Федеральноеагентство по образованию
СочинскийГосударственный Университет
туризма и курортногодела
Социально-педагогическийинститут
Контрольнаяработа
подисциплине: Педагогика
по теме:«Роль СМИ и наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей»
Выполнила:
студентка гр.04-ЗИ
Малышко С.С.
Проверила:
Куклина Е.Н.
Сочи-2006
Воспитание – этокатегория педагогики, которая в широком педагогическомзначении – процесс целенаправленного формирования личности в условияхспециально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействиевоспитателей и воспитуемых.
Воспитаниеучащегося должно осуществляться совместными усилиями школы и семьи. Его успехво многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи ишколы.
Воспитаниедетей – конституционная обязанность родителей. Они призваны воспитывать детей вдухе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезнойдеятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии иукреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии.
Человекприобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое имудрое внимание любящего окружения способно привить «биологическому Маугли»,которым появляется на свет младенец, культурные потребности и опыт ихудовлетворения «человеческим образом».
Не случайностановление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвалиобразованием – образованием человека.
Главную рольв этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его вэтот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет.
Способностьродителей справляться со своими воспитательными функциями называется ихпедагогической компетентностью.
Педагогическаякомпетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия дляих разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослуюжизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка исоциальными условиями.
Высокийуровень педагогической компетентности характеризуется
· осознанностьюсобственных педагогических целей и задач, а также представлений о способах ихреализации (знаю, чего хочу, и знаю, как этого добиться);
· адекватнымиожиданиями от собственных усилий (делаю не то, что могу, а то, что следуетделать в каждой конкретной ситуации);
· умеренными иадекватными детским способностям притязаниями (помогаю ребенку добитьсяуспехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мнехочется);
· объективнымизнаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте,знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своихзнаний по детской психологии);
· осознанностьюстепени вмешательства в социальную ситуацию развития (мой ребенок не совсемтакой, каким я его себе представлял, но он имеет право быть другим, я будузащищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).
У значительной частисовременных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольномучреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях оребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная системаформируется эмпирическим путем, она постоянно апробируется в опыте, содержитмного педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок.
Практика показывает, чтонизкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, непозволяет им занять активную позицию в образовательном процессе. Родители нестремятся сотрудничать с воспитателями и учителями в образовательном процессеих ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкаяактивность, но и высокая конфликтность и безответственность.
Прогрессивные педагоги,общественные деятели говорят о необходимости помощи родителям в воспитаниидетей, о повышении психолого-педагогической культуры родителей.
В данном случаецелесообразнее всего было бы проводить тематические беседы педагога сродителями. Например, в 80-е годы прошлого столетия сложился так называемыйродительский всеобуч, основной целью которого было проведение научно-методическойработы. Он охватывал разнообразные формы популяризации психолого-педагогическихзнаний среди родителей. Для педагогического просвещения родителей в школахсоздавали лектории по семейному воспитанию. В них читали лекции и доклады напсихолого-педагогические темы, проводили методические рекомендации и семинарыпо обмену опытом семейного воспитания, организовывали выставки литературы попедагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемамвоспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещенияразрабатывалась в расчете на воспитательную работу с учащимися определенноговозраста и усложнялась по мере перехода школьников в следующие классы. Такимобразом, родители получали педагогические знания, рассчитанные на воспитаниедетей того или иного возраста и того класса, в котором обучался их сын илидочь.
Однако опыт показал, чтородители предпочитают получать информацию по другим каналам – черезтелевидение, радио, чтение педагогической литературы.
Исследование О.Л.Зверевой показало, что большинство опрошенных – 73% респондентов – получаютпедагогические знания через СМИ, на свой жизненный опыт опираются 58%, читаютпедагогическую литературу 44%, советуются с воспитателем 24%, посещают лекциидля родителей 17%, 4% опрошенных воспитывают детей, не имея педагогическихзнаний.
