Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положительного отношения к природе

ГЛАВЛЕНИЕ
1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке иприменению
2.Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий
5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительнойдеятельности и развития творчества у детей
Практическаячасть
Списокиспользуемой литературы

1. Определение игровыхприемов обучения. Общие требования к их разработке и применению
Развитие творческойличности ребенка – современное требование общества к системе образования. Вдошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которойинтенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего,творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучениидетей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.
Продуктивные видыдеятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – наразных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенокчасто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются междусобой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветерсрывает листья с ветвей и т.д.
То, что дети легкообучаются «играючи», заметили и доказали многие педагоги и ученые:К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всемиисследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересомдетей к игре. Именно поэтому игру можно использовать “…как механизмперевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович)
В детском саду назанятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы иприемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую,специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В нихсоединяется применение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласнопринятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решениюпоставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, ивоспитателя на данном занятии.
Прием обучения — болеечастное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельностина занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методымогут выступать в качестве только приема и не определять направление работы назанятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в началезанятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, тов данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкойзадачи — организации начала занятия.
Использование моментовигры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действеннымприемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании иобучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствоватьпривлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления ивоображения.
Игровые приемы – этоспособы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путемпостановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий,направленные на обучение и развитие детей.
Отличительнойособенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладениядетьми способами сюжетно – ролевой игры.
Именно достоинствасюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того,чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детейаппликации:
во-первых, благодаряигре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
во-вторых, обеспечитьдетям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированиюигры.
При использованииигровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру,так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить системув приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбортех или иных методов и приемов зависит:
Ø   отсодержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительнойдеятельности;
Ø   отвозраста детей и их развития;
Ø   отвида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где вцентре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, восновном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которыепомогают ребенку восстановить в памяти виденное.
В разных видахизобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образсоздается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетныхтемах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, какотдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задачарешается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг отдруга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специальногообъяснения или показа работы.
Ни один прием нельзяиспользовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материалазанятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы иприемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому ведином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляетматериально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, словопомогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого иизображаемого.

2. Виды игровыхприемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
Преподаватель по изобразительнойдеятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения,их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детейоб окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей.Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительнойдеятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровыхприемов на каждом занятии.
Какова же спецификаигровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решениедидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимальнопохожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем болееважно, что в отличие от «настоящей» свободной игры игру на занятиипредлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна бытьигровая задача.
Игровая задача в этихприемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровыхдействий. Например, воспитатель говорит детям: «Поможем белочке сделатьзапасы на зиму» или: «Подумайте, на чем можно отправиться в космос»;«Построим кошке дом».
В процессе использованияигрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом,происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что запостановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобыотправиться в космос необходимо стать космонавтом, «построить»ракету, при этом «ремонтировать» неровные корпуса ракет, «отмыть»грязные стекла иллюминаторов, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планетыи т.п.
В условиях игровогодействия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто».Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным,практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительнымдействием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад);звукоподражанием (я – шофер, я везу зерно… би-би-би).
Таким образом, игровыеприемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игровогозамысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровыхдействий, направленные на обучение и развитие детей.
Преподавателю поосновам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задачи игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и ихинтересам. Поэтому в ходе своей работы педагог должен ориентироваться натребования программы, базовой программы детского сада, и планировать своизанятия в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами,осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка. Важнейшим при этомявляется опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение «педагогикиуспеха»). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детскихиграх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли.Поэтому содержание игровых приемов строиться с использованием содержания игр детейконкретной группы и их любимых игрушек.
При разработке игровыхприемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и осоответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемынадуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданнойситуация, когда на занятие приходит кошка и приносит корзинку с лентами, послерассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бырисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничныеплатья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные,немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.
Хорошее знаниевоспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событийважно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих имигровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровойимпровизации в условиях занятий. Это требует порой непредвиденное развитиерисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичнымимазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робкоработающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: «Ну,Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя».Удивленный и обрадованный «ожившему» рисунку малыш не только «подсыпал»снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыгралдетский рисунок, «прокатив» по горке зайца. Такая легкость и свободавоспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не толькоизобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делаютобучение радостным и интересным.
