Роль юридическойпрофессии в политике государства
Роль Министерстваюстиции в осуществлении правовой политики государства
Правовая политикагосударства – система правовых принципов, теорий, концепций, идей, положенных воснование правовой деятельности государства в целях обеспечения нормальногофункционирования гражданского общества, его политической системы, иопределяющих степень взаимных обязанностей и ответственности государства иличности.
Правовая политикагосударства – это разновидность и составная часть единой политики государстванаряду с экономической, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, таможенной,валютной, налоговой и др. Без правовой политика государства невозможнореализовать его многообразные задачи и функции.
Правовая политикагосударства находит выражение в программно-правовых документах (напр.,программа проведения правовой реформы), проектах (напр., проекты Конституции),концепциях (напр., концепции гражданского, уголовного, административного идругих кодексов), заявлениях, в законодательных актах, в том числе, тех,которые касаются правоприменительной сферы — сферы приложения трудаюриста-специалиста (суд, прокуратура, милиция, нотариат и др.)
Правовая политикагосударства зиждется на конкретном понимании права и закона, правовыхпринципах. В Украине основополагающим непререкаемым требованием правовойполитики является принцип верховенства права, закрепленный в ст. 8 Конституциистраны. Это означает, что правовая политика Украины имеет гуманистическуюнаправленность – общегосударственную целевую установку на охрану и защиту прави свобод человека, на ответственность не только личности перед государством, нои государства перед личностью. Как писал украинский юрист начала ХХ века Б.Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». Этацелевая установка, соответствующая международным документам о правах и свободахчеловека, призвана пронизать все правовое поле государства, прежде всего такиеформы его деятельности, как создание законов и иных нормативно-правовых актов,применение законов, охрана права и др.
Определив ориентациюсвоего развития — построение демократического, социального, правовогогосударства и став членом Совета Европы, Украина призвана проводить правовуюполитику внутри страны и за ее пределами в соответствии со своим правовымстатусом. Немалую роль в формировании государственной правовой политики, преждевсего в сфере защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, и еереализации играет Министерство юстиции Украины.
Министерство юстицииУкраины является центральным органом исполнительной власти, который создаетПрезидент Украины с целью организации осуществления государственной правовойполитики. Сегодня в Украине Министерство юстиции действует на основе Положенияо Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины18.09.1996 года (к сожалению, до сих пор не принят закон о Министерствеюстиции).
Задачи Министерстваюстиции состоят в:
разработке проектовзаконов, их изменений и дополнений к ним; в проведении работы по систематизациизаконодательства и подготовке предложений по его кодификации;
обеспеченииорганизационной деятельности судов без вмешательства в судебную деятельность(проведение переподготовки и повышения квалификации судебных работников и др.);
руководстве нотариатом,судебно-экспертными учреждениями, в общем руководстве органов записи актовгражданского состояния и адвокатуры;
организации правовогообучения населения;
регистрации политическихпартий, других объединений гражданина территории Украины, в контроле засоблюдением ими своих уставов;
государственнойрегистрации нормативных актов других министерств и центральных ведомствгосударственной исполнительной власти, органов государственного управления иконтроля, которые касаются прав и интересов граждан;
осуществлении (вустановленном порядке) международных связей по правовым вопросам и др.
Эта деятельностьсосредоточена в 5департаментах:
1. правовой политики.
Отделы этого департамента:
-разработки программ иконцепций;
-аналитический;
-внедрениязаконодательства соответственно стандартам Совета Европы;
2. проектированиянормативных актов.
Управления этогодепартамента:
— конституционного иадминистративного права;
— гражданского права;финансового права;
— трудового, социальногои экологического права;
— права на правосудие,охрану правопорядка и оборону.
3. юридических услуг.
Управления этогодепартамента:
— правовой экспертизыведомственных нормативных актов с двумя отделами:
а) правовой экспертизыведомственных нормативных актов по вопросам гражданского законодательства;
б) правовой экспертизыведомственных нормативных актов по социальным вопросам, обороны и правопорядка;
— правовой экспертизыуставных документов объединений граждан;
— лицензирования правовойдеятельности;
— по вопросамгражданского состояния граждан;
— инспекционная служба сдвумя отделами:
а) методологическогоруководства юридическими службами;
б) контроля заосуществлением правовой и уставной деятельностью.
