Курсовая работа
Тема работы
Роль журналистикив повышении общего уровня культуры населения
Содержание
Введение
1. «Функции журналистики»
1.1 Общая характеристика функций СМИ
1.2 Культуроформирующие функции
1.3 Идеологические функции
1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции
2. «Роль»женского журнала” в повышении уровня культуры населения”
2.1 Общая характеристика «Женского журнала»
2.2 Журнал и его роль в повышении культуры
2.3 Принципы работы культуроформирующих изданий
Выводы
Литература
Введение
В конце ХХ столетиякультура стала самой модной темою для дискуссий, как в научной среде, таки в не её. Это произошло потому, что культурой пронизаны все сферы нашего коллективногосознания, подсознания, памяти, социальной деятельности. Она абстрактно существуетв привычках группы, морали, традициях, ценностях и идеях.
Значительную роль в повышениикультуры населения играет журналистика.
Ежедневно миллионы газет попадаютв руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают эфир, донося до слушателейновости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутниковделают нас свидетелями событий в разных странах мира.
Значение печати, радио и телевиденияв современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструментвоздействия, охватывая своим влиянием огромное количество людей.
Целью нашего исследованияявляется проследить на примере «Женского журнала» влияние журналистикина общество, а именно её значение в повышении культуры.
Раскрытие данной темы будетпроводиться в курсовой работе поэтапно. Работа состоит из следующих разделов: введения,теоретического раздела 1, практического раздела 2, заключения и приложений. В разделе1 «Функции журналистики» мы исследуем роль журналистики в современномобществе. При этом теоретическая часть исследования основывается на фундаментальныхработах Ворошилова, Корконосенко, Михайлина, Гуревича, Прохорова, а так же на актуальныхисследования Мрочко, Джеймса Лалла. Теоретические исследования воплощены на практикев разделе 2 «Роль „Женского журнала“ в повышении уровня культурынаселения». Данный предмет исследования был выбран для того, чтоб установить,как именно большинство женских журналов повышают культуру своих читателей.
В качестве основных целейнашего исследования выделим следующие:
– классифицировать функциижурналистики;
– описать влияние СМИ на население;
– установить роль женскихжурналов в повышении уровня культуры читателей.
В разделе 1 «Функции журналистики»мы рассмотрим роль средств массовой информации в современном обществе. А так жефункции СМИ как закономерные связи, которые реализуются в форме тенденций,степень их реализации и особенностей потребления информации аудиторией.
В разделе 2 «Роль „Женскогожурнала“ в повышении уровня культуры населения» мы рассмотрим общую характеристикуиздания, его влияние на аудиторию. Кроме этого мы проанализируем принципы,которых должно придерживаться издание, чтобы стать культуроформирующим.
Данная работа может бытьполезна студентам факультета «Журналистики», начинающим журналистам.
Ключевые слова: функция, цель,журнал, идеология, культура, рекреация, коммуникация.
1.«Функции журналистики»
1.1 Общая характеристика функцийСМИ
Как любой социальный институт,СМИ занимают определенное место в системе других социальных институтов и выполняютсвои специфические задачи в общественно-политической жизни общества.
«Функции (лат. functio – „обязанность,назначение, характер деятельности, исполнение, обязанностей“) журналистикихарактеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельностив обществе» [16, С. 53].
Для определения и выяснения функциональныхзадач СМИ в обществе необходимо определиться в категориях данной проблемы теориимассовой информации, которые можно свести к двум основным:
1)СМИ как социальныйинститут, включающий в себя и совокупность других подсистем;
2) СМИ как сфера деятельности, котораяподразумевает совокупность результатов, достигнутых в итоге этой деятельности.
В рассмотрении проблем, связанных с функциямиСМИ, будут подразумеваться оба существующие определения системы СМИ, хотя здесьболее важен второй подход.
«СМИ являются подсистемой целостнойсистемы общества, состоящей из совокупности элементов, выполняющих ряд функций какпо отношению к системе, так и по отношению друг к другу. Одним из таких элементови являются СМИ как социальный институт, выполняющий определенные виды деятельности,которые характеризуются прежде всего совокупностью задач,решаемых с помощью СМИ» [13, С. 186].
