Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина Евгения Онегина

РЕФЕРАТ
УЧЕНИЦЫ11 КЛАССА «В»
ЕГОРОВОЙНАТАЛЬИ
ПО КУРСУЛИТЕРАТУРЫ
ЗА 10 – 11КЛАСС
ПО ТЕМЕ:

«РОЛЬ
ТАТЬЯНЫЛАРИНОЙ
В РОМАНЕПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙОНЕГИН»
«Роман встихах «ЕвгенийОнегин» навсегдаостанетсяодним из замечательнейшихдостиженийрусского искусства»1.Пожалуй, этоединственноепроизведение, где во всейсвоей полнотеуместиласьвся Россияалександровскойэпохи с еепредрассудкамии в то же времяс той истиннорусской красотой, которую не могне воспеватьпоэт. Но почемуже все-таки такглубоко затрагиваетроман нашидуши? Что жезаставляетнас перечитыватьроман вновьи вновь, почемунас волнуетпроблема, даже, пожалуй, трагедияцелого поколения? ВиссарионГригорьевичБелинскийсказал, что доПушкина «поэзии, которая преждевсего была быпоэзией, – такойпоэзии еще небыло!». «Пушкинбыл призванбыть живымоткровениемее тайны наРуси»2.
Но кто же сталэтим откровениемпоэзии в романе«Евгений Онегин»? Кто стал ключомк пониманиюромана? Авторнаделяет «святойисполненноймечтой, поэзиейживой и ясной»лишь одну героиню, несомненноставшую самойпрекраснойМузой во всейрусской литературе,– Татьяну. ТатьянастановитсяМузой всегоповествования, она Муза самогоавтора, светлаямечта Пушкина, его идеал. Смеломожно сказать, что главнаягероиня романаименно Татьяна.Именно потому, быть может, Достоевскийсказал так:«Пушкин дажелучше бы сделал, если бы назвалсвою поэмуименем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорноона главнаягероиня поэмы».И правда, раскрываешьроман и начинаешьпонимать, чтоТатьяна, словнонебесное светило, проливает нароман радостноиграющий лучпоэзии, наполненныйдивной красотоюживой игры. Всвоем черновикев МихайловскомПушкин писал:«Поэзия, какангел-утешитель, спасла меня, и я воскресдушой». В этомангеле-утешителесейчас же узнаеммы Татьяну, которая, словнопутеводнаязвезда, всегданаходится рядомс поэтом напротяжениивсего романа.
Татьянесуждено былостать истиннойхозяйкой романа, завладетьсердцами читателей.Ей Пушкинпредназначилбыть символомРоссии, своегонарода, Музойи сливающейсяс ней поэзией, ибо для поэтаони неделимы.Именно Татьянепосвящен роман, именно в нейПушкин заключилвсе самое доброе, нежное и чистое.Татьяна – «этолирическаяпоэзия, обнимающаясобою мир ощущенийи чувств, с особенноюсилою кипящихв молодой груди»3.И читательчувствует этупоэзии так же, как и саму Татьяну.Татьяна дляПушкина непросто любимаягероиня, онагероиня-мечта, которой поэтбесконечнопредан, в которуюбезумно влюблен.
Роль Татьяныв романе оченьвелика, образее, будто незримыйлучик солнца, проходит черезвесь роман, присутствуетв каждой главе.Чистый образТатьяны лишьеще ярче выявляеттрагедию Онегина, всего общества, но все же основнаямиссия «милойТани», именномиссия, – бытьМузой Пушкина, самой поэзией, олицетворениемжизни в «ЕвгенииОнегине», символомрусского народа, России, роднойземли, ведьМуза Пушкинаобязательнодолжна бытькрепко связанасо своим народом, родиной, именнов этом ее апофеоза.Безусловно, только такаяцельная натурамогла бытьМузой Пушкина.Татьяна выражаетчувства и мыслиавтора, раскрываетнам его душу.
ПоистинегениальнопротивопоставляетПушкин своюМузу пошлостисвета, заставляячитателей ещеяснее осознаватьтрагедию всегопоколения, ив частностиОнегина. Авторобращаетсяк античности, к природе, будтоотрывает Татьянуот всего земного, пытаясь сказать, что девочкаэта – «совершеннейшийэфир», но одновременно, символизируясобой поэзию, Татьяна полнажизни, а ее близостьк народу, к старинелишь подтверждает: Татьяна твердостоит на своейпочве. В Татьянесразу чувствуется«улыбка жизни, светлый взгляд, играющий переливамибыстро сменяющихсяощущений»4.
Обратимвнимание нато, как рисуетнам свою героинюПушкин. В романепочти полностьюотсутствуетпортрет Татьяны, что в свою очередьвыделяет ееиз всех барышеньтого времени, например, портретОльги дан авторомочень подробно.В этом смыслеважно, что Пушкинвводит в романтонкие сопоставлениясвоей героинис античнымибогами природы.Таким образом, портрет Татьяныотсутствует, словно авторпытается донестидо читателя, что красотавнешняя частолишена жизни, если отсутствуетпрекраснаяи чистая душа, а значит, лишенаи поэзии. Нонесправедливобыло бы утверждать, что Пушкин ненаделил своюгероиню красотойвнешней также, как и красотойдуши. И здесьобращениемк античнымбогам Пушкиндает нам возможностьпредставитьсебе прекрасныйоблик Татьяны.И в то же времясама античность, которая являетсянеотъемлемойособенностьюромана, лишьвновь доказывает, что внешняякрасота Татьянынеразрывносвязана с еебогатым духовныммиром. Тут надоотметить и то, что связь Татьяныс античностьюв романе являетсяи композиционнойособенностью, так как позволяетПушкину вездеи всюду вестиза собой своюгероиню, воплощаяее в образахантичных богов.Так, например, одним из самыхчастых спутниковТатьяны являетсяобраз вечноюной, вечнодевственнойбогини-охотницыДианы. Сам выборПушкиным именноэтой античнойбогини длясвоей Тани ужепоказываетее вечно юнуюдушу, ее неопытность, наивность, еенезнание пошлостисвета. С Дианоймы встречаемсяуже в первойглаве:

…вод веселоестекло не отражаетлик Дианы.

Эта строкабудто предвещаетпоявлениегероини, котораястанет Музойвсего повествования.И, конечно, нельзяне согласитьсяс тем, что Пушкин, как настоящийхудожник, рисуетне лицо, а ликсвоей Музы, чтопоистине делаетТатьяну неземнымсозданием.Далее мы ещевстретимсяс Дианой, неизменнойспутницейтринадцатилетнейТатьяны. Стоитлишь сказать, что созвучныдаже имена«Татьяна» и«Диана», чтоделает их связьболее тесной.И тут Татьяназаключает всебе основнуюхудожественнуюособенность«Евгения Онегина»– это непосредственнаясвязь прошлого, античностис настоящим.Греки дажеговорили, чтоПушкин похитилпояс Афродиты.Древние грекипо их религиозномумиросозерцанию, исполненномупоэзии и жизни, считали, чтобогиня красотыобладала таинственнымпоясом:

…все обаянияв нем заключались;
В нем и любовьи желания…5

Пушкин первыйиз русскихпоэтов овладелпоясом Киприды.Татьяна лишьподтверждениетому. В композиции, как было сказаноранее, этот«пояс Киприды»также играетбольшую роль.Рассмотримэпиграф к третьейглаве романа.Вообще, эпиграфыу Пушкина несутогромную смысловуюнагрузку, в чеммы еще не разубедимся. Итак, эпиграфом ктретьей главевзяты словафранцузскогопоэта Мальфилатра:

Elle йtait fille, elle йtait amoureuse.– «Она быладевушка, онабыла влюблена».6

Эпиграф взятиз поэмы «Нарцисс, или островВенеры». Пушкинпривел стихиз отрывка онимфе Эхо. И, если учесть, что в главеговорится овспыхнувшемчувстве Татьянык Онегину, товозникаетпараллель междуней и влюбленнойв Нарцисса (вромане этоОнегин) Эхо.Далее в поэмешло:

Я ее извиняю– любовь сделалаее виновной.О, если бы судьбаее извинилатакже.

Эту цитатуможно сопоставитьсо словамиПушкина, в которыхв полной мереотразилосьчувство авторак своей героине-мечте:

За что ж виновнееТатьяна?
За то ль, чтов милой простоте
Она не ведаетобмана
И верит избранноймечте?
За то ль, чтолюбит без искусства,
Послушнаявлеченью чувства
Что так доверчиваона,
Что от небесодарена
Воображениеммятежным,
Умом и волеюживой,
И своенравнойголовой,
И сердцемпламенным инежным?
Ужели непростите ей
Вы легкомыслиястрастей?

Важно отметить, хотя нельзяотрицать очевидноесопоставлениеТатьяны с античнымибогами, онаистинно русскаядуша, и в этом, без сомнения, убеждаешься, читая роман.С момента еепервого появленияв «ЕвгенииОнегине» вовторой главеТатьяна становитсякак бы символомРоссии, русскогонарода. Эпиграфомко второй главе, где автор «впервыеосвятил именемтаким страницынежные романа», являются словаГорация:

«О, rus! Hor…» («ОРусь! О Деревня!»)

