счет взносов членов союза, доходов, получаемых отпредпринимательской деятельности союза и созданных им предприятий, а также иныхисточников, не запрещенных Законом Российской Федерации.
Союз может формировать следующиефонды:
— неделимый;
— развития потребительскойкооперации;
— резервный;
— иные фонды в соответствии суставом союза.
Вопрос о характере собственности- один из принципиальных для развития потребительской кооперации.
Областной потребительский союз вкачестве системообразующего элемента обеспечивает:
— эффективное использованиетрудовых, материальных и финансовых ресурсов;
— принимает решение о созданиихозяйственных обществ, учреждений, обособленных структурных подразделений, втом числе филиалов;
— утверждение бюджета и фондовсоюза;
— отчуждение имущества союзапотребительских обществ. Выполнением областным потребительским союзомсистемообразующей роли во многом определяется эффективность работы как союза вцелом, так и отдельных потребительских обществ.
Члены союза как подсистемынизшего уровня сохранят самостоятельность и права юридического лица.Интеграционное взаимодействие потребительских обществ в союзе позволяетдобиться синергетического эффекта, суть которого состоит в том, что если всепотребительские общества, входящие в союз, синхронно участвуют в достиженииобщих целей, то полученный результат будет значительно выше, чем простаяарифметическая сумма результатов каждого общества.
На основе этого можно сделатьвывод, что создание и функционирование областного союза потребительских обществимеет смысл, если при этом образуется синергетический эффект. Поэтому уже присоздании союза необходимо проработать вопросы стратегического развития,интеграционного взаимодействия, консолидации необходимых для решения общихзадач финансовых ресурсов, стимулирование достижения высоких общих результатов.В настоящее время в системе потребительской кооперации многих регионовсовместная деятельность входящих в союз обществ остается узким местом. Как следствие,не удается в полной мере реализовать связанные с образованием союза резервыповышения отдачи от уже имеющихся ресурсов.
1.2 Роль потребительскойкооперации в формировании регионального продовольственного рынка
Проблема продовольственногообеспечения населения в настоящий период времени наиболее актуальна. Именноэтим объясняется необходимость исследований, которые позволяют сформироватьадекватную новой экономической ситуации продовольственную политику регионовРоссии.
Ассортимент производимойпродукции предприятиями потребительской кооперации весьма широк, но доля ихпроизводства в регионах незначительна. Так, например, снижение производствахлеба в какой то степени объясняется, сокращением объема спроса ввиду того, чтопотребкооперация обслуживает в основном сельское население, которое в последниегоды предпочитает заниматься выпечкой хлеба в домашних условиях. Чтобы неснижать темпы производства выпечки хлеба, согласно концепции развитияпотребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года, предстоитнаращивать выпуск продукции из высококачественной муки с витаминами и другимидобавками, специальных изделий для детей и людей пожилого возраста, расширятьассортимент высокорецептурной продукции, внедрять технологии с различнымиулучшателями и обогатителями, повышающими качество хлеба и снижающие затраты наединицу продукции, организовать в глубинных населенных пунктах выпечку хлеба надому и в мини – пекарнях.
В экономической литературе покаеще нет четкой методологии исследования потребительского рынка, не уделяетсядостаточного внимания региональным аспектам его формирования, а также проблемесамообеспечения региона потребительскими товарами. Совершенно не исследованароль потребительской кооперации в этом процессе.
Поэтому одним из важнейшихаспектов исследования проблем экономической эффективности производствапродовольственных товаров потребительской кооперацией является оценка их роли изначения для развития продовольственного рынка региона.
Потребительский рынок занимаетцентральное место в системе рыночных отношений, поскольку представляет собой нетолько сферу товарного обмена, но и производства, обладает системообразующимисвойствами в непрерывном развитии.
Состояние потребительского рынкапоказывает, насколько эффективно функционирует экономика в целом.Потребительский рынок выполняет функцию связующего звена, соединяющегопроизводство, распределение и личное потребление. Кроме того, можно выделитьраспределительную (доведение до потребителей) и стимулирующую (обеспечениеудовлетворения потребностей) функции потребительского рынка.
Потребительский рынок, как илюбой другой элемент рыночного хозяйства, является саморегулирующейся системой,функционирование которой осуществляется на основе рыночных элементов. Поэтомупризнаками регулируемости потребительского рынка нами определены:
— свобода хозяйствующихсубъектов в выборе направления и осуществления хозяйственной деятельности;
— равноправие и создание равныхусловий хозяйствования для субъектов рынка;
— плюрализм форм собственности;
— свободное ценообразование ипередвижение товаров;
— стремление субъектов рынка кдостижению коммерческого результата.
Наиболее эффективноефункционирование потребительского рынка или достижение объемной, структурной ирегиональной сбалансированности спроса и предложения обеспечивается приоптимальном сочетании механизма саморегулирования рынка и комплексауправленческих мер. Управление потребительским рынком должно включать: изучениеи анализ рынка, его тенденций с помощью методов маркетингового исследования;прогнозирование спроса, предложения и их соотношения; разработку и принятиеуправленческих решений, связанных с определенным состоянием потребительскогорынка, поддержка потребительской кооперации и других предприятий, фирм иорганизаций, производящих потребительские товары в целях насыщения рынка.
