Роль психомоторики в жизни человека

Введение
Развитиепонятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиологаИ.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познанииокружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторикикак объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в пониманиидвигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическуюфункцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.
Психомоториканепременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности:речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма,эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции(ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находятотражение состояния человека, его типические особенности(экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательныеметодики широко используются в психодиагностике.
Закономерностипсихомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении такихпроизводственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность икоординация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которымиприходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и вдругих видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Чтотакое психомоторика
Вопрос о причинах движений человека с давних поринтересовал ученых — анатомов, врачей, философов. В начале нашейэры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов, нопричины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р.Декарт, создав основу рефлекторной теории, показал, что причиной движений можетбыть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Однакоэтим объяснялись лишь безусловно-рефлекторные двигательные акты. Природа жепроизвольных движений продолжала оставаться загадкой.
Впервой половине XIX века было сделано важное открытие,сыгравшее определяющую роль в представлениях о механизмах управлениядвижениями. Английский ученый Чарльз Бэлл установил, что помимо двигательныхнервов к мышцам подходят также чувствующие нервы. Он показал значениеафферентной иннервации мышц в качестве «обратной связи», несущей сообщения вцентры о том, что происходит на периферии, и создающей таким образом основу длявнесения коррекций в исполняемые движения.
Существеннымшагом вперед стал труд И. М. Сеченова«Рефлексы головного мозга», в котором была обоснована рефлекторная природапроизвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечнойчувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связьсо зрительными и слуховыми ощущениями.
И.М. Сеченовым введено в научный обиход и понятие«психомоторика». Ученый полагал, что каждыйрефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом. Так,он писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собойдействие, хотение будет тогда мотивом или целью, а движение — действием илисредством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольноедвижение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения.Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно.Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхностиголовного мозга называют психомоторными». В этих словах И.М. Сеченоваотчетливо обозначена мысль, что произвольные движения человека сутьпсихомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, какмотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения итолько потом — самодвижение. Этим связь движений с психикой не ограничивается.Психика не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательныхреакциях. Об этом писал С.Л.Рубинштейн (1954), критикуя исследователей, считающих,что «психологические моменты в человеческой деятельности являются внешнимисилами, извне управляющими движениями, а движения рассматриваются как чистофизиологическое образование, для физиологической характеристики которого будтобы безразличен тот психологический контекст, в который оно включено». Психомоторикаявляется объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных,идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972). Недаром И.М. Сеченовписал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельностисводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется лиребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнююлюбовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютонмировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом являетсямышечное движение». Таким образом, и психические процессы так или иначепроявляются в мышечных сокращениях или изменении мышечного напряжения (тонуса).Это дает основание некоторым авторам включать в психомоторные способности иинтеллектуальные (когнитивно-мыслительные) способности человека (В.П. Озеров, 2002). Однако вэтом случае психомоторные способности теряют свою специфику и приобретаютхарактер общих, неспецифических способностей. Думается, что автор допускаетлогическую ошибку, подменяя психомоторные способности психомоторной активностью. Последняядействительно включает в себя и перцептивные, и интеллектуальные компоненты, авот присутствуют ли они во всех психомоторных способностях, вопрос спорный. Длятого, например, чтобы обладать значительной мышечной силой, большого интеллектане требуется. Интеллект необходим, чтобы разумно распорядиться этой силой.
Другим спорным вопросом в понимании В.П. Озеровымпсихомоторных способностей является его утверждение, что психомоторные способности— ядро двигательных способностей.Осмыслить это невозможно, так как остается неизвестным, что именно авторпонимает под двигательными способностями. Если под психомоторными способностямион подразумевает только произвольное отражение двигательной деятельности засчет тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательныхпредставлений, воображения, памяти, т. е. чисто психический механизмсаморегуляции и самоконтроля, то почему в число психомоторных способностей онвключает максимальную силу, быстроту и выносливость, т. е. то, что в теориифизической культуры принято называть двигательными качествами? Кстати, такоепонимание В.П. Озеровым психомоторных способностей практически идентичнопониманию Б.Б. Коссовым (1989) двигательных способностей. Так, он пишет, что двигательныеспособности — это «разновидность способностей как психических образований,поскольку ведущий компонент двигательных способностей — самоконтроль исамоуправление двигательными действиями, где главная роль принадлежитпсихическим механизмам». В психомоторике человека имеется идругая существенная составляющая — умения (навыки). Недароманглоязычные психологи используют в этом случае два термина: ability и capacity. Первыйозначает умение выполнять действия или то, что может быть сделано человеком наданном уровне обученности и развития. Второй термин означает максимальныевозможности человека в отношении какой-либо функции, ограниченные еговрожденной конституцией и измеряемые тем пределом, до которого может бытьразвита эта функция. Речь, следовательно, в этом случае идет о двигательныхспособностях, качествах. Таким образом, психомоторнаясфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательныхкачеств (способностей). При подобном подходе самоконтроль исамоуправление двигательными действиями не отождествляются с психомоторнымиспособностями, т. е. качественными и количественными характеристикамидвигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость,координированность.
Роль двигательнойактивности и психомоторики в жизни человека
Прежде чем рассматривать вопросы, традиционноотносящиеся к психомоторике (двигательные умения и качества), представляетсянеобходимым остановиться на роли двигательной (психомоторной) активности вразвитии человека (в том числе и психическом) и обеспечении его нормальнойжизнедеятельности, поскольку эта роль действительно велика. Люди, как иживотные, живут, прежде всего, потому, что дышат, а дыханиеосуществляется благодаря расширению и сужению грудной клетки, которыеневозможны без сокращения и расслабления грудных мышц. Потребление пищи такжене обходится без участия не только жевательных мыщц, но и мышц рук. Познаваяокружающую среду, мы переводим взгляд с одного объекта на другой, а этостановится возможным благодаря работе глазных мышц. Общаясь друг с другом, мыразговариваем, и появляющиеся при этом звуки обязаны сокращению мышц рта иголосовых связок. Большинство поведенческих актов человека реализуется впроизвольных двигательных реакциях. И даже такойпсихологический феномен, как социальный статус в группе сверстников, казалосьбы, весьма далекий от рассматриваемой проблемы, тоже может зависеть отпсихомоторики. Выявлено, что физические качества и умения, свободное владениесвоим телом представляют одну из трех наиболее престижных областей в средесверстников, влияя на восприятие и социальный статус подростков, особенномальчиков (S. Harter, 1994).Поэтому без преувеличения можно сказать, что жизнь — это движение. И неслучайноодной из важнейших потребностей человека является потребность в двигательнойактивности.
Движения— это почти единственная форма жизнедеятельности, путем которой организм непросто взаимодействует со средой, но активно воздействует на нее, изменяя илистремясь изменить ее в потребном ему отношении.
Потребность человекав двигательной активности
Потребностьчеловека в двигательной активности, как и у животных, является врожденной. Вкаждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Длядетей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, толкаться столь же естественнои необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песенке поется: «Ау меня внутри есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Однакона протяжении онтогенеза двигательная активность изменяется волнообразно.
