РОЛЬ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Контрольная работа по физической культуре I. РОЛЬ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ. Успешное воспитание личности средствами физкультуры и спорта достигается тогда, когда студенты сознают, какие особенности (черты, свойства) личности должны быть сформированы и какие средства воспитания и самовоспитания при этом могут быть использованы. Под психологическими чертами личности понимаются такие черты, которые выражаются во всем поведении
человека, в его отношении к общественным явлениям, к другим людям, к труду. Эти особенности отличают одного человека от другого. Они выражаются в интересах личности, во взглядах на жизнь и убеждениях, в чертах характера, в склонностях и способностях человека. Психологические черты личности развиваются и изменяются в процессе жизни, профессиональной деятельности. Развиваются и формируются они в процессе занятий физическими упражнениями, спортом.
Условия коллективной деятельности студентов как на учебных занятиях по физическому воспитанию, так и во время участия в спортивных мероприятиях и подготовки к ним способствуют формированию и развитию такого важного нравственного качества, как коллективизм. В спортивном коллективе формируется у человека стремление отдавать все свои силы на пользу общества, развивается сознание долга и ответственности за выполнение своих обязанностей.
Находясь в коллективе, студент проявляет общественную активность, приучается работать совместно с другими людьми, оказывать взаимопомощь, старается взаимными усилиями достигать общей цели. Только в коллективе могут развиваться такие нравственные черты личности, как уважение к другим людям, требовательность к себе. Успеха в физическом воспитании можно добиться только при систематических занятиях, постоянной работе над собой при устойчивом активном положительном отношении к физической культуре и спорту, связанном с общественно полезными целями и задачами этих видов деятельности. Это достигается при высоком уровне сформированности мотивов, целей и интересов. Мотивом называется то, что побуждает спортивную, учебную и трудовую деятельность человека, ради чего она совершается, а целью – то, к чему он стремится. Содержание мотивов и интересов к занятиям физическими упражнениями, спортом очень многообразно.
Поначалу это может быть удовлетворение выполненной мышечной работой, удовольствие от общения с другими студентами во время тренировки или соревнования, желание проверить свои силы в преодолении трудностей и др. В процессе систематических занятий подобные первоначальные мотивы сменяются более сложными и глубокими. Развитие мотивов и интересов к избранному виду спорта обычно происходит с усвоением техники и тактики этого вида, с овладением специальными знаниями, с ростом спортивных достижений.
На стадии спортивного мастерства возникают и формируются новые мотивы – стремление достигнуть высоких результатов, добиться новых рекордов. В процессе физического воспитания постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности. Особое влияние оказывает на развитие воли человека. Это объясняется тем, что любое физическое упражнение всегда связано с преодолением трудностей: взять высоту в прыжке, пробежать дистанцию и выполнить временной норматив и пр.
Такое условие содействует развитию способности к волевым усилиям. Трудности, встречающиеся при волевых действиях, могут быть разнообразными. Например, трудности преодоления больших физических напряжений и утомления, трудности неожиданно возникающей ситуации. Преодоление их требует разных качественных особенностей воли, которые называют волевыми качествами. В одних случаях необходимо проявление смелости, в других – упорства и настойчивости, в третьих – инициативности или решительности. Чтобы успешно воспитывать у себя такое волевое качество, как целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какому-либо действию, отчетливо осознать, какую задачу предстоит решить, и ясно представить, как это надо делать. Целенаправленность действий организует поведение и поступки студентов, делает их осмысленными. Инициативность выражается в активном, самостоятельном выполнении дела и ответственном отношении к решению поставленной задачи, в стремлении к новым достижениям, к творческому
труду. Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и сознательном воздержании от определенного действия или поступка. Дисциплинированный человек поступает всегда в интересах коллектива, общества. Он умеет подчинять свои действия, поведение установленным правилам или требованиям. Уроки физического воспитания, спортивно-тренировочные занятия и участие в соревнованиях требуют от
студентов сознательного исполнения указаний, команд, распоряжений преподавателя, сознательной дисциплины, большой инициативы и самостоятельности в принятии решений. Выполнение многих физических упражнений связано с определенным риском и проявлением смелости для достижения успеха. Это упражнения с высокими скоростями перемещения в пространстве в мото- и велогонках, гимнастике; прыжки в воду; легкоатлетические прыжки в высоту.