«Функция СМИ – это не что иное, какее предназначение в обществе на данном этапе общественного развития. ДеятельностьСМИ тем плодотворнее, чем яснее осознаны социальные функции, объективное социальноепредназначение, без навязывания им задач, которые не отвечают природе журналистики»[13, С. 186].
Знание функций – это совокупность представленийо назначении, средствах, организации в свете ожидаемых необходимых результатов деятельности.
Поскольку, любая деятельность человека всегда целенаправленна,а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельностис ее функциональной стороны можно представить следующим образом:
/>
Цель – это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можнос помощью релевантных средств,эффективно используемых. Область сущностных целей лежит в сфере, информационногообслуживания массовой аудитории и социальных институтов.
Поскольку всякая человеческая деятельностьпредметна и многофункциональна, то и деятельность СМИ конкретизируется в различныхфункциях. Эти функции связаны между собой, дополняют друг друга и вместе образуютзвенья целостной системы функций. Находясь в постоянном взаимодействии, они реализуютсяв различных формах. Следовательно,представление о реальнойроли СМИ в обществе можно составить лишь тогда, когда ее деятельность рассматриваетсякак деятельность целеполагающая, совокупная, коллективная, когда выводы делаютсяиз общего содержания и результатов функционирования всех ее видов и форм.
«Отсюда исследователи СМИ делаютвывод о необходимости системного анализа их функций. Более того, анализ функцийследует проводить одновременно с выявлением механизма их взаимопроникновения и взаимодействия,форм и методов деятельности СМИ. Системный подход к определению функций полностьюсогласуется с методологическим положением о том, что любая система имеет свои предпосылкии что в процесс развития она превращается в целостность» [13, С. 188].
Анализ сущности и системы функций СМИ,их взаимосвязей, взаимодействия с социальной средой и реализации в обществе позволяетсделать ряд обобщающих выводов, крайне необходимых для понимания места, роли и назначенияСМИ:
1. Влияние СМИ на общество отражает такоеположение вещей, при котором, с одной стороны, оно обусловлено закономерностямифункционирования и развития общества в целом, условиями их деятельности. СМИ самиявляются условиями обеспечения определенных системных качеств общества. С другойстороны, влияние обусловлено свойствами самих СМИ – освоением предмета и интересамиобщества.
«Система СМИ, как и любаядругая система, неразрывно связана с объективными условиями своего существования:материально-техническими, экономическими, социально-политическими, условиями духовнойжизни, определяющими их функции и типологические признаки» [13, С. 190].
При помощи категории функции из множествафункциональных связей СМИ на первый план выдвигаются те, которые являются первоочереднымина данный период времени с точки зрения участия СМИ в жизни общества. Они опосредуюти определяют другие функциональные связи СМИ как социального института.
2. Функции СМИ по отношению к обществупредставляют собой аспект сознательной, целесообразной журналистской деятельности.Категория функции выявляет олицетворяемую ими функциональную связь как объективную,закономерную. Эта связь не реализуется сама собой, вне человеческой деятельности.
По мнению специалистов, изучающих журналистику,роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистикив познании окружающего, выработке человечеством ценностных ориентаций, социализацииличности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают ее регулятивноеи контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защителюдей и снабжении каждого утилитарными сведениями, указывают на гедонистическоезначение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей.
Предварительным и обязательнымусловием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установлениеконтакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиториейи социальными институтами. Общеизвестно, что исходнойфункцией журналистикиявляется коммуникационнаяфункция (лат. communicatio – «путьсообщения») – функция общения, налаживания контакта. Не случайно журналистикучасто называют «средством массовой коммуникации», или mass media.
«Для взаимоотношенийс массовой аудиторией первостепенное значение имеет информационное обслуживаниемассового сознания и, прежде всего, общественного мнения» [16, С. 56]. Этагруппа функций может быть названа социально ориентирующей или идеологический.
Рядом и в прямой связи с идеологическимифункциями «располагаются» культуроформирующие функцииСМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическоеобразование, этическое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаныс идеологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формированиекультуры поведения, пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культурыдосуга и т.д. значительно слабее связаны с идеологической деятельностью.