Достигнувпервого пика в 2-3 года, двигательная активность постепенно снижается, причем удевочек быстрее, чем у мальчиков. По данным Н.М. Ледовской (1972), среднесуточныйобъем локомоций у детей 5-7 лет составлял у мальчиков 7,1-9,0 км, а у девочек —6,4-7,7 км. Аналогичные данные получены Д.М. Шептицким (1972) на дошкольниках6-7 лет, Н.Т. Лебедевой (1973) и Р.А. Ахундовым (1970) — на школьниках младшихклассов. Однако впоследствии у школьников 8-9-х классов двигательнаяактивность увеличивается. Объем среднесуточной двигательной активности уучащихся 13-15 лет составляет 13,9-15,8 тысячи шагов. В старших классах, поданным А.С. Чеснокова, двигательная активность вновь снижается. Так,среднесуточный объем локомоций учащихся 10-го класса составляет 10,4-12,3тысячи шагов, что на 19-28% ниже уровня объема, наблюдавшегося у учащихся 7-гокласса.
Ю.Н.Чусов и В.А. Сковородко (1976) установили, что у взрослых с возрастом двигательнаяактивность продолжает снижаться. У лиц умственного труда, по данным А.Я. Гапона(1972) и К.М. Смирнова с соавторами (1972), среднесуточныйобъем локомоций составляет: от 30 до 40 лет — 8,6-11,8 тысячишагов, от 41 до 50 лет — 5,8-13,4 тысячи шагов,от 51 до 61 года — 8,5-9,8 тысячишагов. Таким образом, потребность в двигательной активности изменяется свозрастом волнообразно. Периоды увеличения (2-3 года и 8-9 лет)сменяются периодами снижения этой потребности.
Потребность в двигательной активности выражена уразных людей одного и того же возраста по-разному. Уровни этой потребностимогут отличаться друг от друга в два-три раза и зависят они от многих факторов,в том числе — от типологических особенностей проявления свойств нервнойсистемы, что подтверждает генетический характер потребности в движениях. У лицс преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу двигательная активностьзначительно выше, чем у лиц с преобладанием торможения по этому виду баланса. Выявлено также, что потребность в двигательнойактивности у лиц мужского пола выше, чем у лиц женского пола. Это видно изприведенных выше данных, а также из данных исследования Е.А. Сидорова (1984),который выявлял на урокахфизкультуры учащихся с высокой, средней и низкойдвигательной активностью. Во всех классах (с 1-го по 10-й) высокоактивных было больше среди мальчиков, анизкоактивных в ряде классов значительно больше встречалось среди девочек. Большая потребность мальчиков в двигательнойактивности приводит и ксвоеобразию их поведения в школе по сравнению с девочками. Они чаще ерзают иотвлекаются на уроках (более непоседливы), более шумно ведут себя на перемене,что приводит к увеличению нарушений ими дисциплины.
Учетиндивидуальной выраженности потребности в двигательной активности требуетдифференцированного подхода к определению оптимальных объемов двигательныхнагрузок, необходимых каждому человеку для его нормальной жизнедеятельности ихорошего самочувствия. К сожалению, предлагаемые некоторыми авторами возрастныеи суточные нормативы двигательной активности не учитывают этого фактора.
Конечно,подобные нормативы весьма относительны, поскольку потребность в активностизависит от сезона года (летом возрастает, а зимой снижается), профессии(уменьшение двигательной активности в зимний период больше выражено у лиц,занимающихся в основном сидячей работой — студентов, служащих, работниц швейнойпромышленности), а также от климатических условий, биологических ритмов и т. д.Поэтому скорее надо полагаться на механизм саморегуляции активности: человекдолжен двигаться столько, сколько ему требуется для удовлетворения потребностив движениях в каждый конкретный временной цикл. На этот механизм саморегуляцииуказала Н.Т. Лебедева: если дети по каким-либо причинам не смогли удовлетворитьсвою суточную потребность в двигательной активности, этот дефицит онивосполняют в последующий день, двигаясь больше, чем обычно. Тот же факт средивзрослых выявлен К.М. Смирновым с соавторами. Однако это возможно лишь в томслучае, если человек свободен в выборе режима своей жизни. К сожалению, условияжизни и деятельности такую возможность предоставляют человеку далеко не всегда.Так, например, школьные занятия, связанные в основном с сидячим образом жизни,приводят к нарастанию потребности в движениях к концу каждой четверти учебногогода, которая снижается лишь после каникул.
Низкаядвигательная активность в детстве к зрелому возрасту переходит в привычку, итакой человек находит множество причин, чтобы не повышать свою двигательнуюактивность путем, например, занятий физической культурой

Психомоторика как средство общения (речь, мимика, жесты)
Психомоторикаучаствует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Речьявляется вербальным средством общения и с точки зрения психомоторики — этоцелая последовательность отдельных движений языка, губ и голосовых связок,объединенных общим смыслом (экспрессивная речь в отличие от сенсорной речи,связанной с пониманием чужих слов). От этих движений зависят произношение,интонация, высота голоса и другие акустические характеристики речи, т. е. артикуляция. Экспрессивная речь регулируетсяцентром, названным по имени французского ученого П. Брока. Этотцентр находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария. Ученымипоказана тесная связь развития речи с развитием ручной моторики. Еще В.М.Бехтерев в 1929 году отмечал стимулирующее влияниедвижений руки на развитие речи. В исследовании М.М. Кольцовой (1973) былопоказано, что движения пальцев рук стимулируют нервные центры и ускоряютразвитие речи ребенка. Поэтому неслучайно серьезные нарушения артикуляциинаблюдаются у детей с тяжелыми поражениями функций верхних конечностей. Кисполнительным отделам речевого механизма преждевсегоотносится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможностьартикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуляционныйотдел, в своюочередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости,голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких.Чем больше разнообразных речевых звуков способна создатьартикуляционная система человека, тем больше у него возможностей дляобозначения разных объектов и явлений действительности с помощью фонетическитхсредств (с греч. phone— звук). В русском языкедостаточно богатая система фонетических средств — 41 самостоятельный звук-тип свыделением мягких и твердых согласных, сонорных, произносимых с участием голоса(М, Н, Л), шипящих. При произношении русских звуков практически незадействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните спецификукавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные для английского языка, а такжезвуки-дифтонги,двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийскихязыков). Впрочем, если учесть, что есть языки с очень лаконичной системойречевых звуков (например, 15 звуков в языкахнекоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считатьсядостаточно богатой.
Следуетотметить, что овладение навыками артикуляционных движений составляет довольно большуючасть общего речевого развития. Иногда, особенно при врожденных физическиханомалиях, например при заячьей губе или короткой уздечке языка, требуетсяпомощь со стороны медицины, иногда достаточно проведения коррекции с помощьюдефектологов, логопедов. Некоторые же особенности навыков произношения остаютсяна всю жизнь в виде акцента, по которому так легкоопределить доминантный язык, так называемый mother language — материнскийязык.
Невербальнымисредствами общения являются жесты, позы, мимика. Им приобщении людей друг с другом придавали большое значение еще в Древней Греции. Например,большое значение придавалось осанке. Мужчине полагалось держать голову высокоподнятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам идетям, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный всторону взгляд свидетельствовал о положительных для них качествах —стыдливости, скромности, покорности.
Большойпалец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения,был известен еще древним римлянам. Таким образом император давал знать послеокончания гладиаторского поединка, оставляет он побежденному бойцу жизнь илинет.
Вриторике начиная с Цицерона один из ее разделов посвящался внешнему выражению вповедении оратора.
Вовремена Эразма Ротердамского сидеть, положив ногу на ногу, означало выказыватьнеуважение к собеседнику. «Руки в боки» толковались как мужественный жест,допустимый в обществе военных. Гражданским же лицам подобного жеста следовалоизбегать. Ученый советовал остерегаться тех, кто покашливает во времяразговора: он считал ихлжецами.
