Роль религии в истории и современной жизни России

МПС РФ Московский Университет Путей Сообщения (МИИТ) Реферат по политологии “Роль религии в истории и современной жизни России ” Выполнил: студент группы ПО-441 Михайлов Ю. Г. МОСКВА 1995 . – 2
Описание религиозной жизни России наверное следует начать с при нятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, кото рые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез приш лось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориента ция на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль “Дранг Нах Остен” – поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т. е. католичество), то Русь как самостоя тельное государство перестала бы существовать.
Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью язы ческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчинен ности церкви светским правителям.
Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время – во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволи ла начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.
Формирование государственности на Руси шло в направлении к силь ной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции не посредственного управления. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели. Прио ритет государственной власти над церковной и определение статуса пра вославной церкви как государственной религии получили правовое закреп ление в Соборном уложении 1649 г.
В XVII веке вновь обостряется борьба “священства” и “царства”, но произошедший церковный раскол позволил царской власти взять контроль над церковью под предлогом защиты “правой веры”. – 3
При Петре I была создана государственная система управления, уп разднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему государственной политики.
Устройство Русской Православной Церкви: с 988 по 1589 г. она име ла митрополитанское устройство (т. е. высший иерарх – митрополит – наз начался Константинопольским патриархом), с 1589 церковь стала автоке фальной (т. е. независимой от Византии (которой уже не было)). В 1721 году Петр Первый упразднил патриаршество и ввел Священный Синод, под чиненный правительству.
Согласно “Своду законов Российской империи” все религии на терри тории страны делились на три группы: государственную (православное ве роисповедание), терпимые (староверы, инославные, т. е. христианские неправославные, ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т. д. ), и нетерпимые (различные секты). Запрещенные секты в России (конец 19 века): молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня и др.
Все существовавшие в России и состоящие из Российских подданных христианские неправославные церкви а также представители всех иных не запрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания сво ей религии, но без права проповеди своего вероучения. От духовенства инославных и иноверных исповеданий российские законы требовали осу ществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: веде ния записей о рождении, смерти, браке и т. д. Запрещались законом пере ходы из христианского вероисповедания в иноверное, из православного вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания в другое также не был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения наклады вались и на браки.
Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до нача ла прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взгля дов подвергалось уголовному преследованию.
Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные, религиозные и национальные ограничения. – 4
Декретом “О земле” большевистского правительства от 26. 10. 1917 все монастырские и церковные земли были “национализированы”. Другими декретами православная церковь была отстранена от государства, школы, армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства прекратилось, наоборот, большевики стали варварски грабить церковь.
В конце 20-х религиозные организации были объявлены враждебными советской власти и “классовыми врагами”, началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов.
Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунис тическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле), и другое. И когда несколько лет назад была разрушена вера в В. И. Ленина, т. е. с метафизической точки зрения, Ленин остался без энергетической подпитки, вся советская магическая система рухнула. Также, как и в случае разрушения дворца царя Кащея: иголку выдернули – и дворец раз рушился. Вообще очень многие учения, даже не религиозного характера, становятся религиями из-за потребности многих людей в верить во что либо, верить именно слепо. Так “общечеловеческие ценности” и идеалы демократии воспринимаются часто не критически а догматически. Что-то может не нравиться – но ведь так пишут в газетах и говорят по телеви зору …… Жить только своим умом тяжело. Фашизм также может рассмат риваться как религия – учение о превосходстве одной нации. Коммунизм то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а класс.
Государственный строй СССР – имел множество черт феодализма.
В 1943, после встречи И. В. Сталина с руководством Русской правос лавной церкви, на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси. В 1945 религиозным организациям в СССР были предоставлены права юридических лиц. Правда, к концу 1940-х процесс “потепления” от ношений между церковью и государством был приостановлен.
В конце 1980-х были сняты многие ограничения на деятельность ре – 5
лигиозных организаций. Практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже к нормальной жизни. Причем сам человек этого не замечает, ему нра вится, чего нельзя сказать об окружающих.
В настоящее время по конституции 1993 года (глава 2, статьи 14-19) Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места житель ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граж дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или рели гиозной принадлежности.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода со вести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивиду ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).
В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных ор ганизаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в ка кое-либо объединение или пребывание в нем (Ст. 30).
Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, сог ласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж дениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допус кается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, на циональную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового пре – 6 восходства (Ст. 29).
Вообще, каждая религия – форма мироощущения. Подавляющее боль шинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают ( если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы – т. е. народы – объеди нения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации – объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, бело русов, сербов; западноевропейская – народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.
Сейчас популярны исторические учения, рассматривающие все явления мировой политики сквозь призму глобальной борьбы цивилизаций. У нас в этом направлении работал Л. Н. Гумилев, на западе сейчас популярны рабо ты Сэмюэла Хантингтона. Они весьма интересны, так как он является ди ректором института стратегических исследований при Гарвардском универ ситете, где сейчас и разрабатываются перспективные модели нового миро вого устройства.
С точки зрения Хантингтона, “Мировая политика вступает в новую фазу, в которой основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Великие раздоры в среде человечества будут порождены культурно-историческими различиями. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором в мировой политике. “. Среди существующих сейчас цивилизаций профессор указывает западно-христианскую, мусульманскую, славяно-православную, индуистскую, конфуцианскую, японскую, африканс кую и латиноамериканскую. Самые серьезные и кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации.
В подтверждение справедливости своих воззрений Хантингтон приво дит следующие доводы:
1. Различия между цивилизациями серьезнее и древнее любых других – 7
делений человечества. Они связаны с историей, языком, культурой, тра дициями, и самое главное – с религией. 2. Мир становится более тесным.
3. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия порождают мировоззренческий вакуум, который заполняется религиями, причем часто в экстремистских формах. Социологи отмечают, что возврат к религиозным мировоззрениям – одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века. 4. Стремление Запада насадить по всей планете свои мировоззрен ческие идеалы – демократию и либерализм, а также ставка на военное и экономическое превосходство вызывают во всем остальном противодейс твие, диктуемое просто инстинктом самосохранения.
5. Устойчивость культурных и религиозных различий. Если экономи ческие и политические противоречия могут быть устранены, то русские останутся русскими, а эстонцы – эстонцами.
6. Экономическая интеграция отдельных регионов. Примеры – Запад ная Европа, Юго-Восточная Азия.
Все эти исследования проводятся, конечно, с целью нахождения стратегии сохранения мирового лидерства за западной цивилизацией. Для этого Хантингтон считает необходимым:
– включить в сферу монопольного влияния Запада Восточную Европу и Латинскую Америку; – в России и Японии поддерживать прозападные группировки;
– всемерно ограничить военное развитие “потенциально враждебных цивилизаций”, то есть видимо всех остальных;
– проявить умеренность в сокращении западных военных возможностей.
Мне кажется во “внеисповедальном” состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Навер ное это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обрати лись к различным сектам, богоискателям типа Вл. Соловьева, С. Булгако ва, Л. Толстого и других, Православной же церковью их учения характери зуются как ереси. Другая крайность – идеализация прошлого, так называ емая “новая религиозность”. Не приведет к доброму результату насильст венное занятие этим. А если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому. . – 8 Литература:
1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. , “Мысль”, 1993. 2. Коммерсантъ N 36(147) за 1995 год. Артемьев Р. Лучше быть в Риме чем вне его.
3. Современная Русская Идея и Государство. М. , “Рау-Корпорация”, 1995. 4. Основы Религиоведения. Учебник. М. , “ВШ”, 1994.