Как бы на периферии системыфункций находятся и такие области деятельности, как рекламно-справочная, удовлетворениеутилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории.
Наконец, следует назвать такую«всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная.Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех другихфункций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются,смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение,радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которыевыполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлекательными».
Последовательность выполненияинформационной политики издания и программы предполагает органическое единство всоотношении и способах реализации всех функций требует их взаимодействия наоснове единой позиции.
Таким образом, всем СМИ свойственны единые функции,обязанность выполнить объективное предназначение журналистики, но реально они выполняютсясвоеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.
Мера и характер информированности зависит,прежде всего, от того, как журналисты понимают и реализуют идеологическую функциюСМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.
1.2 Культуроформирующие функции
Культура как явление многозначнои ему сложно дать научное определение, которое могло бы достаточно точно вскрытьего столь подвижную и труднофиксируемую сущность. «Культура (лат. cultura – „возделывание,воспитание, образование, развитие“) – это выраженный в созданныхлюдьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьмиуровень развития общества и составляющих его групп, слоёв, отдельного человека сего творческими силами и созидательными способностями» [16, С. 72]. Уровенькультуры – это степень возвышения человека и общества над исходным состоянием. Усвоениекультуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводитеё и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований,норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование её поведения.
Культуроформирующая функция журналистики,следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества,участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей,воспитывать людей на образах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннемуразвитию человека.
Идеологическая деятельность журналистики,направленная на формирование массового сознания, также способствует формированиюкультуры личности, группы, народа, общества в целом. «Но в силу специфики своейзадачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель –введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массына стороне той или иной силы – носителя идеологии. Поэтому культура, формируемаяв процессе идеологической деятельности, – это культура, нацеленная прежде всегона формирование определенно по отношения к современным явлениям и далее – на формированиемотивов и стимулов социальной активности, поэтому и акцент в идеологическойдеятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматическойнаправленности, на формирование, гражданской активности» [16, С. 73].
Культуроформирующая функция журналистикине имеет такой жесткой прагматической направленности, ее цель – обогатить внутренниймир человека как само ценной личности.
Это обязывает журналиста знать сферы культурныхпристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.
Разумеется, деятельность журналиста можетбыть направлена на расширение или преобразование интересов своей аудитории, но главнойего задачей все же остается высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений,стремлений и увлечений, сформировавшихся на базе ее собственного выбора.
На первом месте из выбираемых обществомсфер культуры стоит, как правило, художественная культура – литература, изобразительноеискусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразныеотрасли фундаментальных и прикладных наук. Вся эта высокая художественная инаучно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных,просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевиденияи радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта идосуга, даже этикета и т.д.
Заботясь о духовном развитии личности,журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовойкультуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитыйили извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формированиедействительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлиннойкультуре.
1.3 Идеологические функции
В прямой связи с культуроформирующимифункциями журналистики находятся функции идеологические. «Термин „идеология“(греч. idea – „мысль, понятие“ + logos – „слово,учение“) обозначает учение об идеях, т.е.не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание,что понятие „идея“ постепенно переосмыслялось и стало, в конце концов,обозначать с одной стороны, знание о каком-то предметеили явлении, соединенное, с другой, со стремлением к действию»[16, С. 58]. Между носителями различных идеологий возникаетборьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого термина «идеология»,относительно места идеологии в жизни ее отношений с наукой и т.д.
«Идеология– это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальныепроблемы и способы их разрешения, опредёляются цели и средства социальной деятельностигосударственных образований и общественных объединений по поддержанию statиsquoили преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии» [16, С. 59].
Столь важная роль идеологических представленийв массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования.И возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в решающей мере определяетсяобщественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности.При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль ирасширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.
«Журналистика разныхсоциальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить всвоей аудитории определенный тип сознательности какединства сознания и самосознания» [16, С.60].
Формирование сознательности, выработкаидеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей,так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своейцелью всестороннюю социальную ориентацию большихгрупп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, таккак имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены вжизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характерупроизведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановкуи тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовойаудитории.