О значении педагогическойлитературы писал К.Д. Ушинский. По его словам, она необходима не только дляспециалистов, но и для родителей. Родители определяют род воспитания для своихдетей, выбирают дорогу в жизни. Они всегда являются хотя бы отчастивоспитателями своих детей и закладывают первые семена их будущих успехов инеуспехов. Понятно, как важно для них в этом случае приобретение педагогическихзнаний.
В пособиях для родителейначала XX в. подробно освещались вопросыоказания ребенку первой доврачебной помощи при различных травмах, укусах,ожогах и т.д. Родителям давались конкретные советы, например, говорилось омерах, предупреждающих нарушение зрения, о детском питании и др.
Особо подробно влитературе раскрыты вопросы организации игр и занятий детей в семье.Представляет интерес в этом плане пособие И. Герд «Сборник игр и полезныхзанятий для детей всех возрастов» (СПб, 1912).
Особую роль в процессеповышения педагогической культуры родителей играют средства массовой информации(СМИ). Важны СМИ для профилактической работы с населением по различным темам.Просвещение – важнейшая функция СМИ.
Эффективным факторомсоциализации личности являются средства массовой информации. Сегодня остростоит задача информирования населения о работе системы образования. Всех насволнует содержание программ учебных заведений и особенно общеобразовательнойшколы, различных студий, кружков… Управлению образования на местах иработникам отрасли необходимо активно использовать городские СМИ для пропагандысовременных педагогических идей, своевременного информирования общественности огородских воспитательных мероприятиях.
Кпримеру, для качественного проведения ЕГЭ в образовательных учреждениях необходимосвоевременно донести информацию о назначении, ходе проведения и результатах допреподавателей, родителей и детей. В этом известную роль могут сыграть средствамассовой информации. Своевременно донесенная информация может существенноповлиять на результаты ЕГЭ.
Так называемые «Ток-шоу»в малой степени, но все-таки могут помочь родителям в установлениидружественного контакта с детьми. К примеру, широко известная сейчастелепрограмма Лолиты Милявской «Без комплексов» (ОРТ) или «Частная жизнь»(РТР), «Пусть говорят» с Андреем Малаховым (ОРТ) и т.д., затрагивая темы,касающиеся проблем воспитания детей, приглашают на съемку психологов ипедагогов, отцов и матерей с детьми. И здесь очень важно выбрать самую полезнуюинформацию, перенять самый важный социальный опыт.
Интересует ли Вас какобщается Ваш ребенок со своими сверстниками?
Так вот Лолита отвечает:«Родители, со своей стороны, могут во многом помочь. Будьте дружелюбны игостеприимны в отношении друзей своего ребенка, когда он приводит их в гости.Не забудьте угостить их, причем лучше теми блюдами, которые нравятся всемдетям. Когда вы выезжаете с семьей на пикники, экскурсии, идете в кино,приглашайте с собой друзей ваших детей (и не обязательно тех, кого выодобряете). Дети, так же как и взрослые, не лишены корысти. Им скореепонравится ребенок, который стремится доставить им удовольствие. Разумеется,популярность ребенка не должна быть «купленной», такая популярностьвсе равно долго не продлится. Но ваша цель — дать ему случай присоединиться к группеподростков его возраста, которые, возможно, не хотят принимать его из чувствагрупповой обособленности, столь характерной для этого возраста».
На мой взгляд, важнейшейтелепередачей для родителей должна стать программа Елены Малышевой «Здоровье»(ОРТ). Ведь забота о здоровье – одна из главнейших задач, стоящих передродителями.
Например, адекватныезнания по вопросам профилактики стоматологических заболеваний имеют всего 66%воспитателей и 45% учителей. 75% родителей посещают стоматолога с ребенком поповоду острой боли, 66% — имеют неадекватные знания по профилактикестоматологических заболеваний, а 53% детей начинают чистить зубы после 3-х лет.Таким образом, ребенок воспитывается в семье, не мотивированной к профилактикестоматологических заболеваний и к формированию привычек здорового образа жизни.
