Роль СМИ в избирательном процессе

/>Введение
В современной России власть, ее политическиеструктуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государствоиспытывает потребность в новых технологиях власти и управления. Государственныеструктуры используют технологии пиар-коммуникаций, политической рекламы и другиесовременные методы общения с гражданским обществом, поддержания контактов спартнерами и оппонентами.
В настоящее время выборы, как форма проявлениядемократии, играют очень важную роль в жизни нашей страны, в частности, вформировании большинства государственных институтов власти. Именно поэтомузаконодатель уделяет большое внимание регулированию этой отрасли общественныхотношений.
Средствамассовой информации, как государственные, так и частные, государственные инезависимые, печатные и электронные всегда играют ведущую роль в формированииобщественного мнения. СМИ активно участвуют в проведении выборов, а точнее введении предвыборной агитации. Это связано с реализацией такого принципа, каксвобода слова, который провозглашается Конституцией РФ и не может быть нарушен,поскольку является одним из основных принципов правового государства.
Участие СМИв проведении предвыборной кампании требует соблюдения норм права, посколькунарушения процедуры избирательной кампании, тем более опасны, если их допускаютСМИ, поскольку они оказывают влияние на окончательный выбор граждан. Нарушениеобщих правил ведения выборов подрывает все демократические устои любогообщества.
Таким образом, актуальность настоящей работы определяетсязначительностью влияния СМИ в современном мире на политический процесс в целоми на избирательный процесс в частности.
Целью работы является выявление роли СМИ в современномполитическом процессе в демократических странах.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
1)        дать анализ значенияСМИ в политике;
2)        определить сущностьсовременного избирательного процесса и возможности участия в нем СМИ;
3)        Охарактеризоватьэффективность деятельности СМИ в избирательном процессе.

/>1.Сущность избирательного процесса и место в нем средств массовой информации
Избирательный процесс – это регламентированнаядействующим законодательством (в том числе и в первую очередь Избирательнымкодексом) деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий,органов государственной власти и местного самоуправления, общественныхобъединений и других субъектов избирательных правоотношений по подготовке ипроведению голосования на выборах, т.е. избирательный процесс – это только технологияподготовки, организации и проведения голосования на выборах, но не весь сложныйкомплекс общественных отношений, составляющих совокупность принципов, правил имеханизмов непосредственной реализации народом своей суверенной политическойволи по управлению государственными и другими жизненно важными делами.
Цель избирательного процесса обеспечить законный ходвыборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащуюреализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформироватьлегитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписаннымизаконом средствами и способами.
Избирательный процесс включает в себя общие правила(принципы) осуществления производства в ходе подготовки и проведения выборов иосновные стадии проведения избирательных мероприятий на выборах.
Анализ законодательства о выборах и избирательнойпрактики позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к выборномупроизводству (или принципы избирательного процесса):
1) законность;
2) осуществление избирательного производства толькоуправомоченными органами (субъектами избирательного права);
3) равенство прав участников избирательногопроцесса;
4) гласность проведения избирательной кампании;
5) непрерывность осуществления избирательных мероприятий;
6) строгое соблюдение демократических избирательныхпроцедур, обеспечивающих свободу голосования;
7) документальный характер определения результатовголосования и итогов выборов;
8) обеспечение легитимности выборов.
Стадии избирательного процесса представляют собойотдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, на каждом этапеорганы руководства выборами и другие участники избирательного процессавыполняют определенную задачу.
Виды и последовательность стадий избирательного процессаустанавливаются законодательством о выборах и в конечном счете зависят отхарактера избиратель ной политики на соответствующем этапе общественногоразвития. В учебной и научной литературе нет единого мнения о видах иколичестве стадий избирательного процесса.
Стадии избирательного процесса имеют место как навсеобщих, так и на частичных (досрочных, повторных, дополнительных) прямыхвыборах. Косвенные выборы также имеют свои особенности, в частности, отпадаюттакие стадии, как создание избирательных округов и избирательных участков, и,наоборот, могут появиться новые, например, увеличение числа туров голосования.
Важно, чтобы нормативно-правовые акты, регулирующиепорядок подготовки и проведения выборов, закрепляли правила, в соответствии скоторыми соблюдение определенных законом стадий избирательного процессаявлялось бы обязательным для всех участников выборов.
