СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Влияние «Руха реформ» 19 века на методикупреподавания иностранных языков
1.1 Нововведения в преподавании иностранныхязыков
1.2 Подходы в обучении
Глава II Преподавание иностранного языка в 20 веке
2.1 Методики преподавания на современном этапе
2.2 Современные воспитательные системы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Цель: изучить роль «Рухареформ» в области преподавания иностранных языков.
Задачи:
— изучитьдеятельность и влияние «Руха реформ» в преподавании;
— определитьроль «Руха реформ» в реорганизации современной системы образования;
— систематизировать и обобщить материал, сделать выводы о последствиях иперспективах изменений в образовании и преподавании.
Методы:
— критического анализа литературных источников;
— дискриптивного анализа изученых явлений.
В конце 19 векав России начался процесс реконструкции системы образования. На Украине этотпроцесс получил название «Рух реформ». Многие видные педагоги осознали оструюнеобходимость полностью пересмотреть цели обучения и используемые в немподходы. Они ориентировались на опыт западных методистов. Этот процесс началстремительно развиваться, но в начале 20 века несколько приостановился из-завойн, экономической нестабильности- на первый план выходили более насущныепотребности.
В СССРпедагогике и методике уделялось большое внимание, но далеко не все аспекты былизатронуты. Слишком большое внимание уделялось идеологии, развитие личностиуходило на второй план. В Украине, как в составляющей СССР, происходило тожесамое.
Ставнезависимым государством, Украина стала частью процесса глобализации, началаразвиваться и совершенствоваться во всех областях. Конечно, была затронута исфера образования. И можно сказать, что именно с 90 годов начась реформа вобласти методики преподавания и стали видны конкретные результаты.
Системаобразования постоянно время от времени подвергается большим и малым изменениями нововведениям. Ставя целью сделать образование более вариативным иличностно-ориентированным, необходимы изменения в теории и методике изучениятеории иностранных языков, изменения в технологиях обучения на всех уровнях.Переосмысливается роль учителя и учеников – двух из трех китов образования.
Поэтомусегодня учитель не является авторитарным лицом на уроке, а детей не секутрозгами за неправильно заученные (а часто и абсолютно бесполезные выражения илиглаголы).
Наша странаподдается влиянию процесса глобализации; развиваясь экономически, культурно,политически, она сотрудничает с другими странами. «Вырастая» из уровнясельско-хозяйственной территории, Украина превращается в полноправнуюевропейскую страну. А следовательно, необходимы люди, воспитанные по новымстандартам, способных представить свою страну достойным образом и умеющихусваивать, «впитывать» что-то новое из окружающего мира.
Сегодня, вусловиях огромных изменений в социальной, экономической жизни Украины, возниклапроблема радикальной перестройки в сфере образования, цель которой –формирование человека, обеспечение прогресса человеческого общества. Измениласьсистема взглядов на воспитание как на педагогический процесс. Они отображаютпотребности развития общества, которое изменяется, и самого человека.
В условияхнезависимости Украины особенно актуальными становятся проблемы формированиятворческой личности, воспитание молодого человека, как гражданина на основеовладения гуманными ценностями, нормами демократической культуры.
Сегодняобразование основывается на трех главных факторах:
-наступности,
-наглядности,
-целесообразности.
Спецификатакого предмета как Иностранный Язык заключается в том, что в процессе обученияглавной целью является не накопление теоретических знаний, а овладенитенавыками свободного общения на иностранном языке.
Методикавыделяет специальные принципы для обучения Иностранному Языку; это и принципкоммуникативности и дифференциации, и осознанности, и т.д.
Сталипоявляться такие понятия как профильность обучения, личностно-ориентированныеуроки, инновационные технологии, игровые методы обучения, межпредметные связи,индивидуальный подход, независимое тестирование. Не осталась без изменения всемпривычная пятибальная система оценивания.
Воспитание иформирование наиважнейших умений и навыков происходит как раз в школе! Именнопоэтому уроки теперь базируются на трех основных целях: обучающей, развивающейи воспитательной. Именно поэтому учителя теперь не просто дают информацию попредмету, а пытаются приобщить детей к диалогу культур, расширяют кругозор,рассказывают про культуру и историю не только страны, язык которой изучается, аи других стран, подсказывают как овладеть опытом творческой, исследовательскойдеятельности, обучают культуре общения, воспитывают трудолюбие, толерантность,любознательность. Все эти цели направлены на то, чтобы воспитывать и обучатьребенка так, чтобы став взрослым, он не испытывал затруднений ни в общении смиром, ни в поиске необходимой ему информации, чтобы он ставил цели и знал, каких достигать [29, с.26].
История как ивремя никогда не стоит на месте. Предпосылки и мысли, появившиеся вчера, ужесегодня превратятся в какие-либо действия или явления. Сейчас все учителя и мы– будущие учителя – сталкиваемся с постоянным преобразованием в системе и мы жеможем сделать свой вклад в обучение, развитие, воспитание детей – будущегонашей страны.
Давайтерассмотрим подробнее те новые понятия «методы» и «приемы», которые появилисьотносительно недавно, но стали неотъемлемой частью процесса обучения и ролькоторых нельзя переоценить.
Глава IВлияние «Руха реформ» 19века на методику преподавания иностранных языков
1.1 Нововведения впреподавании иностранных языков
На пути кновой парадигме образования, кардинальные изменения, которые происходят впоследнеее время, толкают на коренные изменения, являющиеся частью процессаобновления системы образования в зарубежных странах. Они направлены на переходк гуманно-инновационному образованию нового вида, его конкурентноспособности вЕвропейском и мировом пространстве. Эти процессы обуславливают новые задачи длянационального образования.