Тренируясь в подобных условиях, обучающийся учится подавлять отрицательные эмоции, укрепляет у себя чувство уверенности, развивает смелость. В процессе занятий физическими упражнениями укрепляются и развиваются такие важные в жизни и труде волевые качества, как настойчивость и упорство. Они выражаются в том, что человек длительно и повторно направляет свои усилия на достижение сознательно поставленной цели. Чтобы добиться хороших результатов в любом деле, в том числе и физическом воспитании, требуется длительная и систематическая работа над совершенствованием своих знаний, умений и навыков. Спортсменам приходится годами тренироваться, чтобы повысить результаты, мастерство. Эти качества нужны для овладения избранной профессии. Поведение человека, его работоспособность, особенно когда возникают перед ним какие-либо трудности, во многом зависят от такого качества личности, как эмоциональная устойчивость.
Это способность человека действовать в напряженных или особо сложных условиях, противостоять отрицательным влияниям переживаемых при этом чувств. Выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований, всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсоревновательное волнение, тревогу за исход соперничества, торжество победы или горечь поражения. Переживая большие эмоциональные напряжения, студенты приобретают опыт сохранять сознательный контроль над своим поведением, действовать расчетливо, не терять самообладания
в трудных условиях. Чтобы избавиться от излишнего волнения или перенапряжения и вызвать состояние эмоциональной устойчивости к сильнодействующим неприятным раздражителям используют и некоторые специальные упражнения. К ним относится аутогенная тренировка: последовательное и постепенное расслабление разных групп мышц; активизация мышечных напряжений, концентрация внимания, самовнушение. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или возбуждающими – в зависимости от состояния),
а также с приемами самомассажа. Используются и другие приемы, укрепляющие уверенность в своих силах, в успехе, связанные с умением сосредотачиваться, отвлекаться от помех, переключать мысли на объекты, вызывающие положительные эмоции. Качества личности совершенствуются в процессе физического воспитания. Однако достаточно полное и всестороннее их развитие происходит при непременном условии активной работы человека над собой, постоянном самовоспитании. Под самовоспитанием понимается сознательная активность человека, направленная на формирование у себя качеств, имеющих общественную ценность, на исправление недостатков характера, мешающих достижению высоких результатов в учебе, труде, в общении с людьми, а также препятствующих всестороннему развитию личности. Самовоспитание не следует понимать как какую-то особую деятельность, отличную от учебы, труда, общения, занятия спортом. Когда студент приходит в спортивный зал, на стадион, на игровую площадку, когда он
делает утреннюю зарядку, он уже располагает необходимыми средствами для самовоспитания. Важное условие самовоспитания – достаточная сформированность самооценки личности студента. Самооценка – это психологический механизм саморегуляции поведения и деятельности. С его помощью человек согласует свое поведение с внешними условиями деятельности и требованиями к нему окружающих. Умение правильно оценивать свои возможности, мобилизовывать свои усилия в соответствии с
реальной обстановкой, не преувеличивать значение успеха и не падать духом при неудачах называется адекватной самооценкой. Зная требования к своей личности, уровень развития, оценивая их соответствие – несоответствие, студент выявляет, какие из его качеств недостаточно развиты, а какие являются нежелательными, отрицательными. На основании этого сопоставления и оценки формируется программа самовоспитания. В ней следует указать несколько свойств личности, которые являются наиболее важными и требуют коррекции
или дальнейшего развития. Программа конкретизируется в план, в котором должны быть определены временные интервалы работы над собой, указаны способы самовоспитания, формы контроля за этапными результатами. Прогнозирование изменений в личности, содержащиеся в программе, носит название самообязательств. Средства физической культуры и спорта позволяют программировать в качестве самообязательств широкий спектр личностных качеств. Самовоспитание в данной сфере активно развивает самосознание личности, ее самооценку, самоконтроль, способность к саморегуляции в экстремальных условиях деятельности, мотивацию достижения и самоутверждения, соответствующую требованиям общества. Для самовоспитания используются разнообразные формы физкультурной и спортивной работы, отбираемые с учетом специфики их воздействия на личность. II. РАЗРАБОТАТЬ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ И ЕГО ПОЯСА.
При выполнении большинства упражнений ритм дыхания произвольный. В упражнениях типа «наклон вперед – прогибание назад» целесообразно совмещать вдох с выпрямлением туловища, а выдох с прогибанием. 1. Ходьба и бег с высоким подниманием бедра (варьируйте темп движений). Медленная ходьба (на каждом шаге подтягивайте колено руками к груди). 2. Махи вперед-вверх сначала чуть согнутой, а затем прямой ногой.
