ВВЕДЕНИЕ
Одной изсамых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществомсегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений средимолодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшегорешения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжаетсохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем,что в сферы организованной преступности втягивается все больше и большенесовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками,совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступностьмолодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализациямолодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущемсоциального равновесия и благополучия.
В России на протяжении последних 10-15 лет отмечаетсятенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения – ростподростковой и молодежной преступности. Чтобы преодолеть эту негативнуютенденцию важно определить первопричину асоциальных проявлений, создатьперспективные направления воспитания и социализации человека, разработать иреализовать с учетом этих направлений систему работы с несовершеннолетнимиправонарушителями.
На сегодняшний день в России наблюдается устойчивый ростпреступности несовершеннолетних, что является одной из наиболее негативныхтенденций развития преступности в целом, так как свидетельствует овоспроизводстве преступных образцов поведения и расширяющейся криминальнойсоциализации детей и молодежи.
Качественные характеристики преступности несовершеннолетних претерпеваютсущественные изменения. Доля преступлений, относящихся к категории тяжких, вструктуре преступности несовершеннолетних существенно возросла по сравнению спредшествующими десятилетиями, что соответствует тенденции роста доли тяжкихпреступлений в структуре преступности в России в целом.
Спецификой социального статуса несовершеннолетних обусловлендовольно ограниченный круг их преступных деяний. Кражи, грабежи, разбои,изнасилования, завладение транспортными средствами без цели хищения исчерпываютперечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний.
Специфику структуры и характера преступности несовершеннолетних, атакже возрастные и психические особенности несовершеннолетних преступниковнеобходимо учитывать, определяя приоритетные направления и формы профилактикиэтого явления.
И здесь одним из путей совершенствования системы профилактическойработы является взаимодействие образовательных учреждений с субъектами иинститутами пенитенциарной системы, взаимодействие нацеленного на максимальноесогласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
С точки зрения А.А. Бакаева исторический опыт возникновения,становления и развития системы предупреждения подростковой преступности вРоссии сегодня, как никогда, имеет большое значение.
Исторические аспекты проблемы предупреждения преступностинесовершеннолетних в разные периоды освещались в работах З.А. Астемирова, Е.В.Болдырева, Н.И. Ветрова, Ю.Б. Гербеева, З.Л. Индрикова, Б.И. Куфаева, П.И.Люблинского и др. Весьма объективны и глубоко проанализированы истокиобразования системы государственных мер, направленных на борьбу с этимявлением, в монографиях Л.И. Беляевой, А.Г. Сапрунова, В.Д. Ермакова, Н.И.Крюковой, Э.Б Мельниковой. Обстоятельно и многогранно показаны место и рольорганов внутренних дел в эволюции системы профилактики правонарушенийнесовершеннолетних Г.И. Фильченковым.
Научные источники свидетельствуют, что формирование подходов крешению проблемы детской преступности, дифференциации ответственности ипринятию мер к несовершеннолетним правонарушителям имеют глубокие историческиекорни.
Современнаяшкола стоит перед множеством проблем, среди которых много ещё неразрешённых,отрицательно-влияющих на учебно-воспитательный процесс. Это: преступность иправонарушаемость несовершеннолетних; отсутствие у части обучающихся учебноймотивации, склонность к «лжеромантики улицы»; рост агрессивного поведенияподростков по отношению к сверстникам; распространение алкоголизма инаркомании. С гуманизацией школы, демократизацией воспитательного процесса содной стороны, и снижением роли семьи в воспитании детей, с другой стороны, центрагрессивного поведения подростков всё более перемещается в образовательныеучреждения – школы, техникумы, лицеи.
В целяхповышения эффективности индивидуальной профилактической работы с подросткаминепосредственно по месту их учёбы и жительства, защиты их прав и интересов,правового воспитания несовершеннолетних и их родителей с 2007 года в г. Тотьмабыла введена новая должность — «школьных инспекторов» милиции, своего рода«педагогов в погонах».
Актуальностьэтой проблемы определяет тему нашей выпускной квалификационной работы «Рольшкольного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних вусловиях образовательного учреждения».
Объект исследования – система профилактики правонарушенийнесовершеннолетних.
Предмет исследования – деятельность школьного инспектора в системепрофилактики правонарушений несовершеннолетних.
Цель: Определитьроль школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних вусловиях образовательного учреждения.
Задачи:
1. Проанализироватьлитературу по проблеме.
2. Охарактеризоватьпреступность несовершеннолетних как социальную проблему;
3. Рассмотретьсистему профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете иимеющими судимость (на примере Тотемского района);
4. Раскрытьдеятельность школьного инспектора в системе профилактики правонарушенийнесовершеннолетних;
5. Разработатьрекомендации по организации деятельности школьного инспектора в профилактикеправонарушений несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что должность школьногоинспектора облегчает решение вопросов возникающих в системе профилактикиправонарушений между учащимися, преподавательским составом и органамивнутренних дел, выступая связующим элементом между ними.
Практическое значение: результаты работы предназначаютсясоциальным педагогам и ряду других специалистов задействованных в решениипроблем несовершеннолетних правонарушителей.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы,изучение документации школьного инспектора отделения по деламнесовершеннолетних. Эмпирические методы – анкетирование, наблюдение задеятельностью специалистов, статистические методы обработки информации.
ГЛАВАI. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА В ПРОФИЛАКТИКЕПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1Преступность несовершеннолетних как социальная проблема
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всехфактически совершенных противоправных деяний на определенной территории заопределенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовноенаказание [44; 273].
Согласно российскому уголовному законодательству общий возрастнаступления уголовно-правовой дееспособности – 16 лет, а в отношениипреступлений, обладающих высокой степенью общественной опасности – 14 лет. Ккриминологическим особенностям преступности несовершеннолетних можно отнести:ярко выраженный групповой характер (примерно 2/3), высокий удельный веспреступников мужского пола (более 90%), латентность, преимущественно корыстнуюи корыстно-насильственную направленность и др. [44; 273].
Преступность несовершеннолетних во всем мире является одной из самыхактуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, преждевсего, для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступностинесовершеннолетних относят безработицу, неуверенность молодых людей в будущем,неудовлетворенность современным способом управления обществом.
В целом ростподростковой преступности является симптомом, предвестником нарастающихсоциальных катаклизмов в стране.
Экономическоеположение играет роль социального катализатора, который может усиливать илизамедлять рост преступности среди несовершеннолетних. Так же преступность срединесовершеннолетних является следствием глобального «социального аутсайдерства»,когда молодежь и дети отказываются вне существующего общества, выталкиваются изнего. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носитьстихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает системусоциального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многиетрадиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские имолодежные организации, теряют свое значение, а на смену им, кроме «институтаулицы и подворотни», ничего не пришло [12; 24].