Подбор ианализ правильных, соответствующих методов и приемов обучения – системыобучения – это очень кропотливый и трудоемкий процесс.
Сейчаснаиболее эффективной считают классно-урочную систему, разработаннуюЯ.А.Коменским. Эта система заменила собой форму индивидуального обучения,которая возникла первой, далее был индивидуально-групповой способ обучения. В20-х годах ХХ столетия возникла коллективная форма (обучение проходило безуроков и планов в форме организованного диалога учеников, которые уже выучилиопределенный материал, и теми, кто еще не был с ним ознакомлен.). Время отвремени появляются более или менее эффективные системы образования, каждая изкоторых интересна по-своему.
Например, с в1798 году была разработана Белл-Ланкастерская система, которая широкоиспользовалась в Англии и Индии, где было большое количество учащихся. Старшиеученики учили младших. Недостатком было низкое качество обучения.
Батовскаясистема состояла в объединении групповой и индивидуальной видов роаботы.Использовалась в Американских школах в конце 19 века. Кроме обыччных уроковучитель и его помощники проводили индивидуальные занятия с наиболее слабыми исильными учениками.
Маннгеймскаясистема возникла в конце 19 века в Европе. Изиккернгер (ее основатель)предлагал набирать 4 разных класса в соответсвии со способностями детей: длянаиболее одаренных, детей со средними способностями, слабых и умственноотсталых. Отбор проводился на основе психометрических тестов, характеристикучителей и экзаменов.
Но какпоказала практика, заниженные требования «привязывали» ученика к «своему»классу. А планировалось, что, повышая успеваемость, ученик перейдет в высшийкласс.
Лабораторнаясистема возникла в 1905 году в США. Целью было приспособление к способностям ивозможностям каждого ученика.Дети работали индивидуально по полученному отучителя заданию на год. Модификация этой системы получила названиебригадно-лабораторного метода.
Рассмотримнаиболее важные концептуальные изменения, которые будут происходить в сфереобразования:
1.Коренногообновления потребует смысл обучения. Необходимо сконцентрироваться на человеке,не уменьшая возможности познания природы и мира. Изучить егопсихо-физиологические особенности, жизнедеятельность, принципы самоанализа.
2.Изменяютсяцели направленности процесса обучения. Современная, а тем более будущаядинамика измененеий информационных технологий, означает, что научить человека вшколе или даже в наилучшем униветрситете на всю жизнь – невозможно. Знания итехнологии обновляются быстрее, чем осуществляется процессс обучения. Отсюдабольшое внимсание к общему развитию личности и ее коммуникативности, которыеспособствуют у ученика выработке понимания необходимост и умения учиться втечение жизни.
3.Винформационном обществе знания становятся непосредственной продуктивной силой.Ученик в воспитательно-обучающем процессе должен приобрести важные компетенциипутем употребления знаний. Для этого необходим переход от обычных ЗУНов ккомпетенциям, которые дают возможность находить решения профессиональных ижизненных ситуаций. Только человек, который овладел технологией принятиярешений, имеет свободу выбора и способен адаптироваться в условиях постоянныхизмененеий. Т.е. мы говорим сегодня про практическое направление обучения.
4.Заменаавторитарной педагогики на педагогику толерантности, утверждениеличностно-ориентированной системы, в которой был бы реализован принципконцентрации на нуждах ребенка в процессе обучения и воспитания. Толькодемократизация обучающего процесса может создать условия для полноценногоразвития личности, формирования у нее творческого критического мышления.
5.Образованиедолжно создавать личность, которая органически адаптирована к жизни в миреразнообразных связей. Поэтому необходимо в образовании, а постепенно и вобществе в целом, сделать своеобразный «языковой» прорыв. Это значит, что всеграждане должны овладеть государственным языком как мощным национальнымобъединяющим элементом, а с другой стороны, каждый выпускник учебного заведениядолжен свободно владеть хотя бы одним, а лучше несколькими иностраннымиязыками.
6.Образованиедолжно приобрести инновационный характер. Отсюда – необходимость формироватьличность, способную для восприятия и осуществления перемен [23, с.42-53].
1.2 Подходы в обучении
Бихевиоризм – подход к обучению,основанный на психологии бихевиоризма.Его основоположником считается Б.Скиннер. Он разработал систему принципов поведения человека в строгоопределенных условиях. По его мнению на процесс обучения прежде всего влияетокружающий человека мир, а не генетический фактор.
Когнитивный – опирается на принципсознательности в обучении и на теорию социоконструктивизма – учащийся являетсяактивным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельностипреподавателя.
К когнитивнымстилям относятся и такие качества как наличие желания рисковать, способность ксамоанализу и самооценке, эмпатия, толерантность.
Когнитивныестили, характерные для учащегося, определяют его учебный стиль и влияют навыбор учебных стратегий.
Его авторамисчитаются Дж.Брунер и У.Риверс.
Гуманистическийподход –опирается на мысли, чувства и эмоции учащихся в процессе учения, воспитания,развития. Этот подход нашел свое отражение в методике преподавания иностранныхязыков и реализуется в методе «тихого» обучения, методе «общины» и ряде других.
Коммуникативныйподход –появился в 70-х годах в Великобритании в связи с новой целью обучения –овладением языком как средством общения.
Согласноэтому подходу обучение языку должно учитывать особенности реальнойкоммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реальногообщения (знание грамматики и лексики не достаточно для эффективного пользованияязыком в целях коммуникации).