Махи вперед и назад; выполняются в двух вариантах: расслабленной ногой (в этом случае нагрузка на мышцы антагонисты несколько меньше) и выпрямленной, но не слишком напряженной. Постепенно увеличивайте амплитуду движения. Постепенное увеличение амплитуды движения должно сопровождаться таким же постепенным увеличением глубины вдоха. 3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседания.
Стараться присесть как можно ниже, несколько наклоняясь вперед и касаясь туловищем бедер. Затем выполняйте пружинистые покачивания, стараясь как бы сесть на землю. 4. И.п. – основная стойка (о.с.). глубокий выпад вперед, при этом коснуться грудью бедра; затем пружинистые покачивания в положении выпада. Прыжком сменить положение ног, стараясь опустить таз как можно ниже. Чередуйте покачивания с прыжками. 5. И.п. – ноги шире плеч, стопы несколько развернуты снаружи.
Приседания. Постепенно увеличивайте глубину приседа. 6. И.п. – ноги шире плеч, руки опущены. Присед на правой ноге с опорой на всю стопу, левую ногу в сторону с опорой на пятку; руки – вперед. Пружинистые покачивания. Тоже левой ногой. 7. И.п. – ноги как можно шире плеч, руки опущены. Наклоны вперед и поочередно к каждой ноге, стараясь каснуться лбом колена. 8. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вращение тазом вправо и влево. Добиться максимальной амплитуды вращения. 9. И.п. – стоя на носках на краю ступеньки или на перекладине гимнастической стенки. Пружинистые покачивания на обеих ногах и поочередно на каждой ноге, свешивая пятку как можно ниже и поднимаясь на носок как можно выше. Упражнение выполняется в двух вариантах: с прямыми и несколько согнутыми ногами.
В первом случае растягивается икроножная мышца, во втором воздействие оказывается непосредственно на сустав. 10. И.п. – сидя, ноги скрестно (по-турецки). Пружинистые покачивания. 11. Ходьба на пятках, поднимая носки как можно больше на себя. III. СУДЕЙСТВО В ВОЛЛЕЙБОЛЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭТОЙ ИГРЫ. 1. СУДЕЙСТВО В ВОЛЛЕЙБОЛЕ Судейство соревнований осуществляется официально утвержденными судьями, в
задачу которых входят организационное проведение соревнования, соблюдение пунктов положения, организация культурного отдыха участников. Судья на судейской вышке не только руководит ходом встречи и фиксирует допущенные ошибки, но и осуществляет роль воспитателя. Высокая квалификация судьи и хорошая организация судейства позволяют решать воспитательные задачи, способствуют проявлению участниками соревнований высоких морально-волевых и этических качеств, обеспечивают
рост технического и тактического спортивного мастерства. Обязательным требованием к судье является безукоризненное знание правил волейбола и методики судейства, принципиальность в принимаемых решениях по пресечению нарушений игроками правил, безукоризненная честность и справедливость. Кроме этого, от судьи требуется хорошая физическая и техническая подготовка, которая позволила бы ему на высоком уровне провести всю встречу. Судья должен хорошо ориентироваться, быстро принимать конкретные решения. В отличие от таких игр, как футбол, хоккей, баскетбол, ручной мяч, где судья перемещается на площадке, судья во время игры в волейбол находится в судейской вышке. 2. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ СУДЕЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ 1. Разрешение на подачу. Переместить руку, показывая направление подачи. Демонстрирует первый судья.
2. Подающая команда. Вытянуть руку в сторону команды, которая будет подавать. Демонстрируют оба судьи. 3. Смена сторон площадки. Поднять предплечья горизонтально (одно впереди, другое позади) и повернуть их вокруг корпуса. Демонстрируют оба судьи. 4. Перерыв. Расположить ладони одной руки над пальцами другой, поднятой вертикально (в форме буквы «Т»). Демонстрируют оба судьи. 5. Замена.
Круговое движение предплечий вокруг друг друга. Демонстрируют оба судьи. 6. Предупреждение или замечание за неправильное поведение. Показать желтую карточку для предупреждения и красную – для замечания. Демонстрирует первый судья. 7. Удаление. Показать обе карточки вместе. Демонстрирует первый судья. 8. Дисквалификация. Показать обе карточки отдельно.