Кроме того, очень важночтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал напроисходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение,радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувствемеры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном,незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходимакультура выражения чувств.
Воспитателю следуетпомнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с цельюруководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным,способствовал развитию чувств, воображения, творчества.
Учитывая своеобразиеигровых действий детей и особенности игры, воспитатели применяют на занятиях поизобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов,игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрываниенезаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей ивзрослых.
Игровые действия визобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее емуразвивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируютсяизобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способывыполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которыеможно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений,умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этойоснове детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческиеспособности.
Игровые приемы воптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказываютблаготворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала,художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышаюту дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируютсамостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительныезадачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенностьв своих силах.
3. Методикаиспользования игровых приемов в разных структурных частях занятия
В игровых приемах можно ставитьразные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующиедействия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, подвлиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими ипонятными образы петушка, матрешки и др. Обыгрывая игрушечного петушка, длякоторого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенныедействия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т. п. Кроме того,ребенок сам может показать (ему это интересно), как петушок ходит, клюетзернышки, передать его взаимоотношения с другими персонажами (лисой, котом и т.п.).
Воспитатель в процессе обыгрыванияпредлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать,например, говорит: «Посмотри, какая дорожка длинная получилась».Затем на этой дорожке появляется зайка. Педагог имитирует его движения иприговаривает: «Зайка скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. Вот какаядлинная дорожка».
Большие возможности для обогащенияобраза представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, и онисмело черкают на листе. В таком нагромождении линий можно увидеть и дорожку, икрышу домика, и пр. Например, зайчик бежит по дорожке и, удивленный,останавливается: «Что это такое? Кажется, крыша. Это домик? Кто там живет?Тук-тук, кто-кто в домике живет, кто-кто в невысоком живет?». Подобноеобыгрывание вызывает интерес у ребенка, сосредоточивает его внимание на самомрисунке (лепке), что очень важно для становления изобразительной деятельности.
Задача воспитателя – подвести детей кизображению «по замыслу». С этой целью он как бы включается в процесс«черкания» и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставитьизобразительную задачу.
Обыгрывание детских рисунков особеннополезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе: вусловиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу,охотно идут на повторное изображение.
Так на игровой основе педагогосуществляет формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интересак деятельности, закрепление элементарных технических навыков.
Например, под известную песенку «Влесу родилась елочка» появляется силуэтное или полуобъемное изображениеелки. Воспитатель и дети разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник,предлагают украсить: повесить разноцветные игрушки, «зажечь» фонарикии т. п.
Затем обыгрывается выполняемыйрисунок. Воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками: «зажигает»на елке фонарики, еще один, еще. Этот процесс представляет собой игровоеупражнение. Такие игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяютв увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоениекоторых необходимо и возможно только при многократном их повторении.
В конце занятия обыгрываются готовыерисунки. Это может быть хоровод вокруг елочки: «Теперь она, нарядная, напраздник к нам пришла…» Или инсценирование песни: дети изображаюттрусишку-зайку, серого волка и т. п. Использование элементов движений изхороводных, подвижных игр облегчает образное восприятие рисунка.
Изобразительная деятельность нетолько может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, передзанятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные «зайчики», амалыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик «прыгнул» на большой листбумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски –и «поймал» солнечного зайчика. Потом зайчиков «ловили»дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагогговорит: «Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от нихсветло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раззаглянул в группу и побегал по вашим рисункам».
4. Своеобразиеиспользования игровых приемов в разных типах занятий
В соответствии с методикой в началезанятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок(лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного).Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятнымнеобходимость выполнения рисунка (лепки). Это дает возможность подвести детей ксамостоятельной постановке изобразительной задачи.
Можно привлечь детей к показу способаизображения, от имени вводимого игрового персонажа, напомнить требования ктехнике рисования красками.
В процессе изображения используетсяприем обыгрывания создаваемого рисунка, а по окончании работы уже готового, сконкретным анализом и оценкой.