Очевидно, что нельзя обеспечитьсбалансированность и стабильное положение на потребительском рынке страны, недобившись этого на отдельных его сегментах – региональных потребительскихрынках.
Формирование региональныхпотребительских рынков происходит, с одной стороны, под влиянием общихэкономических законов, а с другой – их особенностей, форм, размеров иместоположения.
Как показывает практика, кважнейшим отличительным особенностям регионального потребительского рынкаотносятся открытый характер воспроизводственного процесса, различный уровеньразделения труда, кооперирования и интеграции, различная специализациятерриторий, специфические условия воспроизводства рабочей силы,функционирование рынка как составной части общегосударственной экономики ирегионального общественного хозяйства, в том числе, потребкооперации. Внастоящее время формирование региональных потребительских рынков происходит наоснове созданного экономического потенциала, при сложившихся кооперативныхсвязях между республиками, областями и экономическими районами страны.
Основные принципы формированиярегионального потребительского рынка, таковы:
— приобретение субъектами рынкаполной самостоятельности в принятии решений по вопросам осуществленияхозяйственной деятельности;
— образование единого рынкакапиталов, средств производства и рабочей силы;
— преимущественно свободноеценообразование;
— свобода передвижения товаровпо различным каналам реализации;
— формирование оптимальногорыночного пространства.
К региональным особенностямпотребительского рынка можно отнести: промышленную специализацию региона(республики) и связанное с этим преобладающее развитие отраслей обрабатывающейпромышленности; более выгодное положение продовольственного рынка по сравнениюс рынком непродовольственных товаров; особенности, связанные со значительнойдолей сельских жителей и отличием их потребностей, вкусов и запросов посравнению с городским населением; особенности, связанные с культурным уровнем инациональным составом населения республики; особенности, связанные с уровнемжизни населения региона.
1.3 Взаимодействиеэкономических субъектов в рамках регионального рынка продовольственных товаров
Региональный рынокпродовольственных товаров служит воспроизводству территориальныхпродовольственных ресурсов, а также формирует базу для регионального имежрегионального обмена продовольственными товарами.
Региональный продовольственныйрынок развивается в результате взаимодействия нескольких групп экономическихсубъектов:
1) субъекты в сфере сельскогохозяйства, формирующие предложение продуктов питания, производимых всельскохозяйственных предприятиях, фермерских и личных подсобных хозяйствах;
2) субъекты в сфереперерабатывающей промышленности, формирующие предложение продовольственныхтоваров после промышленной переработки продовольственного сырья;
3) субъекты в сфере рыночнойинфраструктуры, формирующие процессы заготовки, транспортировки, хранения иреализации продовольствия.
Ведущую роль в продуктовойцепочке «производство исходного сырья – переработка – реализация»играет аграрный сектор, который формирует объем и ассортимент ресурсногопотенциала продовольственного рынка.
Эффективной деятельностисубъектов сферы сельского хозяйства на региональном рынке продовольствия можетспособствовать создание многоукладной аграрной экономики и предоставлениеравных прав хозяйствам различных форм собственности. Субъекты сферы сельскогохозяйства должны быть представлены акционерными, арендными, кооперативными,фермерскими предприятиями, а также личными подсобными хозяйствами.
В настоящее время в экономикесельского хозяйства ведущая роль в обеспечении страны продовольствием все ещепринадлежит крупным хозяйствам. Преимущества крупных хозяйств очевидны:возможность формирования оптимальной структуры основных производственныхфондов; использование передовых технологий; реализация продукции безпосредников; гибкое реагирование на изменение конъюнктуры рынка.
В обеспечение продовольственнойбезопасности государства вносят свою лепту фермерские и личные подсобныехозяйства. Несмотря на то, что продукцию этих хозяйств отличает, как правило,высокое качество, деятельность их тормозится рядом причин: высокой инфляцией,неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижениемплатежеспособного спроса, нерешенными организационно-правовыми и прочимивопросами деятельности фермерских хозяйств. Проблема эта отчасти могла бытьрешена посредством усиления роли потребительской кооперации в развитиирегионального продовольственного рынка. Предприятиям потребительской кооперациипо плечу значительное увеличение закупок сельскохозяйственной продукции увладельцев личных подсобных хозяйств и фермеров. Традиционная потребительскаякооперация уже породила конкурентов – частных посредников, занимающихсязакупкой сельхозпродукции, и продовольственные корпорации, созданные внекоторых регионах страны.
Не менее важную роль ввышеуказанной продуктовой цепочке играет переработка сельскохозяйственногосырья предприятиями пищевой промышленности. В последнее время многиепредприятия пищевой промышленности перешли на новые организационно-правовыеформы. Ведущие позиции начинают занимать мелкие переработчики. Их отличаетвысокая конкурентоспособность, достигаемая за счет более низкой себестоимости(т.к. перерабатывается, как правило, собственное сырье), экономии на сбыте(т.к. имеется собственная торговая сеть и торговые точки на рынке). Нонеобходимо отметить и то, что мелким перерабатывающим предприятиям зачастуюприходится размещаться в неприспособленных помещениях, что, естественно,отражается на качестве продукции.