Демонстрирует первый судья. 9. Конец партии или матча. Скрестить предплечья с выпрямленными кистями перед грудью. Демонстрируют оба судьи. 10. Мяч не подброшен или не выпущен из руки при подаче. Поднять вытянутую руку ладонью, обращенную вверх. Демонстрирует первый судья. 11. Задержка при подаче.
Поднять пять (или три) разведенных пальцев. Демонстрирует первый судья. 12. Ошибка при блокировании или заслоне. Поднять обе руки вертикально ладонями вверх. Демонстрируют оба судьи. 13. Ошибка в расстановке и при переходе. Делать круговые движения указательным пальцем, удерживая кисть правой руки на уровне пояса перед собой. Демонстрируют оба судьи. 14. Мяч «в площадке». Указать рукой с выпрямленными пальцами на пол. Демонстрируют оба судьи. 15. Мяч «за». Поднять предплечья вертикально с выпрямленными кистями и ладонями, обращенными к телу. Демонстрируют оба судьи. 16. Захват. Медленно поднять предплечье с ладонью, обращенной вверх. Демонстрирует первый судья. 17. Двойное касание. Поднять два разведенных пальца. Демонстрируют оба судьи. 18. Четыре удара. Поднять четыре разведенных пальца.
Демонстрируют оба судьи. 19. Сетка задета игроком или мячом. Коснуться верха сетки или ее стороны в соответствии с ошибкой. Демонстрируют оба судьи. 20. Касание по другую сторону сетки. Расположить руку над сеткой ладонью вниз. Демонстрирует первый судья. 21. Ошибка при атакующем ударе игрока задней линии или при подаче соперника.
Делать предплечьем с выпрямленной кистью движение вниз. Демонстрируют оба судьи. 22. Переход на площадку соперника или пересечение мячом плоскости под сеткой. Показать на среднюю линию. Демонстрируют оба судьи. 23. Обоюдная ошибка или переигровка. Поднять большие пальцы рук вертикально. Демонстрирует первый судья. 24. Касание мяча. Провести ладонью одной руки по пальцам другой, удерживаемой
вертикально. Демонстрируют оба судьи. 25. Предупреждение или замечание на задержку. Указать кистью с желтой (предупреждение) или красной (замечание) карточкой на часы. Демонстрирует первый судья. 3. ПРАВИЛА ИГРЫ Игра производится на площадке, которая представляет собой прямоугольник 18х9 м. Она должна быть твердой и ровной. Площадка ограничивается короткими (лицевыми) линиями и длинными (боковыми) .
Середины боковых линий соединяются прямой линией, которая называется средней. На расстоянии 3 м от средней линии и параллельно ей проводят линии, соединяющие боковые линии – это линия нападения. Ширина всех линий разметки площадки 5 см, они входят в размеры ограничиваемых ими площадей. Цвет линии должен отличаться от цвета площадки. Над средней линией площадки натягивается сетка длиной 9.5 м и шириной 1 м. Сетка крепится на двух стойках (столбах) , которые устанавливаются на расстоянии не ближе 50 см от боковых линий. Высота сетки в середине площадки должна быть 2.43 м для мужских команд и 2.24 м – для женских. В команде должно быть не более 12 игроков; 6 игроков, начинающих игру в данной партии, считаются основными, они действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) , называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии, они считаются запасными и располагаются около площадки на отведенных местах.
Любой основной игрок в каждой партии может быть один раз заменен запасным игроком и имеет право вновь вернуться в игру вместо ранее заменившего его запасного игрока. Соревнования проводятся из трех или пяти партий – это предусматривается положением о соревнованиях. Победившей считается команда, выигравшая две или три партии. После каждой партии, а также в третьей (пятой) решающей партии при счете “8” производится смена сторон.
Команде засчитывается очко, когда при ее подаче ошибку совершает команда соперника. Партия считается выигранной, когда одна из команд набрала 15 очков или перевес в 2 очка при равенстве счета (например, 16: 14,17: 15 и т.д.) . Во время игры каждая команда имеет право на три удара для направления мяча на сторону соперника. Касание мяча при блокировании за удар не засчитывается. Принимать мяч разрешается любой частью тела выше пояса.
