Роль психологических исследований в развитии дизайна

Реферат
 
На тему:

«Роль психологическихисследований в развитии дизайна»
Калуга, 2009

/>/>/>/>/>Введение
На первыйвзгляд дизайн и психология не связаны друг с другом, – ну разве что припостроении сайтов, когда учитываются индивидуальные желания заказчика. Но сфераприменения основ психологии может быть гораздо шире, вбирая в себя последниедостижения в этой области науки.
Архитектуруиногда поэтически называют застывшей музыкой. И действительно, влияние внешнегооблика здания, и особенно его внутреннего пространства, на человеческую психикусопоставимо с воздействием мелодии. Порой даже незначительный нюанс можетповергнуть в грусть или, наоборот, вызвать ощущение бодрости, прилив сил ирадость.
К счастью,канули в Лету те времена, когда в обустройстве интерьера руководствовалисьисключительно прагматическими соображениями целесообразности и утилитарнойпользы. Стремление полностью следовать в этом нередко весьма сомнительнымкритериям моды и престижа также перестает быть главным, зато на первый планвыходит личностный и психологический аспект дизайна помещения. Квартира иличастный дом постепенно становятся не просто пространством для жизни, асвоеобразным выражением внутреннего мира хозяев. Стиль жилища ориентирован,прежде всего, на создание комфортного и гармоничного психологического климата,а при тщательном подборе всех составляющих оформления может служитьсвоеобразным пассивным психотерапевтом.

/>/>/>/>1. Психологическиеисследования в дизайне
Психологическийдизайн исследует комплекс взаимодействий в системе «человек-среда». Этопсихологическое обоснование дизайна. Обоснование его причинности, егосуществования вообще, его составляющих в широком смысле и в каждом конкретномслучае.
Пси-дизайносновывается на данных общей психологии, социальной психологии (дизайн какканал медиа-систем), этнопсихологии, этнографии, социологии (подход с точкизрения глобализации дизайна), философии, культурологии, синергетики, информациологиии физики.
Пси-дизайнассимилирует данные всех способов познания действительности – науки, искусства,религии и т.д., а также эмпирически накопленных знаний традиционных учений.
Структурапси-дизайна включает рассмотрение двусторонних связей между человеком и средой:видеоэкология, цветосветопсихология, психология формы, психологияматериаловедения, психология композиции, психология индивидуальных различий ипр.
В прикладномаспекте пси-дизайна выделяется три основных раздела:
– формированиецелостности представлений о среде существования человека (другими словами,диагностика среды как точки приложения преобразовательного воздействиядизайна),
– методикиисследования конкретных ситуаций и взаимодействий в системе «человек-среда»,
– дизайн-рецептформирования среды.
Пси-дизайнразвивает нестандартность и самостоятельность мышления, креативность, широтувзгляда на мир вещей и Природу, их связи. Овладевшему им открываются новыебездонные источники для творчества, вдохновения, интуиции. С этого моментажизнь становится яснее, осмысленнее, ярче, интереснее, «вкуснее», качество еёповышается во много раз. И никакого колдовства.
Психологияинтересна каждому, потому что она касается каждого. Потому что она о тайнахпсихики, она глубоко знает про нас даже то, чего мы не знаем сами. Якобы незнаем. На самом деле не так глубоко, не всё и не всегда правильно. Ностарается. Проводит исследования, собирает статистику, анализирует. Частоувлекается теоретизированием и умствует как наука ради науки. Но прикладная еёчасть работает, хоть и не на сто процентов. Всё же основные разработки сделаныбыли давно и, что главное, на Западе. Основой явилось европейское мышление. Какиспытуемых, так и психологов.
В итогеметодики не полностью ложатся на российский менталитет, а часто и вовсе не подходятдля понимания «загадочной российской души». Строго говоря, как нельзясравнивать между собой интеллект представителей разных культур, так нельзя применятьи приёмы, созданные в ином менталитете для анализа иной ментальности.