Напротяжении многих веков полагалось, что если человек в чьем-то присутствиичешет голову или теребит одежду, то тем самым он выказывает к собеседникупренебрежение. Даже случайное соприкосновение с собеседником могло бытьистолковано как грубое нарушение приличий.
Неслучайнопоэтому в XVII-XVIII веках взападных странах издавались книги, посвященные правилам хорошего тона.Например, в 1735 году вышла в свет книга С. Ван Пара«Большая церемониальная книга о добронравии» объемом 500 страниц.
ВРоссии первой работой, посвященной языку тела, было сочинение С. Волконского,где автор излагает свою точку зрения на семиотику жестового общения каквыражение внутреннего состояния человека.
В 1939 году вышла трехтомная монография И.А.Соболевского, в которой автор изложил свой взгляд на невербальное общение. ПоИ.А. Соболевскому, структуру кинетической речи составляют: а) кинесинтагмы(кинетическое предложение), б) кинелексемы (кинетическое слово) и в) кинемы(простейший элемент кинетической речи). Учение о кинесинтагме составляетсинтограмматику; учение о кинелексеме входит в лексикологию; учение о кинемесоставляет кинетику (ан-тропокинетику). Автор распространяет свою схему на искусственносоздаваемую кинетическую речь, используемую, например, на производстве, когдазвуковая речь затруднена из-за избыточного шума. Изучение значения различныхжестов человека продолжается, свидетельством чему являются международныеконференции и сборники научных докладов, например, вышедший в Англии сборник«Жесты и умонастроения от глубокой древности до наших дней». Особую значимостьприобретает изучение жестов у различных народов, так как одни и те же жестымогут означать различное отношение к человеку. Например, прикосновениеуказательным пальцем к нижнему веку для флорентийца означает нечто лестное, адля жителя Саудовской Аравии этот жест оскорбительен. Девушка же из ЮжнойАмерики воспримет подобный жест как ухаживание. Для русских движения головойвправо-влево означает отрицание, несогласие, а для болгар, наоборот, согласие.В нашей стране постукивание пальцем по виску означает «ты что, ненормальный?»,а в Дании такой жест воспринимается в качестве комплимента интеллектусобеседника. Увидев соединенные в кольцо указательный и большой пальцы, в СШАподумают, что это означает выражение согласия, «о’кей», во Франции — «ноль», вЯпонии — «деньги», а в Тунисе — «я тебя убью». Потирание мочки уха всредиземноморских странах имеет 5 различных значений. Например, для испанцев,греков, мальтийцев и итальянцев этот жест будет оскорбительным, а португалец,заметив его, окажется польщенным. Жест из указательного и среднего пальцев,обозначающий букву V — победа—в Европевоспринимается однозначно, но только не у англичан. У них имеет значение, какойстороной кисть повернута к собеседнику. Если этот жест сопровождается поворотомладони к говорящему, он означает «заткнись».
Результатомисследования моторной невербальной коммуникации на Западе сталоформулирование Р. Бердвистлом (R. Birdwhistell, 1952)новой научной дисциплины — кинесики, посвященной изучениюповедения человека в его невербальныхпроявлениях, к которым относятся мимика (движение мышцлица), пантомимика (движения всего тела), «вокальнаямимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса),пространственный рисунок (выразительность, сила проявлениячувств, переживаний). «Кине» — мельчайшая единица движения, как бы буквадвижения тела, считываякоторую можно интерпретировать передаваемые через жесты или другие движениятела сообщения. По Р. Бердвистлу, все символические взаимодействия между людьмиимеют один и тот же ограниченный репертуар, состоящий из 50-60 элементарныхдвижений, жестов или поз. Поведение, считает он, складывается из кинем —элементарных единиц, точно так же как звуковая речь организуется изпоследовательности слов и предложений.
Самыепростые элементы телодвижений («кины») он обозначил символами. Начиная с глаз,он счел, что «О» является лучшим символом для открытого глаза, а «—» наиболееподходит для обозначения закрытого глаза. Подмигивание правым глазомобозначается так: (—О), подмигивание левым глазом: (О—). Открытые глазаобозначаются знаком (00). Бердвистл создал символы для туловища и плеч, руки икисти, ладони и пальцев, бедра, стопы и шеи, а также использовал особые знакидля указания направления движения (вверх, вниз, вперед и назад).
Разработанная этим ученым система фиксации жестов и мимикиполезна многим профессионалам, так как позволяет регистрировать и анализироватьсостояние другого человека, целесообразность использования определенных жестови т. п. Проведенный с их помощью анализ публичных выступлений преподавателей,политических деятелей может помочь улучшить эффективность их последующихвыступлений. Врач может лучше понять пациента, учитывая, что он сказал нетолько на словах, но и телом. Эта система может быть полезна актерам ибизнесменам, ведущим переговоры.
Другимнаправлением изучения невербального общения является постулированная Э. Холлом (Е. Hall, 1959) «пространственнаяпсихология», или «проксемика», которая изучает закономерности пространственнойорганизации общения, влияние на общение расстояния между людьми и ихпространственной ориентации.
Жесты.Невербальные жестовые проявления, как произвольные, так и непроизвольные,первоначально, в довербальный период эволюции человека, были самостоятельнымсредством коммуникации (G. Hewes, 1977; A. Kendon, 1981; С. Hockett, 1978), а ввербальном периоде развития закрепились в качестве полусознательноговыразительного средства, сохранив функции предыдущего этапа: защиты (неприятия,отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидания,ритуалов и переходных состояний). Для наблюдателя жесты предстают в качествесимволов специфического языка образов.
Классификациижестов. Первая попытка классификации жестов была предпринята Д.Эфроном (D. Efron, 1972). Он выделилдве группы жестов: употребляемые совместно с речью и символические жесты, илиэмблемы. В свою очередь, первые жесты он разделил на подгруппы: 1) идеографическиежесты, которые схематически изображают логическую последовательностьвысказывания, структуру аргументации и находятся в сравнительно неконкретномотношении к содержанию высказывания; 2) указательные жесты, показывающие напредмет высказывания; 3) изобразительные жесты, схематически обрисовывающиеформу или размер предмета обсуждения, как бы иллюстрирующие содержаниевысказывания; 4) дирижирующие жесты, совершаемые в такт речи.
Базируясьна этой классификации, П. Экман и В. Фризен (P. Ekman, W. Friesen, 1972)создали свою классификацию жестов: 1) эмблемы — жесты, имеющие
Экман и Фризен описали степень, в которой каждый иззнаков является панкультурным, т. е. используетсямногими народами независимо от особенностей их культуры. Те знаки,которые имеют панкультурную основу, выражают преимущественно аффекты.Жесты-эмблемы, иллюстративные жесты, жесты-регуляторы обычно специфичны длякультуры и представляют собой результат индивидуального обучения.
Критикуя эту классификацию, А. Кендон (A. Kendon, 1981) считает, чтов контексте общения ни один жест не может быть полностью только регулятором,эмблемой или адаптером.
Н.Фридман и В. Буччи (N. Freedman, W. Bucci, 1981) придерживаютсядругой классификации жестов. Они выделяют объектные движения (общеизвестныекоммуникативные жесты) и жестовую самостимуляцию. Объектные движения делятсяими на доречевые жесты (при задерживающемся или несостоявшемся речевомвысказывании); движения, которые возникают с началом речи и сопровождаютвысказывание (как дополнение и избыточность); движения, ограничивающиесяразъяснением одного слова.