Касание мяча должно быть коротким, отрывистым. Один и тот же игрок не имеет права касаться мяча два раза подряд: исключение составляет прием мяча после блокирования. При одновременной ошибке, допущенной двумя игроками разных команд, мяч переигрывают. При блокировании разрешается переносить руки над сеткой на сторону соперника, но при этом блокирующие не имеют права касаться мяча, пока команда соперника не завершит действие, которым направляет мяч в сторону блокирующих. Мяч должен быть перебит на сторону соперника над сеткой в пределах ее ширины (9 м) . Если мяч пересек плоскость сетки за этими пределами, команде засчитывается ошибка. Касание мячом сетки в указанных пределах не является ошибкой (за исключением подачи) . Касание площадки противоположной команды любой частью тела считается ошибкой. Наступать на среднюю линию можно. Каждая команда в каждой партии имеет право на два перерыва в игре
по 30 с каждый. 4. ТЕХНИКИ ИГРЫ Техника игры разделяется на технику нападения (перемещения, подачи, передачи, нападающие удары) и технику защиты (перемещения, прием мяча, блок). 4.1. Техника нападения 4.1.1. Перемещения. Во время игры, прежде чем выполнить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Цель таких перемещений – выбор и занятие места для выполнения конкретного технического приема нападения или защиты.
Для быстрого начала движения перед перемещением игрок должен принять стартовую стойку готовности. Выделяют следующие типы стартовых стоек: o Устойчивая – одну ногу (чаще левую) ставят впереди другой, ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130-150 градусов), туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях и вынесены вперед туловищем игрока (чаще всего применяется при приеме подачи). o Основная – стопы обеих ног расположены на одном уровне на расстоянии 20-30 см друг от друга.
Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, ОЦТ тела игрока проектируется на середине площади опоры. Ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 140-160 градусов), туловище наклонено вперед. Такая стойка используется во всех технических приемах; при этом можно стоять неподвижно (статическая стартовая стойка), можно переступать с ноги на ногу (динамическая стартовая стойка), что в известной мере облегчает начало движения. Перемещение по площадке осуществляется ходьбой, бегом, скачком. o Ходьба – в отличие от обычного шага ногу выносят вперед слегка согнутой (так называемый пригибной шаг) . Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ игрока и быстро принимать исходное положение для выполнения технических приемов. o Бег – отличается стартовыми ускорениями, резкими изменениями направления движения и резкими остановками. Последний беговой шаг должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим
движением, аналогичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. o Скачок – широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение часто заканчивается скачком, позволяющим быстрее его завершить. 4.1.2. Подачи Подача – технический прием, с помощью которого мяч вводится в игру. Наступать на лицевую линию площадки или переступать ее в момент выполнения подачи запрещается.
Удар должен быть нанесен по мячу, находящемуся в воздухе. Подача считается правильной, если мяч пролетел над сеткой в пределах ширины 9 м (между антеннами и ограничительными лентами), не задев ее. Подача считается неправильной, если мяч упадет за пределами площадки: коснется игрока подающей команды; производится броском или толчком; выполнена двумя руками; произведена с нарушением очередности при смене мест; коснется какой-либо части подающего после подбрасывания.
Различают четыре способа подачи: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая. Во всех вариантах подачи перед ее выполнением игрок должен принять исходное положение. При этом левая нога (для правши) ставится впереди правой, ноги несколько согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130-160 градусов). Левое плечо впереди правого, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Левая рука согнута в локте и вынесена вперед перед туловищем, мяч лежит на ладони. Правая рука внизу и готовится к замаху. Игрок смотрит вперед. Нижняя прямая подача. Занимающийся стоит лицом к сетке. Мяч левой рукой плавно подбрасывает вверх на высоту до 0.5 м над головой. Одновременно с подбрасыванием мяча правой рукой выполняет замах назад вниз. При снижении мяча в полете примерно до уровня груди игрок маховым движением прямой правой руки сзади
вниз вперед выполняет ударное движение. Одновременно с махом производит поворот туловища вокруг вертикальной оси, правое плечо выводит вперед. С началом ударного движения ноги выпрямляются, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. Удар по мячу наносится напряженной ладонью впереди игрока на уровне его пояса так, чтобы после удара мяч летел вперед и вверх. После удара рука вытягивается в направлении движения мяча. Нижняя боковая подача. Занимающийся стоит боком к сетке.
Мяч левой рукой подбрасывает вверх. Одновременно с подбрасыванием правой рукой выполняет замах вниз назад, правое плечо отводит назад и несколько опускает вниз. При снижении подброшенного мяча маховым движением прямой правой руки сзади вправо вперед ударное движение одновременно с вращением туловища вокруг вертикальной оси и выведением правого плеча вперед. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится на впереди стоящую левую ногу.