Отмеченныенегативные социальные процессы создают предпосылки для резкого ростапреступности несовершеннолетних.
В настоящеевремя нет ни одного субъекта РФ, в которых были бы учреждения всех уровнейпрофилактики. Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждениюправонарушении и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учрежденийразных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровняопределяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственнымпутем решения этой проблемы является разработка государственной политикипредупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, основные положениякоторых должны быть закреплены законодательно.
ВасильковаЮ.В. выделяет следующие виды правонарушений.
По областямрегулируемых отношений правонарушения различаются:
1) гражданские — правонарушения в области гражданского законодательства.
2) трудовые — правонарушенияпо поводу выполнения трудового законодательства.
3) уголовные — правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
4) административные — правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектовРоссийской Федерации установлена административная ответственность.
5) процессуальные
Пообщественной опасности правонарушения принято делить на:
1) преступления
2) иные правонарушения(проступки, деликты) — административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Существуеттакже классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных,политический отношений общества. В связи с этим различают три видаправонарушений:
· в области экономическихотношений (собственность, труд, распределение, и другие)
· в области социально — бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
· в сфере управления(деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно такжеразличать правонарушения, посягающие на:
· духовные или материальныеблага
· общественные или личныеинтересы
Каждаяклассификация в известной степени условна, поскольку между различнымиправонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершениеправонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушениядругим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции несколькихотраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечетгражданско-правовую обязанность по возмещению материального ущерба,административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность [14; 56].
Причины роста преступности несовершеннолетних, как и преступностив целом, связаны с противоречиями общественного развития. Системный кризис,переживаемый в стране с начала радикальных преобразований в экономике,сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий.
Неблагоприятная социальная среда воздействует, прежде всего, наличность, не способную по своим свойствам ей противостоять. Незанятость какопределенное состояние, интегрирующее многие негативные стороныдействительности, заключает в себе сильный криминогенный заряд. С незанятостью взначительной степени связан наблюдаемый рост правонарушающего поведения срединесовершеннолетних. Незанятость как одна из форм изолированности от обществавыполняет для определенной части подростков и молодежи функции объединяющегоначала. Связанные с возрастом психологические особенности не позволяютподросткам, попавшим в отвергнутое положение, находиться в изоляции, вызываютстремление найти равные по социальному статусу лиц и объединиться с ними [14;76].
В Тотемском районе существует ряд причин совершения правонарушенийнесовершеннолетними: [1;1].
– неблагополучная социально-экономическая обстановка как в области,так и в районе, отсутствие рабочих мест, особенно для несовершеннолетних;
– проживание подростков, совершивших преступления, в неблагополучныхсемьях (каждый третий из участников преступлений живет в неблагополучнойсемье), а, следовательно, отсутствие контроля за их поведением со стороныродителей, бродяжничество подростков в вечерне-ночное время;
– передача криминального опыта из поколения в поколение;
– широкое использование судами практики применения принудительныхмер воспитательного воздействия, неоднократное применение условной мерынаказания, отсутствие в ряде случаев вменения дополнительных обязанностей, чтопорождает у них чувство безнаказанности и вседозволенности и является одной изпричин совершения повторных преступлений;
– отсутствие в районе врача-нарколога, что затрудняет работу попрофилактике пьянства и токсикомании среди несовершеннолетних, что такжеявляется одной из основных причин преступности подростков;
– недостаточная работа по профилактике «ранней» преступности срединесовершеннолетних, отсутствие какой-либо информации и не направление ее в РОВДиз учебных заведений по фактам правонарушений, систематических пропусков,исключений из школ, формирующимся группам подростков с антиобщественнойнаправленностью;
– отсутствие комплексного подхода служб МОБ и КМ в профилактикегрупповой и повторной преступности несовершеннолетних [1; 2].
К несовершеннолетним правонарушителям применяются следующие видынаказаний:
§ штраф;
§ лишение права заниматься определенной деятельностью;
§ обязательные работы на срок от 40 до 160 часов. Эта деятельностьзаключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетних, и выполняетсяим в свободное от учебы или основной работы время. Работа несовершеннолетних до15 лет не может превышать 2ч. в день, а в возрасте от 16 до 16 лет – 3 часа вдень;
§ исправительные работы назначаются несовершеннолетним, осужденнымсроком на 1 год;
§ арест назначается только лицам, достигшим 16 лет на срок от 1 до 4месяцев;
§ лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок не свыше 10лет и этот срок отбывается в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетниммужского пола, которые уже отбывали срок лишения свободы в воспитательныхколониях усиленного режима.
Следует отметить широкое применение судебной практике отсрочкиисполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношениипримерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Крометого, определенная часть нарушителей освобождается от наказания им уголовнойответственности: материалы по ним либо передаются (либо) в КДН, либо к нимприменяются принудительные меры воспитательного характера: [1; 3].
§ передача под надзор родителей или лиц их заменяющих либоспециализированного государственного органа;
§ возложение обязанностей загладить причиненный вред;
§ ограничение досуга и установление особых требований к поведениюнесовершеннолетнего.
Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возрастапривлечения к уголовной ответственности или применение к нему меры уголовногонаказания признается нецелесообразным, но он, тем не менее, нуждается в особыхусловиях воспитания, то такой подросток направляется в специальноеучебно-воспитательное учреждение.
По итогам 2007 года на территории Тотемского района наблюдаетсяснижение преступности несовершеннолетних с 36 преступлений до 11 (динамика69%). Удельный вес по району составил – 4,7%, по области – 10,9%.
Таким образом, по-прежнему основную роль в структуре преступностипродолжают иметь кражи и грабежи, хотя их количество значительно сократилось. Снижениеколичества преступлений способствовало и уменьшению количества их участников.Так, по итогам 2007 года их число составило 31 человек [1; 3].
«Резервом» подростковой преступности остаются лица, доставляемые вотдел внутренних дел за различные виды правонарушений. Их количествонезначительно выше по сравнению с прошлым годом и составило 87 человек (впрошлом году 83 человека), причем основная часть из них (58 человек) засовершение административных правонарушений.
Из доставленных:
учащихся школ – 34 человека
учащихся др. учебных заведений – 32 человека
работающих – 1 человек
не работающих, не учащихся – 20 человек.