Личностно-ориентированныйподход –основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, которыерассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности иинтересы. Основным достижением методистов в этой области является исследованиеи разработка различных учебных стратегий, которыми пользуются учащиеся впроцессе обучения.
Учебныестратегии – это действия и операции, используемые учащимися с целью оптимизациипроцессов получения и хранения информации, а также процессов пользованиянакопленной информацией.
Данный подходобычно противопоставляется подходу, ориентированному на учителя (когда учительдоминирует в процессе обучения).
Глобальныйподход, гештальт-стиль – основывается на положении гештальт-психологии, т.е.поведения человека состоит из определенных целостных единиц (Geschtalt- образ).
Соответственнокаждую поведенческую ситуацию необходимо исследовать целиком, не разбивая насоставляющие. Также должно строиться и обучение языку, которое не дробится наотдельные виды деятельности, а состоит из нераздельных блоков, которыеотрабатываются учащимися «сверху – вниз», от общего восприятия материала кпоследующему выделению и осознанию его частей. Предпочтение при этом отдаетсягрупповой и парной работе, общению.
Дедуктивныйподход –опирается на дедукцию, т.е. умозаключение от общего к частному. Предусматриваетобъяснение, правила, его тренировку на практике.
Индуктивныйподход –напротив, предполагает путь от частного к общему. В зарубежной методике этоттермин используется как синоним «натурального» подхода. А дедуктивныйсоотносится с терминами «формальный», «когнитивный». При этом индуктивностьтрактуется как современное направление в обучении, а дедуктивность – кактрадиционное, устаревшее.
Структурныйподход –основан на положениях структурной лингвистики и бихевиористическогонаправления. Предполагает овледение целым рядом грамматическихструктур-образцов, которые располагаются в определенной последовательности взависимости от трудности их усвоения.
Лексическийподход –базируется на приоритетном положении лексики в обучении, т.к. она отражаетсодержательную сторону языка. Подход означает овладение лексикой во всем еемногообразии, основное внимание при этом обращается на формирование речевыхнавыков словоупотребления.
Грамматике,правда, при этом не уделяется должного внимания, что приводит к большомуколичеству ошибок и нарушает процесс коммуникации.
Эклектическийподход — имеет в основе положения, характерные для различных методов. Этот подходправильнее назвать комбинированным. Его использование оправдано в том случае,если все элемпенты выстраиваются в единую логическую систему, что повышаетэффективность обучения иностранному языку.
Интегрированныйподход –основан на взаимосвязанном формировании умений во всех четырех видах речевойдеятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Согласно этому методуразные виды речевой деятельности могут выступать как цель и средство обучения.
Аудитивныйподход –предполагает, что обучение должно иммитировать процесс овладения детьми роднымязыком. Аудирование как рецептивный вид речевой деятельности является ведущим впроцессе обучения, формирование умений понимать устную речь должно опережатьформирование продуктивных устно-речевых умений. Обучение должно строиться напереносе умений в аудировании на другие виды речевой деятельности.
Подход,ориентированный на процесс формирования ЗУН – получил широкое применение приобучении письму. Продукт письменноьй речи появляется в процессе планирования,написания тезисов, набросков, переформулирования фраз. Этот подход к обучениюреализуется в учебных прогроаммах аналитического типа.
Подход,ориентированный на результат обучающей и учебной деятельности – предполагается, чтоопределенный период обучения заканчивается для учащегося созданием какого-либоречевого продукт а – отдельного высказывания, диалога, письма и т.д., что иявляется целью обучения, на достижение которой направлена деятельность учителя[30].
Глава IIПреподаваниеиностранного языка в 20 веке
2.1 Методикипреподавания на современном этапе
Использованиепроектной методики в преподавании иностранного языка.
Одним изнаиболее действенных и результатирвных методов обучения является проектнаяметодика. Проект – это работа, которую ученики самостоятельно планируют исамостоятельно выполняют. Работа над проектом базируется на разных методахсбора информации для выполнения проекта, использовании разных источниковинформации и разных способов презентации выполненной работы. Подготовке квыполнению проекта основной частью является сам ученик, а учитель выступает вроли консультанта, организатора условий для успешной творческой работыучеников. Проектная работа – это вид работы в группах, чертой которой являетсяподготовка окончательного результата, итога работы на иностранном языке.
Это можетбыть план-схема, альбом, презентация, текcты, ребусы,сочинения-описания, литературные переводы. Ученики работают на уроках и вовнеклассное время.
Организацияработы над проектом благоприятствует развитию у учеников инициативы,самостоятельности, воображения, сотрудничества и доброжелательного отношениядруг с другом, чувство ответственности и самое главное – развитиюкоммуникативных умений и навыков по иностранному языку. Однако использованиепроектных способов в процессе обучения осложнено организационной стороной иуправлением деятельности учеников, с одной стороны, и содержаним проекта сязыковой точки зрения, с другой стороны.
Существуютразные виды классификации проектов. Так, Е.Ф.Полад предлагает 5 основныхкритериев, по которым разделяются типы проектов:
1. Подоминирующему в проекте методу(исследовательский, творческий, ролевой,драматический игровой, информационный, перактически-ориентированный
2. Поопределению предметно-содержательной области (моно проекты, межпредметные)
3. Похарактеру контакта (внутренние, региональные, международные)
4. Поколичеству учеников проекта (личные, парные, ГРУППОВЫЕ)
5. Подлительности проекта (корткой продолжительности, средней и долгой)
Саймон Хайнесвыделяет такие виды проектов: проекты-сообщения, проекты-интервью,проект-производство, проекты-ролевые игры и драматические постановки.
