Роль военных комиссариатов в исполнении военно-транспортной обязанности гражданами и организациями

РОЛЬ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ В ИСПОЛНЕНИИ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
©       КОЗЛИТИН П.А., кандидат технических наук,
профессор Академии военных наук,
©       СТРОГОВ А.Н.
Однойиз важных составляющих обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортнымисредствами в период мобилизации и в военное время является исполнениеорганизациями и гражданами военно-транспортной обязанности [1].
Военно-транспортнаяобязанность заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом,заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств [1] войскам,формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортныхсредств.
Исполняетсявоенно-транспортная обязанность федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления и организациями [1]:
вмирное время — путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортныхсредств и их заблаговременной подготовки в соответствии с мобилизационнымизаданиями;
впериод мобилизации и в военное время — путем предоставления войскам, формированиями органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии смобилизационными заданиями;
Ввоенное время военно-транспортная обязанность исполняется также гражданами — владельцами транспортных средств путем предоставления войскам, формированиям иорганам тех транспортных средств, которые в них применяются. При этом гражданамвыдаются документы, подтверждающие предоставление ими транспортных средств [1].
Учеттранспортных средств возлагается на военные комиссариаты и на органы военногоуправления [1] в соответствии с Перечнем транспортных средств подлежащих учету,установленным Министерством обороны Российской Федерации [2]. При этом исходнойинформацией учета являются данные органов, осуществляющих государственнуюрегистрацию транспортных средств.
Натерритории Российской Федерации установлено, что регистрацию транспортныхсредств осуществляют [3]: подразделения Государственной инспекции безопасностидорожного движения Министерства внутренних дел (ГИБДД МВД); органыгосударственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и другихвидов техники (органы гостехнадзора); таможенные органы; военные автомобильныеинспекции (ВАИ).
Длявоенных комиссариатов определяющей является регистрационная информация ГИБДДМВД РФ (автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивнуюскорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения поавтомобильным дорогам общего пользования) и органов гостехнадзора (трактора,самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включаяавтомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения поавтомобильным дорогам общего пользования), а также данные Федеральной службыгосударственной статистики (Росстата) о наличии и техническом состояниитранспортных средств.
Вцелях организации взаимодействия военных комиссариатов с ГИБДД МВД РФ государственнаярегистрация, изменение регистрационных данных, снятие с учета транспортныхсредств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, производятся послесоответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях юридических лиц[1]о совершении регистрационных действий. С 26 июля 2009 года физические лица[2]не будут направляться в военные комиссариаты для постановки на учеттранспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, воинским формированиями органам, т. к. между Министерством внутренних дел и Министерством обороны РоссийскойФедерации определен межведомственный порядок информационного обмена,разработанный по итогам эксперимента проведенного на основании приказа Министравнутренних дел и Министра обороны Российской Федерации. Государственнаярегистрация транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствами консульским учреждениям иностранных государств, иностранным и международныморганизациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проводится безотметки военного комиссариата [1, 4, 7].
Дляполучения информации о наличии и техническом состоянии транспортных средстввоенные комиссариаты направляют запросы в Росстат, другие федеральные органыисполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления и организации, которые набезвозмездной основе обязаны представить необходимые учетные данные />по установленным формам. Порядокпредставления и форма государственной отчетности о транспортных средствахустанавливаются Ростатом по согласованию с Министерством обороны РоссийскойФедерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительнойвласти [1,5].
Порядоксбора данных военными комиссариатами по установленным формам представлен нарис.1.
/>
Рис.1.Порядок сбора данных военными комиссариатами
Органами,непосредственно ведущими учет техники, гужевого и вьючного транспорта и имуществаорганизаций[3], являются: Генеральныйштаб Вооруженных Сил Российской Федерации, штаб Тыла Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, штабы военных округов, флотов и военные комиссариаты [2]. Учетведется в целях наиболее оптимального планирования и использования в периодмобилизации и в военное время транспортных средств организаций и граждан.
Вцелях организации качественного учета в военном комиссариате необходимо вести документы,которые определяет Инструкция по учету в вооруженных силах Российской Федерациитехники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организацийи ремонтных организаций [2]. Структурная схема учета транспортных средств ввоенных комиссариатах приведена на рис.2 и 3.

/>
Рис.2.Структурная схема учета техники организаций и граждан в военных комиссариатах
/>
Рис.3.Структурная схема учета имущества организаций и ремонтных организаций в военныхкомиссариатах
Длясвоевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортнымисредствами войск военным комиссариатам немаловажна информация и о техническомсостоянии транспортных средств.
Организацииобязаны представлять военным комиссариатам информацию о наличии и техническомсостоянии транспортных средств, а также содержать транспортные средства в исправномсостоянии. Проверка технического состояния транспортных средств,предоставляемых войскам, проводится подразделениями ГИБДД МВД РФ и другимиорганами государственного надзора и контроля за техническим состояниемтранспортных средств в Российской Федерации с участием представителей войск [1].
Проведяанализ статистических данных за последние 10 лет получен результат об уменьшениипарка транспортных средств [6]. Так анализ изменения количества тракторов,используемых в сельском хозяйстве, представлен на рис.4.
/>
Рис.4.Изменение количестватракторов, используемых в сельском хозяйстве
Уменьшениеколичества транспортных средств в организациях связано с падением производстваавтомобилей и тракторов в 90-х годах, а также вследствие старения паркаавтотракторной техники (соотношение поступивших и выбывающих тракторовсоставляет 1:5). Данные по изменению производства техники представлены на рис.5и 6.
/>
Рис.5.Изменение производстватехники

/>
Рис.6. Изменение производства грузовых автомобилей
Вусловиях спада производства транспортных средств и старения паркаавтотракторной техники организаций, возрастает ответственность военныхкомиссариатов в вопросах получения своевременной и достоверной информации отехническом состоянии техники.
Качественнаяорганизация военными комиссариатами учета транспортных средств позволяет обеспечить проведение мероприятийпо заблаговременной подготовке и предоставлению войскам, формированиям иорганам этих транспортных средств.
Учетможет быть организован на высоком уровне только в тесном взаимодействии с организациями,осуществляющими регистрацию транспортных средств, Федеральной службой государственнойстатистики и органами местного самоуправления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента Российской Федерации 1998 года № 1175 «Обутверждении положения о военно-транспортной обязанности».
2. Приказ Министра Обороны Российской Федерации 1999 года №628 «Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта,предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям иорганам, и инструкции по учету в вооруженных силах Российской Федерациитехники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имуществаорганизаций и ремонтных организаций.
3. Постановление Правительства Российской Федерации1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортныхсредств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
4. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».
5. Постановление Федеральной службы государственной статистики2006 года № 19 «Об утверждении Порядка представления информации военнымкомиссариатам (органам военного управления Вооруженных Сил РоссийскойФедерации) и утверждения форм федерального государственного статистическогонаблюдения (отчетности) о наличии и техническом состоянии транспортных средств».
6. Российский статистический ежедневник 2007: стат. сборник.М.: Росстат. 2007. 826 с.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля2008 года № 562 «О внесении изменений в некоторые постановленияПравительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрацииавтотранспортных средств и прицепов к ним».
8. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения 2008года № 13/5-185 «О некоторых вопросах по регистрации транспортных средств итехническому надзору».
9.  Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации иМинистерства обороны Российской Федерации от 25 ноября 2005 года№ 968/506 «О проведении эксперимента по взаимодействию подразделенийГосавтоинспекции и Военных комиссариатов».
10.  «Большой юридический энциклопедический словарь» Москва,2006.