К дизайну впоследние годы проявляют повышенное внимание. Во-первых, это новое для насявление. Во-вторых, интересное. Наконец, просто красивое. И мало ктодогадывается, насколько влиятельное. В смысле влияния на человека в качествесредового фактора. Никто уже не спорит о важности экологии как фактора среды.Более того, все беды теперь помещают в этой области. Но не меньшее влияние начеловека оказывает предметная среда. С этой точки зрения на дизайнере лежитответственность за то, чтобы это влияние было положительным, а не отрицательным.Это отдельная тема, но скажем, что нарушение правил видеоэкологии можетпривести к заболеваниям, в том числе спровоцировать психические расстройства. Ини за что не догадается заболевший, что причина в плохом дизайне.
Втораяпричина в том, что дизайнер зачастую не может встать на позиции заказчика иконструировать среду под него. Исполняя заказ, он выражает своё мировоззрение,руководствуется своим вкусом. Недаром почти все жалуются на психологическиепроблемы с заказчиком как основные. Это уже стало общим местом. Дизайнер такойже человек со своей системой взглядов и даже если он старается подстроиться подвкус заказчика, редко попадает в «десятку». Недостаёт объективности.
К тому жедизайнеры часто поступают нечестно, они «берут заказчика в оборот», навязываютсвой вкус и пристрастия. Многие это делают ненамеренно. Отчасти из-за того, чтозаказчик сам не знает, чего хочет. И даже если он сформулирует свои пожелания,вовсе не факт, что в реализованном виде они не навредят ему в дальнейшем. Ведьжелание заказчика может быть продиктовано настроением, модой, чьей-топодсказкой.
Чтобы бытьчестным в профессии, надо признать, что дизайнер, хоть он и художник, всё жечеловек из сферы услуг. То есть «чего изволите». Дизайнер обязан (буквально какврач) любить всех своих заказчиков (пациентов), любить все стили (болезни), всецвета (синдромы) и фактуры и умело ими оперировать. Но даже этого не хватает.Не хватает инструмента для объективизации дизайнерского решения.
Оказалось,однако, что создание такого психологического метода реально. Более того, он ужеразработан и опробован. Вся прелесть в том, что он помогает избежатьсубъективности с обеих сторон договора и с большей степенью достоверностиопределить, чего, собственно, хочет заказчик. В результате формулируетсяуникальный «дизайн-рецепт» для данного заказчика. Аналогично индивидуальномупошиву в ателье. Выдаются конкретные рекомендации по стилю, форме,пространству, фактуре материалов, свету соответственно психическому складуиндивидуума. Если заказчик семья, то выдаётся усреднённый общий рецепт без«вредных» факторов для какого-либо из её членов.
В итогедизайнеру удаётся выразить мировоззрение и самоощущение заказчика средствамиинтерьера. Непросто превратить клиента в соавтора (тогда невыгодно для дизайнерабудет выглядеть размер гонорара), а «сшить костюм по фигуре».
Весьмапримечательно также, что методика даёт реальную возможность оказыватьтерапевтическое воздействие средствами интерьера. Да, физика, в частности,новые ей разделы – синергетика и эниологии.
Конечно,справедливости ради надо сказать, что психологическая методика не прибор, дляиспользования которого надо знать несколько кнопок. Необходимо обрести минимумпсихологических знаний по интерпретации полученных данных. Но это вполнереально для обычного человека и не требует глубоких познаний.
/>/>/>2. Психологический подход к дизайнуинтерьера
Психологическийподход к дизайну интерьера условно включает в себя две основные функции.Наиболее распространена и общеизвестна гармонизирующая функция, когдаобстановка отдельной комнаты или всего дома отражает темперамент человека, егопривычки и мировоззрение. Задача такого помещения – формировать атмосферугармонии и покоя. Смелые и нетривиальные решения здесь едва ли оправданны.Фактически подобный прием предполагает пассивность интерьера по отношению к еговладельцу. Благодаря оптимальному сочетанию оттенков и фактуры отделочныхматериалов, а также элементов декора и аксессуаров интерьер подстраивается подтого или иного индивидуума, являясь продолжением его внутреннего «я».