Ситуация близка к тупиковой. Содной стороны, очевидно, что главным направлением развития промышленногопроизводства продовольственных товаров выступает применение новых технологий,позволяющих расширить ассортимент, повысить качество продукции и минимизироватьотходы сельскохозяйственного сырья. Это позволит насытить продовольственныйрынок товарами отечественного производства. С другой стороны, большинствоперерабатывающих предприятий не имеют финансовых ресурсов для приобретения ивнедрения современных технологий, а высокие проценты по кредитам не даютвозможности широко использовать заемные средства.
Эта проблема могла бы бытьрешена на региональном уровне: предоставление долгосрочных кредитов наперевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, предоставление льготпо местным налогам и т.д.
Развитие региональногопотребительского рынка не представляется без процесса интеграции промышленностии торговли. Проблема сбыта быстро портящейся продукции, осложняющаяся остройконкуренцией, вынуждает предприятия создавать специализированные магазины,налаживать мелкооптовую торговлю и т.п.
В развитии региональных рынков продовольственныхтоваров очень важная роль отводится региональным промышленно-торговымобъединениям продовольственного комплекса, которые будут заниматься какпроизводством и переработкой, так и реализацией продовольствия.Торгово-промышленные объединения могут иметь в своем составе производственные,транспортные, торговые предприятия, а также коммерческие банки, страховыекомпании и другие организации, способствующие купле, продаже и реализациипродовольственных товаров.
Важным фактором эффективногоразвития потребительского рынка продовольствия является насыщение его товарамиотечественного производства, способными конкурировать с импортными. В последнеевремя, в структуре товарного предложения на рынке доля продовольственныхтоваров отечественного производства увеличивается. Это свидетельствует о том,что наша продукция сравнительно дешевле, безопаснее, качественнее импортной.
Однако, все еще остро стоитпроблема защиты потребителей от некачественной продукции как импортного, так иотечественного производства. Низкое качество продуктов является следствием какнедостаточного контроля со стороны государства на всех стадияхвоспроизводственного процесса, так и нехваткой хранилищ, транспорта,тароупаковочного оборудования и т.п. Следовательно, проблемы инфраструктурыпродовольственного рынка должны решаться во взаимосвязи со всеми сферамипродовольственного комплекса региона.
Таким образом, эффективноеразвитие регионального потребительского рынка продовольственных товаров немыслится без равноправного взаимодействия экономических субъектов в сферахсельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
2.1История развития деятельности союза
Кооперативное движение вРеспублике Башкортостан зародилось в ХIХ веке. Устав первого обществапотребителей, которое называлось «Уфимское товарищество», былутвержден царским правительством 14 января 1871года. Устав первой в Уфе игубернии потребительской организации состоял из 39 параграфов.«Товарищество потребителей в г. Уфе, говорилось в первом параграфе, — имеет целью доставлять своим членам необходимые продукты потребления хорошегокачества и по возможно дешевой цене». Ни о каких других выгодах отчленства речи не было.
До конца XIX века в Уфимскойгубернии возникло еще несколько обществ потребителей. Они создаются впервые взаводских районах среди служащих и рабочих, затем — среди сельского населенияи, наконец, при хлебных пристанях среди торгового люда.
В 1916 году обществапотребителей объединились. 20 марта состоялся первый съезд учредителейУфимского товарищества кооперативов. Учредительный договор об образованиитоварищества кооперативов подписали 30 потребительских обществ. В учредительномдоговоре была определена цель: совместные закупки и сбыт товаров, взаимнаяинформация о конъюнктуре рынка. Каждый член товарищества обязан был заплатитьвзносы: вступительный — 10 рублей, паевой — 50 рублей и произвести 5-процентноеотчисление от собственного паевого капитала.
Был установлен такой порядокраспределения чистой прибыли: 6% от всей суммы зачислялось на паевой капитал;из оставшейся суммы, принимаемой за 100%, 30% направлялось в запасной капитал,40% распределялось между членами товарищества, 30% использовалось по усмотрениюсобрания уполномоченных.
Работа потребительскойкооперации была вынуждено подчинена контролю государственных продовольственныхорганов. Потребкооперация использовалась как технический аппарат для заготовкии распределения продуктов питания и других товаров.
В период с апреля 1921 года помай 1924 года потребительская кооперация из полной зависимости отгосударственной экономической помощи и опеки переходит к полузависимомуположению. Наряду с обязательным членством вводится добровольное членство.
В результате объединенияУфимской губернии и Малой Башкирии в августе-сентябре 1922года в республике былсоздан объединенный Башпотребсоюз.
На Всебашкирском съездеуполномоченных потребительской кооперации (26 февраля — 2 марта 1923 года)объединенный Башцентросоюз был организован в Башсоюз — Башкирский союзпотребительских обществ.