Этот особыйэпиграф посвященименно Татьяне.Пушкин, длякоторого такважна близостьлюбимой героиник родной земле, к своему народу, к своей культуре, делает Татьяну«народнойгероиней». Вэпиграфе слово«Русь» заключаетв себе и связьгероинисо своим народом, и с Россией, исо стариной, с традициями, с культуройРуси. Для авторас самим именем«Татьяна»«неразлучновоспоминаньестарины». Самавторая главаявляется однойиз самых важныхглав романас точки зрениякомпозиции: здесь читательвпервые знакомитсяс Татьяной, начиная с этойглавы, ее образ, символизирующийРоссию, русскийнарод, будеттеперь присутствоватьво всех пейзажахромана. Заметим, что Татьяна– тип крепкий, твердо стоящийна своей почве, что и показываетнам истиннуютрагедию Онегиных, порожденныхлицемерными пошлым светом,- отдаленностьот своего женарода и традиций.
Уже в первыхописанияхТатьяны замечаешьее близостьк природе, ноне просто кприроде, а именнок русской природе, к России, ну, авпоследствиивоспринимаешьее как единоецелое с природой, с родной землей.
В эпитетах«дика, печальна, молчалива»угадываетсяеще один образ, везде и всюдусопровождающийТатьяну и связывающийее с природой,– луна:

Она любилана балконе
Предупреждатьзари восход,
Когда набледном небосклоне
Звезд исчезаетхоровод…
…при отуманеннойлуне…

Благодаряэтому лунномусиянию, котороебудто источаетсама Татьяна, и звездномунебу, портретТатьяны написан«движеньемсвета». В романеТатьяна озарена«лучом Дианы».Теперь античнаябогиня олицетворяетсобой луну.
«Движениелуны естьодновременнодвижение сюжетнойлинии романа»7, — пишет Кедров.При «вдохновительнойлуне» Таняпишет своебесконечноискреннеепослание Онегинуи заканчиваетписьмо, толькокогда «лунноголуча сияньегаснет». Бесконечноезвездное небои бег луны отражаютсяв зеркале Татьяныв час гадания:

Морознаночь, все небоясно;
Светил небесныхдивный хор
Течет тактихо, так согласно…
Татьяна наширокий двор
В открытомплатьице выходит
На месяцзеркало наводит;
Но в темномзеркале одна
Дрожит печальнаялуна…

Неуловимыйтрепет душиТатьяны, дажебиение ее пульсаи дрожание рукипередаютсявселенной, и«в темном зеркалеодна дрожитпечальнаялуна». «Дивныйхор светил»останавливаетсяв маленькомзеркальце, апуть Татьянывместе с луной, с природойпродолжается.Можно лишьдобавить, чтодуша Татьяныподобна чистойлуне, источающейсвой дивный, печальный свет.Луна в романеабсолютночиста, на нейнет ни пятнышка.Так и душа Татьянычиста и непорочна, ее мысли, стремлениятак же высокии далеки отвсего пошлогои приземленного, как и луна. «Дикость»и «печальность»Татьяны неотталкиваютнас, а, наоборот, заставляютпочувствовать, что, как и одинокаялуна в небе, она недосягаемав своей душевнойкрасоте. Надосказать, чтолуна у Пушкина– это еще иповелительницанебесных светил, затмевающаясвоим чистымсиянием всевокруг. А теперьперенесемсяна мгновеньев последниеглавы романа.И вот мы видимТатьяну в Москве:

Красавицмного на Москве.
Но ярче всехподруг небесных
Луна в воздушнойсиневе.
Но та, которуюне смею
Тревожитьлирою моею,
Как величаваялуна,
Средь жени дев блеститодна.
С какою гордостьюнебесной
Земли касаетсяона!

Вновь в образелуны видим мынашу Татьяну.И что же? Не толькосвоим величавопрекраснымобликом затмилаона «причудницбольшого света», но той беспредельнойискренностьюи чистотойдуши.
И снова «милаяТаня» в роднойдеревне:

Был вечер.Небо меркло.Воды
Струилисьтихо. Жук жужжал.
Уж расходилисьхороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий.В поле чистом,
В свои мечтыпогружена,
Татьянадолго шла одна.

ПортретТатьяны становитсянеотделим отобщей картинымира и природыв романе. Ведьне просто природа, а вся Россия, даже вся вселеннаяс величественнойсменой дня иночи, с мерцаниемзвездного неба, с непрерывнымвыстраиванием«небесныхсветил» органическивходит в повествование.«Глазами Татьяныи автора создаетсякосмическийфон поэмы. Внепрерывномвозгораниисвета, в постоянномкосмическомогня кроетсяглубокий смысл: на этом фонедуша человеческая, душа Татьяныищет любви, заблуждаетсяи прозревает»8.
В «ЕвгенииОнегине» природавыступает какположительноеначало в человеческойжизни. Образприроды неотделимот образа Татьяны, так как дляПушкина природаесть наивысшаягармония душичеловеческой, и в романе этагармония душиприсуща лишьТатьяне:

Татьяна(русская душою,
Сама не знаяпочему)
С ее холодноюкрасою
Любила русскуюзиму.