Вторую,гораздо более интересную функцию можно назвать стимулирующей. Дизайн теперьиграет активную роль: он выгодно акцентирует те или иные особенности характераи темперамента владельца либо, наоборот, сглаживает и нивелирует нежелательныечерты. Например, такой интерьер способен уравновесить импульсивного холерикаили воодушевить склонного к депрессии меланхолика. Не секрет, что популярность Фэн-шуйв наши дни в значительной степени обусловлена разнообразием методов организациистимулирующего пространства, которые предлагает это древнее учение. Впрочем,последователи Фэн-шуй смотрят еще глубже, заявляя, что правильное обустройствоспособно таинственным образом влиять не только на психику обитателей дома, но ина события в их жизни, деловой и личный успех. Разумеется, идеальным можно былобы считать дизайн помещения, сочетающий в себе как стимулирующую, так игармонизирующую функции.
/>3. Дизайн стимулирующегоинтерьера
Дизайнинтерьера начинается с планировки помещений, с создания определенной структурывнутреннего пространства. С точки зрения психологии, такая структуризация имеетпервостепенное значение. Фактически она задает ритм жизни в доме и нередкодиктует конкретные модели отношений его обитателей друг с другом и гостями.Хотя вариантов пространственной планировки бесчисленное множество, их можносвести к двум основным типам: закрытый и открытый интерьер. Интерьер закрытоготипа подразумевает четкое и фиксированное деление единого целого на несколькоизолированных комнат, каждая из которых выполняет определенную функцию. Например,гостиная не может быть по совместительству столовой, а спальня – рабочимкабинетом. С психологической точки зрения здесь во главу угла поставлена приватность,и даже интимность жизни владельцев помещения. Открытый интерьер, напротив,является дизайнерским воплощением концепции доступного общества, демонстрирующегосвоего рода жизнь напоказ, активный, динамичный и коммуникабельный стильповедения и, возможно, приоритет общественных и деловых интересов над личными.
В наши днитакой тип структуризации жилища реализуется путем гибкой планировки помещения,организации просматриваемого из любой точки пространства, разделенного не накомнаты, а на функциональные зоны. Два столетия архитекторы добивались этого засчет анфилады смежных комнат.
Вопрос о том,на каком из типов планировки остановиться при формировании гармонизирующегоинтерьера, решается довольно просто. Тем, кто предпочитает уединение, избегаетшумных компаний и социальных контактов, подойдет интерьер закрытого типа, а улюдей, привыкших постоянно находиться в центре внимания и стремящихся к максимальномурасширению круга знакомств, подобный выбор нередко ассоциируется спсихологической камерой-одиночкой.
Разработкадизайна стимулирующего интерьера требует гораздо более ответственного итворческого подхода. Тактика шоковой терапии здесь, разумеется, неуместна.Компенсаторная психотерапевтическая идея стимулирующей планировки реализуетсяпосредством умелого использования двух основных приемов: сочетания интерьеразакрытого или открытого типа и наличия некоего промежуточного варианта – полуоткрытогожилого пространства. Попробуем разобраться, как это выглядит на практике.
Предположим,задача сводится к созданию стимулирующего интерьера для человека, ощущающегоопределенные трудности из-за своей замкнутости, некоммуникабельности ипостоянной погруженности в себя. Первый прием – единое открытоепространство вместо нескольких отдельных комнат общего пользования, с однойизолированной личной комнатой, которая служит гармонизирующим элементом. Второйприем – частичное ограничение степени изолированности каждой комнаты, когдамассивные стены заменяют легкими трансформирующимися перегородками, ширмами илистеклянными панелями.
Подход кпланированию стимулирующего интерьера для человека с импульсивным, холерическимтемпераментом будет прямо противоположным по своим целям, но во многом похожимна предыдущий вариант по практическому воплощению. Доминирующая тенденция здесь– усиление и выделение зон единого пространства с помощью мобильныхперегородок, зрительно уменьшающих объем отдельного помещения, но не вызывающихощущения полностью изолированной комнаты.