Удар по мячу наносится напряженной вогнутой кистью снизу сбоку впереди туловища занимающегося на уровне его пояса. Рука после удара вытягивается вперед в направлении сетки, как бы сопровождая мяч. Верхняя прямая подача. Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0.5 м. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутой в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет руку к мячу немного выше головы и впереди себя (угол наклона вытянутой руки до 80 градусов) . Удар по мячу выполняет “жесткой” кистью и несколько снизу.
Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится впереди левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается. Верхняя боковая подача. Занимающийся стоит боком к сетке. Мяч левой рукой плавно подбрасывает вверх над головой на высоту до 1.5 м. Замах выполняет одновременно правой рукой вниз назад, при этом правое плечо значительно опускает и
сгибает правую ногу. При выполнении ударного движения правую руку маховым движением выносит по дуге сзади вверх, плечо поднимает вверх. Удар по мячу наносится выпрямленной рукой вверх и немного впереди себя (угол наклона руки около 85 градусов) , кисть накладывается на мяч сзади и снизу. В дальнейшем рука по дуге опускается вниз. Распространенные ошибки: 1. Игрок при подаче не попадает кистью по мячу, мяч при этом летит в разные стороны.
Причины: неправильное подбрасывание мяча для выполнения подачи (в сторону, за голову или далеко впереди себя и т.д.) ; отсутствие зрительного контроля за движением руки при ударе. 2. При подаче мяч не долетает до сетки. Причины: медленное движение руки к мячу при ударе; при ударе по мячу кисть расслаблена. 3. При подаче игрок не попадает мячом в площадку соперника. Причины: неправильное подбрасывание мяча для выполнения подачи; рука не вытягивается в направлении движения мяча при подаче. Способы устранения ошибок: отработать вертикальное подбрасывание мяча, концентрировать внимание на движении кисти руки при ударе по мячу, укреплении мышц руки, вытягивании руки после подачи в направлении сетки. 4.1.3. Передачи. Передача – технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. По направлению относительно передающего игрока передачи могут быть вперед, назад и над собой.
Передача вперед. Перед выполнением передачи игрок принимает стартовую стойку и перемещается к месту встречи с мячом. В исходном положении стопы ставят на одном уровне, параллельно друг другу; ноги согнуты в коленях (130-160 градусов) ; руки согнуты в локтях и кисти вынесены перед лицом. При приближении мяча движение начинают ноги – они разгибаются в коленях; затем руки, разгибаясь в локтях, выполняют встречное движение к мячу. В дальнейшем руки и ноги выпрямляются до конца, руки вытягиваются
в направлении передачи. Длина передачи и ее высота регулируются в коленях в исходном положении. Передача назад. Ее целесообразно выполнять из положения, в котором одна нога (обычно левая) несколько впереди другой. Руки поднимают так, чтобы кисти рук находились над головой. Вначале разгибаются ноги, одновременно игрок прогибается в грудной и поясничной частях туловища. Затем руки разгибаются в локтях строго вверх, а необходимый угол взлета мяча задается и регулируется
величиной прогибания игрока. Распространенные ошибки: 1. Игрок выполняет передачу с техническими ошибками (бросок, захват мяча и т. д) . Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу. 2. При передаче игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком медленные или слишком резкие движения рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча. Способы устранения ошибок: отработать выход к мячу так, чтобы он падал на голову; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук при ударном движении передачи; отработать полное выпрямление рук в локтевых суставах при передаче. 4.1.4. Нападающие удары Нападающий удар – технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки.
Различают прямые нападающие удары (выполняют лицом к сетке) и боковые (боком к сетке) . Прямой нападающий удар. Для достижения высокой горизонтальной скорости движения и ее использования для прыжка вверх выполняется двух-трехшажный разбег. Первый шаг относительно небольшой, скорость невелика. Во втором шаге длина увеличивается, скорость растет.