Очевидно, что так же, какв раскрытииобраза Онегина, Пушкин близокк Байрону с его«Чайлд-Гарольдом», так и в раскрытиихарактераТатьяны, ееприродногоначала, ее душион близок кШекспиру, которыйсконцентрировалположительноеприродноеначало в Офелии.Татьяна и Офелияпомогают ещеглубже увидетьразлад с собойглавных героев, Гамлета и Онегина, являя собойидеал гармониичеловека сприродой. Идаже болеетого, Татьянавсей своейнатурой доказываетневозможностьмира и покояв душе Онегинабез полногоединения сприродой.
«У Пушкинаприрода полнане одних толькоорганическихсил – она полнаи поэзии, котораянаиболеесвидетельствуето ее жизни»9.Вот почему мыи находим Татьянус ее безграничноискреннейдушой, с еенепоколебимойверой, с ее наивновлюбленнымсердцем на лонеприроды, в еевечном движении, в колыханииее лесом, в трепетесеребристоголиста, на которомлюбовно играетлуч солнца, вропоте ручья, в веянии ветра:

Теперь онав поля спешит…
Теперь тохолмик, то ручей
Остановляютпоневоле
Татьянупрелестьюсвоей.

Словно лишьприроде Татьянаможет поведатьприроде своигорести, мучениядуши, страданиясердца. В то жевремя Татьянаделится с природойи цельностьюсвоей натуры, возвышенностьюпомыслов истремлений, добротой илюбовью, самоотверженностью.Только в единениис природойнаходит Татьянагармонию духа, лишь в этомвидит она возможностьсчастья длячеловека. Даи где еще искатьей понимания, сочувствия, утешения, ккому еще обратиться, как не к природе, ведь она «всемье своейродной казаласьдевочкой чужой».Как она саманапишет Онегинув письме, «ееникто не понимает».У природы находитТатьяна успокоение, утешение. Итак, у Пушкина проводятсяпараллели междустихиями природыи человеческимичувствами. Притаком пониманииприроды границамежду ней ичеловекомвсегда подвижна.В романе природараскрываетсячерез Татьяну, а Татьяна –через природу.Например, весна– это зарождениелюбви Татьяны, а любовь в своюочередь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.
Так в землюпавшее зерно
Весны огнеможивлено.

Татьяна, которая полнапоэзии и жизни, для которойтак естественночувствоватьприроду, влюбляетсяименно весной, когда душа ееоткрываетсядля переменв природе, расцветаетв своей надеждена счастье, какрасцветаютпервые цветывесной, когдаприрода пробуждаетсяото сна. Татьянапередает весеннемуветерку, шелестящимлистьям, журчащимручьям трепетсвоего сердца, томление души.Символичносамо объяснениеТатьяны и Онегина, которое происходитв саду, а когда«тоска любвиТатьяну гонит», то «в сад идетона грустить».Татьяна входитв «келью модную»Онегина, и вдругстановится«темно в долине», и «луна сокрыласьза горою», словнопредупреждаяоб ужасномоткрытии Татьяны, которое сужденобыло ей сделать(«Уж не пародияли он?»). Передтем, как уехатьв Москву, Татьянапрощается сродным краем, с природой, словно предчувствуя, что уже не вернетсяобратно:

Простите, мирные долины,
И вы, знакомыхгор вершины,
И вы, знакомыелеса;
Прости, небеснаякраса,
Прости, веселаяприрода;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательныхсует…
Прости ж иты, моя свобода!
Куда, зачемстремлюся я?
Что мне сулитсудьба моя?

В этом проникновенномобращенииПушкин яснопоказывает, что Татьянунельзя отделятьот природы. Иведь Татьянадолжна покинутьродной дом, именно когданаступает еелюбимое времягода – русскаязима:

Татьянестрашен зимнийпуть.

Бесспорно, что одна изглавных целей, для которойв роман вводитсяобраз Татьяны, заключаетсяв противопоставленииее Онегину, лицемерию инесовершенствусвета. Наиболееполно этопротивопоставлениеотражено вединении Татьяныс природой, вее близостик своему народу.Татьяна – живойпример неразрывнойсвязи человекасо своей страной, с ее культурой, с ее прошлым, с народом.
Через природуРоссии Татьянасвязана сосвоей культуройи народом. Мыуже знаем, чтоавтор связываетимя Татьяныс «воспоминаньемстарины», нонаиболее символичныммоментом в этомплане становитсяпесня девушек, которую слышитТатьяна Ларинаперед встречейс Онегиным.«Песня девушек»представляетвторой, послеписьма Татьяны,«человеческийдокумент», вмонтированныйв роман. Песнятакже говорито любви (в первомварианте –трагической, однако в дальнейшемдля большегоконтрастаПушкин заменилего сюжетомсчастливойлюбви10), песня вноситсовершенноновую фольклорнуюточку зрения.Сменив первыйвариант «Песнидевушек» вторым, Пушкин отдалпредпочтениеобразцу свадебнойлирики, чтотесно связаносо смысломфольклорнойсимволики впоследующихглавах11.Символическоезначение мотивасвязываетэпизод с переживаниямигероини. Онегинже, наоборот, не слышит этойпесни, поэтомумы еще убеждаемсяв том, что Таняявляется поистине«народной»героиней вромане. Обратимсяк последнейглаве романа:
–PAGE_BREAK–
…она мечтой
Стремитсяк жизни полевой
В деревнюк бедным поселянам,
В уединенныйуголок…