Для подготовки кооперативныхкадров организуются краткосрочные курсы и школы ликвидации безграмотности,проводится техучеба. Для потребкооперации в Уфе готовит кадры школакооперативно-торгового ученичества (ППКТУ) и, открытый в 1909 году, каккоммерческое училище, промышленно-экономический (с 1929 г. кооперативный)техникум, открывается кооперативный рабфак.
В годы войны потребкооперациязначительно изменила свою работу применительно к условиям военного времени ивсю свою деятельность подчинила интересам обеспечения фронта и укрепления тылаКрасной Армии.
Система Башсоюза мобилизоваласвои ресурсы и средства для Армии, изъяла из своего оборота и вложила вГосударственные займы 77 млн. руб., передала для нужд фронта значительную частьавтомобильного и гужевого транспорта, технического обслуживания, частьторгово-складских и производственных предприятий. Проводилась большая работа посбору теплых вещей и подарков для Красной Армии. На строительство танков исамолетов пайщики внесли более 3750тыс. рублей. Башсоюз выполнял работу понормированному снабжению населения по карточкам.
Башсоюз открыл в районахнесколько десятков промкомбинатов. В Уфе было организовано мыловаренноепроизводство, ставшее затем заводом техжирхозтоваров (ныне Уфимскийпромкомбинат Башпотребсоюза).
В 1942 году вновь былиорганизованы подсобные сельские хозяйства.
За годы войны в 1,5 разасократилось число работников потребкооперации.
В послевоенные годыпотребкооперация занимается ремонтом обветшавшей материальной базы. В 1952 годув связи с организацией в Башкирской АССР двух областей (Уфимской иСтерлитамакской) был организован Стерлитамакский облпотребсоюз. Ему былипереданы: 24 райпотребсоюза, 1 райпо. 1 межрайрабкооп, 3 межрайбазы,автопредприятие и яйцебаза. Но вскоре Стерлитамакский облпотребсоюз былликвидирован в связи с ликвидацией области.
2.2Структура и организация работы союза
В развитии местных региональныхрынков особая роль отводится оптовой торговле потребительской кооперации,которые являются посредниками в продвижении товара от производителя кпотребителю. Для этого необходимы современные подходы к поиску и отборупоставщиков. В системе Башпотребсоюза работают 5 оптовых организаций, которыеобеспечивают розничные торговые предприятия отдельными продовольственными инепродовольственными товарами на взаимовыгодных для районов условиях.Расширяется ассортимент и объемы поставляемых товаров.
Система потребкооперацииБашкирии объединяет на добровольных началах 672 тысячи пайщиков. В составБашпотребсоюза входят 58 районных, городских потребительских обществ ирайпотребсоюзов.
Башпотребсоюз – многоотраслевоехозяйство. В его системе 44 предприятия по производству колбасных изделий, 2консервных завода, 1 мини-консервный, 40 цехов по выпуску безалкогольныхнапитков, 9 цехов по производству мясных консервов.
В систему Башпотребсоюза входит465 предприятий общественного питания на 20 158 посадочных мест, в том числе 3ресторана, 50 кафе, 265 столовых и буфетов, 32 магазина «Кулинария», 26кафетериев.
Среди республиканских иобластных потребсоюзов России Башкирский респотребсоюз занимает первое место пообъему товарооборота. Сохранив сеть в мелких и глубинных населенных пунктах,Башкирский респотребсоюз продолжает традиции первых потребительских обществ,проявляя заботу о малообеспеченных слоях населения: участниках ВеликойОтечественной войны, ветеранах труда, престарелых одиноких людях и многодетных семьях,по возможности изыскивая товарные ресурсы по приемлемым для них ценам.Башкирский республиканский союз развивает все отрасли своей деятельности,вносит определенный вклад в решение социальных задач республики.
Материально-техническую базусоюза строит своими строительными подразделениями и хозяйственным способом. В2004 году построено и сдано в эксплуатацию: 32 универмага, 13 торговых центров,1150 магазинов, 70 хлебопекарен, 34 холодильника емкостью 8300 тонн, около 90тыс. кв.м., различных складских помещений, 72 гаража, 250приемо-заготовительных пунктов, 546 столовых, 5 кулинарных комбинатов, 30овощехранилищ, 5 автозаправочных станций, свыше 70 тыс.кв.м., жилья, такжепостроены пряничные, кондитерские, колбасные цеха и другие объекты.
2.3Отрасли деятельности потребительского союза на региональном рынке
Торговля
Торговля является ведущейотраслью потребительской кооперации Республики Башкортостан, формирующей еедоходную часть. На сегодня торговую сеть Башпотребсоюза представляют более 2000торговых предприятий различного профиля.
Во многих отдаленных населенныхпунктах работают кооперативные магазины, которые торгуют солью, хлебом,спичками, мылом и другими товарами первой необходимости, В тех населенныхпунктах, где отсутствует стационарная торговая сеть, продажа товаров первойнеобходимости ведется через автомагазины и лавки на дому.
В системе применяются такиеформы торговли как продажа товаров в кредит, по заказам населения. Вкооперативных магазинах для ветеранов войны и труда на социально значимыетовары устанавливается минимальная наценка. Для пайщиков системы предусмотренольготное обслуживание.