«Социальная ориентация – это умениеразбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствиис этим определять свое к ним отношение, вырабатывать, позицию, цели, направленияи характер деятельности» [16, С. 60].
Следовательно, ориентированность включает,во-первых, осознание того, чтосуществует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности,представляет аудитории широкую панораму действительности. Во-вторых, ориентированностьв исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших иболее далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В-третьих, в ходеориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалияминастоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть». В-четвертых,ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм – тех способах,методах, средствах,применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективныхцелей, приблизит «желаемое будущее».
«Таким образом, ориентирование осуществляетсяв том же русле, что и информирование, ведь информационный процесс и организуетсяради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной,валюативной и нормативной информации» [16, С. 61].
Идеологическаяориентирующая деятельностьСМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает всестороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания.
Массовое сознание формируется и как самоориентациягрупп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовойинформацииприродой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовымсознанием.
Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой,было четко целенаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознанияи особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей.От знания особенностей строения массового сознания в решающей степени зависит характертворческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждымиз них.
«По аналогии с резерфордовой модельюатома структуру массового сознания можно представить как совокупность четырех взаимодействующихспецифических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания иобщественногомнения» [16, С. 63].
В своей идеологической деятельности журналистикаобращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материаламизданий и программ.
В структуре сознания фундаментальную рольиграет мировоззрение.
«Мировоззрение – этопризма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненноважные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросовбытия» [16, С. 64]. Поэтому формирование мировоззрения главная задача всехформ идеологической работы.
«Миросозерцание – такжеобобщенная „модель действительности“, дающая принципиальные ориентиры,но модель, построенная не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоциональнообразных средств» [16, С. 65].
Журналистика участвует также в формированииисторического сознания масс – представленийоб историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества,различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники ит.п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящими будущим.
«Если мировоззрение имиросозерцание – компоненты „ядра“ массового сознания, то историческоесознание составляет как бы область перехода от „ядра“ к „оболочке“– общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественноемнение по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления,события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на всето, что составляет живую ткань текущей историив ее конкретных характерных проявлениях» [16, С. 67].
Следующий важный вопрос, накотором необходимо остановиться:в чем специфика взаимоотношений журналистики смассовымсо знаниемкак своим «контрагентом»?
Журналистика функциональнозначима для всех слагаемых массовогосознания, что она обслуживает все егокомпоненты. Однако в целом в силу своего специфического места в системе идеологическихинститутовглавное внимание журналистики обращено к общественному мнению.
Сущность идеологическихфункций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитиюсознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейсяв формировании всех компонентов, массового сознания при акцентированном вниманиик задачам по развитию и активизации общественного мнения.
В соответствии с характером и структуройидеологических функций находятся и творческие формы деятельности в журналистике.Главным типам творчества, используемым в журналистике, является публицистика. Именнопублицистический тип отображения действительности и передачи социальной информациисформировался в связи с нуждами обслуживания общественного мнения. Широко используетсятакже и научный тип творчества, поскольку журналистикарешает задачи по формированию мировоззрения, что невозможно без строгого научногоанализа. Для формирования миросозерцания используется художественный типтворчества,обеспечивающий создание эмоционально-образных представлений о характерныхперсонажах и обстоятельствах жизни общества. В силу своеобразия иполиструктурности исторического сознания для создания обращенных к нему произведенийиспользуются публицистический, научный и художественный типы творчества.
1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции
Как бы на периферии системы функций находитсяи такая область деятельности, как справочная, которая выполняет удовлетворение запросов,связанных с миром увлечений разных слоев аудитории. К справочным материалам в журналистикепримыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах,способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистикус первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущееместо в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама являетсяи огромным источником средств для журналистики.
Журналистика несет и рекреативную (лат.recreatio– «восстановление», creatio – «становление»)функцию, которую называют так же гедонистической, развлекательной или функцией релаксации.Ее цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятногозаполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укреплениядушевного покоя и равновесия.
Рекреация способствует развитию интеллекта,мыслительной деятельности. При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальныйуровень и направленность материалов журналистики.