Живая нить, связывающаяТатьяну с народом, проходит черезвесь роман.Отдельно вкомпозициивыделен сонТатьяны, которыйстановитсязнаком близостик народномусознанию. Описаниясвяток, предшествующиесну Татьяны, погружаютгероиню в атмосферуфольклорности:

Татьянаверила преданьям
Простонароднойстарины,
И снам, икарточнымгаданьям,
И предсказаниямлуны.
Ее тревожилиприметы;

Отметим, чтоВяземский кэтому местутекста сделалпримечание:

Пушкин самбыл суеверен.12

Следовательно, через связьТатьяны с русскойстариной мычувствуемродство душгероини и автора, раскрываетсяхарактер Пушкина.В МихайловскомПушкин началстатью, гдеписал:

Есть образмыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащихисключительнокакому-нибудьнароду.13

Отсюда напряженныйинтерес к приметам, обрядам, гаданиям, которые дляПушкина, нарядус народнойпоэзией, характеризуютсклад народнойдуши. Вера Пушкинав приметысоприкасалась, с одной стороны, с убеждениемв том, что случайныесобытия повторяются, а с другой – ссознательнымстремлениемусвоить чертынародной психологии.Выразителемэтой чертыхарактераПушкина явиласьТатьяна, чьяпоэтическаявера в приметыотличаетсяот суеверияГерманна из«Пиковой Дамы», который, «имеямало истиннойверы, имелмножествопредрассудков».Приметы же, вкоторые верилаТатьяна, воспринималиськак результатвековых наблюденийнад протеканиемслучайныхпроцессов.Более того, эпоха романтизма, поставив вопросо спецификенародногосознания, усматриваяв традициивековой опыти отражениенациональногосклада мысли, увидела в народных«суевериях»поэзию и выражениенародной души.Из этого следует, что Татьяна– героиняисключительноромантическая, что и доказываетее сон.
Итак, сонТатьяны заключаетв себе одну изглавных идейромана: Татьянане могла бы тактонко чувствовать, если бы не ееблизость кнароду. Пушкинцеленаправленноотобрал теобряды, которыебыли наиболеетесно связаныс душевнымипереживаниямивлюбленнойгероини. Вовремя святокразличали«святые вечера»и «страшныевечера»14.Неслучайногадания Татьяныпроходилиименно в страшныевечера, в то жевремя, когдаЛенский сообщилОнегину, чтотот «на тойнеделе» званна именины.
Сон Татьяныимеет в текстепушкинскогоромана двойнойсмысл. Являясьцентральнымдля психологическойхарактеристики«русской душою»героини романа, он также выполняеткомпозиционнуюроль, связываясодержаниепредшествующихглав с драматическимисобытиямишестой главы.Сон преждевсего мотивируетсяпсихологически: он объясненнапряженнымипереживаниямиТатьяны после«странного», не укладывающегосяни в какие романныестереотипыповеденияОнегина вовремя объясненияв саду и специфическойатмосферысвяток – времени, когда девушки, согласно фольклорнымпредставлениям, в попыткахузнать своюсудьбу вступаютв рискованнуюи опасную игрус нечистойсилой. Однакосон характеризуети другую сторонусознания Татьяны– ее связь снародной жизнью, фольклором.Подобно тому, как в третьейглаве внутренниймир героиниромана определенбыл тем, чтоона «воображалась»«героиней своихвозлюбленныхтворцов», теперьключом к еесознанию делаетсянародная поэзия.Сон Татьяны– органическийсплав сказочныхи песенныхобразов спредставлениями, проникшимииз святочногои свадебногообрядов. Такоепереплетениефольклорныхобразов в фигуресвяточного«суженого»оказывалосьв сознанииТатьяны созвучным«демонического»образу Онегина-вампираи Мельмота, который создалсяпод воздействиемромантических«небылиц»«британскоймузы». Потебняпишет:

ТатьянаПушкина – «русскаядушой», и ейснится русскийсон. Этот сонпредвещаетвыход замуж, хоть и не замилого.15