Дошкольник осваивает технику работы сматериалом, поэтому важно дать возможность почувствовать ее влияние навыразительность рисунка, поделки. Для этого воспитатель придумывает такоесодержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогаетим увидеть качество рисунка. Например, петушок прыгает на лесенку и едва непадает со «сломанной» ступеньки. Малыши объясняют, почему онаполучилась кривая. Показывают петушку, на какую лесенку можно встать.Безусловно, подобный анализ должен быть непродолжительным, предельно тактичным,без называния имен, без демонстрации неудавшихся рисунков.
Таким образом, игровая мотивациянаправлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятияили самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание иэлементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценкиполученного результата, данной воспитателем.
В реальных условиях дошкольногоучреждения в развитии изобразительной деятельности детей обнаруживаются разныеуровни. Особенно ярко это проявляется в самостоятельной деятельности дошкольников.В такой ситуации основной акцент должен быть сделан на индивидуальной работе.
Приведем ряд примеров. В группевсегда есть дети, которым плохо дается даже элементарное изображение. Надопоупражнять их, добиваясь достаточно быстрого выполнения трудных, а может быть,и не очень интересных для них изобразительных действий. Как это сделать? Можноиспользовать игрушки и с их помощью обыграть законченный, по мнению детей,рисунок. Например, ребенок с большим трудом нарисовал одно яблоко. Воспитательинсценирует ситуацию: прибежала мышка-норушка и «ам-ам» – съела яблоко.Педагог закрывает рисунок. Прибежала лягушка-квакушка: «А мне?»Прибежал зайчик-побегайчик: «А мне?» Воспитатель спрашивает: «Гдеже мышке и лягушке взять яблоко?» Если ребенок не догадывается, взрослыйсам ставит конкретную игровую задачу, требующую изобразительного решения: «Угостимышку и лягушку яблоками». Подобные игровые приемы направлены настимулирование повторных изобразительных действий.
Однако есть дети, рисующие смело иуверенно. Они не только охотно повторяют изображение, но и «оживляют»,обыгрывают его: девочка закрашивает часть яблока красным цветом. Затем увереннорисует красные яблоки, но меньшей величины: «Вот еще, еще, еще!»Обращается к мальчику, сидящему рядом: «Хочешь попробовать яблоко? Оновкусное». Тот отказывается. «Тогда я сама съем! Ам-ам-ам! Ой, каквкусно!» Подносит рисунок к лицу, чмокает губами, будто ест. Ребенокиграет легко, так как владеет разными способами выполнения игровых действий.Кроме этого,
у девочки сформирован навыкизображения округлых предметов. Нужно ли в данном случае вмешательствовоспитателя, и если нужно, то какое? Руководство взрослого поможет усложнитьизобразительно-игровой образ, придать ему большую выразительность. Например,воспитатель жестом как бы пытается взять яблоко за черенок (который ребенок ненарисовал): «Ой, черенка нет. Все яблоки без черенков и без листочков».Такой прием нацеливает на усложнение, расширение образа.
В том случае, если дошкольникотносительно хорошо овладел способом изображения, его можно нацелить насоздание других образов, объединяя их одним сюжетом. Путь воздействия –постановка игровых задач, не только развивающих сюжетно-игровой замысел, но иопределяющих изобразительный способ их решения, подведение к сюжетному рисунку.
Ребенок нарисовал солнышко.Воспитатель говорит: «Ой, как жарко! Кого греет солнышко? (Кузнечика.) Какон быстро прыгает! Притаился, спрятался, боится птицы, наверное. Где онпрячется?
В травке, под цветочком?» Врезультате рисунок усложняется, становится более выразительным.
Вот так в игре, интересно иувлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительныенавыки.
5. Особенности игровыхприемов и их применение в разных возрастных группах
Обучение рисованию вмладшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать болееэффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм иразвитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукойразличные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движенияпояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушкамотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуациизначительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментовв изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображениипредметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ейугощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладеваютумением расплющивать шар.
В средней группе детирисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишкастучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В концезанятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучшийпортрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести летвозможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшейгруппе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппаратырассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя вдетский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое нарисунке.
Младший дошкольныйвозраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт оченьбыстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценногоразвития.