ПоМ. Аргайлу (Argyle, 1975),жесты по своим функциям делятся на пять групп: иллюстративные и другиесвязанные с речью знаки; ковенциальные жесты; движения, выражающие эмоции;движения, выражающие личность; ритуальные жесты.
Эмблемы-жестыявляются особой группой жестов, так как имеют двойную природу. С одной стороны,они относятся к классу жестов, с другой — функционируют в качестве языка и этимуподобляются слову. В связи с этим они изучаются и систематизируются какспецифические коммуникативные единицы данной культуры. При этом составляютсясловари жестов, содержащие сведения об особенностях употребления эмблем, ометодах их исследования и пр.
Семантическоеполе эмблем ограничено. Круг значений жестов, описанных Д. Моррисом ссоавторами, в основном исчерпывается выражением физического или душевногосостояния, регуляцией межличностных отношений и оценочной реакцией себя идругих людей. В эти три области значений входит 80 % и более всех жестов. Приэтом эмблемы, относящиеся к контролю межличностных отношений, находятся всписке значений на первом месте.
Особенностижестов-эмблем: одна эмблема может иметь несколько значений сразу; они не имеютэмблем-синонимов; не происходят от других эмблем; возникают как заместителислова или действия; эмблемы с одним и тем же значением могут употребляться надостаточно обширных территориях, населенных разноязычными народами. Выступая вкачестве своеобразного языка-эсперанто, они функционируют не как простые заместителислов, а в качестве самостоятельных носителей значений.
Жестикуляция — это сложная и интенсивная кинетическаяактивность говорящего человека. Она возникает только тогда, когда человекактивно разговаривает с другими людьми (А. Кендон). Речи соответствуетопределенный паттерн кинетического действия. Различные речевые единицы внутриреплики соотносятся с различными движениями рук. Таким образом, процессречевого выражения осуществляется одновременно в двух формах активности:речевых органов и движений тела. При этом фразы жестикуляции предшествуютсоответственным речевым отрезкам, в связи с чем А. Кендон предполагает, чтопроцесс речевого выражения (возникновение внутриречевого звена конкретногоотрезка громкой речи) начинается одновременно с жестовым. Отмечается иопределенная связь интонация высказывания с кинетической организациейповедения.
Жестикуляция становится более интенсивной в случаяхэмоционального подъема или волнения говорящего, а также при его доминировании впроцессе общения. Она усиливается и тогда, когда «обратная связь» со слушателем«не замыкается» на говорящем или он сам испытывает затруднения в объяснениичего-нибудь (П. Экман, В. Фризен). Жестикуляцияспонтанна и непосредственна, и человек обычно едвали осознает, что он жестикулирует (в этом ее отличие от жестов лем, которыепроизвольны и мотивированы).
/>
Самостимулирующие жесты отражают кинетическую фильтрацию(Н. Фридман, В. Буччи). Фильтрацияопределяется как внутренняя активностьпоиска и формирования образа. Она может быть связана с ограничением иисключением информации и с выбором, сопоставлением, упорядочением ее. Эти процессыограничения и сопоставления находят выражение в кинетической активностиговорящего. При этом стратегиям ограничения и сопоставления соответствуют разные формы самостимуляции.
Постоянная самостимуляция и описательные движения рукговорящего на некотором расстоянии от своего тела служат компенсаторныммеханизмом саморегуляции, обеспечивающим говорящему определенную направленностьмыслей в тех случаях, когда зрительные, слуховые и другие сенсорные сигналынедостаточно интенсивны или вообще отсутствуют.
При ряде психических заболеваний наблюдается изменениехарактера самостимулирующих жестов. Активная продолжительная самостимуляциясвойственна больным с депрессивными состояниями; интенсивные прикосновения круке собеседника отличают больных шизофренией. Для больных с агрессивнымисостояниями характерны короткие, сфокусированные и соритмичные паузам движения(у здоровых людей эти движения наблюдаются обычно в самом начале реплики исопутствуют, вероятно, процессам планирования лексических и динтак-сическихаспектов речи; A. Dittman, 1976).
Жесты-эмблемы,жестикуляция и самостимулирующие движения образуют вместе с громкой речьюречекинетический комплекс, развитие которого заканчивается в юношескомвозрасте. До этого возрастного периода различные жесты используются неодинаково. Так, самостимулирующие жесты предшествуют речи во всех возрастныхпериодах (4,10 и 14 лет),объектные движения предшествуют речи только у детей 4 лет, вдругих возрастных группах эти жесты могут совпадать с началом речи.
Спереходом к общению на неродном языке наблюдается видоизменение активностиречекинетического комплекса (S. Grand, 1976). Интенсифицируютсявсе формы объектных жестов и более всего акцентирующие речь движения.Количество самостимулирующих жестов при этом уменьшается. У людей, слепых отрождения, в общении преобладают не объектные движения, а разные формысамостимулирующих жестов (особенно часто — совместные движения кистей, чтопомогает сузить фокус внимания). Высказывается предположение, что структураречи и жестов фило- и онтогенетически обусловлена. Значение жестов:
— они дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состояниипартнера по общению, о его отношении к участникам общения и обсуждаемомувопросу, о желаниях, выражаемых без слов (жест — «знак возможного действия»,как пишет В. Леви (1991), или же о желаниях, остановленных самоконтролем(захотел встать, но только дернулся);
— как правило, выражают отношение не к любой, а к эмоциональнозначимой информации; ритмически согласованные синтонацией, ударениями и паузами жесты помогаютсосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частяхвысказывания;
— могут провоцировать состояния и отношения партнеров по общению, так какспособны оказывать на человека большее влияние, чем речь;
— они могут быть использованы как в тех случаях, где употребление речи неудобноили запрещено, так и параллельно с речевым общением;
— один жест может быть эквивалентен нескольким словам и требует меньшего временидля планирования и выражения; он удобен для выражений, которые могутпроизводиться мимоходом, походя;
— могут лучше восприниматься на расстоянии по сравнению с речью, особенно вусловиях сильного шума;
— не требуют ответа.
Не все жесты выполняют информативную функцию. Имеютсяи жесты-сорняки, не несущие никакой смысловой нагрузки: «ломание» рук, кистей,пальцев, одергивание одежды, непроизвольное раскачивание, притоптывание ногой ит. п. В настоящее время появилось большое количество книг по психологии, в которыхрассматривается значение различных жестов как сигналов состояний, желаний,намерений, отношений человека к партнеру пообщению и его предложениям. Создаются словари жестов, в которыхкаждый жест связывается с каким-нибудь одним проявлением поведения человека.Такой путь представляется не вполне продуктивным, так как часто одни и те жежесты могут означать различные вещи. Например, наклон головы вперед и взглядисподлобья могут говорить как об осуждении со стороны партнера по общению, таки о его смущении; мелкие движения пальцев могут отражать и беспокойство, искуку; позиция прямо друг против друга, лицом к лицу, —интимность или агрессию; касание или потирание носа, век, уха — отрицание илинетерпеливость, желание что-то добавить; пускание курильщиком дыма вверх —самодовольство или согласие. Поэтому для психолога важнее знать комплексжестов, характеризующих различные состояния субъектов. Именно по их сочетаниюможно составлять прогноз об этих состояниях, настроениях, намерениях людей.
