Роль ВТО в регулировании международной торговли

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра: «Мировая экономика»
Дисциплина: «Международныеэкономические отношения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Роль ВТО в регулированиимеждународной торговли»
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
    Иркутск 2007
План
Введение………………………………………………………………………     3           
Глава I. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международнойторговли
      1.1 Историясоздания ВТО……………………………………………………5
      1.2 СтруктураВТО……………………………………………………………5
      1.3 Основныесоглашения и принципы ВТО…………………………………9
Глава II. Всемирная торговая организация и ее роль в мировойэкономике
      2.1 Всемирная торговая организация имировая экономика…..………….12
      2.2 Преимуществаторговой системы ВТО…………..…………………….17
 
 
Заключение……………………………………………………………………….24   
Список литературы………………………………………………………………26
 
Введение
Интернационализация хозяйственной жизни, роствзаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение иобострение глобальных проблем объективно предопределили необходимостьцеленаправленного регулирования международных экономических отношенийобъединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулированиеотдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до второй мировой войны.Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенныегоды.
Межгосударственноерегулирование международных отношений — это совокупность добровольнопринимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия всфере мирохозяйственных связей.
В настоящее время в миренасчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций сшироким и узким составом участников. Однако основную роль в формированииторговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играетсравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которыхнаиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).
ВТО играет решающую рольв регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальнойсобственностью, а также в формировании торговой политики стран- членов и вурегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы понять значение этойорганизации, ее роль в регулировании международной торговли, необходимо болееподробно рассмотреть структуру, функции основные соглашения и принципы,составляющие правовую основу, а так же преимущества торговой системы ВТО.
Всемирная ТорговаяОрганизация — это организационный межгосударственный механизм, задача которогообеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайскогораунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговлитоварами и услугами.
Моделью, на основекоторой создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле(ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 — 1994 гг.выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о созданииВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоватьсярешениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятиярешений, и к структуре органов ВТО.
ВТО во многом — болеежесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядомобязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО ГенеральноеСоглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам ПравИнтеллектуальной Собственности (ТРИПС).
Но одно направление ужеопределилось — правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовыеусловия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будетосуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себяжесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров,предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зренияохвата ими многих стран) и предсказуемые «правила движения» намировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил,окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать внамеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.
Цель настоящей работы — изучить вопрос о международном учреждении — ВТО, познакомиться с ее структурой,механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности,а также раскрыть ее роль в регулировании международной торговли.

Глава I. Всемирная торговая организация и ее роль врегулировании мировой торговли
1.1. История создания ВТО
ВТО, как уже отмечалось, родилась на основе хрупкого компромиссав последние недели Уругвайского раунда.
15 апреля 1994 года в городе Марракеше официальный документ озавершении переговоров — Заключительный акт, был подписан министрами 111государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной ТорговойОрганизации — ВТО.
Соглашение о ВТО и входящие в него договоренностипредусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговорыо снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательствтакже входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Онисоставляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретныйхарактер.
Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самомобщем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительномуакту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень даетпредставление о своеобразной «архитектуре» пакета договоренностей,родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние днии даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документовбыл представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше изатем передан странам-участницам переговоров для принятия.
Центральное место в пакете соглашений занимают следующиегруппы документов.
Соглашение об учреждении ВТО, включающее три главных правовыхдокумента[1]:
Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО(ГАТТ-1994) и интегрирующие в это новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений(часть из которых имелась ранее, но в новой редакции);
Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), котороеявляется второй составной частью ВТО;
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальнойсобственности — третья составная часть ВТО.
Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себяобязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусомобладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданскойавиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашениепо молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которымдействительны только в отношении стран, их подписавших.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Этасистема, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживанияодносторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала своюдейственность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. 1.2.Структура ВТО
ВТО – это и организация,и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многостороннийторговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сферемеждународной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляютГенеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года(ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение оторговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТОратифицировались парламентами всех стран-участниц.
«Главные задачи ВТО- либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости,способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояниялюдей. Страны-члены ВТО, которых на июль 2007 г. насчитывалось 151, решают эти задачипутем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров,урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказанияпомощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономическойполитики государств”[2].
Решения принимаются всемигосударствами-участниками обычно методом консенсуса, что являетсядополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решениябольшинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; врамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровнев ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум одинраз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курсстран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационнойструктуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношениямежду торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикойконкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Втораяконференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТВТО; крометого, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электроннойторговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле(США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговыхпереговоров, закончилась фактически безрезультатно. Еще одна Министерскаяконференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). В Дохе было приняторешение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров — первый раунд врамках ВТО. Он получил название «Раунд развития». В программупереговоров были включены вопросы, связанные с развитием, уточнением идополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы сниженияторговых барьеров. Пятая Министерская конференция ВТО состояласьв г.Канкуне (Мексика) в декабре 2001 года. Конференция, таким образом, завершиласьв целом безрезультатно. Ее единственным успехом можно считать прием в члены ВТОдвух наименее развитых стран — Камбоджи и Непала. В Гонконге в декабре 2005года открылась шестая министерская конференция Всемирной торговой организации(ВТО), на которой обсуждались меры по дальнейшей либерализации мировой торговлив рамках так называемого Дохийского раунда, начатого в Катаре в 2001 году.Участники договорились об отмене всех экспортных сельскохозяйственных субсидийк 2013 году.
В подчинении Министерскойконференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущейработы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составепредставителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. Введении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализуторговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному советуподотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным сторговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный советделегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО:Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговымаспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговлетоварами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов,осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашенийГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговлеуслугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составенаходятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа попрофессиональным услугам.
Совет по торговым аспектамправ интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля завыполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросамипредотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлейподдельными товарами.
Многочисленныеспециализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениямисистемы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды,проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональныеторговые соглашения.
Секретариат ВТО, которыйбазируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его