Не менееважно продумать цветовую палитру отделки, общую стилистику помещения, а такжемебели и отдельных предметов обстановки. При психологическом подходе к дизайнуинтерьера это наиболее ответственный этап. Единого универсального рецепта здесьнет и быть не может. Общие рекомендации допустимо давать, лишь исходя изусловной классификации темпераментов на холериков, сангвиников, меланхоликов,флегматиков и их психоэмоциональных характеристик. Современная психология вкачестве альтернативы предлагает аналогичную, по сути, градацию на экстравертови интровертов активного и пассивного типа. Разумеется, в чистом виде каждый изних встречается крайне редко – темперамент абсолютного большинства личностейможно отнести к смешанному типу.
Сангвиникамии холериками принято считать людей, которые не мыслят себя без бурной, кипучейжизни, постоянного пребывания в самой гуще событий. Холерик впечатлительнеесангвиника, причем его активность и динамичность нередко превращаются вимпульсивность, что порождает значительные трудности в систематической,целенаправленной деятельности. Сангвиники и холерики не бывают ретроградами иконсерваторами, поэтому в дизайне интерьера приветствуются самые смелыестилистические решения – от урбанизма и хай-тека до авангардной эклектики.Гармонизирующий тип интерьера, учитывающий сангвинический темперамент,предполагает максимально гибкую планировку и обширные открытые пространства. Вколорите отделки оптимальны теплые и светлые тона, например мягкие оттенкиоранжевого и желтого. Как правило, сангвиники и холерики отдают предпочтениекомпактной модульной мебели строгого, но одновременно элегантного дизайна.
Стимулирующийинтерьер может сместить довольно ровный темперамент сангвиника к холерическомутипу, либо, наоборот, к более спокойному и медлительному флегматическому. Впервом случае основной акцент в цветовой гамме отделки помещения падает наигру контрастов, например гармонизирующий для сангвиника терракотовый цветсочетается с насыщенным красным или черным. Второй вариант – смещениеосновного колорита в холодную часть спектра, а общей стилистики в помещения впользу нестареющей классики. А вот для холерика гармонизирующий интерьер вчистом виде, призванный поддерживать его и без того взрывной темперамент, едвали оправдан. Стимулирующий интерьер, основная задача которого – уравновеситьизлишне возбудимую психику холерика, формируется по тем же принципам, что исмягчающий интерьер для сангвиника, разве что воздействие красок здесь болеевыраженное.
Флегматики имеланхолики – полная противоположность сангвиникам и холерикам. Их жизненноекредо – покой, стабильность, защищенность от внешнего мира и полное отсутствиерадикальных перемен. Флегматик по своей натуре – закоренелый консерватор,питающий явную слабость к общепризнанным стандартам, тогда как меланхоликсосредоточен на внутреннем мире или, как сказали бы психологи, целикоминтроверсирован. Если позволить представителям каждого из этих психологическихтипов обставить жилье по собственному вкусу, то дом флегматика будет похож наантикварный магазин, а жилище меланхолика – на мастерскую художника. На основеэтого можно определить основные направления разработки гармонизирующего истимулирующего интерьера. В цветовой палитре преобладают приглушенныепастельные и темные тона, в случае с интерьером для меланхолика подойдетотделка с оригинальной фактурой или рисунком. Добиться стимулирующего эффектаможно за счет разбавления основной палитры более теплыми и живыми красками, атакже привнесением легкой эклектики в убранство помещения. И наконец, приорганизации психологически ориентированного интерьера для человека,относящегося к смешанному типу темперамента, следует с самого началаустановить, какие особенности эмоциональной сферы желательно активизировать, акакие ослабить. Часто для этого нет необходимости затевать масштабнуюперепроектировку квартиры. Достаточно выделить стимулирующую зону в какой-либочасти помещения, например, в комнате для отдыха./>
4. Психологическое воздействие цвета
Психологическоевоздействие цвета базируется на физиологии нервной системы – как высшей (корыголовного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы – взаимодействиепроцессов раздражения и торможения. Всякий внешний фактор, воспринимаемыйорганами чувств, вызывает в коре головного мозга (или в подкорковых центрах),более или менее сильное раздражение, в ответ на которое возникает очагторможения. Так, после уличного шума мы стремимся к тишине, а после долгогопребывания в тишине нам приятна музыка, пение птиц, человеческие голоса.