Однако всказках и народноймифологиипереход черезреку являетсятакже символомсмерти. Этообъясняетдвойную природусна Татьяны: как представления, почерпнутыеиз романтическойлитературы, так и фольклорнаяоснова сознаниягероини заставляетее сближатьвлекущее иужасное, любовьи гибель.
В «ЕвгенииОнегине», вэтой бессмертнойи недосягаемойпоэме, Пушкинявился великимнародным писателем.Он разом, самым«прозорливом», самым меткимобразом отметилсамую глубьобщества тоговремени. Отметивтип русскогоскитальца,«скитальцадо наших днейи в наши дни», угадав егогениальнымчутьем своимрядом с нимпоставил типположительнойи бесспорнойкрасоты русскойженщины. Пушкинпервый из всехрусских писателей«провел переднами образженщины, твердостьдуши котораячерпает изнарода». Главнаякрасота этойженщины в ееправде, правдебесспорнойи осязаемой, и отрицать этуправду уженельзя. Величавыйобраз ТатьяныЛариной, «отысканныйПушкиным врусской земле, им выведенный, поставленперед нами уженавеки в бесспорной, смиренной ивеличественнойкрасоте своей»16.Татьяна – этосвидетельствотого мощногодуха народнойжизни, которыйможет выделитьобраз такойнеоспоримойправды. Образэтот дан, есть, его нельзяоспорить, сказать, что он выдумкаили фантазия, а, может быть, идеализацияпоэта:

Вы созерцаетесами и соглашаетесь: да, это есть, стало быть, идух народа, стало быть, ижизненная силаэтого духаесть, и она великаи необъятна.17

В Татьянеслышится вераПушкина в русскийхарактер, в егодуховную мощь, а, значит, и надеждана русскогочеловека. СамимсуществованиемТатьяны высказываетсяавторскаяистина: безполного единениясо своим народом, с его культурой, с родной землейне может существоватьнатура стольвозвышеннаяи цельная, полнаяпоэзии и жизни.Именно единствос природой, Россией, народом, культуройделает Татьянусуществомнеземным, ноодновременностоль влюбленнымв жизнь и вовсе ее проявления, что невольновосхищаешьсядушой стольюной, наивной, но такой твердойи непоколебимой.
Итак, мы ужезнаем, что романстроится напротивопоставленииТатьяны и Онегина, Татьяны ипетербургскогои московскогосвета. Татьянане зря противопоставленав первую очередьсвету, так какименно этотсвет порождаетОнегиных, заставляетих быть в разладес собой, убиваетих лучшие чувства.Интересно, чтосказал В. Г.Белинский оМузе Пушкина:

Это – девушка-аристократка, в которойобольстительнаякрасота играциозностьнепосредственностисочеталисьс изяществомтона и благородноюкрасотою.18

Но автор, ине без причины, не сделал «милуюТаню» девушкой-аристократкой, чтобы еще сильнеепоказать намтрагедию обществав целом, Онегинав частности.И уж, конечно, Татьяна неможет никогообольстить, ведь это противоречилобы всей ее природе.Только человекс такой силойдуши, с такойпреданностьюсвоим идеалами мечтам можетпротивостоятьпошлости илицемерию всегосвета.
И вот переднами Онегинкак типичныйпредставительмолодежи тоговремени:

В своей одеждебыл педант
И то, что мыназвали франт…
Как раномог он лицемерить,…
Как взорего был быстри нежен,
Стыдлив идерзок, а порой
Блисталпослушноюслезой!…
Как он умелказаться новым,…
Приятнойлестью забавлять…

Не таковаТатьяна: чистотаее души выявляеттрагедию общества.Оттого, чтоТатьяна представлена«барышнейуездной, с печальнойдумою в очах», она еще милеенашему сердцу.Разве сразуне чувствуешьв ней той искренности, того света, который она, кажется, источает? Татьяна – тип, стоящий твердона своей почве.Она глубжеОнегина и, конечно, умнее его. Онауже одним благородныминстинктомсвоим чувствует, где и в чем правда, что и выразилосьв финале поэмы.Это тип положительнойкрасоты, апофеозарусской женщины.Да, именно русскойженщины, ибоТатьяна по сутисвоей «народная»героиня. Можнодаже сказать, что такой красотытип русскойженщины почтиуже и не повторялсяв русской литературе– кроме развеЛизы в «Дворянскомгнезде» Тургенева.Уже в первыхглавах романачувствуетсяпротивопоставлениеистинно русскойдуши Татьяны«причудницамбольшого света», что в полноймере отразитсяв конце поэмы, когда она уженепосредственнобудет находитьсяв свете. Но ужев самом началеавтор заявляето появлениигероини, искренностьи душа которойсквозят в каждомее слове и жесте:

Но полнопрославлятьнадменных
Болтливойлирою своей;
Они не стоятни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и вздорволшебниц сих
Обманчивы…как ножки их.

В последнихглавах романаТатьяна уженепосредственнопредставленав свете. И чтоже? Нет, Татьянатакже чистадушою, как ипрежде:

Она быланетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взоранаглого длявсех,
Без притязанийна успех,
Без этихмаленькихужимок,
Без подражательныхзатей…
Все тихо, просто былов ней.