Статистика показывает, что большинство несовершеннолетнихсовершают преступления в соучастии. И в основном, это группы в составедвух-трех человек, и анализ структуры групповой преступности показывает, что 6подростков приняли участие в совершении преступлений в группе со сверстниками (впрошлом году 18). В течение 12 месяцев 2007 года на учет в ПДН и ОУР было поставлено8 групп несовершеннолетних с количеством в них 19 участников (в прошлом годусоответственно 8 и 20) [1; 4].
Реальную опасность представляет участие подростков в преступнойдеятельности в группах со взрослыми. В смешанных группах приняло участие 10человек (в прошлом году 16). Несмотря на то, что высоким остается процентучастков групповых преступлений вместе со взрослыми, на протяжении последних3-х лет отсутствуют показатели работы по выявлению и привлечению к уголовнойответственности взрослых по ст. 150 УК РФ.
Таким образом, решение проблем борьбы с преступностьюсреди несовершеннолетних во многом связаны сдерживание и сокращениепреступности в целом. Выделение правонарушений несовершеннолетних в качествесамостоятельного объекта профилактического воздействия обуславливает такжегуманными соображениями, необходимостью реализации ответственности обществаперед подрастающим поколением. Неслучайно проблемы предупреждения преступленийи иных правонарушений несовершеннолетних на протяжении длительного временинаходятся в центре внимания государственных органов и общественных институтов.Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема продолжают оставатьсяв центре внимания ученых и практиков.
1.2 Деятельность школьного инспектора попрофилактике правонарушений несовершеннолетних в условиях образовательногоучреждения
Инспектор по делам несовершеннолетних, закрепленный заобразовательным учреждением, является штатным сотрудником ПДН милицииобщественной безопасности по району, городу, иному муниципальному образованию.Штатная единица школьного инспектора закрепляется за средним образовательнымучреждением численностью не менее 500 учащихся с учетом оперативной обстановкина территории образования. В зону обслуживания школьного инспектора входятобразовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также местожительства учащихся [2].
При необходимости инспектор по делам несовершеннолетних может бытьзакреплен за несколькими образовательными учреждениями. Закрепление инспекторапо делам несовершеннолетних за несколькими образовательными учреждениями должнобыть обосновано целесообразностью, оперативной, криминогенной обстановкой,географией их расположения (компактностью расположения, отдаленностью отрайонного центра), социальным составом учащихся и их родителей, состояниемвоспитательной работы в образовательных учреждениях и согласовано смуниципальным органом управления образованием. Такое закрепление не должновлиять на качество профилактической работы, проводимой школьным инспектором вучебных заведениях. Допускается дополнительное закрепление школьного инспектораза учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,другими интернатными учреждениями.
Правовуюоснову деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленных заобразовательным учреждением, составляют: Конституция Российской Федерации,Федеральный закон от 18.06.2003 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних», Стратегия Государственной молодежнойполитики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от18.12.2006 года № 1760-р, Законы Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1«О милиции», от 10.07.1992 г. № 32664 «Об образовании», Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 12.02.1993г. № 209 «О милиции общественной безопасности(местной милиции) в Российской Федерации», Постановление Верховного СоветаРоссийской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положений ослужбе в органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД РоссийскойФедерации от 26.05.2000г. № 569 «Об утверждении инструкций по организацииработы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»;другие федеральные нормативные и правовые акты; нормативные правовые акты МВДРоссии, регламентирующие деятельность подразделений по деламнесовершеннолетних, органов управления образованием и учреждений образования[2].
Основными задачами школьного инспектора, закрепленного заобразовательным учреждением, являются:
§ защитаправ и законных интересов несовершеннолетних — учащихся образовательных школ;
§ профилактикабезнадзорности, правонарушений, преступлений и наркомании среди учащихсяобразовательного учреждения, обеспечение общественного порядка и общественнойбезопасности;
§ проведениеиндивидуально-профилактической работы с учащимися и их родителями, состоящимина внутреннем учете образовательного учреждения, на учете в подразделении поделам несовершеннолетних (далее — ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних изащите их прав (далее — КДН и ЗП) и их родителями;
§ обеспечениеохраны общественного порядка в местах массового скопления учащихсяобразовательных учреждений, а также при проведении культурно-массовых испортивных мероприятий с участием детей, учащихся в закрепленномобразовательном учреждении.
Спецификадеятельности школьного инспектора в образовательном учреждении заключается вследующем:
– участвуетв мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребленияспиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;
– проводитиндивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете вобразовательном учреждении либо в ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних изащите их прав, и родителями или законными представителями названных учащихся,принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;
– осуществляетмеры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий,в том числе экстремисткой направленности, со стороны учащихся образовательногоучреждения либо в отношении них;
– участвуетв обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в зонеобслуживания;
– проводитправовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законныхпредставителей, работу по формированию у учащихся законопослушного поведения ичувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозныхконфессий;
– осуществляетв соответствии с законодательством Российской Федерации об административныхправонарушениях производство по делам об административных правонарушениях;
– выявляетпричины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорностинесовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественныхдействий;
– готовитматериалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещенияучащихся в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
– готовитматериалы о помещении учащихся в центр временного содержания длянесовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в случаях,предусмотренных ст.22 ФЗ РФ 120-99г.;
– взаимодействуетв пределах своей компетентности с органами и учреждениями системы профилактикипо вопросам индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и ихродителями или законными представителями [2].
Такимобразом, эффективность системы профилактики преступлений в значительной мерезависит от ее организации. Формы организации профилактики реализуются главнымобразом на управляющем уровне деятельности. Они выступают в виде обезличенныхкатегорий, подразумевающих разнообразные мероприятия по организациианалитической работы, создание системы сбора информации, рациональномуиспользованию сил и средств в предупреждении преступности, расширению связи собщественностью. Формы осуществления профилактики предполагают исполняющийуровень деятельности. Они представляют собой конкретные категории, охватывающиеразличные соответствующие меры и мероприятия.
ГЛАВАII. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ИНСПЕКТОРА В ПРОФИЛАКТИКЕПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1Система профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете иимеющими судимость (на примере Тотемского района)
Коррекция и реабилитациянесовершеннолетних правонарушителей проводится в специальных учреждениях, апрофилактика одна из самых главных функций школы, микрорайона, семьи, детскогосада.
Л.В. Мардахаев рассматриваетпрофилактику как использование совокупности мер, разработанных для того, чтобыпредотвратить возникновение каких-либо отклонений в развитии, обучении,воспитании. Предупредительная деятельность органов внутренних дел не имеетсущественной разницы с общепринятой системой профилактики и строится напринципах демократизма, гуманности, законности, неотвратимости наказания,научной обоснованности, комплексного подхода и дифференциации. Профилактикапредставляет собой гуманное средство борьбы с преступностью, средство,предусматривающее не наказание, а воспитание, предостережение членов обществаот преступлений [44; 231].