Кооперативные организациипринимают активное участие в проведении народных праздников «Сабантуй», гдеорганизуют торговлю товарами собственного производства. Доброй традицией сталиярмарки с участием организаций и предприятий потребительской кооперации,проводимые в столице и городах республики. На этих ярмарках население судовольствием покупает экологически чистые сельхозпродукты и многие другиетовары, производимые предприятиями потребительской кооперацией.
Розничная торговля
В торговой сети Башпотребсоюзаработает более 2000 магазинов различного профиля с торговой площадью более 100тысяч кв.м. Наиболее многочисленными являются магазины со смешаннымассортиментом товаров, которые работают преимущественно в сельской местности. Вторговой отрасли занято более 5000 работников, многие из которых получилипрофессиональное образование в учебных заведениях потребительской кооперации.
В потребительской кооперациипроисходит глубокая оптимизация всей технологии работы торговой сети,повышается эффективность торгово-организационных и торгово-технологическихпроцессов в предприятиях торговли.
Наряду с новым строительствоммагазинов осуществляется техническое переоснащение действующих предприятийторговли на основе замены устаревшего и физически изношенного оборудованияновым, реконструкция торговых зданий.
Сегодня сельские магазиныстановятся торгово-бытовыми, культурными центрами на селе. Ведется работа посовершенствованию системы услуг торговли, внедряются современные формы продажитоваров (посредством самообслуживания, продажа в кредит и другие).
Совершенствуется ассортиментнаяи ценовая политика, процесс организации товароснабжения. Повышается качество икультура торгового обслуживания покупателей, техническая подготовка работниковторговли.
Непрерывно расширяется исовершенствуется торговая сеть круглосуточных магазинов и магазинов судлиненным режимом работы. В настоящее время в системе потребительскойкооперации их насчитывается более 700 единиц.
В системе действуют 37универмагов, где представлен широкий ассортимент промышленных товаров, в томчисле канцелярских, хозяйственных товаров, сложно-бытовой техники, ювелирныхизделий. Во всех универмагах населению предоставлен широкий спектр бытовых исоциальных услуг.
Торгово-сервисные комплексы
Потребительская кооперациявосстанавливает свою деятельность на рынках городов и районных центровреспублики, преобразует действующие рынки в современные торговые комплексы. Впоследние два года проведена реконструкция рынков в районных центрахБалтачевского, Миякинского, Чишминского, Аургазинского районов и г.Янаул.
В системе Башпотребсоюзадействуют универсальные, вещевые, продовольственные и сельскохозяйственныерынки.
Услуги на рынках
Предоставление весов, гирь,торгового инвентаря и санитарной одежды.
Погрузочно-разгрузочные работы итранспортные услуги (включая перемещение грузов).
Хранение в холодильниках, другиххранилищах и помещениях продукции и личных вещей торгующих.
Взвешивание продукции натоварных весах.
Разруб мяса.
Организация буфетов, местобщественного питания для продавцов и покупателей.
Стоянка для автотранспортныхсредств.
Аптеки
Башпотребсоюзом принимаютсяактивные меры по развитию аптечной сети с целью обеспечения сельского населениялекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Аптечная сетьначала свое развитие с 1998 года и сегодня в системе действуют 24 аптечныхучреждения, а также 2 ветеринарные аптеки.
Производство
В системе БПС — 44 предприятияпо производству колбасных изделий, 2 консервных завода, 1 мини-консервный, 40цехов по выпуску безалкогольных напитков, 9 цехов по производству мясныхконсервов. Среди производственных предприятий системы БПС особое место занимаетМелеузовский пивобезалкогольный завод, на котором недавно была завершенареконструкция оборудования. В основном кооперативная промышленностьпредставлена производством колбасных изделий, макарон, кондитерских изделий,консервов, газированной и минеральной воды.
Заготовки
Башкирский республиканский союззанимается заготовкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и сырья.
Заготовительная деятельностьвыполняет не только экономическую, но и важную социальную функцию: помогаетсельскому населению реализовывать излишки выращенной в личном подсобномхозяйстве продукции и тем самым даёт возможность пополнять свой бюджет, аБашпотребсоюз обеспечивает этой продукцией предприятия торговли, общепита.Закупленное у населения сырьё отправляется в первую очередь промышленнымпредприятиям республики, остальное за пределы республики, в том числе наэкспорт.
Заготовительные приёмные пунктыпотребительской кооперации с готовностью принимают самые разнообразные видысельскохозяйственной продукции и сырья:
Мясо
Молоко
Яйцо
Шерсть
Пушномеховое сырье
Кожа
Картофель
Овощи
Зерно
Мед
Фрукты
Дикорастущие ягоды
Лекарственное сырье
Изделия народных промыслов
Тряпье
Макулатура
Заготовительную деятельностьведут все 54 районные кооперативные организации.
С целью более полного освоенияресурсов излишков сельскохозяйственной продукции к организации заготовокподключается широкая сеть предприятий розничной торговли, общественного питанияи промышленных предприятий организаций потребительской кооперации.
Численность работников взаготовках — 625 человек.