Последний шаг самый большой и быстрый, его обычно выполняют как скачок (напрыгивающий шаг) . Одну ногу (обычно правую) выносят вперед и ставят на пятку (стопорящее движение) . Другую ногу подставляют так, чтобы стопы находились на одном уровне. В прыжке одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх назад (по типу движения верхней прямой подачи) . Ударное движение начинает с поворота тела вокруг вертикальной оси, затем правую руку
выпрямляет в локтевом суставе и вытягивает вверх вперед к мячу. Кисть накладывает на мяч в расслабленном состоянии сверху сбоку (угол наклона руки около 75 градусов) движением “хлест” и одновременно с ведением руки вперед сгибает ее в лучезапястном суставе, направляя мяч вниз. В дальнейшем руку опускает по дуге вниз вперед, в направлении к левому колену. После удара игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях. Боковой нападающий удар. В современной игре используют сравнительно редко. Разбег при этом ударе принципиально не отличается от прямого удара, только выполняется под более острым углом к сетке. В прыжке при взлете выполняют замах правой рукой по типу верхней боковой подачи: руку отводят вниз в сторону, туловище наклоняют в сторону бьющей руки, левую руку поднимают вверх. Ударное движение выполняют так же, как при верхней боковой подаче.
Начинают его с поворота туловища вокруг вертикальной оси. Одновременно выводят вперед правое плечо и выполняют маховое движение рукой снизу-вверх по дуге, руку выводят к мячу и производят удар кистью сверху-сбоку. Затем продолжают поворот и движение плеча вперед и руки вперед-вниз. После удара игрок снижается и приземляется на согнутые ноги.
Распространенные ошибки. 1. Игрок не перебивает мяч через сетку. Причины: низкий прыжок; при выполнении удара слишком поздно отпускает мяч из руки. 2. Игрок не попадает по мячу. Причины: неправильный выбор места отталкивания в прыжке; плохое согласование действий нападающего и передающего игрока; отсутствует зрительный контроль при выполнении разбега. 3. Слишком слабый удар. Причины: выполнение удара согнутой в локте рукой; медленное движение руки к
мячу. Способы устранения ошибок: укрепить мышцы ног и совершенствовать качество прыгучести с целью повышения высоты прыжка; отработать правильный выход к летящему мячу, используя для этого неподвижно закрепленный над сеткой мяч; укрепить мышцы руки; отработать удар по мячу прямой рукой, стоя у стены. 4.2. Техника защиты 4.2.1. Прием мяча. Прием мяча – технический прием защиты, позволяющий оставлять мяч в игре после нападающих действий соперника. В игре используют следующие способы приема: снизу двумя руками, снизу одной рукой. Прием мяча снизу двумя руками. После перемещения к месту встречи с мячом в последнем стопорящем шаге руки вынесены вперед вытянутыми и напряженными, кисти соединены вместе, образуя своеобразный “замок” . Можно соединить кисти, сжать кулаки. Целесообразно ставить одну ногу (чаще левую) впереди другой, ноги согнуть в коленях, туловище несколько наклонить вперед.
Руки располагают перпендикулярно траектории полета мяча. При приближении мяча встречное движение начинают ноги, которые, выпрямляясь в коленных суставах, поднимают тело игрока вверх и несколько вперед (примерно под углом 20 градусов) . Руки включаются в работу несколько позже. Удар по мячу выполняют предплечьем (в передней его трети) . Ноги выпрямляют, руки после удара вытягивают в направлении передачи.
Прием мяча снизу одной рукой. Таким способом принимают мячи, летящие далеко от игрока после предварительного перемещения или выпада. Ударное движение выполняют только рукой, ноги в нем не участвуют. Пальцы напряжены, сжаты. Можно ударить тыльной стороной ладони. Распространенные ошибки: 1. Игрок выполняет прием мяча с техническими ошибками (мяч прокатывается по рукам, останавливается и т.д.) . Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; неправильное
расположение рук при приеме мяча; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу. 2. Игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком резкое движение рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча. Способы устранения ошибок: отработать правильный выход к мячу так, чтобы он падал на выставленное вперед колено; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук при передаче; отработать вытягивание рук после передачи в направлении движения мяча. В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать
трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Волейбол способствуют воспитанию у студентов чувство коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Загорский Б.И Залетаев
И.П Пузырь Ю.П. и др. Физическая культура. – М.: Высшая школа, 1989. 2. Ю. Д. Железняк. Юный волейболист: Учебное пособие для тренеров М.: Физкультура и спорт, 1988. 3. Загорский Б.И. и др. Физическое воспитание: Практ. пособие. – 2-е изд перераб. и доп М.: Высшая школа, 1989. 4. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание»/
Под ред. В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение,1988. 5. Доленко Ф.Л. Берегите суставы. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт,1990.