Профилактика подразделяется на общую ииндивидуальную. Общая профилактика – это система мер, предусматривающаяосуществление взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупрежденияподростковой преступности. Индивидуальная профилактика – это систематическиосуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие на отдельныхнесовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, как в их собственныхинтересах, так и в интересах общества.
Цель профилактики:
– добиваться пониманиякаждым человеком правильности социальных (моральных, правовых, в том числе иуголовно-правовых) норм, утверждать в его сознании необходимость их соблюдения;
– непрерывно повышатьактивность и ответственность человека;
– ограничивать влияниенегативных социальных факторов, хотя и лежащих вне сферы преступлений, новзаимосвязанных с их причинами, условиями и обстоятельствами;
– воздействовать напричины преступных проявлений и также на условия и обстоятельства,способствующим этим проявления;
– осуществлятьпредупредительное влияние на негативные факторы, непосредственного социальногоокружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные установки имотивацию преступного поведения индивидов;
– воздействовать наличность, способную в силу своего антиобщественного образа жизни совершатьпреступления либо продолжить преступную деятельность [44; 233].
Общие задачи работы по профилактике правонарушенийнесовершеннолетних:
1. Созданиеблагоприятного микроклимата для учащихся.
2. Всестороннееразвитие способностей, творческой и социальной активности.
3. Воспитаниедуховно-нравственной ценности россиянина.
4. Психолого-педагогическаяработа по предупреждению правонарушений. Коррекционная работа с детьмидевиантного поведения.
Для того чтобы понизить показателиподростковой преступности нужно проводить комплекс мероприятий по профилактикеправонарушений несовершеннолетних.
Работа по профилактике повторнойпреступности осуществляется в непосредственном взаимодействии с сотрудникамиуголовно-исполнительной инспекции. Подростки, имеющие судимость, ежемесячнопроверяются по месту жительства в вечерне-ночное время, проводятся беседы сребятами и родителями, неоднократно приглашались на индивидуальные беседы круководству ОВД [1].
Систематически и своевременноосуществляется обмен информацией в отношении данной категории подростков: пофактам совершения с их стороны административных правонарушений повторныхпреступлений, не выполнения обязанностей суда. Ежеквартально, а также придостижении возраста совершеннолетия в УИИ направляется обобщенная справка опроведении работы с условно-осужденными подростками.
В 2007 году в УИИ №22 было направлено 4представления на данную категорию несовершеннолетних по продлениюиспытательного срока и замену условного наказания на реальное, из них судомудовлетворено только 2.
По фактам групповых и повторныхпреступлений в текущем году проведено 12 служебных проверок, направленных навыявление причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.
Одной из важнейших причин было иостается полная бесконтрольность со стороны родителей, так как большая частьпреступлений совершается подростками из неблагополучных семей. Уровеньобразования у таких подростков 5-6 классов, что влияет на формированиежизненных установок, мотивов и целей деятельности. Чем выше уровень образованиячеловека, тем реже у него формируются антиобщественные взгляды.
Продолжалась работа по профилактикенеблагополучия в семьях, защите прав и законных интересов несовершеннолетних,находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи со стороныгосударства. К административной ответственности за надлежащее исполнениеобязанностей по воспитанию и содержанию детей привлечено 190 родителей, однакозначительно меньше родителей лишено родительских прав – 10 человек (12 месяцев2006г. – 24). Возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ [1].
Важнейшим показателем, характеризующимнравственный фон личности человек, является его отношение к социальныманомалиям, прежде всего к алкоголизму. Высоким остается количество ребят,привлеченных к административной ответственности за нарушение антиалкогольногозаконодательства. По итогам 12 месяцев привлечено 182 человека *в прошлом году168 человек данной категории). За употребление токсических веществ привлечено 3подростков.
По категориям: 2007год 2006 год
учащиеся школ- 72человека 46 человек
учащиеся ПЛ-47- 57человек 44 человека
работающие – 1человек 12 человек
не работающие — 46человек 61 человек
учащиеся др. уч. завед. – 6человек 12 человек
В отношенииданной категории несовершеннолетних систематически направляется информация вТотемскую ЦРБ.
Высокимостается уровень привлечения взрослых лип к административной ответственности пост. 6.10 КоАП РФ. По итогам 12 месяцев 2007 года их количество составило 55человек (12 мес.2007 — 44 человека).
Количествоподростков, совершивших преступления в пьяном виде сократилось с 14 до 5.
Вовзаимодействии с заинтересованными ведомствами осуществляется работа попрофилактике неблагополучия в семьях и принятие мер административно-правовоговоздействия. На учете в ГПДН Тотемского РОВД на конец декабря 2007 г. состоит37 родителей, которые своим поведением оказывают отрицательное влияние на детей(АППГ-23 родителя).
На фоне семейного неблагополучия, растущей безнадзорностипо-прежнему, имеет место криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. В2007 г. подростками совершено 9 опасных деяний приняло в которых участие 14человек (12 мес.2006 г.- 10 ООД с 12-ти участниками).
В ЦВСНП г. Вологды в течение 2007 года было помещено 6несовершеннолетних, 1 ходатайство не удовлетворено судом.
В текущем году службами и подразделениями ОВД проводилась работапо стабилизации преступности несовершеннолетних, профилактике их безнадзорностии правонарушений, исполнения требований коллегии МВД РФ № 2 км-05 г., решенияоперативного совещания УВД № 4 ос/ 3-06г.
В районе ведется работа по реализации мероприятий индивидуальной реабилитациинесовершеннолетних граждан и их родителей. В течение 3-х лет функционируетсоциальный приют для детей и подростков, рассчитанный на 20 детей. В течение12-ти месяцев т.г. в данное учреждение было помещено 30 детей в связи с труднойжизненной ситуацией [1].
В соответствии с Постановлением главы местного самоуправления от31.03.03 г. № 123 в районе осуществляют свою работу общественные комиссиисодействия семье и школе при администрациях сельских советов, где обсуждаютсянесовершеннолетние правонарушители, неблагополучные семьи.
Проведен комплекс мероприятий по исполнению целевой программыпрофилактики правонарушений в Тотемском муниципальном районе.
Реализуется программа «Комплексные меры противодействиязлоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006 – 2008год» марте,июне и сентябре т. г. т.г. состоялось заседание межведомственной комиссии срассмотрением проблемных вопросов и отчетов представителей всех ведомствсистемы профилактики по проведению работы в данном направлении.