Таким образом, журналистика для своейаудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности,обеспечению рекламно справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию.«Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определенииформ реализации требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействияна аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствуетвыполнение по возможности ряда этих функции одновременно в одном произведении, хотя,разумеется, возможны и иные решения» [16, С. 77].
Функции журналистики – общие основы деятельностидля всех СМИ. Однако реализуются они своеобразно по содержанию в зависимости отсоциальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различныхобщественно-политических ориентаций. «Функции СМИ как объективные, закономерныесвязи реализуются в форме тенденции, через диалектику сущности и явления, объективногои субъективного, необходимости и случайности и степень их реализации зависит отмногих факторов, в том числе от сознательности выбора и особенностей потребленияинформации аудиторией» [13, С. 192].
2.«Роль „женского журнала“ в повышении уровня культуры населения»
2.1 Общая характеристика «Женскогожурнала»
Средства массовой информациииграют большую роль в познавании мира, в обеспечении динамичного общения и в поддержаниисоциального равновесия.
Большинство исследований современности,прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемамувеличению роли СМИ в повышении культуры реципиентов. Одной из функций культурыявляется коммуникативная.Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковыхсистем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждаетсяв общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координациясложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой,осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватныеусловиям жизнедеятельности людей.
В качестве объекта для изучениякоммуникативной функции культуры нами был выбран «Женский журнал» как типичный представительбольшого рынка женских периодических изданий. Прежде, чем начать рассматривать роль«Женского журнала» в повышении уровня культуры населения, следует проанализироватьобщую характеристику издания.
Журнал – это периодическоеиздание, имеющее аналитический характер информации и ярко выраженную специализированнуюаудиторию.
«Женский журнал»является всеукраинским изданием. Тематическая группа издания – развлекательная.Но отнести издание полностью к определённой группе нельзя. «Женский журнал»можно причислить частично и к культурологической, и к литературно-художественной,и к рекламной группе. Если бы периодическое издание относилось только к развлекательнойтематической группе, то в нём были бы в основном истории из светской хроники, анекдотыи прочее. В издании, кроме этого, так же присутствуют серьёзные и поучительные материалы.
«Женский журнал»является аполитичным периодическим изданием, так как политическим силам нет никакогосмысла поддерживать женский журнал такой тематики.
«Женский журнал»не богат на тематически разнообразные рубрики и их оригинальность. Журнал в основномрассказывает о моде, психологии, красоте и здоровье. Все эти темы тесно переплетаютсямежду собой и присутствуют практически в каждом женском издании.
В отдельных материалах изданияприсутствует глубина и аналитичность. Журналисты не ограничиваются изложением фактов,они стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, предложить своё виденьерешения проблемы. Материалы посвящены актуальным проблемам и явлениям современнойжизни. О точности и достоверности материалов судить сложно, потому что в «Женскомжурнале» представлено слишком мало фактов. Журналисты в основном используютаналитические жанры. Но, если рассматривать журнал в целом, то материалы не являютсяглубоко познавательными, так как они в большей степени рассчитаны на релаксацию.
Многие материалы в «Женскомжурнале» оригинальны. Это в большей степени зависит от того, что в журналепреобладают аналитические жанры. В «Женском журнале» много постоянныхавторов-ведущих рубрик. Материалы этих авторов отличаются особой оригинальностьювзглядов. Они интересны читателю тем, что привычные повседневные вещи и явленияжурналисты представляют в совершенно необычном контексте.
Новизной сообщаемых сведений«Женский журнал» не отличается, так как большинство материалов имеют аналитическийхарактер. Следовательно, факты не так уж важны.
«Женский журнал»во многом соответствует запросам читателей. Но журнал можно было бы разнообразить,добавив больше фактов об открытиях в каких-либо областях, которыми интересуютсяженщины. Такие бы факты привлекли бы большее количество читателей.
2.2 Журнал и его роль в повышениикультуры
Проанализировав общую концепциюиздания, можно перейти к следующему пункту нашего исследования – роль «Женскогожурнала» в повышении уровня культуры населения.
На наш взгляд, в первую очередьнужно рассмотреть общий рынок массовых популярных журналов, для того, чтобы понятькакую нишу занимает в нём «Женский журнал».