Но манераглядеть свысокасделала то, чтоОнегин совсемдаже не узналТатьяну, когдавстретил еев первый раз, в глуши, в скромномобразе чистой, невинной девушки, так оробевшейперед ним вначале.Он не сумелотличить вбедной девочкезаконченностии совершенства, что ему ещепредстоитузнать в концеромана. В. Г.Белинскийпосчитал, чтоОнегин принялТатьяну за«нравственныйэмбрион»19.И это послеписьма ее кОнегину, гдеотразилисьвсе ее переживания, чувства, мечтыдетства, идеалы, надежды. С какойготовностьюэта девочкадовериласьчести Онегина:

Но мне порукойваша честь,
И смело ейсебя вверяю…

Кстати, ивозраст Татьянылишь заставляетсравниватьее в тринадцатьлет с «волнуемойдушой» с Онегинымв его восемнадцатьлет, с «ревнивымиженами» света.Интересен тотфакт, что, скореевсего, в первоначальномварианте, Татьянебыло семнадцатьлет, что подтверждаетПушкин (29 ноября1824 года) в ответна замечаниеВяземскогоотносительнопротиворечийв письме Татьянек Онегину:

…письможенщины, к томуже семнадцатилетней, к тому же влюбленной!20

Пушкин оченьточно указываетна то, что Татьянанамного глубжеЕвгения, именноподчеркиваяее возраст.Возраст Татьяныявляется ещеодним средствомдля противопоставленияее Онегину иобществу. Пушкиннаделяет своюлюбимую героинютонкой душой, возвышеннымимыслями, «пламеннымсердцем». Татьянав свои тринадцатьлет – натураисключительнодуховно развитая, с особым внутренниммиром, она натуратвердая инепоколебимаяв своем благородстве, искренности, чистоте:

Татьяналюбит не шутя
И предаетсябезусловно
Любви, какмилое дитя.

Татьяна здесьявляет собойеще одну трагедиюОнегина: онапрошла в жизниЕвгения мимонего, причемпронесла своюлюбовь черезвсю свою жизнь, хотя не былаоценена им. Втом и трагедияне только ихромана, но итрагедия душичеловеческой, потому как самиобразы героевдоказываютневозможностьих совместногосчастья. И здесьтринадцатилетняядевочка, возможно, помогает нампонять, заглянутьв душу Евгения:

Он в первойюности своей
Был жертвойбурных заблуждений
И необузданныхстрастей.

Действительно, само присутствиеТатьяны в романеясно показываетвнутреннююпустоту Онегина, порожденную, быть может, данью свету, моде («модныйтиран»), и это, конечно, понимает Татьяна.В бессмертныхстрофах романапоэт изобразилее посетившеюдом столь загадочногоеще для неечеловека. И вотТатьяна в егокабинете, разглядываетего книги, вещи, предметы, стараетсяугадать по нимдушу его, разгадатьсвою загадку, и, наконец, враздумье состранной улыбкойгубы ее тихошепчут:

Что ж он? Ужелиподражанье,
Ничтожныйпризрак, ильеще
Москвич вГарольдовомплаще,
Чужих причудистолкованье,
Слов модныхполный лексикон?…
Уж не пародияли он?

В этих словахТатьяны разоблачаетсята самая трагедиясвета, о которойуже так многобыло сказаноранее. И здесьже сама онавпервые узнаетэтот самыйсвет, правда, будучи вдалиот него. В черновыхвариантахосуждениеОнегина, а вместес ним, как понимаем, и света, быловысказано ещев более резкойформе:

Москаль вГарольдовомплаще…
Шут в Чильд-Гарольдовомплаще…
Он тень, карманныйлексикон.21

Взгляд наОнегина какна явлениеподражательное, не имеющеекорней в русскойпочве, делаетеще ценнейблизость Татьянык народу. Да, Татьяна должнабыла разгадатьдушу, скованнуюбременем света, должна былапрошептатьэто. И ведьразоблачениеэтого подражания, болезни общества, звучит ещестрашнее, когдаего произноситчеловек стольчистый, наивный, как Татьяна.
В Москве потомТатьяна ужезнает, чегоожидать отобщества, онаувидела отражениеэтого порочногосвета в Онегине.Но Татьяна, несмотря нина что, вернаясвоим чувствам, не предаласвоей любви.Светская придворнаяжизнь не коснуласьдуши «милойТани». Нет, этата же Таня, таже прежняядеревенскаяТаня! Она неиспорчена, она, напротив, сталаеще тверже встремлениик искренности, истине, чистоте.Она удрученаэтой пышнойжизнью, онастрадает:

Ей душноздесь… онамечтой
Стремитсяк жизни полевой…
Простаядева,
С мечтами, сердцем прежнихдней,
Теперь опятьвоскресла вней.