– В ТотемскуюЦРБ и МРУ УФСКН ежеквартально направлены списки несовершеннолетних,привлекаемых к административной ответственности за неоднократное употреблениеспиртных напитков и привлекаемых за употребление токсических веществ, В текущемгоду на учет поставлены 3 несовершеннолетних, допускающий факты эпизодическогоупотребления токсических веществ.
– виюне 2007 года на базе Тотемского района состоялся семинар для заместителейглав по социальным вопросам восточной зоны области Актуальные проблемыорганизации деятельности по предупреждению деструктивных явлений в обществе.Роль КДН и ЗП в профилактике безнадзорности, алкоголизма, наркомании иправонарушений в подростковой среде.
По итогам отчетных периодов направлены информации взаинтересованные ведомства о состоянии оперативной обстановки с подростковойпреступностью и деятельности РОВД по профилактике безнадзорности иправонарушений. В соответствии с приказом МВД РФ № 23-02 в различныегосударственные и общественные организации направлено 58 письменных сообщенийпо вопросам совершенствования деятельности органов и учреждений системыпрофилактики, устранения причин и условий, способствующих безнадзорностинесовершеннолетних, из них:
в прокуратуру — 4. КДН и ЗП -14, органы опеки и попечительства — 1,управление социальной защиты населения — 6, ЦРБ — 4, управление образованием — 28, комитет по молодежной политике — 1.
Установлено взаимодействие с районным центром занятости населенияпо решению вопросов трудоустройства и направлению несовершеннолетних на учебуза счет средств ЦЗН. В районе действует постановление Главы районногосамоуправления «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся всоциальной защите» [1].
В контакте с РУО продолжается работа по «ранней»профилактике подростковой преступности. В школах действуют «советыпрофилактики», родительские комитеты. Во исполнение указания УВД ВО N I 8/698 — 2006 г.продолжается работа в закрепленных за службами и подразделениями учебныхдошкольных заведениях и молодежных общежитиях. На каждое учебное заведениеимеются информационно-статистические материалы. Сотрудниками милиции проведено111 бесед в школах и других общеобразовательных и учебных заведениях по вопросууголовной и административной ответственности несовершеннолетних и взрослых лиц,о сохранности личного имущества, профилактике детского дорожно-транспортноготравматизма. Постоянно в проведении общешкольных родительских собраний.
Имеется план совместных мероприятий ОВД, РУО, Госнаркоконтроля попрофилактике наркомании и токсикомании среди учащихся учебных заведений на2007-2008 г.
В марте т. г, проведен «круглый стол» с директорами изаместителями директоров учебных заведений по профилактике деструктивныхявлений среди учащихся учебных заведений.
Проведены декады в дни каникул, совместные выходы внеблагополучные семьи совместно с социальными педагогами. Осуществлены профилактическиемероприятия в период проведения «последних звонков», выпускных вечеров и Единогогосударственного экзамена, в период проведения Дня знаний [1].
Задачи программы профилактикиправонарушений среди несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений:
– усиление координациипредупредительно-профилактической работы всех ведомств, решающих даннуюпроблему;
– повышение уровнявоспитательно-профилактической работы с подростками в образовательныхучреждениях, через их взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетнихпри районных управах;
– активизацияразъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
– привлечение самихучащихся к укреплению порядка в учебных заведениях;
– повышениесамосознания учащихся через разнообразные формы;
– развитие системыорганизованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» вканикулярное время;
– обеспечение социальнойзащиты прав несовершеннолетних.
Работа по профилактике правонарушенийнесовершеннолетних в образовательном учреждении осуществляется по рядунаправлений (Приложение 1) [10; 98].
С 20.11.07 г. введена должность «школьного» инспектора милиции.
Во взаимодействии с управлением социальной защиты населения,органами опеки и попечительства, проводится работа по выявлению и постановке научет неблагополучных семей. В текущем периоде совместно с представителямиданных ведомств проведено 58 рейдов, в ходе которых изъято из семей в связи сугрозой их жизни и помещены в социальный приют 30 детей.
Проводится работа по оказанию шефской помощи Тотемскому детскомудому: имеется план совместных мероприятий по профилактике правонарушений средивоспитанников и профилактике самовольных уходов, проверка в вечернее и ночноевремя, участие в работе клуба «Подросток и закон», программа которогоразработана на 3 года и включает в себя контингент воспитанников в возрасте от13 до 18 лет, беседы по разъяснению норм уголовного и административного законодательства[1].
Проведена декада по патриотическому воспитанию детей воспитанниковдетского дома, целью профилактики пьянства в молодежной среде систематическиежеквартально информируется фельдшер-нарколог ЦРБ о несовершеннолетних,привлеченных к административной ответственности за систематическое употреблениеспиртных напитков и токсических веществ. Работа по профилактике безнадзорностии правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии совсеми службами и подразделениями ОВД.
Во исполнение указаний УВД по Вологодской области проведены декадыв дни зимних и весенних каникул, а также проведено 17 дней профилактики ввечерне-ночное время по местам сбора подростковых групп.
Работа по профилактике повторной преступности осуществляется внепосредственном взаимодействии с сотрудниками уголовно-исполнительнойинспекции, каждого несовершеннолетнего, имеется учетно-профилактическое дело, вкотором отражается вся проводимая работа со стороны служб ПДН. ОУР, УУМ.шефов-наставников и руководства ОВД.
Данные УПД 1 раз в полугодие проверяются начальником ОВД,начальником МОБ, а также дважды в год проверяющими УВД области.
Все состоящие на учете подростки ежемесячно проверяются по местужительства в вечерне-ночное время, проводятся беседы с ребятами и родителями[1].
С данной категорией несовершеннолетних ежеквартально, согласноразработанного графика, проводились беседы руководством ОВД.
Приказом начальника ОВД № 94 от 15 мая 2007 года за
подростками, имеющими судимость, закреплены шефы-наставники из
числа офицеров, а приказом начальника ОВД от 5.12.07 г. несколько
шефов-офицеров перезакреплены за данной категорией несовершеннолетних.
Шефы-офицеры были заслушаны дважды на рабочих совещаниях приначальнике ОВД о проводимой профилактической работе с подростками. Однако надоотметить, что с их стороны работа проводится недостаточно хорошо. В отношении 4-хнесовершеннолетних направлены представления в суд продлении испытательного срокаи вменения дополнительных обязанностей, в отношении 1 на замену условногонаказания на реальное, удовлетворено только 2.