Работа надпроектом состоит из 3 основных этапов:
1. Начальный(определение общей темы, выбор рабочих тем, составление плана проектной работы,формулироваание целей, сбор материала)
2. Основной(анализ способов и целе работы в группах, поиск источников необходимойинформации и сбор материала, анализ возможных трудностей)
3.Заключительный (подготовка к защите готовых проектов и их защита, обсуждениеполученных результатов)
Длявыполнения проекта можно компоновать группы учеников одного класса или учеников2-3 классов. Презентацию проекта можно проводить на уроках, после уроков, вовремя проведения недели иностранных языков, на родительских собраниях.
Практическоевоплощение теретического материала в проектную работу благоприятствует развитиютворческой индивидуальности учеников и учит их групповой и командной тработе сиспользованием иностранного языка.
Проектная методикадает возможность ученикам с разными способностями реализовать свой потенциал. Впроцессе выполнения такой работы формируются лидеры, определяются творческиеличности.
Коммуникативные приемы обучения грамматике иностранного языка
В современнойметодике обучения иностранным языкам существуют два подхода к подачеграмматического материала: структурный (сначала формулируется правило, затемиллюстрируется его реализация в речи) и функционально-смысловой (выяснениезакономерности и формулировка правила происходят в процессе работы с конкретнымречевым материалом).
Функционально-смысловойподход представляется наиболее эффективным при выполнении самой актуальной всовременных условиях задачи – обучении коммуникации, и прежде всего устной.
Традиционнозанятие состоит из трех блоков: введение, закрепление и контроль. Введениеграмматического материала должно происходить в процессе анализа фрагмента речи:преподаватель подводит учащихся к формулировке правила с помощью либо таблицыиз учебника, либо самостоятельно составленной парадигмы. Закреплениеграмматического материала включает в себя два этапа: целевой и коммуникативный.При целевом закреплении отрабатывается только изучаемый грамматический материална примере таких упражнений, которые требуют строгого следования определенноймодели. На этапе коммуникативного закрепления учащимся дается коммуникативноезадание, предполагающее свободу выбора. Поурочный контроль над усвоениемматериала не должен проходить в явно выраженной форме теста, так как этосоздает стрессовую ситуацию на занятии.
Упражнение –наиболее эффективный способ целевого закрепления материала, а также контролянад ним.
Воспроизведениетекста может проходить в форме диктанта или изложения. Необычным приемомявляется имитация текста. Учащимся предлагается написать подобный текст,сохраняя грамматическую структуру оригинала. Трансформация текста – процесс,противоположный имитации: изменение структуры текста при сохранении содержания.
Диалог –основа речевого общения, и поэтому он считается самым важным приемом обучениякоммуникации.
Игра – одиниз самых интересных и эффективных дидактических приемов. В основе ролевой игрылежит «легенда», т.е. краткая информация о роли, и игровое задание,преследующее коммуникативную цель.
Сценкапредставляется наиболее творческим, эмоционально окрашенным видом работы.
Все сказанноевыше позволяет сделать вывод о том, что современная методика преподаванияязыков располагает богатым арсеналом эффективных, интересных, творческихприемов, которые позволяют обеспечить учащихся основными знаниями и навыками,необходимыми для полноценной коммуникации.
Использованиевидео в процессе обучения иностранному языку
Использованиевидео материалов в процессе обучения иностранным языкам способно существеннымобразом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, т.к. видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создаютатмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычногоматериала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.
Известно, чтопрезентация учебного материала при помощи видео характеризуется рядомопределенных особенностей. К ним можно отнести:
1. Информацияпредставляется средствами искусства, что обуславливает наличие образной моделивведения материала (есть сюжет и композиция). Использование видео на урокеспособствует возникрновению «Эффекта соучастия и сопереживания» с героями.
2.Информацияподается динамично. Отсюда результативный аспект обучения, увеличиваетплотность общения на занятии. Динамичность и эмоциональность введения материаласпособствует запоминанию.
3.Информация,презентуемая с помощью видео, обладает высокой степенью авторитетности. Этообуславливается фактором аутентичности.
4. С цельюнаиболее эффективного использования видео в процессе обучения иностраннымязыкам необходимо выяснить, каковы преимущества этого средства обучения и егоограничения в ряду других технических средств.
Дей Уиллисвылеляет такие положительные стороны использования видео:
-помещение нетребует затемнения
— контактпреподавателя с обучаемым носит непрерывный характер,
— видеопредоставляет возможность использования различных режимов работы, например, состоп-кадром
-видеоматериалы легко используются при индивидуальной, парной, групповой, коллективнойработе.
Следуетпомнить, что планируя работу с видео материалами, необходимо иметь четкоепредставление не только об их функциональных возможностях, но и ограничениях, атакже соизмерять, насколько использование видео материалов способно реализоватьконкретно цель определенного урока.
Использованиевидео в учебной аудитории предполагает функционирование широкого диапазонаматериалов, которые вместе с определенным комплектом упражнений призваныреализовать ту или иную учебную задачу.
В современнойнауке существуют разнообразные типологии видео материалов, которые предполагаютклассифицировать названные видео материалы в зависимости от определенныцхфакторов.
Наиболеераспространены следующие типологии:
-по целисоздания,
— по жанру,
— поколичеству охватываемых тем,
— по способупроизводства,
— подидактическому назначению,
— поструктуре,
— по условиямиспользования видео материалов.