Размеромрынку принято считать всё население Украины в возрасте от 16 лет и старше, что составляетбольше 27 миллионов особ. Следовательно, количество потенциальных потребителей достаточновелико. Фактическая же аудитория меньше, поскольку каждый журнал имеет свою целевуюаудиторию, которая формируется в зависимости от тематики журнала, его цены и т.п…Следует обратить внимание на тот факт, что если на Западе количество читателей одногоэкземпляра популярного журнала редко превышает пять особ, то в Украине вполне нормальнойсчитается ситуация, когда один номер издания читают 10 и более человек. Как показываютисследования, количество людей, которые читают журналы, достаточно стабильна и ограничена.Общая аудитория читателей журналов повышается значительно медленнее, чем общий тиражизданий на рынке. Поэтому выход нового журнала приводит скорее не к увеличению рынказа счёт завоёванных сегментов, а к повышению количества изданий, которые впитываютсяуже существующими сегментами. Другими словами, достаточно вероятно, что человек,который читает журнал, будет знакомится ещё с несколькими изданиями.
Из этого можно сделать вывод,что конкуренция у «Женского журнала» достаточно велика. Поэтому он долженобладать качествами, которыми смог бы обратить на себя внимание большего количествачитателей. Но, на наш взгляд, данное периодическое издание не обладает ярко выраженнымиотличительными чертами.
«Женский журнал»,как и большинство массовых популярных женских изданий Украины, не ставит своей цельюповышение уровня культуры населения. В большей степени он несёт рекреативную функцию.
Как было сказано в теоретическойчасти нашего исследования, культуроформирующая функция журналистики заключаетсяв том, чтобы, участвовать в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей,тем самым, способствуя всестороннемуразвитию человека.«Женский журнал» имеет ряд разделов, которые можно отнести к культуроформирующим:«Релакс», «Nota bene», «Мужчина и женщина». Но нельзясчитать, что эти разделы целиком направлены на повышение культуры, в большей степениони являются рекреативными. Рассмотрим данные разделы.
Наиболее культуроформирующимявляется раздел «Релакс» (см. приложение В). Его рубрики часто меняются,но всё же постоянные рубрики присутствуют. Хотя релаксация – это расслабление, нов данном случае, это ещё и повышение интеллектуального уровня. Основные из них это«Литература», «Музыка», «Кино», «Театр».Рубрики освещают новинки в данных областях. Мы считаем, что между культурой и искусствомсуществует взаимосвязь. Искусство – это художественное творчество в целом – литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка,танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемыев качестве художественно-образных форм освоения мира. Понятие же «культура»употребляется для характеристики специфических сфер деятельности или жизни; в болееузком смысле – сфера духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результатыдеятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности.Следовательно, понятие «искусство» и «культура» тесно переплетаютсямежду собой. Этот раздел формирует и обогащает внутренний мир реципиентов. Вот почему,на наш взгляд, «Релакс» наиболее повышает уровень культуры читательниц,так как соответствуют культурным пристрастиям и увлечениям аудитории, снабжая еёсоответствующей информацией.
Следующий раздел, которыймы рассмотрим, – «Nota bene» (см. приложение Б). Он содержит практическиесоветы по психологии, здоровье, религии. «Nota bene» ставит своей задачейразвитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовныхусловий, формирования нравственно развитой, духовно богатой личности. Он важентем, что вмещает в себе большое количество информации из области медицины испорта, что тоже играет большую роль в познании окружающего мира.
В определённой степени к культуроформирующимможно отнести раздел «Мужчина и женщина» (см. приложение А), так как внём осуществляется рассмотрение психологических проблем. По поводу поставленныхвопросов высказывают своё мнение различные люди, которые располагают широкимспектром знаний в области психологии и социологии.
Мы считаем, что «Женский журнал»ограничивается этими тремя разделами, которые в определённой степени повышают уровенькультуры аудитории.
1.3 Принципы работы культуроформирующихизданий
Каждое издание, для того, что повыситьстепень культуры своей аудитории, должно придерживаться определённых принципов.