Систематически и своевременно осуществляется обмен информацией вотношении данной категории подростков: по фактам совершения с их стороныадминистративных правонарушений, повторных преступлений, невыполненияобязанностей суда. Ежеквартально, а также при достижении возрастасовершеннолетия в УИИ направляется обобщенная справка о проведении работы сусловно-осужденными подростками.
С целью профилактики повторной преступности срединесовершеннолетних в период с 3 по 13 декабря 2007 года проводитсяоперативно-профилактическая операция «Условник», в ходе котором были проведеныследующие мероприятия:
– по местужительства проверены все несовершеннолетние, имеющие судимость, проведеныбеседы,
– все 8человек отработаны на причастность к совершению преступлений сотрудниками ОУР,
– человекза период операции поставлен на учет как условно-осужденный,
– всеимеющие судимость подростки приглашались на индивидуальные беседы к руководствуОВД.
С целью профилактики групповой преступностинесовершеннолетних в отделение уголовного розыска ежеквартально направляются спискимест сбора, групп, несовершеннолетних антиобщественной направленности,поставленных на профилактический учет в ГПДН [1].
На учет поставлено 8 групп несовершеннолетних с количествомучастников 19 человек. На каждую группу заведено наблюдательное дело,
в котором работа по ее разобщению отражается ежеквартально.
Каждое образовательное иливоспитательное учреждение имеет свою систему профилактики правонарушений срединесовершеннолетних, но направление работы и их содержание в основном ничем неотличается друг от друга. Главная задача этих программ профилактическая работа,т.к. коррекцией и реабилитацией должны заниматься специальные учреждения.
В настоящее время на внутришкольном контроле состоит 35 человек ив ГПДН состоит 51 человека данной категории. Именно они требуют к себепристального внимания и оперативного контроля со стороны не только служботдела, но и других ведомств системы профилактики. Категория лиц, совершающихпреступления повторно характеризуется устойчивостью и интенсивностьюасоциальной направленности личности, высокой степенью ее общественнойопасности. Исправление таких лиц требует применения строгих меруголовно-правового воздействия, чем для лиц, совершивших преступления впервые.
Вместе с тем приходится констатировать наличие фактов мягкостиприговоров, вынесенных федеральными судами в отношении несовершеннолетних,совершивших преступления. Нередко судебные решения выносятся без учета личностныхкачеств и условий воспитания несовершеннолетних, применение условной мерынаказания не всегда сопровождается возложением каких-либо обязанностей. Этоформирует у них чувство безнаказанности и вседозволенности, способствуетпродолжению преступной деятельности. В текущем году 3 подростка, имеющиесудимость совершили повторные преступления. Все воспитывались в неблагополучныхсемьях, не работали и не учились, направлены в МЛС после неоднократностисовершения преступлений.
Одной из причин повторности совершения преступлений являетсяприменение амнистии к лицам, имеющим судимость. Анализ оперативной обстановки втекущем году свидетельствует о снижении количества подростков, которые являясьранее судимыми, совершили преступления вновь – с 9 до 1 человека [1].
Таким образом, профилактика правонарушений несовершеннолетнихявляется многоплановой, межотраслевой и межведомственной задачей. На ее решениисосредоточены усилия многих государственных органов, учреждений, общественныхобъединений и фондов, призванных воздействовать на причины и условия,способствующие распространению безнадзорности и правонарушений в подростковойсреде.
2.2Организация и проведение исследования
Цельюпрактической части нашего исследования является определение роли школьногоинспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетними в условияхобразовательного учреждения (на примере МОУ «Тотемская средняяобщеобразовательная школа №2»).
Мы предполагаем, что должность школьного инспектора облегчаетрешение вопросов возникающих в системе профилактики правонарушений междуучащимися, преподавательским составом и органами внутренних дел, выступаясвязующим элементом между ними.
Основной задачей практической части нашего исследования являетсяразработка программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних вусловиях образовательного учреждения.
База исследования: МОУ «Тотемская средняя общеобразовательнаяшкола №2» Вологодской области Тотемского района.
Выборка: выборку составляют несовершеннолетние, 15 человек,возраст 13-15 лет все являются лицами мужского пола.
Методы исследования: программа.
Для достижения цели исследования нами была разработана программадля учащихся (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключениихотелось бы сказать следующее: одним из самых важных и в то же время наиболеесложных направлений профессиональной деятельности школьного инспектора являетсясоциально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Анализданных официальной статистики позволяет сделать вывод о том, что одним изследствий неблагоприятного положения детей и подростков является постоянный ибыстрый рост преступности несовершеннолетних. Поэтому необходимы специальныемеры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей иподростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира.
Этопредполагает: во-первых, выявление причин деформаций в поведении детей иподростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересахребенка; во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующегоразвитию нормальной личности.
Гарантированнаяпомощь детям и подросткам, совершившим правонарушение, должна осуществлятьсячерез работу специальных государственных служб. Организация помощи этимислужбами должна основываться на работе не только с самим подростком, но и с егомикросоциальным окружением, главной составляющей которого является семья, какосновная ячейка общества и главный институт социализации.
Однакопрактика показывает, что в настоящее время ни в одном субъекте РоссийскойФедерации не скомпонован комплекс государственных служб, которые бы эффективнорешали проблему преступности несовершеннолетних.
Работа снесовершеннолетними правонарушителями должна осуществляться интегрировано, т.е.являться центром воздействия всех сфер нашего общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Законодательные инормативно-правовые акты
1. Аналитическаясправка о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних натерритории Тотемского района за 2007 год.
2. Типоваядолжностная инструкция школьного инспектора отделения по деламнесовершеннолетних, 2006г.
3. Конвенцияо правах ребенка 1989г. // Международные акты о правах человека: Сб.документов. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1998.
4. КонституцияРоссийской Федерации. – М., 1993.
5. Уголовныйкодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 25. Ст. 2954.
6. Уголовно-исполнительныйкодекс Российской Федерации. 1996.
7. Кодексоб административных правонарушениях. – М.: Спарк, 2002.
8. Федеральныйзакон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
II. Специальная литература
9. АлмазовБ.Н. Психология отклоняющего поведения. – Свердловск, 1987.
10. Актуальныепроблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:Учебн. пособие / А.С. Бланков, И.А. Бурмистров, Н.И. Крюкова и др. – М.: ВНИИМВД России, 1999.
11. БазаровР.А. Наследственная преступность несовершеннолетних: тенденции, мерыпредупреждения // Совершенствование деятельности органов внутренних дел вусловиях решительного усиления борьбы с преступностью – М., 1990. С. 164-167.