Дети младшегодошкольного возраста, в изобразительной и конструктивной деятельности могутпередать строение предмета из нескольких частей, для этого необходимо ихзнакомить с обозначением пространственных отношений – выше, ниже, внизу, слеваи т. д. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обученияизобразительной деятельности. С этой целью изготавливаются дидактические игры «Разрезныекартинки», разные наборы мозаики: геометрической, сюжетной.
Игры-занятия проводятсяс подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатсяраскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета издвух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственномурасположению.
Основная цель этихупражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами,вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составитьпростейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания обокружающих предметах и средствах их образной передачи.
Полученный детьми вмладшем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений спомощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а такжеформирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на болеепоздних возрастных этапах.
Сформированные вмладшем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахожденииодинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренномуразвитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию,преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка вшколе.
Основные задачимладшего возраста включают обучение приемам выкладывания, вырезывания инаклеивания форм на бумагу. Когда мы говорим об обучении, то знаем что дети, невсегда проявляют интерес именно к учебному содержанию, процесс изображенияэмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений лишен для ребенкасмысла, и он действует без старания и интереса, ребенку во всей его деятельностинужна мотивация.
Для детей старшегодошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средствпередачи образа. Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенокиспытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемовв этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективнойизобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры.При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которойраскрываются взаимоотношения детей, осуществляется «обучение» игровыхперсонажей, разгадываются загадки.
Сюжетный мотив,определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единойтворческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участниксвободен в воплощении творческого замысла. Формирование замысла на основесюжетного мотива осуществляется в процессе знакомства детей с шедеврами детскойлитературы, посещения спектаклей, экскурсий.
На занятиях детивыступают в роли художников — мультипликаторов. Этот игровой прием вводится сучетом интереса детей к мультипликационным фильмам, а также их активности,жажды деятельности, наличия опыта в изобразительном творчестве.
На этапе подготовки кзанятию задача педагога — актуализировать опыт эстетического восприятияпроизведения искусства. Организуя беседу, педагог делится с детьми своимивпечатлениями, стимулирует активность детей, желание высказать свое отношение кгероям произведения, умение через слово определить художественный образ.
В вводной части занятияигровой прием помогает формированию замысла коллективной работы: дети получаютписьмо, в котором их приглашают принять участие в конкурсе мультфильмов.Впервые им предложена увлекательная, но незнакомая роль. Почувствовав некоторуюнеуверенность детей, педагог помогает детям обрести уверенность. Чтобы фильм посказке получился интересным, все вместе обсуждают и создают сюжетный мотив.Каждый ребенок в группе — это неповторимая творческая личность, поэтому онвыбирает тот момент в сюжетной канве, который ему близок, сокровенный смыслкоторого он смог бы раскрыть доступными изобразительными средствами.
Наступает моментвоплощения замысла. Его успешному осуществлению помогает прошлый опыттворческой деятельности детей в сюжетном рисовании. Но в данной ситуацииигровой мотив предъявляет особые требования к передаче сюжета — его смысловуюсвязность. У каждого участника творческой деятельности образы персонажей,воплощенные в композиционном решении, получают личностное преломление. В этойпротиворечивой ситуации заложен глубокий воспитательный смысл. Испытываяпотребность быть участником столь ответственной работы, каждый ребенок, с однойстороны, переживает свою сопричастность миру искусства, с другой, — только емупонятному, близкому миру переживаний, предпочтений, симпатий. На этом этаперождается «личностный смысл» искусства и творчества (А.Н.Леонтьев).
В конце занятия педагогприглашает творческую группу / режиссера, мультипликаторов, оператора /осуществить «монтаж» фильма. Первое обсуждение может вызвать споры,несогласие в группе. В процессе «монтажа» фильма на длинной ленте изплотной бумаги анализ результатов творчества органично вписывается в игровуюситуацию, активность детей проявляется в предложениях, дополнениях, оценках.Затем фильм «демонстрируют» с помощью телевизора, выполненного детьмина занятиях по конструированию. После просмотра и обсуждения фильм упаковываютв коробку и отправляют на конкурс. Целесообразно этап «монтажа» ипросмотра фильма осуществлять в свободное время, после занятий.