Важноучитывать и то, что жесты имеют не только национальные различия, но иклассовые. Бердвистл, например, признает, что в культуре США несуществует единого языка тела. Он отмечает, что выявленный им язык тела американцевсреднего класса может отличаться от такового у людей из рабочей среды. Слабымместом кинесики, отмечает Дж. Фаст (J. Fast, 1979),является неумение отделить значащее движение от незначащего, случайного.Почесывание носа, пишет он, может свидетельствовать о сомнениях человека. Но неисключено, что у него в этот момент просто зачесался нос. Когда женщина сидит вопределенной позе («поза леди»), это может свидетельствовать о складе ее ума.Однако не исключено, что подобная поза — результат тщательной подготовки накурсах хороших манер, где учат производить благоприятное впечатление на людей.Поэтому Дж. Фаст считает, что подходить к кинесике следует осторожно и изучатькаждое телодвижение и каждый жестлишь с точки зрения всей структуры движения. И все же,очевидно, существуют общие трактовки жестов для людей близких культур. В связис этим ниже приводится характеристика различных состояний человека, проявляемыхв общении через различные жесты. Мимика— это сокращение различных мышц лица для выражения своих перживаний и отношения к чему или кому-либо. Для понимания состояния намерений собеседника важно следить за его мимикой. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций. Особенно экспрессивны губы и глаза человека. Последние, например, могут характеризоваться широкой раскрытостью или суженностью,блеском или тусклостью (что зависит от количества слезной жидкости,кровенаполнения сосудов слизистой оболочки), величиной зрачка. «Брови и ротпо-разному изменяются при различных причинах плача», — говорил Леонардо да Винчи, а Л. Н. Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.
Например, если человекдопустил ошибку, он может виновато улыбаться, как бы прося извинения.При заискивании может проявляться чрезмернаяулыбчивость. Улыбка может выражать дружелюбие,стремление войти в контакт; но онаможет сопровождать и лицемерное дружелюбие.Улыбка старшего, как правило, является знакомодобрения поступка или действия ребенка. Неоднозначность толкования мимикиотносится и к другим выражениям лица: разлету бровей, движениям глазных яблок,прищуру век и т. п. Мимика может иметь универсальныйхарактер (например, опущенные уголки губ свидетельствуют об отрицательных эмоциях, переживаемых человеком: гневе,презрении, страдании) и специфичный (например, суженные глазные щели припрезрении и страдании). С другой стороны, одно и то же состояние можетвыражаться разными неспецифическими мимическими средствами. Так, в случае гневаи радости глаза человека могут быть как суженными, так и широко раскрытыми. Вэтом случае для правильного распознавания эмоции требуются дополнительныепризнаки. Простые мимические признаки входят в состав мимическихсимптомокомплексов, отражающихразличные сочетания положения глаз, губ, век, бровей, подвижностьлица и его частей. Опознание эмоций зависит от участия в их отражении многихлицевых мышц. По выражению лица можно предугадать намерения человека. Есличеловек в процессе общения занимает агрессивно-жесткую позицию, он обычносмотрит собеседнику прямо в глаза, широко открыв свои, губы у него твердосжаты, брови нахмурены, часто он при этом говорит сквозь зубы, почти не двигаягубами. Если человек расположен к контактам, взаимодействию, у него может бытьлегкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствие морщин на лбу, взглядиз-под прикрытых век. Один из американских психологов говорит, что опытныйпродавец может угадать то, что у покупателя на уме. Если глаза покупателяопущены к земле, а лицо отворачивается в сторону, сделка не состоится.Напротив, если рот расслаблен, без вынужденной улыбки,подбородок выставлен вперед, то имеется много шансов, что покупатель обдумываетсделанное ему предложение. Если его взгляд на несколько секунд встречается совзглядом продавца и при этом он улыбается легкой боковой улыбкой, то этоозначает, что он склоняется на сторону продавца. Наконец, если покупательопускает голову, склоняясь к продавцу, улыбается расслабленно, с энтузиазмом —покупка действительно будет сделана.
Дж. Фаст (J. Fast, 1978)отмечает, что из всех частей тела, которые используются для передачиинформации, глаза являются самой важной и наиболее приспособленной для передачинаиболее тонких нюансов. Хотя глазное яблоко само по себе ничего не показывает,глаза оказывают эмоциональное воздействие благодаря тому, что они изменяются всочетании с мимикой. Они создали обманчивое представление о своих возможностяхиз-за того, что с помощью изменений в продолжительностивзгляда, движения век, прищуривания и десятка других манипуляций, производимыхкожей и глазами, можно передать почти неограниченное количество информации.Самым главным в управлении глазами является взгляд, который может бытьмимолетным и упорным, настойчивым, скользящим по поверхности и острым,цепляющимся за каждый предмет, проникающим в душу, прямыми косым, взглядом украдкой, расчетливым или оценивающим, наблюдающим испрятанным за прикрытыми ресницами.
Быстрыйвзгляд и опущенный взор говорят «Я тебедоверяю. Я тебя не боюсь» или что мы уважаемуединение человека и не думаем «глазеть» на него. С другой стороны, длительный,дольше времени, допустимого по нормам вежливости, взгляд используется, когдахотят «поставить человека на место». Длительный взгляд может означатьосуждение, неодобрение (поведения, одежды, прически и т. п.). М.Аргайл в книге «Психология межличностного поведения» рассматривает значениедлительности контакта глаз общающихся друг с другомлюдей. Он в какой-то мере опровергает бытующее мнение, что люди, которые несмотрят нам в глаза, что-то скрывают. Он подсчитал, что люди смотрят друг надруга от 30 до 60 % всеговремени общения. Он также заметил, что если два человека во время разговорасмотрят друг на друга больше 60 % времени,они, вероятно, более заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, чтообсуждают (например, влюбленные или люди, готовые к драке). М. Аргайлполагает также, что абстрактные мыслители стремятся к активному контакту глаз вотличие от тех, кто мыслит конкретными образами, потому что у первых большеспособности к интегрированию поступающей информации и их труднее отвлечь. Датскийученый Г. Нильсен выявил, снимая интервью на пленку, что человек, который чащедругих глядел на своего интервьюера, отворачивался сторону 30 % времени. Человек,который реже смотрел на интервьюера, бросал взгляды всторону 92 % времени. Половина людей смотрела всторону 50 %того времени, которое ушло на интервью. Он обнаружил также,что люди более склонны к контакту глаз, когда они слушают, чем когда говорят.Они отводят глаза также тогда, когда задаютсявопросом, от которого чувствуют себя неудобно, ощущаютвину. Многие люди начинают говорить, глядя в сторону от своих собеседников.Г. Нильсен полагает, что таким образомлюди стараются создать себе условия, чтобы их ничего не отвлекало отсобственной речи. По данным Р. Экслайна,женщины чаще смотрят на интервьюеров, чем мужчины. Когда людейраспрашивали об их личных проблемах, они смотрели на интервьюера не стольчасто, как в тех случаях, когда интересовались их отдыхом, предпочтениями влитературе, отношением к спорту. Если интервьюируемый смотрел в сторону, этоозначало, что он еще не закончил свое объяснение и не хочет, чтобы его прерывали.Если его глаза скрещивались с глазами партнера по общению, то таким образом онподавал сигнал «Вот что я хочу сказать. А что по этомуповоду думаете вы?» Если слушающий собеседника человек глядит мимо него, то онподает сигнал: «Я не совсем удовлетворен тем, что высказали. У меня другое мнение». Возможна идругая интерпретация: «Я не хочу,чтобы вы знали, что я думаю по этому поводу». Р. Бердвистл перечислил 23различных положения века, которые легко могли идентифицировать пять женщин.Однако все они пришли к выводу, что лишь четыре положения века (глаза открытые,приспущенные веки, косящий взгляд и плотно закрытые глаза) имеют какой-то смысли несут определенную информацию. Сами же женщины смогли воспроизвести толькопять положений век. Мужчины же в состоянии воспроизвести 10 таких положений, анекоторые — и 15.