Безусловно, тематика периодических изданийне может быть полностью направлена на изменение интересов аудитории, но всё же стоитстремится к повышению культуры. Такой процесс не должен быть слишком резким, таккак издание может потерять всех своих постоянных читателей. Такой переход долженосуществляться постепенно, из номера в номер. Последовательное применение принципакомплексности позволит повышать информационную насыщенность публикуемых материалов,разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие, как на рациональную,так и на эмоциональную сферу личности, целенаправленнее и эффективнее влиять наее духовный мир. Таким образом, журнал сможет поднять уровень культуры свой и своихчитателей, тем самым, заслужив уважение среди других изданий.
Наряду с предыдущим принципом комплексностив повышении эффективности влияния журнала на духовную жизнь людей нужно применитьпринцип спецификации, который ориентируется на учёт особенностей каждого из средствидеологического влияния, на поиск оптимальных воздействий присущих ему языка, форми средств передачи материала на человека. Если не учесть этот принцип, издание можетстать либо неинтересным для своих читателей, либо быть абсолютно бесполезным с точкизрения повышения культуры. Для «Женского журнала» в определённой степенихарактерен второй вариант. Мы не утверждаем, что издание совершенно не повышаеткультуру, но процент культуроформирующей информации незначителен.
Так же для повышения эффективности воздействияна культурную жизнь аудитории следует иметь в виду то, что средства СМИ не только не являются единственнымисточником информации, но составляют своегорода «вторичное» образование,базирующееся на таких первичных системах социального информирования, как социальныйопыт личности и неформальное межличностное общение. «Женский журнал» придерживаетсяэтого принципа. Это, на наш взгляд, один из основных плюсов данного периодическогоиздания.
Изучение путей повышения эффективностивлияния средств массовой информации на культуру личности может быть продуктивнымтолько при углубленном изучении с применением методов и средств конкретного социологическогоисследования, реальных процессов взаимодействия различных источников информации,в частности, взаимодействия СМИ, с одной стороны, с социальным опытом, а с другой– неформальным межличностным общением. Поэтому в изданиях должны работать квалифицированныепсихологи, которые бы проводили определённые социологические исследования. Данныйметод работает во многих современных периодических издания. Рассматривая «Женскийжурнал», необходимо отметить то, что он в этом случае тоже не является исключением.Это качество ярко выражено в его постоянных разделах «Nota bene» и «Релакс».
Следовательно, можно сделатьвывод, что редакция «Женского журнала» не ставит своей целью повышениеуровня культуры своих реципиентов. Как и большинство женских журналов, данное изданиене считает, что современным женщинам будет интересно читать о литературе, живописи,театре. Хотя данные материалы иногда появляются на страницах издания, но это большаяредкость. Журнал ограничивает свои рубрики материалами о моде, популярных людях,бытовых вещах.
Данная проблема становитсявсё острее. Женщины не могут получать информацию, которая бы повышала их уровенькультуры, из массовых популярных изданий. Конечно, нельзя отрицать тот факт, чтосуществуют периодические издания, несущие культурологическую функцию, но практическивсе из них специализированные. Таким образом, если всё также будет продолжатьсяи дальше, то возможно появления следующей проблемы: деградация личностей женщинпутём сведения их культурного уровня к минимуму.
Рассматривая проблему с этойстороны, можно говорить в какой-то степени о дискриминации. Если взять во вниманиямужские периодические издания, то разница очевидна: мужских изданий, повышающихинтеллектуальный и культурный уровень, намного больше, нежели женских. Таким образом,женщин ущемляют в правах, не давая возможности развиваться их умственному и культурномумиру. Разумеется, нельзя говорить о полном отсутствии подобных изданий, но следуетучесть тот факт, что их количество ограничено.