Следует обратить внимание и на то, чтозаконодательство о выборах во всех случаях устанавливает документальную формуизбирательного процесса. Ознакомление с действующими законами о выборахпоказывает, что все они содержат нормы, в соответствии с которыми протокольнаяформа регистрации волеизъявления граждан и действий избирательных комиссий навсех стадиях подготовки и проведения выборов является необходимой. Формыпротоколов и правила их заполнения устанавливаются в законодательном порядке.Участники избирательного процесса имеют право знакомиться с протоколамиизбирательных комиссий и представлять свои замечания относительно полноты иправильности их составления в установленный законом срок после подписанияпротокола, обжаловать в вышестоящую избирательную комиссию неправильные инеточные записи либо, в случае нарушения законодательства и избирательных правучастников выборов, обжаловать их в суде.
В настоящее время ни одна предвыборная кампания неможет обойтись без предвыборной агитации, которая осуществляется и черезсредства массовой информации. По поводу использования средств массовойинформации в предвыборной агитации возникает множество вопросов и споров.
Согласно инструкциям Центризбиркома России, а такженормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИобязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (дляорганизаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатныхизданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшимфедеральные списки кандидатов.
Региональные государственныеСМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатныеплощади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам,и региональным группам кандидатов.
Муниципальные организации СМИ обязаныобеспечить равные условия для проведения предвыборной агитациизарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам,зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в ГосударственнуюДуму муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатнуюплощадь для агитации только за плату.
Негосударственные СМИ, учрежденныене позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения оназначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлятьэфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ,если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могутпредоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательнымобъединениям и блокам.
Все СМИ, предоставляющие эфирное время илипечатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценкине позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения оназначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки вЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (длярегиональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правилапредусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, можетоказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).
Таким образом, законодательство предусматриваетразличные формы участия СМИ в избирательном процессе. При этом, эффективностьэтого участия определяется не только возможными формами, но и уровнем культурыкак общества в целом, так и представителей СМИ, в частности./>/>2. Политические функции и политическое влияние СМИ
Отдельныеученые полагают, что политика изначально содержит в себе коммуникационноеначало, проявляющееся в конкретно-исторических формах взаимодействия, «общения»различных субъектов политики – индивидов, социальных групп и выражающих ихинтересы институтов по поводу установления, функционирования и изменения властив обществе.
Безприсутствия взаимодействия при выработке, принятии, исполнении политическогорешения не будет должного его восприятия в обществе. Именно наличие обратнойсвязи на всех этапах политической деятельности позволит принимаемое решениерасценивать как общественно благо, а не как выгодное решение для правящейэлиты.
Безсомнения, политическая власть в качестве одного из главных рычагов врегулировании социальной сферы использует в настоящее время СМИ. Не случайноисследователи полагают, что управление информационной средой есть ключ куправлению обществом. Для донесения до населения информации о решениях идействиях властей сама власть инициирует создание СМИ, при этом власть можетнапрямую использовать финансовые резервы для поддержания тех или иных СМИ.Одной из главных задач власти в отношении СМИ является их использование длясохранения существующего политического режима.
Инымисловами, государственная власть претендует на монополию распространенияинформации. Такое положение сложилось объективно, так как СМК являются наиболеедейственным средством формировании имиджа власти.
Можнопредположить, что власть заинтересована в политическом ориентированиинаселения, естественно в том русле, который выгоден самой власти. Но при этомвласть, используя свое влияние на СМИ, не стремится ко всеобъемлющему,плюралистическому освещению событий, а заинтересована в трансляции событий взаказанном ею самой направлении.
Помнению Г.С. Мельник, власть не просто влияет на общество, а с помощью СМИего дифференцирует на различные целевые группы. Тем самым воздействие наважнейшие для того или иного общества группы многократно усиливает воздействиена общество в целом.
Такимобразом, участие СМИ в политическом процессе обусловлено потребностями самойвласти в использовании коммуникационных средств. По мере развитияинформационной техники и технологии СМИ превращаются в средство достиженияцелей войны, которые власть активно использует. Они все чаще используютсявместо «горячих» войн для достижения политических целей, в результате чего безвыстрела исчезают многие мощные государства и радикально изменяетсяполитическая картина мира.
Всвязи с двумя аспектами проблемы участия СМИ в политическом процессе возникаетвопрос об их функциях.
