Роман АннаКаренина создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замыселпретерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись егосюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знаютмиллионы читателей, мало похожа на ее предшественницу из первоначальных редакций.От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышалее, делал
ее все более привлекательной. Образы же ее мужа и Вронского в первыхвариантах он носил другую фамилию изменялись в обратном направлении, т. е. духовныйи нравственный уровень их снижался.Но при всех изменениях, внесенных Толстымв образ Анны Карениной, и в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологииТолстого, одновременно и потерявшей себя , и невиноватой женщиной. Она отступилаот своих священных обязанностей матери и жены,
но у нее другого выхода не было.Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьбаее оказывается неизбежной. В образе Анны Карениной развиваются и углубляютсяпоэтические мотивы Войны и мира , в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой с другой стороны, в нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей
Крейцеровойсонаты . Сопоставляя Войну и мир с Анной Карениной ,Толстой заметил, что в первом романе он любил мысль народную, а во втором – семейную .В Войне и мире непосредственным и одним из главных предметов повествования былаименно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в АннеКарениной -преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производныеот общих социально-
исторических условий. Вследствие этого тема народа в Анне Карениной получила своеобразную форму выражения она дана главным образом через духовные инравственные искания героев. Мир добра и красоты в Анне Карениной гораздоболее тесно переплетается с миром зла, нежели в Войне и мире . Анна появляетсяв романе ищущей и дающей счастье . Но на ее пути к счастью встают активные силызла, под влиянием которых в конечном счете она и гибнет.
Судьба Анны поэтому полнаглубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства материи любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовьи материнское чувство-два великих чувства остаются для нее несоединенными. С Вронскиму нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным – как о безупречнойматери их сына, как о некогда верной жене.
Анна хочет одновременно быть и той идругой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину -Я всета же Но во мне есть другая, я ее боюсь она полюбила того, и я хотела возненавидетьтебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая,я вся . Вся , т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, которойона стала потом. Но Анне еще не суждено былоумереть.
Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успелаона также испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбиваянатура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смертиона понимала, что это было невозможно. Положение лжи и обмана она также не способнабыла более переносить.
Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем,как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границуи там забыть про все не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность,от которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился,а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в разлукес которым она никак не могла быть счастливой.
В России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживалараньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степенипримирить себя с на стоящим, прошло. Действительность теперь представала перед нейво всем своем страшном облике.По мере развития конфликта открывается смыслвсего происшедшего. Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, подразделяетее на три круга первый круг-это сослуживцы
Каренина, к которым она вначале питалапочти набожное уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к немувсякий интерес. Ей стало известно, кто закого и как и чем держится и кто и с кем и в чем расходится . Второй круг был тот,с помощью которого Каренин сделал свою карьеру. В центре этого круга стояла ЛидияИвановна. Первое время
Анна дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре,однако, он стал невыносим для нее. Это был кружок старых, некрасивых, добродетельныхи набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин . Анна поняла, что все онилицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и расчетливы. Аннапорвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Встречаясь с ним, онаоказалась втянутой в третий круг, центром которого была
Бетой Тверская. КнягиняБетой внешне противостоит Лидии Ивановне с ее набожностью. Бетой не скрывает своего вольного поведения, нособирается в старости стать такой же, как Лидия Ивановна. Поведение княгини БетойТверской и графини Лидии Ивановны это две стороны одной и той же медали. ПризнаниеБетой, что она в старости станет похожей на
Лидию Ивановну, бросает яркий свет наобраз жизни и ее самой, и Лидии Ивановны им обеим необходима маска лицемерия. Лицемернобыло все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей труднойсудьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья.Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный
и скрытый разврат. И неАнна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.Потеряв для себя сына, Анна осталась толькос Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, таккак сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему онатеперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но
Вронский с эгоистической природой немог понять Анну. Анна была с ним и потомумало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения.Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однакосуть дела заключалась в том, что поступками
Каренина, а затем и Вронского руководило благоразумие , как понимали его люди их круга поступками же Анны руководило еебольшое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с благоразумием .В свое время Каренин был напуган тем, что в свете уже заметили отношения его женыс Вронским и что это грозит скандалом. Так неблагоразумно вела себя Анна! Теперьобщественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в томже неблагоразумии
Анны. Впоместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической судьбыАнны Карениной. Анна,человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казатьсявполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя встречаДолли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу АнныТолстой рисует как два противоположных варианта судьбы русской женщины.
Одна смириласьи потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоженесчастлива.В образе Долли Толстой поэтизирует материнскоечувство. Ее жизнь – подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.Перед нами новый пример широты и глубиныосвещения и раскрытия Толстым судьбы своей героини.За несколько минут до смерти
Анна думает Все неправда, все ложь, все обман, все зло Поэтому ей и хочется потушить свечу ,т. е. умереть. Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когдагадко смотреть на все это?