В зависимостиот установки, длительности презентации, места предъявления видеофрагмента всистеме тработы по формированию иноязычных навыков и умений, материалы могутфункционировать в качестве:
-содержательнолйопоры,
-смысловойопоры,
-стимула кречи.
Каксвидетельствует практика наиболее эффективно видео материалы могут бытьиспользованы при обучении устной иностранной речи. Рассмотрим каковапоследовательрность работы с видео материалами.
Обучение сопорой на видео предполагает наличие 5 этапов: подготовительного, рецептивного,аналитического, репродуктивного, продуктивного.
Отметим, чтонаряду с предложенными упражнениями, опирающимися на одновременноефункционирование аудио и видео ряда, образовательный интерес представляютзадания и упражнения, в которых опора осуществлена только на видео дорожку илитолько на аудио дорожку. Эти задания и упражнения могут сопровождаться следующимиустановками:
— послушайтеподборку спортивных новостей; о каких видах спорта идет речь; в каком видеспорта установлен мировой рекорд.
— послушайтефрагмент «ток-шоу»; какая тема обсуждается участниками; какой возрастнойкатегории адресована.
— посмотритеи проанализируйте взгляды, мимику, жесты и поведение героев; как это иххарактеризует; подтвердите свой ответ аргументами.
— посмотрите(без звука) видеоряд подборки новостей; предположите, о каких странах идетречь; какие события освещены; посмотрите и сравните.
Хотелось быотметить, что предложенный метод может быть эффективно использован напродвинутом этапе обучения как в средней, так и в старшей школе.
Использование технологии Webquestв самостоятельной работе студентов
Сегодня ужетрудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальноеинформационное пространство. Интернет является универсальным средством поискаинформации и передачи знаний.
Работа сИнтернет-ресурсами позволяет пройти студенту все этапы творческой деятельности.Начинается бурное освоение информационных технологий, дополнительные занятия,взаимообучение, групповая работа стихийно захватывает всех. Одной из форморганизации игрового пространства на базе телекоммуникационных проектовявляется Веб-квест.
Веб-квест (webquest) в педагогике –проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используютсяинформационные ресурсы Интернета. По сравнению с такими заданиями на основересурсов Интернета, как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом(Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler), веб-квест являетсянаиболее сложным и для учащихся, и для преподавателя. Веб-квест направлен наразвитие у студентов навыков аналитического и творческого мышления;преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной,методической и инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов можетбыть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.Результаты выполнения веб-квеста в зависимости от изучаемого материала могутбыть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе,веб-страницы и т.п.
Сегодняшниезадачи образования заставляют выбирать способствующие активному процессупознания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умениеучиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационныеисточники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе.Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открываетновые возможности в методике образования, в освоении и усовершенствованиизнаний.
«Кейсовыйметод» в обучении иноязычногму говорению учащихся 7-8 классов
Учебный материал можетбыть организован различными способами, в том числе «кейсовым».
Каждый «кейс»может содержать упражнения, обеспечивающие активизацию четырех основныхкомпонентов, выделяемых в содержании обучения иноязычному говорению :
-мотивационного,
-процессуального,
-результативного,
-рефлексивного.
Мотивационныйаспект связан с первым этапом, осуществляемого учащимися иноязычного говорения– мотивационно-побудительным.
Иноязычноеговорение учащегося побуждается внутренней коммуникативно-познавательнойпотребностью осуществить устное общение. Она воплощается, объективируется инаправляется коммуникативным намерением, которое осознается учащимся в целиговорения. Например: спросить, разъяснить, уточнить какую-либо информацию.
Такимобразом, перед учителем встает задача создания, поддержания и повышениямотивированности речевого поступка ученика. Учителю следует отобратьинтересный, удовлетворяющий коммуникативно-познавательную потребность учащихся7-8 классов материал ( т.е. тема, ситуация, проблема), который личностно значимдля них. Процессуальный аспект связан с формированием и формулированием мысли.Учащийся должен правильно отобрать средства и способы формулированиясобственной мысли на иностранном языке, а также планирование, программированиеи внутреннюю языковую организацию предметно-содержательного плана говорения.
Результативныйаспект связан с реализацией. Этот этап носит внешне выраженный характер.Учащиеся осуществляют произнесение высказывания и таким образом реализуют свойзамысел.
Рефлексивныйаспект связан с таким компонентом говорения как контроль, анализ, самоконтроль.
В процессеговорения учащиеся реализуют определенную программу порождения высказывания,заданную ситуацией устного общения. Они постоянно осуществляют контроль своихдействий во внутренней речи и внешнем оформлении высказывания.
Постоянноконтролируя свои речевые действия, учащиеся постепенно овладевают способностьюпорождать иноязычное высказывание самостоятельно, без использованиявспомогательных языковых, речевых и наглядных средств.
Освоениевышеописанного содержания обучения (четыре аспекта) должно осуществляться вупражнениях. Они могут быть поделены на три группы:
— направленные на обеспечение учащихся:
а)учебно-речевой ситуацией, темой, проблемой;
б) языковым иречевым материалом;
в) различнымисхемами, таблицами для успешного планирования и программирования иноязычноговысказывания.
— направленные на подготовку дискуссий, проектов, брейн-стормингов, способныхактивизировать учебно-речевую деятельность учащихся (без использованиявспомогательных языковых, речевых и наглядных средств.