Некоторыеспециалисты утверждают, что в отношении бровей существует 40 позиций, нолишь меньшая их часть имеет смысловое значение. Соединение же движений век, бровейи лба создает бесчисленное количество различных комбинаций.
Предпочтение виспользовании одной из симметричных конечностей при осуществленииинструментальных действий
Асимметричноеиспользование рук. Известно, что люди делятся на праворуких и леворуких. Этоозначает, что для освоения многих различных инструментальных действий людипредпочитают использовать в качестве ведущей какую-нибудь одну руку (в 80-95 % случаев правую). Подробно вопрос оправо-леворукости рассмотрен мною в книге «Дифференциальная психофизиология»(СПб.: Питер, 2001), поэтому здесь я остановлюсь лишь на степени различий вовладении той и другой рукой разными действиями.
Ведущая(в большинстве случаев — правая) рука в народе представляется как более ловкая. Неслучайно во многих языках слово,обозначающее ловкость, происходит от того же корня, что и слово правый, т. е.звучит как праворукость. Так, по-французскиправый — droit, ловкий — adroit (и наоборот, неловкий и левый обозначаются одним словом — gauche); по-английски: dexter – правый, dexterity — ловкий; по-итальянски: destro — правый, destrezza — ловкий; по-испански: destro- правый, destreza — ловкий и т. д.
Каковопреимущество правой руки в целостных двигательныхактах, например в метательных движениях надальность и точность,где проявляется не только сила и быстрота, нои координированностьчеловека? Судя по данным Н.А. Лупандиной (1949), дальность бросков на правой руке больше, чем на левой,в 2,3 раза — у мальчиков и в 1,5 раза —у девочек. По данным Е.Г. ЛевиГориневской (1937), Н.И. Белинской (1939), А.А. Поцелуева(1951), дальность бросков различных снарядов правой рукой превышает таковуюлевой рукой на 30-50 %. Из данных Р.И. Тамуридиследует, что и у мальчиков, и у девочек точность бросков правой рукой выше, чемлевой, на 35 %. По Ф. Хеллебранду (F. Hellebrand, 1951),эффективность обеих рук в выполнении различных действий различна. Копированиеосуществляется обеими руками практически одинаково (различие — 2 % в пользуправой руки). Черчение осуществляется лучше правой рукой уже на 16 %, апрокалывание — на 19 %. Такая же операция, как пунктирование, проделываетсяправой рукой почти в два раза эффективнее (на 96 %). Насколько степеньасимметрии зависит от структуры двигательных действий, можно судить и поданным, приведенным Г. Регенером (G. Regener, 1961).Автор измерял дальность толчков и бросков мяча ватерполистами. Выполненные намина основе этих данных вычисления показали, что при толчке разница между рукамисоставила 35 %, а при броске — 102 % (в обоихслучаях в пользу правой руки у правшей).
Асимметричноеиспользование ног. Авторы, исходившие из перекрестной иннервации верхних инижних конечностей при локомоции, отстаивали точку зрения, что наряду с праворукостьюсуществует левоногость (А.И. Масюк, 1939; А.А. Поцелуев, 1960). При этом онисчитали, что предпочтение одной из ног, как и праворукость, является врожденнымфеноменом. Для выявления ведущей ноги было предложено несколько проб: прыжки(ведущая нога — толчковая), удар по мячу (ведущая нога — маховая), копаниелопатой (ведущая нога — стоящая на лопате), работа на швейной машине (ведущаянога — нажимающая на педаль), натирание полов, скольжение по льду (ведущая — передняя нога), надевание брюк (ведущая — нога, первой вдеваемая в штанину),накладывание ноги на ногу (ведущая — та, которая сверху), стояние (ведущая нога- опорная). Однако при использовании этих проб сразу стали выявлятьсяпротивоположные результаты. В качестве толчковой у 93-96 % обследованныхведущей была левая нога, а при ударе по мячу — у 90-98 % обследованных ведущейстала правая нога. Проба на скольжение также показала предпочтение правой ноги.Ведущей была правая нога и в пробе «накладывание ноги на ногу», и при работе нашвейной машине, и при надевании брюк. Следовательно, будет нога ведущей илинет, зависит от того, какую функцию она выполняет в предлагаемых испытуемымпробах: опорную (толчковую) или маховую. Но и в случаевыполнения опорной или толчковой функции многое зависит от особенностейдействия. Так, по данным ряда авторов (Э. X. Амбаров, В. Староста и др.) при прыжках в высоту левая нога была толчковой у 65-89 % прыгунов, а при прыжках в длину — только у 48-59 % прыгунов.
Проводия наблюдение за детьмистаршей ясельной группы (от 2 лет до 2 лет 10месяцев). На уроке музыки были отобраны движения, где участвовали ноги:пляска «Юрочка» — сидя настуле, дети топают одной ногой; «русская пляска» — топание одной ногой, но ужестоя. Учитывалось, какой ногой дети притопывали постоянно. Воспитатель показывал движение, одни раз притопывая правой ногой, а другой раз — левой. Оказалось,что при первом танце около 72 % детей обнаружили большую пли меньшую склонностьк использованию при притопывании правой ноги, 13,5 % использовали левую ногу, около 15 % — ту и другую ногу. Во втором танце числоправоногих было примерно тем же (68 %). Таким образом, из этих данных можно сделать вывод, что уже в возрасте 2 лет опорной у большинства детей является левая нога. Изучение мною предпочтения той или иной ногив качестве толчковой или маховой среди школьников и спортсменов (в том числе и сильнейших легкоатлетов нашейстраны) показало следующее. Учащиеся старших классов (217 человек) во время соревнований по прыжкам в длину в половине случаев отталкивались правой ногой, а в половине — левой. Такое же соотношение найдено у взрослыхспортсменов — прыгунов в длину, а также у бегунов-барьеристов на дистанцию 110 м. Упрыгунов в высоту (248 человек) в 66 %случаев толчковой былалевая нога. Такойже процент случаевв пользу левой (отталкивающейся сзади) ноги найден у сильнейших спринтеров страны. У бегунов-барьеристов на 200и 400м, а также у бегунов в стипль-чезе, которым нужно преодолевать барьеры и на вираже,т. е. совершать на нем небольшое вращение влево, в абсолютном большинствеслучаев толчковой являлась правая нога, а маховой — левая. Это давало имвозможность припреодолении барьера располагаться ближе к бровке, как бы «облизывая»ее.