Уже говорилосьо сравненииТатьяны с луной, и здесь, в Москве, Татьяна затмеваетсвоим внутреннимсветом всехвокруг:

Она сиделау стола
С блестящейНиной Воронскою,
Сей КлеопатроюНевы;
И верно бсогласилисьвы,
Что Нинамраморнойкрасою
Затмитьсоседку немогла,
Хоть ослепительнабыла.

Автор не зряусадил своюТатьяну рядомс «блестящейНиной Воронскою», так как Нина– собирательныйобраз, в которомзаключенакрасота внешняя, да и та, ведь,«мраморная», и внутренняяпустота. Правда, пушкинскуюТатьяну не надобыло объяснять, душа ее «сквозитв каждом словеее, в каждомдвижении», поэтому Нинаи не могла затмитьТатьяну. В концеромана наиболееярко выраженородство душТатьяны и Пушкина: автор доверяетей высказатьего мысли ичувства. Татьянавсем своимсуществомсвязывает насс автором. Ответомна этот вопросявляется словаКюхельбекера:

Поэт в своейвосьмой главепохож на Татьяну.Для лицейскогоего товарища, который с нимвырос и знаетего наизусть, как я, вездезаметно чувствокоим Пушкинпереполнен, хотя он, подобносвоей Татьяне, и не хочет обэтом чувствезнал свет.22

Итак, Татьянауже не толькомуза Пушкина, поэзия, да и, пожалуй, самажизнь, но ивыразительницаего идей, чувств, мыслей говоритОнегину:

Но я другомуотдана,
Я буду векему верна.

Высказалаона это именнокак русскаяженщина, в этомее апофеоза.Она высказываетправду поэмы.Именно в этихстроках, пожалуй, заключен весьидеал героини.Перед намирусская женщина, смелая и духовносильная. Развеможет такаясильная натура, как Татьяна, основать своесчастье нанесчастьедругого? Счастьедля нее, преждевсего, в гармониидуха. Могла лирешить иначеТатьяна, с еевысокой душой, с ее сердцем?
Но вопрос, почему же Пушкинзаставил свою«ласковую Музу»так страдатьнеизменноволнует читателя.Здесь, безусловно, надо отметить, что верныйправде, толькоправде, он несделал ее счастливой, он заставилее плакать –о себе, об Онегине.Татьяна в своемнесчастьеусиливаеттрагедию Онегина; автор бросилего к ногамТатьяны, заставилего проклинатьсвой жребий, ужасатьсясобственнойжизни. Он вырвалу Евгения жесточайшеепризнание:

Я думал: вольность ипокой
Замена счастью.Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

В Татьянееще раз виднасила духа русскогочеловека, почерпнутаяиз народа. Татьяна– женщина такойдушевной красоты, которая смиряладаже окружающуюпошлость. Иженщина этабыла «покойнаи вольна». Пушкинувел ее прочь, последнимсловом в еепризнанииоставив слово«верность».Ее прекраснаядуша была открытаПушкину вся, там не была ниодного темногоуголка, кудабы он «не смогзаглянуть своиммысленнымвзглядом».«Вольностьи покой – заменусчастью», никогдаона не искалаих, в угоду имникогда неотгораживаласьот мира презрениеми равнодушием.Она, может, ине знала счастьяв любви, затознала высокийнравственныйзакон, исключающийсебялюбие(«Нравственность(мораль) в природевещей» Неккер23), знала своюжизненную цель, ровным своимсветом ужеспособнуюодарить жизньдо конца. Безоглядок и размышленийшла она к этойцели; шла твердо, потому что,«русская душою», цельная в самомсвоем существе, и не могла житьиначе.
Не можетТатьяна пойтиза Онегиным, ведь он «былинка, носимая ветром».Не такова онавовсе: у нее ив отчаянии, встрадальческомсознании, чтопогибла еежизнь, все-такиесть нечтотвердое и незыблемое, на что опираетсяее душа. Это еевоспоминаниядетства, воспоминанияродины, деревенскойдуши, в которойначалась еесмиренная, чистая жизнь,– это «крести тень ветвейнад могилойее бедной няни».О, эти воспоминанияи прежние образыей теперьдрагоценнее, ведь они толькои остались ей, но они-то и спасаютее душу отокончательногоотчаяния. И этоне мало, нет, тут уже многое, потому что тутцелое основание, тут нечтонеразрушимое.Тут соприкосновениес родиной, сродным народом, с его святыней.«Есть глубокиеи твердые души,– говоритДостоевский,– которые немогут сознательноотдать святынюсвою на позор, хотя бы и избесконечногострадания»24.
Но тем ужаснеетрагедия Онегина.Ведь в речиТатьяны – нитени мстительности.Потому и получаетсяполнота возмездия, потому-то Онегинстоит «какгромом пораженный».«Все козырибыли у нее вруках, но она– не играла»25.
У кого изнародов – такаялюбовная героиня: смелая и достойная, влюбленная– и непреклонная, ясновидящая– и любящая.
ЛИТЕРАТУРА:
…>