Сменасостояний раздражения и торможения ощущается нами как смена эмоций, или сменасостояний психического комфорта и дискомфорта. При восприятии цвета в зрительныхцентрах мозга возникают очаги раздражения, в ответ на которые мобилизуются силыторможения. Так, фиксирование красного пятна вызывает в самом органе зрениязеленый цвет; так же всякий цветовой раздражитель порождает свой антипод,вызывающий торможение первоначального цвета.
Если же обаконтрастных цвета предъявляются одновременно, возникает ощущение гармонии, таккак в органе зрения эти цвета складываются и образуют белый (или почти белый)цвет, который равномерно загружает все три аппарата цветового зрения и темсамым обеспечивает наиболее комфортный режим работы глаза.
По признакувозбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный,оранжевый и желтый – возбуждающие; голубой, синий и фиолетовый – успокаивающие(тормозящие действие первых трёх); зеленый по природе своей нейтральный, т.е.двойственный по воздействию на психику и эмоции. Соответственно всякий цвет – ивозбуждающий, и успокаивающий – вызывает различные эмоции.
Красныйсамыйвозбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, притокэнергии, радость, желание двигаться, танцевать, эротические эмоции, стремлениек общению с людьми, к творчеству, религиозный экстаз.
Возбуждениеможет реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас,тревога, чрезмерное напряжение сил, болезненная эйфория, наркотическоедействие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость, неврастения, ощущениеопасности. С красным цветом соотносится холерический темперамент. В индийскойпоэтике красным кодируется гнев и ярость.
«Красное…воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска,…обнаруживающая ноту почти планомерной необыкновенной силы. В этом кипении ипылании… сказывается как бы мужественная зрелость. Светло-тепло-красное(Сатурн) …возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости,триумфа… Углубление его при посредстве черного опасно, так как мертвое черноелегко гасит пламенность и слишком легко может возникнуть тупое, жесткое, кдвижению малоспособное коричневое. Киноварь звучит подобно трубе и может бытьпоставлена в параллель с сильными барабанными ударами».
Спектральный желтыйцвет сравним с кадмием желтым светлым, лимонной, стронциановой, типографской«yellow». К более теплым и темным оттенкам относятся желтые охры, золотая ибронзовая краски.
Желтый цвет –привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевнуюлёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости,молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.
«В своейвысшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью,веселостью и мягкой прелестью. Он производит исключительно теплое и приятноевпечатление. Если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло,особенно в серые зимние дни, то… глаз обрадуется, сердце расширится, на душестанет веселее; кажется, что на нас веет теплом».
Загрязненныйи более темный желтый вызывает негативные эмоции: отвращение, брезгливость,отчуждение, неприятие. И.В. Гете пишет далее: (желтый) производит неприятноевпечатление, если он загрязнен или …сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цветсеры, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное. Такое неприятное впечатлениеполучается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагороднымповерхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному… Незначительноеи незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота вгадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращенияи неудовольствия. В. Кандинский ощущает желтый как красочное выражениебезумия, слепого бешенства, когда больной бросается на людей и расходует своисилы без плана и без предела. «Это подобно безумной расточительности последнихлетних сил в яркой осенней листве… Рождаются краски, лишенные совершенно дара углубленности…».
«Создаетвеселость, способствует общительности, ясности ума (и даже) освобождает отпроблем» (что, на наш взгляд, сомнительно).
Согласноиндийской поэтике, желтым кодируется откровение (просветление) и изумление, т.к.желтый вызывает именно такие психические реакции.
Спектральныйзеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную системуположительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет,бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействиеего обратно действию красного. Каждый человек может почувствовать это, находясьв лесу, в саду, на лугу. Если зеленый становится теплее и темнее, превращаясь вболотный, табачный, торфяной – он воспринимается как цвет гниения, распада, и вэтом качестве производит неприятное впечатление. Особенно благоприятноедействие оказывает зеленый на обитателей жарких стран. Мусульманский рай – этоцарство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которыхвозлежат праведники и райские гурии.