Л.Н. Федотова,И.Д. Фомичева и некоторые другие авторы предпочитают говорить не офункциях журналистики, а о функциях средств массовой информации (коммуникации).
Л.Н. Федотовавыделяет такие функции СМИ:
§   информирование;
§   воспитание;
§   организация поведения;
§   снятие напряжения;
§   коммуникация.
И.Д. Фомичевак числу функций СМИ относит коммуникативную, познавательную,ценностно-ориентирующую и социально-организаторскую. Данные функции выделяютсяею на том основании, что СМИ «участвуют в информационном обеспечениипознавательной, ценностно-ориентирующей, коммуникативной,социально-организаторской (разновидности преобразовательной) деятельности, итем самым имеют соответствующие функции для использующих их субъектов. Основадля выделения функции здесь очевидная: модель функций человеческой деятельностиили ее видов».
Помнению Т.В. Науменко, при относительном разнообразии видов функций,приписываемых журналистике, общим недостатком вышеназванных классификацийявляется неразличение многими теоретиками журналистики понятий «функция» и«функционирование» и отождествление журналистики как деятельности и СМИ каксредства, через которые эта деятельность осуществляется. По мнению этогоавтора, «журналистика есть система внедрения в массовое сознание социальныхоценок текущей действительности, то есть оценок актуальных событий, попадающихв поле зрения массового сознания, оценок актуальных результатов практическойдеятельности с точки зрения интересов тех или иных социальных групп».
Такимобразом, мы можем говорить о множестве функций СМИ в политической сфере,которые, по сути дела, сводятся к возможности информирования и формированияобщественного мнения.3. Участие СМИ в избирательном процессе:российские традиции и проблема эффективности
СегодняСМИ, прежде всего, представляют интерес именно как оружие «информационнойвойны» – с точки зрения стратегии и тактики его использования,тактико-технических характеристик и поражающих факторов и т.п. Исследовать этотвопрос необходимо не только для того, чтобы, скажем, увеличить эффективностьприменения информационного оружия – такая задача не исключена, однако она носитограниченно-прикладной характер. Существует и чисто академический интерес кэтому новому для нас феномену массовых информационных отношений эпохи«свободы».
Масс-медиасыграли особую роль в российской политике конца ХХ века. В эпоху перестройкиСМИ одновременно были и инструментом преобразований, и зеркальным отражениемсостояния общества. В 1990-е годы российские СМИ фактически стали «четвертойвластью» – институтом, претендующим на монопольное обладание функциейполитической коммуникации в стране. Политическая жизнь переместилась всимволическое пространство средств массовой информации и во многом напоминалаполитический спектакль, транслируемый массовой аудитории. Эффект «установленияпунктов повестки дня» – то есть картины политической реальности, формируемойСМИ, – был сформулирован американским исследователем Б. Коэном еще в 1963 году.В России 1990-х – начала 2000х годов этот эффект заменил отсутствующие илислабые политические институты, оказался решающим в парламентских ипрезидентских выборах и в целом стал одной из основных черт российской политикидесятилетия.
Резкимтолчком для формирования медиаполитической системы и пробой сил для ее основныхигроков стали президентские выборы 1996 года. В начале года, когда опросыобщественного мнения фиксировали ничтожно низкий рейтинг Ельцина, помимовсерьез обсуждавшегося сценария отмены выборов возникла идея аккумулироватьмедийные ресурсы и победить на выборах за счет современных политическихтехнологий. Идеологи кампании Ельцина понимали, что на уровне содержательныхсообщений коммуникация с избирателями невозможна – на тот момент существовалиогромные задолженности по выплате зарплат и пенсий, в числе постоянныхпроблемных тем на телевидении – слабое здоровье президента и война в Чечне. Врезультате возник сценарий избирательной кампании, в котором основной упорделался на внедрение в сознание зрителя легко запоминающихся идеологем,усваиваемых скорее на уровне чувств, нежели смыслов.
Ещеиз предвыборной кампании 1996 года политиками и владельцами СМИ было вынесеноубеждение в том, что политика имеет смысл, а политик – будущее только постольку,поскольку это отражено в информационном поле средств массовой информации.Наконец, сразу после выборов объединившиеся во имя общей цели медиа-магнаты иполитики рассорились между собой и у них появились мишени для применения своегоинформационного оружия».