-упражненияконтрольного характера [17, с.57-61]
Дебаты
Один изнаиболее сложных способов обсуждения дискуссионных проблем. Дебаты можнопроводить только тогда, когда ученики научились работать в группах и усвоилитехнологии решения проблем. В дебатах разделение на противоположные точкизрения приобретает наибольшую остроту. Т.к. ученикам необходимо долгоготовиться и публично обосновывать правильность своей позиции. Каждая группадолжна переубедить оппонентов и склонить их к решению изменить свое мнение. Номожно поставить и другую задачу: решать поставленную проблему сообща. В такомслучае ученики должны будут, высказав свою точку зрения, внимательно выслушатьпротивоположную сторону, чтобы найти точки соприкосновения. Важно, чтобыучасники дебатов не переносли свои эмоции друг на друга, а общались спокойно.
Организацияработы.
1.Подготовка:
— объявитьученикам тему дебатов,
— объединитьучеников в группы, можно придумать роли для групп (учителя, родители, сельскиежители и т.д.),
— подготовитьи раздать или объяснить, где найти информацию по теме. Участники должныподготовиться заранее.
— подготовитьаудиторию.
2. Ходдебатов:
— еще разобъявить тему и представить группы,
— напомнитьправила ведения дискуссии,
— определитьвремя и порядок ведения дебатов. Например, на подготовку дать 15 минут, навыступление каждой группы 10 минут, на заключительную дискуссию 15 минут,
— во времяподготовки группа должна распределить роли, подумать, как лучше использоватьотведенное время, подготовить вопросы для оппонентов.
Дляоценивания выступления участников дебатов можно пригласить судей.
— учительдолжен строго следить за регламентом,
— если былозадание совместно найти решение проблемы, то после дискуссии можно провестиголосование.
Подведитеитоги и, если были судьи, дайте им слово [17, с.63].
2.2 Современныевоспитательные системы
ШКОЛАС.ФРЕНЕ
Особенностиорганизации
В школе С.Френе:
— нетобучения, а есть решение проблем, экспериментпрование, пробы, анализ,сравнение,
— нет домашнегозадания, постоянно задаются вопросы – дома, на улице в школе,
— нет оценок,но определяются личные успехи – через самооценивание детей и педагогов,
— нет ошибок– бывают недоразумения, разобрав их вместе, можно их недопустить,
— нетпрограмм, но есть индивидуальные и групповые планы,
— неттрадиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела,спроектированные педагогом вместе с детьми,
— педагогникого не воспитывает, не развивает, а принимает участие в решении общихпроблем,
— нет правил,но классом управляют принятые самими детьми нормы общежития,
— нетпоучительной дисциплины, но дисциплинирует само чувство собственнойколлективной безопасности и общего движения,
— нет классав общем понимании, а есть детско-взрослое общество.
Особенностиметодики
Методпроектов:группа создает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются,вывешиваются на стенах (даже самые фантастические). Педагог вмешивается толькотогда, когда проекты задевают или нарушают волю других. В процессе выполненияпроекта каждый ученик может выступить относительно другоого ученика какучитель.
Класс –открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, самиходят к другим, переписываются, путешествуют. Приветствуется кооперация исотрудничество, но не конкуренция и соревнование.
Самоуправление: создается кооператив, воглаве которого стоит избирательный совет, руководящифй самообразованиемучащихся. Процедура подведения итогов опирается на детское самоуправление исамоорганизацию и происходит регулярно: у младших каждый день, у старших реже,по мере надобности.
Культинформации: важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их приобрести,Информация есть в книжках, аудиовизуальных и компьютерных средствах, нопреимущество отдается личному общению с тем, кто обладает информацией.
Самовыражениеличности ребенка тоже связано с информацией: дети пишут сочинения на вольнуютему, сами делают типографский набор, изготовляют клише, издают книжки.
Письменнаяречь и навыки чтения формируются на основе детских вольных текстов, которыедети пишут и прилюдно читают. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его и затемпереписывают.
Планирование: учебники в школезаменены особыми карточками, в которых есть блок информации, конкретное заданиеили контрольный вопрос. Ученик выбирает себе определенный набор карточек(индивидуальная программа обучения). Каждый создает с помощью учителяиндивидуальный учебный план, в который включены все виды его работы.
Культтруда: вшколе создается кооператив, членами которого являются все ученики. В режиме дняпредусмотрена работа в мастерских, саду, коровнике. Кооперативом управляетизбирательный совет, раз вы неделю проходят общие собрания. Большое вниманиеуделяется гласности. Каждый заполняет четыре столбца листа-газеты: «я сделал»,«я хотел бы», «я хвалю», « я критикую».
Культздоровья:забота про здоровье ребенка связана с движением, физической нагрузкой,вегетарианским режимом, методикой. Высший уровень – гармония отношений сприродой.
Своипрактические рекомендации С.Френе адресовал малокомплектной сельской начальнойшколе, но идеи, борьба с рутиной и отсталостью традиционной системы обучения,делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений
[2, с.39].
ШКОЛА США
Кластерскул – «справедливое общество»
«Ты – ценность»,-попадается на глаза плакат, а рядом портреты лучших учеников года, а еще дальше– детские поделки, картинки, игрушки. Всюду слышен смех, сияют лица учителей идетей улыбками…
В прессе США,стране, которая задает тон западной педагогике, часто можно встретить слова:«партнерство, «сотрудничество», «кооперация». В США сейчас популярна идеясоздания «более мягкой и доброй державы», которой соответсвует и другой типшколы. Внимание сосредотачивается на сотрудничестве, а не на соревновании, наиндивидуальном развитии личности, а не на профессиональной подготовке. Одним извариантов является «справедливое общество».
Первое такоеобщество родилось в 1974 году в Бостоне (кластер скул). В середине обычнойсредней латинской школы возникла своеоброазная школа, в которую входили 18негров, 18 белых детей, собранных вместе на основе дисциплинарных провинностейи отсутствия академических успехов.