12. БакаевА.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. –М.: Логос, 2004.
13. ВалковаЕ. Преступность молодежи // Вопросы борьбы с преступностью. – М.: Юрид. лит.,1988. С. 172-174.
14. ВасильковаЮ.В. Социальная педагогика. – М., 2002.
15. ВолковЮ.Г. Социология молодежи – Ростов на Дону, 2001.
16. ВолковаЕ. Преступность молодежи // Вопросы по борьбе с преступностью. – М.: Юрид.лит., 1988.
17. ВершининаГ.В., Михайловская И.Б. «Трудные ступени: профилактика антиобщественногоповедения», М., «Просвещение», 1990г.
18. ГалагузоваМ.А. Социальная педагогика. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
19. ГонеевА.Д. Основы коррекционной педагогики – М., 1999.
20. ГребешеваИ.И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного родительства// Социология и общество.
21. КаневскийЛ.Л. Расследование и профилактики преступлений несовершеннолетних. – М., 1982.
22. ЗавгородневаА.Д. План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних школы №594г. Москва // Журнал «Классный руководитель» — М, №1 за 2001 г.
23. ЗахаровН.С., Лысов М.Д., Волков Б.С. Правонарушения несовершеннолетних и ихпредупреждение / и др. – Казань: Казанский ун-т, 1983.
24. ИванцоваА. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // журнал«Воспитание школьника» — М., №7 за 2000 г.
25. КореневП.И. Трудный подросток // журнал «Источник», июль – август за 1997.
26. КорсаковаН. Маленькая страна за колючим забором // газета «Красный Север» — №106 за 2001г.
27. КочетовА.И. Работа с «трудными» детьми – М., 1986.
28. КанаевскийЛ.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. – М., 1882.
29. Лексиконсоциальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. –Изд. 3-е, перераб. и доп. – Вологда, 2005 – 540с.
30. МильковскийГ.М. Профилактика правонарушений среди молодежи – Киев, 1995.
31. МудрикА.В. Социальная педагогика — М., 1999.
32. МухинаВ.С. Психология – М., 1999.
33. МининаС.П. Преступность несовершеннолетних: Сер. «Современные стандарты в уголовномправе и уголовном процессе» — СПб., 1998.
34. НемовП.С. Практическая психология – М., 1998.
35. НикитинА.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса какфактор воспитания – М., 1974.
36. НечаеваА.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. – М.: Наука, 1991.
37. Основысоциальной работы // под ред. Павленка П.Д. – М., 1997.
38. ОвчароваГ.Е. «Настольная книга социального педагога». – М., 2002.
39. Предупреждениевовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений / В.Ф. Воробьев, С.Т.Гаврилов, А.В. Покаместов, А.В. Ткаченко, В.С. Ткаченко. – Воронеж: ВИ МВДРоссии, 2001.
40. Предупреждениегрупповой преступности несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Воробьева, В.А.Лелекова, С.Т. Гарилова. – Воронеж: ВИ МВД России, 2001.
41. РябухинС.Н. Детская беспризорность и преступность несовершеннолетних как следствиесоциально-экономической трансформации российского общества // Аналитическийвестник №15 – М., 1999.
42. Социальнаяпедагогика // под ред. Галагузовой М.А. – М., 2000.
43. Социальнаяработа: теория и практика // под ред. Холостова Е.И. – М., 2002.
44. Словарьпо социальной педагогике: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 368с.
45. Словарь– справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.
46. ТарасА.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних – Минск,1982.
47. ТетерскийС.В. Введение в социальную работу. – М., Академический проект, 2004.
48. ХолостоваЕ.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.
49. ХолостоваЕ.И. Инновационные методы профилактики социальной дезадптациинесовершеннолетних: научно-методические. – М., 2002.
50. ШкатуллаВ.И. Основы правовых знаний – М., 1999.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
Организационные мероприятия:
– планирование и корректировкаработы по профилактике правонарушений совместно с инспекторами ПДН;
– проведениемероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
– систематическаяработа со списком и картотекой «трудных» учащихся;
– своевременноепринятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.
Работа с учащимися:
– созданиеконсультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовойпомощи;
– изучение КонвенцииООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в школе;
– охват организованнымотдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным,содержательным досугом в течение всего года.
– организациямедицинского обследования подростков, склонных к употреблению алкоголя,наркотических и токсичных веществ;
– организация занятийдля детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности правильновыражать эмоции, по овладеванию способами разрешения конфликтов;
– организациямедико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми,подростками, педагогами и родителями;
– активизация работыприкладных, технических, спортивных, туристических кризисов, созданиемолодежных клубов неформального общения;
– проведение вечернихдискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.
Правовой всеобуч учащихся:
– проведение бесед,классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированностиучащихся;
– разъяснение учащимсяответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма;
– проведениетематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов поправу;
– изучениегосударственных и межгосударственных документов о правах человека, о положении вобществе и правах ребенка.
Работа с семьей:
– выявление семей,уклоняющихся от воспитания детей; неблагополучных семей. Целенаправленнаяработа с ними;
– организацияконсультаций специалистов психологов, педагогов, медицинских работников дляродителей;
– организациятематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительныхорганов, прокуратуры, органов здравоохранения.
Приложение2ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПАСПОРТПРОГРАММЫ
Для целей настоящейПрограммы применяются следующие основные понятия:
несовершеннолетний — лицо,не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствиенеисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законныхпредставителей либо должностных лиц;
беспризорный — безнадзорный,не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний,находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствиебезнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющейопасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к еговоспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественныедействия;
антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблениинаркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртныхнапитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а такжеиные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся всоциально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социальноопасном положении, а также семья, где родители или иные законные представителинесовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и(или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестокообращаются с ними;
группа социального риска — любоесоциальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализацииантиобщественного поведения несовершеннолетних;
индивидуальнаяпрофилактическая работа — деятельность по своевременному выявлениюнесовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а такжепо их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершенияими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых,педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин иусловий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям иантиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности синдивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями,находящимися в социально опасном положении.
Наименование
Программы Примерная программа профилактики правонарушений несовершеннолетних Цели программы
Повышение эффективности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Активизация работы Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Улучшение координации деятельности различных структур, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками «группы риска». Задачи программы
— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Сроки реализации 2008-2009 г г. Ожидаемые конечные результаты Программы
– осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения несовершеннолетних;
— утверждение здорового образа жизни у несовершеннолетних;
— взаимодействие с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
— преодоление тенденции роста подростковой преступности и безнадзорности, среди не совершеннолетних
— сокращение наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних на территории района Орехово — Борисово Южное. Правовые и нормативные акты Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Статистическаясправка по городу:
Общеобразовательныхшкол – 3.