У барьеристок, специализировавшихся в беге на 80м, в большинстве случаев толчковой была левая нога. Это можно объяснитьтем, что они, как правило, занизанимаются еще имногоборьем, в которое входят прыжки в высоту. Очевидно, спортсменкам легчевыступать в упражнениях многоборья, если они используют для толчка одну и ту женогу. Это подтверждаютданные обследованиямногоборцев: у них совпадениетолчковой ноги в прыжках в длину, высоту и с шестом, а также в барьерном беге наблюдалось в 85 %случаев. Правая нога использовалась большинством детей в возрасте от 6до 16лет при ударе помячу (в 90-96 % случаев), левая нога являлась толчковой, а правая — маховой при прыжке с преодолениемпрепятствия у 65-78 % детей, опорной ногой при поддержании равновесия левая была у 55-70 % исследуемых, востальных пробах (подскоки на одной ноге, прыжок в длину) наблюдалось примерное равенство в предпочтении правой и левой ноги. Приведенныефакты показывают, что праворукость и функциональная асимметрия ног — явления неравнозначные и механизм их появления разный. Если имеется множество основанийсчитать праворукость врожденной, то делать аналогичный вывод в отношенииасимметрии ног оснований немного. Скорее следует признать, что асимметрия ногформируется в течение жизни. Так, по моим данным, с возрастом увеличиваетсяколичество школьников, отмечающих у себя наличие толчковой ноги (с 0 % в первомклассе до 52-67 % в старших классах). При этом выявляются половые различия:мальчиками толчковая нога обозначается чаще, чем девочками (соответственно в 48и 27 % случаев). Аналогичные данныеполучены и А.А. Поцелуевым: в младших классах толчковая нога была только у 30 %школьников, а в старших классах — у 70 %. Кроме того, в одном из обследованныхмною классов толчковой ногой при прыжках в длину у большинства школьниковоказалась левая (обычно правая и левая нога вэтом упражнении используются одинаково часто, о чем говорилось выше).Выяснилось, что почти все они играют в баскетбол, где при бросках мяча вкорзину правой рукой толчковой ногой является левая.
В жизничеловека вращательные движения влево, при которых опорную функцию берет на себялевая нога, не так уж редки. А.А. Поцелуев, наблюдая за школьниками, нашел, чтоне менее 90 % их предпочитают повороты в левую сторону при следующих действиях:поворот кругом во время ходьбы и бега, поворот на лыжах, поворот в висе накольцах, опорные прыжки, согнув ноги — в гимнастике. При метании молота 100 %правшей вращаются в левую сторону, а фигуристы предпочитают вращения влево в77-83 % случаев. Чем больший при выполнении действий вращающий момент, тем чащев качестве опорной выбирается левая нога. Так, по данным В. Старосты, у 149обследованных фигуристов при прыжках в длину левая нога была толчковой у 82человек (поворот влево минимален), при прыжках в высоту — у 97 человек(вращательный момент выражен уже больше), а при прыжках на льду — у 115 человек(вращение выражено максимально). Более частое использование левой ноги вкачестве опорной или толчковой приводит к тому, что эта нога становится длиннееправой у большинства людей — в 55-60 % случаев. Дело в том, что физическаянагрузка задерживает синостозирование эпифизов и диафизов трубчатых костей итем самым продлевает рост костей в длину (К.И. Машкара,1962). Показано, что опорная функция ноги, с которой связано распространяющеесяпо оси конечности продольное давление силы тяжести тела, является важнейшимстимулом роста костей в длину.
Соразмерностьдвижений
Координированностькак сложное психомоторное качество включает в себя многие психическиекомпоненты. Невозможно соразмерять и согласовывать движения и сокращенияотдельных мышц друг с другом, если человек не имеет эталона этою двигательногоакта, следовательно, ему требуется двигательная память. Кроме того, координациячасто проявляется в регуляции двигательного акта в соответствии с временными ипространственными параметрами тех объектов, с которыми человек взаимодействует в процесседеятельности. Поэтому точность двигательных актов, по которым судят окоординированности, определяется точностью оценки расстояния или скоростидвижения внешнего по отношению к человеку объекта. Между этимифункциями чаще всего нет соответствия. Это значит,что можно хорошо дифференцировать амплитуды движений, ноплохо их воспроизводить, т. е. повторять заданный параметр. Поэтому следуетболее осторожно относиться к терминам «мышечное чувство» (И.М. Сеченов),«проприорецептивная (двигательная) чувствительность», прежде всего потому, чтоза ними у разных авторов часто скрываются различные проприорецептивныепоказатели. Например, говорят о точности движений вообще, не указывая, точностьчего имеется в виду: воспроизведения, отмеривания, дифференцирования и какогопараметра: силового, пространственного или временного. В учебномпособии «Практические занятия по психологии» под термином «отчетливостьмышечно-двигательных ощущений» в одном случае понимается способность к дифференцированиюамплитуд (измерение разностного порога), в другом — точность воспроизведенияамплитуд, причем различия между этими двумя функциями не подчеркиваются. Частоточность воспроизведения какого-либо параметрадвижений принимают за точность дифференцирования или же абсолютную мышечнуючувствительность (которая если и измеряется, то не таким простым способом, очем речь будет идти ниже), а отмеривание усилий — заточность дифференцирования. Все это вносит путаницу в понимание существаизучаемых качеств и не дает возможности осуществлять адекватное сопоставлениеданных, полученных разными авторами.
Различениепроприорецептивных функций важно в практическомотношении, так как они могут обнаруживать специфические связи с эффективностьювыполнения различных двигательных действий человека. Например, Л. Ф. Евсеева(1976в) показала тесную связь меткости баскетболистов с точностьюдифференцирования усилий, но не обнаружила ее связи с точностью воспроизведенияамплитуд движений.
Многомерностькоординированности показана Н.Е. Высотской (1976а). Она на основании оценок,полученных от педагогов хореографического училища, разделила учащихся на двегруппы: с хорошей и плохой координированностью и сравнила в этих группах точностьвоспроизведения заданной амплитуды и степень.Обращает на себявнимание практическое отсутствие достоверных связей в 6-м классе училища, т. е. ввозрасте 15-16лет.Возможно, подобный факт объясняется выравниванием у учащихся этого возрастаспособности к воспроизведению и дифференцированию пространственных параметровдвижений, о чем свидетельствует уменьшение межиндивидуального разброса этихпоказателей. Абсолютная проприорецептивная (пространственная) чувствительностьопределяется тем минимальным сдвигом пассивного движения в каком-либо суставе,который испытуемый в состоянии заметить. По данным Н.Д. Скрябина (1981), длялоктевого сустава она равняется 0,6-1,4°, причем у лиц со слабой нервнойсистемой чувствительность в два раза выше, чем у лиц с сильной нервнойсистемой.
Точностьоценки, отмеривания, воспроизведения и дифференцирования параметров движенийзависит от величины этихпараметров. В.Я. Меньшиков показал, что различные по величинемышечные усилия дифференцируются с различной точностью. При этом междуабсолютной силой и точностью мышечного напряжения не существует какой-либозависимости. Имеются средние (оптимальные) величины параметров, при которыхточность выполнения этих функций наибольшая (Е.П. Ильин, 1966а). По данным К.X.Кекчеева (1947), наиболееоптимальной для точных движений является зона,расположенная в горизонтальной плоскости на расстоянии 15-35 см от человека. Помере удаления от оптимальной величины параметра (как в сторону уменьшения, так и в сторонуувеличения) точность выполнения снижается. Это правилодействительно и при дифференцировании параметров движений, однако здесь имеютсянюансы в зависимости от того, разделяются ли возрастающие или убывающиепараметры.
На малых величинах параметров точнеепроисходит убавление, чем прибавление, а на больших — наоборот, точнеепроисходит прибавление, чем убавление. Это можнообъяснить тем, что оптимум параметра (например, амплитуды) для функцииубавления смещен на шкале влево, ближе к малым амплитудам, а оптимум для функцииприбавления — вправо, ближе к большим амплитудам. А как видно изхода кривых, точность прибавления и убавления зависит от того, как далеко онирасположены от оптимума. На малых амплитудах ближе к своему оптимуму амплитудыубавляемые, поэтому, очевидно, и точность убавления наблюдается более высокая.