«Наш глазнаходит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают на нем… Длякомнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета».
В. Кандинскийощущает в зеленом неподвижность, покой, пассивность. «Абсолютно-зеленое естьпокойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвукарадости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Этопостоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и ихдуши, но после известного отдохновения может и прискучить… Пассивность естьсамое характерное свойство абсолютно-зеленого, причем это свойство как бынадушено некоторою жирностью, самодовольством. Потому зеленое в царстве красокесть то же, что в царстве людей буржуазия: это есть бездвижный, собою вполнедовольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной,здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевываниюи глядящей на мир глупыми, тупыми глазами».
В индийскойпоэтике зеленым кодируется отвращение.
Спектральныйсиний вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушаетсерьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим, связанфлегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительноевоздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир,свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.
«Как быволнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя… Каквысь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как быуходящей от нас… (синее) влечет нас за собой, вызывает чувство холода,напоминает о тени…Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся… просторными,но, в сущности, пустыми и холодными…Синее стекло показывает предметы впечальном виде».
В. Кандинскийотмечает главное свойство синего – глубину, бесконечность, сверхчувственность,покой, печаль. Светло-синее «приобретает более равнодушный характер истановится человеку далеким и безразличным…»
В индийскойпоэтике синим, кодируется любовь, т. к. это чувство во многих случаяхжизни приносит гибель и зло.
Выше изложеныданные различных исследователей о психологическом воздействии четырех основныхцветов. Остальные четыре цвета хроматического круга воспринимаются какпереходные между двумя основными: это оранжевый, голубой, пурпурный ифиолетовый (который ощущается как смесь красного и синего).
Оранжевый тонизирующийцвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающеедействие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этогораздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтомуи обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевуюнаправленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем онепосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийскойпоэтике оранжевым кодируется мужество.
Голубой – промежуточныймежду синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками – от светло-синего(называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы илиегипетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружениитипографский и компьютерный «cyan» – ядовито-голубую краску. Природные голубые,конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга,но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хороштолько при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.
Светло-синийцвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкогосвободного пространства.
Фиолетовый – крайнийцвет оптической области спектра, самый коротковолновой. «Фиолетовый – это какбы угасший красный – такой красный, на который набросили синий покров тьмы.Главное его свойство – двойственность воздействия на психику: он и возбуждает,и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов:одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску игрусть».
«Фиолетовыйне столько оживляет, сколько вызывает беспокойство».
Разбеленныйфиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-тоживое, однако лишенное радости».
«Фиолетовоезвучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый – этотакже оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающеедействие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется.
Пурпурный этоцвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое жедвойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее,чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым.И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности ивеликолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающемсвете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда». Апокалипсическийобраз здесь очень выразителен, т. к. в нем мистическое начало сочетается с«величественным великолепием», высокое напряжение духа с предчувствием гибели.
Один из оттенковпурпурного – малиновый – внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного,прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», – говорят в народе.
Ахроматическиецвета – так называют белый, черный и все промежуточные между ними – серые. Всеони имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всехдлин волн в равных энергетических долях. Однако, психологическое воздействиеахроматических цветов неодинаково – это обусловлено их энергетической мощностью– от максимальной в белом до минимальной в черном.
Белый – самый энергичный, онзаряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеиваетночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен идля людей, и для животных. Белый внушает представление о чистоте, о пустомпространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя,отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное,божественное.
Белый цветравномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтомуон нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.
Черный. В силу тождествапротивоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическуюдеятельность, усыпляет и снимает напряжение. Но если белый радует, то черныйвнушает печаль и депрессию. В белом – активность, в черном – пассивность. Белыйпризывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второйотрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты – напитка бессмертия;черный конь Бродского – посланник царства тьмы и смерти. Эти два цветанеразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознаниичеловека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.
Серый, этим словомназывают множество смесей из белого и черного: следует различать, по крайней мере,три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие ихразлично. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемымэмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него повоздействию на психику.