4. судебного.
Управления этогодепартамента:
— выполнения судебныхрешений в составе двух отделов:
а) исполнения решений;
б) исполнения решенийиностранных судов и арбитражей.
— организационногообеспечения деятельности судов в составе двух отделов:
а) по организацииосуществления административных функций председателями судов;
б) судебной статистики.
— кадрового обеспечениесудов общей юрисдикции;
— экспертного обеспеченияправосудия;
— международного права имеждународного сотрудничества.
Управления этогодепартамента:
— международно-правовойпомощи и сотрудничества в составедвух отделов:
а) международныхдоговоров о правовой помощи;
б) программ двустороннегосотрудничества.
— правовогосотрудничества с международными организациями в составе двух отделов:
а) многостороннихдоговоров и гуманитарных вопросов;
б) программмногостороннего сотрудничества.
— международно-правовойэкспертизы в составе двух отделов:
а) первый отделмеждународно-правовых вопросов;
б) второй отделмеждународно-правовых вопросов.
В областях пригосударственной администрации имеются управления юстиции, которые выполняютсвои задачи на местном уровне и подчиняются непосредственно Министерствуюстиции. Главное управление юстиции Крыма также подчиняется непосредственноМинистерству юстиции Украины.
Для рассмотрения научныхрекомендаций и других предложений о главных направлениях развития правовойсистемы Украины в Министерстве создаются научный, научно-консультативный советыи другие органы совещательного и координационного характера. Так, с 1994 годапри Министерстве юстиции действует Центр правовой реформы и законопроектныхработ.
Министерство юстиции(Минюст) в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующегозаконодательства издает приказы, организует и проверяет их исполнение.Министерство юстиции в необходимых случаях принимает вместе с другими органамигосударственного управления и общественными объединениями совместные акты помежотраслевому управлению.
Как видим, Министерствоюстиции является главным органом, который разрабатывает концепциигосударственной правовой политики и правовых реформ; организует и координируетдеятельность по подготовке проектов законов, кодексов; производит их экспертизуна предмет соответствия Конституции Украины и требованиям законопроектнойтехнике; осуществляет экспертизу нормативных актов областных Советов народныхдепутатов, а также Киевского и Севастопольского городских Советов, касающихсяправ, свобод и законных интересов граждан; обеспечивает реализациюгосударственной политики относительно государственной тайны, контроль за еесохранением в центральном аппарате Министерства и подчиненных ему органах,учреждениях, организациях; обобщает практику применения законодательства,разрабатывает предложения по усовершенствованию законодательства;организовывает исполнение актов законодательства и др.
За время построениянезависимого Украинского государства Министерство юстиции сыграло и продолжаетиграть большую и эффективную роль в осуществлении правовой политикигосударства.
Кадровая политикагосударства в сфере практической юриспруденции
Кадровая политикагосударства в сфере практической юриспруденции (кадры — от фр.«cadre» — рамка, которое возникло от лат. — четырехугольник — кадр,куда вносился список работников государственных учреждений) — это система,связанных между собой процессов профессионально-правовой ориентации:прогнозирования и планирования кадровых потребностей, отбора, подготовки,переподготовки, расстановки, воспитания юристов — специалистов. Кадроваяполитика в правовом государстве является важным условием эффективностиюридической практики (сферы практической юриспруденции), т.е. работы суда,прокуратуры, милиции, нотариата, адвокатуры и т.п., которая должна проводитьсяв соответствии с четким и однозначным положением Конституции Украины:«Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность ибезопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью» (ст.3).
Общеизвестно, что успехлюбого дела в значительной степени зависит от людей, которые его выполняют, — от их профессиональной и психологической подготовки, преданности делу ипонимания своей роли и места в коллективных действиях, уровня личной дисциплинированности,ответственности за порученный участок работы. Выработка этих необходимых качестввозможна при условии правильной организации и осуществления подбора,подготовки, расстановки и воспитания кадров – важнейших функций кадровыхаппаратов министерств.