А ведь как важно вовремяначать профилактические занятия для предотвращения проблем со здоровьем вбудущем.
В наше времяобщественность серьезно волнуют многие так называемые глобальные проблемы человечества:
· курение;
· алкоголизм;
· наркомания;
· суицид;
· разврат (и какследствие СПИД и другие венерические заболевания);
· сквернословие.
На мой взгляд, этонаиболее важные проблемы, которым подвержена вся молодежь. Очень важносвоевременно донести информацию о причинах и, самое главное, о вреде всех вышеперечисленных зависимостей.
На телевидении, радио, атакже в периодических изданиях для молодежи должна проводиться пропагандапротив засилия всех этих проблем в их жизни. Здесь действенным средством послужитнаглядный рассказ, к примеру, о вреде того же курения.
Вспоминая школьные годы,скажу, что мои друзья-курильщики, которые не только не хотели, но добраяполовина из них уже и не могла бросить курить, посмотрев фотографии о том,какой вред табакокурение наносит всему организму и в частности легким,практически сразу (не все, но многие) отказались от этой вредной привычки.Очень важно не просто сказать (так сказать констатировать факт), но убедить,вызвать страх и отвращение к подобного рода вещам.
Но, по-моему, лучшеродителям раньше начать воспитывать в ребенке тягу к здоровому образу жизни,чем потом разубеждать и устрашать, отучая его от вредных привычек. Поэтомуцелесообразно и родителям также иметь прочный запас знаний по данным аспектампроблемы воспитания подрастающего поколения.
Однако знания,воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им по следующимпричинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложнойформе.
Поэтому важно проводитьпедагогическую пропаганду в каждом конкретном образовательном учреждении, длякаждого конкретного родителя. Важно рассказывать родителям именно об ихребенке, его достижениях и трудностях в процессе обучения.
Например, наиболееэффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка вДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании иразвитии ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событияхжизни ребенка в дошкольном учреждении.
Также многие педагогинаходили другие эффективные формы работы. Например, использовалась периодикапредприятия: методист ведомственного детского сада регулярно по пятницампомещал в заводской газете материалы на различные педагогические темы, которыеволновали большинство родителей (о подготовке детей к школе, о закаливании,проведении досуга в семье и др.) Газета пользовалась большим спросом уродителей.
Хорошим примером являетсядеятельность детского сада № 44 Самарской области по выпуску периодическойгазеты «Робинзон по пятницам»: «Основная задача этого проекта – предоставитьродителям как можно больше информации о нашей работе». Эта газета всколыхнулатворческий потенциал не только воспитателей, но и родителей. В газете сталипоявляться все новые и новые рубрики, разделы. В рубрике «Содержание занятий»рассказывается обо всем, что дети узнали за неделю, чему научились;предлагается родителям углублять знания и совершенствовать умения. Принеобходимости слово в газете предоставляется Доктору Айболиту, еженедельныезадания дает Господин Кроссворд.
В каждом «Робинзоне»предлагается тема домашнего конкурса рисунков. Какой простор для творчества ифантазии! И для совместной работы родителей и детей. Ведь рисунок долженсопровождаться рассказом, который записывают взрослые.
Вот что пишут они о своейпомощи родителям в воспитании малышей:
«Мы живем и работаем вселе. Не секрет, что у родителей наших воспитанников подчас нет возможностииметь дома необходимый материал для обучения малышей. Это и финансоваяпроблема. А многие просто не знают этой формы работы в силу других причин,которые всем нам понятны.
Поэтому мы разработали ипродолжаем совершенствовать цикл домашних заданий для детей, являющийсяпродолжением программной работы в детском саду. Мы называем эти заданиялистами. Родители (при желании) получают их каждую пятницу и могут работать поним с детьми дома всю неделю.
Содержание работы неанализируется: нам важен сам факт взаимодействия малыша и семьи. Мы лишь даемнекоторые рекомендации и советы».
«Робинзон…» ставитродителей в активную позицию участника, сотрудника.
