«Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни»

Отдел образования Несвижского райисполкомаГУО «Средняя школа №1 г. Несвижа»Урок русской литературы в 9 классе«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни»Вельканец Н.Л., учитель русского языка и литературыГУО «Средняя школа №1 г. Несвижа»Несвиж, 2011 Урок русской литературы в 9 классеТема урока «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни».Задачи урока: – образовательная: помочь учащимся понять, почему роман А.С.Пушкина критик В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»; показать, как в произведении нашли отражение основные тенденции социально-экономического развития общества 19 века через изображение московского и петербургского дворянства, провинциальных помещиков, быта крестьян; – развивающая: формировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников, соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи, создавать устные монологические высказывания, развивать навыки работы с текстом; – воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории и культурному наследию русского народа; формировать у школьников системы общечеловеческих нравственных, эстетических и социальных ценностей.Тип урока: урок закрепления знаний.Форма урока: путешествие.Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация.Словарь эпохи: дровни, кибитка, сени, печь . Литературоведческие термины: сентиментализм, роман, энциклопедия, ложа, партер.Структура урока: Организационный момент. Актуализация полученных знаний. Вступительное слово учителя. Работа в группах. Физкультминутка . Защита работ в группах. Итоги урока Домашнее задание. РефлексияХод урока:I. Организационный момент. Задачи этапа: обеспечить обстановку для работы класса и психологически подготовить их к общению на предстоящем уроке.^ II.Актуализация полученных знанийПроверка домашнего задания. Чтение и обсуждение сочинений «Любимые страницы романа «Евгений Онегин». III. Вступительное слово учителя: Завершая свой роман свой роман в стихах «Евгений Онегин», А.С.Пушкин писал: Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне – И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. Поэт таким образом подчеркнул, что поэтическое творчество – это сложный и трудный процесс. Понять его мы пытались на протяжении нескольких уроков. Сегодня мы еще раз полистаем страницы удивительного романа, который никого не оставил равнодушным. Была у Пушкина, как у всякого русского человека, внешняя скромность. Но он знал себе истинную цену и через всю жизнь пронес верность лицейской юности. А девиз тот был: « Для общей пользы». Итак, для общей пользы мы отправляемся в путешествие по страницам романа, а в дорогу возьмем ряд терминов, а также некоторые слова эпохи великого поэта. (Слова записаны на доске, а их значение дается на мультимедийной установке) В нашем путешествии мы, конечно же, ограничены временем, поэтому нашими остановками будут следующие станции: географическая, историческая, фольклорная и искусствоведческая, а каждая станция – это группа единомышленников. Я предлагаю каждой группе, исходя из темы урока, сформулировать и записать себе в тетрадь задачи, которые будут путеводителем для ее участников. ^ IV. Работа в группах: 1-я группа – географы. Задача группы – «пройти» вслед за героями по дорогим их сердцу местам. 2-я группа – историки. Их задача – окунуться в историю почти двухсотлетней давности и проследить, как ее изобразил поэт в своем романе. ^ 3-я группа – фольклористы. Задача группы – показать связь романа с реальной жизнью простых людей.4-я группа – искусствоведы. Их задача – показать увлечение главных героев книгами, театром и проследить, как это связано с реальностью. Каждая группа готовит презентацию. В ходе урока группы работают над поставленной задачей, привлекая в каждом случае материал подготовленной презентации и текст романа.Физкультминутка ^ VI. Защита работ в группахПосле выступлений каждой группы учитель подводит итог работы.VII. Подведение итогов урока Сегодняшнее путешествие с Александром Сергеевичем Пушкиным по страницам романа подошло к концу. Как и во всяком путешествии, где –то мы останавливались подольше, к чему-то приглядывались повнимательнее. Но это не беда, ведь всегда можно вернуться в понравившийся уголок. Это было путешествие в мир русской культуры, в мир далекого прошлого русского народа. Чтобы знать настоящее, надо не забывать прошлое. ^ Домашнее задание Написать мини-сочинение «Чем заинтересовал меня роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или составить викторину по роману.IX. Рефлексия Учитель: Прощаясь с читателем, А.С.Пушкин писал: …Чего бы ты за мной Здесь не искал в строфах небрежных, Воспоминаний ли мятежных, Отдохновенья ль от трудов, Живых картин, иль острых слов, Иль грамматических ошибок, Дай бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца, для журнальных сшибок Хотя крупицу мог найти.Что вы нашли для себя в романе «Евгений Онегин»?