Политика государствавключает комплексный подход к решению кадровых проблем при комплектовании и приморально-психологической подготовке к юридической практической деятельности. Онадолжна учитывать:
интересы различныхгосударственных служб на высшем и региональном уровне в обеспеченииюридическими кадрами;
индивидуальныеособенности каждого выпускника;
условия, в которых будетосуществляться их юридическая деятельность;
приоритетность задач,стоящих перед тем или иным правоохранительным органом — прокуратурой, судом,милицией, службой безопасности, а также перед гражданским обществом, нуждающемсяв обслуживании гражданина, в охране и защите прав и свобод личности (нотариат,адвокатура и др.).
Правильно организованнаякадровая политика в сфере практической юриспруденции является гарантиейдальнейшей эффективной деятельности правоприменительных и правоохранительныхорганов государства.
Основные направлениякадровой политики государства в сфере практической юриспруденции:
полнота охвата всехправовых услуг, которые необходимы обществу (в том числе в сфере правовогообслуживания экономики, где профессиональная деятельность юристов ещенедостаточно эффективна вследствие неразвитой предшествующей ей деятельности);
взаимодействие ивзаимоподдержка различных направлений юридической деятельности, их оптимальноесоотношение в достижении необходимого уровня профессионализма;
создание инфраструктуры,единой для всех видов юридической деятельности (нельзя изменить работу суда илипрокуратуры, не проводя изменений в работе милиции, и наоборот).
Инфраструктураюридической деятельности включает такие элементы:
1. материальные(сооружения, дороги, средства связи и др.);
2. институциональные(нормы, принципы, способы управления и др.);
3. персональные(количество и качество профессионализма людей, занятых юридическойдеятельностью).
Следует учесть, чтоэффективность юридической деятельности в значительной степени определяетсясостоянием инфраструктуры. Ее совершенствование, прежде всего ееинформатизация, — одно из важных направлений правовой политики Украины. В этойсвязи можно приветствовать создание Совещательного совета по вопросаминформатизации при Верховной Раде Украины, целью которого является содействиеВерховной Раде в разработке политики в сфере информатизации, при подготовке иутверждении задач Национальной программы информатизации с учетом новейших достиженийи технологических решений (См. Постановление Верховной Рады № 77/98-ВР от4.02.1998г.).
Развитие инфраструктурытребует от каждого юриста совершенствования навыков ее использования. Откачества работы юристов-практиков зависит правопорядок в государстве. Аправопорядок — показатель престижа юридической профессии.
Задачи кадровой политикигосударства в области практической юриспруденции (персональные элементыинфраструктуры):
подбор и расстановкакадров в центре и на местах;
контроль за их деятельностью,что выражается в переаттестации работников юридического труда в установленномзаконом порядке (созданы квалификационные комиссии прокуратуры, суда,работников органов внутренних дел и др.);
3. повышение ихквалификации (созданы и успешно функционируют соответствующие учреждения, вкоторых повышают свой профессиональный уровень прокуроры, адвокаты и другиеработники юридического труда; проводятся мероприятия по изучению и обменуположительным опытом внутри страны и за рубежом).
Одной из важных проблем кадровойполитики государства в области юридической службы, организации юридическойпрактики, повышения ее эффективности, является подбор и расстановка кадров всоответствии с деонтологическими принципами профессиональной ориентации иотбора, цель которых — проведение мероприятий, направленных на оказание помощичеловеку в правильном научно обоснованном выборе профессии, укомплектованиесферы приложения юридического труда.
Осуществление подготовкии воспитания нового поколения юристов-практиков должно основываться наобщечеловеческих ценностях, принципах гуманизма и демократизма, осознаниясвободы и прав человека как важнейшего достижения общества.
Подход государства кдеятельности юриста определяется такими основными факторами:
1. обеспечение интересовкаждого юриста — его права на свободный выбор юридической деятельности, навозможность ее смены, перехода из государственной службы на работу в частныйсектор экономики либо в состав лиц свободной профессии;
2. обеспечение интересовотдельных граждан (клиентов), а также их общественных объединений — коммерческих и некоммерческих — в получении необходимых услуг, проведенииразличного рода профессиональной юридической деятельности: расследованиипреступлений, рассмотрении дел в судах, оформлении сделок с недвижимостью,правовом обеспечении предпринимательской деятельности (регистрация и др.).