Основными поставщикамисельскохозяйственной продукции и сырья являются личные подсобные хозяйстванаселения, которых в республике 492 тысячи.
Для обеспечения закупкисельхозпродуктов заготовительная система располагает:
278 приемо-заготовительнымипунктами;
52 складами животноводческогосырья;
32 складами вторичного сырья;
52 сушилками лекарственногосырья и дикорастущей продукции.
Заготовительная отрасльпредставлена 16-ю районной заготовительной организацией и 3-мя межрайоннымизаготовительно-сбытовыми организациями.
Общественное питание
В системе потребительскойкооперации функционирует 386 предприятий общественного питания на 11400посадочных мест.
Структура:
Рестораны
Кафе
Столовые общедоступные
Столовые школьные
Закусочные, бистро
Кафетерии
Буфеты
Цехи по выработке кулинарных икондитерских изделий
Цехи по выработкеполуфабрикатов, в том числе замороженных
Отделы кулинарии
Магазины кулинарии
Доля собственной продукции в оборотеобщественного питания составляет 72,3%.
Предпочтение отдаетсянациональной кухне Башкортостана.
Фармация
Аптечная сеть системыпотребительской кооперации начала свое развитие с марта месяца 1998 года. Запрошедшие 3 года получена 41 лицензия на 68 аптечных учреждений кооперативнымиорганизациями республики. В настоящее время 15 из них закрыто по причинеотсутствия фармацевтических кадров или средств на развитие. Товарооборот отпродажи лекарств в 1998 году составил 2 млн., в 1999 году — 12 млн. руб., в2000 году — 20 млн. руб. Наиболее рентабельно в этом направлении работаютАльшеевское, Давлекановское, Дуванское, Иглинское, Караидельское и Татышлинскоерайпо. Их ежемесячный оборот составляет более 100 тыс. руб.
Всего в системе — 65 аптечныхпредприятий, в т.ч. 6 аптек, 58 аптечных пунктов, 1 аптечный киоск.
Предприятия расположены в 41районе (в т.ч.в г.Уфе). Средняя площадь точек 12 кв.м. В основном аптечныепредприятия расположены в райцентрах.
Ассортимент аптечных предприятийвключает:
Лекарственные средства (кроменаркотических сильнодействующих);
Изделия медицинского назначения;
Парафармацевтическую продукцию;
Премиксы для домашнего скота иптицы (в сезон).
В апреле 1999 года на базеБашпотребсоюза было создано специализированное потребительское общество«Башкоопфармация». Учредителями выступили: Дуванское, Иглинское,Давлекановское, Чекмагушевское, Бакалинское, Дюртюлинское, Караидельское райпои Башпотребсоюз. За 2 года существования паевой фонд предприятия сформировантолько на 60%. По состоянию на 2008 год потребительское общество объединяетоптовый склад и 8 аптечных пунктов, которые расположены в г. Уфе, г. Мелеузе,с. Кармаскалы, с. Бураево. Для создания конкурентоспособной, рентабельнойорганизации, занимающейся фармацевтическим бизнесом, необходимо объединитьаптечные учреждения райпо в единое звено на базе ПО«Башкоопфармация».
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙКООПЕРАЦИИ
Проблема продовольственногообеспечения населения в настоящий период времени наиболее актуальна.Традиционно в стране не сложилось экономической теории продовольственногопотребления, следовательно, целостной продовольственной политики. Эти вопросырассматривались изолированно применительно к сельскому хозяйству и пищевымотраслям. Считаем, что в современных условиях проблема производства продуктовпитания должна рассматриваться комплексно, это не только и не столько аграрнаяполитика, но и политика развития продовольственной инфраструктуры, инвестиционныхприоритетов в продовольственных цепочках межрегиональной торговли и т.д. Именноэтим объясняется необходимость исследований, которые позволяют сформироватьадекватную новой экономической ситуации продовольственную политику региона.Кроме того, особая социальная и стратегическая значимость производствапродовольствия, его кризисное состояние и недостаточность проработки вопросовустойчивого развития актуализирует необходимость данного исследования.
Идея современногопотребительского общества заключается в осуществлении эффективных цепочеквертикальной интеграции. Данное направление является эффективным инструментомснижения издержек и, следовательно, реализационных цен на продукцию, смягченияриска хозяйствования, усиления контроля над товародвижением, устраненияизлишних посредников, уменьшения потребности в оборотных средствах, такжепомогает решить специфические трудности агропромышленного комплекса, такие какдиспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, монополиюперерабатывающих предприятий.
Необходимость вертикальнойинтеграции доказана практикой развитых стран. Так, в Японии доля кооперативов всбыте сельскохозяйственной продукции достигает 95%, в Швеции, Дании, Норвегии,Финляндии на кооперативы приходится больше 70% сбыта сельскохозяйственнойпродукции и до 55-60% поставок фермерам средств сельскохозяйственногопроизводства.
Развитие вертикальной интеграцииспособствует объединению не только кооперативных организаций, но и предприятийдругих форм собственности. Становление вертикальной интеграции наряду сразвивающейся горизонтальной кооперацией позволяет создать целостнуюкооперативную систему, обусловливающую интегрирование отдельныхтоваропроизводителей в агропромышленном комплексе. На рис. 1. предложена схемапотребительского кооператива по переработке и реализации зерновой продукции.