Средне-серый отличается от этих двухоттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживаетвозбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука,тоска, безнадежность. Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк,атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветреннойдревесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, сбольшими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действуетподавляюще и угнетающе.
Впрочем,природный пейзаж в северных странах, изобилующий ахроматическими цветами,по-своему прекрасен и достоин кисти живописца.
Различныеоттенки коричневого называют «полухроматическими». Такие цвета имеют такназываемые земляные краски: марс, сиена, умбра, сепия, нейтральтины.Натуральныекоричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, вокраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старойдревесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитнуюокраску.
Коричневый,подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу иусталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всёцветное, как могила: в этом цвете сохраняется явственное присутствиекакого-либо хроматического цвета – теплого или холодного. Поэтому он даже вбольших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, – онделикатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьереэтот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей, каковыесвойства переносятся на дом в целом – вместе с его обитателями.

/>Заключение
Цветоказывает на человека сильнейшее эмоциональное воздействие. При выборецветового оформления жилья необходимо прислушаться к своим чувствам. Невозможноперечислить все мыслимые сочетания цветов и оттенков, но один нехитрый способпозволит вам обуздать свое разыгравшееся воображение. Придумав цветовую гаммудля комнаты, нужно сопоставить психологический тип человека с впечатлением отбудущего интерьера. Впечатление может быть разным: может быть холодно илискучно, страшно или весело. Если впечатление не совпадает с психологическимтипом, то лучше изменить колористику.
Детская вквартире занимает несколько обособленное место. Специфические требования,предъявляемые к комнате маленького члена семьи, полностью относятся и кколористическому решению. Колорит детской должен быть светлым и теплым. Тольков таком помещении ребенку будет комфортно, он получит необходимую эмоциональнуюподпитку, пищу для воображения и, самое главное, ощущение защищенности.
Для стенможно выбрать теплые оттенки желтого, светло-зеленого, розовато-серого. Натаком фоне гармонично будет выглядеть не только детская мебель цвета светлогонатурального дерева, но и яркая, с поверхностями и обивкой насыщенных тонов(зеленого, красного, желтого), с ярким рисунком.
Если цветмебели классический, то колорит комнаты оживят яркие ткани для штор, подушек ит.д. Причем в различных элементах текстиля можно использовать всего одинобъединяющий их цвет, например, при зеленоватых стенах «добавка» из гардиняркого травяного оттенка с крупным цветочным орнаментом потребует поддержки ввиде покрывала или диванных подушек из ткани, на которой присутствует тот жезеленый цвет, что и на шторах.
В том случае,если стены в детской яркие, с сюжетным рисунком или орнаментом, ткани должнысмягчить активное впечатление. Для такой комнаты текстиль выбрать однотонный илис мелким не ярким рисунком.
Детскаякомната используется как спальня, но шторы в ней не стоит делать темными. Лучшесветлых тонов шторы посадить на непрозрачную подкладку, подобрав ее по цвету клицевой стороне штор.
При разработкеколорита детской комнаты не следует забывать и о том, кто будет жить в этойкомнате. Обязательное раньше деление: мальчик – голубые ленточки, девочка –розовые сегодня неактуально, но все-таки в первом случае допустима играконтрастов, технической или спортивной направленности сюжеты тканей и т.д., вто время как для девочки лучше использовать цветочные или сказочные композиции,решенные в пастельных тонах.
 

/>/>Список источников
1. Введение в проективнуюпсихологию. Бурлачук Л.Ф. – Киев.: Ника-Центр. Вист-С. – 1997.
2 Дизайн, 1000 советов. Зайцева А.А.М.: АСТ – Пресс Книга, 2005
3. Проективные методыисследования личности. Соколова Е.Т.М.: МГУ. 1980.
4. Психологические методыисследования в клинике. Гильяшева И.Н. – Л. – 1967.
5. Психология общения. Дридзе Т.М.,Реньге В.Э. – Рига.: МИПКСИХ Латв. СССР. – 1979.
6. Словарь-справочник попсихологической диагностике. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – Киев.:Наукова Думка. – 1989.