И сегодня вситуации выборов значительную актуальность приобретает вопрос о выявлениипозиции и возможностей средств массовой информации, которые играют значительнуюроль в определении населением России своих политических настроений. В своих публикациях,репортажах и комментариях СМИ не редко проливают свет на скрытые причиныполитики властей, обращают внимание общественности на наиболее важные стороныих деятельности и тем самым могут способствовать ограничению и оздоровлениювласти.
Влияние средствмассовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временемэффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по меренакопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном,влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеровфедерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.
Согласнопроводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое местозанимают все-таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследованияпоказывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризуетпочти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собираетсяидти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемыхисточников информации по избирательной кампании.
Второеместо по степени важности для избирателей занимает телевидение как источникинформирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам ителерепортажам.
Воздействиетелевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектомприсутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им какувиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастникомпроисходящих на экране событий.
Спецификойтелевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократноусиливает роль тех черт характера, способностей, внешности кандидата, которыемогут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает,сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение обладаетнеограниченными возможностями для создания имиджа.
В последнее время в предвыборной гонкешироко стали использовать рекламные газеты. Некоторые недобросовестные политикизаранее «обзаводятся» такими газетами, которые, получив широкое распространениекак неполитические, в нужное время очень эффективно пропагандируют своегокандидата. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных«предвыборных газет».
ИспользованиеСМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можноклассифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается субъектов,то к ним можно отнести следующих:
– избирательныекомиссии;
– органыместного самоуправления;
– кандидаты,избирательные объединения и блоки, и т.д.
Среди формиспользования СМИ можно выделить:
– информирование(опубликование и оповещение);
– предоставление(платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации.
Эффективностьиспользования СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны,умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другойстороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.
/>Заключение
Всовременном обществе все более актуализируется роль СМИ как средстваполитической власти в управлении обществом. Устойчивость власти, степеньодобрения ее действий обществом, т.е. поддержание высокого уровня легитимности,находится в прямой взаимосвязи с ее информационно-коммуникативными свойствами.
Втоже время активное использование современных информационно-коммуникационныхтехнологий позволяет в некоторой степени программировать поведение общества,устанавливать так называемую «политическую повестку дня».
Современную политику невозможнопредставить без средств массовой информации. Проблема роли российских средствмассовой информации в предвыборной агитации значима в связи с тем, что сейчасони активно вовлечены в выборы на всех уровнях (муниципальных, региональных,федеральных). Надо отметить, что проблема участия СМИ в предвыборной кампании иизбирательном процессе в целом остается актуальной в связи с тем, что политикииспользуют СМИ как в положительном, так и в отрицательном аспектах. На практикев ходе предвыборной агитации нарушаются как морально-нравственные принципы, таки нормы права, порочатся оппоненты, широко используется «черный пиар». Все этиявления подрывает как авторитет СМИ, так и репутацию кандидатов в депутаты, аизбирательный процесс в целом превращается в шоу.

/>Список использованной литературы
1.    Анникова В.А. Информационнаяполитика в системе властных отношений: региональный аспект: Автореф. дис. канд.полит. наук. – М., 2001. – 12 с.
2.    Вершинин М.С. Политическаякоммуникация в информационном обществе. – СПб., 2001. – 253 с.
3.    Грачев М.Н. Политическаякоммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития – М.: Прометей,2004. – 327 с.
4.    Доброхотов Р.А. Политика винформационном обществе // Полит. исслед. – 2004. – №3. – С. 154–161.
5.    Забузов О.Н. Связи собщественностью – средства массовой коммуникации: системный факторполитического управления обществом. // Вестник ВГУ. Серия: Филология.Журналистика. 2007, №1
6.    Засурский И. Масс-медиа второйреспублики. – М., 1999. – 272 с.
7.    Корконосенко С.Г. Основытеории журналистики. – СПб. 1995. – 318 с.
8.    Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б.Государственная информационная политика в условияхинформационно-психологической войны. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003. – 541 с.
9.    Лазарсфельд П.,Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальноедействие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современноммире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999. – 240 с.
10. Романович Н.А. ВлияниеСМИ на политическое сознание избирателей // Социология и общество. ТезисыПервого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новыереалии и новые идеи». – СПб., 2000. – С. 99–100.
11. Соловьев А.И. Политология:Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 559 с.