Подростков,состоящих на учете в ПДН — более 100 человек
Социально-экономическаянестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищеннойкатегории граждан — несовершеннолетних.
Важнейшейпроблемой для преодоления подростковой преступности является полноценнаяреализация воспитательной функции. В сложной социально-психологической ситуацииоказываются дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родителиведут асоциальный образ жизни.
В результатенарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит куходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, ростубезнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Социальныйсостав семей показывает значимый фактор риска негативного влияния наподростков. Почти каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье.
Резковозросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле. Распространеннымявлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннемшкольном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье и бродяжничеству.Настораживает дистанцирование школы от детей с трудной судьбой.№ п/п Мероприятия Срок исполнения Исполнители 1 Развивать и укреплять систему взаимодействия и координации учреждений по вопросам профилактики подростковой преступности. 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОВД, районные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты 2 Обеспечить контроль за исключением из практики работы учреждений образования отчислений и переводов несовершеннолетних не получивших основного общего образования и не достигших возраста 15 лет. 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 3 Предоставлять бесплатные социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 4 Осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних. 2008-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Органы опеки и попечительства 5 Содействовать детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2008-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
ОВД 6 Более активно использовать возможности консультативно- профилактического отделения для детей и родителей при наркологическом диспансере № 1 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН, ОВД 7 Осуществлять мероприятия по более раннему выявлению неблагополучных семей, не обеспечивающих надлежащего воспитания детей. Выявлять факты жестокого обращения с несовершеннолетними. 2008-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Органы опеки и попечительства
ПДН ОВД
Школы района
Поликлиники района 8 Пресекать деятельность экстремистских молодежных объединений. 2008-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН 9 Систематически проводить профилактические рейды и операции «Подросток» и т.д. с привлечением служб района, исполняющих законодательства о несовершеннолетних.
2008-2009
1 раз в месяц
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН
Школы района 10 Регулярно проводить в образовательных учреждениях района недели правовых знаний и «Дни права» для учащихся. (Приглашение специалистов, подготовка тематических материалов, наглядных пособий и т.д.).
2008-2009
1 раз в квартал
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН
Школы района 11 Содействовать в организации и проведении тематических бесед, диспутов и лекций для подростков по пропаганде здорового образа жизни. («Неделя отказа от курения», «Всемирный день борьбы со СПИДом» и т.д.)
2008-2009
По отдельному
графику
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
ОВД ПДН
Школы района 12 Направлять подростков, имеющих алкогольную, наркотическую и токсическую зависимость, для консультаций и лечения в наркологический диспансер №1 2008-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОВД ПДН,
НД. №1 13 Обязать районные муниципальные учреждения по ведению досуговой работы с несовершеннолетними организовать работу клубов и секций в вечернее время, в выходные и праздничные дни. Развивать направления, отражающие интересы подростков.
2008-2009
В течение
года Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 14 Оказывать всестороннюю помощь детским досуговым учреждениям района, осуществляющим работу с детьми и подростками «группа риска».
2008-2009
В течение
года Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 15 Регулярно проводить выездные заседания районной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (с участием подростков) с посещением учреждений, содержащих несовершеннолетних правонарушителей. (Воспитательные колонии, СИЗО, спец. Школы, спец. ПТУ, ЦВИНП
2008-2009
1 раз в полугодие Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 16 Оказывать содействие в трудоустройстве с целью обеспечения занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ОДН ОВД. 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 17 Приобретение, распространение печатной и другой продукции направленной на пропаганду предупреждения противоправных действий. 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 18 Создать сеть консультативных кабинетов на базе образовательных учреждений для проведения профилактических социально-психологических, правовых бесед и лекций, оказания помощи детям и родителям.
2008-2009
В течение
года
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Школы района
МЦ «Дети Улиц» 19 Обеспечить доступность получения полной информации о местах проведения досуга и занятий по интересам для детей и подростков. 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 20 Усилить контроль за активизацией воспитательной работы в школах района с целью предотвращения телесных повреждений и травм. 2006-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Школы района 21 Проводить комплексные социологические исследования по степени распространенности наркомании, токсикомании и алкоголизма среди молодежи района и с целью изучения интересов и спросов подростков.
2008-2009
1 раз в год Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 22 Проведение мероприятий по профилактики преступности и наркомании в подростковой среде (кукольные спектакли, концерты, конкурсы и т.д.)
2008-2009
в течение года
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
МЦ «Дети Улиц» 23 Освещать работу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в средствах массовой информации (районная газета, кабельное телевидение)
2008-2009
1 раз в
квартал
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Районная газета
«ЮГ Москвы»
кабельное телевидение 24 Проводить координационные совещания по проблемным вопросам профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений совместно со службами системы профилактики.
2008-2009
1 раз в полугодие
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
ОВД
Представители системы профилактики района
Депутаты районного собрания 25 Изучать, обобщать опыт работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав районов округа.
2008-2009
1 раз в
полугодие Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 26 Развивать и укреплять систему взаимодействия и координации учреждений по вопросам борьбы с наркотиками и их незаконному обороту среди несовершеннолетних. 2008-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав,
ОВД, УНК, районные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты 27 Проведение семинара с социальными педагогами школ по проблемам борьбы с наркоманией и незаконным распространением наркотиков, безнадзорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних 3 квартал 2009 г.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Школы района 28
Привлечение несовершеннолетних к участию в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, определенных окружной программой «Спорт для всех»: — участие в Зимних и Летних Юношеских Играх Южного округа;
– участие в спортивных соревнованиях по месту
жительства в рамках городских программ «Мой двор
спортивный двор» 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 29 Осуществлять мероприятия по выявлению семей в которых употребляют наркотические вещества и занимаются их распространением 2008-2009
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Органы опеки и попечительства
ОДН ОВД
Школы района
Поликлиники района
Старшие по домам 30 Выявление лиц, вовлекающих подростков в употребление и распространение психотропных препаратов и наркотических средств. 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, УВД 31 Создать базу данных учреждений и общественных организаций района, работающих по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, лечебных и реабилитационных учреждений.
4 квартал
2009г.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
МЦ «Дети улиц» 32 Приглашать врача-нарколога и психолога для оказания помощи детям и родителям. 2008-2009 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав НД № 1, УНК 33 Организация районного фестиваля детского творчества «Нет наркомании». 2009 г.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Муниципалитет