Идея и«алгоритм» создания «справедливых сообществ» принадлежит американскомупсихологу Л.Кольбергу (1927-1987). Он писал, что воспитание с помощьюпродвижения личности от нижней к более высоким ступеням морального развитияявляется «воспитание справедливости в универсальном и общекультурном значенииэтого слова».
Принципыкластер скул:
1. Всевозникающие проблемы обсуждаются на еженедельных собраниях сообщества
2. Органысамоуправления школы формируются из представителей админист рации, учителдей,родителей и учеников.
3. 3.Все члены сообдщества заключают договор про неукосрнительное соблюдение прав иобязанностей каждого.
4. Иучителя, и ученики имеют равные права, вкелючая право на самовыражение,уважение окружающих.
В 1982 году вначальной школе Бирч Бедоу город Ридинг решили
использоватьконцепцию Кольберга.
Основнымивидами деятельрности стали собрание в круг и ученические советы.
Процедурасобраний такая:
— все садятсяв круг,
— выбираюттого, кто будет говорить первым,
— кто нехочет говорить, произносит «без меня» и только слушает,
— выступающихне перебивают, не комментируют их выступления,
— всепредложенные решения записываются и обсуждаются,
— устанавливается порядок осуществления принятого решения.
Собранияпроходят раз в месяц. Это приучает детей доброжелательному отношению друг кдругу, осознанию того, что каждый человек уникален и ценен, и что у каждого естьчто-то хорошее. Такой способ воспитания сразу привел к резкому улучшениюдисциплины [8, с.115].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключениехотелось бы сказать, что реформа образования, безусловно, является одной изсамых внушительных и важных наряду с произошедшими изменениями в экономической,политической, социальной и культурной жизри нашей страны (и мира в целом).
Более того,она действительно была необходима, и результаты, которые мы видим уже сейчас немогут не радовать и не внушать оптимизм.
Интересно то,что процесс реформирования не остановился до сих пор! Разрабатываются новыеметоды и подходы в обучении, рассматриваются новые вопросы в сфере воспитания.И это логично, т.к. современная методика и педагогика тесно взаимосвязаны сокружающим миром, а он с каждым днем меняется все быстрей.
В ходенаписания данной работы мы ознакомились с проблемами модернизации языковогообразования. Рассмотрели методическую систему обучения на основе компетентно-деятельностного подхода. Заметили, что изменениям подвергаются и технология, исодержание обучения, а это, безусловно, сказывается не только на объектахпреподавания (учениках), но и на субъектах, т.е. учителях.
Мы поняли,что учитель тоже должен быть готов и иметь способность к самосовершенствованию,должен следить за нововведениями в сфере преподавания. Т.е., можно сказать,должен «идти в ногу со временем». А так-же обладать желанием работать лучше,интересней и продуктивней- это самый лучший и сильный стимул.
Мы описалиэффективные приемы и средства обучения иностранному языку (игры, видео, дебатыи т.д.). все они как нельзя лучше соответствуют реализации самой главной цели-коммуникативной направленности образования.
Собираяматериал для данной работы, мы проанализировали различные подходы в обучении.Сравнили с собственным опытом, приобретенным во время прохожденияпедагогической практики в различных школах. Мы узнали о новых воспитательныхсистемах и целых школах, созданных на их основе.
Хочетсяотметить, что сравнивая систему преподавария до начала реформы, идеи и цели,которыц заложены в самой реформе, и то, что мы наблюдаем на практике сегодня,на самом деле отличается друг от друга. Еще далеко не все принципы реализованыи не все подходы освоены и отработаны.
Но этозначит, что мы можем принять участие в этом важном, актуальном и интересномпроцессе формирования, обучения и воспитания Личности.
Опираясь науже имеющиеся материалы, опыт немногочисленных (пока что) школ, прогрессивныхпедагогов, конечно же, опираясь на советы таких выдающихся основоположниковнауки учить, как А.Макаренко, В.Сухомлинского, В.Ильина, Я.Коменского, мы можемстать частью и внести свой вклад в важный процесс превращения Образования иВоспитания в интересное, гуманное, эстетическое, практическое, индивидуально-направленное и прогрессивное явление.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Идея школы Щетинина/ Завуч. – 2002. — № 6.
2. Баженова И.И. Педагогический поиск. – М.: Просвещение, — 1989. –215 с.
3. Бахраев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях. – 1997.
4. Букатова В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. – М., — 2000.
5. Бех И.Д. Концепция воспитания личности. / Рідна школа. – 1991.
6. Воронцов В.В. Технология обучения / Педагогика. – М., — 1996.
7. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М., — 2001.
8. Жирова В. Игра и обучение в американской школе. – 1992. — №16
9. Завуч.– 1997. — № 5.
10. ИоноваЕ.Н. Вальдорфская педагогика. – Х., — 1997.
11. Иванов С.В. Типы и структура уроков в школе. – М., — 1992.
12. КацинскаяЛ.Л. Воспитательный процесс в современной школе. – Ровно, — 1997.
13. Концепциянациональной системы воспитания. – К., — 1994.
14. Книгаучителя иностранных языков. – Х., — 2006.
15. ЛегенькийГ.И. Цель и способы воспитания. – М., — 1996.
16. ЛозоваяВ.И., Трацко Г.В. Вопросы теории и воспитания. – Х., — 1994.
17. Мельникова С.И., Яворовская Л.Н. Игровые формы учебных занятий. –Х., — 1993.