Другим достаточноэффективным средством педагогической агитации являются наглядные пособия. Поформе они могут быть различны: от стенгазет до папок-передвижек. Их главной«заслугой» является то, что они обеспечивают наглядность и доступностьполучаемой информации. Пособия создаются в конкретном учреждении для конкретныхродителей и про конкретных детей. Поэтому такая форма работы с родителямиявляется наиболее важной, так как не каждый родитель найдет время и силыобсуждать с педагогом проблемы воспитания в его семье.
Вот что пишет обиспользовании таких средств старший воспитатель яслей-сада № 43 (Ленинград) П.Поповичева:
«Опыт показал, чтопедагогической пропаганде в большей мере содействует использованиепапок-передвижек. Еще в начале года мы наметили осветить здесь следующиевопросы:
· какие игрушкинужны детям (для родителей детей раннего возраста);
· роль игры вразвитии детей (для родителей младших групп);
· всестороннеевоспитание в процессе конструирования (для родителей детей средних групп);
· игры детей дома (дляродителей детей старших групп);
· использование игрпри подготовке детей к школе (для родителей детей подготовительных к школегрупп);
· домашний театр вжизни ребенка (для родителей детей старших и подготовительных к школегрупп)».
Чтобы сделать эту формуработы более действенной, серьезное внимание уделили педагогической ценностиматериала и его эстетическому оформлению, старались подбирать их, учитываявозрастную адресованность, наряду с теоретическими положениями даватьконкретные практические советы.
Многие родители самизаинтересовались этими материалами. А некоторым пришлось настойчиворекомендовать познакомиться с ними.
В наглядной пропагандесреди родителей использовался материал из жизни яслей-сада, тематическиевыставки: «Игра – дело серьезное» и «Полюбуйтесь – это мы». Никто не прошелмимо них, родителям было интересно увидеть своих детей, познакомиться сусловиями для игр в других группах.
Кроме того, в методическомкабинете была подобрана и оформлена педагогическая литература для родителей.
Полезно также винформационных стендах для родителей помещать литературные,словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взросломучеловеку, например: «Придумай рифму», «Скажи наоборот» и т.п.
В результате проведенияпедагогической пропаганды среди родителей по вопросам руководства игровойдеятельностью дети становятся общительнее, их движения – более выразительными,они умеют занять себя, играют длительное время, в играх появились интересныесюжеты, что свидетельствует о развитии творчества, самостоятельности ребят.
Итак, подводя итог всемувыше сказанному, хотелось бы еще раз сказать о важности обучениявоспитательному делу родителей, чтобы усилия, направленные ими на воспитание иформирование личностных качеств ребенка, не оказались бесполезными или, что ещехуже, губительными. «Не делайте этого…и все!»- наиболее распространеннаяреплика не подготовленных родителей. Разве так можно обращаться с ещенеокрепшей детской психикой. Ведь, с одной стороны, «запретный плод сладок», ас другой – несостоятельное объяснение (а порой и его отсутствие) попросту недаст никаких результатов, так как приведет к непониманию со стороны ребенка.
Знающий педагог долженвовремя помочь родителю установить соответствующую связь с ребенком.Своевременный квалифицированный совет поможет родителю найти правильный подходк ребенку.
Однако нередко бывает,что родитель сам не хочет идти на контакт, говоря, что его чадо само должно всепонять. И здесь очень важно творческое начало педагога.
Хотелось бы такжепривести всем известный афоризм: «Знание – сила». И в связи с этим родителям нестоит просто ограждать детей от всего плохого. Объяснять, рассуждать, говоритьс детьми – это куда более действенный способ уберечь свое чадо от ошибок в ихдальнейшей жизни.
Если же родитель необладает достаточными навыками и умениями по воспитанию детей, ему следуетобратиться либо к квалифицированному специалисту, либо к специальнойпедагогической литературе, либо посмотреть телевизионные программы, касающиесяэтих проблем – в любом случае важно повышать свою педагогическую культуру длядостижения наилучших результатов в деле воспитания своего ребенка.