–PAGE_BREAK–
3.1 Принципы финансового контроля
Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, основными из которых являются следующие принципы: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий и системности.
Принцип законности – один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. В качестве публично-правовой основы выступает законодательная и нормативная база, регламентирующая контрольную деятельность в рамках проведения государственного контроля и аудита, а в качестве частноправовой основы — внутренние документы (устав, положения, приказы и т.д.) хозяйствующего субъекта и его уполномоченных лиц, регламентирующие организацию внутрихозяйственного (внутреннего) финансового контроля. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.
С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми. С другой стороны, можно говорить об относительной организационной и функциональной независимости контрольных органов. Финансовый контроль может быть результативным только при условии независимости уполномоченных органов и лиц от контролируемых субъекта или объекта, самостоятельности в выборе программы и способов реализации контрольный действий, в использовании предоставляемых контролирующим субъектам прав в области поведения контроля.
Объективностьфинансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий.
Под гласностьюи прозрачностью понимается общедоступность (публичность) результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации и результатов контроля, нормативно-правого и методологического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.
Финансовый контроль неразрывно связан с ответственностьюего субъектов, как контролируемых, так и контролирующих. Она наступает в случае нарушения ими норм финансового права и ненадлежащего исполнения обязанностей руководителями публично-правовых образований, предприятий и их подразделений, отвечающими за организацию финансовых потоков. В случае выявления контролирующими органами нарушений норм финансового права со стороны контролируемых субъектов последние несут административную, гражданско-правовую, уголовную и дисциплинарную ответственность. Должностные лица органов публичной власти несут также ответственность в соответствии с законами о государственной (муниципальной) службе и другими нормамиправа. При нарушении внутрихозяйственного порядка на уровне предприятия обычно наступает лишь гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др.
Финансовые санкции — это выраженные в деньгах меры ответственности (наказания) юридических лиц (их руководителей, должностных лиц) и физических лиц, виновных в совершении финансовых нарушений.
К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка операций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа активов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взимание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п. Финансовые санкции, устанавливаемые органами публичной власти (публично-правовые санкции), регламентируются нормами финансового права и применяются в бесспорном или судебном порядке, а финансовые санкции, налагаемые организациями на других лиц и своих работников (частноправовые санкции), регулируются соответственно условиями хозяйственных, гражданско-правовых договоров и внутренними документами (приказами руководителя и т.д.).
Принципа разграничения функций и полномочийпредполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения меду уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.
Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Информационное обеспечение финансового контроляпредставляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект и предмет контроля, используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета, др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», то есть ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, основной задачей которого является предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе, для осуществления контроля.
Правовое и методическое обеспечение финансового контролявключает в себя:
· законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;
· деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).
· стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);
· кодексы профессиональной этики;
· методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля и разъясняют способы практического осуществления конкретных процедур контроля.
Вывод:Объектом финансовогоконтроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики. Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.
4. Методы финансового контроля.
Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, мониторинга, надзора и различных типов проверок и ревизий, проводимых контролирующими субъектами. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляет процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.
Методы финансового контроля — наиболее содержательная часть контрольных процедур и действий.
Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль.
Необходимость выделения отраслей финансового контроля обусловлена структурным делением системы финансов на публичные и частнохозяйственные финансы, отличающиеся степенью централизации и правовой формой движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.
Формы финансового контроля непосредственно связаны с определенными его методами.
К основным методам финансового контроля обычно относят проверку, ревизию, обследование, надзор, монитор учет налогоплательщиков и некоторые другие.
Важное место в системе методов финансового контроля, особенно государственного, занимают финансовые проверки. Они представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности отдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемого субъекта с целью применения мер ответственности за допущенные и финансовые правонарушения. Финансовые проверки могут быть:
· камеральные (осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);
· тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
· повторные и встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предшествующих контролеров);
· документальные (анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовых документах и отчетности, фактическому наличию активов (имущества);
· плановые и внеплановые.
Обследованиепредставляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля сцелью определения целесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.
К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового контроля, как ревизия — комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполагает использование приемов документальных и инвентаризационных проверок. По сравнению с проверками ревизия позволяет собрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данныхучета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.
Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля. Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Тематическая ревизия осуществляется на определенную тему по деятельности однотипных субъектов и (или) по однотипным операциям, что позволяет выявить типичные нарушения недостатки при минимальных трудовых затратах и принять меры к их устранению. Сплошная ревизия предусматривает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период. Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы переходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным участкам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объемом документооборота и операций).
Надзор — это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольных действий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условий осуществления лицензируемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может повлечь за собой отзыв у организации лицензии.
Мониторинг представляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами.
Методом внутрихозяйственного (и одновременно объектом внешнего) финансового контроля выступает система бухгалтерского учета организаций, включающая производственно-хозяйственный, финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет, в частности, обобщает и систематизирует информацию о фактах финансово-хозяйственной жизни организации, что является одной из задач финансового контроля. Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль — две стороны единого учетно-контрольного процесса организации.
5. Органы государственного финансового контроля, их задачи и полномочия.
В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.
Состав и структура органов финансового контроля зависит от целого ряда факторов (государственное устройство, цели и задачи государственной политики на определенном этапе, др.). В Российской Федерации государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют (ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ); законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.
Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории.
В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление. Данное управление создано соответствующим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 и выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.
Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.
Министерство финансов РФявляется органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществляет наряду с другими функциями, функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, применение мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д.
Министерство финансов РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ», осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, Федерального казначейства.
Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.
Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате
РФ.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11 января 1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.
Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения федерального бюджета, который включает в себя: контроль своевременного исполнения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности, результативности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе и т.д.
В 2000 году создан Экспертно-консультативный совет при Председателе Счетной палаты РФ, целью создания которого является повышение эффективности экспертно-аналитической деятельности СП РФ, формирование научно-обоснованной государственной политики в области финансового контроля. Членами совета являются ведущие ученые, специалисты по финансово-экономическим вопросам и бюджетному процессу, представители субъектов хозяйствования и средств массовой информации.
Федеральная налоговая службаи ее территориальные подразделения осуществляют налоговый контроль — контроль соблюдения налогового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а также осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначений (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют с таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на таможенной границе, и с Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям руководствуется нормами уголовного права. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе, с органами таможенного контроля.
продолжение
–PAGE_BREAK–