Задача развитияизобразительного творчества может мотивировться пробуждением у детейсопереживания, сочувствия, желания прийти на помощь. Экскурсия в богатыйсвежими весенними красками лес обогащает эстетический опыт детей. Грусть налицах детей появляется, когда они подходят к засохшему дереву на опушке. Послеэкскурсии на занятии педагог поведает детям о чудесном дереве, которому сейчасплохо, его заколдовал злой волшебник, и оно потеряло листья. Дереву помогутвсе, кто станет его другом. Педагог приоткрывает детям тайну: ведь листья надереве совсем не такие, как в лесу, они волшебные. Дерево живет потому, что нанем сохранился один волшебный лист. Дети подходят к мольберту, замирают перед«портретом» волшебного дерева, замечают один лист и взволнованносмотрят на педагога. Педагог снимает с ветки дерева волшебный листок,всматривается внимательно в него, предлагает детям потрогать его. Обращаясь ковсем доверительно, он говорит, что знает разгадку волшебства. Это волшебная палочка,которой нужно уметь правильно пользоваться, чтобы творить добро. Взмахомувлажненной кисти педагог «оживляет» лист, под тонким слоем акварелипроступает портрет персонажа знакомой сказки. Дети вспоминают технику«волшебных» рисунков, выполненных восковыми прозрачными мелками илисвечкой.
Оказывается, художникимогут быть добрыми волшебниками, если своими рисунками смогут взволновать,пробудить добрые чувства у каждого из нас. Конечно, дети знают, как помочьдереву, и они готовы это сделать. На столах уже лежат листья (листы белойбумаги, выполненные в виде листьев), волшебные карандаши из свечки, кисти иакварель. Чем больше друзей будет у волшебного дерева, тем быстрее можнопобедить злого волшебника. Дети рисуют на листах портреты персонажей любимыхсказок, а затем взмахом «волшебной палочки» — кисти с краскойоживляют листья. Дети дарят листья дереву сказок, и оно обретает много новыхдрузей. Звучит музыка, возвещая о победе над злым волшебником, дети подходят кдереву, радуются его возрождению.
Эвристический характеризобразительной деятельности детей стимулирует игровой прием, реализуемый попринципу: отгадай и дорисуй. Поисковая творческая деятельность сопряжена суспешным решением изобразительной загадки.  На этапе предварительной работыпедагог проводит викторину на тему «Мои любимые сказки». Цель данногоэтапа — активизировать работу памяти, воображения, формировать положительныйэмоциональный отклик на характер образов произведений.
Вводная часть занятияначинается с изобразительной загадки, которую педагог задает группе.Внимательно всматриваясь в незавершенный рисунок, дети стараются узнать в немзнакомый образ. Тот, кто отгадал первым, получает право дорисовать, завершитьрисунок и открыть конверт. Оказывается, это веселый медвежонок Винни. Он принесдетям целую книжку загадок. Если каждый правильно сможет дорисовать свойрисунок, а затем объединить их вместе в нужной последовательности, то всевместе дети смогут назвать сказку. Дети всматриваются в незавершенные рисунки,выполненные простым карандашом, а затем с помощью фломастеров рисуют отгадки. Когдавсе рисунки готовы, их раскладывают на столе так, чтобы Винни смог увидеть своюкнижку в картинках. Дети называют сказку и получают в подарок от веселогомедвежонка Винни книжку с этой сказкой, красочно иллюстрированной художником, асвою дарят Винни.
6. Значениеиспользования игровых приемов для становления изобразительной деятельности иразвития творчества у детей
Приоритетной задачейсовременной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействиевоспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностноговзаимодействия педагога с ребенком. Обучение изобразительному искусствуактивизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно,оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры вцелом.
Как известно, игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромноевоспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды,потребность в игре — одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте.В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности — общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонниминтересам ребенка, его потребностям в красоте.
Существенное значениеигры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях по изобразительнойдеятельности обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенкомположительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекаетребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявлениетворческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельностиусиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение,фантазию.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.        Игроваяситуация для детей младшей группы на занятии по рисованию на тему «Курицас цыплятами»( в первой части занятия).