Взят курс на омоложениевсех служебных звеньев. На ответственные посты выдвигаются грамотные, честные,преданные делу работники. Это делается особенно там, где происходит ослаблениеслужебной деятельности, причиной которого являются устаревшие формы и методыработы. Процесс омоложения руководящих кадров является прогрессивным инеобходимым, но он не должен происходить за счет ломки высокопрофессиональногоядра. Образованные и опытные кадры важно не только выращивать, но и сохранять, посколькубез преемственности поколений невозможно овладеть профессиональным мастерством.
Основные требования,предъявляемые государством к юристам при подборе и расстановке кадров:
иметь определенныйуровень профессионального образования и твердые гражданские установки, т.е.честно исполнять свой профессиональный и моральный долг — отстаивать истину;
иметь необходимый уровеньзнаний Конституции Украины, законов и осознавать свое социальное назначение — стоять на страже законности и правопорядка, защищать социальную справедливость;
иметь не толькогражданство Украины, а быть гражданином своего Отечества, обладатьсамостоятельностью, способностью взять ответственность на себя и довестиначатое дело до конца.
Правильный подбор кадровпо специальностям и соответствующее определение их функциональных особенностейимеют ведущее значение в кадровой политике государства.
Квалификационныйпаспорт юриста и его структурная характеристика
Квалификационный паспортюриста представляет собой необходимую классификационную характеристику(профессиограмму) требований, которые предъявляются выпускнику юридическойвысшей школы. Это своеобразная типичная модель специалиста, служащая для вузовопределенным ориентиром в подготовке кадров. Она включает определения, какимпараметрам должен отвечать юрист, какими личными и профессиональными качествамион должен обладать (образование, опыт, возраст, состояние здоровья, психическиекачества, морально-этические установки и др.)
Выпускник, получая высшееюридическое образование, должен обладать такими качествамиюриста-профессионала:
руководствоватьсяпринципом верховенства права, знать и уважать законы;
уметь организовать своюдеятельность и самокритичнооценивать ее результаты, быть убежденным внеобходимости постоянного профессионального самосовершенствования, уметьпостоянно аккумулировать новую информацию;
быть справедливым игуманным, уважать нравственные ценности, способным нести ответственность засудьбу людей;
уважать чужое мнение иуметь отстаивать собственное в случае глубокой убежденности в правоте,проявлять твердость и независимость в отстаивании своего суждения, не боятьсясмелых идей;
обладать способностьюпоставить себя на место другого человека (клиента) и оценить ситуацию с этойпозиции, быть способным к сопереживанию и милосердию;
быть политически активными психологически стойким, проявлять твердость моральных и идейных убеждений,культивировать в коллективе плюрализм мнений, дискуссию, инициативу;
обладать чувством долга иответственности за порученное дело, уметь создать команду единомышленников;
быть собранным иуравновешенным, способным концентрировать и быстро переключать внимание.
Общая структурнаяхарактеристика квалификационного паспорта юриста включает в себя:
общие требования;
систему знаний;
систему умений.
Разработкаквалификационного паспорта юриста- специалиста в нашем Отечестве имеетнебольшую историю. Каждому историческому периоду соответствовали своипредставления о «моделях»юриста-профессионала.
В 20-х годах н. ст.Народный Комиссариат Юстиции УССР разработал схему аттестации судебныхработников. В ней обобщённо были представлены группы качеств, которым должны соответствоватьпретенденты на судебные должности.
Схема включала:
идейно — политические качества(знание основ марксизма, основ советского строя, знания в области права,жизненный опыт);
умственные качества,связанные с характером и темпераментом (общее развитие, память, способностькритически относится к материалам следствия, умение оценивать доказательства,судебно — следственное чутье, объективность суждений);
моральные качества — честность, неподкупность, доброжелательность во взаимоотношениях с гражданами,способность сознавать собственные ошибки и просчеты, не поддаватьсяпостороннему влиянию;
административно — организаторские качества (умение планировать работу, умение руководитьучастниками судебного разбирательства).
Надо отдать должноепервым попыткам выделить основное в деятельности юриста. К сожалению, даннаясхема квалификации юриста (судебного работника) осталась на бумаге и неполучила воплощения в практику подбора юридических кадров. На практике приподборе судей предпочтение отдавалось лицам, обладающим, главным образом,идейно – политическими качествами, что объясняется господством тоталитарногомышления, для которого высшей ценностью выступала власть и ее идеология, а нечеловек.
