План
Введение
1. Значение термина «развивающаясреда» в работах педагогов и психологов
2. Роль предметной развивающей средыв формировании детей раннего дошкольного возраста
3. Условия и принципы, учет которыхнеобходим при построении развивающей среды в ДОУ
4. Обоснование основных требований корганизации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе иразработка на их основе рекомендаций
Заключение
Литература
Введение
Исследованияпредметной среды ведутся уже давно. Большой клад внесли в создание системыразвивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова,Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставитсявопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной,Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.
Процесспреобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от тойразвивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование корганизации предметно-развивающей среды — ее адекватность реализуемой в ДОУпрограмме, особенностям педагогического процесса и творческому характерудеятельности ребенка.
Решение задачличностно — ориентированного образования невозможно без создания современнойпредметно-развивающая среды.
Основополагающиеидеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построенияразвивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).
Именно в ДОУ возможнаорганизация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зренияколичества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния наличность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствуетразвитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет ивоспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей,насыщенной, комфортной или в некоторых случаях — отсюда возникаетпредположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка вактивное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условийэффективности педагогического процесса.
В современнойдошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процессавоспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровьядетей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без созданиясовременной предметно-развивающей среды.
Одной из важнейших задач являетсясоздание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать емувозможность проявить себя.
Поэтому целью нашейработы является определение роли предметной развивающей среды в педагогическомпроцессе ДОУ для детей раннего дошкольного возраста – 2-3 лет.
1. Значение термина«развивающая среда» в работах педагогов и психологов
Термин«развивающая среда» довольно давно стал очень популярен и используется многимиавторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения вмире науки Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться вшироком и в узком смысле.
В самомшироком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любоесоциокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различнойстепенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позицийпсихологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В.Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающаясреда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, вкотором осуществляется развивающее обучение[1].
Большинствоспециалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л.Новоселовой: «Развивающая предметная среда — это система материальных объектовдеятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития егодуховного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагаетединство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельностиребенка»[2].
В данном случае понятие«предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е. каксредовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живясреди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.
Предметно — пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Исходя из анализа работ ученыхпсихологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, средикоторых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:
1. Социальныйкомпонент.
На основе исследованийсоциальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов)можно выделить основные характеристики социального компонента развивающейобразовательной среды:
· Взаимопонимание иудовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
· Преобладающеепозитивное настроение;
· Авторитетностьруководителей;
· Степень участиявсех субъектов в управлении образовательным процессом;
· Сплоченность;
· Продуктивностьвзаимоотношений.
2.Пространственно-предметный компонент
В работе В.В. Давыдова иЛ.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде длявсестороннего развития ребенка»:
· Среда должна бытьдостаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов,необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
· Среда должна бытьдостаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности кдругому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
· Среда должна бытьдостаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со сторонывзрослого.
3. Психодидактическийкомпонент
Педагогическоеобеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организациясистемы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должныобеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
Позже на основе анализаисследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципыпостроения предметно-пространственной среды.
Итак, среда являетсяосновным средством развития личности ребенка и является источником его знаний исоциального опыта.
Для того, чтобы грамотноорганизовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, наоснове которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерствомобразования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепциюдошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие– коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н.Новоселовой были сформулированы основные принципы построенияпредметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.
2. Рольпредметной развивающей среды в формировании детей раннего дошкольного возраста
Предметно-развивающаясреда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функциональногомоделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная средаэто единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразнойдеятельности ребенка.
Окружающая средарассматривается нами как возможность наибольшего развития индивидуальностиребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
Из положенийработ А.И.Леонтьева[3], А.В. Запорожец[4],разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции,подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детскогосада при условии:
— содержательностии эстетической значимости этой среды;
— целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествамиинтерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие идеятельность ребенка;
— активногоприобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению егопродуктами своей художественной деятельности.
Процесспреобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от тойразвивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование корганизации предметно-развивающей среды — ее адекватность реализуемой в ДОУпрограмме, особенностям педагогического процесса и творческому характерудеятельности ребенка.
Организуяразвивающую предметно-пространственную среду в средней группе ДОУ, педагогидолжны руководствоваться возрастными и психологическими особенностямидошкольников в раннем возрасте 2-3 лет, поскольку здесь имеется ряд важныхмоментов, на которые педагог обязан обращать внимание. Это так называемыеновообразования возраста[5].
Прежде всего,следует учесть, что ранний возраст — этап индивидуального психическогоразвития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуетсякачественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этомвременном интервале происходят следующие события индивидуального развития[6]:
— формируютсяперемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чегосущественно расширяются возможности познания окружающего мира;
— развиваетсяситуативно–деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками;
— формируютсякогнитивные процессы;
— происходитовладение пассивной и активной речью;
— становятсяболее определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психикиребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации;психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическимидействиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир.Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно–манипупятивнаядеятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированнымиспособами употребления предметов. При этом формирование предметных действийребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое являетсяситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речиребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, скоторыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и напредметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
В дальнейшемформируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которойотрабатываются сложные по своей структуре навыки; продуктивная деятельность,являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; иизобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальныхи аффективных процессов[7].
В этомвозрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек.Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметнойдеятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевойдеятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включаетманипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результатечего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативнаядеятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинствоженщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сферапроявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они болеесклонны к эмпатии[8].
Половыеразличия в поведении детей обусловлены не столько биологическими ифизиологическими причинами, сколько характером их социального общения.Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально,вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского иженского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. Восновном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковыеэтапы.
Так, к тремгодам у детей того и другого пола складываются следующие новообразованиявозраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенокпроделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половинупути своего психического развития[9]. А, следовательно, иправильная организация предметно-развивающей среды в этом возрасте не менееважна, она должна основываться на определенных принципах и отвечать особымтребованиям.
3. Условияи принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ
Основополагающиеидеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построенияразвивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского, о которой мы ужеупоминали в нашей работе. Здесь применительно к организации условий жизни детейв детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:
· принцип дистанциипри взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общениявзрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимальногоконтакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический,кабинет психолога;
· принципактивности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления иформирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметногоокружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголкахгрупп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный;
· принципстабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения исозидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимисявозможностями детей»;
· принципкомплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построениянепересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматьсяодновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
· принципэмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детейобязательный положительный эмоциональный отлик, нравится им, давать стимул кпродолжению этих занятий;
· индивидуальнойкомфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если итем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудетспособствовать развитию детей;
· принцип сочетанияпривычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организациясреды — следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметнойсреды: использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, необычныхэлементов образного декора;
· принципоткрытости – закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять всебя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные;
· принцип учетаполовых и возрастных различий детей — реализует возможность для девочек имальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем общественормами, т.е содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек,так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания«девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, как мы уже отмечали выше зачаткиработы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.
· Кроме того,отметим, что учет возрастных особенностей детей также важен при построениипредметно-развивающей среды, в связи с чем мы можем также выделить принципучета возрастных особенностей дошкольников. Дети младших групп, например,развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровойдеятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видовдеятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти,внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметнойдеятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей,здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.
4. Обоснованиеосновных требованийк организации предметной развивающей среды в младшейдошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций
развивающийдошкольный образовательный психолог
Все измененияв психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом.
Такимобразом, развивающая среда младшей группы должна содержать все видыдеятельности, но направленность их связывается с предметной и игровойдеятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детейэтого возраста. Общий вид группы — игровой, яркий, предметный.
Но С.Л. Новоселоваподчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить не толькоиз возрастных, но и из личностных, т.е. эргономических, антропометрических,физиологических особенностей детей. В целом, все программы в дошкольномобразовании должны строиться на принципе личностно-ориентированноговзаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:
· Охрану иукрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
· Эмоциональноеблагополучие каждого ребенка;
· Интеллектуальноеразвитие;
· Создание условийдля развития личности;
· Приобщении детейк общечеловеческим ценностям;
· Взаимодействие ссемьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Педагогическоеобеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организациясистемы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должныобеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития[10].
Для созданияпредметно-развивающей среды исследователи (Н.Я.Михайленко, Е.Л. Зворыгина, Д.Б. Эльконин, С. Л. Новоселова, Н. Т. Гринявичене и т.д.) рекомендуют косвенноевоспитательное воздействие, осуществляемое через игрушки и другие системыкодирования и передачи информации от одного человека к другому, косвенноевоздействие на ребенка может быть сколько угодно разносторонним и длительным.
По мнениюЛ.С. Новоселовой[11], предметная средадолжна:
· быть системной,отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;
· инициироватьдеятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижениязадаются предметной средой;
· учитыватьспецифику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущейдеятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других,возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е.обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря,способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития»[12]через организацию предметной среды;
· обеспечиватьвозможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствуетформированию у них навыков коллективной работы;
· иметь, наряду сконсервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которыепроблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию черезпрактическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделениюновыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы,способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование ит. д.), так и развитие детей в ней;
· обеспечиватьвозможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабномдействиям его рук (масштаб «глаз–рука»), его росту и предметному миру взрослых.
С опорой нареализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагогимогут выстроить вариативные развивающие среды.
· Поскольку игра вдошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условийдля ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играеторганизация предметно-игровой среды.
По мнению педагогов-практиков Боровиковой Н.Е.[13], Новоселовой Л.С.[14], Запорожец А.В.[15], Монтессори М.[16], организацияпредметно-развивающей среды для детей 2-3 лет в ДОУ может быть реализована вформе сенсорного кабинета:
1) башенки(пирамидки) – одноцветные, окрашенные в цвета спектра,
2) пирамидкииз шести – десяти толстых колец, окрашенных в цвета спектра,
3)мисочки-вкладыши (из 10 штук),
4) матрешки2-3-4 -местные,
5) наборымелких деревянных и пластмассовых игрушек, одноцветных, основных цветов спектраи их оттенков,
6) мячитрех-четырех размеров,
7) наборыпесочных формочек для игр с водой.