Набольших амплитудах ближе к своемуоптимуму прибавляемые амплитуды, поэтому точность прибавления в этой зоневыше, чем при убавлении. В средней зонеточности прибавления и убавления различаются незначительно. Однако такиесоотношения между дифференциальными порогами при прибавлении и убавлениипараметров встречаются только у одной группы субъектов — с уравновешенностьюнервных процессов. У субъектов с преобладанием возбуждения или торможения по«внутреннему» балансу эти соотношения выглядят по-другому. У лиц спреобладанием возбуждения дифференциальные пороги при прибавлениибольше, чем при убавлении, на всех величинах параметра, а у лиц с преобладаниемторможения по этому виду баланса больше дифференциальные пороги при убавлении,чем при прибавлении, на всех величинах параметра. Следовательно, уменьшающиесявеличины параметра точнее дифференцируются людьми с преобладанием возбужденияпо «внутреннему» балансу, а возрастающиевеличины параметра — людьми с преобладанием торможения. Правда, нередко первыевообще не могут убавить величину параметра (при стремлении сделать эту величинукак можно меньше), а вторые немогут прибавить к эталону (при стремлении прибавить как можно меньше). Точностьдифференцирования зависит и отизучаемого параметра. В одномисследовании выявлено, что усилия дифференцируются лучше, чем амплитудыдвижений. Однако этот вопрос нуждается в разработке, так как точностьдифференцирования амплитуд изучалась в локтевом суставе, а точностьдифференцирования усилий — в суставах кисти. Правомерно ли такое сопоставление— пока неясно, поскольку имеются данные, что точность воспроизведения того илииного параметра в различных суставах разная. Например, Н.Е. Сысоев(1963) показал, что наибольшая точность наблюдается в плечевом суставе, затем,по убывающей, в тазобедренном, локтевом иголеностопном. Существенно расходятся и данные о точности дифференцированияодного и того же параметра. Например, по данным Вебера, дифференциальный порогдля силового параметра равен 2,5 %, по данным Сишора — 9 %, а поданным же Г.В. Суходольского (1966) — 18-25 %, Вероятно, подобные различияобусловлены величиной задававшихся усилий (что этот фактор может влиятьна силовой дифференциальный порог, показано Е.А. Анисимовым, 1980), контингентомиспытуемых и другими не учтенными авторамифакторами. Как показано в одном из исследований,этот порог может быть доведен при тренировке до 1 %.
Пространственнаяточность движений зависит от скорости ичастоты движений. По данным К.X.Кекчеева и P.М. Betepa (1935), повышениескорости движенияведет к увеличению его точности. Однакоданные Г. Хилла с соавторамизаставляют говорить об оптимальной скорости для наибольшей пространственнойточности движений, так как при слишком большой скорости ошибка увеличивалась.По данным Хелсона и Хоу, наивыгоднейшая скорость для вращательных движений —140-200 оборотов в минуту.
Слишкомнизкий или слишком высокий темп движении оказывается невыгодым для точноговыполнения движений (В.В. Чебышева, 1959; О.А. Конопкин, 1964). Например, для ударных движенийнаибольшая точность была при темпе 60-70 движений вминуту (Л.Е. Любомирский, 1966). Следует учитывать, что оптимальный темпиндивидуален для каждого человека. На точность движений в ряде случаевоказывает влияние не столько сам темп движений, сколько смена темпа. Изучениеэтого вопроса (Е.П. Ильин, 1961) показало, что реакция людей на смену темпаразлична. Выделяются три основных варианта.
У одних лиц переход с медленного темпана быстрый во всех последующих движениях приводит к постоянному либоувеличению, либо уменьшению ошибки воспроизведения (вариант I). У других ошибкавоспроизведения изменяется лишь в первойпопытке, в последующих же попытках ее величина возвращается к прежнему(исходному) уровню (вариант II). Имеются, однако, лица, которые довольно легкоменяют один темп движений на другой, не изменяя при этом точности движений(вариант III). Эти виды реакций на смену темпа движений проявляются у одного итого же человека довольно устойчиво, что дает основание считать каждый видреагирования на смену темпа типичным для данного субъекта.
Можно предполагать, что в основе этихтипов реагирования лежит либо прочность стереотипности связей между оптимальнымтемпом движений и их точностью, выработанная в течение жизни, либо свойствоподвижностиинертности нервных процессов. Чтобы проверить это, Н.Е. Высотская(1974) провела две серии исследований. В первой серии изучались возрастныеразличия в типе реагирования на смену темпа. Выявлено, что с возрастом (от 7 до20 лет) увеличивается количество лиц, у которых смена темпа приводила кстойкому изменению точности движений, и уменьшается число лиц со II типомреагирования. Число лиц с III типом реагирования во всех возрастных группахпримерно одинаковое. Во второй серий у взрослыхуказанные типы реагирования сопоставлялись неподвижностью—инертностью нервныхпроцессов. Обнаружилось, что реакции I типа встречались практически только у лиц с инертностьювозбуждения, а III типреагирования наблюдался в три раза чаще у лиц с подвижностью возбуждения. Такимобразом, одна из высказанныхвыше гипотез нашла подтверждение. Однако наличие всех трех типов реагирования у лиц синертностью возбуждения не дают возможности отвергнуть и вторую гипотезу оналичии выработанной в течение жизни связи между точностью воспроизведенияамплитуд и темпом движений,
Пространственнаяточность движений при небольших отягощениях руки (до 25 % отмаксимального груза или усилия) повышается и только при больших отягощениях илиусилиях ухудшается. Точность движений зависит и от их направления. Движениявперед и вверх воспроизводятся точнее, чем движения назад и вниз (М. Falk, 1890, идр.). Однако эта зависимость верна лишь для коротких движений. При большойпротяженности точнее были движения к себе, чем от себя (Ю.Т. Шапков).
При сгибании руки в локте в саггитальной плоскоститочность воспроизведения амплитуды была выше, чем при сгибании в горизонтальнойплоскости. Наиболее высокая точность воспроизведения амплитуды наблюдалась придвижениях в локтевом и плечевом суставах, несколько хуже — в коленном суставе иеще хуже в лучезапястном, пястно-фаланговом и голеностопном суставах.
А.Чапанис (A. Chapanis, 1951)исследовал точность движений в 20 различных направлениях. При работе вслепуюнаибольшая точность обнаруживалась при положении руки на уровне 90°, 180° и270°. При зрительном контроле более точными были движения правой рукой между90° и 180°, а левой — между 180° и 270°.
Точностьвоспроизведения заданной амплитуды движения зависит от положения телав пространстве. Ошибки возрастают в положении лежа и,особенно, вертикально вниз головой (А.С. Аргунов, 1966; Б.И. Бирючков, 1964).При этом, по данным последнего автора, движения ног точнее, чем движения рук. Прираздражении вестибулярного аппарата (вращение человека в кресле Барани)точность воспроизведения движений руки в локтевом суставе, по данным А.А.Ломова (1966), ухудшалась.
В первые дни пребывания в среднегорье пространственнаяточность движений ухудшается и сохраняется таковой в течение двух недель (М. Г.Бериджанов, 1966). Точность усилий поДженкинсу не зависит от направления движения руки. Амплитуда же движений имеетзначение: воспроизведение заданного усилия точнее при коротких движениях, чемпри длинных (Н. Bahrick et al., 1955).
Точностьоценки временных интервалов, по данным К.X. Кекчеева (1947), зависит от скоростии амплитуды движений. С увеличениемскорости точность оценки времени повышается, а с увеличениемамплитуды — снижается. Очевидно, однако, что и в этом случаеимеются оптимальные величины скорости движений и их протяженности. Примысленном счете точнее всего воспроизводится интервал 0,5 с, хуже — 1 с Приоценке интервала в 10 с ошибка резко увеличивается (А.В. Коробков идр. 1962).