Немалый вклад вразработку «Модели специалиста — выпускника школы…» был внесенКиевской высшей школой МВД(1981). Предложенная структура качеств выпускникавключала:
1. общие качества — знание, умение и навыки, свойства специалиста;
2. конкретные аспекты ихпроявления:
а) идейно — политические;
б) профессиональные;
в) организационно — управленческие;
г) нравственно — этические;
д) социально — психологические.
Определенным переломныммоментом в разработке профессионального паспорта юриста стало утверждениеМинистерством высшего образования СССР «Квалификационной характеристикиюриста» по специальности 1801 «Правоведение» (9.12.1982 г.).Ценность его состоит в том, что здесь чётко было определено значениеквалификационной характеристики для профессионального назначения юриста и данперечень квалификационных требований (что должен знать и уметь юрист),предъявляемых к нему при осуществлении кадровой политики в сфере юридическойпрактики. Не менее важное значение этого документа состоит в определениичетырех специализаций:
1.государственно — правовой;
2.хозяйственно — правовой;
3.судебной ипрокурорско-следственной;
4.следственно-криминалистической.
В соответствии с этимиспециализациями были построены типовые учебные планы всех юридических вузовстраны.
Новый важный шаг вразработке модели квалификационного паспорта юриста был сделан Харьковскимюридическим институтом (ныне Национальная юридическая академия Украины). Вквалификационной характеристике выпускника юридического вуза по специальности «Правоведение»(1989) было выделено две части:
общая — содержит исходныеположения о профессии юриста;
особенная — содержитсоциальную характеристику деятельности юриста-профессионала по такимспециальностям: юрисконсульт, судья, прокурор, помощник прокурора, следователь,адвокат.
Университетом внутреннихдел МВД Украины (г. Харьков) в 1994 — 1997 годах была утвержденаквалификационная характеристика специалиста — выпускника таких специальностей — следственно-криминалистическая (следствие в органах внутренних дел),информационно-аналитическая (обеспечение деятельности Органов внутренних дел),оперативно- экономическая — финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит,административный менеджмент, информационные системы в менеджменте, практическаяпсихология, социальная работа, правоохранительная деятельность.
Как правило,квалификационная характеристика излагается по трем пунктам:
1. Общие требования:выпускник должен совмещать широкую фундаментальную, научную и практическуюподготовку, досконально владеть своей специальностью, быть способным к быстромуосвоению новых направлений в правоохранительной деятельности, беспрерывнопополнять свои знания, оценивать исторические и современные процессы вэкономике государства, обладать диалектическим мышлением, профессионально икомпетентно решать задачи по охране общественного порядка, свободно владетьписьменно и устно государственным языком, иметь развитое чувство профессиональногодостоинства и социальной ответственности, а также испытывать потребность впостоянном самообразовании и профессиональном совершенствовании;
Должен знать: законы,правовые дисциплины и дисциплины специализации, принципы и функциипрофессионально — правовой деятельности, ее методику и тактику, своиполномочия, государственный язык, национальный язык региона и его национальныетрадиции;
Должен уметь: применятьна практике знания права, принимать решения и организовывать их выполнение,организовывать свою деятельность, заниматься самообразованием с целью повышениясвоей квалификации, владеть табельным оружием, пользоваться вычислительнойтехникой, автотранспортом и машинописью и др.
Позитивная значимостьэтой квалификационной характеристики заключается в конкретизации применительнок каждой специальности объема знаний и практических навыков (умений)выпускника.
Выпускнику юридическоговуза должны быть созданы условия для формирования профессионализма по такимвидам культуры:
— психологическаякультура предполагает знание психического состава личности, умение пользоватьсяпсиходиагностикой в процессе общения при рассмотрении юридического дела;
— политическая культураозначает знание политической стратегии и тактики государства, ведущихполитических партий и движений, умение пользоваться всеми способамиполитической деятельности и быть политически активным;
— профессионально-правоваякультура предполагает глубокое знание системы права и законодательства, умениепользоваться всей совокупностью правовых средств при разборе любогоюридического дела;
— этическая культураозначает усвоение гуманистических принципов морали, умение имируководствоваться в процессе профессиональной деятельности;
— эстетическая культуравыражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста,эстетическом виде оформляемых им документов и др.