18. Махмутов М.И. Современный урок. – 1993.
19. ПометунО., Пироженко Л. Современный урок / Интерактивные технологии обучения. – К., — 2004.
20. Падалко О.С. и др. Педагогические технологии. – К., — 1995.
21. СорокаГ.И. Актуальные проблемы воспитангия. – Х., — 2000
22. ТитоваЕ.В. Если знать, как действовать. – М., — 1993.
23. СорокаГ.И. Современные воспитательные системы и технологии. — Х., — 2002.
24. ТубельскийА.М. Школа самоопределения. – М., — 1995.
25. Тестированиепо иностранным языкам. — К., — 2007.
26. ФицулаМ.М. Педагогика. – Тернополь, — 1997.
27. Хуторской А.В. Современная дидактика. – С.-Пб., — 2001.
28. ХарламовИ.Ф. Педагогика. – М., — 1997.
29. Шавва Т.Ю. Методика преподавания французского языка. – К., — 2003
30. Internet / wikipedia.org
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практическиесоветы:
* старайтесьникогда не использовать слово «разделиться», «разделять» детей на пары, тройки,группы и т.д. Помните, они должны ОБЪЕДИНЯТЬСЯ! Из «объединенных» учениковвырастут взрослые, способные работать в группах люди, вырастет объединеннаястрана и нация.
* все, чтопредлагают ученики может быть принято и обсуждено. Не следует говорить, что это«правильный или неправильный ответ», нужно помочь обработать информацию ипринять собственное решение. В обсуждении следует участвовать всем.
* используяразные маркеры для работы в группах, с элементами обсуждения, нужно помнить означении цветов, особенно о черном и красном. Красный- повышенное внимание. Имможно подчеркнуть уже написанное. Черный акцентирует внимание. Им можнонаписать что-то важное, но негативное, то, что следует изменить.
* во времяобсуждений в большой группе важно то, как учитель ставит вопросы. Нужноизбегать вопросов, которые требует однозначного «да» или «нет». Вопросы на«как, почему, какой» вызовут желание подискутировать.
* нельзядопустить, чтобы кто-то доминировал во время дискуссии. Ето можнопредотвратить, сказав: «а теперь послушаем, что думают остальные. Пусть каждыйвыскажет свою точку зрения».
* не следуетзабывать, что количество обсуждений на отвлеченные темы утомляет. Тема должнабыть четко сформулирована [24, c.78].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Про невідкладні заходи щодо запровадженнязовнішнього незалежного оцінювання та моніторвнгу якості освіти»
ПостановаКабінету Міністрів України від 31 грудня 2005 року
Навиконання указу Президента України від 4 липня 2005 року №1013 «Про невідкладнізаходи щодо запровадження зовнішнього незалежного оцінювання та моніторінгуякості освіти» та з метою підвищення якості загальної середньої освіти,забезпечення рівного доступу до вищої освіти і створення передумов длявходження України в Європейський освітній простір, Кабінет Міністрівпостановив:
1.Установити,що зовнішнє незалежне оцінювання навчальних досягнень випускників навчальнихзакладів системи загальної середньої освіти, які виявили бажання вступити довищих навчальних закладів, є державною підсумковою атестацією та вступнимивипробуваннями до цих закладів.
2.ЗатвердитиПоложення про Уцкраїнський центр оцінювання якості освіти, що додається.
3.УтворитиМіжвідомчу робочу группу з питань запровадження незалежного оцінюваннянавчальних досягнень випускників навчальних закладів системи загальноїсередньої освіти та моніторінгу якості освіти у складі згідно з додатком.Надати право голові Міжвідомчої робочої групи право вносити у разі потребизміни до її складу.
4.Внестидо Постанови Кабінету Міністрів України від 25 серпня 2004 року №1095 «Деякіпитання запровадження зовнішнього оцінювання та моніторінгу якостіосвіти»(«Офіційний вісник України», 2004 рік №34 ст.2262) зміни, що додаються.
5.МіністерствуОсвіти і Науки забезпечити разом з Українським центром оцінювання якостіосвіти, Міністерством освіти і науки Автономної республіки Крим.
6.МіністерствуВнутрішніх справ разом із службою безпеки забезпечити здійснення заходів зохорони Українського центру оцінювання якості освіти та його регіональнихпідрозділів, а також захист інформації під час підготовки та проведеннянезалежного зовнішнього оцінювання.
7.МіністерствуПраці та соціальної політики разом з Міністерством освіти та науки таМірністерством фінансів визначити умови оплати праці працівників Українськогоцентру оцінювання якості освіти та його регіональних підрозділів.
8.Міністерствуосвіти та науки разом з Міністерством фінансів вжити заходів до:
-утвореннянавчально-екзаменаційних центрів,
-фінансуванняУкраїнського центру оцінювання освіти та його регіональних підрозділів у 2006році та наступних роках за бюджетною програмою «Здійснення зовнішньогооцінювання та моніторінгу якості освіти» Українським центром оцінювання навчально-екзаменаційнихцентрів у 2006 році за зазначеною бюджетною програмою, а починаючи з 2007 року,- за рахунок коштів місцевих бюджетів, які враховуються при зазначенні обсягуміжбюджетних трансферів.
9.Державномукомітетові телебачення та радіомовлення забезпечити широке висвітлення узасобах масової інформації заходів щодо запровадження зовнішнього незалежногооцінювання навчальних досягнень випускників навчальних закладів системизагальної середньої освіти та моніторінгу якості освіти.
Прем’єр-міністр України Ю.Єхануров 2006-2007 роки [20, c.55].