/>/>Крестьянские (фермерские)хозяйства
/>Предприятие по переработкезерна
/>
/>/>Потребительский кооператив
/>Промышленное предприятие
/>
Предприятие торговли
Рис. 1 — Вариант кооперации попроизводству, переработке и реализации зерновой продукции
потребительскийкооперация региональный рынок
С учетом вышесказанного, намиобосновано, что в развитии кооперативной системы с элементами интегрированиябольшую роль может сыграть потребительская кооперация, охватывающаяобслуживание, снабжение, переработку, реализацию продукции. В большинстверегионах России кооперация в основном представлена производственнымикооперативами, которые занимаются производством, хранением, переработкой исбытом продукции. Кооперативы также являются участниками формирующихся оптовыхпродовольственных рынков, торгово-закупочных фирм сельскохозяйственного сырья,обеспечивающих товаропроизводителям выход на рынок продукции и продовольствия.
Вертикальная интеграция, основаннаяна использовании экономического механизма учитывает как взаимные интересыучастников интеграции, так и развивает взаимовыгодные интеграционные связи.Модель экономического механизма вертикальной интеграции производителей иперерабатывающих предприятий, организаций, осуществляющих сбыт продукциипредставляет собой совокупность взаимосвязанных организационно-экономическихметодов воздействия на интересы всех участников и согласованный режимфункционирования всех звеньев технологического процесса.
Интеграцию необходимоосуществлять не только за счет активизации заготовительной деятельности путемдавальческих и договорных схем с фермерами, населением и коллективнымихозяйствами, но и введения в состав потребительских обществсельскохозяйственных товаропроизводителей как юридических лиц.
Такая кажущаяся абсурднойпозиция (кто сейчас стремится к присоединению увязшего в долгах крестьянина?)на самом деле позволит не только укрепить сырьевую базу переработки, но иувеличить добавленную стоимость, без которой невозможно расширенноевоспроизводство.
Совершенствование межотраслевыхотношений позволит решить проблему взаиморасчетов – преодоление кризисанеплатежей и оптимальное распределение выручки от реализации конечной продукциимежду различными отраслями агропромышленного комплекса в соответствии среальным вкладом каждого товаропроизводителя, создаст условия для устойчивогоразвития рынка продовольствия.
Поддержка и стимулированиесоздания интегрированных агропродовольственных образований, в том числе с участиемгосударства, выдвигаются в качестве актуальной задачи государственногорегулирования.
Основные преимуществавертикальной интеграции с учетом особенностей функционированияпотребкооперации: преодоление монополизма, концентрация денежных средств в рукахсамих товаропроизводителей, сохранение заинтересованности в производстве,сбыте, распределении продукции и других положительных экономических исоциальных результатах.
Между потребительским рынком исамообеспеченностью региона существует взаимосвязь, которая носит двойственныйхарактер и проявляется в следующем. С одной стороны, уровень самообеспеченностиопределяет степень развития потребительского рынка. С другой – чрезмернаясамообеспеченность может привести к замкнутости региона, отходу от рыночных законови принципов, к натурализации хозяйства.
При определениисамообеспеченности региона потребительскими товарами необходимо учитыватьспецифику региона, а также наличие объективных условий и тенденцийрегионального развития.
Дифференциация в уровнях самообеспеченностирегиона некоторыми продовольственными товарами объясняется рядом причин, средикоторых можно выделить аграрную специализацию региона, достаточно низкуюконкурентоспособность производимых в регионе товаров, относительно низкийуровень потребления, недостаточное участие региона в межрегиональном разделениитруда. При решении данных задач роль потребительской кооперации должназначительно усилиться.
Анализ деятельностиБашпотребсоюза также показал, что потребительская кооперация имеет возможностьнаращивания объемов производства макаронных и кондитерских изделий.
Для кондитерского производстваперспективными направлениями являются: освоение новых типов оборудования,переход на упаковку в картонную тару.
В хлебопекарной и макароннойпромышленности необходимо разрабатывать формы интеграции и механизмвзаимоотношений между сельхозпроизводителями зерна и хлебопекарнымипредприятиями, развивать и совершенствовать технологические процессы сприменением экологически чистых технологий. А также необходимо наладитьпроизводство и выпуск нетрадиционных видов продукции.
Для увеличения долипотребительской кооперации в самообеспеченности региона колбасными изделияминеобходимо внедрять безотходную переработку мяса, что способствует увеличениюстепени использования мясных ресурсов.
Все это окажет положительноевлияние на стабилизацию положения кооперативных производственных предприятий напотребительском рынке региона.
По развитию производстваколбасных изделий планируется за период до 2010 года расширить ассортиментпутем производства новых видов консервов из говядины, свинины,мясо-растительных продуктов. Намечается внедрять безотходную переработку мяса,активно осваивать порционную и сервировочную нарезку изделий с последующейреализацией в вакуумной упаковке, использовать комплектующие пищевые добавки,позволяющие повысить выход готовой продукции, вырабатывать новые видымясопродуктов повышенной пищевой и биологической ценности, заданного состава,полуфабрикаты и кулинарные изделия.