Воспитатель читаетстихотворение В.Берестова ” Курица с цыплятами”
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Показывает детямиллюстрацию к стихотворению.
2. Игроваяситуация для детей средней группы на занятии лепкой на тему «Мышка-норушка»(во второй части занятия).
Накануне занятия воспитательрассматривает с детьми картинки, где нарисована мышка, беседует о ней. Детисами определяют, какой она формы, цвета, вспоминают, где она живет, что можетесть. Воспитатель спрашивает, какие сказки про мышку знают дети, подводит их квыделению характерных свойств животного: мышка маленькая, быстрая, с острымизубками и длинным хвостиком.
Начиная занятие, воспитательспрашивает детей:
— А про кого это говорят — норушка?
— Про мышку.
— Правильно. Мышка-норушка. Онамаленькая, живет в норке. (Достает игрушку и показывает детям.) Вот она!Сегодня мы ее будем лепить. Давайте подумаем, с чего надо начинать лепку.
— С туловища.
— Правильно! А какой оно формы?
— Овальное.
— Да, только там, где у мышки голова,немного острее. Вот посмотрите, как это сделать. У меня ком глины, я немногоотделю глину на ушки и хвостик. Из большого куска сначала скатаю шар, а потомслегка раскатаю его. Теперь один конец еще слегка раскатаю ладонями. Вот так.(Располагает ладони под углом друг к другу.) А сейчас пальцами сделаю кончик нетаким острым. Что еще есть у мышки?
— Ушки.
— А какой они формы?
— Круглые.
— Как их сделать? А вот так. Надоскатать два маленьких шарика и расплющить в ладонях. (Шарики приготовленызаранее. Воспитатель только расплющивает их.) Сейчас их нужно прижать ктуловищу по бокам заостренного конца, где у мышки мордочка. А какой у мышкихвостик?
— Длинный.
— Он весь одинаковый?
— Нет, у туловища толще.
— Правильно. Догадайтесь сами, какслепить хвостик.
3. Игроваяситуация для детей старшей группы на занятии по аппликации на тему сказки «Федориногоре».
Перед сюжетной аппликацией проводитсянесколько занятий по аппликации посуды. За день-два до занятия воспитательчитает детям произведение К. Чуковского «Федорино горе», показываетиллюстрации к нему, беседует о прочитанном. Начиная занятие, воспитатель говорит,что сегодня дети будут делать аппликацию на тему известного им стихотворения «Федориногоре».
— О чем там рассказывается, Таня?Правильно, о том, как посуда убежала от грязнули и неряхи Федоры. А еще о чем?
— Федора сказала, что будет мытьпосуду, и посуда пожалела ее и вернулась.
— А про какую посуду там говорится?
— Про тарелки, стаканы, чашки,чайник.
— Верно! Вот я сделала вам фигуркуФедоры, приклейте её. А вы сейчас сделайте посуду. Подумайте сначала, кто какуюпосуду будет вырезать. Оля, ты придумала, что будешь вырезать?
— Чашки с блюдцами.
— А Игорь?
— Стаканы.
— Можно вырезать разную посуду.Давайте сразу договоримся, что мы изобразим: как посуда убегает от Федоры иликак возвращается назад. (Просит сказать нескольких детей.) Все хотят, чтобы мыизобразили, как посуда убегает от Федоры. Она грустная, плачет, бежит за своей посудой.
В ходе занятия воспитатель помогаетдетям советом, показом.
В конце воспитатель одобряет действиядетей, показывает интересные, правильно выполненные работы. Воспитательговорит, что вечером они покажут эту работу ребятам других групп и родителям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        Божович Л.И. Очерки психологии детей. — М., 2006.
2.        Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальныхклассов). — Гомель, 2003.
3.        Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальнаяпедагогическая проблема. — Челябинск, 2006.
4.        Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.
5.        Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детскомсаду. — М., 2008.
6.        Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности иконструированию. — М., 2007.
7.        Косминская В.Б. Теория и методика изобразительнойдеятельности в детском саду. – М: Просвещение, 1977 г.
8.        Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002.
9.        Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподаванияв начальной школе. — М., 2007.
10.     Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка вдетском саду.-
11.     М.: Просвещение, 1978 г.