Все этиигрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребенок может иметьсвободный доступ, он может брать их в любое время, отведенное для игр исвободной деятельности. Материал по грамоте представлен предметными картинками,дидактическими играми.
В мастерскойрасполагается материал по конструированию. Важно, чтобы он былрасклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведенных длянего шкафах в открытых коробках. Строительный материал – уникальные настольныенаборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики,кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) двух – трехразмеров. Напольный строительный материал размещается в той части мастерской, вкоторой дети занимаются только конструированием. Для обыгрывания готовыхпостроек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разныхмелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины разной величины).
Для изостудииесли нет отдельного помещения, то можно использовать другие, временно свободные(в частности раздевалку, коридор, зал и др.). В изостудии должны бытьспециальные столики, кисточки разных размеров, бумага разного формата, губки изпоролона, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок, фартуки, пластилин.
Театр иуголок для сюжетно-ролевых игр располагается недалеко друг от друга. Ниши,ширмы могут помочь в организации этих пространств. В театре располагаются театрнастольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур)для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми и воспитателями; а такжематериал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей,бросовый материал, карандаши, кисточки, краски, ножницы и т.п.). Втеатре-драматизации можно использовать и самодельные костюмы, маски дляразыгрывания сказок; условные заместители (круги разных цветов, полоски разнойдлины и т.п.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры.Здесь же располагаются полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомыедетям). Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются всоответствии с программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, но можноспрашивать детей, что им нужно.
Всоответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игровогоматериала (игрушек)[17]:
«Предметыоперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия,инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смыслнастоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
«Игрушки – персонажи» — эторазного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игреотносится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные длякакого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника ит.п.
«Маркеры(знаки) игрового пространства– это игрушки, игровой материал,указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например,игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая носкорабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) С трёх лет дети становятся болеетребовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.
Важнейшимтребованием к среде является учет особенностей развития всех видов детскойдеятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяяпотребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании Среда должнаявляться средством реализации творческих гипотез. Задействованность средыребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности икомпетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно бытьудобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной средыобеспечивает и психофизическое благополучие.
Заключение
В связи сизменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами,увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи сэтим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умениимоделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволиларебенку проявить творческие способности, познавать способы образноговоссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические икультурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Развивающаяпредметная среда является основным средством формирования личности ребенка иявляется источником его знаний и социального опыта.
Среда,окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни,способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Непременнымусловием построения развивающей среды в детском саду является опора наличностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели
Организация предметно-развивающейсреды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия,направленного на формирование у детей активного познавательного отношения кокружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетомопределенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности– с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своимиспецифическими психолого-педагогическими характеристиками.
Исключительноезначение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявитьполную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровоепространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровойплощади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Важно, чтопредметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной кизменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая,но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающийребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиямопределенного возраста. Например, для возраста 2-3 лет развивающая предметнаясреда должна строится с учетом таких новообразований данной категории детей,как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формированиеосновных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характереигровой деятельности. Только тогда среда способствует формированиюпознавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Литература
1. Ананьев Б.Г,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.
2. Артамонова О.Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольноевоспитание. — 2005. — №4.
3. Боровикова Е.Н.Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старшихдошкольников: Материалы V городской научно-практической конференции молодыхученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городскогоподчинения. М.: МГППУ, 2006.
4. Введение впсихологию / под ред. В.А. Петровского. М., 1995.
5. Венгер Л.А.,Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.
6. Веракса, Н.Е. Ораннем обучении и развитии детей / Н.Е. Веракса, Н.С. Варенцова //Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2.
7. Выготский Л.С.Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2007.
8. Давыдов В. В.Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
9. Дьяченко О.М.,Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 2004.
10. Запорожец А.В.Избранные психологические труды. Т.1. М., 2006.
11. Игра дошкольника/ Под ред.С.Л. Новоселовой. — М., 2005.
12. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М., 2004.
13. Леонтьев А.Н.Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическоеисследование) // Вопросы психологии. — 2006. — №1.
14. Лобанова Е.А.Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005.
15. Мухина В.С.Детская психология. М., 2005.
16. Немов Р.С.Психология. Т. 2. М., 2007.
17. Новоселова С.Л.Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4.
18. Петровский В.А.,Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды вдошкольном учреждении. — М., 1993.
19. Петровский. А.В.Психология личности. М.: Просвещение, 1995. С. 38.
20. Психологическийсловарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. — М.: Педагогика,2003.
21. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Ерофеевой Т.И. — М.:Издательский центр «Академия», 1999.