Промышленными предприятиямипотребительской кооперации также производятся безалкогольные напитки;кондитерские, булочные, бараночные, макаронные изделия; консервная продукция;осуществляется разлив вина, копчение, соление рыбы; перерабатывается молоко.Активно организовываются малые производства по переработке сельхозпродукции,для этой цели устанавливаются крупорушки, зернодробилки, мельницы, маслобойки,мини-пекарни.
Особенностью деятельностисистемы потребительской кооперации является то, что обслуживает она в основномсельское население, в этой связи необходимо ориентироваться не на объемыпроизводства, а на потребности покупателей. Поэтому промышленным предприятиямрегиональной потребительской кооперации необходимо расширять ассортиментпроизводимой продукции, организовать необходимые для населения видыпроизводств.
Сейчас выигрышной рыночнойстратегией в области производства продовольствия является ориентация на прямыхпокупателей, постепенное высвобождение предприятий из цепких лап перекупщиковготовой продукции. Предприятиям потребительской кооперации, производящимпродовольственные товары, необходимо стремиться открывать собственные магазины,вести выездную торговлю (автолавки) Это позволяет оставлять на предприятии тучасть прибыли, которую присваивали посредники.
Заключение
До настоящего времени вопросыпродовольственного обеспечения населения региона на основе эффективногопроизводства продовольствия потребительской кооперацией изучены недостаточно. Всовременных условиях большинство сельских производственных предприятий не можетэффективно работать, не адаптировавшись к условиям рынка. Необходима гибкость,умение реагировать на запросы покупателей, больше внимания уделять оценкеотдельных изменений в производственной сфере и на рынке продовольственныхтоваров, маркетинговой деятельности, анализу положения и действий конкурентов.
Традиционно в стране несложилось экономической теории продовольственного потребления, следовательно,целостной продовольственной политики. Эти вопросы рассматривались изолированноприменительно к сельскому хозяйству и пищевым отраслям. Именно этим объясняетсянеобходимость исследований, которые позволяют сформировать адекватную новойэкономической ситуации продовольственную политику региона. Кроме того, особаясоциальная и стратегическая значимость производства продовольствия, егокризисное состояние и недостаточность проработки вопросов устойчивого развитияактуализирует необходимость данного исследования.
Идея современногопотребительского общества заключается в осуществлении эффективных цепочеквертикальной интеграции. Данное направление является эффективным инструментомснижения издержек и, следовательно, реализационных цен на продукцию, смягченияриска хозяйствования, усиления контроля над товародвижением, устраненияизлишних посредников, уменьшения потребности в оборотных средствах, такжепомогает решить специфические трудности агропромышленного комплекса, такие какдиспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, монополиюперерабатывающих предприятий.
Список литературы
1. Дахов И.Г. Кооперативы и социальная защита// Вестник государственногосоциального страхования. — 2007. — №1.
2. 3ахаров И.В. Почему население России слабо использует кооперативнуюформу организации?// Вопросы статистики. — 2003. — №7.
3. Ашихмина О.А. Социально-экономическая миссия потребительскойкооперации// Достижения науки и техники АПК. – 2004. — №4.
4. Ефремовам Г.М. Принципы международного кооперативного движения.//Проблемы развития рынка потребительских товаров: Материалы к научно. – практ.конф. Ч.1. – Новосибирск ,2005.
5. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2012 года. //Деловой вестник, № 4, 2008.
6. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 года.Москва: Центросоюз Российской Федерации, 2001.
7. Наговицина Л.П. Влзрождение демократических принципов функционированияпотребительской кооперации Сибири // Кооперация Сибири: опыт, уроки,перспективы: Сб. научн. Трудов/ Ред. А.А. Николаев. Вып. 1. Новосибирск, 2004.
8. Барчук И.Д., Ващенко А.Н. Проблемыи перспективы развития кооперации.Волгоград. 2008.
9. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика,2006.
10. БернвальдА.Р., Циховский А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночнойэкономики: Проблемы человеческих отношений. – Новосибирск: ВО «Наука», 2006.
11. РазанасоваЕ.А. Состояние деятельности потребительской кооперации РФ. М., 2006.
12. МаксимоваО.И. Проблемы развития потребительской кооперации в современных условиях.Перспективы развития регионов России в XXI веке: Межрегион. науч.- практ. конф.молодых ученых – специалистов, 8-10 октября 2002 года /ФГОУ ВПО ИжГСХА. Т 2. –Ижевск: Изд-во ФГОУ ВПО ИжГСХА, 2003.
13. МаксимоваО.И. Потребительская кооперация в решении социально-экономических проблем села.Научное обеспечение АПК. Итоги и перспективы: Материалы всероссийской науч. –практ. конфер. / ФГОУ ВПО ИжГСХА. – Ижевск: Изд-во ФГОУ ВПО ИжГСХА, 2005.
14. ЗиберН.И. Потребительские общества/ Кооперация. Страницы истории. М., ИНФРА-М, 2008.