Женщины начала XXI века намногоотличаются от женщин, живущих в XX столетии. Периодическим изданиям нужно обращатьна это особое внимание. Рассматривая «Женский журнал», нельзя сказать,что он во многом похож на журналы советских времён, его материалы в большей степениблизки к материалам постсоветского периода: женщин перестали видеть в ролях домохозяек,но не дали им возможностио не дали им, чтобыразвиваться ролях зать, что он во многом похож на журналы совецких времён,чтобы развиваться интеллектуально и культурно. В тот период представительницы слабогопола чаще всего были либо безработные, либо работали на самых малооплачиваемых должностях.Также существовала альтернатива стать женой преуспевающего бизнесмена. Верхом женскойсамостоятельности можно считалась карьера в модельном бизнесе, но опять же толькодо счастливого замужества. Сейчас всё изменилось: женщины стали занимать руководящиепосты, создавать собственные фирмы. Но общество ещё не совсем приняло эту идеологию,многие либо не принимают, либо противятся этому. В советские времена всепривыкли к женщине «домашнему очагу» и «идеалуматеринства». Вроде бы вполне благое намерение: женщина действительно должнаиметь возможность уделять больше времени детям, мужу и дому. Однако на практикеэто привело к почти полному вытеснению слабого пола из деловой и общественнойжизни.
Следовательно, общество вопределённой степени само виновато в том, что интеллектуальный и культурныйуровень женщин считается более низким, чем мужчин. Задача периодических женскихизданий состоит в том, чтобы поднять этот уровень, чтоб вывести женскуюполовину населения на один уровень с мужчинами. И это станет возможным лишьтогда, когда издания начнут придерживаться всех принципов, приведённых в началераздела.
В практическом разделенашего исследования мы пришли к выводу, что периодические женские журналы неставят своей целью повышение общего уровня культуры аудитории. В частности«Женский журнал» содержит лишь небольшое количествокультуроформирующих материалов, что практически не обогащает внутренний мирреципиентов.
Выводы
Все цели и задачи,поставленные в начале нашего исследования, мы выполнили в данной курсовойработе. Мы классифицировать функции средств массовой информации, описатьвлияние журналистики на аудиторию, установили роль женских журналов в повышенииуровня культуры читателей.
Так же мы выполнилиосновную цель нашей работы: проследить на примере «Женского журнала»влияние журналистики на общество.
В теоретическом разделе «Функциижурналистики» мы занимались исследование роли журналистики в современном мире.Так же разобрали роль средств массовой информации в современном обществе.
В практическом разделе мырассмотрели общую характеристику «Женского журнала», его влияние нааудиторию, роль издания в повышении общего уровня культуры населения. А так жеразобрали принципы работы культуроформирующего издания.
В практической частиработы мы доказали, что одной из основных целей периодических изданий должноявляться обогащение интеллектуального и духовного мира реципиентов.
В конце нашегоисследования мы пришли к выводу, что большинство периодических женских изданийне ставят своей целью повышение культуры населения, что приводит к понижению умственногои духовного уровня аудитории.
Литература
1. Богомолова Н.Н. Массоваякоммуникация и общение. – М.: Знание, 1988.
2. Воробьёв А.М. Средствамассовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции,противоречия. – Екатеринбург, 1998.
3. Ворошилов В.В. Журналистика.Базовый курс. Учебник. 5-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
4. Ворошилов В.В. Результативностьжурналистики: конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
5. Горохов В.М. Основыжурналистского мастерства. – М.: Москва, 1989.
6. Гуревич С.М.Номер газеты. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.
7. Игнатов Н.Г., МотковС.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестн. Моск. ун-та.Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1
8. Ионин М.Г. Социологиякультуры. – М.:1998.
9. Корконосенко С.Г.Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2001.
10. Корконосенко С.Г.Основы теории журналистики. – СПб., 1995.
11. Лалл Джеймс Медіа,комунікації, культура. Глобальний підхід. – К.: К.І.С., 2002.
12. Менделеев А.Г. СМИв современном обществе. – М., 1993.
13. Мрочко Теория и практикамассовой коммуникации. – М.: 2006.
14. Михайлин Основижурналістики: Підручник. Вид. 3-е доп. і поліпш… – К.: ЦУЛ, 2002
15. Нагронова У.А. Социокультурноезначение технических средств массовой коммуникации в жизнедеятельности общества(на примере телевидения): Автореф. дис…. канд. филос. наук. – М., 1996.
16. Прохоров Е.П. Введениев теорию журналистики. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика».– М.: Аспект Пресс, 2003.
17. Свитич Л.Г. Профессия– журналист. – М., 1996.
18. Шостак М.И. Журналисти его произведения. – М., 1998.
19. www.internews.ru